Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития санаторно-курортного комплекса Санкт-Петербурга'

Проблемы и перспективы развития санаторно-курортного комплекса Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
938
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / RESORT COMPLEX / КУРОРТНАЯ СФЕРА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ / MEDICAL TOURISM / ГОСУДАРСТВО / STATE / УСЛУГИ / SERVICES / SCOPE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савкин Сергей Анатольевич

В статье рассматривается роль государственного регулирования санаторно-курортного рынка, а также перспективность развития предприятий, функционирующих в сфере оказания санаторно-курортных услуг в Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of the development of sanatorium-resort complex of St. Petersburg

This article discusses the role of the State regulation of sanatorium-and-Spa market, and the prospect of development of enterprises operating in the field of spa services in St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития санаторно-курортного комплекса Санкт-Петербурга»

Сергей Анатольевич СМШ1Н — аспирант кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. Заслуженного деятеля науки РФ Ю.А. Лаврикова СПбГУЭФ.

Автор 7 публикаций.

Область научной специализации — социальный туризм.

В 2009 г. окончил СПбГУЭФ

С.А. САВКИН

^ ^ ^

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Отечественный санаторно-курортный комплекс, характеризующийся большой социальной значимостью в дореформенный период, вступил, хотя и с некоторым опозданием, в систему рыночных отношений. Между тем использование рыночных концепций в управлении санаториями имеет свои сложности, обусловленные особенностями и высокой социальной ролью санаторно-курортного комплекса.

Коммерциализация курортной сферы, все более обостряющаяся конкуренция со стороны отечественных и зарубежных курортных центров усилили внимание к механизмам, обеспечивающим высокое качество курортного сервиса [8]. Многие проблемы санаторно-курортного комплекса Санкт-Петербурга носят общероссийский, системный характер. В числе таких проблем можно назвать:

• резкое изменение условий хозяйствования при отсутствии времени на адаптацию к ним собственников и менеджеров здравниц;

• изменение структуры и характера спроса на санаторно-оздоровительные услуги;

• неконкурентоспособность основной массы отечественных санаторно-оздоровительных услуг в условиях завышенных цен на товары и услуги естественных монополий;

• ухудшение финансово-экономического положения значительного количества здравниц, в том числе относящихся к приоритетным для государства;

• трудности с привлечением иностранных инвестиций, незаинтересованность банков в предоставлении долгосрочных инвестиционных кредитов, высокая учетная ставка, а также уменьшение бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на инвестиции.

Выжившие в рыночных условиях санатории, сменив собственников, форму хозяйствования и управления, вынуждены работать в жестких условиях формирующегося рынка. Оказавшись практически в равных условиях и обладая мало отличающимся от других участников рынка набором услуг, каждая санаторно-курортная организация вынуждена использовать новые подходы к управлению и обеспечивать прибыльность работы. В результате, преодолев негативные последствия проводимых экономических реформ, санаторно-курортный комплекс трансформируется в рыночную систему хозяйствования.

Однако сложившееся в настоящий момент положение в российском курортном деле вызывает серьезную тревогу как у специалистов, так и у населения ввиду нарастающих проблем в доступности санаторно-курортной помощи, ухудшения материально-технической базы ряда санаторно-курортных учреждений, проблем законодательного регулирования санаторно-курортной деятельности, отсутст-

ГРНТИ 06.71.57 ©С.А. Савкин, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра социал. наук, проф. В.П. Сигова.

вия стандартов санаторно-курортных услуг, подготовки квалифицированных кадров и других объективных причин [3].

Система санаторно-курортного обслуживания в стране рассредоточена между министерствами, ведомствами, общественными организациями и акционерными обществами. Отсутствие единой структуры определяет развитие санаторно-курортных учреждений без учета интересов многих заинтересованных сторон. Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо создать условия для обеспечения сочетания потенциальной инвестиционной емкости санаторно-курортных организаций с реальной инвестиционной привлекательностью этих здравниц. При решении этой проблемы необходимо разработать и ввести механизм стимулирования объемов производства и реализации конкурентоспособных санаторно-оздоровительных услуг на основе льготного налогообложения здравниц.

Необходимость повышения конкурентоспособности учреждений санаторно-курортного комплекса приводит к поиску путей более эффективного функционирования всех звеньев сложного механизма здравниц, повышения качества разнообразных услуг, начиная с услуг размещения, и особенно медицинских услуг, усиления заинтересованности сотрудников в проведении инновационных мероприятий.

Так, например, в санатории «Дюны» Курортного района Санкт-Петербурга в течение последних лет разработана и успешно реализуется схема, при которой турист-пациент поступает в санаторий, где по индивидуально разработанной программе выполняются базовые общеклинические и инструментальные исследования. По показаниям углубленные инструментальные исследования проводятся в ведущих профильных медицинских центрах, что позволяет обеспечивать качество лечебно-оздоровительных услуг на основе высокого уровня диагностирования [7].

Дальнейшее развитие инфраструктуры въездного медицинского туризма на базе санаторно-курортных и медицинских учреждений города позволит Санкт-Петербургу занять достойное место на формирующемся сегодня глобальном рынке медицинских услуг.

Роль государственного регулирования санаторно-курортного рынка, недооцененная и заниженная в период начальных шагов реформирования экономической системы страны, в настоящее время повышается, но все еще не приобрела должного значения. Причина этого заключается как в сложности переходного процесса, «остаточного принципа» заботы о данной сфере, разногласий между основными ведомствами по вопросам регулирования санаторно-курортного рынка, так и в традиционно высокой роли государства в функционировании отечественной санаторно-оздоровительной системы во все исторически значимые моменты ее развития.

Для эффективного развития рынка санаторно-курортных услуг необходимы координация и регулирование со стороны государства [1; 2; 5]. Мировой опыт и практика экономической, социальной и политической стабильности развитых стран показывают, что такой подход к регулированию этого вида деятельности, а также туристской деятельности в целом может дать существенные экономические преимущества и способствовать решению многих социальных задач. Рынок санаторно-курортных услуг следует развивать и регулировать на контролируемой, комплексной и устойчивой основе, применяя принципы разумного и эффективного планирования. Активизация роли государства в решении задачи обеспечения устойчивого экономического роста должна сочетаться с процессами рыночного регулирования экономики, т. е. необходим синтез государственного регулирования и рыночных инструментов для реализации как краткосрочных, так и долгосрочных целей экономического роста [6].

Перспективность развития предприятий, функционирующих в сфере оказания санаторно-курортных услуг, подтверждается сегодняшним состоянием индустрии туризма и отдыха в целом, а также уровнем конкуренции в этой сфере. Развитие подобных социально значимых отраслей в современных условиях необходимо осуществлять на основе совершенствования методов управления предприятиями, действующими на рынке санаторно-курортных услуг [4].

Санкт-Петербург как один из крупнейших туристских центров в России, несмотря на спад в развитии туризма в 2008-2009 гг., который заключался в снижении турпотоков, в 2010-2011 г. демонстрирует в целом подъем туристской индустрии, за счет увеличения числа внутреннего туризма. В связи с этим можно говорить о необходимости совершенствования стратегии продвижения Санкт-Петербурга как дестинации на международном туристском рынке.

Также было выявлено, что деятельность Администрации Санкт-Петербурга по развитию туристской отрасли города достаточно обширна и включает в себя направления по финансированию и раз-

витию объектов туризма, инфраструктуры города, проведению крупных мероприятий, направленных на позиционирование города как крупного международного туристского центра, а также развитию международных контактов с другими крупными туристскими центрами.

Согласно исследованиям Российского союза туриндустрии тенденции в развитии индустрии туризма на ближайшую перспективу следующие: активное развитие событийной составляющей турпро-дукта; гибкая ценовая политика большинства игроков — снижение цен как маркетинговый ход; повышение индивидуализации туризма с использованием культуры Интернета и социальных сетей; снижение числа иностранных туристов на фоне увеличения внутреннего турпотока; появление значимых инфраструктурных проектов, меняющих ядро рынка (аэропорты-хабы, морские порты, реконструкции исторического центра); углубление специализации по различным видам туризма; активное программирование и проектирование развития туризма.

Анализируя вышеперечисленные тенденции развития туризма Санкт-Петербурга, можно сделать вывод о том, что заложенный сегодня в этой сфере потенциал (инфраструктурные проекты, развитие специализации в туризме, гибкая ценовая политика) позволит Санкт-Петербургу в перспективе конкурировать с мировыми столицами по числу принятых туристов. Говоря о нарастании специализации по различным видам туризма, следует отметить в качестве одного из наиболее перспективных для дестинации видов специализированного туризма медицинский или лечебно-оздоровительный туризм.

В связи с этим все более актуальным становится подробное исследование всех аспектов управления санаторно-курортными предприятиями, выявление резервов повышения эффективности работы указанных предприятий на основе повышения конкурентоспособности, что позволит извлечь наибольшую экономическую выгоду для государства, а также полностью удовлетворить социальные нужды населения [8].

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеенко Д.Е. Методы государственного регулирования гостиничного хозяйства в РФ // Известия СПбУЭФ. 2011. №6. С. 60-62.

2. Зенин М.С. Особенности развития инновационной деятельности в туристском секторе экономики // Известия СПбУЭФ. 2011. № 6. С. 83-84.

3. Истошин П.Г. Научное обоснование оптимизации деятельности санаторного комплекса курортного региона: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2001. 48 с.

4. Лимонов В.И. Актуальные проблемы перехода к рынку санаторно-курортного комплекса Российской Федерации — экономический аспект // Курортные ведомости. 2006. № 4. С. 2-4.

5. Попов А.И., Плотников ВА. Инновационно-креативный потенциал — основа наукоемкой экономики // Известия СПбУЭФ. 2011. № 4. С. 134-136.

6. Разумов А.Н. О Концепции государственной политики развития курортного дела в РФ // Актуальные вопросы организации санаторно-курортной помощи. Железноводск, 2003.

7. Разумов А.Н. Основы государственного регулирования в сфере развития восстановительной и курортной медицины // Актуальные проблемы восстановительной медицины, курортологии и физиотерапии. М.: РНЦ

ВМиК, 2001.

8. Трапезников A.B. Перспективы развития въездного медицинского туризма на базе здравниц Санкт-Петербурга // Курорты Санкт-Петербурга и Северо-Запада. 2011. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.