ПРОБЛЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И СОЗДАНИЕ ЗОН СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Дударев Михаил Михайлович, соискатель. Место учебы: Московский Государственный Институт Международных отношений(университет), МИД России. Место работы: ОАО «КенигАвто», должность: генеральный директор. Телефон: +79062384014.
Аннотация: Статья посвящена анализу проблем гармонизации таможенного законодательства Российской Федерации и Европейского Союза. В качестве проблем рассматриваются правила происхождения товаров; регулирование транзита товаров; правила определения таможенной стоимости и тарифной классификации товаров; таможенные режимы и таможенная документация. Автором определяются основные направления указанной гармонизации. В качестве одного из направлений обосновывается необходимость создания зоны свободной торговли ЕС - Россия на территории Калининградской области.
Ключевые слова: Гармонизация, проблемы, таможенное законодательство, зона свободной торговли.
PROBLEMS OF HARMONISATION OF THE CUSTOMS LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE EUROPEAN UNION AND CREATION OF ZONES OF FREE TRADE
Doudarev Mikhail Mihajlovich, competitor. Place of study: Moscow State Institute of International Relations (University) of the MFA of Russia. Place of work: Open Society "Keni-gAuto", position: general director. Telephone:
0079062384014 Annotation: Article is devoted the analysis of problems of harmonisation of the customs legislation of the Russian Federation and the European Union. As problems rules of an origin of the goods are considered; regulation of transit of the goods; rules of definition of customs cost and tariff classification of the goods; customs modes and the customs documentation. The author defines the basic directions of the specified harmonisation. As one of directions necessity of creation of a zone of free trade of EU - Russia in territory of the Kaliningrad region is proved. Keywords: harmonization, problems, the customs legislation, zone of free trade.
Ускорение социально-экономического развития Российской Федерации в ХХ1 веке невозможно без со-
трудничества с Европейским Союзом и развития взаимных торговых отношений. Эта тенденция напрямую связана с реализацией действующих соглашений, решением проблемы гармонизации таможенного законодательства обеих сторон. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом возвело сближение российского таможенного законодательства с правом Евросоюза в ранг международных обязательств. Началась эволюция российского таможенного права, в частности принятие нового Таможенного кодекса РФ и существенная реформа в системе подзаконных актов. Тем не менее, ряд политических, правовых и экономических факторов ставят перед сторонами дальнейшие задачи в области гармонизации таможенного законодательства, к которым можно отнести:
а) истечение в 2007 г. срока действия СПС1 и необходимость принятия нового документа, регулирующего двусторонние отношения;
б) возможное вступление России в ВТО;
в) увеличение товарооборота между РФ и ЕС в связи с прошедшим и дальнейшим расширением Евросоюза и другое.
В случае вступления России в ВТО новым качественным этапом развития отношений с ЕС может стать образование зоны свободной торговли, как предусмотрено СПС.2 В этой связи дальнейшее сближение российского таможенного законодательства с правом ЕС должно рассматриваться именно в контексте формирования условий для создания зоны свободной торговли и дальнейшего эффективного функционирования этого интеграционного образования.
По нашему мнению, в ближайшие годы основными направлениями правовой гармонизации в таможенной сфере должны стать следующие аспекты:
1. Правила происхождения товаров, т.к. для товаров, происходящих из третьих стран, принцип свободного передвижения внутри зоны свободной торговли не применяется. Поэтому, реализация ее принципов в отношении перемещения товаров предполагает точное и единообразное применение странами-участницами правил, регламентирующих порядок определения происхождения товаров.
2. Регулирование транзита товаров, т.к. образование зоны свободной торговли приведет к изменению статуса транзитных перевозок. Существующие на данный момент международные транзитные механизмы (в частности, механизм ИР) не способствуют упрощению и возрастанию объема транзитных операций между РФ и ЕС и не отвечают будущим потребностям товарооборота в рамках зоны свободной торговли.
3. Сближение правил определения таможенной стоимости и тарифной классификации товаров. В соответствии с принципами зоны свободной торговли, товары, импортированные в ЕС (или в РФ) из третьей страны и прошедшие таможенное оформление под определенной тарифной классификацией, в случае их дальнейшего перемещения в РФ (или соответственно в ЕС) должны проходить таможенное оформление на основе той же тарифной классификации, с учетом особенностей товарных субпозиций в таможенных тарифах сторон. Как известно, товарные номенклатуры,
1 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и их государствами-членами с одной стороны, и РФ - с другой (было подписано 24 июня 1994 г. и вступило в силу 1 декабря 1997 г.). СПС принято на период 10 лет с возможностью последующего продления.
2 Пункт 1Ь статьи 10 СПС.
используемые в РФ и ЕС для целей таможенной классификации, основаны на международно-признанной гармонизированной системе описания и кодирования товаров, поэтому, аналогичный принцип должен действовать и при определении таможенной стоимости товаров, с учетом ее возможного изменения при перемещении товара между странами-участницами зоны свободной торговли. В этой связи немалое практическое значение могла бы иметь процедура взаимного признания решений таможенных органов сторон по тарифной классификации и таможенной стоимости товаров.
4. Дальнейшее сближение правил в области таможенных режимов, т.к. значительное количество вопросов требуют дальнейшей гармонизации с правом ЕС, среди них:
а) таможенная документация. РФ признает необходимость приведения собственных таможенных документов в соответствие с формами документов, используемых в ЕС. Принципиально решен вопрос о переходе на новую форму таможенной декларации, которая будет соответствовать общеевропейской форме таможенной декларации - Единому административному документу. По нашему мнению, дальнейшая гармонизация в этой сфере должна затронуть процедуры упрощенного декларирования, в частности, в отношении требований к документам, которые будут необходимы для упрощенных процедур. Также объектом гармонизации должны стать требования и стандарты в отношении электронного декларирования и доступа к компьютерным базам данных по таможенному оформлению.
б) систематизация таможенных правил. Эта задача должна решаться с учетом опыта ЕС по кодификации и систематизации правил таможенного оформления товаров, мер тарифного и нетарифного регулирования импорта товаров.
в) система таможенных сборов. Взимание обязательных сборов за таможенное оформление товаров, импортируемых в РФ из ЕС, по нашему мнению, противоречит принципу отмены таможенных пошлин и других ограничений в отношении основной части взаимного товарооборота стран - участниц зоны свободной торговли.
Подробно эти указанные направления могут быть реализованы, на наш взгляд, следующим образом.
Правила происхождения, т.к. происхождение товаров (т.е. определение страны или территории, на которой товары произведены или получены) непосредственно влияет на наличие / отсутствие у этих товаров права на свободное перемещение по территории зоны свободной торговли (свободно перемещаться могут только товары, происходящие из стран-участниц). Проблема существенно усложняется, если процесс производства того или иного товара охватывает несколько стран, одна из которых - страна - участница (например, сборка товара в РФ из китайских комплектующих). Определение страны происхождения такого товара непосредственно влияет на статус товара с точки зрения его перемещения из РФ в ЕС и обратно и на решение вопроса о взимании или не взимании таможенных пошлин при таком перемещении. По нашему мнению, во избежание различий в определении статуса товаров необходимо унифицировать действующие в странах-участницах критерии, позволяющие точно установить страну происхождения товаров.
Следует отметить, что российское законодательство, и законодательство ЕС, базируясь на нормах ВТО,
достаточно близко формулируют критерии происхождения товара, если он полностью произведен (получен) на одной таможенной территории3. Что касается товаров, произведенных на двух или более таможенных территориях, то формулировки критерия их происхождения (так называемый критерий достаточной переработки) значительно различаются. Так, Таможенный кодекс ЕС устанавливает, что товар считается происходящим в стране, на территории которой он подвергся существенной, окончательной, экономически оправданной переработке на предприятии, специально для этого предназначенном.4 Таможенный кодекс РФ в качестве основного фактора при решении вопроса о происхождении товаров выделяет фактор тарифной классификации (т.е. страной происхождения товара является та страна, где были произведены последние операции по переработке товара, в результате которых его классификация по товарной номенклатуре изменилась на уровне товарной позиции).5
Такой подход естественно отличается от европейского, который рассматривает фактор тарифной классификации лишь как один из методов применения критерия достаточной переработки, наряду с экономическим и промышленным методами. Устранение подобных расхождений в таком вопросе, как правила происхождения товаров, представляется одной из первоочередных задач сближения таможенного права РФ и ЕС.
Гармонизация правил происхождения товаров создаст условия и для гармонизации в области сертификатов происхождения, и для углубления административного сотрудничества сторон. Если товар, импортированный на территорию одной из стран-участниц зоны свободной торговли из третьей страны, сопровождается документами, подтверждающими его происхождение, и эти документы полностью удовлетворяют требованиям законодательства данной стороны, то, по нашему мнению, было бы целесообразно, чтобы эти же документы признавались как доказательства происхождения товара и в другой стране-участнице. Такой порядок значительно упростил бы таможенное оформление перемещаемых между ЕС и РФ товаров, происходящих из третьих стран. Предметом гармонизации должны стать и требования к сертификатам происхождения для товаров, происходящих из стран-участниц, и условия освобождения импортеров от предоставления сертификатов, и использование принципа кумуляции по отношению к товарам, происходящим на территории интеграционных объединений третьих стран, и многие другие вопросы.
Транзитные процедуры, т.к. существующая между РФ и ЕС система международного транзита товаров, основу которой составляет Конвенция МДП (Т1Р), по нашему мнению, не только не отвечает требованиям формирования зоны свободной торговли, но и не может эффективно обслуживать потребности текущего товарооборота между РФ и ЕС. В интересах РФ было бы формирование альтернативной системы транзита товаров, основной задачей которой стало бы упрощение процедур и совершенствование правового регулирования транзитного грузооборота. В качестве возможной модели можно предложить систему «общего транзита», действующую в настоящее время между ЕС и Европейской ассоциацией свободной торговли
3 Статья 23 Таможенного кодекса ЕС, статья 31 Таможенного кодекса РФ.
4 Статья 24 Таможенного кодекса ЕС.
5 Части 1 и 2 Статьи 32 Таможенного кодекса РФ.
(ЕАСТ). Эта система была сформирована Конвенцией 1987 г., заключенной между ЕС и ЕАСТ. Ее эффективность доказывает факт присоединения к ней в 1996 г. постсоветских стран «вышеградской четверки» -Польши, Чехии, Словакии и Венгрии, ставших членами ЕС в 2004 г. Используемые в системе общего транзита процедурные правила, документы, контрольные механизмы и обеспечительные меры во многом схожи с аналогичными правилами таможенного законодательства ЕС. Кроме того, новый Таможенный кодекс РФ также ввел разделение транзита на международный (внешний) и внутренний, поэтому использование общих международно - правовых основ для транзита товаров между РФ и ЕС представляется вполне оправданным.
В случае положительного решения этого вопроса, использование системы общего транзита в РФ возможно в двух вариантах.
1). Присоединение РФ к Конвенции об общем транзите, в котором она в настоящее время не участвует, и приведение российского таможенного и транспортного законодательства в соответствие с ее требованиями, что позволит РФ стать полноправным участником системы общего транзита и получить право голоса при принятии решений органами управления данной системы. Но следует помнить, что одним из требований, предъявляемых к странам - кандидатам, является переход на общий для участников Конвенции стандарт документации, идентичный тому, который в настоящее время применяется в ЕС. Кроме этого, присоединяющиеся государства должны использовать компьютеризированную систему контроля над транзитными операциями, совместимую, и технически, и юридически, с европейской системой NCTS. Основной сложностью при этом будет то обстоятельство, что страна, желающая присоединиться к Конвенции, должна получить соответствующее приглашение. Есть и технические сложности: автоматизированная система контроля доставки товаров (АСКДТ), применяемая в РФ, не удовлетворяет требованиям NCTS и подлежит существенной доработке. Кроме того, на сегодняшний день АСКДТ действует не на всей территории РФ. Также потребуется изменение применяемых в РФ транзитных документов, прежде всего, приведение формы документа контроля доставки (ДКД) в полное соответствие с формой Единого административного документа (SAD), используемого в качестве транзитной декларации в ЕС и ЕАСТ.
2) Формирование двусторонней правовой базы между РФ и ЕС, основанной на нормах и принципах общего транзита. Она может представлять собой отдельный международный договор (конвенцию), устанавливающий правила осуществления транзитных операций, которые были бы аналогичны правилам Конвенции об общем транзите. Существенным является и то, что договор о транзите между РФ и ЕС может быть в этом случае открыт для присоединения третьих стран, в частности, стран СНГ, участвующих в интеграционных процессах с РФ (ЕврАзЭС, ЕЭП).
Следует отметить, что создание двусторонней транзитной системы между РФ и ЕС, по всей видимости, повлечет за собой аналогичные изменения в российском таможенном и транспортном законодательстве, а также в системе администрирования и контроля над транзитными операциями, какие произошли бы в случае присоединения РФ к Конвенции об общем транзите. Однако, по нашему мнению, политических и организационных сложностей, связанных с присоединени-
ем к Конвенции, вполне возможно избежать, воспользовавшись подобным вариантом, который уже был избран странами Балтии на этапе подготовки к вступлению в ЕС.6
Вопрос взаимного признания решений. Действующие нормы таможенного права РФ и ЕС в области тарифной классификации и методов определения таможенной стоимости в настоящее время уже приближены друг к другу благодаря общим международным правовым основам. Следует также сказать, что создание зоны свободной торговли между РФ и ЕС не требует унификации таможенных тарифов, т.к. такая унификация характерна лишь для таможенных союзов. И российский Таможенный кодекс7, и Таможенный кодекс ЕС8 предусматривают процедуру обращения в таможенные органы за предварительным решением по тарифной классификации товаров.
Поэтому в интересах совершенствования процедур таможенного оформления между РФ и ЕС было бы целесообразным установить порядок взаимного признания предварительных решений таможенных органов сторон по тарифной классификации товаров. Конечно, при этом следует принимать во внимание имеющиеся расхождения в товарных номенклатурах сторон на уровне субпозиций, а также различия в правилах классификации, установленных в примечаниях к товарным номенклатурам.
Аналогичный порядок взаимного признания мог бы действовать в отношении решений таможенных органов сторон по определению таможенной стоимости товаров. В первую очередь имеются в виду решения, связанные с отказом в применении основного метода таможенной оценки - метода цены сделки - в силу тех или иных причин, обоюдно допускаемых нормами права обеих сторон (трансфертное ценообразование, ограниченный оборот и т.п.). Объектом взаимного признания могли бы быть решения таможенных органов об избрании того или иного метода таможенной оценки, о признании точности расчетов таможенной стоимости, предоставляемых импортерами, о пересмотре предыдущих решений и т.д. Сама таможенная стоимость товара, установленная таможенными органами РФ или ЕС, может признаваться таможенными органами другой стороны с учетом ее возможного изменения, связанного с перемещением товара по территориям сторон.
Таможенные режимы. Таможенный кодекс ЕС различает собственно таможенные режимы и таможенные процедуры, составляющие содержание одного из таможенных режимов (режим помещения товара под таможенную процедуру). Таможенные процедуры в понимании европейского Кодекса - это международнопризнанные виды таможенных режимов, к которым европейское право предъявляет повышенные требования по сравнению с собственно режимами. К таможенным процедурам ЕС относит: выпуск для свободного обращения, экспорт, транзит, временный ввоз, таможенный склад, внешняя и внутренняя переработка, переработка под таможенным контролем. Последние пять процедур классифицируются как экономические. К собственно таможенным режимам Кодекс ЕС относит: реэкспорт, свободную зону (свободный склад), уничтожение товара и отказ от товара.
6 Договор «О Балтийском едином транзите», подписанном Литвой, Латвией и Эстонией в 2001 г.
7 Статья 41 Таможенного кодекса РФ.
8 Статья 12 Таможенного кодекса ЕС.
Основное процедурное отличие таможенных процедур РФ от таможенных режимов в праве ЕС заключается в том, что по общему правилу помещение товара под таможенную процедуру требует предъявления таможенной декларации. Экономические таможенные процедуры, кроме декларации, требуют разрешения таможенных органов. Избрание таможенной процедуры, так же как и таможенного режима, считается в праве ЕС прерогативой декларанта; таможенный орган производит таможенное оформление и выпуск товара в соответствии с избранной процедурой (режимом), если это не противоречит нормам права ЕС.
Классификация таможенных режимов в Таможенном кодексе РФ основана на их значении для международных товарных операций: основные, экономические, завершающие, специальные (понятие «таможенная процедура» также используется в Кодексе РФ, однако его значение отличается от европейского). Соответственно, все таможенные режимы по российскому праву требуют декларирования. Более того, Таможенный кодекс РФ для всех таможенных режимов предусматривает разрешительный порядок.9 Такое различие в концепции таможенных режимов на практике приводит к более сложному порядку реализации некоторых из них в РФ по сравнению с порядком, действующим для аналогичных режимов в ЕС (например, в случае реэкспорта товаров). Поэтому, представляется целесообразным, чтобы российский законодатель использовал практику ЕС в целях упрощения системы формальностей для отдельных таможенных режимов, вплоть до смягчения правил об обязательном декларировании.
Таким образом, гармонизация таможенного права РФ и таможенного права ЕС повлечет развитие российского правового регулирования в отношении зоны свободной торговли, которое на данный момент хотя и остается за рамками Таможенного кодекса РФ, но напрямую связано с ним.
9 Часть 1 статьи 157 Таможенного кодекса РФ. 177