Научная статья на тему 'Проблемы государственно-патриотического воспитания курсантов в образовательном процессе военно-физкультурного вуза'

Проблемы государственно-патриотического воспитания курсантов в образовательном процессе военно-физкультурного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИП ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ВОСПИТАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашута Валерий Лукич, Романенко Николай Васильевич, Курьянович Елена Николаевна

Обосновывается объективная необходимость решения на государственном уровне задач патриотического воспитания военнослужащих, определены основополагающие принципы их реализации в условиях образовательного процесса военно-физкультурного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пашута Валерий Лукич, Романенко Николай Васильевич, Курьянович Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the state-patriotic education of the cadets of the military-sports educational establishment during the learning process

The article deals with the necessity of the solving the military’s patriotic education problems at the state level. The authors determine the basis of realization of the military’s patriotic education problems during the learning process in the military-sports educational establishment.

Текст научной работы на тему «Проблемы государственно-патриотического воспитания курсантов в образовательном процессе военно-физкультурного вуза»

9. Статистический отчет Министерства Чеченской Республики по физической культуре и спорту. Сведения о физической культуре и спорте по состоянию на 31 декабря 2014 г. (5-ФК) [Электронный ресурс] // URL : http://www.minsport-chr.ru/index.php/2014-10-24-10-05-33/statisticheskie-dannye. - Дата обращения 30.11.2015.

10. Фетисов, В.А. О критериях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах : монография / В.А. Фетисов. - М. : Советский спорт, 2005. - 80 с.

REFRENCES

1. Aslakhanov, S.-A.M. and Hizriev, H.H. (2015), Physical Culture and Sports of Chechnya: the origins and the present (information and reference material), publishing House "Pen", Moscow.

2. Gostev, G.R., Lotonenko A.V. and Struk, P.P. (2004), Physical education in the subjects of the Russian Federation: monograph, Theory and Practice of Physical Culture, Moscow.

3. Report of the Ministry of the Chechen Republic for Physical Culture and Sport at the end of 2014, available at: http://www.minsport-chr.ru/index.php/2014-10-24-10-05-33/statisticheskie-dannye.

4. Kaldarikov, E.N. (2013), The model of development ofphysical culture and sports in the Russian Federation based on prognostic proportionate target indicators (in the case of the Republic of Kalmykia), dissertation, Volgograd.

5. Novokreschenov, V.V. (2006), Interaction of the parties in the management of a regional system of physical culture and sports: monograph, publishing house Izhevsk State Technical University, Izhevsk.

6. Report of the Ministry of the Chechen Republic on physical culture and sport at the end of 2013, available at: http://www.minsport-chr.ru/images/prikaz/IT0GI.2013.pdf.

7. Pelmenev, V.K. (2003), Socio-educational, organizational basis for the development ofphysical culture and sports in the region, dissertation, St. Petersburg.

8. Statistical Report of the Ministry of the Chechen Republic for Physical Culture and Sport. Data on physical culture and sports as of December 31, 2014 (FC-1), available at: http://www.minsport-chr.ru/index.php/2014-10-24-10-05-33/statisticheskie-dannye.

9. Statistical Report of the Ministry of the Chechen Republic for Physical Culture and Sport. Data on physical culture and sports as of December 31, 2014 (5-FC), http://www.minsport-chr.ru/index.php/2014-10-24-10-05-33/statisticheskie-dannye. available at:

10. Fetisov, VA (2005), On criteria for the development of physical culture and sports in other countries: monograph, Soviet sports, Moscow.

Контактная информация: m.a.08@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.01.2016

УДК 796.011.3

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Валерий Лукич Пашута, Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор, Николай Васильевич Романенко, Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор, Елена Николаевна Курьянович, доктор педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры, Ст. Петербург

Аннотация

Обосновывается объективная необходимость решения на государственном уровне задач патриотического воспитания военнослужащих, определены основополагающие принципы их реализации в условиях образовательного процесса военно-физкультурного вуза.

Ключевые слова: государственно-патриотическое воспитание; философско-культурологическое образование; принцип централизации воспитания на развитие личности; принцип культуросообразности воспитания; инновационные педагогические технологии.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p175-180

PROBLEMS OF THE STATE-PATRIOTIC EDUCATION OF THE CADETS OF THE MILITARY-SPORTS EDUCATIONAL ESTABLISHMENT DURING THE LEARNING

PROCESS

Valery Lucich Pashuta, the Honored worker of the higher school of the Russian Federation, doctor of pedagogical sciences, professor, Nikolay Vasilyevich Romanenko, the Honored worker of the higher school of the Russian Federation, doctor of pedagogical sciences, professor, Elena Nikolaevna Kuryanovich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Military Institute of Physical Training, St. Petersburg

Annotation

The article deals with the necessity of the solving the military's patriotic education problems at the state level. The authors determine the basis of realization of the military's patriotic education problems during the learning process in the military-sports educational establishment.

Keywords: state-patriotic education, philosophic and culturalogical education, the principle of educational centralization to the personality development, the principle of the educational cultural conformity, innovative educational technologies.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение сущности государственного патриотизма, его формирование у российских граждан остается одной из важнейших задач, стоящих перед учеными, педагогами. Свидетельством этого является трудность, обнаруживающаяся в осуществлении практических задач государственно-патриотического воспитания молодежи и военнослужащих в современных условиях.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Современные тексты философов, культурологов, психологов и педагогов, обращенные к анализу глобальной ситуации на рубеже тысячелетий, единодушно констатируют кризис гуманизма: отставание духовно-нравственного развития человечества от его научно-технического прогресса, беспрецедентное падение ценности человеческой жизни, фетишизм потребления в ущерб подлинным духовным ценностям [5, 9].

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма, как основы консолидации общества и укрепления государства [1].

Сегодня особую актуальность обретают аксиологические вопросы образования -введение человека в систему принятых в обществе культурных норм социального общежития и взаимодействия, иерархию базовых ценностей, этических и эстетических предпочтений, степени допустимости тех или иных суждений и поступков, понимание того, что наше будущее будет в решающей степени определяться мерой сбалансированности личной свободы человека (как условие его самореализации) с культурной (в данном случае как универсальным способом согласования интересов всех граждан) [1, 2, 6].

Негативные последствия в обществе, вызванные умалением роли и значения патриотического воспитания граждан, отсутствием четкой идеологической основы привносят в его жизнь ряд рисков, связанных с формируемым его образом человека.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма, как основы консолидации общества и укрепления государства. Постановлением Правительства РФ были приняты Государственные программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации».

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» является обновлённым вариантом раннее принятых госу-

дарственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан на основе инновационных технологий воспитания патриотизма в современных условиях [3].

Этой проблеме было посвящено заседание Совета Безопасности с участием Президента и высшего военно-политического руководства страны. В выступлении В.В. Путина, одной из центральных задач развития Российской армии определено совершенствование в целом системы воспитания, морально-психологического обеспечения военнослужащих, их патриотического воспитания, дальнейшего усиления роли контрпропаганды. [2, 4, 6, 7, 8].

В целях повышения эффективности воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ приказом МО РФ утверждена «Концепция воспитания военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Основной целью настоящей концепции явилось определение содержания, места и роли системы воспитания военнослужащих в осуществлении государственной политики в области военного строительства, в деятельности субъектов системы воспитания.

Одним из основных направлений воспитания военнослужащих, в том числе и курсантов военно-учебных заведений российской армии является государственно-патриотическое воспитание.

Государственно-патриотическое воспитание представляется как сложная динамичная система целенаправленного, сознательно управляемого взаимодействия объективного и субъективного факторов социального формирования личности. Его целью выступает формирование и развитие личности военнослужащего, обладающего качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ нашего общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства [4].

Практика образовательного процесса в Военном институте физической культуры показывает, что организация обучения и воспитания курсантов на идеях и ценностях государственного патриотизма способствует расширению общекультурного кругозора армейских спортсменов [5, 8]. Историко-педагогический, философский анализ проблемы воспитания государственного патриотизма позволяет преподавательскому составу выявить основные тенденции, характерные для разных исторических этапов развития российского общества, формировать диалектическое отношение к опыту предшествующих поколений, увидеть положительные элементы в воспитании патриота России, возможные для применения в теории и практике государственно-патриотического воспитания военнослужащих [3, 9].

Государственный патриотизм - это не только психологическое чувство любви к Родине. Это не только и не столько чувства, сколько комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих качеств личности военнослужащего, курсанта или некое системное образование, включающее: социальные чувства (любовь к Отечеству, к российскому народу, его культуре); патриотическую идеологию; духовные ценности; критерий и одновременно итог этнической самоидентификации, то есть осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу (не обязательно по принципу тождества расы или национальности), и всего того, что мы понимаем под менталитетом российского народа; морально-нравственные установки, патриотическое мировоззрение; вектор практического поведения, предполагающий готовность личности к практическим действиям.

Развитие государственного патриотизма не сводится только к воспитанию любви к Отечеству, а предполагает комплексную деятельность всех социальных институтов общества по развитию патриотизма как системного качества личности. Особое внимание в вопросах государственного патриотического воспитания уделяется при подготовке рос-

сийских спортсменов выступающих на олимпийских играх [8].

Одним из факторов, определяющих содержание патриотического сознания курсантов ВИФК, является господствующая на государственном уровне идеология, обслуживающие ее институты, средства массовой информации.

Патриотические знания превращаются в личностные убеждения только в процессе деятельности человека. Именно в практической деятельности курсант военно-физкультурного вуза проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки. Патриотическая деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, также требует волевого усилия, как в повседневной жизни, так и при совершении героических патриотических поступков [5].

Пересмотр в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования обязательного перечня учебных дисциплин подготовки специалиста в сфере физической культуры и спорта не ущемил место в образовательном процессе социально-гуманитарных дисциплин. Именно эти дисциплины стали основным источником, способствующим приобщению армейских спортсменов к определенной системе ценностей, которые характеризуют современного цивилизованного человека. В таком случае преподавание социально-гуманитарных наук в ВИФК включает в себя приобщение курсантов к идеалам гуманизма, уважение к правам человека, бережное отношение к природе, любовь и уважение к Родине, ее истории.

Именно блок гуманитарных дисциплин вносит свою решающую лепту в преодоление интеллектуальной растерянности, помогает молодому человеку обрести духовную свободу и способность к творчеству при освоении воинской специальности [6, 7].

Усвоенные теоретические знания помогают молодому человеку построить вариант собственной философии, своего внутреннего духовного мира, отрефлексировать свои личные, во многом стихийно сложившиеся жизненные программы, ценностные установки, сознательно и грамотно построить свое мировоззрение, выработать целостную систему взглядов на процессы и явления общественной жизни.

Одним из путей успешного формирования у будущих офицеров высоких патриотических чувств является внедрение инновационных педагогических технологий в образовательном процессе военно-физкультурного вуза. Практика их внедрения в преподавании гуманитарных, военно-профессиональных и практических дисциплин подтвердила наличие значительного потенциала для воспитания у курсантов государственного патриотизма. Включение в содержание учебных программ дополнительной информации методологического, мировоззренческого содержания, подчеркивающего значение осознания обучаемыми государственного патриотизма, как характеристики духовного мира курсанта для будущей профессиональной деятельности в сфере физической подготовки и спорта, формирования позитивного к ней отношения на уровне убеждений приносит значительный эффект в становлении у обучаемых государственно-патриотического мировоззрения, воспитания у курсантов социально значимых качеств, уважения к Отечеству, готовности и способности встать на защиту его интересов, воспитание воинского долга и офицерской чести.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Насколько динамична жизнь общества, настолько динамична и педагогическая практика совершенствования личности военнослужащего. Бесспорно одно: государственный патриотизм играет существенную роль в консолидации российского общества. Его формирование у будущих офицеров выступает делом благородным и с общественной точки зрения ценным.

Верховному Главнокомандующему и Министру обороны удалось за сравнительно небольшой срок реформировать армию, изменить отношение к военной службе. Молодежь все чаще начала связывать свою жизнь с Вооруженными Силами РФ.

Так в 2015 году был беспрецедентный конкурс на поступление в вузы Министерства обороны, об этом сообщил заместитель министра обороны генерал армии Н. Панков. В таких учебных заведениях, как Благовещенское и Новосибирское командных училищах, в Рязанском воздушно-десантном командном училище, в конкурсе участвовали до шести человек на место. Как отметил Панков, особенно высока конкуренция среди поступающих на службу девушек - более 30 человек на место. «В Военный университет -более 33 человек на место. В Вольском училище тыла, Военно-медицинской академии ситуация такая же. Мы вынуждены будем обратиться к министру обороны РФ и попросить его пересматривать ныне существующие квоты», - сообщил замминистра. (Российская Газета, выпуск от 23.07.2015).

Выпускники школ массово обратили взоры на армейские вузы - это обусловлено рядом причин:

Во-первых, это рост патриотических настроений в обществе. Граждане РФ увидели, что у страны есть современная, оснащенная армия, которую уважают и побаиваются. Большую роль в этом сыграла пропаганда Армии России.

Во-вторых, это социальное обеспечение военных. В то время как из-за экономических трудностей многие работодатели снижают сотрудникам зарплаты, минобороны стабильно индексирует оклады военнослужащим. На постоянном контроле находится вопрос обеспечения офицеров и их семей квартирами. Осуществляется медицинское обеспечение военнослужащих и членов их семей.

В-третьих, выпускники военных вузов имеют 100% уверенность в трудоустройстве их после окончания вуза.

В-четвертых, массовая поставка в войска современных образцов военной техники и вооружения, а также проведение интенсивной боевой учебы с использованием элементов состязательности.

В-пятых, информационная открытость военного ведомства по самым различным направлениям его деятельности. Будь то проведение внезапных проверок войск или еженедельное селекторное совещание с руководящим составом. При такой информационной политике имидж армии, как и престиж военной службы, будет и дальше удерживаться на высоком уровне, а значит и конкурс в военные вузы продолжит расти.

Таким образом, профессионализм офицера зависит в значительной степени от качества его подготовки в военном вузе. Сложные и ответственные задачи стоят перед высшей военной школой на современном этапе военного образования. Поэтому одновременно с реорганизацией армии, оснащением современной техникой и вооружением, необходимо сформировать адекватный им процесс военно-профессионального образования офицерских кадров, отвечающий новой структуре и задачам Вооруженных сил, реальным возможностям государства. [6,7]. Система военного образования должна обеспечить подготовку офицеров с высокими профессиональными качествами, готовыми в любой момент встать на защиту суверенитета и государственных интересов России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы социогуманитарного знания: патриотическое воспитание молодежи и студентов : межвузовский сборник научных трудов с международным участием. Выпуск 7 / под ред. Е.Э. Платовой, И.М. Парамоновой ; Санкт-Петерб. ун-т сервиса и экономики. - СПб. : [б.и.], 2013. - 210 с.

2. Вахонин, Н. Л. К проблеме формирования исторической памяти и патриотического воспитания у современной молодежи / Н.Л. Вахонин, В.Л. Пашута, Ю.Н. Вахонина // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2012. - № 3. - С. 70-76.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» : [утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 г. № 1493] [Электронный ресурс] // URL : http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf. - Дата обращения

01.01.2016.

4. Марищук, В.Л. Вопросы разностороннего воспитания курсантов военного учебного заведения (на примере военно-физкультурного вуза) : учебное пособие / В.Л. Марищук В.Л., Н.В. Романенко ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1996. - 145 с.

5. Обвинцев, А.А. Становление рукопашного боя в России как раздела подготовки военнослужащих / А.А. Обвинцев, С.М. Ашкинази, В. Л. Пашута // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2013. - № 2 - С. 67-75.

6. Пашута, В. Л. Психолого-педагогическое сопровождение курсантов на начальном этапе обучения / В. Л. Пашута, Е.Н. Курьянович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 9 (103). - С. 136-141.

7. Пашута, В.Л. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки военнослужащих военно-физкультурного вуза на современном этапе реформирования высшей военной школы : монография / В.Л. Пашута, Е.Н. Курьянович. - СПб. : Олимп-СПб, 2013. - 204 с.

8. Пашута, В.Л. Олимпизм как философия и практика здорового образа жизни / В. Л Пашута, А.С. Никольская // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 11. - С. 19-21.

9. Романенко, Н.В. Проблема государственно-патриотического воспитания курсантов военно-физкультурного вуза в философско-культурологическом образовании / Н.В. Романенко // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2014. - № 2. - С. 55-63.

REFERENCES

1. Ed. Platova, E.E. and Paramonova, I.M. (2013), Actual problems of social-humanitarian science: patriotic education of youth and students. Intercollegiate digest of scientific works with international participation, Issue 7, Publishing house SPbGUSE, St. Petersburg.

2. Vakhonin, N.L., Pashuta V.L. and Vakhonina, Yu.N. (2012), "About a problem of the formation of historical memory and patriotic education of modern young adults", Actual problems ofphysical and special training of defense and law enforcement agencies, The scientific reviewed journal (Part 1), No. 3, pp. 70-76.

3. State program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation on the period of 2016-2020 years", approved by decision of the Russian Federation Government on 30.12.2015 №1493, available at: http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf.

4. Marischuk V.L. and Romanenko, N.V. (1996), The questions of cadets versatile education (on example of the military-physical high school): tutorial, publishing house MIPT, St. Petersburg.

5. Obvintsev, A.A., Ashkinazi, S.M. and Pashuta, V.L. (2013), "The hand-to-hand fight development in Russia as a section on training the military personnel", Actual problems of physical and special training of defense and law enforcement agencies, The scientific reviewed journal, No. 2, pp. 67-75.

6. Pashuta ,V.L. and Kuryanovich, Ye.N. (2014), "Psychological and pedagogical support of cadets at the early stage of training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (103), pp. 136141.

7. Pashuta, V.L. and Kuryanovich, Ye.N. (2013), Psychological and pedagogical support of the military personnel training in military and sports higher education institutions at the present stage of reforming the higher military school: monograph, Olymp-SPb, St. Petersburg.

8. Pashuta, V.L. and Nikolskaya, A.S. (2014), "Application features of Olympism principles in the course of military personnel physical training in the Armed Forces of the Russian Federation", Theory and Practice of Physical culture, No. 9, pp. 19-21.

9. Romanenko, N.V. (2014), "The problem of state-patriotic education of the military-physical high school cadets in philosophical and cultural education", Actual problems of physical and special training of defense and law enforcement agencies, No. 2, pp. 55-63.

Контактная информация: kirisha@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 21.01.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.