Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России'

Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8996
1500
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Е.А. БАЛАШОВА

Малый бизнес существует достаточно давно. Многие страны с развитой экономикой давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Эффективность малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:

1) обеспечение потребностей рынка теми товарами и услугами, которые крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно по экономическим и иным причинам;

2) высокая оборачиваемость капитала;

3) проявление новаторства.

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства. Однако, в настоящий момент, малый бизнес объективно занимает более слабую позицию на рынке по сравнению с крупным и средним. [1] С одной стороны, для малых предприятий характерны значительный потенциал роста и гибкость рыночного поведения, которые обеспечивают их выживание и развитие, и в то же время, для реализации этого потенциала требуется обеспечить доступ к ресурсам, дающим практическую возможность малым предприятиям осуществлять активную предпринимательскую деятельность. Понятие «потенциал малого предприятия» относится к наименее изученным категориям рыночной экономики: отсутствует единый алгоритм и инструментарий измерения и оценки потенциала малого бизнеса, его формирования и воспроизводства. Потенциал малого предприятия зависит от многих факторов, таких как технологическая оснащённость, профессиональный уровень подготовленности персонала, финансовые ресурсы, положение на рынке и т.д. Понятие «потенциал фирмы» определяется как степень использования ресурсов или как совокупность предпосылок развития.

Главной задачей потенциала малого предприятия является воспроизводство. Нельзя не отметить такую форму проявления воспроизводственной способности производственного потенциала, как техническое перевооружение и реконструкция производства.

Возможности воспроизводства напрямую зависят от тех ресурсов, которыми владеет малое предприятие. К ним относятся:

технические ресурсы - производственное оборудование; материальные ресурсы - сырьё, материалы; кадровые ресурсы - численность и квалификация кадров и др.; информационные ресурсы - сведения о самой системе и её внешней среде; финансовые ресурсы - величина и использование денежных средств. управленческие ресурсы - способы принятия решений, система планирования, учёта, контроля и т.д.;

В настоящее время применяются различные подходы к оценке потенциала малого бизнеса, среди которых выделяются: сравнительный подход, при котором проводится сравнение рассматриваемой фирмы с фирмами-аналогами; затратный подход, связанный с оценкой имущества фирмы.

Инструментарий, используемый для вычисления потенциала, основан на наиболее полном выявлении перечня видов ресурсов и определении ограничений в их использовании [3, с.63-65].

Отметим, что потенциал малого бизнеса в стране в полной мере не реализован.

Сегодня существует круг общих проблем, наиболее характерных для сферы малого предпринимательства, в первую очередь это:

инвестиционные ограничения, дефицит первоначального капитала и оборотных средств;

- ограниченный сбыт продукции ввиду низкого платежеспособного спроса населения.

Серьезной проблемой, тормозящей развитие малого предпринимательства, является отсутствие комплексной правовой системы, прежде всего, на федеральном уровне, учитывающей интересы малого бизнеса. Назрела необходимость совершенствования налогового законодательства. Налоговая система должна обеспечивать не только упрощение, но и стимулирование роста промышленного производства.

На развитии малого бизнеса продолжает сказываться и высокая стоимость аренды нежилых помещений, несовершенство действующей административно-разрешительной и контрольной практики в отношении малого предпринимательства. Более того эти негативные моменты затрудняют продолжение эффективной деятельности и вынуждают направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы.

К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России.

Программой государственной поддержки малого сектора экономики определены приоритеты в развитии малого предпринимательства, среди них: глубокая переработка природных ресурсов, производство товаров народного потребления, туризм, инновационная деятельность, подготовка кадров для малого бизнеса.

При реализации мер поддержки малого предпринимательства необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства. [2]

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

Одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства.

В целом для развития предпринимательства в стране имеются необходимые предпосылки. К их числу следует, в первую очередь, отнести выгодное географическое положение, наличие сырьевой базы, квалифицированных кадров, свободных мощностей - все эти условия способствуют к развитию в стране различных видов деятельности. В нынешних условиях обострилась необходимость принятия неотложных мер по социально-экономической стабилизации в ряде районов и городов из-за значительного числа незанятых трудовых ресурсов. Расширение сферы малого предпринимательства является одним из ключевых факторов социально-экономической стабилизации территорий.

Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказываются более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Малый бизнес способствует созданию рабочих мест, техническому прогрессу, смягчению кризисных явлений, более полному использованию природных ресурсов, развитию конкуренции и структурной перестройке экономики. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он не только способен заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. Отметим, что развитие малых предприятий при преодолении кризиса создает благоприятные условия для оздоровления экономики. Для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль - это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения; торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но и предпринимательской деятельности населения. Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.

Практика изучения зарубежного опыта показывает, что непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов

продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Литература:

1. Акимов О.Ю.Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития.- М.: Финансы и статистика, 2004.-192с.: ил.

2. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб. Пособие - М.: Финансы и статистика, 2005. - 160с.

3. Полякова, Е. А. Об оценке экономического потенциала малого бизнеса / Е. А. Полякова // Бухгалтерский учет. - 2007. - № 3. - С. 63-65.

4. Соснаускене О.И. Малые предприятия: регистрация, учет, налогообложение: практ. пособие/ О.И. Соснаускене, Т.Ю. Сергеева.- Москва: Омега - Л, 2007. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.