Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы корпоративной отчетности в России'

Проблемы и перспективы корпоративной отчетности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1201
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / CORPORATE REPORTING / INTEGRATED REPORTING / STAKEHOLDERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рощектаева Ульяна Юрьевна

В статье рассматриваются проблемы современной корпоративной отчетности России в системе возрастающих информационных потребностей ключевых пользователей. Изучены сущность и структурные элементы интегрированной отчетности; рассмотрены основополагающие концепции, лежащие в основе ее составления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian corporate reporting problems and prospects

The scientific article deals with the problems of modern Russia in the corporate reporting with growing information needs of key users. The author studies the nature and structural integrated reporting elements and considers fundamental concept underlying in the basis of its forming.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы корпоративной отчетности в России»

УДК 657.632(470+571) ББК 65.052(2Рос) Р 81

У.Ю. Рощектаева

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономика и финансы Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, г. Краснодар. Тел.: (861) 215 63 60, e-mail: ul_rosh@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы современной корпоративной отчетности России в системе возрастающих информационных потребностей ключевых пользователей. Изучены сущность и структурные элементы интегрированной отчетности; рассмотрены основополагающие концепции, лежащие в основе ее составления.

Ключевые слова: корпоративная отчетность, интегрированная отчетность, стейкхол-деры.

U.Yu. Roshchektaeva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economics and Finance, Krasnodar Affiliate of Financial University under the Government of the Russian Federation, Krasnodar. Ph.: (861) 215 63 60, e-mail: ul_rosh@mail.ru.

RUSSIAN CORPORATE REPORTING PROBLEMS AND PROSPECTS

Abstract. The scientific article deals with the problems of modern Russia in the corporate reporting with growing information needs of key users. The author studies the nature and structural integrated reporting elements and considers fundamental concept underlying in the basis of its forming.

Keywords: corporate reporting, integrated reporting, stakeholders.

Современное состояние мировой xo- до них свои планы в области устойчи-

зяйственной системы, экономический вого развития. Со своей стороны, за-

спад, который коснулся крупных ком- интересованные стороны требуют более

паний по всему миру, привели к поте- прозрачной информации о стратегии,

ре доверия стейкхолдеров и поставили бизнес-моделях, рисках и коммерче-

под сомнение способность действую- ских перспективах компаний и органи-

щей финансовой отчетности отражать заций, с которыми они имеют дело [1]. реальное положение дел организации, Одной из попыток в повышении

а также прогнозировать на ее осно- прозрачности и стандартизации инфор-

ве тенденции развития организации мации, содержащейся в финансовой

в средне- и долгосрочной перспективе. отчетности, стало внедрение Междуна-

Хорошая корпоративная отчетность родных стандартов финансовой отчет-

должна в значительной мере способ- ности (МСФО) (International Financial

ствовать восстановлению утраченного Reporting Standards — IFRSs) в прак-

доверия. Компаниям необходимо на- тику многих крупных компаний,

ладить более открытое и эффективное В соответствии с информацией офици-

взаимодействие с инвесторами и дру- ального сайта Совета по Международ-

гими заинтересованными сторонами ным стандартам финансовой отчетно-

и разговаривать с ними на более по- сти (International accounting Standards

нятном для них языке, чтобы донести Board — IASB), в настоящее время

130 стран, в том числе все страны 020, требуют или разрешают использовать МСФО при составлении финансовой отчетности компаний [2].

Однако, все чаще пользователи информации финансовой отчётности констатируют, что финансовая отчетность, даже составленная по МСФО, не удовлетворяет их информационных потребностей [3]. При этом все больше специалистов сходятся во мнении, что существующая финансовая отчетность становится очень сложной и перегруженной, содержит большое количество деталей и требует специальных финансовых знаний, которые необходимы для ее интерпретации. Эксперты отмечают, что инвесторы жалуются на отсутствие четких выводов или последовательного изложения данных, что позволило бы получить связную информацию о результатах деятельности компании [1].

Кроме того, финансовая отчетность представляет собой лишь элемент в системе корпоративной отчетности. Инвесторы получают важную для себя информацию из множества других источников, в том числе из отчетов советов директоров, публикуемых данных о финансовых результатах и презентаций для аналитиков.

Это связано с тем, что все большее изменение претерпевают условия функционирования бизнеса, что обусловлено экологическими, социальными и другими проблемами. Зарубежные специалисты отмечают, что с момента создания действующей модели отчетности произошли существенные изменения в способах ведения бизнеса, формах создания бизнесом стоимости и среде его функционирования. При этом данные процессы взаимосвязаны и отражают такие тенденции, как глобализация, растущая политическая активность в ответ на финансовые, управленческие и иные кризисы, повышение ожиданий общества в части прозрачности корпорации, существующий и ожидаемый дефицит ресурсов, рост численности населения, необходимость заботы об окружающей среде [4].

В ответ на эти изменения в настоящее время крупные компании как

мира, так и России, готовят отдельные отчеты, отражающие вопросы управления корпорациями, социальной и экологической ответственности, что позволяет оценить, как компании влияют на общество и окружающую среду. Такие отчеты получили название отчетов о социальной ответственности компании или отчеты об устойчивости.

В соответствии с Международным обзором отражения в отчетности корпоративной ответственности (The KPMG Survey of Corporate Responsibility Reporting 2013), составленным компанией KPMG в 2013 г. на основе обследования 4100 компаний из 41 страны мира, около 93% из 250 крупнейших компаний мира готовят и публикую такие отчеты. По результатам Исследования корпоративной прозрачности российских компаний, проводимого Российской региональной сетью по интегрированной отчетности в 2013 г., практически 99% из 100 крупнейших компаний России раскрывают в отчетах информацию о деятельности в области устойчивого развития (в большей или меньшей степени). 37% компаний делают это полноценно, выпуская интегрированные отчеты или «двухтомники» (традиционные отчеты и отчеты по устойчивому развитию) [1].

Обследование отчетности проводилось по шести критериям, каждому из которых соответствует набор параметров и показателей. Использованы две группы критериев: «Качество отчетной информации» и «Качество отчетности».

В группе критериев «Качество отчетной информации» были рассмотрены следующие критерии:

— качество раскрытия информации об управлении: стратегия и ее реализация, бизнес-модель, риски. Информацию о стратегии и ее реализации в своих отчетах раскрывают 100% компаний. Количественное выражение стратегических целей представляют 34 компании. При описании контекста деятельности, оказывающего влияние на деятельность компании и ее стратегию, 99% компаний описывают свое положение в отрасли или на рынке.

Помимо этого, почти все (85%) описывают и другие контексты — макроэкономический, социальный, законодательный и пр. Лучшими практиками являются ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ОАО «ТВЭЛ», ОАО «Московская объединенная электросетевая компания». При этом раскрытие наиболее востребованной информации о бизнес-модели очень низкий — 38%. Информацию о рисках раскрывают 97% компаний;

— качество раскрытия информации о корпоративном управлении. Описание основных принципов корпоративного управления присутствует у 65% компаний. При этом 40% публикуют также ссылки на используемые российские и международные стандарты корпоративного управления. 10% публикуют только ссылки на стандарты корпоративного управления, не описывая основные принципы корпоративного управления. Лучшими практиками являются ОАО «Московский кредитный банк», ОАО »МРСК Северо-Запада», НПО «ЭЛСИБ»;

— качество раскрытия информации о деятельности организации в отчетном периоде. Все компании раскрывают информацию о своих продуктах или услугах. 93% перечисляют страны или регионы, в которых они осуществляют свою деятельность. Более подробное описание компании, включающее организационную структуру и описание существенных изменений отчетного периода (в части масштаба, структуры или схемы владения), предоставляют 67% компаний. Лучшие практики — ОАО «Московская объединенная электросетевая компания», ОАО «Атомэнергомаш», Госкорпорация «Росатом» [5].

В группе критериев «Качество отчетности» исследовались следующие критерии:

— комплексность и удобство использования отчетности для разных стейкхолдерских групп. 25% выпускают «двухтомники», то есть два отчета: традиционный годовой и нефинансовый (отчет об устойчивом развитии, социальный отчет, экологический и т.п.).

Более половины компаний (62%) готовят комбинированные отчеты, то есть традиционные годовые отчеты, включающие в различной степени информацию об устойчивом развитии. Интегрированные отчеты готовят 12 компаний (12%). Лучшие практики — ОАО Нижегородская инжиниринговая компания «АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ», Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», ОАО «ТВЭЛ»;

— качество системы публичной отчетности. Практика создания систем отчетности только начала формироваться в российских компаниях: нормативная база создана в 12% компаний, планы по совершенствованию публичной отчетности есть у 11% компаний, в КПЭ топ-менеджмента ответственность за отчетность закреплена в 4% компаний. Комиссии заинтересованных сторон (Stakeholder panel) созданы в 4% компаний. Лучшие практики — ОАО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Афри-кантова»;

— заверение отчетной информации и соответствия международным стандартам и рекомендациям отчетности. Доверие пользователей отчетов к отчетной информации во многом базируется на подтверждении внешней независимой стороной достоверности предоставленной информации. С достоверностью финансовой информации проблем нет (компании выполняют требование законодательства), а достоверность нефинансовой информации (производственные, кадровые, экологические и прочие данные) может вызвать у пользователей большие вопросы, так как только 20% компаний проводят аудит нефинансовой отчетности. Лучшие практики — ОАО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Аф-рикантова», ОАО «ТВЭЛ», ОАО Нижегородская инжиниринговая компания «АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ», ОАО «Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектно-конструктор-ский институт «АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ», Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» [5].

Таким образом, по отдельным группам параметров (раскрытие информации о рисках, системе корпоративного управления и др.) высокий уровень раскрытия информации (около 70%), по отдельным (бизнес-модель, взаимодействие со стейкхолдерами и др.) низкий (около 35%). Однако, при этом запросы пользователей отчетов учитывает только 20% компаний [5]. Можно предположить, что из-за неучета запросов на отчетную информацию часть информации не востребована и малополезна, она готовится и размещается «впустую».

К слабо раскрываемой отчетной информации в российских компаниях относятся:

— информация об устойчивости бизнеса (бизнес-модель, взаимодействие с заинтересованными сторонами и др.);

— конкретная информация о состоянии бизнеса и перспективах компаний, подтверждающая реализацию стратегии (целевые и прогнозные показатели, комментарии к динамике показателей и др.);

— информация о взаимосвязи результатов деятельности компаний и вознаграждении топ-менеджмента.

Несмотря на большое значение качественной корпоративной отчетности для эффективного функционирования рынков капитала до настоящего времени дискуссии о необходимости перемен в основном касались внесения незначительных (как правило, дополнительных) изменений в эту отчетность, а не более серьезного вопроса о том, отвечает ли современная корпоративная отчетность информационным потребностям XXI в.

Большие надежды на решение существующих проблем возлагаются на интегрированную отчетность, под которой понимается процесс, результатом которого является интегрированный отчет как средство информирования о создании стоимости во времени.

В декабре 2013 г. Международным советом по интегрированной отчетности — International Integrated Reporting Council (IIRC) — был принят Международный стандарт по интегрированной

отчетности. В настоящее время опубликованы официальные переводы на китайский, французский, итальянский, японский, португальский и русский языки [5]. В Международном стандарте по интегрированной отчетности дано определение интегрированной отчетности, интегрированного отчета, рассмотрены фундаментальные концепции, лежащие в основе интегрированной отчетности, ведущие принципы, определяющие содержание интегрированного отчета, и структурные элементы, подлежащие включению в него, даны практические рекомендации по подготовке и презентации интегрированного отчета.

Интегрированная отчетность — это новая модель корпоративной отчетности, в основе которой лежит концепция интегрированного мышления, предполагающая взаимосвязь финансовой и управленческой отчетности, отчетов о корпоративном управлении и вознаграждениях, а также отчетов в области устойчивого развития. В соответствии с Международным стандартом по интегрированной отчетности, интегрированная отчетность — процесс, основанный на интегрированном мышлении, в результате которого создается периодический интегрированный отчет организации о создании стоимости в течение долгого времени, и связанные с ним документы, относящиеся к аспектам создания стоимости. Интегрированная отчетность сводит воедино финансовую и нефинансовую информацию и отражает способность организации создавать и поддерживать свою стоимость в кратко-, средне-и долгосрочном периоде. Видимым результатом интегрированной отчетности является краткий, периодический Интегрированный отчет.

Интегрированный отчет представляет собой краткое отображение того, как стратегия, управление, результаты и перспективы организации в контексте внешней среды ведут к созданию стоимости в кратко-, средне— и долгосрочной перспективе.

Основная цель интегрированного отчета — объяснить поставщикам

финансового капитала, как организация создает стоимость в течение долгого времени. Как следствие он содержит соответствующую финансовую и прочую информацию [5].

В соответствии с Международным стандартом по интегрированной отчетности в основе подготовки Интегрированной отчетности лежат шесть основополагающих принципов:

— стратегический фокус и ориентация на будущее. Интегрированный отчет представляет собой взгляд на стратегию организации, а также то, как она соотносится со способностью компании создавать стоимость в кратко-, средне— и долгосрочной перспективе, а также с ее использованием капиталов и влиянием на них;

— связность информации. Интегрированный отчет, как обширная картина создания стоимости, должен отражать взаимосвязь и взаимозависимость между компонентами, которые имеют существенное значение для способности организации создавать стоимость с течением времени;

— реагирование и вовлечение стейкхолдеров. Интегрированный отчет должен предоставлять взгляд на качество отношений организации с ключевыми стейкхолдерами, а также то, как и в какой степени, организация понимает, принимает во внимание и реагирует на их законные потребности, интересы и ожидания;

— существенность и краткость. Интегрированный отчет должен предоставлять краткую информацию, которая является существенной для оценки способности организации создавать стоимость в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе;

— достоверность и полнота. Интегрированный отчет должен включать все существенные вопросы, как позитивные, так и негативные, в сбалансированном виде и без существенных ошибок;

— сравнимость и постоянство. Информация в Интегрированном отчете должна быть представлена таким способом, который сделал бы возможной сравнимость между организациями

в рамках того, насколько это существенно для собственной истории создания стоимости отчитывающейся компании, и на основе, которая будет постоянной с течением времени.

Эти принципы должны применяться при определении содержания Интегрированного отчета на основе ключевых элементов содержания, представление которых должно сделать очевидной связь между ними. Ключевыми элементами содержания являются:

— обзор организации и контекст деятельности. Чем занимается организация и в каких условиях она существует;

— управление. Какова управленческая структура организации и как она поддерживает способность организации создавать стоимость в кратко-, средне-и долгосрочном периоде;

— возможности и риски. С какими основными возможностями и рисками сталкивается организация;

— стратегия и планы по распределению ресурсов. Куда организация хочет прийти и каким путем она собирается туда попасть;

— бизнес-модель. С помощью каких ключевых входов, действий по приросту стоимости и выходов компания планирует создавать стоимость в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе;

— результаты деятельности. Каковы успехи организации в реализации ее стратегии и каковы ключевые результаты ее деятельности;

— перспективы на будущее. С какими возможностями, задачами и факторами неопределенности может столкнуться организация, придерживаясь своей стратегии, и какие потенциальные последствия существуют для ее бизнес-модели и будущей результативности.

В стандарте не определена конкретная форма представления интегрированного отчета, поскольку она во многом предопределена видом деятельности компании, ее внешней средой функционирования, характером взаимоотношений со стейхолдерами и т.д. При этом отмечается, что интегриро-

ванный отчет должен быть специализированным и идентифицируемым информационным документом.

Интегрированный отчет объясняет, как организация создает стоимость на протяжении долгого времени. Стоимость не создается только силами самой организации или только внутри нее. Она:

— подвергается воздействию внешней среды;

— создается через взаимодействие с заинтересованными сторонами;

— зависит от различных ресурсов

[6].

В ходе своей деятельности компании использует различные виды капитала. При этом под капиталом понимается запас стоимости, который увеличивается, уменьшается или трансформируется в результате деятельности организации. В Международном стандарте по интегрированной отчетности капиталы делятся на:

— финансовый — резерв средств, которые имеются у организации для использования при производстве товаров или оказании услуг или поступают через финансирование (долговое, долевое финансирование и гранты) или создаются в результате операций или инвестиций;

— производственный — производственные физические объекты (в отличие от природных физических объектов), имеющиеся у организации для производства товаров или оказания услуг (например, здания, оборудование, дороги, порты, мосты, мусороперераба-тывающие заводы и водоочистные сооружения);

— интеллектуальный капитал — организационные нематериальные активы, основанные на знаниях (например, интеллектуальная собственность, оформленная в виде патентов, авторских прав, программного обеспечения, прав и лицензий; «организационный капитал» (например, подразумеваемые знания, системы, процедуры и протоколы);

— человеческий — компетенции сотрудников, их способности и опыт, а также их мотивация внедрять инно-

вации (соответствие структуре управления организации и ее поддержка, подход к управлению рисками и этические ценности; способность понимать, разрабатывать и реализовывать стратегию организации; лояльность и мотивация для совершенствования процессов, товаров и услуг, включая их способность руководить, управлять и сотрудничать);

— социально-репутационный капитал — институты и отношения в рамках сообществ и между ними, а также между группами заинтересованных сторон и другими группами, и способность делиться информацией для повышения индивидуального и коллективного благосостояния (общие нормы и ценности и образцы поведения; отношения/связи между основными заинтересованными сторонами, а также доверие и готовность сотрудничать, которые организация развивает и стремится построить и поддерживать вместе с внешними заинтересованными сторонами; нематериальные активы, связанные с брендом и репутацией, созданными организацией; социальные лицензии на работу организации);

— природный — все возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы и процессы, которые позволяют создавать товары или услуги, поддерживающие прошлое, настоящее или будущее процветание организации (воздух, воду, землю, полезные ископаемые и леса; биологическое разнообразие и здоровье экосистемы).

В целом, уровень соответствия отчетов российских компаний международным стандартам не очень высок. 32% исследуемых компаний готовят отчеты в соответствии с Руководством по отчетности в области устойчивого развития The Global Reporting Initiative (G3.1) и 12% компаний в соответствии с проектом Международного стандарта интегрированной отчетности (на момент проведения исследования стандарт еще не был опубликован). Одновременно обоим стандартам соответствует 12 отчетов, из них у 10 есть заверение аудиторов и / или GRI. В строгом соответствии с этими между-

народными стандартами готовят отче- устойчивого развития. 12% компаний

ты только 10% компаний [5]. уже готовят интегрированные отчеты

В ближайшие годы в России рас- и 25% — отчеты по устойчивому раз-

ширится масштаб использования этих витию.

двух международных стандартов как В перспективе через 6—8 лет все в связи с существующими мировыми российские крупные компании перетрендами, так и в связи с изменяю- йдут на подготовку интегрированных щейся национальной законодательной отчетов или отчетов по устойчивому базой. развитию: либо из-за стремления со-

Кроме того, как отмечает Россий- ответствовать современным междуна-

ская региональная сеть по интегриро- родным нормам корпоративной отчет-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ванной отчетности, российские компа- ности, либо выполняя листинговые

нии потенциально готовы к переходу требования бирж и требования регуля-

на современные виды отчетов: интегри- торов, как национальных, так и меж-

рованные отчеты и отчеты в области дународных.

Примечание:

1. Будущее корпоративной отчетности: стремление к единому видению: КПМГ в России и СНГ. URL: http://www.kpmg.com

2. Jurisdiction Profiles. URL: http://www.ifrs.org

3. Иванова В.А. Взаимообусловленность прозрачности бухгалтерской отчетности и формируемых учетных показателей по основным средствам // Вестник Института дружбы народов Кавказа. 2013. №1(25). С. 95—101.

4. Tomorrow's Business Success. URL: http://www.theiirc.org/

5. Интегрированная отчетность. URL: http://www.ir.org.ru/

6. Рощектаев С.А. Воспроизводство финансовых ресурсов корпорации: системно-эволюционный подход: монография. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2007. С. 78.

References:

1. The future of corporate reporting: a commitment to a common vision: KPMG in Russia and CIS. URL: http://www.kpmg.com.

2. Jurisdiction Profiles. URL: http://www.ifrs.org

3. Ivanova V.A. Interdependence of financial statements transparency and generated accounting indicators on the fixed assets // The Bulletin of the Institute of the Peoples' Friendship of Caucasus. 2013. №1(25). Pp. 95—101.

4. Tomorrow's Business Success. URL: http://www.theiirc.org/.

5. Integrated reporting. URL: http://www.ir.org.ru/.

6. Roschektaev S.A. Reproduction of financial resources of the corporation: system and evolutionary approach: monograph. Krasnodar: KubSU Publishing House, 2007. P. 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.