Научная статья на тему 'Проблемы формирования студенческого контингента вузов СССР (1944-1990 гг. )'

Проблемы формирования студенческого контингента вузов СССР (1944-1990 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2329
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА СССР / АБИТУРИЕНТ / ПРАВИЛА ПРИЕМА / ПОЛИТИКА / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Олесик Екатерина Яковлевна

Объектом данного исследования является высшая школа СССР, предмет исследования законодательная база комплектования вузов. Предпринятый в статье анализ нормативно-правовых документов имеет цель выявить основные проблемы формирования студенческого контингента и механизмы их регулирования. В работе показана эволюция развития системы комплектования советских вузов, выявлены факторы, обусловившие трансформацию правил приема в 1944-1990 гг. В ходе исследования доказывается, что идея равного доступа граждан в вузы не была реализована, так как правила приема использовались в качестве средств решения социально-экономических задач, а также реализации идеологической доктрины коммунистической партии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования студенческого контингента вузов СССР (1944-1990 гг. )»

УДК 378 (47+57)

ББК 74.58 (2)

О 53

Е.Я. Олесик

Проблемы формирования студенческого контингента вузов СССР (1944-1990 гг.)

(Рецензирована)

Аннотация:

Объектом данного исследования является высшая школа СССР, предмет исследования - законодательная база комплектования вузов. Предпринятый в статье анализ нормативно-правовых документов имеет цель выявить основные проблемы формирования студенческого контингента и механизмы их регулирования. В работе показана эволюция развития системы комплектования советских вузов, выявлены факторы, обусловившие трансформацию правил приема в 1944-1990 гг. В ходе исследования доказывается, что идея равного доступа граждан в вузы не была реализована, так как правила приема использовались в качестве средств решения социально-экономических задач, а также реализации идеологической доктрины коммунистической партии.

Ключевые слова:

Высшая школа СССР, абитуриент, правила приема, политика, тенденции развития.

Качественные и количественные характеристики насыщения народного хозяйства специалистами отражают социокультурную и экономическую ситуацию в государстве, определяют стратегию его развития. Следовательно, механизм комплектования студенческого контингента вузов имеет важное стратегическое значение для любого государства. Анализ исторического опыта организации приёма в вузы СССР необходим для определения факторов формирования студенческого контингента, а также выявления направлений совершенствования правил приёма в вузы.

Одним из важнейших достижений советского общества провозглашалось равенство прав всех граждан на получение высшего образования, зафиксированное в Конституциях СССР 1936 и 1977 гг., а также во всех правилах приёма в вузы СССР. Единственным ограничением при поступлении на стационарные отделения высших учебных заведений был возраст абитуриента - не более 35 лет. Необходимыми условиями поступления в вуз объявлялись лишь наличие законченного среднего образования и успешная сдача абитуриентом вступительных экзаменов [1, с.3-7].

Однако изменения правил приёма в 1944-1990 гг. свидетельствовали о том, что идея предоставления равного доступа в вузы всем гражданам не была реализована. В силу идеологических установок и экономических потребностей, начиная с первых послевоенных лет правила приёма в вузы СССР фиксировали ряд категорий граждан СССР, которым предоставлялись льготы при поступлении во все вузы либо на конкретные специальности, либо формы обучения. С другой стороны, при поступлении на отдельные специальности вводились дополнительные требования: опыт работы, наличие положительной характеристики от общественных и государственных организаций, состояние здоровья и др.

В процессе послевоенной трансформации системы отбора молодёжи в вузы СССР на протяжении всего послевоенного периода можно выделить следующие периоды:

1944-1956 гг. - переходный период от попытки обеспечения всеобщего равноправия, которая осуществлялась в период дефицита абитуриентов в первые послевоенные годы, до становления сложной модели отбора абитуриентов в вузы;

1956-1988 гг. - централизованный контроль государства над процессом формирования студенческого контингента путём введения большого количества льготных категорий абитуриентов;

1988-1990 гг. - упрощение правил приёма с целью обеспечения равного доступа граждан к высшему образованию.

Приёмные кампании в 1944-1950 гг. проводились в условиях недостатка абитуриентов, возникшего, с одной стороны, вследствие больших потерь населения СССР во время Великой Отечественной войны и сокращения числа выпускников средних учебных заведений, вызванного трудностями военного времени. С другой - из-за постоянного роста набора в вузы, инициированного острым недостатком специалистов всех профессиональных направлений в период восстановления экономики СССР. Правила приёма 1943-1944 гг. отражали трудности системы образования военных лет. Например, согласно правилам приёма 1943 г., все абитуриенты вузов зачислялись без вступительных экзаменов (конкурсные приёмные экзамены проводились только при недостатке свободных мест). Абитуриентам, выдержавшим экзамены, но не прошедшим по конкурсу на желаемую специальность разрешалось поступать на другую специальность при условии сдачи дополнительных дисциплин. В целях обеспечения более эффективного отбора студенческого контингента, лица, окончившие средние школы с аттестатом отличника, а также окончившие средние школы в 1941-1943 гг. на «отлично» и «хорошо» освобождались от вступительных экзаменов даже при наличии конкурса [2, с.4-6].

Следует отметить, что, несмотря на сохранение за отличниками и медалистами права зачисления без вступительных экзаменов в 1945-1955 гг. произошло ужесточение правил приёма в отношении данной группы абитуриентов. Во-первых, был установлен порядок их зачисления - в первую очередь принимались лица, награждённые золотой, а затем - серебряной медалью, а также лица, окончившие в 1944 г. среднюю школу с аттестатом отличника и техникумы с отличными оценками и включённые в 5% выпуска, которые рекомендовались к

поступлению в вузы. Во-вторых, при поступлении на архитектурные, строительные специальности для вышеперечисленных категорий были введены экзамены по рисованию и черчению, а в художественных, музыкальных и физкультурных вузах - экзамен по специальности [1, с.3-7]. Ограничение льгот медалистов было обусловлено стремлением улучшения качественного отбора абитуриентов в условиях постепенного роста вступительных конкурсов. ,.

Наряду с вышеотмеченными особенностями приёмных кампаний в первые послевоенные годы были заложены некоторые принципы организации вступительных экзаменов, сохранявшиеся до конца 1980-х гг. В частности, в целях решения кадровой проблемы с 1945 г. выпускники средних специальных заведений принимались в вузы только при наличии у них установленного законом трехлетнего производственного стажа по окончании среднего специального учебного заведения [1, с.3-7]. Для абитуриентов, желающих обучаться без отрыва от производства, в 1954 г. было введено дополнительное требование - занятость в отрасли народного хозяйства по избранной специальности. В рамках государственной политики стимулирования развития заочного и вечернего, а также всех форм педагогического образования вносились некоторые изменения в правила приёма на формы обучения без отрыва от производства. Например, согласно правилам приёма 1952 г. все абитуриенты заочных и вечерних отделений вузов, окончившие средние специальные заведения с красным дипломом, принимались без экзаменов в вузы на родственные специальности в течение двух лет после окончания среднего специального учебного заведения [3, с. 7-8].

В качестве средства перераспределения абитуриентов между специальностями, а также для уменьшения отсева абитуриентов на непрестижных направлениях обучения активно использовалось регулирование степени сложности проводимого отбора. В частности, более тщательный отбор поступающих проводился на технических специальностях, архитектурных и строительных факультетах, при поступлении на которые абитуриенты сдавали 5 экзаменов. В то же время на всех специальностях учительских институтов было предусмотрено лишь 3 экзамена, что способствовало привлечению абитуриентов в данные вузы [4, с.5]. Абитуриенты, поступающие в университеты, наоборот, независимо от выбранной специальности, подвергались дополнительному экзамену по одному из иностранных языков. В 1953 г. в целях развития форм обучения без отрыва от производства, для абитуриентов заочных и вечерних отделений (за исключением филологических специальностей) был отменён вступительный экзамен по иностранному языку [5, с.9].

Таким образом, правила приёма 1944-1955 гг. отражали проблемы послевоенного времени и поиск их решения. Характерной чертой правил приёма в этот период являлось снижение требований к поступавшим, дифференцирование отбора на определённые специальности и формы обучения. Вместе с тем, важной задачей организации приёма в вузы являлось повышение качества отбора через предоставление льгот медалистам и лицам, окончившим средние специальные заведения с отличием. Важной чертой правил приёма в первое послевоенное десятилетие являлось стремление к соблюдению принципа равного доступа граждан к высшему образованию (льготной категорией абитуриентов являлись только медалисты), так как со 2-й половины 1950-х гг. в условиях роста количества выпускников средних школ и, соответственно, вступительных конкурсов в вузы, государство осуществило переход к жёсткому регулированию качественного состава студенческого контингента вузов.

В период «хрущёвской оттепели» сложился трёхступенчатый порядок зачисления в вузы СССР, который, несмотря на изменения, просуществовал до конца 1980-х гг. С 1956 г. правилами приёма все абитуриенты в соответствии с порядком зачисления были разделены на три категории. Первую категорию составили лица, которые зачислялись без вступительных экзаменов, вторую - те, кто подлежал внеконкурсному зачислению при условии успешной сдачи вступительных экзаменов, третью - абитуриенты, зачисление которых происходило, на основе конкурсного отбора. Перечень лиц, которые относились к перечисленным выше категориям, в 1956-1987-х гг. изменялся. Например, в 1956 г. зачислению без экзаменов подлежали участники Великой Отечественной войны, награждённые по окончании средней

школы медалями, и имеющие аттестаты об окончании средней школы с отличием [6, с.2]. С 1960 г. эта категория абитуриентов была дополнена лицами, демобилизованными из вооружённых сил СССР, имеющими законченное или незаконченное высшее образование, а в дальнейшем - выпускниками подготовительных отделений вузов.

Категория абитуриентов, которые зачислялись вне конкурса, подвергалась наибольшим изменениям. В 1956-1963 гг. в основном к ней относились лица, имеющие стаж производственной работы не менее двух лет, а также демобилизованные из Советской Армии и Военно-Морского Флота. В 1960-1964 гг. вне конкурса, при условии сдачи вступительных экзаменов на положительные оценки, зачислялись также лица, командированные промышленными предприятиями, стройками, колхозами, совхозами в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 18 сентября 1959 г. В дальнейшем к данной категории абитуриентов были отнесены выпускники средних школ, награждённые золотой или серебряной медалью и получившие «отлично» на вступительных экзаменах по одной из профилирующих дисциплин, некоторые категории уволенных в запас военнослужащих, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечительства родителей.

Большинство абитуриентов при зачислении в вузы проходили конкурсный отбор. Однако, количество мест, предоставляемых для лиц, участвующих в конкурсном отборе, в определённые периоды могло составлять всего 20%. После ограничения льгот работающей молодёжи в 1963 г., на стационарных отделениях был введён раздельный вступительный конкурс между кандидатами, имеющими стаж работы более двух лет, и абитуриентами, без стажа работы, либо со стажем работы менее 2-х лет [7, с. 1-11]. Места для зачисления этих двух категорий выделялись пропорционально числу поданных ими заявлений. При зачислении, кроме успехов вступительных испытаний, учитывался также ряд факторов, свидетельствовавших о степени подготовки абитуриентов: оценки из аттестата по

профилирующим предметам, наличие похвальных грамот, творческие заслуги в конкурсах, олимпиадах и т.д.

Важная роль в формировании студенческого контингента вузов принадлежала партийным, комсомольским и другим общественным организациям. С 1959 г. обязательным требованием к абитуриентам при поступлении явилось предоставление положительных характеристик-рекомендаций от партийных, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций, руководителей промышленных предприятий и учреждений, правлений колхозов [8, с.3].

Усложнение правил приёма во второй половине 1950-х гг. можно объяснить многими факторами, главными из которых являлись, во-первых, значительный рост числа выпускников средних школ и, следовательно, повышение вступительных конкурсов (в 1954 г. лишь около 1/5 выпускников средних школ СССР были зачислены на дневные отделения вузов) [9, с.8]. Во-вторых, большое влияние на порядок комплектования вузов в этот период оказало формирование идеи перехода к коммунизму, которая в окончательном варианте была закреплена в программе КПСС 1961 г. С целью формирования однородного коммунистического общества советское правительство стремилось регулировать социальный состав студенческого контингента, привлекая в вузы больше рабочих и колхозников. Как следствие, возросло идеологическое значение высшего образования, которое рассматривалось в качестве инструмента достижения важнейшего условия создания коммунистического общества - ликвидации границы между интеллигенцией, рабочими и крестьянами. Несмотря на то, что сложившийся во второй половине 1950-х гг. порядок зачисления действовал на протяжении 1960-1980-х гг., почти ежегодно в правила приёма вносились дополнения и изменения в соответствии с возникающими проблемами высшей школы СССР.

Важной задачей высшей школы СССР на протяжении 1960-1970-х гг. являлся поиск механизмов отбора в вузы наиболее подготовленной молодёжи. Кроме ликвидации внеконкурсного порядка зачисления абитуриентов со стажем работы и возвращения льготных условий поступления медалистам, за период 1960-1990-х гг. были испробованы различные средства улучшения отбора. В их числе - зачисление по результатам оценок по профильным

дисциплинам (1966 г.), учёт средней арифметической оценки аттестата об окончании средней школы (1972 г.), приём успешно окончившей молодёжи по результатам сдачи двух вступительных экзаменов, при условии, если общая оценка за два экзамена была не ниже 9 баллов (1977 г.) и др. Вместе с тем, только льготы, предоставленные медалистам, доказавшие свою эффективность, смогли приобрести устойчивый характер.

Снижение успеваемости студентов актуализировало вопросы улучшения профориентации и профессионального отбора молодёжи, которые особенно широко обсуждались в 1980-х гг. [10, с.309-328; 11, с.63-64; 12, с.27-30]. Наибольшее внимание проблемам выявления и учета профессиональных склонностей абитуриентов было уделено в правилах приёма 1985-1988-х гг., использовавших ряд инструментов: зачисление на педагогические специальности по рекомендациям педагогических советов школ (1985 г.), введение профориентационного собеседования, по которому абитуриенты получали дополнительные баллы (1986 г.), определение категорий лиц, которым давалось предпочтение при поступлении на некоторые специальности (1987 г.) и т.д. Однако, несмотря на все усилия, в СССР не был найден механизм эффективного учёта профессиональных склонностей абитуриентов. Предпринятые попытки профессионального отбора нередко заключали в себе противоречия. Например, согласно правилам приёма 1987 г., признавалась предпочтительность уволенных в запас

военнослужащих при зачислении на все группы специальностей, хотя прохождение службы в армии, не отражало профессиональных склонностей абитуриента [13, с. 16-17].

Одной из проблем народного хозяйства СССР, которую пытались решить, используя правила приёма в вузы, было обеспечение необходимыми специалистами сельской местности и отдалённых районов СССР. Так как постоянное увеличение количества выпускников вузов и многочисленные постановления партийных и государственных органов, направленные на улучшение распределения выпускников не достигали своих целей, правилами приёма были введены льготы для жителей сельских и отдалённых районов. В 1964 г. впервые появилось положение о том, что первоочередное право зачисления на сельскохозяйственные и биологические специальности принадлежит молодёжи, проработавшей не менее двух лет в сельском хозяйстве [14, с.9]. В 1968 г. сельская молодёжь получила преимущества при поступлении на медицинские, педагогические специальности и специальность библиотековедения. В дальнейшем представители многих остродефицитных профессий были включены в группу абитуриентов, подлежащих зачислению по отдельному конкурсу [15, с.3-19]. В целях решения кадровых вопросов согласно постановлению Совета Министров СССР 18 сентября 1959 г. использовалось направление в вузы рабочей молодёжи промышленными предприятиями и другими организациями. Данная практика наряду с решением кадровых вопросов предприятий позволяла вузам компенсировать часть затрат на подготовку специалистов. Особенно большое внимание активизации приёма молодёжи по направлениям предприятий уделялось на протяжении 1960-1980-х гг. Причём, в 1960-х гг. первоочередной задачей использования направлений предприятий являлось решение их кадровых вопросов, а в условиях перестройки 1980-х гг. - улучшение финансового положения вузов.

Длительное время в советской системе приёма осуществлялся поиск компромисса между идеологической доктриной партии, основой которой было положение о прогрессивной роли рабочего класса, потребностями экономики в неквалифицированных рабочих, с одной стороны, и проблемами высшей школы (постоянный рост студенческого контингента, снижение успеваемости, падение престижа высшего образования), с другой. Данное обстоятельство находило проявление в изменении условий приёма рабочей молодёжи, выпускников средних специальных заведений, требованиях производственного стажа от абитуриентов заочных и вечерних отделений вузов, а также от абитуриентов стационарных отделений, поступавших не в год окончания средней школы.

Основной тенденцией изменений правил приёма 1988-1990 гг. являлось их упрощение и демократизация. В течение трёх лет были ликвидированы почти все категории абитуриентов, пользовавшиеся льготами при поступлении в вузы, значительно увеличена роль конкурсного отбора при формировании студенческого контингента. В связи с тем, что для поступления на

формы обучения без отрыва от производства было отменено требование обязательного наличия стажа работы, граждане СССР получили возможность использовать заочную и вечернюю формы обучения для удовлетворения своих образовательных потребностей и самосовершенствования. Важным достижением развития правил приёма в этот период было создание условий для продолжения образования лицам, уже имеющим одно высшее образование. При этом ряд проблем, которые пытались решить приёмные компании предыдущего периода, оставался нерешённым.

Подводя итог, можно отметить, что правила приёма на протяжении 1944-1990 гг. формировались под воздействием различных, порой противоречивых целей государственной политики. Предоставление льгот медалистам, учёт творческих достижений абитуриентов свидетельствовали о стремлении привлечь в вузы наиболее подготовленную молодёжь; льготы участникам Великой Отечественной войны являлись проявлением уважения к их заслугам перед обществом; различные льготы работающему населению были воплощениями социалистической идеи о прогрессивной роли рабочего класса и подчинялись цели коммунистического общества. В результате советские вузы имели сложную систему комплектования студенческого контингента, изменения которой отражали направления образовательной, экономической, социальной политики, а также идеологической доктрины партии и государства. Правила приёма в вузы СССР содержали инструменты, которые оказывали определяющие влияние на формирование профессионального и социального состава студенческого контингента как в целом, так и на отдельных специальностях и формах обучения.

Примечания:

1. Справочник для поступающих в высшие учебные заведения СССР в 1945 г. - М: Советская наука, 1945. - 183 с.

2. Справочник для поступающих в высшие учебные заведения в 1943 г. - М.: Советская наука, 1943. -90 с.

3. Справочник для поступающих в высшие учебные заведения в 1952 г. - М: Советская наука, 1952. -301 с.

4. Справочник для поступающих в высшие учебные заведения СССР в 1950 г. - М.: Советская наука, 1950. - 296 с.

5. Справочник для поступающих в высшие учебные заведения в 1953 г. - М: Советская наука, 1953. -258 с.

6. Правила приёма в высшие учебные заведения СССР на 1956 год (с отрывом от производства) // Бюллетень Министерства высшего образования СССР. - 1956. - №5. - С. 1-7.

7. Правила приёма высшие учебные заведения СССР на 1963 год // Бюллетень Министерства высшего образования СССР. - 1963. - №4. - С.1-11.

8. Правила приёма в очные высшие учебные заведения СССР на 1959 год // Бюллетень Министерства высшего образования СССР. - 1959. - №5 - С.3-7.

9. Стражев, В. Пять реформ советской школы / В. Стражев // Вестник высшей школы. - 2005. - №5. -С.3-12.

10. Елютин, В.П.Высшая школа общества развитого социализма - М.: Высшая школа, 1981. - 560с.

11. Матросов, В.Л. Отбор профессионально ориентированной молодёжи в педагогический вуз / В.Л. Матросов, Е.П. Шастина, С.А. Жданов, Г.Р. Хафизов // Педагогика. - 1992. - №3-4. - С.63-64.

12. Мясников, В. Пути совершенствования отбора молодёжи в педвузы / В. Мясников, Н. Хроменков // Народное образование. - 1980. - №7. - С.27-30.

13. Об утверждении правил приема в высшие учебные заведения СССР // Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР. - 1987. - №4. - С. 13-20.

14. Правила приёма высшие учебные заведения СССР на 1964 год // Бюллетень Министерства высшего образования СССР. - 1964. - № 4 - С.5-11.

15. Справочник для поступающих в вузы СССР в 1968 г. - М.: Высшая школа, 1968. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.