Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы перехода Индии к статусу мировой державы'

Проблемы и перспективы перехода Индии к статусу мировой державы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
802
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / ЮЖНАЯ АЗИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / БЫСТРОРАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ГОСУДАРСТВО / МИРОВАЯ ДЕРЖАВА / INDIA / SOUTH ASIA / FOREIGN POLICY / RAPIDLY DEVELOPING COUNTRY / WORLD POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Круть Виталий Глебович

В статье рассматриваются факторы, способствующие и препятствующие переходу Индии в ранг мировых держав. Анализируются региональный и глобальный уровни взаимодействия индийского руководства с другими акторами на мировой арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIA’S TRANSIT INTO THE GLOBAL POWER STATUS: PROBLEMS AND PROSPECTS

In the article the factors, facilitating and preventing India’s transit into the global power status are considered. Regional and global cooperation levels of Indian leaders with other actors on the world arena are analyzed.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы перехода Индии к статусу мировой державы»

В.Г. Круть

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА ИНДИИ К СТАТУСУ МИРОВОЙ ДЕРЖАВЫ

INDIA'S TRANSIT INTO THE GLOBAL POWER STATUS: PROBLEMS AND PROSPECTS

В статье рассматриваются факторы, способствующие и препятствующие переходу Индии в ранг мировых держав. Анализируются региональный и глобальный уровни взаимодействия индийского руководства с другими акторами на мировой арене.

Ключевые слова: Индия, Южная Азия, внешняя политика, быстроразви-вающееся государство, мировая держава.

In the article the factors, facilitating and preventing India's transit into the global power status are considered. Regional and global cooperation levels of Indian leaders with other actors on the world arena are analyzed.

Key words: India, South Asia, foreign policy, rapidly developing country, world

power.

После обретения независимости в 1947 г. основной внешнеполитической целью руководства Индии стало превращение страны в мировую державу. И вот уже практически на протяжении 70 лет правящая элита старается придерживаться выбранного курса. Мир начал обращать внимание на подъем Индии, когда в июле 2005 г. Дели заключил с Вашингтоном ядерное соглашение. Однако этот прорыв лишь один из показателей кардинальных перемен, которые происходят в индийской внешней политике после окончания холодной войны [1].

В течение второй половины XX в. индийские руководители по-разному трактовали роль и место страны в тех процессах, которые происходили в мире. Джавахарлал Неру, первый премьер-министр независимой Республики, придавал огромное значение взаимоотношениям как с непосредственными соседями страны (в особенности с населенным мусульманами Пакистаном), так и с остальными освободившимися странами, стремившимися разрушить остатки колониализма в Афро-Азиатском регионе, снизить градус агрессивности крупных держав в Южной Азии, а также покончить с расовой дискриминацией и бедственным социально-экономическим положением населения внутри самой Индии. Эти шаги нашли свое отражение в принятии Индией в 1961 г. роли государства-соучредителя Движения неприсоединения (ДН).

Впоследствии Индира Ганди, правившая с перерывами с 1966 по 1984 гг., продолжила курс своего отца («курс Неру») по укреплению международного авторитета и статуса Индии в мире. Именно благодаря ей была запущена первая АЭС в стране (1969), проведено первое испытание ядерного оружия (1974), что сделало Индию лидером среди стран зоны Юга и фактически выразителем интересов освободившихся государств [2].

После краха биполярного мира Индия утратила возможность играть на противоречиях двух систем и уже больше не была между Западом и Востоком. Движение неприсоединения, лидером которого она являлась, все больше теряло свое влияние в мире из-за изменения повесток дня в бывших странах социалистического лагеря. Больше механизмом решения международных проблем ДН быть не могло, что привело индийское руководство к осознанию смены приоритетов в проводимом внешнеполитическом курсе. Выражение интересов развивающихся стран перестало быть основной целью индийской дипломатии. Индия начала концентрировать свои силы на корректировке влияния в «домашнем» регионе, в целях обеспечения адекватного своему весу в мире места в мировом сообществе [3].

Последнее десятилетие XX в. ознаменовалось для страны поиском новых путей взаимодействия со странами-соседями, а также с крупными мировыми игроками. Так, в начале 1990-х гг. был налажен диалог со странами группы АСЕАН (в 1995 г. Индия стала наблюдателем в организации). В 1997 г. возникает БИМСТЕК - сообщество стран Южной и Юго-Восточной Азии, которое имеет под собой цели экономической интеграции и торгового взаимодействия стран региона.

В настоящее время Индия утверждается в роли одной из ведущих экономических держав, причем ее экономическое влияние выходит за рамки Южноазиатского региона. Прирост ежегодного ВВП в ближайшей перспективе уже должен составить 8-9 %, а сам объем ВВП в скором будущем при нынешних темпах развития станет уже третьим на планете, что ставит страну в один ряд с десяткой самых быстроразвивающихся экономик мира. Страна сумела достичь подобных результатов благодаря курсу экономической либерализации, взятому в 1991 г. тогдашним премьер-министром Нарасимха Рао.

В начале нового столетия индийская дипломатия продолжила укреплять курс на повышение собственной роли и веса собственного голоса в международных делах. Во времена холодной войны Индия находилась в теплых отношениях с СССР и практически прекратила все контакты с США, особенно после активной поддержки последними КНР и Пакистана. В 2000-х гг. в ходе двусторонних контактов между Джорджем Бушем-мл. и Манмоханом Сингхом американское направление в индийской внешней политике, как и индийское в

американской стало одним из развивающихся. Политика «смотри на Восток», провозглашенная Нарасимха Рао в 1991 г., получила жизненное воплощение: в 2002 г. состоялся первый саммит АСЕАН+Индия, в 2005 г. был дан старт работе региональной площадке по решению экономических вопросов «Меконг-Ганг». Индия стала одной из стран участниц Восточноазиатского саммита (ВАС).

Логическим завершением проводимой внешнеполитической линии стало участие Индии в двух объединениях региональных держав. Это группа РИК (Россия-Индия-КНР), которая является гарантом антитеррористической безопасности на территории Евразии наравне с ШОС, а также объединение ИБСА (Индия-Бразилия-Южная Африка). Сам факт того, что Индия находится сразу в двух подобных образованиях, говорит о повышающейся роли страны в процессах, проходящих не только в Южной Азии, но и в других частях Евразии и даже на других континентах. В 2005 г. Индия становится государством-наблюдателем в ШОС (наравне со своим давним региональным соперником -Пакистаном), а уже в 2009 г. окончательно оформляется группа БРИК (с 2011 г. - БРИКС).

Эксперты прогнозируют, что в ближайшие 30-50 лет Индия станет играть ключевую роль как в региональных процессах, так и в вопросах международного характера, уладив при этом многочисленные внутренние противоречия.

Однако, так ли все радужно во внешнеполитической и внутриполитической жизни Индии? Существуют ли проблемы в переходе страны к статусу мировой державы? И станет ли Индия новым мировым центром влияния?

Выявляя и анализируя те факторы, которые способствуют восхождению Индии на «мировой Олимп», можно заметить, что они условно разделяются на три аспекта: внутренний, региональный и глобальный. Именно тщательному разбору каждого из них и будет посвящена данная статья.

Внутриполитический аспект

Внутриполитическая жизнь Индии является в основном предметом исследования ученых-индологов. Эксперты по международным отношениям, не специализирующиеся в вопросах Южной Азии и в частности Индии, практически не затрагивают в своих исследованиях эти вопросы. Хотя, как и в жизни каждой страны, а в особенности быстроразвивающейся, внутри Индии происходят сложные и противоречивые явления. Такими проблемами являются на-ксализм, кардинальное изменение территориально-политической карты страны (в особенности в XXI столетии), а также влияние конфессионального и кастового факторов на социально-политическую жизнь страны.

Наксализм является формой восстановления «закона и порядка», однако это явление уже давно переросло мирные пути разрешения проблемы. По сути, это вооруженный захват и дележ помещичьих земель «отсталыми классами». Свое начало течение получило после инцидента 2 марта 1967 г. в деревне Наксалбари, когда юноша по имени Бимал Киссан начал обрабатывать те земли, которые полагались ему по решению суда. Однако землевладельцы воспротивились такому варианту решения проблемы и «жестоко проучили» крестьянина с помощью рук наемных бандитов. Манмохан Сингх называл наксализм одним из самых «жестоких и непримиримых врагов внутренней безопасности и целостности всего государства» [4]. Он даже уподоблял это течение терроризму.

Рассматривая борьбу государства с наксализмом, нельзя не заметить, что в этой области сложилась патовая ситуация. Не решая аграрной проблемы, государство не может сокрушить наксализм. Наксализм, оставаясь силой маргинальной, не может сокрушить государство [5].

Следующая проблема внутриполитической жизни Индии - реформирование малых штатов и образование новых. По Конституции страны 1950 г. в стране создавалось 4 группы штатов, которые имели различный правовой статус [6]. Процедура создания новых субъектов Союза Штатов (именно так Индия провозглашается в собственной Конституции) закреплены в статье 2 и 3 Основного закона. Административная реформа 1956 г. уравнивала штаты по этнолингвистическому признаку. Таким образом, появилось 14 административно-территориальных образований. Но по существу реформа продолжается до сих пор.

Источником политической борьбы за образование отдельного субъекта в федеративной Индии стал северо-восток, где многочисленные племена стремились к выделению Ассама. Также остро стоял вопрос у народов нага и мизо за автономию (в 1962 г. - образовался штат Нагаленд; 1971 г. - создание союзной территории Мизорам, преобразована в штат в 1986 г.). В 1960 г. Бомбей был разделен на 2 самостоятельных субъекта: Марахаштру и Гуджарат. В 1975 г. состав Индии пополнил бывший протекторат - Сикким. В 1986 г. союзная территория Аруначал-Прадеш, которая после китайско-индийской пограничной войны 1962 г. является предметом спора во взаимоотношениях двух стран, была повышена до статуса штата. В 1987 г. Гоа из разряда союзной территории также перешла в ранг штатов [7].

В настоящий момент в стране уже 29 штатов, а также 7 союзных территорий. Сильную обеспокоенность вызывает этническая напряженность в местах компактного проживания племен. Во избежание усугубления религиозной и этнолингвистической розни создаются автономные районы и дистрикты.

Роль кастового и конфессионального факторов многими исследователями считается «собственно индийской». В современной Индии существует 3 силы (касты): брахманы (9 % на севере страны, 2-3 % на юге), средние (небрахманские, но «чистые») касты (32-53 %), неприкасаемые (в среднем 15-17 %) [8]. Остальное население Индии составляют мусульмане, христиане, многочисленные племена и т.д. Кастовый фактор четко показывает проявление групповой солидарности, а не индивидуальный выбор, ориентир предпочтений отдается кастовому лидеру. Партиям в Индии приходится заниматься «кастовой арифметикой», меняя политические предпочтения огромных масс людей.

Что касается конфессионального фактора, то и он в Индии имеет свои особенности. Основным противостоянием во внутриполитической жизни страны является столкновение между индусским большинством и мусульманским меньшинством. Это противостояние на руку индийским шовинистам, целью которых является обострение отношений между индусами и мусульманами вплоть до гражданской войны. Основным противоречием является тот факт, что индуизм не сплачивает, а разобщает массы (в отличие от ислама) из-за своей многоликости. Правительство уже на протяжении более 70 лет пытается пропагандировать концепцию хиндутвы («индусскости»), но пока безуспешно.

Таким образом, Индия представляет собой достаточно сложное и противоречивое государственное образование. Однако внутренние противоречия стихают под влиянием успехов на региональной и глобальной международной арене, о которых пойдет речь далее.

Региональный аспект

Как уже было сказано, в 1991 г. премьер-министром страны Нарасимха Рао был провозглашен курс «смотри на Восток» (Look East policy). За последние 25 лет благодаря данной политике индийскому руководству удалось установить крепкие отношения со странами АСЕАН, а также с Бангладеш, Непалом и Бутаном. С приходом к власти Нарендры Моди в 2014 г. программа «смотри на Восток» постепенно трансформируется в «действуй на Востоке». Помимо стран Юго-Восточной Азии, важнейшим партнером Индии в регионе остается КНР. В 2000-е г.г. состоялся ряд двусторонних визитов первых лиц двух государств. В 2008 г. была подписана политическая декларация «Совместное видение XXI века КНР и Индийской Республикой». Впоследствии также состоялся ряд двусторонних визитов. При этом стороны отмечают, что «достижение нынешнего уровня индийско-китайских отношений» далось нелегко» [9].

При этом уже в 2012 г. вышел доклад, подготовленный авторитетными специалистами по национальной безопасности Индии, под названием «Неприсоединение 2.0: внешнеполитическая стратегия Индии в XXI веке». В нем четко прописывается вероятность нового биполярного противостояния между США и КНР, которое не будет равнозначным противостоянию США и СССР. Однако этот документ пока что не заручился поддержкой общественности, хотя бы потому что итоги правления М. Сингха показали, как внедрение элементов балансирования между США и КНР может испортить отношения как с одним, так и с другим актором международных отношений. С приходом Моди линия политического руководства стала менее категоричной, более лояльной к любому сценарию развития событий. Сам премьер-министр дает понять, что «все возможно при достаточном уровне помощи развития Индии» [10]. Также нынешний премьер-министр отказался от термина «неприсоединение» во внешнеполитической линии из-за конъюнктурных причин.

Помимо вышеперечисленных стран, главным оппонентом Индии на протяжении многих десятилетий остается Пакистан. В течение второй половины XX в. между двумя странами было 3 пограничных конфликта. В 1998 г. они провели испытания своего ядерного оружия, благодаря чему попали в неофициальный «ядерный клуб». В новом тысячелетии страны стали взаимодействовать теснее, чем в XX в. Так, в 2005 г. Индия и Пакистан стали государствами-наблюдателями в ШОС. В 2015 г. было принято решение о принятии обеих стран в состав ШОС, пополнение организации новыми членами планируется в 2016 г. на саммите в Нью-Дели. Также на 2016 г. намечено проведение в Исламабаде саммита стран-членов СААРК. Подобные площадки, безусловно, способствуют налаживанию взаимодействия между двумя давними оппонентами.

Гпобальный аспект

Индийские исследователи традиционно делят мир на три стратегических кольца. Первое и второе составляют государства-соседи и партнеры по Евразийскому континенту. В третье же кольцо входят представители «высшего общества» на мировой арене - крупные державы современности, такие как США, КНР, Германия, Франция. Основной внешнеполитической целью Индии в XXI столетии является балансирование между ведущими акторами, взаимодействие с целью укрепления собственного внешнеполитического авторитета для влияния на внутриполитические процессы.

Перед Индией стоят непростые задачи, которые требуют взаимодействия с иностранными партнерами. Этими задачами являются нераспространение террористических группировок в Южной Азии, увеличение объема ВВП

страны и повышение темпов роста этого показателя, а также урегулирование пограничных споров. Важнейшим шагом на пути решения данных задач стоит модернизация структуры Совета безопасности ООН. Многие страны уже выступают за предоставление Индии голоса в качестве постоянного члена СБ (причем некоторые даже высказываются за предоставление ей права вето): это Франция, Россия, Великобритания, страны ИБСА. В защиту Индии в последние годы также выступает и КНР. При этом китайское руководство не видит предпосылок предоставлять Индии право вето, если принятие ее заявки состоится. Также против предоставления права вето в СБ ООН Индии высказывается Пакистан. Еще в ноябре 2010 г. в ходе визита Б. Обамы в Нью-Дели, президент США еще раз «выразил надежду на включение Индии в число постоянных членов Совета безопасности» [11]. Параллельно с этим заявлением глава МИД Пакистана отметил, что такое развитие событий нарушит баланс сил в регионе.

Выводы

Выделив и проанализировав три фактора, оказывающих влияние на положение Индии на мировой арене (внутриполитический, региональный и глобальный), можно отметить, что в настоящее время страна находится на этапе экономического, политического и культурного подъема. Укрепляются связи с Южноазиатским регионом, с ключевыми игроками на международной арене, правительство находит решение противоречивых проблем самой Республики. Сейчас Индии необходимы ресурсы и технологии для улучшения всех вышеперечисленных видов отношений [12]. Страна продолжает идти выбранным еще в 1947 г. курсом ее первого премьера, «курсом Неру», по словам которого: «Мы предлагаем избегать переплетений блоков и групп держав, осознавая, что именно так мы служим не только делу Индии, но и делу мира во всем мире». Это лишний раз доказывает уникальность выбранного Республикой «срединного пути» как на мировой арене, так и в истории всего человечества.

Список использованных источников и литературы

1. Раджа Мохан. Индия и политическое равновесие // Россия в глобальной политике. - 2006. - № 4. - С. 8-24.

2. Лунев С.И. Индия как один из новых центров глобального влияния // Сравнительная политика. - 2012. - № 2 (8). - С. 90.

3. Там же.

4. Куценков А.А. Наксализм: состояние и перспективы // Индия: перспективы современного развития. Внутренний, региональный и глобальный аспекты: материалы научной конференции / Под ред. Т.Л. Шаумян, В.П. Кашина и др. - М., 2013. - С. 10-11.

5. Там же.

6. Восток и политика: Политические системы, политические культур, политические процессы: учебник для вузов / Под ред. А.Д. Воскресенского. -М., 2015. - C. 341-351.

7. Там же.

8. Там же.

9. Семячкин А.А. Внешнеполитическая стратегия Индии в XXI веке // Мир и политика. - 11.02.2013. - URL: http://mir-politika.ru/3584-vneshnepoliticheskaya-strategiya-indii-v-xxi-veke.html

10. Ленчук Р. Внешнеполитическая стратегия Индии в период правления Нарендры Моди // Аналитическое агентство «Внешняя политика». -07.07.2015. - URL: http://www.foreignpolicy.ru/analyses/vneshnepoliticheskaya-strategiya-indii-v-p ravie nie-narendry-modi/

11. Семячкин А.А. Внешнеполитическая стратегия Индии в XXI веке // Мир и политика. - 11.02.2013. - URL: http://mir-politika.ru/3584-vneshnepoliticheskaya-strategiya-indii-v-xxi-veke.html

12. . Униикришнан Нандан, Пурушотхаман Ума. И все же по заветам Неру // Россия в глобальной политике. - 26.11.2015. -URL: http://www.globalaffairs.ru/number/I-vse-zhe-po-zavetam-Neru-17845

Коротко об авторе

Круть Виталий Глебович - студент Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: krut.vitaly@yandex.ru

Briefly about the author

Krut Vitaly Glebovich - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: krut.vitaly@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.