УДК 316.346.32-053.6
Крапивка Ирина Анатольевна
соискатель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России тел.: (861) 258-34-48
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Krapivka Irina Anatolievna
post-graduate student of the chair of philosophy and sociology, Krasnodar University of Russian Ministry of
Internal Affairs tel. (861) 258-34-48
PROBLEMS OF FORMING OF VALUABLE ORIENTATIONS IN JUNIOR AGE
Аннотация:
В статье анализируются особенности и проблемы процесса формирования ценностей у подростков в современной российской семье. Характеризуется основная функция семьи -формирование общественно значимых ценностей личности ребенка и факторы, влияющие на развивающий потенциал семьи.
Ключевые слова:
семья, дети, формирование ценностей, социальные качества.
The summary:
In the article are analyzed particularities and problems of the process of the shaping of valuables beside teenager in modern russian family. It is characterized main function to families - a shaping of public significant valuables to personalities child and factors, influencing upon developing potential to families.
Keywords:
family, children, forming of values, social quality.
Наиболее интересные, с точки зрения формирования системы ценностных ориен-таций личности, старший подростковый и переходный к юношескому возраст. Особое значение его для формирования ценностной структуры определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития.
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились положение подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций, средств массовой информации, силовых структур.
Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.
Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка главное -социальное окружение, которое формируют его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), различным видам действий. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация. С другой стороны, положительное влия-
ние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э. Берн назвал жизненным сценарием.
Все это делает семью очень важным и незаменимым звеном в общей системе развития личности. По мнению некоторых авторов, семья, формируя у ребенка социально-ценные качества (гуманизм, патриотизм, добросовестное отношение к общественному долгу и др.), вносит в их формирование тот личностный момент, который обеспечивает не просто знание норм поведения, но и убеждения, стремление утверждать эти нормы в своей повседневной жизни.
Специфический для семьи интимный характер межличностного общения способствует формированию комплекса нравственных чувств и переживаний. Особая роль семьи в воспитании определяется еще и тем, что ее влияние на ребенка начинается с самого раннего детства, когда он наиболее восприимчив. Благодаря этому семейное воспитание обладает длительным «последствием»: положительные или отрицательные черты личности, сформированные семьей, влияют на отбор последующих воспитательных воздействий в школе. То, что привито человеку в детстве, так или иначе сказывается на протяжении всей его жизни. «Семья не только воспитывает сама, но и «удобряет» или, наоборот, истощает почву для последующего общественного воспитания». Наибольшей устойчивостью отмечаются личностные качества, связанные с развитием эмоциональной сферы и отношениями к другим людям. Формируясь с детства, на примере взаимоотношений к родительской семье, они сохраняются у человека долгие годы и проявляются в межличностных контактах с людьми в различных сферах жизни, и особенно во взаимоотношениях с членами семьи, созданной им самим.
Важнейшей функцией семьи в формировании личности ребенка является закладка нравственного фундамента его личности: усвоение простых норм нравственности (доброжелательности, правдивости, отзывчивости), эмоционально-ценностных представлений, формирование нравственных чувств. В семье у ребенка складываются первые представления о хорошем и дурном, прекрасном и безобразном, добром и злом, закладываются основные (базовые) потребности личности. Именно в семье он приобретает навыки общения с близкими людьми, получает уроки любви к старшим, сочувствия, взаимопонимания, иными словами, проходит школу непосредственного практического гуманизма во взаимоотношениях с людьми. И если на ранних этапах становления семья что-то недодала в этом плане, несформированность нравственных ценностей и нравственных чувств может сказываться на протяжении всей последующей жизни, выражаясь в неспособности к глубоким чувствам дружбы, любви, сострадания.
Простые нравственные нормы, чувства доброты и человечности, усвоенные в семье, становятся основой для формирования более сложных понятий нравственности и нравственных чувств - патриотизма, чувства долга перед обществом.
Другая важная функция семьи - это подготовка к труду: формирование трудолюбия; ответственности, самостоятельности, формирование практических трудовых навыков и навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Основными элементами трудового воспитания детей являются: семейно-бытовой труд, приобщение к общественно трудовой деятельности родителей через общение и формирование нравственных стимулов к труду. Оберегание ребенка от домашних забот и хозяйственной деятельности семьи, чрезмерная опека, увлечение вербальными методами нарушают принцип единства сознания и деятельности в сфере семейного воспитания. Между тем всякая попытка привнести в сознание ребенка познание и нравственные нор-
мы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитание его личности, свойств и качеств. Нормальный процесс семейного влияния требует гармоничного развития всех функций семьи и помогает воздействовать на формирование личности ребенка всеми сторонами жизнедеятельности, всем стилем своей жизни.
Основной характеристикой семейного климата являются эмоциональные взаимоотношения между членами семьи, в которых ведущая и определяющая роль принадлежит отношениям между супругами-родителями, поскольку именно они определяют общую организацию семейной жизни и особенности семейного влияния. Психологический климат семьи формирует у ребенка гуманистические свойства личности и определенный стиль взаимоотношений с другими людьми, который проявляется в его повседневном поведении, в контактах с товарищами и др. Положительные эмоциональные отношения между членами семьи способствует развитию сотрудничества между ними, а следовательно, и более высокой организации различных сторон жизни семьи, которые, в свою очередь, оказывают воздействие на ребенка. Особенно сильное влияние на развитие его личности оказывает правильно организованный досуг.
Рассматривая факторы, влияющие на развивающий потенциал семьи, нельзя обойти вниманием вопрос о характеристиках личности отца и матери, чертах их образа жизни и родительском авторитете. Черты образа жизни и личностные характеристики родителей могут влиять на процесс формирования личности следующим образом: служить непосредственным образцом поведения для ребенка; выступать основанием, на котором строится их авторитет как воспитателей, и тем самым повышается эффективность воздействий.
Семья проявляет заботу не только о произведении на свет потомства, но и о всестороннем его развитии, акцентируя внимание, главным образом, на формирование у него хозяйственно-бытовых умений и нравственности.
Влияние семьи и ее компонентов на развитие и формирование личности имеет сложный, полифункциональный характер. Формирующий потенциал семьи, по мнению ученых (Г.М. Миньковский, К.Е. Игошев, А.Г. Харчев и др.) определяется возможностями, условиями осуществления каждой конкретной семьей развивающих функций. Формирующий потенциал зависит от многих обстоятельств: социокультурного статуса семьи; освоения родителями новых социальных ролей; условий и образа жизни семьи; состава семьи, стиля отношений в семье; общей духовной атмосферы; ценностных ориентаций родителей; ценности семьи. Формирующий потенциал семьи в целом определяют как степень ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функций.
В формировании у подростков многих гражданских и личностных качеств важную роль играет социальное окружение.
Вместе с тем семейный микроклимат может оказать неоценимую помощь в своевременном достижении этой цели. Приоритет в формировании многих качеств личности принадлежит семейному окружению.
Независимо от любой модификации, семья является источником накопления и стабилизации физических и духовных сил человека, в ней каждый член этой малой группы удовлетворяет свои жизненно важные интересы и потребности независимо от возраста.
Во время пубертата подростки уделяют все больше внимания своему внешнему виду. Они наблюдают за изменением своего тела и колебаниями в своих переживаниях со смешанным чувством любопытства, интереса, а порой и страха.
Пытаясь интегрировать эти новые образы и чувства в нарождающуюся половую роль, они ищут для себя ролевые модели среди членов семьи, друзей, одноклассников и людей, известных благодаря средствам массовой информации.
Роль средств массовой информации в формировании половых ролей широко исследуется. Ученые считают, что наиболее проблемной областью является изображение женщин в американских телепрограммах и коммерческой рекламе и его влияние на ген-дерные представления юных девушек. Например, результаты исследования телевизионной рекламы за последние 20 лет показывают, что в рекламе работающие женщины изображаются реже, чем работающие мужчины, зато мужчины все чаще выступают в роли супругов и родителей. Женщин наиболее вероятно увидеть в домашней обстановке, и они чаще рекламируют продукты, используемые в домашнем хозяйстве. Довольно резкие различия касаются дикторов, читающих текст рекламы: несмотря на то, что зрители обоих полов одинаково доверяют мужчинам и женщинам, 90% таких дикторов являются мужчинами.
Подростки, которые подолгу смотрят телевизор, имеют более стереотипные установки по поводу половых ролей, чем подростки, проводящие меньше времени у телевизора. В течение многих лет количество мужских персонажей постоянно превосходит количество женских персонажей в отношении 3:1 во взрослых телепрограммах и в отношении 5:1 в программах для детей. По сравнению с мужскими женские телеперсонажи стареют быстрее и выступают, главным образом, в романтических ролях. Лишь немногие телегероини успешно сочетают замужество и профессиональную деятельность; работающие женские персонажи часто имеют профессии, связанные с низким статусом.
Ценностные ориентации личности являются генетически производными от ценностей социальных групп. Выбор и присвоение индивидом социальных ценностей опосредуется ценностями референтных для него групп. В этот период они подражают взрослым: учителям, родителям, знаменитостям. Это относится и к выбору профессии.
Подростки к выбору профессии относятся избирательно. Они не соотносят свои мечты с практической деятельностью. Это возраст фантазий. Подростки представляют себя путешественниками, банкирами, известными личностями (актерами, спортсменами). Мальчики преимущественно ориентируются на мужественные профессии, девочки-подростки представляют себя моделями, певицами. Ориентация на романтические профессии происходит под влиянием средств массовой информации. На этом этапе психического развития дети еще не соотносят свои личностные данные с требованиями выбранной профессии, но все больше обращают внимание на реальные обстоятельства.
Профессиональная мотивация идет с разных точек зрения: с интересов, способностей и системы ценностей.
Рассматривая мотивацию выбора будущей профессии с точки зрения системы ценностей, следует отметить, что на профессиональное самоопределение подростков в значительной степени влияют как материальное положение семьи, так и уровень образования членов семьи.
Семья, как правило, заинтересована в профессиональном определении своих детей. Это проявляется в беседах о проблемах работы, ее престижность (с точки зрения родителей). На выбор будущей профессии подростков влияет сам характер взаимоотношений в семье. Авторитарные родители могут не обращать внимания на интересы и способности своих детей. Они сами определяют, что, по их мнению, необходимо их ребенку, с какими профессиональными умениями ему будет легче жить в современном мире. И следует отметить, что многие дети добровольно принимают такое решение родителей. Иногда родители выбирают детям ту профессию, которую они сами не смогли получить.
Авторитарные родители могут принижать способности подростка, устанавливая границу между его стремлениями.
В таких ситуациях одни дети могут активно выразить свой протест, другие молча принимают указания родителей. Только социально зрелая личность может сознательно сделать свой сознательный выбор. Социальную зрелость связывают с усвоением человека системы ценностей, норм, установок.
Итак, система ценностных ориентаций составляет основу отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения, основу жизненной концепции и стиля жизни каждого социального слоя и, в свою очередь, влияет на социализацию принадлежащей к нему молодежи.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками // Новый мир. 1999. № 4. С. 176-185.
2. Артюхова И. Ценности - цели подрастающего поколения: На первом месте - здоровье, а творчество на последнем // Директор школы. 2001. № 10. С. 84-87.
3. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. 2002. № 1. С. 96-105.
4. Киприянова Е. Жизненные планы, мотивы, потребности: результаты одного исследования ценностных ориентаций старшеклассников // Экспресс-опыт 1999. № 1 (январь-июнь). С. 34-36.
5. Лисовский В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях: Социол. публицистика // Социол. исслед. 2002. № 7. С. 111-116.
6. Панкова Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников // Социол. исслед. 2002. № 5. С. 111-114.
7. Социология молодежи / под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 570 с.
8. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников. 2001. № 8. С. 10-13.
1. Antonenko S. Pokolenie, zastignutoe sumerkami // Noviy mir. 1999. No. 4. P. 176-185.
2. Artyuhova I. Tsennosti - tseli podrastayushchego pokoleniya: Na pervom meste - zdorov'e, a tvor-chestvo na poslednem // Direktor shkoly. 2001. No. 10. P. 84-87.
3. Gavrilyuk V.V., Trikoz N.A. Dinamika tsennostnyh orientatsiy v period sotsial'noy transformatsii (pokolenniy podhod) // Sotsiol. issled. 2002. No. 1. P. 96-105.
4. Kipriyanova E. Zhiznenne plany, motivy, potrebnosti: rezul'taty odnogo issledovaniya tsennostnyh orientatsiy starsheklassnikov // Ekspress-opyt 1999. No. 1 (January-June). P. 34-36.
5. Lisovskiy V.T. «Ottsy» i «deti»: za dialog v otnosheniyah: Sotsiol. publitsistika // Sotsiol. issled. 2002. No. 7. P. 111-116.
6. Pankova T.A. O stanovlenii nravstvennyh i gra-zhdanskih pozitsiy shkol'nikov // Sotsiol. issled. 2002. No. 5. P. 111-114.
7. Sotsiologiya molodezhi / ed. by Y.G. Volkova. Rostov n/D: Feniks, 2001. 570 p.
8. Hmelev E. Issledovanie tsennostnyh orientatsiy uchashchihsya srednih i starshih klassov // Vospi-tanie shkol'nikov. 2001. No. 8.P. 10-13.