Научная статья на тему 'Проблемы государственного регулирования в вопросах экономического стимулирования работодателей по улучшению условий и охраны труда'

Проблемы государственного регулирования в вопросах экономического стимулирования работодателей по улучшению условий и охраны труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАВМАТИЗМ / ПРОФЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СКИДКИ И НАДБАВКИ К СТРАХОВОМУ ТАРИФУ / ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомин Анатолий Иосифович, Поздняков Алексей Николаевич, Лежава Светлана Анатольевна, Семина Ирина Сергеевна

Рассмотрены проблемы государственного регулирования в вопросах экономического стимулирования работодателей по улучшению условий и охраны труда. С вводом в действие Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ в той или иной мере была решена только первая задача по возмещению вреда застрахованным. Оставшиеся две задачи (обеспечение экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска и обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний) по ряду причин не реализуются в должной мере на практике. Табл. 6. Библ. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фомин Анатолий Иосифович, Поздняков Алексей Николаевич, Лежава Светлана Анатольевна, Семина Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы государственного регулирования в вопросах экономического стимулирования работодателей по улучшению условий и охраны труда»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 614.8.084

1 2 3 3

А.И. Фомин , А.Н. Поздняков , С.А. Лежава , И.С. Семина кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева 2Сибирская сбытовая компания 3Сибирский государственный индустриальный университет

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ВОПРОСАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ

УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

В странах с рыночной экономикой приоритет в области управления охраной труда бесспорно принадлежит экономическим методам. Более чем семидесятилетний период функционирования в нашей стране централизованной государственной системы управления охраной труда способствовал возникновению стереотипов о внеэкономическом характере реализуемых мероприятий в области безопасности и охраны труда.

Необходимо отметить, что более низкий по сравнению с развитыми странами (США, ФРГ, Франция, Япония) уровень средней заработной платы в РФ [1] отрицательно сказывается на процессе стимулирования работодателя по улучшению условий и охраны труда. Отечественному работодателю, зачастую, выгоднее нанять дополнительных работников, чем внедрять современные безопасные технологии. По указанной причине работодателю выгоднее предоставлять, а работникам получать надбавки к заработной плате в виде льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда на морально и физически устаревших основных производственных фондах, оставшихся от «социалистического» прошлого века.

Согласно данным [2] задачами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НСПиПЗ) являются:

1) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Федеральным законом [2] случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

2) обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованно-

сти субъектов страхования в снижении профессионального риска;

3) обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

С вводом в действие Федерального закона [2] в той или иной мере была решена только первая задача по возмещению вреда застрахованным. Оставшиеся две задачи по ряду причин на практике не реализуются в должной мере.

Механизм экономического стимулирования работодателей к непрерывному улучшению условий и охраны труда (согласно данным [2]) предусмотрен в системе скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от НСПиПЗ.

Класс профессионального риска определяется исходя из величины интегрального показателя профессионального риска, учитывающего уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей. Экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от НСПиПЗ, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами [2].

Размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от НСПиПЗ исходя из следующих основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему [3, 4]:

а) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у

страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;

б) количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих;

в) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.

Скидка или надбавка устанавливаются страховщиком страхователю, если все указанные показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя. Значения основных показателей по видам экономической деятельности рассчитываются и утверждаются страховщиком по согласованию с Министерством труда и социальной защиты РФ не позднее 1 июня текущего года [3, 4]. Скидки и надбавки определяются с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах специальной оценки условий труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.

Механизм экономического стимулирования работодателей - это самый действенный в бизнесе инструмент, однако эффективность его реализации в системе управления охраной труда по большому счету ограничена рамками действующих нормативных правовых актов и нормативных технических документов. В РФ, согласно документам [3, 4], превалируют стимулы фискального характера: «проведите периодический медосмотр (не реже 1 раза в год),

специальную оценку условий труда (не реже 1 раза в 5 лет) и имейте показатели травматизма меньше аналогичных в среднем по виду экономической деятельности за последние 3 года - и только в этом случае можете рассчитывать на скидки (с учетом финансового состояния Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ)). Ну а если показатели травматизма выше аналогичных в среднем по виду экономической деятельности за последние 3 года, то получите надбавку к страховому тарифу за счет прибыли».

Такого рода «стимулирование» действенно только при условии, когда расходы на безопасность и охрану труда меньше обязательных платежей в ФСС РФ, т.е. работодатель реально видит прибыль.

Фактически для реального улучшения условий труда в отечественной экономике необходимы значительные инвестиции для обновления технологий, оборудования и систем управления. Отмеченный уровень затрат на порядки превышает платежи в системе действующего социального страхования [2].

Информация об установленных скидках и надбавках к страховому тарифу в 2008 - 2014 гг. работодателям в Кемеровской области представлена в табл. 1 [5 - 8]. Снижение общей суммы скидок более чем в 7 раз (по сравнению с 2010 г.) и возрастание общей суммы надбавок в 10 раз (по сравнению с 2010 г.) в 2012 г. обусловлено ужесточением методик установления страховых скидок и надбавок к страховому тарифу [3, 4] по сравнению с ранее действовавшими [9 - 11].

Т а б л и ц а 1

Информация об установленных скидках и надбавках к страховому тарифу в 2008 - 2014 гг. работодателям в Кемеровской области

Год Число страхователей Израсходовано на мероприятия по охране труда за Общая сумма скидки, тыс. руб. Сумма скидки в расчете на одного страхователя, тыс. Доля скидки в затратах на мероприятия по охране Общая сумма надбавки, тыс. руб. Сумма надбавки в расчете на одного страхователя, тыс. руб. Доля надбавки в затратах на мероприятия по охране труда за год, %

год, млрд. руб. руб. труда за год, %

2008 63093 6,8 231 535,7 3,67 3,40 14 368,9 0,23 0,21

2009 64399 6,8 215 489,8 3,35 3,17 11 638,7 0,18 0,17

2010 67640 8,1 268 994,2 3,98 3,32 13 300,0 0,20 0,16

2011 67115 10,1 113 700,2 1,69 1,13 13 958,4 0,21 0,14

2012 66348 8,3 36 653,0 0,55 0,44 137 759,1 2,08 1,66

2013 63369 6,8 41 221,9 0,65 0,61 140 238,6 2,21 2,06

2014 62377 6,8 44 993,7 0,72 0,66 146 379,5 2,35 2,15

Сумма скидки в расчете на одного страхователя за период с 2008 по 2014 гг. снизилась с 3,67 до 0,72 тыс. руб., или в 5,1 раза, а сумма надбавки возросла с 0,23 до 2,35 тыс. руб., или в 10,2 раза.

Доля скидки в суммарных годовых затратах работодателей Кемеровской области на мероприятия по охране труда снизилась с 3,40 до 0,66 %, или в 5,2 раза, а доля надбавки возросла с 0,21 до 2,15 %, или в 10,2 раза.

Отмеченные выше тенденции являются в РФ системными и серьезно препятствуют практической реализации механизма экономического стимулирования работодателей по улучшению условий труда. Отсутствие реальных шансов у большинства предприятий получить ощутимые скидки к страховому тарифу ведет к обратному эффекту - переходу к финансированию мероприятий по охране труда по остаточному принципу, так как страховщик в лице ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом [2] просто обязан возместить все расходы пострадавшему.

По показателям состояния условий и охраны труда в Кемеровской области за период 2006 - 2014 гг. к положительным моментам можно отнести наметившуюся тенденцию снижения уровня травматизма (общего и со смертельным исходом) [5 - 8]:

1) снижение общей численности пострадавших при несчастных случаях на производстве с 3,0 тыс. человек в 2006 г. до 1,3 тыс. человек в 2014 г., или на 56,7 %;

2) снижение численности пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом с 192 человек в 2006 г. до 74 человек в 2014 г., или на 61,5 %.

К отрицательным моментам можно отнести

[5 - 8]:

1) стабильный уровень профзаболеваемости;

2) снижение расходов на мероприятия по охране труда с 10,1 млрд. руб. в 2011 г. до 6,8 млрд. руб. в 2013 - 2014 гг., или на 32,7 %;

3) возрастание численности работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, с 185,5 тыс. человек в 2006 г. до 217,3 тыс. человек в 2014 г., или на 17,1 %;

4) возрастание численности работающих, получающих повышенные тарифные ставки и оклады за работу во вредных и опасных условиях труда, с 105,6 тыс. человек в 2006 г. до 139,0 тыс. человек в 2014 г., или на 31,6 %;

5) возрастание численности работающих, имеющих сокращенный режим рабочего дня за работу во вредных и опасных условиях труда, с 30,0 тыс. человек в 2006 г. до 38,2 тыс. человек в 2014 г., или на 27,3 %.

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС РФ на текущий финансовый год. Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется ФСС РФ за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от НСПиПЗ, подлежащих перечислению в установленном порядке работодателями в ФСС РФ в текущем финансовом году [12].

Объем средств, направляемых ФСС РФ на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных ФСС РФ в предшествующем календарном году [12].

Структура расходов ФСС РФ за период 2005 - 2013 гг. представлена в табл. 2 [13 -15], из которой следует, что в структуре расходов ФСС РФ за период 2005 - 2013 гг. наибольшую долю (71,1 - 80,5 %) составляют ежемесячные страховые выплаты, затем следуют расходы на предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний (7,4 - 12,4 %), медицинская, социальная и профессиональная реабилитация (5,8 - 11,8 %), пособия по временной нетрудоспособности (3,7 -

6.2 %), единовременные страховые выплаты (1,0 - 1,9 %).

Таким образом, доля расходов ФСС РФ за период 2005 - 2013 гг. на предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний составляет 7,4 - 12,4 %, а оставшаяся основная доля (87,5 - 92,6 %) расходов носит реагирующий характер на уже произошедшие факты травматизма и профзаболеваемости.

В табл. 3 приведена информация по РФ за 2004 - 2013 гг. по общему числу страхователей, по которым принято решение о финансировании, годовых затратах работодателей в РФ на мероприятия по охране труда и по расходам ФСС РФ на предупредительные меры [1, 13 - 24].

Несмотря на рост числа страхователей в РФ, по которым принято решение о финансировании предупредительных мер за период 2004 - 2013 гг. с 12,761 до 29,397 тыс., или в

2.3 раза, доля указанных страхователей составляет всего 0,308 - 0,607 % от общего количества (табл. 3). При росте расходов ФСС РФ на предупредительные меры за период 2004 - 2013 гг. с 1395,5 до 7648,6 млн. руб., или в 5,5 раза, доля указанных расходов в общих годовых затратах работодателей на охрану труда в РФ составляет всего 2,50 - 3,34 %.

Т а б л и ц а 2

Структура расходов ФСС РФ за период 2005-2013 гг.

Предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний за период 2005 - 2013 гг. Структура расходов Фонда социального страхования РФ, обусловленных производственным травматизмом и профзаболеваемостью за период 2005 - 2013 гг.

Год Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием Единовременные страховые выплаты Ежемесячные страховые выплаты

млн. руб. доля, % млн. руб. доля, % млн. руб. доля, % млн. руб. доля, % млн. руб. доля, %

2005 2125,3 7,4 1673,2 5,8 1300 4,5 528,3 1,8 23300 80,5

2006 2819,7 9,7 1892,2 6,5 1500 5,2 547,7 1,9 22300 76,7

2007 3168,2 9,2 3291,25 9,6 1900 5,6 569,3 1,7 25300 73,9

2008 3798,4 9,8 4150,01 10,7 2400 6,2 587,8 1,5 27700 71,8

2009 4298,8 9,7 5077,2 11,5 2500 5,6 634,1 1,4 31800 71,8

2010 4623,5 9,5 5447,17 11,2 2700 5,5 638,3 1,3 35300 72,5

2011 5419,6 10,1 6048,8 11,3 2539,9 4,8 654,9 1,2 38798,6 72,6

2012 6332,5 11,1 6697 11,7 2183,3 3,8 658,2 1,1 41421,3 72,3

2013 7648,6 12,4 7309,5 11,8 2311,9 3,7 651,8 1,0 44155,4 71,1

В соответствии с документом [12], как уже отмечалось выше, объем средств, направляемых работодателем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных работодателем в предшествующем календарном году. Причем в объем указанных вычетов, помимо выплат ФСС РФ по НСПиПЗ, также входят расходы ФСС РФ, связанные с оплатой больничных листов по общей заболеваемости и бытовому травматизму, что значительно снижает базу для расчета финансового обеспечения предупредительных мер.

Таким образом, в ФСС РФ в основном поступают заявления на финансирование предупредительных мер от крупных предприятий, двадцать процентов от суммы страховых взносов у которых составляют десятки и сотни тысяч рублей.

Подавляющее большинство страхователей имеет среднесписочную численность (менее 100 человек) и сравнительно низкий уровень страховых взносов, двадцать процентов от которых составляют от десятков до сотен рублей. В результате указанные организации не имеют возможности реализовать предупредительные меры за счет ФСС РФ.

Т а б л и ц а 3

Расходы ФСС РФ на предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний за период 2004 - 2013 гг.

Год Число страхователей в РФ, тыс.: Годовые затраты на охрану труда в РФ, млн. руб. Расходы на предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний в РФ, млн. руб. Доля от годовых затрат на охрану труда в РФ, %

общее из них, по которым принято решений о финансировании доля, %

2004 4149,8 12,761 0,308 55913 1395,5 2,50

2005 4417,1 14,526 0,329 72919 2125,3 2,91

2006 4506,6 14,423 0,320 93900,8 2819,7 3,00

2007 4674,9 18,985 0,406 119590,4 3168,2 2,65

2008 4771,9 19,896 0,417 148361,8 3798,4 2,56

2009 4907,8 19,407 0,395 135314,2 4298,8 3,18

2010 4823,3 24,642 0,511 162392,2 4623,5 2,85

2011 4866,6 26,128 0,537 199956,8 5419,6 2,71

2012 4886,4 27,665 0,566 223164 6332,5 2,84

2013 4843,4 29,397 0,607 229251,4 7648,6 3,34

Т а б л и ц а 4

Структура расходов ФСС РФ на предупредительные меры по сокращению НСПиПЗ работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными

факторами за 2012 - 2013 гг.

2012 г. 2013 г.

Наименование мероприятия Расходы, тыс. руб. Доля, % Расходы, тыс. руб. Доля, %

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда:

всего по РФ 1322745,22 20,89 1043373,88 13,65

всего по СФО 124833,58 10,58 98293,77 6,83

Работы по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучения на рабочих местах в соответствие с гос. нормативными требованиями по охране труда:

всего по РФ 74196,50 1,17 127884,64 1,67

всего по СФО 9925,96 0,84 7270,78 0,51

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обучение по охране труда:

всего по РФ 35056,89 0,55 51323,16 0,67

всего по СФО 3567,41 0,30 8396,54 0,58

Приобретение средств индивидуальной защиты:

всего по РФ 2414482,14 38,14 3173457,09 41,50

всего по СФО 613489,46 51,99 757053,18 52,63

Санаторно-курортное лечение работников:

всего по РФ 1589986,15 25,11 1852273,97 24,23

всего по СФО 287002,63 24,32 333868,63 23,21

Проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников:

всего по РФ 880333,35 13,90 1365520,74 17,86

всего по СФО 140111,32 11,87 230897,77 16,05

Обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием:

всего по РФ 7847,40 0,12 5286,46 0,07

всего по СФО 0 0 0 0

Приобретение приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры):

всего по РФ 5866,83 0,09 10195,44 0,13

всего по СФО 801,01 0,07 1366,59 0,09

Приобретение приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов):

всего по РФ 1997,84 0,03 16614,90 0,22

всего по СФО 321,78 0,03 1431,72 0,10

Итого:

всего по РФ 6332512,22 100 7648595,44 100

всего по СФО 1180053,16 100 1438578,99 100

Из табл. 4 можно видеть, что в 2012 - 2013 гг. средства ФСС РФ в основном расходовались на приобретение средств индивидуальной защиты (38,14 - 41,50 % по РФ и 51,99 - 52,63 % по Сибирскому федеральному округу (СФО)) и санаторно-курортное лечение работников (24,23 - 25,11 % по РФ и 23,21 - 24,32 % по СФО). Средства ФСС РФ, направленные на оценку рисков травматизма и профзаболевае-мости на рабочих местах, расходовались в 2012 - 2013 гг. на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (13,65 - 20,89 % по РФ и 6,83 - 10,58 % по СФО) и проведение

обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников (13,90 -17,86 % по РФ и 11,87 - 16,05 % по СФО). В то же время средства ФСС РФ, направленные на реальное улучшение условий труда на рабочих местах (работы по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучения на рабочих местах в соответствии с государственными нормативными требованиями по охране труда), в 2012 - 2013 гг. составляли менее 2 % (1,17 - 1,67 % по РФ и 0,51 - 0,84 % по СФО). Средства ФСС РФ, направленные на обучение

Т а б л и ц а 5

Соотношение доходов и расходов КРОФСС РФ за период 2011 - 2014 гг.

Показатель Финансовый период (12 мес.)

2011 2012 2013 2014

Число страхователей (организаций всех форм собственности) 67115 66348 63369 62377

Среднесписочная численность застрахованных работников (тыс. человек) 1107,3 1066,3 1019,8 957,5

Доходы (страховые взносы, штрафы, пеня, пр.), тыс. руб. 3 472 108,7 3 549 977,8 4 104 927,8 4 069 331,5

Расходы, тыс. руб. 5 427 520,1 5 893 621,9 6 360 759,0 6 894 953,1

Количество получателей страховых выплат, всего 36 341 36 632 37 000 37 397

в том числе получателей в связи со смертью застрахованного 2 024 1 949 1 853 1 793

Несчастный случай

Численность пострадав- на производстве, все- 2 334 2 265 2 286 1 872

ших (застрахованных), у го

которых страховой слу- в том числе случай со

чай наступил в отчетном смертельным исхо- 83 63 78 69

периоде дом

Профзаболевание 769 736 1 018 1 140

Пособие по временной Количество дней 231 011 204 299 206 214 185 159

нетрудоспособности в Выплаты, тыс. руб. 152 805,1 142 782,3 170 225,4 171 647,2

связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием Доля от общих расходов, % 2,8 2,5 2,7 2,4

Число выплат 2 331 1 828 2 046 1 994

Единовременные страхо- Сумма, тыс. руб. 59 144,3 49 654,5 57 081,4 107 760,0

вые выплаты Доля от общих расходов, % 1,1 0,8 0,9 1,6

Число выплат 432 661 437 695 441 980 441 980

Ежемесячные страховые Сумма, тыс. руб. 4 023 034,2 4 305 752,3 4 630 020,3 4 999 028,5

выплаты Доля от общих расходов, % 74,2 73,1 72,9 72,6

Медицинская, социаль- Сумма, тыс. руб. 809 408,2 895 368,1 936 548,1 1 026 319,0

ная и профессиональная реабилитация Доля от общих расходов, % 14,9 15,2 14,7 14,9

Число страхователей,

по которым принято решений о финанси- 465 486 458 560

Предупреждение произ- ровании

водственного травматизма и профзаболеваний Доля от общего числа страхователей, % 0,693 0,733 0,723 0,898

Сумма, тыс. руб. 377 942,6 494 894,1 561 340,7 584 627,1

Доля от общих расходов, % 7,0 8,4 8,8 8,5

по охране труда работников, в 2012 - 2013 гг. составляли менее 1 % (0,55 - 0,67 % по РФ и 0,30 - 0,58 % по СФО).

Аналогичная ситуация прослеживается и в целом по Кемеровской области. Соотношение доходов и расходов Кузбасского регионального отделения ФСС РФ (КРО ФСС РФ) за период 2011 - 2014 гг. представлено в табл. 5 [5 - 8, 25], откуда следует, что бюджет КРО ФСС РФ является дотационным с отрицательной динамикой. Так, если в 2011 г. расходы КРО ФСС

РФ превышали доходы на 56,3 %, то в 2014 г. -уже на 69,4 %. В структуре расходов КРО ФСС РФ за 2011 - 2014 гг. наибольшую долю составляют ежемесячные страховые выплаты (72,6 - 74,2 %), затем следуют расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию (14,7 - 15,2 %), предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний (7,0 - 8,8 %), пособия по временной нетрудоспособности (2,4 - 2,8 %) и единовременные страховые выплаты (0,8 - 1,6 %).

Т а б л и ц а 6

Структура расходов КРО ФСС РФ на предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний за период 2012 - 2014 гг.

Наименование мероприятия 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Расходы, тыс. руб. Доля, % Расходы, тыс. руб. Доля, % Расходы, тыс. руб. Доля, %

Проведение аттестации рабочих мест (с 2014 г. специальной оценки условий труда) 9403,0 1,9 5613,4 1,0 6431,0 1,1

Обучение по охране труда 198,0 0,04 280,7 0,05 584,6 0,1

Приобретение спецодежды, спецобуви и др. 263580,6 53,26 270566,2 48,2 263374,5 45,05

Санаторно-курортное лечение 170738,5 34,5 203766,7 36,3 210465,8 36,0

Проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников 50974,0 10,3 80833,0 14,4 102309,7 17,5

Приобретение приборов контроля (алкотестеры, тахографы) 0 0 280,7 0,05 1169,2 0,2

Приобретение аптечек первой помощи 0 0 0 0 292,3 0,05

Итого: 494 894,1 100 561 340,7 100 584 627,1 100

Таким образом, доля расходов КРО ФСС РФ за период 2011 - 2014 гг. на предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний составляет 7,0 - 8,8 %, а оставшаяся основная доля (91,2 - 93,0 %) расходов носит реагирующий характер на уже произошедшие факты травматизма и профзаболеваемости.

Несмотря на рост числа страхователей в Кемеровской области, по которым принято решение о финансировании предупредительных мер за период 2011 - 2014 гг. с 465 до 560, или на 20,4 %, доля указанных страхователей составляет всего 0,693 - 0,898 % от общего количества (табл. 5). При росте расходов КРО ФСС РФ на предупредительные меры за период 2011 - 2014 гг. с 377942,6 до 584627,1 тыс., или на 54,7 %, доля указанных расходов в общих годовых затратах работодателей на охрану труда в Кемеровской области составляет всего 3,74 - 8,59 % (табл. 5).

В табл. 6 приведена структура расходов КРОФСС РФ на предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний за период 2012 - 2014 гг. [5 - 8, 25], из которой следует, что средства КРО ФСС РФ в основном расходовались на приобретение спецодежды и др., а также на санаторно-курортное лечение работников. Средства КРО ФСС РФ, направленные на оценку рисков травматизма и профзаболеваемости на рабочих местах, расходовались на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников (10,3 - 17,5%) и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (с

2014 г. - специальной оценки условий труда) (1,0 - 1,9 %) (табл. 6).

В то же время в 2012 - 2014 гг. на реальное улучшение условий труда на рабочих местах (работы по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучения на рабочих местах в соответствие с гос. нормативными требованиями по охране труда) средства КРОФСС РФ работодателями Кемеровской области не расходовались вообще. Средства КРОФСС РФ, направленные на обучение по охране труда работников, в 2012 - 2014 гг. не превышали 0,1 % (0,04 - 0,1 %) (табл. 6).

Таким образом, по результатам анализа НПА и НТД, а также показателей деятельности ФСС РФ показано, что механизмы экономического стимулирования работодателей к непрерывному улучшению условий и охраны труда и финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, заложенные в Федеральном законе [2], не обеспечивают реальное улучшение условий и охраны труда.

Выводы. Механизм экономического стимулирования работодателей - это самый действенный в бизнесе инструмент, однако эффективность его реализации в системе управления охраной труда по большому счету ограничена рамками действующих нормативных правовых актов и трудовых документов. В РФ превалируют стимулы фискального характера. Такого рода «стимулирование» действенно только при условии, когда расходы на безопасность и охрану труда меньше обязатель-

ных платежей в ФСС РФ, т.е. работодатель реально видит прибыль. Фактически все обстоит с точностью до наоборот: для реального улучшения условий труда в отечественной экономике необходимы значительные инвестиции для обновления технологий, оборудования и систем управления. Отмеченный уровень затрат на порядки превышает платежи в системе действующего социального страхования. Объем средств, направляемых работодателем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных работодателем в предшествующем календарном году. Причем в объем указанных вычетов, помимо выплат ФСС РФ по НСПиПЗ, также входят расходы ФСС РФ, связанные с оплатой больничных листов по общей заболеваемости и бытовому травматизму, что значительно снижает базу для расчета финансового обеспечения предупредительных мер. Таким образом, в ФСС РФ в основном поступают заявления на финансирование предупредительных мер от крупных предприятий, двадцать процентов от суммы страховых взносов у которых составляют десятки и сотни тысяч рублей. Подавляющее большинство страхователей имеет среднесписочную численность менее 100 человек и сравнительно низкий уровень страховых взносов, двадцать процентов от которых составляют от десятков до сотен рублей. В результате указанные организации не имеют возможности реализовать предупредительные меры за счет ФСС РФ. Доля расходов ФСС РФ за период 2005 - 2013 гг. на предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний составляет 7,4 - 12,4 %, а оставшаяся основная доля (87,5 - 92,6 %) расходов носит реагирующий характер на уже произошедшие факты травматизма и профзаболеваемости (ежемесячные страховые выплаты; медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; пособия по временной нетрудоспособности; единовременные страховые выплаты). Аналогичная ситуация наблюдается и в Кемеровской области по КРО ФСС РФ. Доля средств ФСС РФ, направленных на реальное улучшение условий труда на рабочих местах (работы по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучения на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями по охране труда), в 2012 - 2013 гг. составляла менее 2 %.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Российский статистический ежегодник, 2014. - М.: Росстат, 2014. - 693 с.

2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

3. Постановление Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524 «Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой системы «Гарант».

4. Приказ Минтруда России от 1 августа 2012 г. № 39н «Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

5. О состоянии условий и охраны труда в Кемеровской области в 2011 году: Региональный обзор: Сборник. - Кемерово,

2012. - 81 с.

6. О состоянии условий и охраны труда в Кемеровской области в 2012 году: Региональный обзор: Сборник. - Кемерово,

2013. - 96 с.

7. О состоянии условий и охраны труда в Кемеровской области в 2013 году: Региональный обзор: Сборник. - Кемерово,

2014. - 90 с.

8. О состоянии условий и охраны труда в Кемеровской области в 2014 году: Региональный обзор: Сборник. - Кемерово,

2015. - 96 с.

9. Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2001 г. № 652 «Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой системы «Гарант».

10. Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 5 февраля 2002 г. № 11 «Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страхо-

вым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

11. Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 22 марта 2002 г. № 32 «Об утверждении порядка представления страхователями сведений для установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Приказ Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н «Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами». [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой системы «Гарант».

13. Фонд социального страхования Российской Федерации. [Электронный ресурс] // URL: http://fss.ru: [сайт]. (дата обращения: 06.11.2015).

14. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. [Электронный ресурс] // URL: http://www.rosmintrud.ru: [сайт]. (дата обращения: 06.11.2015).

15. Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации. [Электронный ре-

сурс] // URL: http://www.rostrud.ru: [сайт]. (дата обращения: 06.11.2015).

16. Российский статистический ежегодник. 2005: Статистический. сб. - М.: Росстат,

2005. - 819 с.

17. Российский статистический ежегодник. 2006: Статистический. сб. - М.: Росстат,

2006. - 806 с.

18. Российский статистический ежегодник. 2007: Статистический. сб. - М.: Росстат,

2007. - 825 с.

19. Российский статистический ежегодник. 2008: Статистический. сб. - М.: Росстат,

2008. - 847 с.

20. Российский статистический ежегодник. 2009: Статистический. сб. - М.: Росстат,

2009. - 795 с.

21. Российский статистический ежегодник. 2010: Статистический. сб. - М.: Росстат,

2010. - 813 с.

22. Российский статистический ежегодник. 2011: Статистический. сб. - М.: Росстат,

2011. - 795 с.

23. Российский статистический ежегодник. 2012: Статистический. сб. - М.: Росстат,

2012. - 786 с.

24. Российский статистический ежегодник. 2013: Статистический. сб. - М.: Росстат,

2013. - 717 с.

25. Департамент труда и занятости населения Кемеровской области. [Электронный ресурс] // URL: http://www.ufz-kemerovo.ru: [сайт]. (дата обращения: 06.11.2015).

© 2016 г. А.И. Фомин, А.Н. Поздняков, С.А. Лежава, И.С. Семина Поступила 16 июня 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.