Научная статья на тему 'Проблемы и направления преподавания курса «Экономика труда»'

Проблемы и направления преподавания курса «Экономика труда» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ТРУДА / РАЗВИТИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ / LABOUR ECONOMICS / LABOR ECONOMICS / DEVELOPMENT / TEACHING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беззубко Лариса Владимировна

Рассматривается периодизация развития экономики труда как экономической дисциплины. Приводится сравнение методики преподавания этой дисциплины в украинских, российских и зарубежных высших учебных заведениях. Дается характеристика новых явлений в развитии социально-трудовых отношений. Предлагаются рекомендации по дальнейшему совершенствованию методики преподавания экономики труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems and teaching course «Labor economics»

The article deals with periods of economic labor as an economic discipline. The author presents a comparison of teaching methods of the discipline in Ukrainian, Russian and foreign universities. In this paper new developments and trends in social and labor relations are characterized.

Текст научной работы на тему «Проблемы и направления преподавания курса «Экономика труда»»

2012 Экономика №3(19)

УДК 331.101

Л.В. Беззубко

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ЭКОНОМИКА ТРУДА»

Рассматривается периодизация развития экономики труда как экономической дисциплины. Приводится сравнение методики преподавания этой дисциплины в украинских, российских и зарубежных высших учебных заведениях. Дается характеристика новых явлений в развитии социально-трудовых отношений. Предлагаются рекомендации по дальнейшему совершенствованию методики преподавания экономики труда. Ключевые слова: экономика труда, развитие, преподавание, labour economics.

Экономика труда является одной из важнейших учебных дисциплин, которые традиционно читаются в отечественных вузах студентам-экономистам и менеджерам. Однако в настоящее время наблюдается исключение из учебных планов подготовки менеджеров данной дисциплины, при этом совершенно забыли в том, что менеджмент как междисциплинарная дисциплина сформировался именно на базе экономики труда.

Целью курса «Экономика труда» является подготовка специалистов, способных проводить аналитические академические и прикладные исследования по проблемам рынка труда, трудовых отношений, человеческих ресурсов, используя глубокие знания в области экономической теории и современных методов экономического анализа. Как отдельная научная дисциплина экономика труда существует не так давно.

Стоит отметить, что интересное исследование эволюции менеджмента и экономики труда было сделано В.О. Василенко [1], который рассмотрел вопросы возникновения и развития экономики труда, современное состояние и предложил интересные направления ее совершенствования.

Можно выделить следующие этапы развития экономики труда:

Первый этап ее становления и развития охватывает период последнего десятилетия XIX в. и до 20-х гг. XX в. К началу этого периода окончательно состоялось устранение тотального регулирования хозяйственной жизни со стороны государства (характерное для Средневековья), была разрушена система ремесленных гильдий с присущей им регламентацией трудовых отношений. С другой стороны, работа стала намного строже поддаваться технологическому регулированию. Параллельно с этим появились ориентированные прежде всего на охрану труда профсоюза коллективные договоры, социальное законодательство и т. п. Экономика труда в этот период была тесно связана с социальной политикой, трудовым правом. На этом этапе был сформирован понятийно-терминологический аппарат, который отделил новую науку от общей экономической теории, это позволило сделать описание специфического предмета его исследования.

Второй этап развития экономики труда характеризуется становлением экономики труда как науки, которая использует экономические

исследовательские приемы для выявления экономических закономерностей. Следует отметить, что в странах Запада ее основным содержанием было исследование рынка труда. Во второй половине 20-х гг. XX столетия Пол Дуглас (1892-1976) начал количественные исследования в области предложения труда, спроса на него и реальной заработной платы. Эти исследования базировались на закономерностях и подходах, которые содержались в работах экономистов классической школы А. Смита и их неоклассических последователей. Тогда ученые начали рассматривать социальные вопросы с использованием экономического анализа, тем самым существенным образом расширив объект исследования. В Советском Союзе этот этап протекал в совсем других исторических условиях. На первый план здесь выдвинулась теория трудового процесса, не связанного непосредственно с функционированием рынка труда. Исследовательские приемы во многом заимствовались из неэкономичных наук. Результат этого этапа - становление ряда научных дисциплин, связанных с организацией труда на уровне предприятия.

Третий этап развития экономики труда наступил в конце 60-х гг. XX столетия и связан в первую очередь с изменением фундаментальных основ управления трудовой деятельностью. Если прежде ее основные параметры определялись руководством предприятия исходя из системы применяемых технологий и характеристик работников, то теперь труд регулируется при помощи системы государственного управления и регулирования. Причинами этого принципиального изменения были рост степени мобильности рабочей силы, осложнение проблем защиты окружающей среды, глобализация экономики, усиление конкуренции на внешних рынках, структурная перестройка экономики. Сама внешняя среда стала движущей силой трансформации системы управления трудом. Все эти факторы учитывались и отечественными исследователями. Вторым важным направлением стало изучение институтов рынка труда и его инфраструктуры, которые были тесно связаны с исследованиями социальных процессов.

Четвертый этап в развитии экономики труда происходит в настоящее время. Данный этап развития науки предполагает важные изменения в предмете экономики труда. Это находит свое выражение в следующих процессах:

1) во всех экономико-трудовых процессах на предприятии кардинально изменилась роль внешней среды. Если в рамках предшествующего этапа она определяла деятельность предприятия и особенности управления человеческими ресурсами на уровне предприятия в целом, то теперь внешняя среда оказывает непосредственное влияние на деятельность целого ряда категорий работников;

2) значительно выросла роль индивида как объекта исследования экономики труда. Его разнообразнейшие характеристики стали развиваться в большей степени независимо от тенденций развития отдельных подразделений и тем более предприятия в целом.

Таким образом, экономику труда с полным правом можно рассматривать как междисциплинарную дисциплину. Ее формирование происходило как на основе эмпирических данных, так и в результате использования теорий и мо-

делей микро- и макроэкономики, математики, статистики, социологии, права, психологии, организации производства и др. Взаимосвязи наук о труде и персонале, в том числе экономики, социологи труда и трудового права, с техническими, экономическими, биологическими, социальными, правовыми и другими науками обусловлены многоаспектностью проблем рынка труда и трудовых отношений и определяют место курса в системе социогуманитарного образования.

В современных учебных программах отмечается, что реализация основных задач, решаемых в ходе подготовки специалистов в рамках программы «Экономика труда», осуществляется через формирование следующих компетенций:

- глубокое знание современной экономической теории и ее методологии как основы для комплексного анализа рынка труда и трудовых отношений;

- способность использовать полученные знания по экономике труда и смежным дисциплинам для формулирования исследовательских проблем, выбора методов и инструментов анализа;

- владение навыками поиска, систематизации, обработки и анализа экономической информации по вопросам, связанным с функционированием рынков труда, формированием и использованием человеческих ресурсов;

- знание особенностей и закономерностей становления и развития рынка труда;

- умение анализировать и давать критическую оценку государственной политике в сфере труда и занятости, проводить экспертизу социальноэкономических и институциональных проектов, способность формулировать обоснованные рекомендации для принятия политических решений в этой сфере;

- владение навыками построения кадровой политики предприятий и организаций в конкретных условиях функционирования рынка труда.

Следует отметить, что содержание курса «Экономика труда» является в настоящее время достаточно сходным в российских и украинских учебных программах (таблица).

По сравнению с преподаванием в советское время в курсе появились новые темы, связанные с рынком труда, социальным партнерством, мониторингом социально-трудовых отношений и т.д. Постепенно изменяется терминология курса - появляются новые термины: «социально-трудовые отношения», «мониторинг», «государственное регулирование социально-трудовых отношений», «занятость» и «безработица», «условия формирования доходов работников». А те термины и понятия, которые использовались в советских учебниках, совпадают только по названию. Они в условиях развития рыночных отношений приобрели совсем другие понятия, отражают разные по своей социально-экономической природе явления, это прежде всего касается понятий «заработная плата», «трудовой потенциал», «человеческий потенциал» и др.

В настоящее время в Украине в сфере труда развивается множество новых явлений, таких как изменение концепции занятости, децентрализация системы оплаты труда, заключение тарифных соглашений, разгосударствление и приватизация предприятий, которые порождают формирование новой системы социально-трудовых отношений внутри предприятия и общества в

целом. В Украине осуществляется переход от экономики государственного социализма к рыночной экономике, который сопровождается существенным изменением социально-трудовых отношений. И если первоначально государство фактически самоустранилось от управления сложными социальнотрудовыми процессами и их регулирования, то в настоящее время существует понимание того, что государство должно осуществлять продуманную политику в данной области, иметь стратегию и тактику, механизмы управления данными процессами. Это требует определения методов, форм, заданий и функций государства в системе социально-трудовых отношений.

Сравнение содержания курса «Экономика труда» в российских и украинских учебных программах

Содержание курса Украинские программы Российские программы

Предмет и метод курса. Объект, предмет и задача дисциплины. Социально-трудовые отношения как система + +

Производительность и эффективность труда + +

Организация труда + +

Регулирование рабочего времени и мера труда + +

Политика доходов и регулирования заработной платы + +

Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества + +

Рынок труда и его регулирование + +

Социально-трудовые отношения и занятость + +

Механизм функционирования системы социальнотрудовых отношений: организационные аспекты. Социальное партнерство + +

Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества + +

Анализ, отчетность и аудит в сфере труда + +

Мониторинг социально-трудовой сферы как инструмент регулирования и совершенствования социально-трудовых отношений +

Международная организация труда и ее влияние на развитие социально-трудовых отношений. Международный опыт регулирования социально-трудовых отношений + -

Управление персоналом как условие усовершенствования эффективной экономики труда + +

Вместе с тем по многим теоретическим и прикладным аспектам отечественная экономика труда содержала рациональное, положительное знание, обеспечивала формирование умений и навыков у специалистов в области экономики и организации труда.

Важно при анализе и оценке изменений в экономике труда избегать двух крайностей: тотального отрицания достижений отечественной школы советского периода и безоговорочного признания зарубежной науки.

В современной экономической теории проблемы рынка труда рассматриваются в микроэкономике при анализе рынка факторов производства, в макроэкономике при анализе совокупного спроса на рабочую силу, проблем безработицы и инфляции. Кроме этого, в западной экономической науке сформировалось специальное направление - экономика труда как наука, которая

исследует обращения работодателей и работников в ответ на действие стимулов в виде заработной платы, цен, прибыли и т.п. Она рассматривает факторы, которые определяют спрос и предложение рабочей силы, цену рабочей силы, инвестиций в человеческий капитал, проблемы дифференциации в оплате труда, механизмы распределения рабочей силы по разным областям и видам деятельности.

Относительно новым в преподавании курса «Экономика труда» является использование кредитно-модульной системы. Под модулем понимается относительно самостоятельная часть учебного курса, которая содержит одно или несколько близких по содержанию и фундаментальных по значению понятий (законов, принципов). Следует отметить, что содержание модуля преподаватель в сжатой форме объясняет на обзорной лекции в начале изучения каждого из них. Основное внимание при этом уделяется ведущим идеям содержания, характеристике спорных вопросов, формулируются задачи для самостоятельной работы и т. д.

В данное время назрела необходимость пересмотра подходов к преподаванию традиционной экономики труда. За рубежом преподается дисциплина Labour economics, но сравнение ее содержания с отечественной экономикой труда показало, что имеется ряд принципиальных отличий этих дисциплин. В зарубежной экономике труда огромное место отводится использованию эконометрических методов, количественного анализа.

Как учить современной экономике труда? Использование переводов американских или западных учебников для преподавания экономических дисциплин позволило решить ряд проблем, но одновременно породило новые, связанные с уместностью использования приведенных в этих книгах примеров и рассмотрения институтов государственной политики и экономических условий из практики других стран [3].

Мы согласны с мнением С. Рощина, что существует определенный дуализм в понимании того, как проводятся исследования по экономике труда западными и отечественными учеными. К сожалению, в большей части отечественных учебных и научных центров, которые специализируются на экономике труда, исследования ведутся в рамках методологий в основном описательных, и это ближе к проблемам управления персоналом, организации труда или отчасти социологии труда [3]. Необходимо отметить, что большую работу в области развития научных исследований и преподавания в области экономики труда проводит Лаборатория исследования рынка труда Высшей школы экономики - Государственный университет (Москва). В течение длительного времени она ведет единственную в странах СНГ школу по экономике труда. В школу может попасть ученый или преподаватель, который заинтересован в развитии социально-экономических эмпирических исследований по проблемам рынка труда, трудовых отношений и готов овладевать современными методами таких исследований. Каждый год школа посвящена какой-то определенной проблеме. Среди рассматриваемых проблем были: проблема человеческого капитала и рынка труда; проблема мобильности на рынке труда; поведение предприятий на рынке труда (теоретические и эмпирические исследования, связанные с анализом спроса на труд, взаимосвязей кадровой политики предприятий и рынка труда, зарплатной политики предпри-

ятий, инвестиций предприятий в человеческий капитал, в подготовку и переподготовку работников и т. д.).

Современный подход к экономике труда должен заключаться в следующем: экономика труда - как авангард прикладной экономики, позволяющей на базе теоретического знания проверить гипотезы на эмпирическом материале, уделяя внимание как концептуальному объяснению экономических процессов, так и методам эмпирического исследования, эмпирического тестирования тех или иных гипотез [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время назрела необходимость более широкого внедрения в практику экономики труда эконометрических методов, следует изменить подход к преподаванию и содержанию курса «Экономика труда». В данное время в связи с требованиями Болонского процесса существует необходимость в сближении программ дисциплин «Экономика труда и социально-трудовые отношения» и Labour economics. Сейчас в Украине действует несколько зарубежных благотворительных программ. Так, фонд «Возрождение» способствовал внедрению методики преподавания экономики «Junior Achivement Inc.», которая очень распространена в американских школах. Этот курс является прекрасным образцом методического обеспечения преподавания: очень интересный и содержательный учебник, задачник, деловые игры, набор контрольных тестов. Известны также школы ЮНЕСКО, программы «Новый день» и др. [5]. Дальнейшее совершенствование методики обучения по дисциплине также должно предусматривать:

1) пересмотр учебных программ с целью детального отработки их содержания и объема;

2) учет дидактических и методических особенностей различных экономических дисциплин и разного уровня их освоения.

Литература

1. Василенко В.О. Еволюція економіки праці й шляхи її розвитку // Вчені записки ТНУ. Сер. Економіка та управління. 2009. Т. 22 (61), № 2. С. 97-105.

2. Беззубко Л.В., Давиденко Л.І. Економіка праці і соціально-трудові відносини: навчальний посібник. Донецьк: СПД Купріянов, 2010. 272 с.

3. Рощин С.И. И это уже определенная традиция [Электронный ресурс]. URL: http:// www.hse.ru/ news/ 17274263.html

4. Беззубко Л. В. От экономики труда к labour economics // Междисциплинарные исследования в науке и образовании. 2012. № 1. [Электронный ресурс]. URL:www.es.rae.ru/mino/62-232).

5. Аксьонова О.В. Методика викладання економіки: Навч. посібник К.: КНЕУ, 1998. 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.