Научная статья на тему 'Проблемы и когнитивные искажения, связанные с изменением закупочной деятельности Госкорпорации «Росатом»'

Проблемы и когнитивные искажения, связанные с изменением закупочной деятельности Госкорпорации «Росатом» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
449
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРОЧНАЯ ПРОБЛЕМА / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / КОГНИТИВНОЕ ИСКАЖЕНИЕ / WICKED PROBLEM / ORGANIZATIONAL CHANGE / COGNITIVE BIAS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анненков М. Е.

Анализируются проблемы управления изменением закупочной деятельности в Государственной корпорации «Росатом», анализируется механизм формирования порочных проблем с использованием разработанной автором статьи методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS WITH COGNITIVE DISTORTIONS ASSOCIATED CHANGE OF PURCHASE "ROSATOM"

In the below article the problems of managing change in purchasing processes at the State corporation “Rosatom” are addressed. The formation mechanism of wicked problems is analyzed by means of the method developed by the author.

Текст научной работы на тему «Проблемы и когнитивные искажения, связанные с изменением закупочной деятельности Госкорпорации «Росатом»»

ANALYSIS AND FORECASTING OF PERSONNEL RISKS IN ORGANISATIONS

E S. Nechaeva

The current classifications of risk factors in a management of human resources of organisation are considered. The approaches, allowing to predict occurrence and development of personnel risks on the basis of systems qualitative and quantity indicators are considered and offered.

Keywords: personnel risk; the risk factors; a personnel profile; risk levels.

Nechaeva Elena Stanislavovna, candidate of technical science, docent, es_n@mail.ru, Russia, Tula, the Tula branch of the Russian economic university of G.V. Plehanov

УДК 685.01

ПРОБЛЕМЫ И КОГНИТИВНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ»

М.Е. Анненков

Анализируются проблемы управления изменением закупочной деятельности в Государственной корпорации «Росатом», анализируется механизм формирования порочных проблем с использованием разработанной автором статьи методики.

Ключевые слова: порочная проблема; организационные изменения; когнитивное искажение.

В практике управления крупными российскими предприятиями, каким является Государственная корпорация «Росатом», часто возникают порочные проблемы, характеризующиеся принципиальной неоднозначностью и запутанностью, которые невозможно объяснить с позиций предположения о рациональности человеческого поведения [1]. Такие проблемы формируются в результате действия когнитивных искажений. Общий принцип, лежащий в основе когнитивных искажений, состоит в том, что люди прибегают к методам мышления, называемым эвристикой, позволяющим получать быстрые, но приблизительные ответы. Эти ответы в большинстве случаев вполне удовлетворительны, однако являются источником серьезных систематических ошибок, называемых когнитивными искажениями (cognitive biases) [2, 4, 5].

Чтобы определить природу конкретных проблем, связанных с управлением изменениями, следует учитывать рассмотренные выше две группы факторов: во-первых, факторы, непосредственно формирующие порочную проблему и зависящие от когнитивных искажений, и, во-вторых, факторы, способствующие формированию порочной проблемы.

Автор данной статьи предлагает использовать Матрицу диагностики проблем управления, с помощью которой можно классифицировать проблемы по четырем типам, в зависимости от степени выраженности факторов, влияющих на их формирование [3].

Влияние когнитивных искажений Объективные условия формирования порочной проблемы слабо выражены 0 1,5 Объективные условия формирования порочной проблемы сильно выражены 3

3 Сильное Излишне политизированная ситуация Уровень сознания: интуиция и эвристика (0-1,5; 1,5-3) Порочные проблемы управления Уровень сознания: интуиция и эвристика (1,5-3; 1,5-3)

1,5 Слабое 0 Рациональный подход к управлению Уровень сознания: рефлексия (0-1,5; 0-1,5) Творческий подход к управлению Уровень сознания: мышление (1,5-3; 0-1,5)

Матрица диагностики проблем управления

В области слабого влияния когнитивных искажений (от 0 до 1,5 баллов) и слабой выраженности объективных условий формирования порочных проблем (от 0 до 1,5 баллов), реализуется рациональный подход к управлению изменениями, порочные проблемы отсутствуют.

В области слабого влияния когнитивных искажений (от 0 до 1,5 баллов) и сильной выраженности объективных условий формирования по-

рочных проблем (от 1,5 до 3 баллов), имеет место излишне политизированная ситуация, сознание находится на уровне интуиции и эвристики, что способствует формированию порочных проблем.

В области сильного влияния когнитивных искажений (от 1,5 до 3 баллов) и сильной выраженности объективных условий формирования порочных проблем (от 1,5 до 3 баллов), сознание находится на уровне интуиции и эвристики, формируются порочные проблемы.

В области слабого влияния когнитивных искажений (от 0 до 1,5 баллов) и сильной выраженности объективных условий формирования порочных проблем (от 1,5 до 3 баллов), сознание находится на уровне мышления, имеет место творческий подход к управлению.

Этот подход был использован автором в исследовании проблем, возникших в ходе реорганизации закупочной деятельности в Государственной корпорации «Росатом». Были подробно изучены изменения в области закупок на Ленинградской, Белоярской и Кольской АЭС, а также в концерне «Росэнергоатом» и других организациях Госкорпорации. Результаты проведенного исследования представлены в данном разделе.

Закупочная деятельность в Госкорпорации имеет существенные отличия от закупок в коммерческих компаниях - в первую очередь, потому, что закупки осуществляются, в том числе, за счет государственных средств и, в связи с этим, регулируются целым рядом нормативных актов [6, 7]. С другой стороны, традиционный подход к управлению организациями предполагает, что цели коммерческого предприятия, связанные с получением прибыли, и государственного учреждения, ориентированного на выполнение определенных общественных задач, противоположны. Это объясняется сильным влиянием политических интересов на деятельность государственных учреждений. Объединение госкорпорациями таких разнородных ролей, как государственное учреждение и коммерческое предприятие заставляет задуматься о реализуемости поставленных перед этими организациями задач [8]. Противоречие между целями реализации государственной политики и коммерциализации госкорпораций является признаком порочной проблемы.

Результаты оценки факторов, способствующих формированию порочных проблем в процессе изменений закупочной деятельности, представлены в табл. 1.

Техническая сложность реализации изменений оценивается в 2 балла, поскольку для них характерен умеренный уровень сложности. В реформировании закупочной деятельности Госкорпорации используются распространенные на рынке, но новые для организации технологии, такие как электронные торги и автоматизированная система планирования ресурсов предприятия на платформе БАР Я3 [9].

Организационный охват изменений максимален (3 балла), поскольку в них вовлечена вся корпорация. География изменений предполагает

межрегиональный охват (несколько производственных площадок или офисов, расположенных в разных географических регионах) и оценивается в 2 балла. Масштаб изменений по времени - долгосрочный (от 3 лет) - 3 балла.

Таблица 1

Оценка влияния факторов, способствующих формированию порочных проблем, связанных с изменениями закупочной деятельности

Госкорпорации «Росатом»

NСтепень влияния Фактор N. Влияние отсутствует или незначительное (0 баллов) Влияние умеренное (1 балл) Влияние существенное (2 балла) Влияние очень велико (3 балла)

Факторы, способствующие формированию порочных проблем

1. Техническая сложность изменений ■

2. Организационный охват изменений ■

3. Географический охват изменений ■

4. Масштаб изменений по времени ■

5. Потребность в ресурсах ■

6. Необратимость последствий изменений ■

7. Специализация активов ■

8. Уровень фиксированных затрат ■

9. Стратегические взаимосвязи ■

10. Правительственные и/или общественные ограничения ■

Сумма баллов 2*1 + 6*2 + 2*3 = 20

Средний балл 2,0

Для реализации изменений в закупочной деятельности требуются ресурсы нескольких подразделений/функционалов Госкорпорации. Поэтому потребность в ресурсах оценивается в 2 балла. Последствия данной программы изменений могут быть полностью или частично устранены при

условии умеренных затрат (в рамках текущего бюджета капитальных затрат). Их необратимость оценивается в 1 балл.

Используемые в ходе данных изменений активы представляют собой преимущественно нематериальные активы (программные продукты и методики). В случае прекращения программы изменений их ликвидационная стоимость будет ничтожна, но затраты на создание новых активов будут относительно невысокими. Поэтому специализация активов, используемых в ходе изменений закупочной деятельности, оценивается как умеренная (1 балл).

Фиксированные затраты в случае прекращения программы изменений (затраты, связанные с расторжением трудовых соглашений, договоров с поставщиками услуг, обеспечивающих функционирование системы закупок и др.) - существенные и могут быть покрыты при условии пересмотра бюджета капитальных затрат Госкорпорации (2 балла).

Стратегические взаимосвязи между подразделениями, организациями и реализуемыми Госкорпорацией проектами, прежде всего, в области реформирования закупок, финансово-экономического блока и информационных технологий - существенные. От исхода изменений в области закупок зависит долгосрочный результат деятельности других подразделений, бизнес-единиц или проектов организации (2 балла).

Правительственные ограничения, которые могут повлиять на решение о прекращении программы изменений, связаны изменением существующих законов лежащих в основе закупочной политики Госкорпорации

- Федеральных законов № 94 и № 223. Эти ограничения оцениваются как существенные (2 балла).

В итоге, среднее арифметическое оценок по каждому фактору, влияющему на формирование порочных проблем, составляет 2,0 балла, что говорит о высоком уровне их выраженности.

Результаты оценки выраженности симптомов, указывающих на наличие когнитивных искажений, связанных с изменением закупочной деятельности, представлены в табл. 2.

Формулировка проблемы, связанной с внедрением стандарта закупок ГК основана на федеральном законодательстве России (223-ФЗ, 94-ФЗ). Она отражает цели государственной политики по борьбе с коррупцией в области государственных закупок, но никак не учитывает требования к эффективности управления входящими в Госкорпорацию коммерческими организациями. Например, для ОАО «Концерн «Росэнергоатом» и входящих в него АЭС главной целью является эффективное и безопасное производство электроэнергии. Таким образом, проблема формулируется по-разному разными сторонами, которые обосновывают свои точки зрения, опираясь на отличающиеся от других заинтересованных сторон принципы (3 балла).

Критерии эффективности закупочной деятельности принципиально различаются на уровне ГК и уровне концерна «Росэнергоатом» и АЭС. Если ГК непосредственно подчиняется закону 223-ФЗ [6], выражающему цели государственной политики по борьбе с коррупцией и за создание конкурентной среды для бизнеса, то критерии концерна связаны, прежде всего, с эффективностью генерации электроэнергии (3 балла).

Таблица 2

Оценка выраженности симптомов, указывающих на наличие когнитивных искажений в процессе изменений закупочной деятельности Госкорпорации «Росатом»

Степень выраженности Симптом Симптом отсутствует (0 баллов) Симптом слабо Выражен (1 балл) Симптом умеренно выражен (2 балла) Симптом сильно выражен (3 балла)

Симптомы, указывающие на наличие когнитивных искажений

1. Единство формулировки проблемы ■

2. Критерии окончания изменений ■

3. Критерии успеха изменений ■

4. Наличие оценки рисков ■

5. Наличие неблагоприятных сценариев изменений ■

6. Наличие формального плана изменений ■

7. Наличие бюджета изменений ■

8. Распределение обязанностей при реализации изменений ■

9. Величина ставок ■

10. Оценка уникальности проблемы ■

Сумма баллов 1*2 + 9*3 = 29

Средний балл 2,9

Формально критерии успеха изменений закупочной деятельности определены как экономия бюджета закупок 10 % в год. Этот критерий принят на уровне Госкорпорации и концерна в качестве ключевых показателей эффективности (КПЭ) [7]. Однако на станциях критерием закупок является своевременное выполнение программы производства и ремонтов.

Показатель снижения 10 % бюджета закупок является ограничением, а не целью. Таким образом, критерии формулируются по-разному разными сторонами, которые обосновывают свои точки зрения, опираясь на отличающиеся от других заинтересованных сторон принципы (3 балла).

При внедрении стандарта закупок риски никак не учитывались ни для Госкорпорации в целом, ни для АЭС в отдельности, что явно указывает на наличие когнитивных искажений (3 балла). Также при внедрении нового стандарта закупок неблагоприятные сценарии не рассматривались ни для Госкорпорации в целом, ни для АЭС в отдельности (3 балла).

На уровне Госкорпорации сформулирован план мероприятий по изменению закупочной деятельности на среднесрочную перспективу. Однако на большинстве предприятий отрасли такие планы отсутствует. Они действуют на основе сиюминутных соображений, руководствуясь последними указаниям из вышестоящих организаций (3 балла). Бюджет закупок Госкорпорации формируется на 1 год, что говорит о краткосрочном характере планирования финансовых ресурсов для программы изменений (3 балла).

В управлении на уровне Госкорпорации есть ответственный за внедрение стандарта закупок - департамент закупок. Однако на АЭС ответственность за внедрение нового стандарта закупок не определена. Руководство станций формально подходит к закупкам, связанные с новым порядком закупок проблемы концентрируются на уровне исполнителей. Это говорит о том, что обязанности определены в общих чертах; ответственность за результаты изменений ни за кем не закреплена (3 балла). При этом достижение КПЭ в области закупок является важным показателем результата деятельности руководителей предприятий. Таким образом, налицо существенный уровень ставок; от исхода изменений зависит карьера, репутация и доходы руководителей вовлеченных в изменения организаций (2 балла).

Новая политика закупок предполагает унификацию решений по закупкам на разных рынках. Проблема закупок в отрасли рассматривается очень упрощенно. Руководство различает только два типа рынков - монополия и совершенная конкуренция. Новый стандарт закупок не различает процедур закупки в зависимости от типов конкуренции на рынках. Специфика атомной отрасли не учитывается. Таким образом, оценка степени уникальности проблемы не соответствует её реальным характеристикам (3 балла).

Общий уровень когнитивных искажений оценивается как среднее арифметическое оценок по каждому симптому, указывающему на наличие порочных проблем (табл. 2). Полученное значение составляет 2,9, что говорить об очень высоком уровне выраженности когнитивных искажений.

Сопоставление уровня выраженности факторов, влияющих на создание порочных проблем, и симптомов когнитивных искажений показывает, что изменения закупочной деятельности Госкорпорации «Росатом»

находятся области сильного влияния когнитивных искажений (от 1,5 до 3 баллов) и сильной выраженности объективных условий формирования порочных проблем (от 1,5 до 3 баллов). В этой области сознание вовлеченных в изменения лиц находится на уровне интуиции и эвристики, формируются порочные проблемы.

На основе проведенных глубинных интервью с работниками АЭС и наблюдений, автор сделал следующие выводы относительно когнитивных искажений. Для каждого из выявленных когнитивных искажений были определены и отмечены в Карте когнитивных искажений симптомы (табл. 3).

Таблица 3

Карта когнитивных искажений, действующих в процессе изменений закупочной деятельности Госкорпорации «Росатом»

х. Симптомы когнитивных искажений Когнитивные искажения 1.Единство формулировки проблемы 2.Критерии окончания изменений 3.Критерии успеха изменений 4.Наличие оценки рисков 5.Наличие неблагоприятных сценариев изменений 6.Наличие формального плана изменений й и н е н е м 3 и а н е * п 2 ю е и 4 и л а На. к 8.Распределение обязанностей при реализации изменений 9. Уникальность проблемы 10. Величина ставок

1. Личная заинтересованность ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■

2. Аффективная эвристика ■ ■ ■

3. Групповое мышление

4. Эффект подтверждения ■ ■ ■ ■

5. Эффект доступности

6. Якорный эффект необоснованных оценок

7. Герметизм планирования ■ ■

8. Пренебрежение возможностью катастрофы ■ ■

Руководство Госкорпорации лично заинтересованно в том, чтобы продемонстрировать свою приверженность государственной политике борьбы с коррупцией. Для этого оно стремится показать внушительные результаты, достигнутые за короткий срок, например, полученная экономия от внедрения нового стандарта закупок в 2011 году, составила 23 млрд. руб. По мнению работников станций, эта цифра не заслуживает доверия. Второй аспект личной заинтересованности - это бонусы по итогам года, получаемые по результатам экономии, достигнутой в ходе элек-

тронных торгов при организации закупок. Связанные с внедрением нового стандарта закупок проблемы не идентифицируются и не оцениваются, о новом стандарте всегда говорится в оптимистичном ключе. Это свидетельствует о наличии когнитивного искажения, связанного с личной заинтересованностью

Контрольные процедуры закупок не носят системного характера и направлены на выявление (а не предупреждение) нарушений. Корректировка и пересмотр принципов закупок не производится. Механизм принятия решений о закупках на станциях не контролируется со стороны концерна «Росэнергоатом» и не совершенствуется. Это говорит о том, что лица, рекомендующие изменения в области закупок, слишком сильно любят свои рекомендации (аффективная эвристика).

Мнения исполнителей, непосредственно занимающихся закупками, учитываются слабо. Руководство Госкорпорации неохотно реагирует на информацию о проблемах не конкретных предприятиях. Господствующий в управлении Госкорпорацией взгляд на закупки и внедрение нового стандарта противоречит практическому опыту закупок на местах. Это свидетельствует о наличии эффекта группового мышления.

Полноценные альтернативы предложенным изменениям закупочной деятельности не рассматривались. Какие-либо задокументированные альтернативные сценарии изменений отсутствуют. Это говорит о наличии когнитивного искажения, основанного на эффекте подтверждения.

Специальные исследования опыта закупочной деятельности не проводились (по крайней мере, их результаты не обсуждались). Перечень источников информации, необходимых для принятия решения о новом стандарте закупок, отсутствует (кроме федеральных законов). Это говорит о том, что решение об изменениях принималось без дополнительного поиска информации, а лишь на основе доступных данных. Налицо когнитивное искажение на основе эффекта доступности.

Математические модели для рассчета экономической эффективности новой политики закупок Госкорпорации не применялись. Использовалось предположение о том, что все закупки могут (и должны) проводиться на принципах совершенной конкуренции. Это выражается в том, что 100% закупок в 2012 году были переведены на электронные площадки. Это предположение часто вступает в противоречие с высокой специализацией и уникальностью отрасли и их поставщиков. Это свидетельствует о наличии когнитивного искажения, основанного на эффект якоря, связанного с необоснованными оценками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При планировании и реализации изменений не учитывается опыт российских и иностранных компаний в области закупок. Госкорпорация «Росатом» является единственной компанией в Россий, которая стремится использовать конкурентные процедуры для всех закупок. Это противоречит международному опыту управления закупками, включающему в себя

создание реестра поставщиков, построение долгосрочных взаимоотношений с поставщиками, принцип «just in time» и т.д. Основной сценарий изменений преувеличенно оптимистичен из-за излишней концентрации на данном проекте и пренебрежения историей других подобных проектов, что говорить о наличии когнитивного искажения, связанного с герметизмом планирования.

Пессимистичный сценарий развития событий, связанный с новым порядком закупок (например, срыв программы ремонта АЭС и т.п.), а также возможные действия в случае его реализации не рассматривались. Это свидетельствует о наличии когнитивного искажения, связанного с пренебрежением возможностью катастрофы.

Список литературы

1. Анненков М. Е., Проблемы управления государственными корпорациями // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. №4. 2011. http://www.mivlgu.ru/content/vypusk-%E2%84%964-2011-god.

2. Анненков М. Е. Бихевиористский подход к управлению изменениями в государственных корпорациях. Известия ТулГУ, Экономические и юридические науки, Вып.3. Ч.1. Тула: изд-во ТулГУ, 2011. 361 с. С. 257-261.

3. Анненков М. Е., Диагностика проблем управления инновациями в государственных корпорациях // Капитализация знаний в условиях социально ориентированной экономики: Научная школа в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы: сборник тезисов. Тула, 18-19 ноября 2011 года. 2011. Ч. 1. С. 53-56.

4. D. Kahneman, D. Lovallo, O. Sibonny, The Big Idea: Before You Make That Big Decision // Harvard Business Review. June 2011. http://hbr.org/2011/06/the-big-idea-before-you-make-that-big-decision/ar/1.

5. Yudkowsky E., Cognitive biases potentially affecting judgement of global risks // Global Catastrophic Risks, eds. Nick Bostrom and Milan Cirkovic. 2008. P. 91-119.

6. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

7. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

8. Корпоративная стратегия атомной отрасли Российской Федерации // Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Москва. 2010. С. 1-45.

9. Автоматизация управления закупочной деятельностью // Станет

ясно. Программы трансформации ФЭБ и ИТ. №5. Сентябрь 2010. С. 5.

Анненков Михаил Евгеньевич, доц., НОУ ДПО «Центральный институт повышения квалификации», г. Обнинск

PROBLEMS WITH COGNITIVE DISTORTIONS ASSOCIATED CHANGE

OF PURCHASE "ROSATOM"

Annenkov M.E

In the below article the problems of managing change in purchasing processes at the State corporation “Rosatom” are addressed. The formation mechanism of wicked problems is analyzed by means of the method developed by the author.

Key words: wicked problem; organizational change; cognitive bias.

Annenkov Michail Evgenievich, docent, LEU DPO "Central Institute for advanced training", Obninsk

УДК 338.45:621:005.591.6

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ БИЗНЕС-ЕДИНИЦ ПРИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

А.А. Баранов, Е.А. Щукина

Рассматривается процесс формирования системы показателей для определения эффективных бизнес-единиц при реформировании машиностроительного предприятия для успешной реализации инновационного проекта.

Ключевые слова: инновационный проект; инвестиции; бизнес-единица; системность; реструктуризация; методология; стоимость.

Одним из основных инструментов комплексного подхода в проведении реструктуризации машиностроительного предприятия при реализации инновационного проекта является адекватный механизм оценки эффективности структурных бизнес-единиц.

Особенность разработки системы показателей для определения эффективных бизнес-единиц применительно к машиностроительному производству сопряжена со спецификой данного производства, которая заключается в следующем:

- существующие машиностроительные предприятия являются многономенклатурными хозяйствующими единицами, которые потенци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.