Научная статья на тему 'Проблемы гармонизации сведений о лесных участках при создании Единого государственного реестра недвижимости'

Проблемы гармонизации сведений о лесных участках при создании Единого государственного реестра недвижимости Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
697
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ УЧАСТОК / ДОРОЖНАЯ КАРТА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ ФОНД / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ / FOREST AREA / ROAD MAP / STATE FOREST FUND / INFORMATION RESOURCE / REGISTRATION OF RIGHTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хамадиярова Татьяна Анатольевна, Лебедева Ольга Александровна

1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Важнейшими последствиями действия этого закона являются объединение двух информационных ресурсов Единого государственного реестра прав на недвижимость и Г осударственного кадастра недвижимости и создание на их основе Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Особенно актуально создание ЕГРН для учета лесных участков, которыми богат Пермский край. Данный информационный ресурс позволит гармонизировать сведения о лесных богатствах, избежать дублирования учета объектов, создаст преемственность между старыми и новыми учетными данными, поможет устранить спорные межведомственные проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF HARMONIZATION OF INFORMATION ON FORESTLAND AT THE CREATION OF A SINGLE STATE REGISTRY OF REAL ESTATE

On January 1, 2017, the Federal Law of July 13, 2015 No. 218-FL “On State Registration of Real Estate” comes into force. One of the most important consequences of the coming into force of this law is the combination of two information resources the Unified State Register of Real Estate Rights and the State Real Estate Cadastre and the creation of the Unified State Real Estate Register on their basis. The creation of the Unified State Register of Property for the registration of forest areas is very important. This information resource will allow us to harmonize information about forest resources, avoid duplication of objects accounting, create continuity between old and new credentials and help eliminate disputable interdepartmental problems.

Текст научной работы на тему «Проблемы гармонизации сведений о лесных участках при создании Единого государственного реестра недвижимости»

Хамадиярова Т. А., Лебедева О. А. Проблемы гармонизации сведений о лесных участках при создании Единого государственного реестра недвижимости // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 2 (77). С. 96-100.

Khamadiyarova T. A., Lebedeva O. A. Problems of harmonization of information on forestland at the creation of a Single State Registry of Real Estate. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No. 2 (77). Pp. 96-100. (In Russ.)

УДК 349.418

Т. А. Хамадиярова

Филиал Московского института государственного управления и права в Пермском крае, Пермь, Россия

О. А. Лебедева

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Пермь, Россия

ПРОБЛЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ СВЕДЕНИЙ О ЛЕСНЫХ УЧАСТКАХ ПРИ СОЗДАНИИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА НЕДВИЖИМОСТИ

Хамадиярова Татьяна Анатольевна - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой гуманитарных и естественно-научных дисциплин.

E-mail: hamadrr@mail. ru

Лебедева Ольга Александровна - специалист.

E-mail: lemax_ol@mail.ru

1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Важнейшими последствиями действия этого закона являются объединение двух информационных ресурсов - Единого государственного реестра прав на недвижимость и Государственного кадастра недвижимости и создание на их основе Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Особенно актуально создание ЕГРН для учета лесных участков, которыми богат Пермский край. Данный информационный ресурс позволит гармонизировать сведения о лесных богатствах, избежать дублирования учета объектов, создаст преемственность между старыми и новыми учетными данными, поможет устранить спорные межведомственные проблемы.

Ключевые слова: лесной участок, дорожная карта, государственный лесной фонд, информационный ресурс, регистрация прав.

T. A. Khamadiyarova

Moscow Institute of State Management and Law, Branch in the Perm region, Perm, Russia

O. A. Lebedeva

Office of the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography in the Perm region, Perm, Russia

© Хамадиярова Т. А., Лебедева О. А., 2017

PROBLEMS OF HARMONIZATION OF INFORMATION ON FORESTLAND AT THE CREATION OF A SINGLE STATE REGISTRY OF REAL ESTATE

Khamadiyarova Tatyana Anatolievna - Candidate of Pedagogic Sciences, Head of the Department of Humanities and Natural Sciences.

Lebedeva Olga Aleksandrovna - Specialist.

On January 1, 2017, the Federal Law of July 13, 2015 No. 218-FL "On State Registration of Real Estate" comes into force. One of the most important consequences of the coming into force of this law is the combination of two information resources - the Unified State Register of Real Estate Rights and the State Real Estate Cadastre - and the creation of the Unified State Real Estate Register on their basis. The creation of the Unified State Register of Property for the registration of forest areas is very important. This information resource will allow us to harmonize information about forest resources, avoid duplication of objects accounting, create continuity between old and new credentials and help eliminate disputable interdepartmental problems.

Key words: forest area, road map, state forest fund, information resource, registration of rights.

Пермский край - уникальный регион, на 75-80 % покрытый лесами. Площадь земель лесного фонда Прикамья составляет почти 12 млн га, из них более 10 млн га - экономически активные леса, где осуществляются все виды лесопользования [1].

Важнейшей функцией леса является экологическая функция: леса участвуют в процессе фотосинтеза, во многом определяя биохимические циклы, протекающие на Земле, создают фитомассу планеты, связывая поглощенный из воздуха диоксид углерода и выделяя чистый кислород, на длительное время фиксируют в древесине органическое вещество, играют огромную роль в сохранении водных и земельных ресурсов, в улучшении окружающей среды, выполняют гигиеническую и оздоровительную функции. С учетом вышесказанного становится понятным влияние Пермского края и его лесных массивов на экологическую стабильность и безопасность России.

Не менее важна и экономическая функция лесов. Древесина - ценнейший и традиционный для России строительный материал. В 2016 г. в регионе заготовлено около 7,9 млн кубометров древесины. Лесной комплекс для Пермского края - один из ключевых секторов экономики. В регионе представлены все виды лесной промышленности от заготовки до глубокой переработки древесины с использованием самых передовых технологий. Ежегодный объем доходов за использование лесов в регионе превышает 800 млн руб.; эти средства направляются на охрану лесных массивов от пожаров, воспроизводство лесных ресурсов, развитие базовых лесных питомников.

В соответствии с современным гражданским и земельным законодательством все объекты недвижимости должны быть поставлены на государственный кадастровый учет и пройти государственную регистрацию прав на объекты любой категории земельного фонда. Особенно много проблем возникает при постановке на государственный кадастровый учет объектов (земельных участков) лесного фонда.

1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»1 (далее - Закон о недвижимости). Он регламентирует отношения по

1 О государственной регистрации недвижимости: федер. закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 29 (ч. I). Ст. 4344.

оформлению недвижимости, охватывая сферы и кадастрового учета, и государственной регистрации прав на недвижимость.

Одним из важнейших последствий вступления в силу этого закона является объединение двух информационных ресурсов - Единого государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН), на их основе создается Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Создание одного реестра, содержащего сведения о правах на недвижимость, об ограничениях и технических характеристиках, существенно упростит процедуры кадастрового учета и регистрации прав.

Законодателем предусмотрено, что ЕГРН - это свод достоверных сведений об учтенном, т. е. поставленном на кадастровый учет, недвижимом имуществе и о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (п. 2 ст. 1 Закона о недвижимости).

Данные новеллы законодательства обусловлены задачей выполнения плана мероприятий (дорожной карты) «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»1. Одной из целей дорожной карты провозглашено формирование достоверного (качественного и полного) Единого государственного реестра недвижимости.

В целях реализации мероприятий дорожной карты начиная с 2011 г. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Управление Росреестра по Пермскому краю) ведется работа по объединению ЕГРП и ГКН в единый государственный информационный ресурс - ЕГРН, содержащий взаимоувязанные, непротиворечивые и точные данные в отношении объектов недвижимости. Создание реестра, в котором будут объединены сведения о зарегистрированных правах и сведения о поставленных на кадастровый учет объектах недвижимости, - трудоемкий и сложный процесс, т. к. за последние 20 лет законодательство претерпело значительные изменения и информация об объектах, которые внесены в ЕГРН, может не соответствовать действительности. В этой связи возникает множество проблем в процессе правоприменения.

При проведении в 2011-2013 гг. мероприятий по сопоставлению лесных участков выявлены такие участки, которые впоследствии были отнесены к категории несопоставимых, в связи с этим возникла проблема - невозможно определить общую площадь лесного фонда Пермского края. Это ненадлежащее информационное взаимодействие, вероятно, возникло при проведении лесоустройства и несвоевременном отражении сведений о лесных участках в ЕГРП и ГКН, а также в связи с отсутствием актуальных сведений о преобразовании лесных участков у Агентства по природопользованию Пермского края, которому переданы функции по ведению государственного лесного реестра (ГЛР). Вследствие чего отсутствует инвентаризация лесных участков Пермского края, которая должна проводиться Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (Минприроды ПК), ведь без предоставления необходимых планов, лесоустроительной документации для сравнения данных ЕГРП, ГКН и документов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края сопоставление не даст результатов.

В лесном реестре учитываются площади участков леса (лесных кварталов) и имеется информация об их правообладателях на момент лесоустройства. Однако на лесные участки

1 План мероприятий (дорожная карта) «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [Электронный ресурс]. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 1 дек. 2012 г. № 2236-р (ред. от 11 февр. 2017 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

в составе категории «земли лесного фонда» осуществлялась регистрация прав на земельные участки как в соответствии с их кадастровыми номерами, так и в соответствии с размером площади, учтенной в лесном реестре, что привело к дублированию зарегистрированных земельных участков лесного фонда и увеличению площади земель лесного фонда.

Как показал анализ, структура лесных участков, сведения о которых содержатся в ГЛР, ЕГРП и ГКН, различна (несопоставима). Один лесной участок, учтенный в ГЛР, может состоять из нескольких участков, которые в ЕГРП учитываются как отдельные. При этом один лесной участок, учтенный в ЕРГП, также может включать в себя несколько участков, учтенных в ГКН отдельными участками. И Минприроды ПК не в состоянии в полной мере провести анализ по лесным участкам, права и ограничения на которые зарегистрированы в ЕГРП, сравнить их с данными ГЛР и определить, в какие «большие участки» лесного фонда с кадастровыми номерами входят многочисленные «маленькие» участки.

Согласно данным федеральной статистической отчетности о наличии и распределении земель в Пермском крае по состоянию на 1 января 2016 г., площадь земель государственного лесного фонда составляет 10 173 198 га, площадь лесных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения - 1 654 494 га, что в сумме составляет 11 827 792 га [2]. Однако эти данные точны только на бумаге. В реальности многие сотни гектаров в этом отчете попали в так называемую категорию двойной отчетности, т. е. земельные (лесные) участки учтены дважды.

К двойному учету площадей государственного лесного фонда привели имеющиеся наложения земель сельскохозяйственного назначения, учтенных в ГКН, и земель государственного лесного фонда, данные о которых внесены в ГЛР. Так, в государственном земельном кадастре содержались сведения о ранее учтенных земельных участках под сельскими лесами, которые учитывались до 2010 г. в категории «земли сельскохозяйственного назначения». Во исполнение письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 октября 2010 г. № 20321-ИМ/Д23 кадастровыми палатами областей на основании сведений ЕГРП, переданных Управлением Росреестра, в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о лесных участках (категория «земли лесного фонда»), на которые зарегистрированы права, в том числе об участках, ранее предоставленных сельскохозяйственным организациям (сельские леса). Однако проблема была решена только частично, т. к. из земельных участков категории «земли сельскохозяйственного назначения», ранее предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования сельскохозяйственным предприятиям, такие площади исключены не были, что повлекло двойной учет площадей.

В качестве причин несоответствия площадей лесных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, ГКН и ГЛР, можно отметить также ранее действовавшую в Пермском крае практику, когда по результатам проведения лесоустройства и преобразования лесных участков сведения о лесных участках своевременно не отражались в ГКН и ЕГРП. В отсутствии графических сведений о местоположении границ объектов недвижимости, исходя лишь из описания местоположения объекта, не всегда имеется возможность установить связь земельных участков «последующий - предыдущий», в результате чего возникает проблема с корректировкой площади исходного участка.

По данным органа кадастрового учета (Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю), в 2014 г. дублирование по площади земельных (лесных) участков, отнесенных к категории сельскохозяйственного назначения и государственного лесного фонда, составило около 80 %. Ввиду того, что данные лесные участки являются

исходными для формирования новых объектов недвижимости, должно последовать принятие решения об исключении из ГКН сведений о земельных участках категории «земли сельскохозяйственного назначения». Однако подобные разъяснения и указания Росреестр не направлял.

Кроме того, несоответствие сведений ГКН и ЕГРП о количестве и суммарной площади лесных участков может быть обусловлено наличием в ГКН сведений о лесном участке со статусом «временный», а также о лесных участках, право на которые считается возникшим «в силу закона», вне зависимости от момента государственной регистрации. Различие в суммарной площади также может являться следствием невнесения изменений в ЕГРП о площади исходного земельного участка после регистрации права на образованный из него участок.

Имеются лесные участки, предоставленные в аренду по результатам аукциона, сформированные на территории нескольких муниципальных районов (разных лесничеств). Такие участки невозможно выделить на территории одного муниципального района1. И это тоже приводит к дублированию сведений о лесных участках.

Установлены случаи расхождения в описании местоположения лесных участков (в части указания кварталов и выделов). В подобных ситуациях для установления идентичности необходимо представить в управление документы, подтверждающие, что конфигурация границ лесного участка и его фактическое местоположение не изменились.

Таким образом, объединение двух информационных ресурсов - Единого государственного реестра прав на недвижимость и Государственного кадастра недвижимости -и создание на их основе Единого государственного реестра недвижимости является насущной жизненной необходимостью, позволяющей систематизировать сведения о лесном фонде как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

В целях решения поставленных задач (приведения в соответствие сведений о лесных участках), содержащихся в федеральных информационных ресурсах ЕГРП, ГКН, ГЛР, на территории Пермского края создана рабочая группа из числа представителей Минприроды ПК, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю, территориального управления Росимущества по Пермскому краю. Благодаря тому, что будут уточнены границы лесного фонда в Пермском крае, а участки леса поставлены на государственный учет, появится возможность делать более точные экологические прогнозы о влиянии леса на экологию планеты в целом и нашего региона в частности, начнут разрабатываться более точные программы неистощительного использования лесных ресурсов, наконец, достоверные сведения об участках лесного фонда будут способствовать расширению налогооблагаемой базы, пополнению бюджета страны.

Библиографический список

1. Орлова Т. Российская «Лесная биржа» будет создаваться в Пермском крае // 59i.ru: перм. информ. портал. 2017. 19 февр. URL: https://59i.ru/novosti/novosti-permi-i-permskogo-kraja/rossiiskaja-lesnaja-birzha-budet-sozdavatsja-v-permskom-krae.html (дата обращения: 29.03.2017).

2. Региональный доклад о состоянии и использовании земель в Пермском крае по состоянию на 1 января 2016 года [Электронный ресурс] / Федер. служба гос. регистрации, кадастра и картографии; Упр. Федер. службы гос. регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю // Росреестр: офиц. сайт. URL: https://rosreestr.ru/site/open-service/statistika-i-analitika/zemleustroystvo-i-monitoring-zemel59/ regionalnyy-doklad-o-nalichii-i-sostoyanii-zemel-v-permskom-krae/ (дата обращения: 29.03.2017).

1 Лесной кодекс Российской Федерации от 4 дек. 2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 1 июля 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 50. Ст. 5278.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.