Научная статья на тему 'Проблемы гендерной асимметрии в государственном управлении: пути регуляции'

Проблемы гендерной асимметрии в государственном управлении: пути регуляции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1971
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНОЕ РАВНОПРАВИЕ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ГЕНДЕРНАЯ АСИММЕТРИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / GENDER EQUALITY / GENDER STEREOTYPES / GENDER INEQUALITY / PUBLIC SERVICE / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврушева Анна Александровна

В статье рассмотрены особенности гендерного подхода в государственном управлении. Проанализированы гендерные диспропорции в государственном управлении РФ, а также их влияние на принятия управленческих решений. Выявлены особенности распределения власти между полами и их взаимосвязь с гендерными стереотипами. Предложены возможные пути регулирования гендерной асимметрии в государственном управлении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF GENDER ASYMMETRY IN PUBLIC ADMINISTRATION: WAYS OF REGULATION

In the article we examine the gender approach in public administration. There were analyzed gender disparities in the public administration of the Russian Federation and their influence on managerial decision-making. We have found the distribution of power between the sexes and their relationship to gender stereotypes. There were suggested the ways of regulation of gender asymmetry in the public administration

Текст научной работы на тему «Проблемы гендерной асимметрии в государственном управлении: пути регуляции»

УДК 321

23.00.00 Политические науки

ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОЙ АСИММЕТРИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ: ПУТИ РЕГУЛЯЦИИ

Лаврушева Анна Александровна аспирантка

E-mail: Starosta.92@mail.ru

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54

В статье рассмотрены особенности гендерного подхода в государственном управлении. Проанализированы гендерные диспропорции в государственном управлении РФ, а также их влияние на принятия управленческих решений. Выявлены особенности распределения власти между полами и их взаимосвязь с гендерными стереотипами. Предложены возможные пути регулирования гендерной асимметрии в государственном управлении

Ключевые слова: ГЕНДЕРНОЕ РАВНОПРАВИЕ, ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ, ГЕНДЕРНАЯ АСИММЕТРИЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Doi: 10.21515/1990-4665-127-015

UDC 321 Political Sciences

PROBLEMS OF GENDER ASYMMETRY IN PUBLIC ADMINISTRATION: WAYS OF REGULATION

Lavrusheva Anna Aleksandrovna

graduate student

E-mail: Starosta.92@mail.ru

South-Russian Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, 344002, Russia, Rostov-on-Don, Pushkinskaya str., 70/54

In the article we examine the gender approach in public administration. There were analyzed gender disparities in the public administration of the Russian Federation and their influence on managerial decisionmaking. We have found the distribution of power between the sexes and their relationship to gender stereotypes. There were suggested the ways of regulation of gender asymmetry in the public administration

Keywords: GENDER EQUALITY, GENDER STEREOTYPES, GENDER INEQUALITY, PUBLIC SERVICE, PUBLIC ADMINISTRATION

Актуальность рассмотрения гендерной асимметрии в системе государственного управления обусловлена развитием равноправия мужчин и женщин, которое является неотъемлемым частью демократического строя. Реформирование российского общества в значительной степени изменило положение женщин в системе социального управления, однако женщины в принятии управленческих решений участвуют минимально. Как отмечает Р.К. Овчаренко, организация управленческой пирамиды пришла в явное противоречие с динамично изменяющимися условиями жизни. Поэтому проблема полноправного представительства женщин в структурах власти, особенно на уровне ее высших эшелонов, становится все более актуальной [1, с.5].

В соответствии с традиционными представлениями женщины на протяжении длительного времени были вытеснены из сфер влияния в области политики, экономики и социальных процессов. Все более часто обсуждается тема мужского влияния и доминирования в политическом процессе при принятии управленческих решений. Поэтому обсуждение данного вопроса определяется как гендерная асимметрия в процессе демократизации и преобразований в Российском обществе [2, с.333].

При строительстве демократического государства необходимо учитывать мнения и убеждения, как мужчин, так и женщин. Общественные отношения, рассматриваемые с позиций гендера, представляются в первую очередь как разграничение социальных функций и ролей мужчин и женщин. На основе понятия «гендер» оказалось возможным преодолеть гендерные стереотипы о мужчинах и женщинах только как о биологических существах.

Под гендерным подходом понимают методологию познания жизнедеятельности общества, основой которой является учет социальных особенностей индивидов (мужчин или/и женщин) в неразрывной связи с биологическими [3, с.48].

С 90-х годов Россия вступила в новый этап своего развития. Началось кардинальное трансформирование всего российского общества. Это касалось и гендерной системы, гендерных отношений. С этой точки зрения интересен гендерный анализ распределения власти. В основу этого анализа положен принцип историзма. А именно государственная политика рассматривается в развитии на различных временных этапах. В отношении женщин государственная политика прошла несколько этапов: от патриархатного типа (от существительного «патриархат», что означает власть отцов), подразумевающего жесткое распределение ролей в семье и социальной жизни, до патерналистской политики, основанной на

достижении юридического и социального равноправия мужчин и женщин в обществе [4].

Именно в советский период политика основывалась на коммунистическо-партийной концепции решения женского вопроса. Во всех Конституциях, сначала РСФСР, затем СССР говорилось, что женщина имеет право на труд, образование, здравоохранение и т.д. на равных правах с мужчиной. Однако незначительной была доля женщин и в сфере управления. Поэтому сегодня необходимо стремиться к паритетному представительству женщин в сфере управления. Это равное представительство женщин и мужчин в органах законодательной и политической власти, в управлении производственными и трудовыми коллективами [5].

В связи с этим анализ современных исследований по гендерной тематике позволяет констатировать концентрацию их внимания на «дискриминационном дискурсе», констатирующем гендерную асимметрию в управлении.

Гендерная асимметрия - неравная представленность женщин и мужчин в тех или иных сферах жизни: так, в сфере государственного управления, политики, принятия решений, превалируют мужчины; мужчины в основном владеют собственностью (в том числе и семейной). Женщины в государственном управлении, политике, наоборот, составляют большинство на исполнительских должностях; женщины превалируют также и в низкооплачиваемых и малодоходных секторах экономики [5].

Для анализа гендерной асимметрии на государственной службе нами были рассмотрены статистические данные, отражающие представительство мужчин и женщин в сфере государственного управления.

Проанализировав, статистические данные мы пришли к выводу, что на высшем уровне власти и управления женщины практически не

представлены: среди постоянных членов Совета Безопасности Российской Федерации представлена одна женщина В.И. Матвиенко, В Государственном Совете РФ представлены 5 женщин и 96 мужчин, в Правительстве Российской Федерации представлены три женщины: Заместитель председателя Правительства - Голодец Ольга Юрьевна и Министр здравоохранения - Скворцова Вероника Игоревна, Министр образования и науки - Васильева Ольга Юрьевна, в руководстве Аппарата Правительства представлены всего три женщины.

В субъектах РФ из 85 руководителей (губернаторов, президентов) -четыре женщины: Ковтун М.В. - губернатор Мурманской области, Комарова Н.В. - губернатор Ханты-Мансийского АО, Жданова Н.Н. -губернатор Забайкальского края, Орлова С.Ю. - губернатор Владимирской области.

Одной из причин гендерной асимметрия на государственной службе являются гендерные стереотипы. Ярким примером этого тезиса, выступают материалы СМИ, которые включают в себя устоявшиеся в течение продолжительного времени убеждения относительно распределения ролей в обществе: «Представьте себе визитку с надписью: «начальница отдела», «руководительница проекта», «шефиня-редактриса», «ведущая экспертша-аналитичка». Ужас какой. Так не бывает. Порвать визитку и заказать новую - «начальник», «шеф», «эксперт», казенный язык - лучшая лакмусовая бумажка для того, чтобы все расставить по местам. Сколько ни говори о равноправии прекрасного пола и сильного, но факт есть факт: все сколько-нибудь руководящие должности даже официально принятых названий в женском роде лишены» [6].

Дискурс дискриминации женщин в сфере управления, тесно переплетающийся с дискурсом гендерной асимметрии в управлении, является распространенным на страницах проанализированных Л. Бургановой и К. Ахмадеевой изданий («Российская газета» - 25,8%,

«Известия» - 11,1%, «Независимая газета» - 18,5%). Данный дискурс является пограничным в том плане, что он сочетает в себе аргументацию, как либерального феминизма, так и отдельные элементы радикального феминизма. Во многих публикациях подчеркивается, что женщинам гораздо сложнее добиться карьерных успехов в системе управления. Кроме того, отмечается «незаметность» проблемы для широкой общественности в полном соответствии с феминистским постулатом о том, что идея гендерной сегрегации является плотно встроенной в систему социальных отношений и воспринимается как «естественная» мужчинами и женщинами [7, с.67].

Еще в конце прошлого столетия Л. Рыбцова пришла к выводам о причинах, мешающих формированию ценностных ориентаций на общественно-политическую деятельность (рис.1). В список вошли следующие пункты: недоверие к женщинам со стороны государства и общества (18,9%), отсутствие продуманной государственной политики (18,7%), отсутствие свободного времени (16,8%), ущемление прав в обществе (7,1%) [8, с.80].

Рис.1 Причины, мешающие формированию ценностных ориентаций у женщин в общественно-политической жизни

Поэтому одной из причин гендерной асимметрии на государственной службе являются аспекты лидерства. Самый обобщенный стереотип, связанный с лидерством, гласит, что лидером должен быть мужчина. Ему приписываются такие лидерские качества, как ассертивность, организаторские способности, а вот женщины не должны назначаться на управленческие должности, по крайней мере, высшего уровня. Но вместе с тем существуют определенные особенности проявления этого качества у мужчин и женщин, точно так же, как на житейском уровне мы наблюдаем различия в их поведении [9, с.27].

В 2000 г. Организацией Объединенных Наций была принята Декларация тысячелетия, в рамках которой определены цели развития тысячелетия, направленные на развитие человеческого потенциала в разных странах мира. Одна из них сформулирована как «Обеспечение гендерного равенства и улучшение положения женщин». Для ее достижения поставлена задача - «обеспечение выравнивания возможностей для доступа женщин и мужчин к политическим институтам».

Условия для широкого участия женщин в управлении и реального обеспечения гендерного равенства созданы в очень немногих странах мира. Однако, прогресс в укреплении правовых рамок для обеспечения равенства и соблюдения закона намечается во всех регионах: по данным Женского фонда ООН - ЮНИФЕМ в период с 1987 по 2000 гг. возросла доля женщин в парламентах многих стран. Особенно значительный рост был отмечен в Южно-Африканской Республике, Уганде, Мозамбике, Аргентине, на Багамских островах, в Барбадосе, Эквадоре, Сальвадоре, Австралии, Австрии, Бельгии, Канаде, Новой Зеландии, Великобритании. Причиной возрастания участия женщин в политической структуре власти стало установление различных квот для женщин.

Следует также отметить государственную политику в таких странах как Германия, Нидерланды, Канада, которая подразумевает кадровый подбор на государственные должности по половому признаку, с целью расширения состава женщин на руководящих должностях и управленческих постах.

Наиболее развита государственная политика в отношении женщин в Скандинавских странах (Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания). В странах Северной Европы максимально соблюдается принцип гендерного равенства во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в государственном управлении. В управленческих и политических структурах большое количество женщин занимают руководящие должности. Так, например, большой прогресс наблюдался в Исландии на выборах 1999 года, в результате которых пропорциональное количество женщин-парламентариев увеличилось с 25% до 35% [10].

Россия отстает от развитых стран по общей численности женщин, которые являются руководителями в органах законодательной и исполнительной власти. При этом государственные органы, занимающиеся вопросами равноправия в стране, вообще отсутствуют.

В связи с этим гендерные отношения на государственной службе можно регулировать следующим образом:

1. Ввести систему «жестких квот» на принятие женщин на государственную службу. «Жесткая квота» - это количественно фиксированная норма представительства, когда сразу оговаривается количество или тот количественный предел мест, сокращение которого не допускается. «Жесткие квоты» могут быть закреплены в Конституции или в законе о государственной службе. По нашему мнению, целесообразно применить систему квот, согласно которой 50% государственных служащих женщин должны занимать высшие и главные должности гражданской службы в Министерстве здравоохранения, Министерстве

образования и науки, а также Министерстве труда и социальной защиты. Это объясняется тем, что именно женщины превалируют на должностях в дошкольных и школьных заведений, библиотеках, поликлиниках, больницах, в управлениях социальной защиты населения и т.д.

2. Использовать опыт развитых стран в ликвидации гендерной асимметрии и включить в гендерную политику России такие направления как: обеспечение равных возможностей для мужчин и женщин в процессе принятия управленческих решений; разработка методов более активного и эффективного продвижения гендерного равенства, в частности, посредством поддержки соответствующих исследований и образования; разработку работодателями ежегодных планов мероприятий по обеспечению сбалансированного представительства мужчин и женщин в государственных учреждениях; ежегодно составлять отчет Правительству о положении женщин в государственных органах управления с целью поэтапного повышения представительства женщин; создать специальный Совет по вопросам равенства, который должен включать в себя представителей политических партий и женских организаций. В сферу деятельности Совета должны входить вопросы, касающиеся положения женщин в производстве, образовании, семье, в парламенте, административных органах власти.

3. Привлекать женские общественные организации к защите прав женщин на государственной службе. Так как изучение опыта деятельности парламентов различных стран с разными гендерными характеристиками, показало, что только тогда, когда в составе управленческого корпуса женщин больше 20 %, законодатели всерьез начинают разрабатывать законопроекты в интересах детей. А когда доля женщин приближается к 30 %, появляются законы и государственные программы, отвечающие насущным интересам женщин. При паритетном участии женщин и мужчин в структурах

государственной власти принимаются ответственные политические, социальные, экономические решения, что обеспечивает устойчивое развитие страны.

4. Ввести в ВУЗах для подготовки студентов гуманитарных, технических и естественнонаучных направлений такие дисциплины как гендерная психология, гендерное право и другие гендерно-ориентированные дисциплины, что будет способствовать не только современному исследованию роли гендерных проблем в теоретическом аспекте, но и разработке конкретных прикладных рекомендаций, направленных на полное искоренение гендерной асимметрии в различных сферах, в том числе в системе государственной службы.

Однако следует учесть, что регулирование гендерной асимметрии на государственной службе возможно лишь при комплексной разработке гендерной политики.

Таким образом, регулирование гендерной асимметрии в системе государственного управления является одним из важнейших условий развития, совершенствования гражданской службы. А также способствованию формирования в России гражданского общества, построения демократического правового государства.

На сегодняшний день важно формирование комплексного гендерного подхода при реализации кадровой политики на государственной службе. Этого можно добиться путем содержательных, структурных, институциональных изменений в структуре кадровой политики, что, несомненно, будет способствовать внесению изменений в нормативные положения, формированию стандартов управления, организационной и кадровой культуры, чувствительных к вопросам гендерного равенства.

Литература

1. Овчаренко Р. К. Гендерные отношения на государственной службе: Проблемы регуляции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. соц. н. Ростов-на-Дону, 2003. 25с.

2. Надеев Г. А. Постановка проблемы гендерной асимметрии на государственной службе // Молодой ученый. 2012. №3. С. 333-335.

3. Матюшина Ю. Гендерный подход к управлению персоналом высшей школы. - [Электронный ресурс]. Адрес доступа: https://www.lawmix.ru/bux/74510/

4. Хасанова Г. Гендер, политика, демократия. - [Электронный ресурс]. Адрес доступа: http://d1019822.idhost.kz/site03/biblio/biblio4.php

5. Воронина О.А. Глоссарий // Московский центр гендерных исследований. -[Электронный ресурс]. Адрес доступа: http://www.gender.ru/russian/glossary/#H0402

6. Добрынина Е. Дамы приглашают кавалеров // Российская газета, 2б июня 2009г. - [Электронный ресурс]. Адрес доступа: https://rg.ru/2009/06/26/jenschiny.html

7. Бурганова Л.А, Ахмадеева К.Н. Гендерные стереотипы в управлении (анализ дискурсивных технологий СМИ) // Власть. 2010. №3. С.65-69

8. Рыбцова Л. Л. Общественно-политическая активность женщин // Социологические исследования. - 2001. - № 4. - С. 78-80

9. Бушуева Н.В. Сравнительный анализ мужского и женского политического лидерства// Власть. - 2010. - №5. - С.27-29

10. Школьников И. А. Скандинавская модель гендерного равенства. -[Электронный ресурс]. Адрес доступа: http://www.owl.ru/library/008t.htm

References

1. Ovcharenko R.K. Gendernye otnoshenija na gosudarstvennoj sluzhbe: Problemy reguljacii. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni k. soc. n. Rostov-na-Donu, 2003. 25s.

2. Nadeev G. A. Postanovka problemy gendernoj asimmetrii na gosudarstvennoj sluzhbe // Molodoj uchenyj. 2012. №3. S. 333-335.

3. Matjushina Ju. Gendernyj podhod k upravleniju personalom vysshej shkoly. -[Jelektronnyj resurs]. Adres dostupa: https://www.lawmix.ru/bux/74510/

4. Hasanova G. Gender, politika, demokratija. - [Jelektronnyj resurs]. Adres dostupa: http://d1019822.idhost.kz/site03/biblio/biblio4.php

5. Voronina O.A. Glossarij // Moskovskij centr gendernyh issledovanij. -[Jelektronnyj resurs]. Adres dostupa: http://www. gender. ru/russi an/gl ossary/#H0402

6. Dobrynina E. Damy priglashajut kavalerov // Rossijskaja gazeta, 26 ijunja 2009g. -[Jelektronnyj resurs]. Adres dostupa: https://rg.ru/2009/06/26/jenschiny.html

7. Burganova L.A, Ahmadeeva K.N. Gendernye stereotipy v upravlenii (analiz diskursivnyh tehnologij SMI) // Vlast'. 2010. №3. S.65-69

8. Rybcova L.L. Obshhestvenno-politicheskaja aktivnost' zhenshhin // Sociologicheskie issledovanija. - 2001. - № 4. - S. 78-80

9. Bushueva N.V. Sravnitel'nyj analiz muzhskogo i zhenskogo politicheskogo liderstva// Vlast'. - 2010. - №5. - S.27-29

10. Shkol'nikov I.A. Skandinavskaja model' gendernogo ravenstva. - [Jelektronnyj resurs]. Adres dostupa: http://www.owl.ru/library/008t.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.