Научная статья на тему 'Проблемы гуманизма в повестях Мустая Карима'

Проблемы гуманизма в повестях Мустая Карима Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
755
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕСТЬ / ПРОБЛЕМАТИКА / ГУМАНИЗМ / ДУХОВНЫЙ МИР / ФИЛОСОФСКАЯ ОЦЕНКА / ВРЕМЕННЫЕ СТРУКТУРЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гареева Г.Н.

М. Карим с первых произведений прозы для детей и юношества «Радость нашего дома» (1951), «Таганок» (1966) до автобиографической широко известной повести «Долгое-долгое детство» (1976) воспевает добро, честь и жертвенность во имя торжества разума, справедливости на земле. А повесть «Помилование» (1986) это история короткой романтической любви, обернувшейся трагедией. Во всех этих прозаических произведениях красной нитью проходить идея о гуманизме, о торжестве добра над злом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы гуманизма в повестях Мустая Карима»

используют ящичный прием композиции для изображения событий из различных эпох, для воссоздания многогранных характеров.

Композиция повестей и романов, отображающих глубинную связь прошлого и настоящего, освещающих судьбы прошедших жестокие испытания войны современников старшего поколения очень часто основываются на ретроспективе. Ретроспективный прием, позволяющий связать события разных временных пластов, был присущ, в первую очередь, большим эпическим формам, написанным в 70-е г.г.

Популярность ретроспективного приема в башкирской прозе некоторым образом связана и с традициями тюркской литературы. Но в отличие от произведений прошлых периодов, где прием смешения разных временных структур выполнял лишь формальную функцию, в современных текстах он приобретает большое смысловое содержание. Через освещение прошлого писатели ищут пути разрешения проблем сегодняшнего дня.

В повестях и романах А.Хакима «Млечный путь», «Радуга», «Скачки», «Листопад», Р.Баимова «День расплаты», «Запоздавшая мелодия», Ш.Биккула «Мы еще поживем», А.Багуманова «Что за день», Т.Кильмухаметова «Жизнь одна», Т.Гиниятуллина «Погреб», С.Шарипова «Дубовый столб» и др. отбираются и психологически глубоко изображаются только те воспоминания, способные более ярко осветить философские проблемы современности. Нарушение хронологической последовательности повествования преследует только одну цель - придать глубину сюжетной линии, объемнее выразить важные картины.

Таким образом, анализ показывает, что с сюжета и композиции начинается целостное восприятие изображаемого, поэтому структурной архетонике писатели уделяют огромное внимание. Список использованной литературы

1. Ахмедьянов К.А. Теория литературы. - Уфа: Китап, 2003. - 392 с.

2. Баимов Р.Н. Судьба жанра. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. - 320 с.

3. Вахитов А.Х. Жанри и стиль в башкирской прозе. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. - 348 с.

4. Хусаинов Г.Б. Теория литературы. - Уфа: Китап, 2010. - 382 с.

© Гареева Г.Н., 2018.

УДК 821.512.141

Гареева Г. Н.

д.ф.н., профессор, Башкирский государственный университет, г.Уфа

gareevagulfíra@mail. ги

ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗМА В ПОВЕСТЯХ МУСТАЯ КАРИМА

Аннотация

М. Карим с первых произведений прозы для детей и юношества «Радость нашего дома» (1951), «Таганок» (1966) до автобиографической широко известной повести «Долгое-долгое детство» (1976) воспевает добро, честь и жертвенность во имя торжества разума, справедливости на земле. А повесть «Помилование» (1986) - это история короткой романтической любви, обернувшейся трагедией. Во всех этих прозаических произведениях красной нитью проходить идея о гуманизме, о торжестве добра над злом.

Ключевые слова:

повесть, проблематика, гуманизм, духовный мир, философская оценка, временные структуры,

психологический анализ

1 В повести Народного поэта Башкортостана Мустая Карима "Долгое-долгое детство" (1976) перед

читателями предстает духовное развитие героя - мальчика, прослеживаются этапы формирования его как личности. Истории десятков личностей в «Долгом-долгом детстве», рассказанные в отдельных новеллах, объединяет в одно целое герой повести Кендек, который является центром философской и психологической оценки событий и поступков окружающих людей. Кендек у М.Карима на протяжении всего произведения постоянно анализирует жизнь, философски оценивает происходящее, формируется как личность, духовно развивается, выступает активным двигателем событий.

2 Внешний мир, жизнь деревни с ее радостями и тревогами, с ее "чудаковатыми, странными, неугомонными, наивными" жителями являются объектом, содержанием внутренней, психологической жизни маленького героя. Повествование о событиях и людях в повести проникнуто наивными поэтическими впечатлениями, художественные картины действительности эмоциональны окрашены. То же видение событий с точки зрения центрального персонажа, с позиции его психологического восприятия объединяет все отдельные звенья картины в одно художественное целое. Автор пользуется приемом концентрированности временных структур. Воспоминания, пробудившиеся в памяти героя, лежащего на поле брани, служат связующим звеном для развертывания событий, через напластования времен уводят читателя в далекий мир детства.

3 Жизнь людей, внешняя и в какой-то степени внутренняя, проходит перед мальчиком. Происходящие события герой внутренне осмысливает, психологически сопереживает, так или иначе, выражает свое отношение к ним в виде эмоций, раздумий, размышлений. Наблюдая людей, он постоянно находит дорогое, ценное для себя, открывает в их поступках, переживаниях красивое, чистое, искреннее, возвышенное. А все то, что непостижимо уму, эмоционально-психологическому восприятию ребенка, через напластования времен, позже, осмысливается им же, но уже взрослым, накопившим жизненный опыт человеком. В таких моментах, когда с изображения событий детской поры герой-рассказчик переходит в сегодняшнее время и, умудренный жизненным опытом, дает оценку прошедшим событиям и действиям людей и самого себя, выводит нравственные уроки, явственно ощущается и авторское присутствие.

4 В повести только главный герой изображается изнутри, как это характерно многим произведениям, повествующим от первого лица. Прямой психологический анализ направлен на раскрытие душевной жизни героя, обогащения его сознания новыми понятиями, внутреннего освоения им законов бытия, выражения к ним своего отношения, в результате чего идет постоянный, непрерывный процесс духовного саморазвития. В формировании героя как личности роль как положительных, так и отрицательных персонажей огромна. Если первые учат его доброте, справедливости, душевной отзывчивости, то есть учат быть настоящим, достойным Человеком, то вторые своими поступками, своей жизнью как бы служат символом Черной силы, предостерегают от душевной глухоты, безнравственности, бездушности, жестокости, несправедливости. Раскрытие же внутренней жизни, душевных движений, психологического состояния остальных персонажей передаются через их внешние проявления. Оно в немалой степени зависит от чуткости, тонкости восприятия главного героя. Поэтическая душа Кендека чутко улавливает даже тончайшие нюансы и оттенки, происходящие во внутреннем мире, в психологии окружающих его людей.

5 Другая повесть М.Карима «Помилование» (1986), воспринятая как новаторское произведение во всем литературно-общественном пространстве бывшего. Великий гуманист М.Карим подчеркивает цену человеческой жизни, с выраженной гражданской ответственностью отстаивает принципы торжества добра над злом. Военные реалии в повести рисуются в сурово реалистическом стиле, любовь Зуха и Марии-Терезы передается в романтических красках, обличение равнодушия к человеческой судьбе - в остро публицистическом тоне. Глубокий психологизм, суровая реалистичность, романтическая возвышенность, мифологическая таинственность - своеобразный синтез психологизма, реализма, романтизма, мифологизма, символики, условности, иносказательности, публицистики делают необычным, новым повествование о внезапно вспыхнувшей неземной любви двух молодых людей и трагедии, постигшей солдата. Цепь случайностей поворачивает судьбу героя в необратимо трагическую сторону, «казенное» отношение к одной, но Человеческой судьбе, желание наглядно продемонстрировать мощь военно-

административной машины приводят к гибели. Светлый, радостный тон, окрыленное огромной любовью душевное движение Любомира и ничем не оправданная казнь молодого, мужественного солдата, не успевшего вступить даже в первый бой с врагом, - резкий психологический контраст потрясает души читателей. Глубокий психологизм и философский подтекст заставляют задуматься об общественной морали, о системе нравственных ценностей, о бесценности человеческой жизни. В повести, по большому счету, поднимается вопрос поиска универсальных основ бытия.

6 Таким образом, в 80-е г.г. ХХ века, в условиях ограниченных возможностей отражения отрицательных явлений в общественном строе, в башкирской прозе наблюдалось усиление тенденции обращения к приему иносказания. Повесть М.Карима «Помилование», на первый взгляд посвященная только событиям войны, посредством глубокого подтекста обличала равнодушное отношение к судьбе человека, затхлую атмосферу застоя. Она стала этапным произведением, вскрывающим пороки советского общества эстетически действенным способом. Поэтому со сменой общественно-политической формации и в связи с активизацией преобразований в эстетике советского и постсоветского периодов, в башкирской прозе начался активный процесс избавления от устаревших принципов соцреализма, наблюдалось выдвижение на передний план авангардистских явлений и стилей. Список использованной литературы:

1. Ахмедьянов К.А. Теория литературы. - Уфа: Китап, 2007. - 392 с.

2. Ахмедьянов К.А. Литературная критика. - Уфа: Китап, 2012.

3. Баимов Р.Н. Шаг в зрелость. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1975. - 190 с.

4. Баимов Р.Н. Творческие почерки. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1977. - 240 с.

5. Баимов Р.Н. Поискам нет конца. - М.: Современник, 1980. - 205 с.

6. Баимов Р.Н. Судьба жанра. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. - 320 с.

7. Баимов Р.Н. Истоки и устья. - Уфа: Китап, 1993. - 350 с.

8. Вахитов А.Х. Когда раздвигаются горизонты. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1979. - 292 с.

9. Вахитов А.Х.Жанр и стиль в башкирской прозе. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. - 348 с.

© Гареева Г.Н., 2018.

УДК 821.512.141

Гареева Г. Н.

д.ф.н., профессор, Башкирский государственный университет, г.Уфа

gareevagulfíra@mail. ги

СИСТЕМА ОБРАЗОВ В БАШКИРСКИХ РОМАНАХ НА ИСТОРИЧЕСКУЮ ТЕМУ

Аннотация

В статье анализируются принципы воссоздания литературных образов в произведениях башкирских писателей на тему Великой Отечественной войны и образов исторических личностей, оставивших неизгладимый след в летописи прошлого

Ключевые слова:

герой, историческая личность, документальные факты, обобщенные образы, литературная гипотеза

В романах И.Абдуллина «Иду по Млечному пути», Я.Хамматова «День рождения», повести А.Аминева «Сто и одно мучение» воссозданы образы конкретных героических личностей периода Великой Отечественной войны - легендарного разведчика Габдельбара Фатхинурова, Героя Советского Союза Минигали Губайдуллина, вырвавшегося из фашистского плена и отважно сражавшегося в партизанском

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.