Научная статья на тему 'Проблемы формирования туристской инфраструктуры в Евроарктическом регионе России'

Проблемы формирования туристской инфраструктуры в Евроарктическом регионе России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
63
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ ТУРИЗМА / ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ЕВРОАРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН РОССИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ахобадзе Д.Т.

В статье рассмотрены основные проблемы формирования туристской инфраструктуры в Евроарктическом регионе России. Предложен методологический алгоритм исследования проблематики туристского освоения регионов Крайнего Севера, выявлены приоритеты этого освоения и предложены организационно-экономические механизмы их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования туристской инфраструктуры в Евроарктическом регионе России»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЕВРОАРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ РОССИИ

© Ахобадзе Д.Т.*

Институт проблем региональной экономики Российской академии наук,

г. Санкт-Петербург

В статье рассмотрены основные проблемы формирования туристской инфраструктуры в Евроарктическом регионе России. Предложен методологический алгоритм исследования проблематики туристского освоения регионов Крайнего Севера, выявлены приоритеты этого освоения и предложены организационно-экономические механизмы их реализации.

Ключевые слова виды туризма, туристская инфраструктура, туристские ресурсы, индустрия туризма, Евроарктический регион России.

Проблемы формирования туристской инфраструктуры в Евроарктическом регионе России (ЕАРР), как и любые другие, предполагают для своего решения детальное исследование специфики социально-эколого-хозяйственного развития конкретной территории.

ЕАРР включает в себя практически всю территорию Мурманской области, Ненецкого автономного округа (НАО), муниципального образования городской округ (МОГО) «Воркута» (республика Коми) и северные территории Приморского района Архангельской области (архипелаг Земля Франца-Иосифа и остров Виктория). Общая площадь региона - 362 тыс. кв. км (т.е. на 24 тыс. кв. км больше территории Финляндии). ЕАРР является самым населенным арктическим регионом мира (925 тыс. чел. в 2011 г.) с самыми крупными заполярными городами (Мурманск, Апатиты, Воркута и т.д.) и крайне неравномерным расселением. Значительная часть населения проживает в моногородах (Ковдор, Снежногорск, Полярные Зори и т.д.).

Макрорегион характеризуется интенсивным развитием не только предприятий добывающих отраслей промышленности (добыча топливно-энергетического и железно-рудного сырья), но и обрабатывающих отраслей хозяйствования (судостроение, деревообработка и т.д.). В целом, в экономике ЕАРР функционирует около 25 тыс. предприятий и организаций, что является надежной базой развития такого специализированного вида туризма, как бизнес-туризм.

Наиболее урбанизированными территориями региона являются горные районы - Хибины и Полярный Урал, где с советских времен сконцентриро-

* Старший научный сотрудник лаборатории проблем развития социального и экологического пространства и воспроизводства трудовых ресурсов региона, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник.

76

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ваны предприятия горно-добывающей промышленности. Данные территории обладают достаточно устойчивыми экосистемами, позволяющими развивать массовые виды туризма, связанные с активным отдыхом на природе: горно-лыжный туризм, сплав по горным рекам, альпинизм и т.д. Например, в г. Кировске функционирует один из крупнейших в стране горнолыжных центров, которые раньше посещало свыше 500 тыс. чел. [1].

Модернизация действующих (Хибины) и формирование новых (Полярный Урал) горнолыжных курортов предполагает соответствующее развитие их инфраструктуры (техническое обустройство горных склонов, строительство новых объектов размещения, питания, развлечений, торговли, транспорта и т.д.).

Высокоширотная часть ЕАРР включает в себя, прежде всего, акваторию, побережье и острова Баренцева моря. Данная территория образует, наряду с Хибинами и Полярным Уралом, третью аттрактивную туристскую зону макрорегиона, специализирующуюся главным образом на развитии высокодоходного круизного туризма, практически не нуждающегося (помимо собственно морской) в туристской инфраструктуре. Круизный туризм является приоритетным и в силу того, что его развитие оказывает наименьшее негативное воздействие на местные экосистемы, обладающие крайне низким ассимиляционным потенциалом.

Исследование специфики социально-эколого-хозяйственного функционирования региона и выявление важнейших территориально-отраслевых приоритетов развития туриндустрии в ЕАРР позволяет определить адекватную политику в области становления туризма с соответствующей инфраструктурой, а также связанные с этим процессом базовые проблемы и пути их решения. Изучая отмеченные проблемы, автор пришел к заключению, что всю совокупность инфраструктурных ресурсов туриндустрии следует классифицировать по признаку их влияния на экономику региона: универсальное, воздействующее на все отрасли хозяйствования, и специфическое, ограниченное собственно сферой туризма. С определенной долей условности, универсальные инфраструктурные ресурсы можно отнести к ресурсам первого рода - транспорт, гостиничный сектор, объекты общественного питания и досугово-развлекательные объекты. Другая группа ресурсов (специфические) относится к ресурсам второго рода, непосредственно связанным с обслуживанием туриндустрии, и включает в себя информационные, нормативно-правовые, кадровые, научные и прочие ресурсы.

Рассмотрим более детально проблемы мобилизации отдельных инфраструктурных ресурсов, являющихся, на наш взгляд, наиболее значимыми для развития туриндустрии в ЕАРР.

Транспортные ресурсы. Транспорт и его инфраструктура являются базовой компонентой туриндустрии. В настоящее время уровень ее развития в регионе не отвечает современным требованиям. По показателям плотности

Региональная экономика

77

автодорог с твердым покрытием и железнодорожных путей, ЕАРР значительно уступает не только аналогичным средним показателям по СЗФО (в 2,4 и 1,3 раза соответственно), но и средним по РФ в целом. При этом, НАО -один из немногих субъектов РФ, в котором вообще отсутствует железнодорожное сообщение. Однако, здесь находятся основные судоходные речные пути региона, идущие по р. Печора и ее притокам. Низкий уровень отмеченных видов транспортной инфраструктуры, к сожалению, не в полной мере компенсируется ее авиационной и морской составляющими. В ЕАРР действует лишь 2 международных аэропорта (в г. Мурманск и г. Кировск). Остальные аэропорты связаны с межрегиональными (г. Нарьян-Мар и г. Воркута) и внутрирегиональными воздушными перевозками (только в НАО размещено свыше 20 классифицированных и неклассифицированных аэродромов и посадочных площадок [2]). Большинство объектов авиаинфраструктуры нуждается в модернизации, в т.ч. с учетом потребностей развития туризма. Вместе с тем, неплохие перспективы имеет использование для целей арктического туризма и экранопланов, практически не требующих дорогостоящей инфраструктуры своего обслуживания. В развитии на базе расширения и модернизации нуждается и инфраструктура морского транспорта (причальные сооружения, морские вокзалы и т.д.). В ЕАРР действует 4 морских порта (2 в Мурманской области и 2 в НАО) и множество портопунктов, обеспечивающих морское сообщение городов и поселков, расположенных на прибрежных территориях и островах. Наличие отмеченных инфраструктурных объектов позволяет развивать в регионе многие виды т.н. водного туризма, включая наиболее перспективный для северных широт -круизный, с использованием различных судов ледового класса, в т.ч. атомоходов. Эффективность развития круизного туризма подтверждается успешным туристским освоением Аляски и Шпицбергена.

Ресурсы размещения. Туристское освоение ЕАРР предполагает использование всей совокупности видов размещения, которая, в целях достижения эффективности своей эксплуатации, должна развиваться в соответствующих пропорциях. Данные виды размещения могут быть объединены в 4 группы: - Коллективные средства размещения, включающие в себя как предприятия гостиничного комплекса, так и специализированные объекты - турбазы, санатории, дома отдыха и т.д. Наиболее эффективно гостиничный комплекс используется в НАО, где в среднем на одну гостиницу приходится 4200 посетителей в год (справочно: в Мурманской области - 3200 чел. в год). Услугами гостиниц пользуются главным образом бизнес-, VIP- и научные туристы, потребности которых соответствуют высокому уровню обслуживания. Услугами специализированных объектов размещения пользуется широкий круг туристов, ориентированных на средний уровень обслуживания (спортсмены, рыболовы и т.д.).

78

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

- Индивидуальные средства размещения, принадлежащие местным жителям (гостевые дома, комнаты и т.д.). Развитие данного сегмента туруслуг значительно дифференцировано по регионам России (от массового на юге страны до эксклюзивного на севере). Так, на Чукотке местные жители в последние годы стали активно строить в своих родовых поселениях гостевые дома и предоставлять гостям разнообразные сопутствующие размещению виды услуг (сопровождение на охоту и рыбалку, походы на собачьих и оленьих упряжках и т.д.). При этом, наряду с чисто экономическим, достигается и социально-экологический эффект, связанный с развитием альтернативных, но не противоречащих традиционным, форм жизнедеятельности коренного населения, обеспечивающих устойчивое развитие арктических территорий.

- Передвижные коллективные средства размещения, к которым относятся т.н. железнодорожные отели (турпоезда) и плавучие гостиницы (круизные суда), являющиеся наиболее перспективными для туристского освоения арктического региона. В настоящее время с использованием круизных судов, в т.ч. модернизированных под эти цели атомоходов, российскую часть Баренцева моря и Северный полюс ежегодно посещает лишь около 4 тыс. туристов, включая 1 тыс. - архипелаг Франца-Иосифа (справочно: архипелаг Шпицберген ежегодно посещает 77 тыс. путешественников [3]). С учетом необходимости обеспечения устойчивого развития круизного туризма в ЕАРР, так же как и в Антарктиде, его перспективы, по мнению специалистов, связаны со строительством новых судов ледового класса, включая атомоходы, с численностью пассажиров, не превышающей 500 чел., при единовременном сходе на берег не более 100 туристов [4].

- Передвижные личные средства размещения (автодома, катера, яхты и т.д.). Для автодомов следует использовать щадящую местные экосистемы технику и осуществить организацию кемпинговых зон. Катерно-яхтенный туризм нуждается в повсеместном создании катерно-яхтенных стоянок / марин с соответствующим набором услуг.

Ресурсы общественного питания (рестораны, кафе, бары и т.д.) в регионе, на наш взгляд, должны развиваться в направлении расширения ассортимента предлагаемых блюд за счет использования прежде всего местных (включая эксклюзивные) пищепродуктов (оленина, мясо морских зверей, морская и речная рыба, птица, грибы и ягоды).

Культурно-досуговая (включая зрелищно-развлекательную) ресурсная составляющая туризма в ЕАРР включает в себя как традиционные элементы (музеи, театры, спортивные сооружения и т.д.), так и новые для региона объекты посещения, связанные с созданием на базе особо охраняемых природ-

Региональная экономика

79

ных территорий (ООПТ) тематических парков, а также организацией этно-и историко-культурных центров. В ЕАРР в настоящее время функционирует 84 ООПТ, включая 2 природных заповедника («Лапландский» и «Пасвик») и 1 национальный парк («Русская Арктика»), 23 заказника и 57 памятников природы.

На территории макрорегиона проживают около 2 тыс. саамов (Мурманская область), 9 тыс. ненцев (НАО), коми-зыряне (республика Коми и НАО) и поморы. При активном участии этих малых народов Севера, в регионе может быть создана сеть этнокультурных центров по типу имеющихся в Республике Коми этнокультурных комплексов в селах Ижма и Турья [5].

Из всей совокупности ресурсов второго рода приоритетное значение для развития туризма в ЕАРР имеют:

- информационные. Эти ресурсы могут быть использованы как для рекламно-маркетинговой деятельности, в частности, для продвижения на отечественный и зарубежный туррынки таких комплексных турпродуктов, как «Полярное кольцо» (г. Мурманск - арх. Шпицберген - арх. Земля Франца-Иосифа - станция Барнео - Новая Земля - о. Вайгач - г. Нарьян-Мар - г. Архангельск), так и для создания и функционирования региональной сети туристско-информационных центров с базовым (общерегиональным) центром в г. Архангельске;

- нормативно-правовые. Ориентированы на подготовку документов, обеспечивающих устойчивое развитие арктического туризма: кодекс поведения туристов в российской зоне Арктического ареала, закон о полярном туризме в России, система ограничений, связанных с посещением арктических территорий - от квотирования до использования технических средств и т.д.;

- кадровые. Подготовка и привлечение, наряду со специалистами традиционных туристских специальностей, других профессионалов (гляциологов, геологов, историков, орнитологов, биологов и др.) для сопровождения полярных путешествий.

В силу своей масштабности, межотраслевого и межтерриториального характера, проблема развития инфраструктуры туризма в ЕАРР нуждается в использовании для своего решения программно-целевого метода, предполагающего, в свою очередь, разработку соответствующей межрегиональной целевой программы «Развитие инфраструктуры туризма в Евроарктическом регионе России на период до 2025 года».

Список литературы:

1. Долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Мурманской области» на 2009-2011 годы, утвержденная постановлением Правительства Мурманской области от 22 августа 2008 г. № 400-ПП/14.

2. Ненецкий автономный округ. Современное состояние и перспективы развития. - СПб.: ГПА, 2005. - С. 266.

80

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

3. Архангельская область будет продвигать арктический туризм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.travel.ru/news/2011/05/26/ 189797.html (дата обращения: 25.04.2014).

4. Антарктида завоевывает популярность у туристов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/tourism/20100128/206631455.html (дата обращения: 27.04.2014).

5. Концепция развития туризма в республике Коми на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Республики Коми от 5 августа 2008 г. № 257-р.

БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Горбова А.С.*

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Особенность российского подхода изучения бедности заключается в сопоставлении доходов населения с показателями прожиточного минимума и потребительской корзины. В соответствие с методикой Росстата под категорию бедных сегодня попадают жители с уровнем располагаемых ресурсов менее установленного прожиточного минимума.

Ключевые слова бедность, прожиточный минимум, региональные аспекты бедности, факторы риска бедности, модель противодействия бедности.

Особенность российского подхода изучения бедности заключается в сопоставлении доходов населения с показателями прожиточного минимума и потребительской корзины, состав и стоимость которой регулярно обновляется и утверждается. Сам механизм формирования потребительской корзины в России существенно отличается от зарубежных аналогов, она не совпадает ни по составу и набору продуктов и услуг, ни по ее стоимости. На ее основе, как и во многих странах, базируется размер МРОТ и социальных пособий, однако в отличие от российской практике многие зарубежные методики расчета исходят из определения относительных параметров, отражающих динамику потребительских цен, которая в свою очередь ложится в основу корректировок МРОТ.

Однако сами методы формирования прожиточного минимума на протяжении последних лет изменялись несколько раз. Так, период 1992-1999 гг.

Соискатель кафедры Экономической теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.