Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы преподавания истори и Кореи в современной России'

Проблемы и перспективы преподавания истори и Кореи в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история Кореи / корееведение / Казанский университет / History of Korea / Korean Studies / Kazan University

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рязанцева Т. М., Жихарева Т. К., Мартынов Д. Е.

Преподавание истории Кореи в средних и высших учебных заведениях России имеет существенную специфику. Во-первых, количество существующих специалистов не в состоянии обеспечить непрерывность и высокое качество преподавания. Во-вторых, сотрудничающая с учебными заведениями России южнокорейская сторона стремится транслировать собственную версию национальной истории, что не всегда может устроить российскую сторону. В-третьих, существует проблема школьных и вузовских учебников. Всё перечисленное можно решать только комплексно, одним из методов может быть прямое сотрудничество высших учебных заведений России и Кореи, что и осуществляется в Казани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рязанцева Т. М., Жихарева Т. К., Мартынов Д. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE TEACHING KOREA’S HISTORY IN CONTEMPORARY RUSSIA

Teaching the history of Korea in secondary and higher educational institutions of Russia has a significant specificity. First, the number of existing specialists is not able to provide continuity and high quality of teaching. Secondly, the South Korean side cooperating with the educational institutions of Russia seeks to broadcast its own version of the national history, which the Russian side can not always arrange. Third, there is the problem of school and university textbooks. All of the above can be solved only in a complex way; one of the methods can be direct cooperation between higher education institutions of Russia and Korea, which is carried out in Kazan.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы преподавания истори и Кореи в современной России»

УДК 378

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ КОРЕИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Рязанцева Т.М., Жихарева Т.К., Мартынов Д.Е.

*dmitrymartynov80@mail.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация. Преподавание истории Кореи в средних и высших учебных заведениях России имеет существенную специфику. Во-первых, количество существующих специалистов не в состоянии обеспечить непрерывность и высокое качество преподавания. Во-вторых, сотрудничающая с учебными заведениями России южнокорейская сторона стремится транслировать собственную версию национальной истории, что не всегда может устроить российскую сторону. В-третьих, существует проблема школьных и вузовских учебников. Всё перечисленное можно решать только комплексно, одним из методов может быть прямое сотрудничество высших учебных заведений России и Кореи, что и осуществляется в Казани.

Ключевые слова: история Кореи, корееведение, Казанский университет.

Для цитирования: Рязанцева Т.М., Жихарева Т.К., Мартынов Д.Е. Проблемы и перспективы преподавания истории Кореи в современной России. Казанский вестник молодых ученых. 2019. Том 3. № 1 (9). С. 51-55.

Благодарности: Данная работа осуществлялась при поддержке Программы по поддержке молодых специалистов в области корееведения через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (АКБ-2016-INC-2230003).

С 2007 г. в Казанском университете существовал Центр корейского языка, на основе которого в 2016 г. был создан НОЦ «Центр исследований Кореи». Естественно, что изучение корейского языка, осуществляемое в рамках востоковедческих административных культур, не могло не включать предметов, связанных с историко-культурным блоком. Автор этих строк с 2008 г. занимался преподаванием следующих предметов: «История Кореи», «Социально-политические системы Кореи» и «Трансформация северокорейского тоталитаризма», и занимается этим по сей день.

Как представляется нам, в преподавании истории Кореи студентам-филологам, историкам и экономистам, которые пришли непосредственно из средней школы, существует два ключевых аспекта, которые приходится решать каждому, причём в комплексе. Аспекты, а точнее, системообразующие проблемы, таковы:

1. качество и содержательные особенности учебной литературы;

2. содержание учебного курса.

Начнём с последней проблемы.

Комплексно вопросы, возникающие при обучении истории Кореи в ВУЗе рассмотрел известный учёный К.В. Асмолов в своём выступлении на I Московском семинаре молодых историков-корееведов «История Кореи: от факта к интерпретации» (декабрь 2015), на видеозапись которого мы и будем в дальнейшем ссылаться [1]. С точки зрения Константина Валериановича, в ближайшее десятилетие следует ожидать сохранение устойчивого интереса к корейской тематике и вытекающие отсюда организационные вопросы. Причин сохранения интереса у молодых людей, в основном, две: «корейская волна» в поп-культуре и информационная война вокруг Корейского полуострова в СМИ. Не следует также сбрасывать со счетов и стимулирующую деятельность корейских организаций по пропаганде своего языка и культурных ценностей.

К.В. Асмолов не скрывал существующей «демографической проблемы», связанной с тем, что число специалистов по истории Кореи можно оценить как 1: 1 000 000, что делает физически невозможным «окормлять» как большое число учащихся, так и большое число учебных заведений [1]. Восполнить этот «провал» возможно за счёт корейской стороны, однако не следует забывать, что и здесь имеются свои нюансы, поскольку и южно- и северокорейская сторона стремится транслировать свою точку зрения и устоявшиеся в национальной историографии взгляды1. Вдобавок, как совершенно справедливо это подчёркивал К.В. Асмолов, специалисты именно по истории Кореи - штучный продукт, их мало даже в столичных городах, и все они совмещают преподавательскую и научную работы. (Специфика истории Востока - и Кореи, в частности - как предмета в том, что если при подготовке страно-веда экономико-географические дисциплины могут вести смежники, а литературу - языковеды, то историка заменить никем нельзя). На практике это приводит к тому, что курсы по истории Кореи читают лица без корееведче-ского образования или даже не историки, а полумеры, наподобие дистанционных курсов или выездных лекций столичных специалистов, не спасают положения. Тем более, что даже дистанционное чтение (даже по скайпу) требует существенных трудозатрат [1]. Тираж сборников конференций по корееве-дению ничтожен - 200-300 экземпляров - и практически не достигает провинциальных ВУЗов по официальным каналам. Ориентация на практическое корееведение позволило выжить науке в смутные 1990-е годы, но в значительной степени сузила возможности развития других направлений, поскольку без магистральных - классических - исследований, существование востоковедения невозможно вообще. Есть обратная проблема, поскольку при ограниченном объёме (1-2 семестра), читаемый для политологов и международ -

1Нет нужды напоминать, что гуманитарные дисциплины, включая исторические, тесно связаны с государственной идеологией и воспитанием народных масс, поэтому изучение истории любой иностранной страны будет отражать и объективные потребности национальной идеи. Естественно, что у России и Республики Корея (не говоря о КНДР) национальный дискурс не будет совпадать, поскольку основан на национальной идее, менталитете, геополитическом раскладе и т.д.

Казанский вестник молодых ученых Педагогические науки

2019. Том 3.

№ 1 (9)

ников курс поневоле будет сосредоточен на вопросах новейшей истории как необходимой в том же практическом аспекте.

К.В. Асмолов отметил ещё один чрезвычайно важный тренд, который выводит нас, в том числе и к первому вопросу, обозначенному в начале выступления. Речь идёт об изменении качества студентов, приходящих на коре-еведные специальности. Здесь своеобразно преломился «разрыв поколений», поскольку выпускники школ воспитаны и образованы на иных образовательных технологиях, чем вузовские работники, составляющие учебные программы и осуществляющие преподавание. ЕГЭ (ОГЭ) также существенно внёс коррективы, поскольку выпускник школы твёрдо усвоил, что обучение -это подготовка к тем или иным специализированным тестам. Понимание и объяснение процессов и их видение в картине целого - ключевые для гуманитарных наук, отступают в системе приоритетов на вторые места. Выпускники школ менее подготовлены к аналитической работе и возникает парадокс, что масса очевидных для поколения 30-40-летних преподавателей вещей, которых специально не объясняли, но казались естественными, надо рассказывать специально. Это касается в первую очередь, технологии написания текстов. Однако тотальная интернетизация и доступность сетевых словарей делает в перспективе возможность перейти от заучивания и запоминания элементарных вещей как раз к осмыслению и пониманию происходящих процессов [1]. Тем не менее, как совершенно справедливо отметил К.В. Асмолов, для поколения, живущего в условиях большей интенсивности информационных потоков огромную роль играет не только доступность информации, но и желание ею пользоваться.

Проблему содержательных особенностей вузовских учебников по истории Кореи мы рассмотрели в специальном докладе [2]. В библиографию настоящего доклада мы включили наиболее распространённые в нашей практике издания [3; 4], которые, в том числе, оцифрованы и доступны нашим студентам через университетские библиобазы [5].

Приходящие из школы студенты, уже мотивированные на изучение истории Кореи, могут быть, однако, существенно дезориентированы. Основные сюжеты такого рода вполне компетентно рассмотрены в обзоре Син Хёсук [6]. Однако обзор не носит научного характера, поскольку ключевым моментом является следующий: «Одна из целей, которую мы ставим в работе по исправлению российских учебников, заключается в том, чтобы добиться включения в них:

• признания Россией своей ответственности за раскол страны и развязывание Корейской войны;

• обещания сыграть положительную роль в мирном объединении Корейского полуострова.

Это должно сопровождаться изменениями в наших негативных представлениях о России, укоренившихся в Корее» [6]. Комментарии, как говорится, излишни.

Постараемся обобщить наш собственный опыт работы со студентами-корееведами в области преподавания истории Кореи. Они таковы:

1. студенты должны осознавать, что существует как минимум три разных версии истории Кореи (северо- и южнокорейская, а также «западная», при всей условности данного термина);

2. изучение истории Кореи осуществляется в рамках подготовки специалиста, который, в идеале должен работать в России и на интересы России.

3. изучение истории Кореи, как глубокой древности, так и современности, является превосходным практическим «полигоном» для выработки критического мышления и научения вдумчивой работы над источниками и текущей информацией.

При учёте всей перечисленной специфики возможно глубокое и плодотворное сотрудничество с корейскими образовательными ведомствами и выработка перспективы для подготовки специалистов по истории Кореи, которые смогут нести свою миссию как в средних, так и высших учебных заведениях.

Литература

1. Асмолов К.В. Проблема преподавания истории Кореи в краткосрочной/среднесрочной перспективе: [Лекция]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=7sn0v5jlNWc

2. Мартынов Д.Е. О преподавании новой и новейшей истории Кореи и учебной литературе. V международная научно-практическая конференция по корееведению: сб. статей и докладов участников форума. Казань: Изд. «Фэн» АН РТ, 2018. С. 57-64.

3. Курбанов С. О. Курс лекций по истории Кореи с древности до конца XX в. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. 625 с.

4. Курбанов С.О. История Кореи с древности до начала XXI в. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2009. 678 с.

5. Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. В 3 ч. Под ред. Родригеса А.М. М.: 2004. Ч. 1. 368 с.; Ч. 2. 320 с.; Ч. 3. 272 с.

6. Син Хёсук. Российские школьные учебники истории - о Корее: оценка южнокорейского эксперта. URL: https://koryo-saram.ru/rossijskie-shkolnye-uchebniki-istorii-o-koree-otsenka-yuzhnokorej skogo-eksperta/

Авторы публикации

Рязанцева Т.М., студент 4-ого курса Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия. E-mail: ryazsunto@mail.ru

Жихарева Т. К., студентка Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Росси. E-mail: tatiazet@gmail.com

Мартынов Д. Е., докт. ист. наук, профессор кафедры алтаистики и китаеведения Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, г Казань, Россия. Email: dmitrymartynov80@mail.ru

Казанский вестник молодых ученых Педагогические науки

2019. Том 3.

№ 1 (9)

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE TEACHING KOREA'S HISTORY IN CONTEMPORARY RUSSIA

Ryazantseva T.M., Zhikhareva T.K., Martynov D.E.

dmitrymartynov80@mail.ru

Kazan Federal University, Kazan, Russia

Abstract. Teaching the history of Korea in secondary and higher educational institutions of Russia has a significant specificity. First, the number of existing specialists is not able to provide continuity and high quality of teaching. Secondly, the South Korean side cooperating with the educational institutions of Russia seeks to broadcast its own version of the national history, which the Russian side can not always arrange. Third, there is the problem of school and university textbooks. All of the above can be solved only in a complex way; one of the methods can be direct cooperation between higher education institutions of Russia and Korea, which is carried out in Kazan.

Keywords: History of Korea, Korean Studies, Kazan University.

For citation: Ryazantseva T.M., Zhikhareva T.K., Martynov D.E. Problems and prospects for the teaching Korea's history in contemporary Russia. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2019. Vol. 3. No. 1 (9). Pp. 51-55.

Acknowledgements: This work was supported by Seed Program for Korean Studies through the Ministry of Education of Republic of Korea and Korean Studies Promotion Service of The Academy of Korean Studies (AKS-2016-INC-2230003).

References

1. Asmolov K.V. Problema prepodavaniya istorii Korei v kratkosrochnoy/srednesrochnoy perspektive: [Lektsiya]. URL: https://www.youtube.com/watsh?v=7sn0v5jlNWc

2. Martynov D.E. O prepodavanii novoy i noveyshey istorii Korei i uchebnoy literature. V mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya po koreyevedeniyu: sb. statey i dokladov uchastnikov foruma. Kazan': Izd. «Fen» AN RT, 2018. S. 57-64.

3. Kurbanov S.O. Kurs lektsiy po istorii Korei s drevnosti do kontsa XX v. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2002. 625 s.

4. Kurbanov S.O. Istoriya Korei s drevnosti do nachala XXI v. SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo un-ta, 2009. 678 s.

5. Noveyshaya istoriya stran Azii i Afriki. XX vek. V 3 ch. Pod red. Rodrigesa A.M. M.: 2004. CH. 1. 368 s.; CH. 2. 320 s.; CH. 3. 272 s.

6. Sin KHësuk. Rossiyskiye shkol'nyye uchebniki istorii - o Koreye: otsenka yuzhnoko-reyskogo eksperta. URL: https://koryo-saram.ru/rossijskie-shkolnye-uchebniki-istorii-o-koree-otsenka-yuzhnokorejskogo-eksperta/

Authors of the publication

Ryazantseva T.M., 4th year studentof the Institute of International Relations, Kazan Federal University, Kazan, Russia. E-mail: ryazsunto@mail.ru

Zhikhareva T.K., student of the Institute of International Relations of Kazan Federal University, Kazan, Russia. E-mail: tatiazet@gmail.com

MartynovD.E., Ph.D. in History, Associate Professor of the Institute of International Relations, Kazan Federal University, Kazan, Russia. Email: dmitrymartynov80@mail.ru

Дата поступления статьи 02.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.