Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития потребительских кооперативов в молочном подкомплексе Амурской области'

Проблемы и перспективы развития потребительских кооперативов в молочном подкомплексе Амурской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
527
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ / МОДЕЛЬ / РЫНОК МОЛОКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / БАРЬЕР ВХОДА / AGRICULTURE / AGRICULTURAL CONSUMER COOPERATIVE / MODEL / MILK MARKET / STATE SUPPORT / ENTRY BARRIER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Енина Д.В.

На основе экономической модели потребительского кооператива, анализа рынка молока и молочной продукции выявлены барьеры для входа сельскохозяйственным потребительским кооперативам в молочную отрасль Амурской области. Определено место государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF CONSUMER COOPERATIVE DEVELOPMENT IN THE AMUR REGION DAIRY SUBCOMPLEX

On the basis of the consumer cooperative economic model, the analysis of the milk and dairy product market, the barriers to the agricultural consumer cooperative entry into the dairy sector of the Amur region are revealed. The place of the state support is determined.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития потребительских кооперативов в молочном подкомплексе Амурской области»

( ï

1-'

УДК 631.15:334

Д.В. Енина

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ В МОЛОЧНОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

На основе экономической модели потребительского кооператива, анализа рынка молока и молочной продукции выявлены барьеры для входа сельскохозяйственным потребительским кооперативам в молочную отрасль Амурской области. Определено место государственной поддержки.

Ключевые слова: сельское хозяйство, сельскохозяйственный потребительский кооператив, модель, рынок молока, государственная поддержка, барьер входа.

On the basis of the consumer cooperative economic model, the analysis of the milk and dairy product market, the barriers to the agricultural consumer cooperative entry into the dairy sector of the Amur region are revealed. The place of the state support is determined.

Keywords: agriculture, agricultural consumer cooperative, model, milk market, state support, entry barrier.

Введение. В экономике любой страны аграрный сектор играет важнейшую роль. Обеспеченность регионов продуктами собственного производства, развитие и эффективное функционирование отрасли растениеводства и животноводства - основа потребительской безопасности страны. В 2012 году удельный вес продовольствия российского производства в общем объеме товарных ресурсов по молоку и молочной продукции составил 79,6 %, что ниже нормативного значения доктрины на 10,4 % [2]. Данная ситуация возникает как следствие негативных изменений в животноводческой отрасли. Производство молока в Амурской области в период с 1990 по 2012 г. сократилось на 58,67 %. Наибольшее сокращение произошло в сельскохозяйственных организациях - 87,12 %, при этом производство молока в личных подсобных и индивидуальных хозяйствах увеличилось на 9,9 %. Среднегодовое поголовье коров сократилось на 72 %.

Личные подсобные хозяйства населения становятся основой сельского хозяйства Амурской области. Для того чтобы они имели возможности для дальнейшего интенсивного развития, необходима такая форма объединения личных подсобных хозяйств, которая будет способствовать их развитию, при этом не меняя привычный уклад жизни. Данной формой выступает сельскохозяйственный потребительский кооператив.

О необходимости развития потребительской кооперации в Российской Федерации говорится на всех уровнях власти. В 2013 году вступила в действие долгосрочная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2013-2020 годы", которая стала преемницей государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Реализация данных государственных и муниципальных программ должна была создать предпосылки и положить начало активному формированию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации Амурской области, однако этого не произошло. Данные государственные программы не реализованы не в полном объеме, а значит, и поставленные цели не достигнуты.

Цель исследований. На основе бизнес-плана сельскохозяйственного потребительского кооператива выявить основные барьеры, сдерживающие развитие потребительской кооперации в Амурской области.

Задачи исследований. Обосновать бизнес-план сельскохозяйственного потребительского кооператива (СППК) по производству и переработке молока в Амурской области; проанализировать рынок молока и

D.V. Enina

PROBLEMS AND PROSPECTS OF CONSUMER COOPERATIVE DEVELOPMENT IN THE AMUR REGION DAIRY SUBCOMPLEX

ВестникКрасГАУ 2014. №5

молочных продуктов в регионе, выявить его основные тенденции; определить барьеры, препятствующие входу сельскохозяйственных потребительских кооперативов в молочную отрасль Амурской области.

Объекты и методы исследований. Объектом исследований стал молочный подкомплекс АПК Амурской области. Предметом исследований являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе создания и функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов по производству и переработке молока. В процессе исследований были использованы методы системного анализа, экономико-статистические и монографические методы, а также методы бизнес-планирования.

Результаты исследований и их обсуждение. Обеспечение продовольственной безопасности региона, снабжение населения продуктами питания высокого качества - важные задачи пищевой и перерабатывающей промышленности Амурской области. Молочная и маслосыродельная отрасли состоят из предприятий по производству цельного молока и молочных продуктов, кисломолочных продуктов, молочных консервов, сыров, сливочного масла.

Амурская область расположена на юго-востоке Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного федерального округа. Общая площадь области составляет 361,9 тыс. км2. Численность населения 816, 91 тыс. чел., из них 548,94 - городское, 267,97 тыс. чел. - сельское. В состав региона входят 9 городских округов и 20 муниципальных районов. Амурская область является дотационной, относится к депрессивному региону.

Рынок молока и молочной продукции Амурской области является высококонцентрированным, с неразвитой конкурентной средой. На рынке господствуют несколько фирм (рис. 1). Число предприятий молочной и маслосыродельной промышленности в Амурской области стабильно. Традиционными лидерами в отрасли выступают ОАО «МКБ» и ОАО «Хладокомбинат». Данные предприятия имеют хорошо налаженную систему сбыта, увеличивают объемы производства и ассортимент, продукция данных производителей представлена в различных ценовых сегментах.

Доля производства ОАО «МКБ» в сегменте рынка молока и молочной продукции составляет 42,40 %, среди предприятий-переработчиков данному производителю присущи лидирующие позиции на рынке. ОАО «Хладокомбинат» уступает ОАО «МКБ» лишь 6,07 % доли рынка молока и молочной продукции с показателем 36,33 %. Следующим весомым игроком рынка выступает ОАО «Маслосыркомбинат «Серышевский» с показателем 19,61 %. Наименьшую долю рынка молока и молочной продукции занимают СПСК «Амурские зори», ОАО СХП «Александровское», ООО Продовольственная компания «Партизан», КФХ Серов М.М.

■ ОАО Молочный комбинат "Благовещенский

■ ОАО Хладокомбинат

ОАО Маслосыркомбинат "Серышевский"

■ СПСК "Амурские зори" ОАО СХП "Александровское КФХ Серов М.М.

Рис. 1. Сегментирование рынка производителей молока и молочной продукции Амурской области

На рынке цельномолочной продукции Амурской области слабо представлены крупнейшие производители, занимающие ключевые позиции в стране, такие, как «Вимм Билль Данн», «Данон», «Юнимилк», «Эрманн». Доля импорта данных компаний в Амурской области незначительна, ниже показателей по Российской Федерации (14-19 %), например, в 2012 году она составила 12 %.

Рынок молока и молочных продуктов Амурской области представлен широким ассортиментом. Местными производителями выпускаются более 70 наименований различных продуктов, учитывая ввозимую продукцию, данный показатель увеличивается до 500 и более единиц. Анализируемый рынок представлен как традиционными продуктами, так и новыми видами продукции (рис. 2). В первую категорию продуктов входят молоко, кефир, сметана, ряженка, варенец. Данные товары относятся к низкому ценовому сегменту,

являясь социально значимыми и входящими в потребительскую корзину большинства людей. Новые виды продуктов - это сложные продукты, смузи, сывороточные продукты, молочные и творожные продукты, обогащенные витаминами, молочные десерты и многое другое. Данные товары ориентированы на конкретного потребителя и находятся в высшем ценовом сегменте. Производство этих продуктов в области единично, в большинстве случаев их ввозят из других регионов России. 57,3 % всего населения Амурской области не способны приобретать товары высшего ценового сегмента в связи с ограниченностью денежных доходов, они ориентированы на молоко и молочную продукцию первой необходимости. 42,7 % населения области могут себе позволить более дорогостоящие продукты переработки молока.

Рис. 2. Сегментация рынка молока и молочной продукции Амурской области

Сегментация рынка молока и молочных продуктов Амурской области указывает на безоговорочное лидерство молока пастеризованного и стерилизованного различной жирности. На данный сегмент рынка приходится 90,8 %. Следующими по значимости выступают продукты кисломолочные, их доля 4,9 %. Сегменты сливки питьевые с массовой долей жира от 10 до 19 % (0,23 %), масло сливочное (0,58 %), творог (0,92 %), сыры и продукты сырные (0,11 %), сыворотка (0,17 %), мороженное и десерты замороженные прочие (0,5 %) составляют менее 1 %.

Фактическое потребление молока и молочных продуктов на душу населения в Амурской области составляет 160 кг, данный показатель на 52,92 % ниже нормы. Сложившаяся ситуация возникла в результате низкой покупательской способности населения. В структуре потребительских расходов домашних хозяйств Амурской области расходы на покупку продуктов питания в 2012 году составляли 30,2 %, из них расходы на покупку молока и молочных продуктов - 4,7 % , а в 2010-2011 гг. они составляли 4,5 % [1].

Рынок молока и молочных продуктов Амурской области высококонцентрирован, с неразвитой конкурентной средой, на нем господствуют несколько предприятий-переработчиков, занимающих значительную долю рынка молочных продуктов. Рынок молока и молочных продуктов представлен традиционными и новыми товарами. В условиях снижения покупательских возможностей граждан наибольшие перспективы роста присутствуют у группы традиционных товаров. Рынок молока и молочных продуктов ориентирован на потребителя, на его возрастную и половую структуру. Спрос на молочную продукцию все более индивидуализируется. Значительная доля населения предпочитает выбирать товары, которые соответствуют их образу жизни. Огромную роль здесь играет система питания, акцентируемая на калорийность изделий и полезность пищи. Потребитель все чаще выбирает качественные товары, изготовленные из натурального сырья. Абсолютным лидером рынка является молоко пастеризованное и стерилизованное разной жирности.

Местные предприятия-переработчики молока, действующие на рынке, по своей организационно-правовой форме относятся к коммерческим предприятиям, главная цель которых извлечение прибыли. В Амурской области в молочном подкомплексе не функционирует ни одного некоммерческого предприятия, которым выступает потребительский кооператив. Возможности данной организационно-правовой формы в развитии молочного подкомплекса области не используются. Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о необходимости развития потребительской кооперации в регионе. Первым этапом в создании потребительского кооператива является разработка бизнес-плана. На данном этапе необходимо учитывать специфические условия хозяйствования и территориальное расположение кооператива. Далее рассмотрим проект бизнес-плана СППК в Амурской области. Планируемый СППК имеет следующие исходные данные.

ВестницКрасТЯУ 2014. №5

Кооператив располагается в Свободненском районе Амурской области и входит в группу муниципальных районов региона со средним уровнем производства молока, в которых рекомендована организация СППК [3].

Площадь района составляет 731818 тыс. га с численностью населения 14587 чел. Свободненский район расположен в северо-западной части Амурской области, на западе граничит с Китайской Народной Республикой. Районный центр находится в г. Свободном, от областного центра он удален по железной дороге на 163 км, водному пути по реке Зея - на 196, по автомобильной трассе - на 146 км. Уровень инфраструктуры средний. По территории района проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. На территории Свободненского района располагается 41 населенный пункт, объединенных в 20 сельсоветов.

Сельское хозяйство района является основной отраслью народного хозяйства. Ведущее направление сельскохозяйственного производства района - растениеводство и животноводство, главными отраслями которого является молочное скотоводство, свиноводство.

Создаваемый СППК будет являться кооперативом первого уровня, членами которого выступают личные подсобные и индивидуальные хозяйства шести близлежащих сельских населенных пунктов. Максимальная удаленность от административного центра 73 км. Общая численность населения составляет 2293 чел., среднегодовое поголовье коров - 419 гол., общее производство молока - 1600,58 т.

Целью создания кооператива является удовлетворение материальных и иных потребностей его членов. Кооператив может осуществлять предпринимательскую деятельность, так как она способствует достижению целей кооператива. Основными видами деятельности согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности кооператива являются производство молочных продуктов (15.5), производство цельномолочной продукции (15.51.1), производство обработанного жидкого молока (15.51.11), производство сметаны и жидких сливок (15.51.12), производство творога и сырково-творожных изделий (15.51.14).

Для того чтобы свести к минимуму расходы на закупку оборудования и проведение строительно-монтажных работ планируется приобретение мини-цеха по переработке молока с мощностью 5000 кг в смену. Производственная мощность мини-цеха способна переработать имеющиеся объемы молока-сырья в первый год осуществления проекта и последующие увеличенные объемы.

Продуктами переработки СППК выступают традиционные продукты. В структуре товарной продукции (табл. 1) наибольший удельный вес приходится на молоко пастеризованное (55,22 %), в том числе молоко пастеризованное 2,5 %-й жирности - 22,08 %, молоко пастеризованное 3,2 %-й жирности - 33,14 % . На долю сметаны 20 %-й жирности приходится 31,65 %, творог обезжиренный - 11,43 %. Наименьший удельный вес занимает сыворотка пастеризованная 1,71 %.

Таблица 1

Объем и структура товарной продукции СППК

Продукция тыс. руб. %

Молоко пастеризованное 2,5 % жирности 11003,874 22,08

Молоко пастеризованное 3,2 % жирности 16510,75 33,14

Сметана 20 % жирности 15763,20 31,65

Творог обезжиренный 0,05 % 5696,19 11,43

Сыворотка пастеризованная 0,05 % 854,052 1,71

Основные показатели деятельности СППК и эффективность разработанного кооператива представлены в табл. 2. Проект СППК эффективен и экономически целесообразен. В первый год функционирования кооператива будет получено 12770,076 тыс. руб. прибыли от продаж, чистая прибыль составит 9217,486 тыс. руб.

Согласно ст. 36 п. 1 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», кооперативные выплаты, подлежащие распределению между участниками кооператива, пропорциональны доле их участия в деятельности кооператива, они не должны превышать 30 % от его чистой прибыли. В рассчитанном проекте сумма кооперативных выплат составит 2765,25 тыс. руб.

Таблица 2

Основные экономические показатели СППК

Показатель 1 -й год 2-й год 3-й год

Среднегодовая численность работников, чел. 25 25 25

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 15366,88 40705,295 39397,785

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. 42012,805 48314,73 55561,93

Себестоимость продукции, тыс. руб. 37057,99396 41504,95 46485,544

Выручка от продаж, тыс. руб. 49828,066 56511,2 64090,344

Прибыль от продаж, тыс. руб. 12770,076 16593,18 21083,484

Налог на прибыль, тыс. руб. 2626,61 2200,08 2873,66

Чистая прибыль, тыс. руб. 9217,486 12467,12 16283,844

Доход (эффект), тыс. руб. 524,996 13774,63 17591,35

Инвестиционные издержки, тыс. руб. 16366,88 - -

Коэффициент дисконтирования 0,9259 0,8573 0,7938

Дисконтированный доход с учетом инфляции - 0,9259 0,8573

Накопленный эффект 9800,682 24541,16 41103,56

Чистая текущая стоимость -6566,198 17974,96 34537,36

Индекс рентабельности 1,70 - -

Срок окупаемости, мес. 19 - -

Проект СППК доказывает его экономическую и социальную эффективность. Кроме этого, в результате ведения хозяйственной деятельности дополнительно в бюджет РФ за 3 года будет перечислено 7700,35 тыс. руб.

Создание СППК невозможно без государственной поддержки. В настоящее время она предоставляется лишь через возмещение затрат первого лизингового платежа потребительского кооператива. При отсутствии данной поддержки любые попытки организации СППК за счет собственных средств (паевые взносы членов кооператива) сводятся к минимуму, так как объем оборотных средств кооператива ограничен финансовым состоянием членов кооператива, а именно ЛПХ населения сельской местности. Создаваемые потребительские кооперативы Амурской области в современных условиях неизбежно столкнутся с проблемами выхода на рынок и сбыта произведенной продукции.

Барьерами для входа в молочную отрасль выступают:

1) региональная и государственная политика. Система мер государственной поддержки малых форм хозяйствования разработана недостаточно. Судя по объемам государственной поддержки, ставка сделана на развитие крестьянских фермерских хозяйств. Механизм развития потребительской кооперации на государственном и региональном уровне не разработан. Отсутствует финансирование, недоступны кредитные ресурсы. Так, у большинства организаций нет залоговой базы для получения займов в кредитных организациях, следовательно, нет возможности для ее создания;

2) двойной надзор со стороны Роспотребнадзора и Россельхознадзора, коррумпированность местных органов власти. Надзор осуществляется на всех этапах производства продукции, причем часто требованиям одной контролирующей организации противоречат требования другой, либо они заведомо невыполнимы, тем самым создаются искусственные препятствия для деятельности СППК, усложняется их функционирование;

3) барьер капитальных затрат. Для того чтобы войти на рынок и создать производство необходимы значительные финансовые, трудовые ресурсы. Средства, имеющиеся у СППК (объем паевых взносов), недостаточны;

4) барьер ограничений по спросу. Рынок молока и молочных продуктов Амурской области определяется низким уровнем спроса и, как следствие, низким уровнем платежеспособности, а также высокой насыщенностью рынка товарами местного, российского и импортного производства;

5) барьеры, основанные на абсолютном превосходстве крупных производителей в области, контроль над каналами распределения продукции;

6) приверженность покупателей к уже известным и привычным для них торговым маркам;

7) барьеры, основанные на территориальном расположении фирмы. Так, основные центры переработки молока сосредоточены в крупных муниципальных образованиях региона с высокой численностью населения. Данный фактор отражается на розничной цене товара, позволяет охватить экономически выгодные сегменты рынка. Предприятия, расположенные на периферии, данных возможностей не имеют.

Заключение. Проведенные исследования показали возможность организации сельскохозяйственных потребительских кооперативов по производству и переработке молока в Амурской области.

ВестницКрасГАУ. 2014. №5

Создание СППК благоприятно скажется на уровне жизни сельского жителя. Тем самым становится реальным увеличение поголовья коров и, следовательно, производство молока в ЛПХ. Для населения Амурской области будут доступны качественные продукты питания, изготовленные из натурального сырья по доступным ценам.

Положительный пример хотя бы одного потребительского кооператива может стимулировать ЛПХ населения других муниципальных образований на их активное создание. Таким образом, можно повысить уровень производства молока в регионах, увеличить уровень самообеспеченности молоком и молочными продуктами, достигнуть целевых показателей доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Однако необходимо учитывать и тот факт, что создаваемое предприятие будет находиться в условиях жесточайшей конкуренции с существующими предприятиями-переработчиками молока. При этом без государственной поддержки собственными силами обойтись невозможно. Кроме трудностей на этапе создания кооператива, возникают трудности и на этапе производства продукции, то есть входа на рынок молока и молочной продукции региона.

Литература

1. Амурская область в цифрах: Краткий статистический сборник/ Амурстат. - Благовещенск, 2012. - 372 с.

2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации // Консультант плюс [Электронный ресурс]. - М., 2012.

3. Енина Д.В. Методика выбора территориального расположения создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов по производству и переработке молока // Вестн. АлтГАУ. - 2013. - № 9. -С. 128-133.

УДК 347.963 И.Д. Монгуш

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ ТУВИНСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ (1944-1961 гг.)

Статья посвящена анализу кадровой политики в органах прокуратуры Тувы после ее вхождения в состав СССР. Автором рассматриваются мероприятия руководства прокуратуры Тувинской автономной области по обучению и воспитанию прокурорских работников, организации обучающих курсов и приглашению из других регионов сотрудников с юридическим образованием.

Ключевые слова: прокуратура, Тувинская Народная Республика, Тувинская автономная область, районные прокуроры, прокурорско-следственные кадры, кадровая политика.

I.D. Mongush

THE PERSONNEL POLICY IN THE PROSECUTION AUTHORITIESOF THE TUVA AUTONOMOUS REGION

(1944-1961)

The article is devoted to the personnel policy analysis in the prosecution authorities of Tuva after its entry into the USSR. The events of the prosecutorgoverning body of the Tuva autonomous region on the prosecutor training and educating, organizing training courses and inviting staff withthe legal backgroundfrom other regions are considered by the author of the article.

Key words: public prosecutor's office, TuvaNational Republic, Tuva autonomous region, district prosecutors, prosecutors and investigative personnel, personnel policy.

17 августа 1944 года VII сессия Малого Хурала Тувинской Народной Республики (ТНР) приняла декларацию «О вхождении Тувинской Народной Республики в состав Союза Советских Социалистических Республик», обратившись с соответствующим ходатайством в Верховный Совет СССР. Указом Президиума Верховного Совета от 11 октября 1944 года ходатайство было удовлетворено и Тувинская Народная Республика вошла в состав РСФСР на правах автономной области с непосредственным подчинением республиканским органам [1, с. 244-245].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.