Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы подготовки тренерских кадров как работников учреждений спортивной подготовки'

Проблемы и перспективы подготовки тренерских кадров как работников учреждений спортивной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4167
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ / АТТЕСТАЦИЯ / EXPERTS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / VOCATIONAL TRAINING / SPORTS SCHOOLS / VALIDATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михалев Владимир Иванович, Самсонов Иван Иванович, Сапунков Андрей Анатольевич

Статья посвящена вопросу профессионального образования специалистов в области физической культуры и спорта. Авторы указывают на существующие пробелы, а также предлагают возможные решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михалев Владимир Иванович, Самсонов Иван Иванович, Сапунков Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of coaching staff as employees of institutions of sports training

The article focuses on professional training of specialists in the field of physical culture and sports. The authors point to the gaps and suggest possible solutions.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы подготовки тренерских кадров как работников учреждений спортивной подготовки»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

УДК 796:378:377 В. И. МИХАЛЕВ

И. И. САМСОНОВ А. А. САПУНКОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРСКИХ КАДРОВ КАК РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ____________________________________

Статья посвящена вопросу профессионального образования специалистов в области физической культуры и спорта. Авторы указывают на существующие пробелы, а также предлагают возможные решения.

Ключевые слова: специалисты в области физической культуры и спорта, профессиональное образование, спортивные школы, аттестация.

Актуальность. Характерной чертой современного этапа развития законодательства о физической культуре и спорте (далее — ФКиС) является стремительный и системообразующий характер перемен, что позволило ряду авторов поставить вопрос о формировании спортивного права, как новой специализированной комплексной отрасли в системе российского права [1, с. 148]. Однако нам представляется, что это вопрос скорее будущего, чем настоящего. Неважно, идет речь об отрасли законодательства или отрасли права, прежде всего необходимо сба-

лансировать существующий правовой механизм — обеспечить системность правового воздействия.

Физическая культура и спорт — сложнейшее, многоаспектное, социальное явление, пронизывающее все стороны общественной жизни. В любом виде спорта обязательно присутствует набор элементов: соревновательный, медицинский (адаптивный, оздоровительный, спортивный туризм), педагогический (воспитательный, обучающий, в т.ч. технический и прикладной), социальный (зрелищный и национально-культурный).

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

Именно комплексность и многоукладность обеспечивают неповторимую общественную значимость спорта. Каждая из отраслей права регулирует спорт, только со своих — узкоотраслевых позиций, не видя целостной картины.

Концепции значения спорта многократно менялись, это находило свое отражение в законодательстве. В 1953 г. спортивное ведомство СССР вошло в структуру Министерства здравоохранения, но лишь на девять месяцев [1, с. 38]. Позднее «советская модель спорта», всё более базировалась на педагогике, как наименее дорогом способе быстро добиться результатов. Внешкольные учреждения — «спортивные школы», организовывали деятельность на основании самостоятельно разработанных учебных программ, используя типовые программы, утвержденные государственным органом управления физической культурой и спортом1. Основная задача обучать и воспитывать всех учеников одинаково, но если появляется спортсмен высокого класса — речь идет скорее о побочном, а не о профильном результате.

Резкая смена идеологии произошла в 2007 году, а затем была завершена в 2011 году, когда из Закона РФ «О физической культуре и спорте в РФ» (далее — Закон РФ № 329-Ф3) были исключены все упоминания о педагогической составляющей и учебно-тренировочном процессе. Новацией стало решение о создании федеральных стандартов спортивной подготовки, разрушающих монополию учебных программ.

Провозглашенная идея глубинной «профессионализации спорта», безусловно, актуальна, но разграничение правовых явлений необходимо не для разрыва социальных связей, а для организации взаимодействия элементов сложной структуры. Постулируемое главенство «соревновательного принципа» — основы спортивной подготовки, не исключает спортивную педагогику, спортивную медицину и спортивную культуру, как ЗОЖ и «культуру боления». Но при этом все указанные элементы можно регулировать только в комплексе.

Представляется, что законодатель «ударился из одной крайности в другую». Советская «педагогическая» модель спорта себя во многом уже изжила, хотя зачастую это воспринимается эмоционально сложно. Однако произошедшие лишения тренера педагогического статуса и льгот педагогического работника явно абсурдны. Нам необходимо переосмыслить роль педагогики в спорте, а не уничтожить её. Налицо явные пробелы в применении законодательной техники и «юношеский максимализм» разработчиков закона.

В работе мы не претендуем на всестороннее рассмотрение проблемы, а хотим сосредоточиться на вопросе, не получившем должного законодательного разрешения — кадровом обеспечении проводимых реформ. Эффективность системы управления физической культурой и спортом как социальной сферы в значительной мере зависит от кадрового обеспечения отрасли. Потребность в профессиональных физкультурно-спортивных кадрах обусловлена необходимостью организации физического воспитания подрастающего поколения и спортивной подготовки населения.

В нашей стране ежегодно выпускается около 9000 квалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта. По оценке чиновников высшего ранга их трудоустройство составляет свыше 80 %, но, несмотря на это, до сих пор остаётся острым вопрос тренерских кадров [2].

Задачи исследования:

— проанализировать федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования (далее — ФГОС СПО и ВПО) по подготовке специалистов в области ФКиС;

— изучить квалификационные требования тренерских кадров в физкультурно-спортивных организациях (далее — ФСО) и образовательных учреждениях дополнительного образования детей (далее — ОУ ДОД).

1. Анализ ФГОС СПО и ВПО по подготовке специалистов в области физической культуры и спорта.

Правительством РФ в 2008 году принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития, согласно положениям которой, эволюционным путем модернизируется законодательство о труде, образовании, ФКиС [3 — 5].

В России, не учитывая образовательных организаций профессионального образования субъектов РФ, подготовкой специалистов в области ФКиС занимаются 146 организаций СПО и ВПО (18 СПО и 94 ВПО Минобрнауки России, 20 СПО и 14 ВПО Минспорта России) [6].

С 1 сентября 2011 года подготовка специалистов в области ФКиС начала осуществляться по двухуровневой системе — «бакалавриат» и «магистратура», а также по программам СПО:

— в образовательных организациях СПО: по специальности 050141 «Физическая культура» квалификация «учитель ФК» или «педагог по ФКиС», а по специальности 050142 «Адаптивная физическая культура» квалификация «учитель адаптивной ФК» и «педагог по адаптивной ФКиС»;

— в образовательных организациях ВПО с квалификацией «бакалавр» (профиль подготовки определяется вузом самостоятельно) по направлениям подготовки: «Физическая культура», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «Педагогическое образование» (4 года и 5 лет)2;

— в образовательных организациях ВПО с квалификацией «магистр» (профиль устанавливается вузом самостоятельно) по направлениям подготовки: «Физическая культура», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», «Спорт», «Педагогическое образование».

Подготовка медицинского персонала для работы в области ФКиС проводится в медицинских организациях. Базовое обучение врачей по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия» или «Травматология и ортопедия», которое осуществляется в интернатуре (или первой ординатуре), составляет 6 лет с обязательным обучением в ординатуре или на курсах профессиональной переподготовки по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина». Подготовка массажистов со средним профессиональным образованием по специальностям «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело» и наличие сертификата специалиста по специальности «Медицинский массаж».

До октября 2009 г. медицинским обеспечением спортивных сборных команд занимались тренеры-врачи и тренеры-массажисты, которые не относились к группе работников здравоохранения и на них не распространялись требования, предъявляемые к специалистам (врачам и медицинским сестрам), работающим в системе здравоохранения. Постанов-

лением Правительства РФ № 812 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» функции по медико-биологическому обеспечению спортсменов сборных команд РФ были переданы от Мин-спорттуризма России к федеральному медико-биологическому агентству, чем проведено четкое разграничение полномочий.

Следовательно, можно выделить несколько направлений, по которым возможна подготовка специалистов в области ФКиС:

1) педагог в области ФКиС,

2) тренер с углубленной педагогической подготовкой;

3) тренер по видам спорта;

4) тренер с углубленной медико-биологической подготовкой по виду деятельности,

5) спортивный медик.

При этом педагог, тренер и медик — это различные виды профессиональной деятельности, к подготовке которых предъявляются специфические требования в данной области.

Отдельным вопросом может быть рассмотрена подготовка менеджеров в области ФКиС, которая должна базироваться на фундаментальных знаниях в области ФКиС, а затем дополняться специализированной подготовкой:

1) специалист с углубленной экономической подготовкой (спортивный менеджмент);

2) специалист с углубленной юридической подготовкой (спортивное право);

3) специалист с углубленной подготовкой в социальной сфере (организация спортивных мероприятий и связи с общественностью).

Специальности образования, по которым сейчас ведется подготовка, представлены в табл. 1.

Из табл. 1 видно, что:

— СПО представлено только специальностями с педагогической подготовкой. В случае получения образования в области адаптивной ФК «педагогика» дополняется углубленными медико-биологическими знаниями. Однако подготовка специалистов «по профилю спортивных методик» для данной категории в России до настоящего времени не организована.

Педагог с подготовкой в области ФКиС, может организовать проведение занятий или соревнований (развлекательных мероприятий) на низшем любительском уровне, но его профессиональный уровень недостаточен для планомерной поэтапной спортивной подготовки. Цель педагога — обучение и воспитание методами пропаганды спорта, но это недостаточная база для формирования спортивного мастерства. Учитель ФК или педагог по ФКиС не могут в полной мере заменить «тренера»; так же как педагог — «учитель права» не имеет достаточной квалификации, чтобы в качестве юриста защищать интересы клиента в суде, и т.п.

Представляется, что в современных условиях «омоложения» спорта высокие требования должны предъявляться и к квалификации специалистов в области ФКиС. Отбор будущих «спортивных звезд», постановка «базовой техники» и т.д. должны осуществляться профессиональными «тренерами-техна-рями», а не только «педагогами-мотиваторами». Здесь речь идет о двух разных профессиях, каждая из которых имеет свою сферу;

— подготовка специалистов в области ФКиС с высшим образованием осуществляется по укрупненным группам специальностей образования: «030000» — «Гуманитарные науки» (подготовка специалистов по базовой науке) (например, юриспруденция, история,

журналистика и т.п.); «050000» — «Образование и педагогика» (подготовка учителей, педагогов). При этом специальности образования, представляющие разные укрупненные группы, дублируют друг друга, а по специальности «060000» отсутствует профильная подготовка кадров для спорта3. В обществе сложилось понимание, что спортивным врачом является обучавшийся в ординатуре (повышение квалификации) по специальности «ЛФК и спортивная медицина».

Однако Едиными квалификационными справочниками для работников в области образования (приказ Минздравсоцразвития РФ № 761 н), а также физической культуры и спорта (приказ Минздравсоцразвития РФ № 916н), не предусмотрено разграничение требований к их квалификации по полученным специальностям образования, уровням высшего образования (в т. ч. по профилям направлений подготовки). Например, выпускник вуза по направлению 034300.62 «Физическая культура» с квалификацией «бакалавр» (профиль «Спортивные сооружения и индустрия») имеет право трудоустроиться на должность тренера или тренера-преподавателя.

Наличие профессионального образования в области ФКиС независимо от полученной специальности (в т. ч. профиля подготовки) позволяет соискателю тренерской должности трудоустроиться как работником ФКиС, так и работником образования.

В то время как медицинское образование и квалификации четко отделены, тренер с углубленной медико-биологической подготовкой не может претендовать на должность врача и, наоборот, медик не может заменить тренера. Совмещенных специальностей тренер-врач и т.п. больше не существует.

Существование специальности тренера-препо-давателя представляется анахронизмом. Педагог в области ФК, как было сказано выше, не может называться тренером. В то же время в деятельности любого тренера, есть педагогический аспект, так же как тренировочный и соревновательный процессы. Исключение — тренер-наездник лошадей, это служащий из технического персонала, необоснованно причисленный к тренерам, любой другой тренер-преподаватель по определению.

Ни в одном квалификационном справочнике нет требований относительно уровня полученного высшего профессионального образования в области ФКиС, а также по тому или иному профилю направления подготовки.

Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 034300.62 «Физическая культура», бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности: педагогической, тренерской, рекреационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, культурно-просветительской. Как следствие, наличие неквалифицированных работников по тренерским должностям, предусмотренным для работников ФКиС, а также работников образования можно считать правовым явлением настоящего времени;

— для подготовки «магистров» характерны те же проблемы — профессиональное спортивное образование не отделено от педагогического и специальности дублируют друг друга.

Не используется представляемая двухступенчатым высшим образованием возможность межвузовского взаимодействия в сфере подготовки специалистов с дополнительной углубленной подготовкой. Например, бакалавр с базовой подготовкой в качестве тренера по виду спорта может повысить

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2(116)2013

Соотношение укрупненных групп специальностей образования, по окончании которых выпускники трудоустраиваются в области физической культуры и спорта

Коды и направления (специальности) подготовки по укрупненным группам специальностей образования

Образование и педагогика — 050000 Гуманитарные науки — 030000 Здравоохранение — 060000

СПО — учитель, педагог по ФКиС - 050141, — учитель, педагог по адаптивной ФК — 050141 Массажист — 060502 Мед. сестра (брат) — 060501

направление подготовки 050100.62 — направление подготовки 034300.62 «Физическая культура»* специальность 060101 — «лечебное дело»,

«Педагогическое образование» (4 года) и (5 лет)* профиль «физкультурное образование» — физкультурное образование — спорт. тренировка, — спорт. менеджмент, — спорт. сооружения и индустрия — физ.-оздоровит. технологии, — спорт.-оздор. туризм, — двигательная рекреация 060103 — «педиатрия»

ВПО бакалавр специалист направление подготовки 034400.62 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»*

направление подготовки 034600.62 «Рекреация и спортивнооздоровительный туризм»*

ВПО магистр 050100.68 направление «Педагогическое образование» профиль «физкультурное образование» по направлению подготовки 034300.68 «Физическая культура» направлению подготовки 034500.68 «Спорт»* по направлению подготовки 034400.68 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»* Специальность и ординатура по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина»

* — профили подготовки устанавливаются вузом самостоятельно

уровень профессиональной подготовленности углубленной педагогической, социальной или экономической подготовкой в магистратуре вузов соответствующего профиля, но потребность в таких специалистах не регламентирована.

И, наоборот, выпускник юридического вуза может получить углубленную подготовку в магистратуре вуза спортивного профиля и стать высокопрофессиональным спортивным агентом. Развитие российского законодательства о спорте показывает, что владение только юридической техникой явно недостаточно, поскольку необходимы глубокие знания о предмете правового регулирования.

Вопрос о возможности совместить медицинское образование с образованием другого профиля в России пока вряд ли разрешим вследствие корпоративной замкнутости системы подготовки медицинских работников.

Разумным представляется также постепенное введение требования по уровню профессиональной подготовки тренеров, работающих со «спортсменами высокого класса», в виде обязательной магистратуры по направлению подготовки «Спорт». При этом профиль подготовки будет определяться исходя из вида спорта тренера.

2. Особенности квалификационных требований к тренерским кадрам в ФСО и ОУ ДОД физкультурно-спортивной направленности. В современном обществе организационное деление на ФСО и ОУ ДОД представляется достаточно искусственным. В сознании населения и то, и другое необходимо для организации занятия спортом, а ведомственная подчиненность организации граждан не интересует.

А. В. Сердюков [4] справедливо отмечает недостатки Закона № 329-ФЗ. Спортивно-оздоровительный этап и другие этапы спортивной подготовки, может быть реализована ОУ ДОД (различных видов). Однако деятельность по спортивной подготовке не может рассматриваться в качестве образовательной, поскольку не сопровождается достижением образовательного ценза или получением какой-либо квалификации.

Основным критерием, определяющим разграничение между ФСО и ОУ ДОД, является наличие разрешительного документа на образовательную деятельность — лицензии (ч. 2 ст. 33.1 Закона РФ № 3266-1 «Об образовании»; пп. 1 ч. 2 ст. 90 Закона РФ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»). Поэтому тренеры-преподаватели, трудоустроенные в спортивной школе, квалифицируются как педагогические работ-

Таблица 2

Соотношение единых квалификационных справочников должностей работников образования и физической культуры и спорта

ФСО ОУ ДОД

Нормативно-правовые акты, регламентирующие квалификацию работников Приказ Минздравсоцразития от 15.08.2011 г. № 916н Приказ Минздравсоцразития от 26.08.2010 г. № 761н

руководители — гл. тренер ССК РФ (по виду спорта), — гос. тренер (по виду спорта) —

специалисты/педагогические работники — тренер-преподаватель по адаптивной ФК, — тренер, — инструктор-методист по адоптивной ФК, — инструктор по спорту, — инструктор по адаптивной ФК, — инструктор-методист ФСО — тренер-преподаватель, — педагог-организатор по спорту, — педагог-организатор по туризму, — учитель-дефектолог, — тьютер (спорт проф. ориентация), — педагог ДО по туризму и спорт.-оздоровительной деятельности, — руководитель физического воспитания, — инструктор по ФК, — инструктор-методист по ФК, — преподаватель-организатор ОБЖ

сотрудники/учебновспомогательный персонал — спортсмен-инструктор — тренер-наездник лошадей — вожатые

ники, а тренеры — работники ФСО лишены педагогических льгот. На практике возникают ситуации, когда работник многие годы работал на одном рабочем месте, выполнял одну и ту же трудовую функцию, но учреждение меняло свой организационный статус. В результате — в одни периоды педагогический стаж засчитывался, а в другие нет.

Несправедливость закона, выражающаяся в «пестроте» правового статуса тренера, подрывает престиж профессии. Мы солидарны с мнением О. А. Шевченко [5], предлагающей распространять гарантии и компенсации педагогических работников на всех тренеров.

Предпринимаемые попытки органов управления и законодателей упорядочить взаимодействие ФСО и ОУ ДОД приводят к неразрешимым правовым коллизиям и бюрократическим барьерам, связанным с реализацией программ спортивной подготовки. Например, ч. 6 ст. 33 Закона РФ № 329-ФЗ установлена норма права о том, что спортивная школа, реализующая программы спортивной подготовки, разработанные на основе соответствующих федеральных стандартов, наряду с указанными программами реализуют дополнительные образовательные программы в области ФКиС. Как правило, они реализуются тренерами-преподавателями спортивных школ. Отсутствие механизма правового регулирования преемственности тренеров, обеспечивающего повышение заработной платы за достижения с начинающими спортсменами, а также недостаточность учебной нагрузки (снижение количества потенциальных занимающихся вследствие демографических проблем) обуславливают проблему неэффективного решения задач спортивной подготовки на начальных этапах. Противоречие возникает и в тождественности квалификационных категорий у привлеченных «тренеров» из ФСО, реализующих идентичные программы спортивной подготовки.

Таким образом, дальнейшая работа по разграничению образовательного процесса и спортивной подготовки с сохранением условий трудовой деятельности тренерских кадров будет способствовать повышению эффективности подготовки спортивного резерва.

Отсутствие четко сформулированных критериев профессии тренера приводит в терминологической

путанице и сложностям в формулировании квалификационных требований к представителям данной профессии. В данной сфере ФСО и ОУ ДОД руководствуются различной нормативной базой, во многом дублирующей друг друга (табл. 2).

Из табл. 2 видно, что знания и квалификация в области ФКиС требуются для целого ряда должностей. Все должности, перечисленные для ОУ ДОД, отнесены к педагогическим работникам. Тренер-преподаватель, инструктор и инструктор-методист в различных вариантах являются работниками обоих типов организаций, и найти отличая в их должностных обязанностях крайне сложно. Между собой они тоже плохо различимы, например, должностные обязанности тренера-преподавателя по АФК почти дословно копируют обязанности инструктора по АФК, требования к знаниям и квалификации едины. Не важно, речь идёт о работниках ФСО или ОУ ДОД, они одновременно тренеры и педагогические работники, поскольку выполняют одну и ту же трудовую функцию. К данной категории следует отнести и тренера, упоминаемого только как работника ФСО, единственное значительное отличие данной должности от вышеперечисленных состоит в упоминании цели деятельности — достижение спортивных результатов.

Другие педагогические специальности: учителя, педагоги, организаторы к тренерскому составу отнесены быть не могут, даже если являются работниками ОУ ДОД. Главный тренер спортивной сборной команды РФ, государственный тренер, если следовать тексту единого квалификационного справочника, не занимаются педагогической деятельностью, а только организуют работу тренеров, но практика показывает, что документ в этом аспекте не соответствует действительности.

Таким образом, как нами уже отмечалось выше, термин «тренер» является достаточным, термин «тренер-преподаватель» морально устарел, не отражает существенных отличий профессионального статуса, а лишь вносит излишнюю путаницу.

Стремясь обосновать сложившееся терминологическое разделение «тренера» и «тренера-препода-вателя», А. Е. Базыкин [7] считает, что тренер является в полной мере педагогическим работником, только если он работает с несовершеннолетними детьми.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

Однако тогда преподаватель вуза тоже не педагог, ведь студенты в основном являются совершеннолетними гражданами. Вряд ли данная точка зрения является приемлемой.

Профессиональным образованием в области физической культуры и спорта является направление подготовки, входящее в укрупненную группу специальностей образования «030000» — «Гуманитарные науки» в отличие от «050000» — «Образование и педагогика». По группе специальностей образования «050000» организована подготовка профессиональных педагогов, поэтому выпускники по специальности 050141, 050142 имеют право трудоустроиться только по педагогическим, а не тренерским должностям.

С другой стороны, область «Физической культуры и спорта» обоснованно может быть выделена из гуманитарных наук в отдельную укрупненную группу специальностей образования. Ранее нами были указаны шесть основных направлений, специальности по которым могли бы войти в группу. Соответственно, для данных специальностей приоритеты в обучении должны быть смещены от педагогики в сторону спортивных методик и иных технических составляющих. Речь идет о концептуальных изменениях, фактически о создании новых научных школ. Требуются значительные организационные и финансовые затраты, на которые вузы спортивного профиля (например, СибГУФК) без помощи государства не способны. Например, в условиях, когда уровень оплаты труда преподавателей в вузах системы МВД в три и более раз превосходит уровень заработной платы вузов спортивного профиля, сложно рассчитывать на привлечение к деятельности высококвалифицированных юристов. То же самое может быть приемлемо и по другим направлениям деятельности.

В свою очередь, при трудоустройстве в ОУ ДОД, имеющем лицензию на образовательную деятельность, наименование профессии должно соответствовать норме права аб. 9 ст. 57 ТК РФ, т.е. при наличии льгот у работника, наименование должности указывается в соответствии с квалификационными справочником (по должности «тренер-преподаватель», пока она существует) или соответствующим положением профессионального стандарта.

Принципиальным решением вопроса представляется объединение системы ФСО и ОУ ДОД, в рамках единых квалификационных требований, в качестве системы «учреждений спортивной подготовки», с единой ведомственной подчиненностью органам управления физической культурой и спортом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Подводя итог всему сказанному, можно сделать следующие выводы:

1) необходимо принять ФГОС СПО по специальности «Физическая культура» укрупненной группы специальностей «030000» — «Гуманитарные науки» с квалификацией «тренер по спорту»;

2) необходимо унифицировать обучение по ООП бакалавриата. Профиль (вариативная часть ООП) должен изучаться на последних курсах обучения. Это снизит трудоемкость при переводе студентов с обучения по разным направлениям, профилям в одном направлении подготовки и создаст предпосылки для получения дополнительного профессионального образования по заочной форме обучения;

3) необходимо отразить профиль обучения «Спортивная тренировка в избранном виде спорта» в разделе «Требования к квалификации» по должности «тренер» или «тренер-преподаватель (включая старшего)»;

4) необходимо продолжить работу по разграничению образовательного процесса и спортивной подготовки, выполнив следующие мероприятия:

— ввести институт лицензирования спортивной подготовки, аналогичный по требованиям к условиям безопасности реализации спортивной подготовки, а также гарантиям и компенсациям работникам институту лицензирования образовательной деятельности;

— легально закрепить процедуру аттестации тренерских кадров за межведомственными органами управления физической культурой и спортом, а также образованием;

— законодательно определить понятие «спортивная школа», рассматривая его как учреждение спортивной подготовки

Примечания

1 Согласно регламентирующим деятельность спортивных школ документам разных лет, органами государственного управления физической культурой и спортом, разрабатывались типовые учебные программы по разным видам спорта. Затем они использовались внешкольными учреждениями для самостоятельной разработки учебных программ.

2 В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1136 утвержден перечень направлений подготовки ВПО, по которым срок освоения ООП увеличен на один год (до 5 лет) с освоением двух профилей подготовки.

3 На встрече президента РФ Д. А. Медведева со спортсменами и тренерами обсуждалась проблема подготовки спортивных врачей. Министр спорта В. Л. Мутко в своем выступлении указал, что до 1991 года спортивных врачей готовили в Тарту (Эстония), где существовал профильный институт. Сейчас, по словам В. Л. Мутко, в вузах специально набирают студентов на обучение по данной специализации.

Библиографический список

1. Алексеев, С. В. Спортивное право России : учеб. для студентов вузов по специальностям 030500 «Юриспруденция» и 032101 «Физ. культура и спорт» / С. В. Алексеев ; под. ред. П. В. Крашенинникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА [и др.], 2012. - 1055 с.

2. Путин, В. В. Стенограмма заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта (06.11.2012 г.) [Электронный ресурс]. — иИЬ: http://www.sportsovet.ru/ zasedania20121106_Stenogramma.html (дата обращения: 09.11.2012).

3. Сердюков, А. В. Учреждения спортивной подготовки как особый вид учреждений отрасли физической культуры и спорта / А. В. Сердюков, И. С. Кузнецов // Вестник спортивной науки. — 2010. — № 4. — С. 18 — 22.

4. Сердюков, А. В. К вопросу о разграничении образования и спортивной подготовки / А. В. Сердюков. // Право и образование. — 2012. — № 5. — С. 48 — 55.

5. Шевченко, О. А. Проблемы правового регулирования труда спортивных тренеров / О. А. Шевченко // Спорт: экономика, право управление. — 2008. — № 3. — С. 24 — 28.

6. Справка о совершенствовании профессионального образования в области физической культуры и спорта [Электронный ресурс]. — иИЬ: http://www.sportsovet.ru/zasedania 20110516_Sover_obr.html (дата обращения: 09.11.2012).

7. Базыкин, А. Е. Правовое регулирование труда тренеров : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / А. Е. Базыкин. — М., 2012. — 30 с.

МИХАЛЕВ Владимир Иванович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), ректор. САМСОНОВ Иван Иванович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой

менеджмента, экономики и права физической культуры.

САПУНКОВ Андрей Анатольевич, преподаватель кафедры менеджмента, экономики и права физической культуры.

Адрес для переписки: sii2009@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.01.2013 г.

© В. И. Михалев, И. И. Самсонов, А. А. Сапунков

УДК 79608 В. Н. КОНОВАЛОВ

Д. А. БЕРНАТАВИЧЮС Д. А. АФАНАСЬЕВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СПЕЦИАЛЬНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ______________________________

В статье показан алгоритм оценки специальной физической подготовленности юных хоккеистов, как по отдельным качествам, так и комплексно.

Ключевые слова: специальная физическая подготовленность, юные хоккеисты, комплексная оценка.

Рациональное построение тренировочного процесса требует наличия информация об основных сторонах специальной физической подготовленности юных хоккеистов на различных этапах тренировки [1—3]. Сложность прогнозирования результатов юных спортсменов состоит в том, что рост спортивных достижений осуществляется на фоне еще не закончившихся процессов формирования организма. Известно [4 — 6], что на спортивный результат влияют не только тренировочные нагрузки, но и морфологические, функциональные, психофизиологические изменения, происходящие в процессе индивидуального развития юного спортсмена. Поэтому у многих специалистов при планировании системы многолетней подготовки юных спортсменов возникают проблемы, связанные с организацией системы комплексного контроля физической подготовленности и физического развития детей. Изучение теоретических и экспериментальных материалов [7, 8] позволяет заключить, что имеются противоречивые взгляды по вопросам оценки и прогнозирования физической подготовленности в детском хоккее, касающиеся нормативной базы оценки специальной физической подготовленности юных хоккеистов. В связи с этим совершенствование комплексной системы оценки специальной физической подготовленности юных хоккеистов является своевременным и актуальным.

Цель работы — научно обосновать алгоритм оценки специальной физической подготовленности юных хоккеистов.

Задачи исследования: 1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме оценки физического развития и специальной физической подготовленности у юных хоккеистов. 2. Оценить уровень физического развития и специальной физической

подготовленности юных хоккеистов в больших циклах подготовки. 3. Научно обосновать алгоритм оценки специальной физической подготовленности юных хоккеистов.

Методы исследования: 1. Анализ научно-методического материала. 2. Педагогические наблюдения.

3. Педагогическое тестирование. 4. Антропометрические методики: соматометрические — длина тела (рост), масса тела (вес), окружность и экскурсия грудной клетки; физиометрические — жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук. 5. Математико-статистическая обработка.

Организация исследования: настоящее исследование проводилось в 2010 году на базе МУ ДОД СДЮСАТТТОР им. А. В. Кожевникова, в котором приняли участие юные хоккеисты 1997 года рождения. УТ — учебно-тренировочная группа (10—14 лет).

При оценке физического развития и специальной физической подготовленности юных хоккеистов руководствовались положениями, изложенными в методических рекомендациях и программе, разработанной в соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму №390 от 28 июня 2001 года «Об утверждении Типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, УОР)».

Оценка уровня физического развития проводилась сотрудниками спортивного диспансера по следующим компонентам: рост, вес, динамометрия левой и правой кисти, окружность грудной клетки.

Оценка специальной физической подготовленности юных хоккеистов осуществлялась по программе, предусмотренной для спортивных школ [7]. Педагогические контрольные испытания проводились на ледовой площадке. Использовались тесты, которые

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.