Научная статья на тему 'Проблемы государственной поддержки оленеводческой отрасли'

Проблемы государственной поддержки оленеводческой отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / GOVERNMENT SUPPORT / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / MANAGERIAL ACCOUNTING / ОЛЕНЕВОДСТВО / HERDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шлемина Алиса Митхатовна, Блинов Олег Анатольевич

В статье представлен анализ существующего состояния в отрасли оленеводства, обозначена роль государственной поддержки и показана роль государственной помощи в развитии этой отрасли. Важное значение при оказании государственной помощи уделяется учетной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of government support reindeer-breeding industries

The paper presents an analysis of the current state of the industry herding, the notation on the role of government support and shows the role of state aid in the development of this industry. The importance of the provision of state aid paid to the accounting information

Текст научной работы на тему «Проблемы государственной поддержки оленеводческой отрасли»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НА УКИ

УДК 338.46:330.4

А.М. Шлемина, О.А. Блинов

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОЛЕНЕВОДЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

В статье представлен анализ существующего состояния в отрасли оленеводства, обозначена роль государственной поддержки и показана роль государственной помощи в развитии этой отрасли. Важное значение при оказании государственной помощи уделяется учетной информации.

Ключевые слова: государственная поддержка, управленческий учет, оленеводство

Введение

Мировое поголовье домашних северных оленей в настоящее время сосредоточено в Скандинавских странах, Северной Америке (главным образом на Аляске) и в России.

Тридцатилетний период (1960-1990 гг.) был наиболее плодотворным в развитии оленеводства в России - как результат серьезной экономической политики, проводимой государством, в отношении развития северных районов, отраслей сельского и промыслового хозяйства и особенно оленеводства. В этот период колхозы были преобразованы в укрупненные совхозы, выросли размеры дотаций, выделяемых отдельным отраслям специалистов сельского хозяйства для районов Севера со средним и высшим образованием, в том числе и из числа коренных малочисленных народов Севера. Была организована сеть научно-исследовательских институтов.

Нарушения объективных закономерностей развития народнохозяйственного комплекса, допущенные в 90-е годы, незамедлительно проявились в экономике страны. Упадок и разрушение сельскохозяйственного производства как стратегической и важнейшей отрасли привели к кризисному состоянию многих отраслей, в том числе и оленеводства.

Целью работы является изучение анализ роли государственной поддержки в развитии оленеводческое отрасли.

Объекты и методы

Объектом исследования является оленеводческие предприятия Ямало-Ненецкого Автономного округа

Сельское хозяйство Ямала представлено в основном оленеводством и является не только отраслью сельского хозяйства, но и социальной и этнокультурной отраслями всей жизни коренных и малочисленных и ряда других народов региона. Ямало-Ненецкий округ -одна из немногих территорий Российской Федерации, где поголовье оленей не только сохранилось, но и продолжает увеличиваться за последние годы.

В настоящее время оленеводством занимаются 38 предприятий, с различной формой собственности (табл. 1).

© Шлёмина А.М.., Блинов О.А., 2011

Таблица 1

Сведения об оленеводческих предприятиях Ямало-Ненецкого Автономного округа.

Наименование Количество Поголовье, Удельный вес,

предприятий гол %

Государственные организации (ГУП,МУП) 5 63481 22

Негосударственные организации (ООО,ОАО,ЗАО) 14 87069 30

Малые формы хозяйствования 19 141646 48

(КФХ, общины)

ВСЕГО: 38 292196 100

Из 38 предприятий государственную поддержку получают только 19 предприятий, которые являются убыточными, убытки от реализации сельхозпродукции покрываются за счет субсидий. Малые формы хозяйствования финансируются только за счет средств поступающих из федерального бюджета. Анализируя развитие оленеводства в целом, в настоящее время можно выделить следующие проблемы с которыми сталкиваются сельхозтоваропроизводители Ямало-Ненецкого автономного округа: старение материально-технической базы, рост цен на энергоресурсы и ГСМ, диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства, тяжелая транспортная схема (большая отдаленность населенных пунктов), перенасыщенность оленьих пастбищ, недостаточная племенная работа, низкий уровень технологии переработки, неразвитость социальной инфраструктуры, снижение доступности для сельского населения профессиональных образовательных услуг, услуг сферы здравоохранения, культуры, низкий уровень заработной платы и как следствие недостаток квалифицированных кадров.

Для решения данных проблем в целях дальнейшего эффективного развития оленеводства необходимы большие финансовые вложения.

Как показывает мировая практика, ни одна страна с развитой рыночной экономикой не обходится без вмешательства в сельскохозяйственное производство со стороны государства. Поэтому государственная поддержка сельского хозяйства, в частности бюджетное финансирование, является одной из приоритетных задач любого государства. Бюджетная политика оказывает существенное влияние на развитие сельского хозяйства, которое в силу производственно-экономических и природно-климатических условий, сезонности производства, низкой отдачи капиталовложений не может обходиться без поддержки государства.

Правительство РФ и Ямало-Ненецкого автономного округа проводит политику по поддержке развития сельского хозяйства. Бюджетное финансирование сельскохозяйственных предприятий осуществляется из двух уровней бюджетов: федерального, регионального (табл. 2).

Взаимодействие с Министерством сельского хозяйства позволяет привлекать средства федерального бюджета на условиях софинансирования из регионального бюджета.

Средства, направляемые на поддержку оленеводства выделяются из окружного бюджета в виде субсидий на 1 голову оленя, на 1 кг реализованного мяса, на возмещение транспортных расходов которые являются целевыми и строго контролируются со стороны государственных органов на предмет направленности их использования. Государственная поддержка оленеводства имеет постоянный характер в структуре целевого финансирования сельскохозяйственных организаций, имеет наибольший удельный вес в структуре бюджетного финансирования оленеводческих предприятий и используются на возмещение текущих затрат в оленеводстве. От размера указанных субсидий зависит результативность финансово-хозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводителей, которым предоставлены субсидии.

Таблица 2

Сведения по финансированию оленеводческих предприятий ЯНАО_

Наименование Ед изм 2009г. 2010г. 2011г.

Федеральный бюджет, всего тыс.руб. 38148 73630 86668

в т.ч. субсидии на поддержку северного оленеводства тыс.руб. 31043 73 630 75 971

субсидии на поддержку племенного животноводства (олени) тыс.руб. 7105 0 10697

Окружной бюджет, всего тыс.руб. 57 348 727 76 871 144 133 482 943

в т.ч. национальная экономика тыс.руб. 4 863 441 4 332 649 4 476 424

удельный вес в окружном. бюджете % 8 6 3

из них: сельское хозяйство и рыболовство тыс.руб. 1 239 492 1 453 487 2 004 983

из них оленеводство, всего 336 231 450 720 594 648

в т.ч. субсидии на поддержку оленеводства тыс.руб. 285 469 407 775 532 997

субсидии на транспортные расходы тыс.руб. 12 133 19 629 33 884

субсидии на племенное оленеводство тыс.руб. 37 583 23 103 27 234

возмещение % по кредитам тыс.руб. 1 046 213 533

Окружная долгосрочная целевая программа "Развитие сельского хозяйства ЯНАО" тыс.руб. 8 129 16 172 84 603

Органам исполнительной власти, а также самим сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимо проводить оценку эффективности использования бюджетных средств, субсидии должны стимулировать развитие эффективного сельскохозяйственного производства, способствовать повышению занятости и уровня жизни сельского населения.

Поэтому при определении размера государственной поддержки особое место отводится учетной информации.

Результаты исследований

Управление невозможно без информации о состоянии управляемой системы, управляющих действиях и внешней среды.

Одним из источников информации является система бухгалтерского учета, включающая в себя финансовый и управленческий учет. Особая роль при формировании размеров бюджетного финансирования принадлежит управленческому учету. Следует отметить, что в исследованиях отечественных и зарубежных специалистов рассматриваются особенности учета и контроля затрат в разных отраслях, но такие исследования в отрасли оленеводства полностью отсутствуют. Основная проблема в учете оленеводческих предприятий - отсутствие единой методики калькулирования продукции оленеводства.

Учет затрат в оленеводстве имеет свои особенности, обусловленные характером организации производства, технологическими процессами, видами производимой продукции. Анализ действующей системы бухгалтерского учета и сложившаяся система учета затрат и калькулирования себестоимости продукции оленеводства на сельскохозяйственных предприятиях ЯНАО показали что в ней имеются серьёзные недостатки.

Основой для производственного задания является годовой оборот стада оленей. Объектами учета затрат является поголовье оленей. Учет поголовья оленей ведется в разрезе половозрастных групп: к основному стаду относятся - важенки, быки-производители, быки кастраты, которые учитываются на 01 счете, на 11 счете учитывается молодняк оленей - нетели, телята самки и самцы, бычки и третьяки, которые учитываются в течении года по планово-учетным ценам одной головы. Все затраты отчетного года в оленеводстве включаются в состав себестоимости продукции текущего года, и распределяются по половозрастным группам, пропорционально среднегодовому поголовью по половозрастным группам.

Как правило, фактическая себестоимость животных во всех оленеводческих предприятиях выше возможной цены реализации, что приводит к завышению стоимости активов предприятия и к завышению показателя стоимости чистых активов, но не дает приращение активов в виде денежных средств, поэтому в заключительном (годовом) балансе животные на выращивании и откорме на конец года отражают в оценке по возможной цене реализации.

Порядок отражения на счетах сумм снижения стоимости животных следующий. Перед составлением годового бухгалтерского баланса фактическую себестоимость выращивания животных сравнивают с текущей рыночной стоимостью (стоимостью возможной продажи). Если фактическая себестоимость оказывается ниже текущей рыночной стоимости, в качестве балансовой оценки принимают наименьшую, то есть фактическую себестоимость. Если текущая рыночная стоимость оказывается ниже фактической себестоимости, то животных на выращивании и откорме в балансе отражают по текущей рыночной стоимости, а в отчете о прибылях и убытках признают убыток от снижения их стоимости.

Под текущей рыночной стоимостью (или стоимостью возможной продажи) понимают сумму денежных средств, которую организация может получить в случае продажи животных на выращивании и откорме. Но нормативными документами не утверждена рыночная цена оленей по половозрастным группам, соответственно нет единого подхода в балансовой оценке животных. В настоящее время отсутствует единая методика калькулирования продукции оленеводства, что не позволяет определить реальную себестоимость содержания 1 головы оленя и центнера прироста в целом по отрасли.

Для устойчивого развития сельскохозяйственных предприятий возрастает значение хорошо поставленной системы бюджетирования.

Экономически эффективная деятельность организации возможна только в том случае, если она имеет четко заданные достаточно напряженные, но реальные для выполнения стоимостные параметры затрат и результатов. Проведенный анализ позволяет судить о том, что в последнее время для оленеводческих предприятий актуальным и недостаточно разработанным вопросом стал вопрос бюджетирования затрат. Учитывая особенности производства в оленеводстве, основным моментом должна стать разработка следующих основных бюджетов:

1. Сводный расчет бюджета на оплату труда. В структуре затрат по оленеводству, затраты на заработную плату составляют до 70% от общей суммы затрат, поэтому главной составляющей при планировании средств фонда оплаты труда является определение оптимальной численности оленеводов и чумработниц.

2. Бюджет закупки использования материалов.

3. Бюджет накладных расходов. Значительную долю в структуре затрат занимают накладные расходы. К накладным расходам относятся расходы по подготовке, организации, обслуживанию и управлению производством, поэтому необходимо оптимизировать структуру управления и расходы на содержание.

Бюджетирование предусматривает обратную связь. Поэтому для определения результатов выполнения задач, заложенных в соответствующем бюджете требуется составить внутрипроизводственную отчетность бюджетных статей проводить план-фактный анализ с выяснением факторов, вызвавших отклонения. Бюджетирование в настоящее время носит формальный характер, ограничивается исключительно планированием, а выполнение показателей разрабатываемых бюджетов недостаточно контролируется. Эффективность процедуры бюджетирования значительно повышается при внедрении комплексной автоматизированной системы бюджетного управления деятельности предприятия , что позволит максимально оперативно получать информацию об исполнении бюджета и, соответственно, вносить необходимые коррективы в бюджеты в целях повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами предприятия, но автоматизация учета на предприятиях остается на низком уровне, ввиду отсутствия финансовых средств.

Одним из направлений совершенствования учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в оленеводстве является совершенствование дополнительных форм годовой отчетности. Разработка и построение новых дополнительных форм годовой отчетности должны способствовать получению информации для анализа фактических затрат на выращивание северных оленей, обоснованности их распределения по видам получаемой продукции, что имеет важное значение для управления производственными процессами, повысит оперативность и ценность получаемой информации при принятии управленческих решений, а также поможет провести более детальный анализ эффективности использования бюджетных средств, облегчит работу при взаимодействии с контролирующими органами по вопросам целевого использования бюджетных средств.

Отсутствие необходимых денежных средств привело к высокому уровню износа большей части основных средств. Переход к рыночной экономике и требования к конкурентоспособности продукции предполагают техническое перевооружение предприятий АПК, обновление и реконструкцию основных средств, улучшение использования действующих мощностей, ускорение замены устаревшей техники и освоение вновь вводимых мощностей. Это предъявляет новые требования к качеству учетной информации о формировании, движении, использовании и сохранности основных средств. Такую информацию получают из данных бухгалтерского учета, и она необходима для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, кредиторами, и органами государственной власти при формировании государственных программ. Обновление производственных фондов осуществляется через окружные целевые программы, с последующей передачей их в безвозмездное пользование или на условиях аренды. Без новейших высокопроизводительных технологий у сельского хозяйства нет будущего. Развитие инновационных процессов в оленеводстве сдерживается отсутствием необходимых инвестиций у сельскохозяйственных товаропроизводителей и высокой стоимостью нововведений. Оленеводство является источником пантового и эндокринного сырья для нужд фармакологии и парфюмерной промышленности, а также сырья для кожевенного, мехового и сувенирного производства. Поэтому введение инноваций по переработке побочной продукции оленеводства должно стать важнейшей составляющей региональной политики.

Таким образом, можно сделать вывод, что рыночная экономика в сельском хозяйстве возможна только с поддержкой государства.

Государственная поддержка должна стимулировать развитие эффективного сельскохозяйственного производства, способствовать решению трех основных задач - финансирование текущих и капитальных расходов, а также быть источником для решения социальных проблем на селе.

Список литературы

1. Фастова, Е.В. Методические рекомендации по организации взаимосвязи финансового и управленческого учета в сельском хозяйстве./ Е.В. Фастова, Л.И. Хоружий, Н.Г. Белов и др.- М.: Минсельхоз России, 2006 г - 94 с.

2. Хоружий, Л.И. Проблемы теории и методологии, методики и организации управленческого учета в сельском хозяйстве / Л.И. Хоружий. - М.: Финансы и статистика, 2004 - 496 с.

3. Южаков, А.А. Этническое оленеводство Западной Сибири: ненецкий тип / А.А. Южаков, А.Д. Мухачев - Новосибирск, 2001 - 112 с.

SUMMARY

A.M. Shlemina, O.A. Blinov

Problems of government support reindeer-breeding industries

The paper presents an analysis of the current state of the industry herding, the notation on the role of government support and shows the role of state aid in the development of this industry. The importance of the provision of state aid paid to the accounting information

Key words: government support, managerial accounting, herding

УДК 338.512

Ф.Ф. Ризванова, О.А. Блинов

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.

КОНТРОЛЬ ЗА РАСХОДОМ И КАЧЕСТВОМ

В статье представлен вопрос об организации системы учета материальных затрат, во взаимосвязи с регламентирующими данный вид работ документами, а также рассматриваются основные принципы контроля за качеством и расходованием материальных ресурсов.

Ключевые слова: материальные ресурсы, затраты, себестоимость, строительно -монтажные работы, учет, контроль.

Введение

Основными задачами учета материально-производственных запасов является: контроль за сохранностью, правильное формирование фактической себестоимости, своевременное документальное отражение операций движения запасов, точное распределение по объектам калькуляции, контроль за соответствием имеющихся запасов нормам, необходимым для бесперебойного функционирования предприятия.

Целью работы является: определить оптимальный порядок передачи материальных ресурсов между службами организации; установить основные методы контроля за качеством и расходом материальных ресурсов.

Объекты и методы

Методологическую основу бухгалтерского учета материальных затрат составляет система способов и определенных приемов, которые должны соответствовать следующим требованиям: сплошного, непрерывного и полного отражения всех этапов движения материальных запасов; оперативность учета; достоверность объектов учета; соответствие данных синтетического и аналитического учета; соответствие данных складского и оперативного учета подразделений данным бухгалтерского учета.

Результаты исследований

Рассмотрев основные этапы движения материальных ресурсов в строительно-монтажной организации, авторы определили наиболее уязвимые этапы. Проведен анализ последовательности передачи материальных ресурсов; определен оптимальный порядок действий подразделений, с учетом требования о формировании достоверной информации о затратах. _

© Ризванова Ф.Ф., Блинов О.А., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.