Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы профессионального самоопределения молодежи инновационного региона (по итогам региональной конференции)'

Проблемы и перспективы профессионального самоопределения молодежи инновационного региона (по итогам региональной конференции) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
791
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / VOCATIONAL GUIDANCE / REGION INNOVATIVE DEVELOPMENT / SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронов А. Г., Бекузарова Н. В., Миронов Г. С.

В статье рассматриваются итоги региональной научно-практической конференции, посвященной вопросам профессионального самоопределения подрастающего поколения в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронов А. Г., Бекузарова Н. В., Миронов Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE YOUTH IN IN THE INNOVATIVE REGION (REGIONAL CONFERENCE RESUME)

The results of the regional scientific-practical conference dedicated to the issues of the younger generation professional self-determination in modern conditions are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы профессионального самоопределения молодежи инновационного региона (по итогам региональной конференции)»

лист XXI века на рынке труда: мат-лы регион. науч.-практ. конф. / Краснояр.гос.аграр.ун-т - Красноярск, 2010. - С.62-65.

7. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Рус. яз., 1989.

- 276 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ 20 мая 2010 г. № 544.

--------V------------

УДК 378.4 А.Г. Миронов, Н.В. Бекузарова, Г.С. Миронов

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ ИННОВАЦИОННОГО РЕГИОНА (ПО ИТОГАМ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ) *

В статье рассматриваются итоги региональной научно-практической конференции, посвященной вопросам профессионального самоопределения подрастающего поколения в современных условиях.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентация, инновационное развитие региона, научно-практическая конференция.

A.G. Mironov, N.V. Bekuzarova, G.S. Mironov

THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE YOUTH IN IN THE INNOVATIVE REGION (REGIONAL CONFERENCE RESUME)

The results of the regional scientific-practical conference dedicated to the issues of the younger generation professional self-determination in modern conditions are considered in the article.

Key words: professional self-determination, vocational guidance, region innovative development, scientific-practical conference.

Введение. Инновационная деятельность является приоритетным направлением в развитии экономики нашей страны. Красноярский край является одним из немногих регионов России, в котором есть все условия для успешного внедрения инноваций. И в этом есть острейшая необходимость, потому как экономика края может пойти по негативному сценарию развития с полной переориентацией на сырьевые секторы экономики при наличии разрушающейся промышленности и экономической деградации региона в целом [8].

В связи с этим развитие научного и кадрового потенциала является одной из первоочередных стратегических задач инновационного развития Красноярского края. Несмотря на высокую оплату труда и профессиональные перспективы, специалистов на инновационные проекты, способных к освоению и разработке нового оборудования, остро не хватает. Это не связано с нехваткой человеческого ресурса (ежегодно из учреждений высшего профессионального образования выпускаются от 18,4 до 20,5 тыс. человек; из среднего - от 10,8 до 15,1 тыс. [3]). Причина кроется в недостаточном уровне квалификации выпускников, а также непрофильном для приоритетных направлений развития экономики образовании. Ощущается нехватка рабочих кадров. По этим причинам региону приходится привлекать специалистов и рабочих из других федеральных субъектов и государств.

Значительная нехватка кадров различного уровня квалификации ощущается и в традиционных отраслях (сельское и лесное хозяйство, горно-металлургическая и химическая промышленность) [4], требующих инновационного прорыва; в социальной и обслуживающих сферах на фоне роста городского населения и общего увеличения уровня жизни. Большой дефицит кадров культуры, искусства и педагогических работников различного профиля усиливает значимость образования в этой области для края. Отмечается нехватка специалистов, владеющих языковыми навыками для обеспечения реализации масштабных проектов, таких

* При поддержке КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности».

как «Универсиада-2019»; инженерных кадров для крупных инвестпроектов [7], квалифицированных рабочих для задач модернизации экономики региона [9].

В числе основных причин низкой инновационной активности в Красноярском крае лидирует несбалансированность развития науки и образования при значительном росте сферы вузовского и послевузовского образования [8, 9]. Возникает противоречие между желанием молодежи иметь престижную и высокооплачиваемую работу, с одной стороны, и невозможностью осознанного выбора направления обучения согласно собственным способностям, предрасположенностям и перспективам профессий в сложившихся социальноэкономических условиях - с другой.

В действующем формате профориентации у школьников зачастую не происходит знакомства с профессиями и специальностями, значимыми для рынка труда; отсутствует обучение умениям и навыкам, необходимым для принятия конструктивных решений по построению профессионально-образовательной траектории и выбора профессионального пути, планированию профессиональной карьеры [9]. Трудности осознанного выбора профессиональной стези могут быть связаны, по мнению психологов и практиков, с психическими особенностями подросткового возраста при принятии решения, недостаточно сформированными качествами личности (ответственность, активность и т.д.), неполным и необъективным представлением о профессиональной деятельности, неумением планировать будущую карьеру, а также обозначенными С.Н. Чистяковой [10] компонентами готовности обучающегося к профессиональному самоопределению: не-сформированной мотивационно-потребностной компонентой, недостаточной информированностью и отсутствием деятельностно-практического опыта.

Профессиональное самоопределение молодежи и вложения в интеллектуальный человеческий капитал напрямую влияют на инновационное развитие как на федеральном уровне, отражаясь в развитии образовательного законодательства Российской Федерации [2], так и на региональном, в виде разработки стратегий [8, 9], подписания соглашения о создании в г. Красноярске образовательного университета с ресурсами по профессиональной ориентации [1], запуска работы региональной сети центров молодёжного инновационного творчества [7], организации симпозиумов, совещаний, круглых столов [6].

Цель исследований. Изучение существующих теоретических подходов и консолидации практического опыта профориентационной деятельности высших и средних учебных заведений, центров профориентации и учебных комбинатов, государственных служб занятости и работодателей.

Материалы и методы исследований. В период с 17 октября по 25 ноября 2013 года в Красноярске была проведена региональная научно-практическая конференция «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы». В ее работе приняли участие более 90 субъектов профориентационной деятельности: оптанты (старшеклассники), студенты, ученые-педагоги, преподаватели вузов, психологи, педагоги начальной и средней школы, учителя старших классов, психологи, работодатели и представители государственных служб занятости и психологической поддержки населения.

Конференция проводилась в пять этапов, каждый из которых был ориентирован на определенную целевую группу:

Первый этап - семинар «Профориентационная деятельность педагога на начальных ступенях образования».

Задачей семинара являлось вовлечение педагогов начальной школы в профориентационную деятельность для выявления одаренных и способных детей и их привлечения к дополнительному образованию в области культуры и искусства. Участники: педагоги начальной школы (преимущественно молодые специалисты), психологи.

В ходе семинара выяснилось, что современные школьные педагоги зачастую выражают нежелание и даже оказывают противодействие дополнительному образованию своих учеников, объясняя свои действия снижением показателей успеваемости вследствие перераспределения усилий обучающихся на иные виды образовательной деятельности. Однако опыт деятельности регионального Центра ресурсного обеспечения работы с детьми, одаренными в области культуры и искусства, определяет современное дополнительное образование как способствующее нравственному и эстетическому образованию детей, и даже, несмотря на текущее снижение показателей успеваемости в общеобразовательной школе, способное иметь существенно больший личностно развивающий и социально значимый результат в дальнейшем. Участники семинара были ознакомлены с результатами комплексных исследований Д.К. Кирнардской [5], в которых выделено десять причин, почему необходимо отдавать ребенка в школу искусств.

Второй этап - дискуссионная площадка «Профессия художник и музыкант: новые направления».

Задача мероприятия - включение старшеклассников (оптантов) через дискуссию в понимание многоплановости творческих профессий «художник», «музыкант», «педагог» и осознание себя в отдельных видах профессии. Участники: старшеклассники, студенты педагогических направлений подготовки.

На многочисленных примерах старшеклассникам представилось «увидеть» одну и ту же профессию в различных ее проявлениях, как, например, художник - творческая профессия, художник - «маляр», художник

- криминальная деятельность (граффити на стенах домов) и т.д.

Для педагогов и психологов дискуссионная площадка послужила мастер-классом эффективной формы субъект-субъектного взаимодействия с обучающимися для активизации их профессионального самоопределения.

Третий этап - семинар-презентация профессий в сфере культуры и искусства.

Задачи семинара были аналогичны первому этапу, но рассчитаны на расширенную аудиторию и подкреплены выступлениями детей, одаренных в области культуры и искусства. Участники: школьники, родители, педагоги, студенты.

В ходе мероприятия состоялось общение представителей профессий в сфере культуры и искусства с педагогами общеобразовательных школ, обучающимися и их родителями. Обсуждались трудности (в основном низкий уровень оплаты труда) и перспективы профессии (востребованность, мобильность, престижность).

Четвертый этап - круглый стол «Перспективы профессий агропромышленного комплекса, профессиональное самоопределение студентов аграрного вуза». Его задачей являлось рассмотрение вопросов профессионального самоопределения студентов агропромышленного комплекса: выявление причин низкой популярности некоторых профессий.

Участники: преподаватели, студенты, магистранты, специалисты по профориентационной работе, психологи вузовских служб поддержки.

В ходе обсуждения выяснилось, что большая часть студентов, поступающих в вуз, осуществляли выбор направления обучения с низкой степенью личной ответственности, делегируя принятие решения родителям и третьим лицам. Отсюда неудовлетворенность и нежелание учиться, а также активизация профессионального самоопределения на старших (выпускных) курсах, которая заканчивается принятием решения в пользу получения второго высшего образования вместо совершенствования себя в профессии. По сведениям участников круглого стола (студентов из районных центров и малых городов края), единственным (а значит, и действенным) профориентационным мероприятием в истории их обучения в школы была профагита-ция, которая во многом и определила их дальнейшую образовательную траекторию.

Пятый этап - работа секции «Профессиональное самоопределение молодежи в Красноярском крае: современное состояние вопроса, методы и подходы».

Задачей итогового и заключительного события конференции было обсуждение проблем, методов, подходов и путей решения вопросов профессионального самоопределения молодежи Красноярского края.

Участники: студенты, магистранты, аспиранты, молодые ученые, преподаватели образовательных учреждений, педагоги, психологи, специалисты сферы занятости населения.

Представленные на секции выступления можно разделить на доклады-презентации успешного опыта профориентационной деятельности (учебные заведения среднего общего образования); доклады работодателей о работе с выпускниками и о качестве современных выпускников; доклады-выступления студентов и молодых ученых о формах и методах обучения, ориентированных на активизацию профессионального самоопределения обучающихся; доклады-отчеты государственных служб трудоустройства и профессиональной ориентации населения о современном состоянии и перспективах на рынке труда региона.

Результаты исследований и их обсуждение. По итогам работы конференции обозначены основные проблемные моменты профессионального самоопределения молодежи Красноярского края:

- отсутствие мотивации педагогов начальной и средней школы к организации раннего самоопределения обучающихся, содействия в получении ими дополнительного (предпрофессионального) образования;

- «старение» профессионального самоопределения, т.е. активизация данного процесса на старших (выпускных) курсах;

- «однобокая» и в большинстве традиционная помощь старшеклассникам в выборе профессии и учебного заведения вместо комплексного психолого-педагогического сопровождения (поддержки) профессионального самоопределения;

- низкий уровень ответственности абитуриентов к выбору учебного заведения;

- недостаточно выстроенное (зачастую отсутствующее) взаимодействие между учениками, педагогами, родителями, работодателями, государственными службами поддержки и трудоустройства в решении профориентационных задач;

- слабая региональная ориентированность в процессе воспитания и обучения, позиционирование Запада как единственного направления для успешных личностей;

- снижение уровня профессиональной подготовленности выпускников (бакалавров) региональных вузов, неготовность выполнять простейшие основные профессиональные действия на этапе дипломного проектирования (по оценкам работодателей экономической сферы).

Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы профессионального становления и активной жизненной позиции обучающегося в условиях проблемы свободы выбора профессий; обеспечения конкурентоспособности работника на динамично развивающимся и одновременно нестабильном рынке труда современного региона; взаимосвязи профессионального самоопределения с общим жизненным самоопределением личности; влияния воздействий на личность окружающей социальной и экономической среды.

Трудности, с которыми сегодня сталкивается подрастающее поколение при выборе профессии и направления подготовки, вызваны следующими причинами:

- сохранившееся в обществе устойчивое представление о престижности и востребованности специалистов, которое не всегда отвечает реальным потребностям современного рынка труда;

- эпизодическая манипулятивно-профконсультационная помощь вместо системной организации педагогической поддержки и сопровождения профессионального самоопределения;

- недостаточно сформированное социальное партнерство между школой, колледжем, вузом, предприятиями, государственными службами;

- неосведомленность оптантов о перспективах развития региона и потребностях экономики в кадрах к моменту завершения их профессионального обучения;

- необходимость рационального распределения трудовых ресурсов и противоречащие этому личные интересы молодежи при выборе профессии [9];

- организации, ориентированные на поддержку инновационной деятельности, созданные в основном при вузах и муниципальных органах власти, функционируют автономно, фактически не взаимодействуют друг с другом и в целом являются малоэффективными [8].

Заключение. Преодоление трудностей, связанных с реализацией эффективного профессионального самоопределения формирующейся личности в условиях современного инновационного развития региона, обозначено в итогах конференции в виде намеченного плана дальнейшего взаимодействия Регионального агентства труда и занятости населения, Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки населения [6] с учебными заведениями. Материалы послужат молодежи хорошим подспорьем в вопросах профессионального самоопределения [11]. Инструментом непрерывного взаимодействия обучающихся со специалистами должны стать презентованные на конференции электронные интерактивные ресурсы, поскольку виртуальная среда сегодня неразрывна с активностью современного подростка. Активизацию профориентационной деятельности школьных педагогов через семинары, встречи, конференции, формирование положительного образа региона, содействие в поисках смыслов профессиональной деятельности также следует считать приоритетным направлением в реализации эффективного профессионального самоопределения молодежи.

Литература

1. Акбулатов Э.Ш. Красноярским школьникам помогут сориентироваться в профессиях. - URL: http://news.mail.ru/inregions /siberian/24/politics/14507158/?frommail=1.

2. Бекузарова Н.В., Миронов А.Г. Современные тенденции развития образовательного законодательства России в сфере профориентационной деятельности // Вестн. КрасГАУ. - 2013. - № 12. - С. 297-302.

3. Выпуск специалистов государственными образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю. - URL: http:/ /krasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krasstat/ru/statistics/sphere.

4. Долгосрочная целевая программа "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Красноярского края на 2009-2011 годы". - URL: http://bitrix.krasagro.ru/docs/docs/1271905730-25286.pdf.

5. Кирнарская Д.К. Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу. - URL: http://www.brainin.org/Method/Kirnarskaya. pdf.

6. Красноярский центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения. - 1Ж1_: http://www.kcp24.ru.

7. Кузнецов Л.В. Необходимо дать молодёжи сигнал о востребованности технических наук. - 1Ж1_: http://www.krskstate.rU/press/news/0/news/72483.

8. Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край - 2020». - 1Ж1_: http://www.gosbook.ru/node/62271.

9. Стратегия развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2020 года.

Проект. - 1Ж1_: http://www.rabota-enisey.ru/project/strateg.

10. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Проблема формирования готовности подростков к проектированию

образовательно-профессионального маршрута в контексте компетентностного подхода //

Педагогическое образование в России. - 2011. - № 5. - С. 129-135.

11. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сахарова В.И. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2013. - № 2. - С. 23-29.

---------V------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.