Научная статья на тему 'Проблемы формирования у будущих специалистов социальной сферы психологической готовности к работе с детьми-инвалидами'

Проблемы формирования у будущих специалистов социальной сферы психологической готовности к работе с детьми-инвалидами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
725
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лунегова Е. К.

Анализируются проблемы готовности к деятельности, дается описание особенностей психологической готовности к профессиональной деятельности, в частности психологической готовности к деятельности с детьми-инвалидами, рассматриваются знания, умения и личностные качества, необходимые специалисту социальной работы в деятельности с детьми с ограниченными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования у будущих специалистов социальной сферы психологической готовности к работе с детьми-инвалидами»

Е. К. Лунегова

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

Анализируются проблемы готовности к деятельности, дается описание особенностей психологической готовности к профессиональной деятельности, в частности психологической готовности к деятельности с детьми-инвалидами, рассматриваются знания, умения и личностные качества, необходимые специалисту социальной работы в деятельности с детьми с ограниченными возможностями.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты. Данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют, что число детей-инвалидов в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками), всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психологопедагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.

В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами.

«Инвалидность» в детском возрасте можно определить как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре» [1].

Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Работа с детьми - одна из наиболее важных и трудных задач современной системы социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, увеличение внимания к каждому из них (независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей), представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права - все это определяет важность работы по оказанию помощи детям-инвалидам.

Деятельность специалиста социальной работы характеризуется множеством специализаций и включает работу с различными категориями населения, в частности с деть-ми-инвалидами. Поэтому он должен обладать определенными знаниями, умениями и навыками. Знаниями в области педагогики и психологии, физиологии развития ребенка, ме-

тодики воспитательной работы. Эти знания необходимы для изучения ребенка с ограниченными возможностями, анализа его поступков и поведения, особенностей его общения, совместимости его в группе других детей. Кроме этого, он должен быть психологически готов к работе с данной категорией населения.

В работах ученых, посвященных проблеме готовности, существует большое разнообразие в определении сущности этого понятия.

Проблема готовности будущих специалистов социальной работы и социальных педагогов к деятельности исследована в работах Ильина А.С., Нечаевой Л.В., Сластенина В. А., Яковлевой Н.М., Ковалева Г. А., Кузьминой Н.В., Дурай-Новаковой А.К. и др.

Категория «готовность» употребляется в литературе для обозначения ее как условия и регулятора деятельности, психологического состояния, установки, наличия у субъекта определенных потребностей, как синтеза свойств личности и т.п.

Ряд ученых исследовали состояние готовности индивида к различным видам деятельности. К примеру, Е.А. Гудков определяет готовность к определенному виду деятельности как «мотивированный данным видом деятельности комплекс качеств, знаний, практических умений и навыков, состояний и отношений, необходимых для достижения социально-значимых целей, результатов» [2].

Понятие «готовности» к деятельности Б.Г. Ананьев определяет, как «проявление способностей». В.А. Крутецкий предлагает называть готовностью к деятельности весь «ансамбль», синтез свойств личности, как значительно более широкое понятие, чем способности.

В литературе уделено значительное внимание конкретным формам готовности: установке (Д.Н. Узнадзе и др.), готовности личности к трудовой деятельности (Н..Д. Левитов, К.К. Платонов, Л. А. Кандыбович и др.) и т.д.

Готовность рассматривается по-разному, в зависимости от специфики структуры профессиональной деятельности. Большинство авторов раскрывают «готовность» через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности; общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей; направленность личности на выполнение определенных действий (Р. А. Гаспарян, Е.Г. Козлов, Л.С. Нерсесян, А.Ц. Пуни и др.). Готовность изучалась и как определенный уровень развития личности (Я.Л. Коломинский).

Анализ состояния проблемы готовности личности к деятельности показал, что это особое психическое состояние и относительно устойчивая характеристика личности. Несмотря на многообразие направлений, изучающих формы готовности, все сходятся на том, что это предрасположенность субъекта ориентировать свою деятельность определенным образом.

Мы согласны с мнением К.М. Дурай-Новаковской, которая под готовностью понимает систему интегративных качеств, свойств, знаний, навыков личности. Содержание профессиональной готовности представляет собой, по ее мнению, осознание высокой роли социальной ответственности, стремление активно выполнять профессиональную задачу, установку на реализацию знаний, умений и качеств личности [3]

Через готовность определяется установка, обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания успешной профессиональной деятельности. Определение установки через готовность в какой-то мере отождествляет эти понятия. Д.Н. Узнадзе понимал установку как более широкое явление, чем готовность [9]. Готовность определялась им как существенный признак установки. С другой стороны, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович разводят эти два понятия с точки зрения конкретно-психологической природы

феноменов, которые данные понятия обозначают. Установка, с их точки зрения, является лишь формой готовности.

Рассматривая структуру готовности, исследователи выделяют в ее содержании следующие взаимосвязанные между собой компоненты:

- мотивационный - выражается в наличии потребности успешно выполнять поставленную задачу, интересе к объекту деятельности, способах ее осуществления, стремлении к успеху;

- ориентационный - включает знания и представления об особенностях и условиях деятельности;

- операциональный - предполагает владение способами и приемами деятельности, умениями и навыками;

- волевой - характеризует внутреннюю потребность в управлении действиями;

- оценочный - предполагает самооценку своей подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач поставленным образцам [4].

При формировании готовности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки складывается самооценка возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями; формируются установки на осознание профессиональной задачи; определяются специальные способы деятельности и модели соответствующего профессионального поведения.

Психологическая готовность студента к профессиональной деятельности проявляется: в форме установок (как проекция прошлого опыта на ситуацию «здесь и сейчас»), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям; в виде мотивационной готовности, в виде профессионально-личностной готовности к самореализации.

Профессиональное становление специалиста предполагает, на наш взгляд, несколько этапов и зависит от ряда факторов индивидуального и социального развития личности. В числе их можно выделить:

- психофизиологические характеристики субъекта, личности, обеспечивающие предпосылки выбора профессии;

- допрофессиональную психологическую подготовку субъекта (в школе, лицее данного профиля), формирование у субъекта мотивационных установок на дальнейшую социальную деятельность;

- профессиональную подготовку в высшем или среднем специальном учебном заведении, формирование готовности к профессиональной деятельности;

- постдипломное самосовершенствование в профессии (происходит в разной динамике и с эффективностью, присущей конкретному индивиду).

Таким образом, готовность к деятельности должна рассматриваться как интегративное проявление личности. Поэтому критерии (показатели) готовности специалиста целесообразно соотносить с основными потенциалами личности как субъекта деятельности.

Необходимо также рассмотреть систему критериев готовности к реализации профессиональной деятельности [5].

Структуру профессиональной готовности можно рассмотреть как систему, состоящую из 4 компонентов.

1) мотивационная готовность - мировоззрение и направленность, выражающие потребности, интересы, идеалы, стремления, морально-этические качества личности, соответствующие выбранной профессиональной деятельности. Социально-профессиональная ориентация выражает первичную интегративную характеристику субъективной предрасположенности личности к той или иной деятельности [6];

2) теоретическая готовность - определенный уровень знания индивида;

3) практическая готовность - наличие познавательных, коммуникативных, конструктивных умений, позволяющих решать профессиональные задачи;

4) креативность - готовность к творчеству и наличие опыта творческой деятельности.

Приведенные выше точки зрения ученых и исследователей свидетельствуют о наличии различных подходов к определению готовности. Это объясняется тем, что рассматриваются разные виды готовности, а так же имеет значение то, к какому конкретно виду деятельности относится готовность.

Следовательно, при определении структуры готовности к какому-либо виду деятельности необходимо учитывать специфику самой деятельности и факторы, влияющие на структурные компоненты готовности.

Таким образом, профессиональная готовность является результатом профессиональной подготовки, качеством личности и выступает регулятором успешности профессиональной деятельности.

По нашему мнению, содержание и структура готовности специалиста к деятельности, в частности с детьми-инвалидами, определяются требованиями деятельности к психическим процессам, состояниям, опыту, свойствам личности специалиста социальной работы и ее установкам, мотивам, а также определенным набором знаний, умений и навыков.

Составной частью готовности к профессиональной деятельности социального работника является его психологическая готовность.

Психологическая готовность понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.

В условиях смены образовательных парадигм, новых социально-экономических условий, когда профессиональная деятельность существенно усложняется, устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями психологической готовности специалиста. Психологическая готовность человека к деятельности как бы аккумулирует в себе все необходимые и достаточные для успешного решения поставленной задачи элементы предстоящего действия. Она является обязательным условием не только её начала, но и эффективного решения. В соответствии с пониманием особой значимости психологической готовности как фактора эффективной деятельности, сложилась практика формирования профессиональной готовности специалиста.

В зависимости от определения психологической готовности различными авторами выделяются её структура, главные составляющие, строятся пути его формирования.

Если определяющая составляющая - профессиональное мышление, то формирование психологической готовности строится через обучение приемам анализа (Кашапов М.М.)

Там, где в основу кладется профессиональная направленность и формирование профессиональных способностей (профессионализма), определяющих психологическую готовность, проходит через профессиональную направленность. (Кузнецов В.Г., Паламар-чукМ.А., Ступницкая С.Ф.)

Маркова А.К. определяет, что профессионализация, включающая в себя, в том числе, и психологическую готовность, как многоканальный процесс идет сразу по нескольким направлениям. По ее мнению, через обучение и воспитание формируется мотивационная и операциональная сферы. Психологическую готовность к профессиональной деятельности в таком случае характеризует динамика изменений в мотивационной сфере личности, формирование в ней профессионально значимых установок, изменение ценностносмысловой структуры мировосприятия личности.

Мы согласны с Согалаевым В.В., который отмечает, что в структуру психологической готовности входят мотивационный, ориентационный, эмоционально-волевой, личностно-операциональный и оценочно-рефлексивный компоненты [7].

Вся структура психологической готовности к эффективной деятельности может быть представлена рядом блоков, в каждом из которых есть стартовая установка к тому или иному виду деятельности и одновременно способность к достижению необходимого результата: установка и способность к полному включению в деятельность, установка и способность к нестереотипной деятельности, установка и способность принятия обоснованного решения

Психологическая готовность специалиста социальной работы к деятельности с деть-ми-инвалидами предполагает также и наличие определенных психологических знаний, умений и навыков. В число умений специалиста социальной работы, необходимых при работе с детьми с ограниченными возможностями, входят:

1) умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для оценки ситуации;

2) умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение детей, применять знания по теории личности и методы диагностики;

3) умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности, влиять на общение, отношения между детьми и их окружением, на ситуацию в микросоциуме;

4) способность сочувствовать, сопереживать клиенту, в частности ребенку-инвалиду, активизировать усилия подопечных по решению собственных проблем, добиться их доверия;

5) обсуждать самые острые темы в позитивном эмоциональном настрое;

6) выявлять нужды детей и вырабатывать конструктивные пути терапевтической помощи, решения их проблем [8].

Роль личностных качеств, необходимых социальному работнику в деятельности с детьми-инвалидами, велика. Среди них можно выделить такие, как личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, высокая духовная культура и нравственность т.д. Психологические знания и умения в сочетании с соответствующими личностными качествами включаются в структуру психологической готовности к профессиональной деятельности.

Для возникновения психологической готовности будущего специалиста социальной работы к деятельности необходимо, чтобы студент понимал значимость профессиональных задач, предвидел вероятные трудности при их осуществлении; обладал чувством профессиональной чести и ответственности, уверенности в успехе; испытывал потребность в успешном выполнении педагогической деятельности; умел мобилизовать свои силы для выполнения профессиональных задач, обладал определенным набором знаний, умений и навыков.

Литература

1. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т.1. / Под. ред. Ю.Д. Арабатской. М.: Медици-на,1981. 559с.

2. Гудков Е.А. Формирование готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к инновационной деятельности: Дис. ... канд. пед.наук/ Оренбург, 2000. С.20.

3. Дурай-Новаковская К.М. Основы и закономерности процесса формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности: Автореф. дисс. ...докт. пед. наук/ М., 1983.

4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во Бел. ун-та, 1976.

5. Кузнецова Г.Д. Формирование профессиональной деятельности и личности социального работника: Автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Москва, 1996. 34с.

6. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз / Под. ред. С.Г. Вершиловского. С-Петербург, 1998.

7. Согалаев В.В. Педагогические условия формирования готовности курсантов ВВУЗа к воспитательной деятельности: Дис. ... канд. пед.наук. - Челябинск,1997.

8. Хасанова Г.Б. Фундаментализация социального образования.- Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003.-200 с.

9. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психологические исследования. М., 1966.

© Е. К. Лунегова - асп. каф. социальной педагогики и психологии КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.