Научная статья на тему 'Проблемы функционирования системы проектирования профессиональной карьеры молодежи Приморского края'

Проблемы функционирования системы проектирования профессиональной карьеры молодежи Приморского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАРЬЕРА / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуковская Оксана Владимировна

В статье рассматриваются условия и возможности проектирования профессиональной карьеры молодежи в Приморском крае в процессе получения высшего профессионального образования. Автор анализирует взаимодействия между вузами и различными субъектами проектирования профессиональной карьеры молодежи, а также определяет круг проблем, связанных с функционированием региональной системы проектирования профессиональной карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуковская Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы функционирования системы проектирования профессиональной карьеры молодежи Приморского края»

-N3 26.-0. 17-18.

2. Градобоев, В. В. Экономическая оценка стратегического развития ОАО «РЖД»/ В. В. Градобоев, В. Г. Карчик, В. М. Колесова, А. А. Лякина // Экономика железных дорог. -2007. -Ш 11. - С. 9-24.

3. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний / Патрик А. Гохан пер. с англ. - 2-е изд. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. -741 с.

4. Дмитриев, К. А. Реструктуризация бизнеса // Финансовый директор. -2004. - N3 9. - С. 18.

5. Леонтьев, Р. Г. Интеграция железнодорожной отрасли с малым бизнесом : монография / Р. Г. Леонтьев, А. Н.

Бессонова. - Хабаровск : Издательство ДВГУПС, 2005. - 286 с.

6. Леонтьев, Р. Г. Императивы антикризисного управления на железнодорожном транспорте : монография / Р. Г. Леонтьев, Н. М. Стецюк. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. -251 с.

7. Никонова, И. А. Финансирование бизнеса / И. А. Никонова. - М. : Альпина Паблишер, 2003. -197 с.

8. Якунин, В. О третьем этапе ре-

формирования железнодорожной отрасли: выступление президента ОАО «РЖД» / В.О. Якунин // Экономика железных дорог. -2006. 12.-С. 7-8.

9. Электронный ресурс: и)ит. ггс1. ги

Проблемы функционирования системы проектирования профессиональной карьеры молодежи Приморского края

О.В. Жуковская

В статье рассматриваются условия и возможности проектирования профессиональной карьеры молодежи в Приморском крае в процессе получения высшего профессионального образования. Автор анализирует взаимодействия между вузами и различными субъектами проектирования профессиональной карьеры молодежи, а также определяет круг проблем, связанных с функционированием региональной системы проектирования профессиональной карьеры.

Ключевые слова: социальное проектирование, проектирование профессиональной карьеры, система высшего образования, карьера, социальное взаимодействие.

Приморский край является крупнейшим по численности населения и экономическим возможностям в Дальневосточном федеральном округе. По данным исследований Института географии ДВО РАН, экономический потенциал Приморского края в Дальневосточном регионе составляет около 30%, а в масштабах всей России - около 1,5%, при этом, в Приморье проживает 30,3% населения Дальнего Востока [2]. В настоящее время Приморский край приобрел статус стратегического региона, что предполагает солидные инвестиции в его экономику.

Однако демографическая ситуация в крае неоднозначная. В Приморье на-

блюдается активизация миграционных процессов: с одной стороны, идет отток местного населения в западные регионы России, а с другой стороны, прибывает большое количество иммигрантов из стран Ближнего и Дальнего зарубежья. Эти процессы оказывают значительное влияние на объем, структуру и качество трудовых ресурсов края.

Современный положительный опыт развития государств и регионов показывает, что экономические успехи не всегда связаны с объемом населения, ростом трудовых ресурсов. Вследствие усложнения технологий, социальной структуры, организации и управления на первое место встает качество насе-

Жуковская Оксана Владимировна - аспирант кафедры социологии и социальной работы Дальневосточного государственного технического университета (г. Владивосток). E-mail: oxygin@yandex.ru

ления, качество трудовых ресурсов [1]. То есть, для любой развивающейся экономики необходима критическая масса квалифицированных работников [2]. Поэтому на первый план выходят проблемы обеспечения качества трудовых ресурсов, в частности, уменьшения текучести квалифицированных работников, подготовки и переподготовки кадров с учетом специфических требований экономики конкретного региона. Также становится важным создание условий для привлечения на предприятия молодых специалистов, обладающих необходимыми стартовыми профессиональными знаниями и умениями. Как следствие, актуализируются вопросы функционирования института профессионального образования в масштабах региона, регулирования системы проектирования профессиональной карьеры молодежи в Приморском крае.

Проектирование профессиональной карьеры молодежи является разновидностью социального проектирования и может быть определено как особый, специально организованный вид деятельности в системе профессиональной подготовки девушек и юношей, в рамках которой осуществляется процесс профессионального развития молодого человека как носителя карьеры, его целенаправленное движение к достижению намеченных профессиональных целей, анализ и прогнозирование возможных последствий и результатов на основе сложившихся индивидуальных представлений. Проектирование профессиональной карьеры молодежи

- это целенаправленная деятельность, характеристиками которой являются управление процессом формирования и реализации профессиональной карьеры молодого человека, создание карьерных проектов [3]. Следовательно, проектирование профессиональной карьеры молодежи как управленческая деятельность предполагает организацию специального взаимодействия между участниками проектного процесса, которыми, помимо молодого человека как носителя карьеры, являются государственные и территориальные органы управления, профессиональные учебные заведения, компании-

работодатели и общественные организации. Особую роль в данном процессе выполняют профессиональные учебные заведения, в частности вузы, так как именно они осуществляют профессиональную подготовку молодежи.

В связи с этим, в настоящее время для Приморского края одной из самых актуальных задач является обеспечение стратегически ориентированных взаимодействий учреждений высшего профессионального образования и иных субъектов проектирования профессиональной карьеры молодежи с учетом экономической конъюнктуры края, ситуации на региональном рынке труда, а также проводимых в России реформ профессионального образования.

Заметим, что, несмотря на территориальную удаленность от образовательных центров страны, в Приморье исторически сформировалась разветвленная инфраструктура высшего профессионального образования. По количеству вузов на территории Дальневосточного федерального округа Приморский край занимает второе место, уступая лишь Хабаровскому краю.

Высшее образование в Приморском крае представлено 10 государственными вузами, 4 филиалами центральных государственных вузов, 3 негосударственными вузами [4]. Рынок высшего образования в регионе можно охарактеризовать как олигополистический. Основная доля общего объема оказываемых услуг принадлежит четырем вузам: ДВГУ, ДВГТУ, ВГУЭС, ТГАЭУ [4].

В настоящий момент проводниками государственной политики в области образования и занятости молодежи в Приморском крае являются: Комитет по образованию администрации края, Комитет по делам молодежи администрации, Департамент ФГСЗН по Приморскому краю. Именно данные структуры контролируют реализацию национальных проектов «Образование» и «Молодежь России».

При поддержке администрации Приморского края реализуются стипендиальные и грантовые программы, поощряющие талантливых молодых ученых и студентов высших учебных заведений и стимулирующие их даль-

нейшую научно-исследовательскую деятельность в регионе. В целях регулирования социально-экономических процессов, выявления организаторских способностей молодежи утверждена губернаторская программа подготовки молодежи с обучением и прохождением стажировки за рубежом. С 2002 года региональная администрация формирует заказ вузам на контрактную подготовку специалистов для государственных и муниципальных органов управления края. Основная задача программы - обеспечить квалифицированными кадрами сельские и отдаленные районы края. Программа предусматривает обязательное трудоустройство выпускников. Также администрацией Приморского края используются экономические методы регулирования взаимодействий предприятий и вузов. В частности, организации различных форм собственности, оплачивающие на договорной основе обучение студентов в вузах, находящихся на территории Приморского края, освобождаются от налогов, сборов и платежей в краевой и муниципальные бюджеты на сумму средств, затраченных на эти цели.

Помимо этого, в Приморском крае действует ряд некоммерческих организаций, оказывающих услуги в области занятости молодежи (как временной, так и постоянной). К ним относятся: Биржа труда для молодежи «Перспектива», Приморский краевой студенческий отряд, «Исток» и др.

В 1999 году (по инициативе ряда предпринимателей Приморского края) создана некоммерческая молодежная организация «Центр корпоративного предпринимательства», которая рассматривается в качестве площадки для налаживания диалога между вузом, работодателем и молодым человеком, заинтересованным в индивидуально карьерном проектировании.

Ежегодно в крае проводится конкурс «Лучший выпускник года», цель которого заключается в привлечении внимания деловых людей к наиболее активным выпускникам вузов, проявившим себя в учебе, научной и общественной деятельности. Эту же функцию выполняют выставки «Образование и карьера»

и «круглые столы», посвященные вопросам образования и занятости молодежи. С 2006 года в Приморье издается журнал «Гид молодого специалиста».

В крае (при содействии кадрового агентства «Карьера - Форум») активно реализуется программа «Карьера», основная цель которой - трудоустройство молодых специалистов. Ежегодно в программе принимают участие 1000 человек, при этом, более 80% молодых специалистов находят работу в течение 3-4 месяцев.

Наряду с отмеченными выше позитивными тенденциями в области ресурсного обеспечения проектирования профессиональной карьеры молодежи края, существуют и серьезные проблемы.

Во-первых, наблюдается несовпадение целей профессиональной подготовки со стратегическими задачами развития Приморского края, а также снижение качества образовательных услуг. Конечно, тот факт, что образование имеет массовый характер, играет положительную роль в повышении качества населения в Приморском крае, в решении проблем воспитания и занятости молодежи. Но практически всеобщий характер высшего образования в условиях резкого уменьшения количества средних специальных заведений, создания, так называемых, «образовательных пирамид», девальвации значимости рабочих специальностей в обществе ведет к снижению качества знаний и умений выпускников вузов, несоответствию структуры профессиональной подготовки структуре экономики края.

Во-вторых, фиксируется несоответствие инфраструктуры высших учебных заведений современным требованиям и отсутствие взаимодействия между вузами.

Так, по качеству программ в Приморском крае лидируют ДВГУ, ДВГТУ и ТГЭУ. Самыми престижными в регионе являются ДВГУ и ТГЭУ: их выпускники востребованы на рынке труда, квалификация профессорско-преподавательского состава оценивается как наиболее высокая по сравнению с коллективами других вузов края. Хотя наиболее комфортная для обучения ин-

фраструктура создана во ВГУЭС.

Наряду с этим, наблюдается существенный разрыв между теоретической подготовкой в вузе и реально заявленными на рынке труда требованиями к качеству и квалификации молодых специалистов. В программе обучения пассивные формы превалируют над интерактивными.

Что касается взаимодействия вузов края, то оно осуществляется нерегулярно и, в основном, между преподавателями и студентами. Как считают эксперты, налаживанию контактов между учебными заведениями различных уровней подготовки препятствуют следующие факторы:

1. Межвузовская конкуренция. Учебные заведения - это конкуренты, которые ведут «битву» за абитуриентов, число которых неуклонно снижается.

2. Отсутствие понятной и прозрачной государственной программы межвузовской мобильности (несмотря на то, что идея подобной системы организации взаимодействия представлена в Концепции реформирования системы образования). Взаимодействие между вузами осуществляется, в основном, в форме выставок и «круглых столов», отчасти - в рамках послевузовского образования. При этом, наблюдается активная миграция преподавателей между вузами: около 54% преподавателей работают одновременно в нескольких вузах. Как считают исследователи, побуждает преподавателей к такой межвузовской мобильности необходимость дополнительного заработка, так как уровень оплаты их труда в большинстве случаев ниже прожиточного минимума.

3. Статус высших учебных заведений как учреждений федерального, а не регионального подчинения [5], что обусловливает низкую заинтересованность руководства вузов в результатах своей деятельности, которая в стратегическом плане предполагает обеспечение потребностей в кадрах, прежде всего, предприятий Приморского края.

4. Развитие системы дополнительной коммерческой подготовки в вузах (программы дополнительного образования, повышения квалификации). В результате, контакты между учреж-

дениями дополнительного образования отсутствуют, а вуз превращается в замкнутую информационную систему, потому что услуги дополнительного образования, в основном, оказываются теми же преподавателями, которые осуществляют подготовку по основным направлениям деятельности вузов.

Третьей проблемой во взаимодействии вузов и остальных субъектов проектирования профессиональной карьеры молодежи в Приморском крае является отсутствие конструктивного диалога между вузами и работодателями.

В настоящие время основными «точками» взаимодействия компаний-работодателей и учебных заведений являются вузовские ярмарки вакансий, а также система студенческих производственных практик.

Между учебными заведениями и компаниями-работодателями как субъектами проектирования профессиональной карьеры существует глубокий разрыв в понимании того, как они должны контактировать. Речь идет не только о различных подходах в понимании структуры подготовки специалистов, но и коммуникационных барьерах в процессе их взаимодействия, заключающихся в использовании «разного языка». Так, представители учебных заведений отмечают, что работодатель «не желает сотрудничать, не может сформулировать корректно заказ на подготовку специалистов, предъявляет необоснованно высокие требования выпускникам». В то время, как представители предприятий говорят о том, что учебные заведения «оторваны от действительности», со своей стороны, также не готовы к сотрудничеству.

В крае отсутствует систематическая работа по формированию заказов от работодателей, прогнозированию потребностей рынка труда в специалистах того или иного профиля, и своевременному размещению заказа на их подготовку. Это отмечают как представители компаний-работодателей, так и представители территориальных органов власти.

Для того, чтобы проектирование карьеры молодыми людьми было гармоничным, должна быть выстроена сквоз-

ная система, реализующая принцип непрерывности образования и включающая как образовательные учреждения разного уровня, так и предприятия работодателей, службы занятости, кадровые агентства. Однако на текущий момент в Приморском крае школы больше озадачены организацией ЕГЭ, профориентационная работа проводится, в основном, силами вузов, заинтересованных в рекрутировании абитуриентов. Но в период обучения продуманное регулирование вузом процесса проектирования профессиональной карьеры молодежи (студентов) фактически отсутствует.

При этом, не только образовательные учреждения, но и рынок труда в лице служб занятости, кадровых агентств, предприятий-работодателей демонстрируют различный (часто - низкий) уровень вовлеченности в реализацию современных программ и проектов в области образования, труда и занятости. В Приморском крае всего 10% предприятий имеют внутреннюю программу работы с молодыми специалистами. Как правило, это представители российских и международных корпораций, лишь 5% региональных компаний имеют необходимый уровень развития, чтобы предложить достойные программы работы со студентами и молодыми специалистами.

И, наконец, не менее важной проблемой функционирования системы проектирования профессиональной карьеры молодежи в Приморском крае является отсутствие культуры карьерного проектирования среди молодежи и низкий уровень осведомленности о возможностях и ресурсах проектирования карьеры в регионе.По данным конкретно-социологического исследования, проведенного автором статьи в 2006

- 2008 гг., более 50% студентов Приморского края вынуждены при планировании своего профессионального пути ориентироваться на собственные знания, а также

на мнение своего ближайшего окружения, которое, как показывает практика, не всегда оказывается верным. Выбор профессии делается на основе идеализированных представлений о будущей работе, а не в результате анализа собственных способностей и реальной ситуации на рынке труда края.

Таким образом, сложившаяся в Приморском крае образовательная инфраструктура потенциально способна обеспечить благоприятную ресурсную среду для проектирования профессиональной карьеры молодежи. Тем не менее, существующие проблемы во взаимодействии между вузами и остальными субъектами проектного процесса не позволяют молодым людям в настоящий момент эффективно осуществлять проектирование профессиональной карьеры. В связи с современными экономическими, демографическими, политическими тенденциями развития Приморского края решение данных противоречий имеет стратегическое значение для развития региона.

Литература и источники:

1. Авраамова, В. М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания / Е. М. Аврамова // Социологические исследования. - 2006. - N3 4.-С. 37- 46.

2. Килъматов, Т. Р. Моделирование сценариев стратегического развития Приморского края / Т.Р. Килъматов. -Владивосток: Далънаука, 2004. - 102 с.

3. Котляров, И. В. Теоретические основы социального проектирования / И. В. Котляров. - Минск: Наука и техника, 1989. -188 с.

4. Приморский край : статистический ежегодник - Владивосток: Примор-крайстат, 2007. - 289 а

5. Федеральный закон <О высшем и послевузовском образовании» / Высшее образование - интеллектуальный потенциал страны // Библиотечка Российской газеты. — 2005. - Вып. № 20. — 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.