Научная статья на тему 'Проблемы формирования профессиональной компетентности студентов в условиях информационного взрыва'

Проблемы формирования профессиональной компетентности студентов в условиях информационного взрыва Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЗРЫВ / INFORMATION EXPLOSION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / УМЕНИЯ / SKILLS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ADVANCED TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / PROFESSIONAL ORIENTATION / GRADUATES OF UNIVERSITIES / EDUCATION MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбанов Тагир Курбанович

В период формирования рыночной экономики уровень профессиональной подготовки студентов имеет огромное значение. На сегодняшний день требования к общекультурному уровню развитию человека возрастают многократно, необходимость в практике и правильной социальной адаптации обусловливают важность хорошей подготовки студентов к их профессиональной деятельности. Задача соответствия навыков, умений и знаний, получаемых молодым специалистом по завершении высшего учебного заведения, требований, предъявляемых к нему при устройстве на работу, оказалась особенно актуальной в ситуации, когда на рынке труда происходит избыток предложения рабочей силы. Современные социально-экономические требования обуславливает необходимость в радикальных изменениях в формировании системы обучения различных уровней профессионалов. Требования к уровню подготовки специалистов с высшим образованием увеличились, изменились критерии обучения студентов, что потребовало реконструирования содержания, методов и форм процесса подготовки в высших учебных заведениях. От нравственных и интеллектуальных качеств общей и профессиональной культуры специалиста влияет процесс образования гармонично развитой личности и профессионала. Система подготовленности и компетентности специалистов в современном обществе должна разработать действенную модель обучения, при которой обучающийся приобретает максимальный объём теоретических и практических знаний. Это позволит гарантировать молодому специалисту социальную защищенность и привыкание к условиям жизнедеятельности в информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курбанов Тагир Курбанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION PROBLEMS OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS IN THE INFORMATION EXPLOSION CONDITIONS

During the formation of a market economy, the level of professional training of students is of great importance. Today the requirements for the overall cultural level of human development increase many times, the need for practice and proper social adaptation determine the importance of good student preparation for their professional work. The task of matching the skills, knowledge and experience acquired by a young specialist at the end of a higher education institution with the requirements for him when applying for a job was especially relevant in a situation where there is an excess supply of labor in the job market. Modern socio-economic requirements necessitate radical changes in system formation of training in various professional levels. The requirements for the level of specialists training with higher education have increased, the criteria for teaching students have changed, which required the reconstruction of the contents, methods and forms of the preparation process in higher educational institutions. The moral and intellectual qualities of the general and professional culture of a specialist are influenced by the education process of a harmoniously developed personality and professionalism. The system of preparedness and competence of specialists in modern society should develop an effective model of learning, in which the learner acquires the maximum amount of theoretical and practical knowledge. This will allow the young specialist to guarantee social protection and habituation to the conditions of life in the information society.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования профессиональной компетентности студентов в условиях информационного взрыва»

Kurbanov Tagir Kurbanovich FORMATION PROBLEMS ..

pedagogical sciences

УДК 377.6

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗРЫВА

© 2018

Курбанов Тагир Курбанович, аспирант кафедры «Информационных и коммуникационных технологий» Дагестанский государственный педагогический университет (365000, Россия, Махачкала, улица Ярагского, 57, e-mail: tagir1119@mail.ru)

Аннотация. В период формирования рыночной экономики уровень профессиональной подготовки студентов имеет огромное значение. На сегодняшний день требования к общекультурному уровню развитию человека возрастают многократно, необходимость в практике и правильной социальной адаптации обусловливают важность хорошей подготовки студентов к их профессиональной деятельности. Задача соответствия навыков, умений и знаний, получаемых молодым специалистом по завершении высшего учебного заведения, требований, предъявляемых к нему при устройстве на работу, оказалась особенно актуальной в ситуации, когда на рынке труда происходит избыток предложения рабочей силы. Современные социально-экономические требования обуславливает необходимость в радикальных изменениях в формировании системы обучения различных уровней профессионалов. Требования к уровню подготовки специалистов с высшим образованием увеличились, изменились критерии обучения студентов, что потребовало реконструирования содержания, методов и форм процесса подготовки в высших учебных заведениях. От нравственных и интеллектуальных качеств общей и профессиональной культуры специалиста влияет процесс образования гармонично развитой личности и профессионала. Система подготовленности и компетентности специалистов в современном обществе должна разработать действенную модель обучения, при которой обучающийся приобретает максимальный объём теоретических и практических знаний. Это позволит гарантировать молодому специалисту социальную защищенность и привыкание к условиям жизнедеятельности в информационном обществе.

Ключевые слова: образование, информационный взрыв, информационные технологии, компетентность, профессионализм, знания, умения, профессиональное образование, студенты, повышение квалификации, профессиональное ориентирование.

FORMATION PROBLEMS OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS IN THE INFORMATION EXPLOSION CONDITIONS

© 2018

Kurbanov Tagir Kurbanovich, post-graduate student of the Department "Information and communication technologies" Dagestan State Pedagogical University (365000, Russia, Makhachkala, Yaragskogo street, 57, e-mail: tagir1119@mail.ru)

Abstract. During the formation of a market economy, the level of professional training of students is of great importance. Today the requirements for the overall cultural level of human development increase many times, the need for practice and proper social adaptation determine the importance of good student preparation for their professional work. The task of matching the skills, knowledge and experience acquired by a young specialist at the end of a higher education institution with the requirements for him when applying for a job was especially relevant in a situation where there is an excess supply of labor in the job market. Modern socio-economic requirements necessitate radical changes in system formation of training in various professional levels. The requirements for the level of specialists training with higher education have increased, the criteria for teaching students have changed, which required the reconstruction of the contents, methods and forms of the preparation process in higher educational institutions. The moral and intellectual qualities of the general and professional culture of a specialist are influenced by the education process of a harmoniously developed personality and professionalism. The system of preparedness and competence of specialists in modern society should develop an effective model of learning, in which the learner acquires the maximum amount of theoretical and practical knowledge. This will allow the young specialist to guarantee social protection and habituation to the conditions of life in the information society.

Keywords: education, information explosion, information technologies, competence, professionalism, knowledge, skills, vocational education, students, advanced training, professional orientation, graduates of universities, education model.

На рынке труда при непрерывной модернизации производства человек является важным субъектом, свободно распоряжающимся своим основным активом -квалификацией и компетентностью. Самыми важными навыками специалиста при этом обозначены предприимчивость, самостоятельность, способность нестандартно рассуждать и подбирать оптимальные решения в сложных ситуациях.

Запросы и потребности нынешнего рынка труда, предъявляемые к уровню образования, опираются на то, что профессиональное образование - это не только процесс формирования определённых навыков с помощью особенных методов обучения, но и ряд направлений, включающий:

- профессиональное ориентирование;

- обучение, повышение квалификации;

- профессиональная социализация и адаптация [1, с. 18].

Всевозрастающая значительность информационных процессов в мире повышает спрос в информации, в способах её обработки, хранения и применения, вследствие чего, общество нуждается в том, чтобы подготовить

компетентных выпускников вузов, имеющих повышенный уровень информационной осведомлённости и умеющих собственными усилиями обрабатывать информацию в зависимости от профессиональных потребностей, а также стремящихся к непрерывному профессиональному росту.

Понятие «компетентность» внесено Правительством России в текст утверждённой Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., где система всесторонних знаний, навыков, мастерства, собственной ответственности и опыта самостоятельной деятельности обозначены «современными ключевыми компетенциями» [2, с. 3].

В условиях «информационного взрыва» развитие и внедрение наукоёмких технологий в промышленность позволяет формировать новую модель образования, поменять установленные перед ним цели и задачи, перенести опорную важность приобретённых знаний на формирование компетентности. Становится ясно, что для выпускников современных вузов актуальным считается не только достижение определённой профессии, но и умение самосовершенствоваться, позволяющее ему

138

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Курбанов Тагир Курбанович ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ...

всегда быть востребованным и постоянно расширять спектр трудовой активности.

Цель современного высшего профессионального образования - подготовить и выпустить компетентного грамотного специалиста, успешно применяемого полученные в ходе обучения знания в профессиональной деятельности. Работодатели, оценивая степень образования и подготовленности выпускников по уровню их компетентности, выступают потребителями окончательных итогов образовательных процессов. Однако, их интересует не только профессионализм студентов, набор их знаний и умений, но и степень их воспитанности и культуры, выносливость и организованность. Процесс развития профессиональных навыков можно считать одним из вариантов достижения высокой ступени качественного профессионального образования.

Профессиональная компетентность - совокупность деловых и личностных качеств специалистов, отражающая уровень профессиональных знаний, мастерства, навыков, опыта, необходимых для реализации определённого рода деятельности и связанная с умением применить эти знания в ходе решения профессиональных проблем и задач.

Информационная компетентность подразумевает человеческое качество, позволяющее целеустремлённо и результативно искать, обрабатывать и полноценно использовать информацию в своей профессиональной деятельности.

Основное звено информационной компетентности -компьютерная грамотность. Необходимость формирования и развития подобных качеств создаёт потребность поиска инновационных форм, способов и средств обучения.

Проблема развития информационной компетентности человека в системе высшего профессионального образования изучается огромным количеством исследователей во всевозможных плоскостях и уровнях [3-5].

Самым существенным способом повышения профессиональной компетентности выпускников в системе высшего профессионального образования считается вовлечение в учебный процесс современных информационных технологий, позволяющих развиться навыкам самообразования, продуктивно искать, анализировать, применять информацию для действенного включения ее в различные области деятельности.

В скором времени они заменят стандартные, установившиеся формы обучения, преобразовав учебный процесс в более комплексный, визуальный, позволяющий намного улучшить восприятие студентами потока информации. Помимо этого, информационные системы помогают выстраивать процесс образования, исходя из субъективных особенностей восприятия каждого студента, что очень благотворно отражается на продуктивности осваивания учебных материалов. Другими словами, обучающийся в силах сам построить процесс образования подходящим для себя образом, взаимодействуя с системой обучения, выстраивая альтернативные варианты самообучения, избавляясь от обязанности подстраиваться под рамки привычных стереотипов.

Новейшие информационные телекоммуникации позволяют:

- излагать осваиваемый материал в виде презентаций, с применением графических, анимационных, аудио и видео элементов;

- предоставлять возможность использования образовательных и справочно-информационных материалов;

- обеспечить двустороннее содружество преподавателей и студентов в ходе обучения, в котором обучающийся считается полноправным участником развития восприятия и познания;

- использовать возможности самостоятельной работы с разнообразными внешними источниками;

- оценить качество знаний и умений, накопленных в процессе обучения, используя тестирующие программы.

Важно помнить, что неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности считается квалифицированный подход к поиску необходимой информации, знание различных её источников, культура чтения и восприятия, умение грамотно представлять результаты своей деятельности, осведомлённость о правилах и положениях использования и защиты интеллектуальной собственности.

Немаловажное место занимает и оснащённость вузов новейшими компьютерами и программным обеспечением. Информационные технологии и коммуникации являются базой глобальных компьютерных сетей, создающей целостное информационное пространство, обеспечивающее совместный доступ к всеобщим ресурсам. Такой подход к образованию способствует повышению заинтересованности студента к исследуемому материалу, позволяет более детально воспринимать необходимую информацию, способствует закреплению материала, что облегчит использование усвоенных знаний на практике.

Специалисты, овладевшие современными информационными технологиями, обладают немалыми преимуществами:

- продуктивно пользуются информационными ресурсами, которые являются основным стратегическим фактором развития общества. Эффективность применения научных изобретений, технологий и ведущих разработок позволяет им добиться заметной экономии остальных категорий ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, социального времени.

- автоматизируют информационные процессы, занимающие немалое место в жизнедеятельности каждого человека. В условиях «информационного взрыва» объектами и результатами труда большей части занятого населения считаются отнюдь не материальные ценности, а информация и научные познания. Их занятость сопряжена с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации. Эти направления увеличивают потребность в профессионалах высокого класса, способных к систематизации, поиску и анализу данных, умеющих создавать простейшие системы, которые способствуют получению к ним доступа в любой период времени.

- создают новейшие аппаратно-технические и программные средства исследования, проектирования, промышленных испытаний и технического диагностирования, разрабатывают новейшие системы управления производством и её автоматизации.

- регулярно собирают, получают и внедряют актуальные знания и высокие технологии. Передовые способы получения и накопления знаний основываются на методах информационного моделирования, теории искусственного интеллекта, познавательной компьютерной графики, предоставляющих возможность решить тяжело формализуемые задачи, а также задачи с частичными исходными данными, пользуясь только предложенными параметрами задания.

- владеют методикой информационного моделирования глобальных процессов, допускающей прогнозировать многие кризисные ситуации, представляющие повышенную опасность для общества.

Перед вузами стоят актуальные задачи по повышению качества и эффективности образования, воспитания и развития молодых квалифицированных специалистов. Для их решения требуется высокий уровень педагогических кадров и учебно-воспитательного процесса, в ходе которого достигаются профессиональное мастерство и навыки обучающимися.

От знаний, сноровки, навыков и менталитета сотрудников зависит конкурентоспособность предприятия, производительность и качество труда.

Развитие современной системы образования в основном сопряжено с профессиональной компетенцией пре-

Kurbanov Tagir Kurbanovich pedagogical

FORMATION PROBLEMS ... sciences

подавателей.

В наше время востребовано формирование и развитие социально-ориентированной личности, всецело реализующей свой потенциал, грамотного специалиста, несущего ответственность за результаты и качество своей деятельности. Огромное внимание следует уделять обновлению научно-методического содержания подготовки кадров, использованию компетентностного подхода при анализе эффективности и продуктивности учебно-воспитательного процесса.

Обучение, основанное на компетенциях, осуществляется в процессе практической деятельности с применением накопленного опыта и строится на основах комплексного системного подхода, направленного на освоение профессиональных и личностных качеств.

Можно рассматривать разные звенья профессиональной компетентности в зависимости от сферы профессиональной деятельности. Для каждой отдельной профессии есть относительно устойчивые группы профессиональных характеристик, называющихся ключевыми компетенциями. Относящиеся к такой деятельности ключевые компетенции обеспечивают результативность профессиональной деятельности, конкурентоспособность, повышение квалификации и профессиональный рост.

Компетенция в образовательной подготовке является социальной нормой специалиста, а компетентность - уже состоявшееся личностное качество, предполагающее владение субъектом профессиональной, учебно-профессиональной деятельности соответствующей компетенцией.

Таким образом, главными особенностями компетент-ностного подхода к подготовке специалистов относятся:

- общесоциальная и личностная важность приобретаемых знаний, умений, навыков, качеств и способов плодотворной деятельности;

- детальная формулировка задач профессионально-личностного совершенствования, воплощенных в поведенческих и оценочных терминах;

- формирование компетенций как совокупности смысловых ориентаций, основанных на изучении национальной и общечеловеческой культуры;

- наличие четкой системы измерительных норм, обрабатываемых статистическими методами;

- индивидуализация программы определения стратегии для достижения цели;

- создание ситуаций для комплексной проверки способности использования знаний на практике и накопления бесценного опыта;

- интеграционная характеристика проявлений личности, связанная с ее способностью совершенствовать приобретённые знания, умения и навыки в ходе приобретения жизненного опыта [6, с. 4].

Решить эти важные задачи в области НПО и СПО возможно методом включения и реализации ФГОС НПО, ФГОС СПО. Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) является совокупностью обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к специальности, профессии и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, которые осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [7, с. 2]. Федеральный государственный образовательный стандарт постановил задачу образования у выпускников общих и профессиональных компетенций.

Основной составляющей профессиональной компетентности современного квалифицированного студента является такое качество личности, как творческий потенциал. Под этим понятием подразумевается готовность к созданию новых, оригинальных идей, отклоняясь от стандартных схем размышления.

Внесение творческих элементов в разные формы профессионального труда, в проектирование и 140

вление любых технологических процессов представляет собой самый универсальный и всеобъемлющий показатель нового отношения студента к овладеваемой профессии. На практике в процессе освоения любой профессии обучающимся доступны все стороны творческой деятельности: рационализация, усовершенствование, проектирование. И чем выше цель творчества и сложнее пути, ведущие к ней, тем больше удовлетворения от достигнутой победы.

Вера в творческую силу знания и профессионального труда намного сильнее укрепляется в процессе самостоятельной и активной деятельности, поэтому главные пути формирования умения действовать творчески связаны с развитием производственной самостоятельности и творческой активности обучающихся. Самостоятельность в каждом деле является опорной чертой личности и одним из значимых критериев оценки профессиональной квалификации специалиста. Развитие самостоятельности у молодых специалистов является одной из важных задач образования. Самостоятельная работа проходит успешно лишь в том случае, если обучающийся уже освоил достаточный объём знаний, навыков и умений и выражается в способности мобилизовать силы, требуемые для решения сложных задач [8, с. 2].

Использование в учебном процессе информационных технологий и программных продуктов, работу с которыми осуществляют предприятия, способствует формированию специалистов, которые будут востребованы на рынке труда. В то же время предполагаются разного рода формы взаимодействия с социальными партнерами: привлечение специалистов, которые бы обучали студентов работать с программами, выполнение практикума со студентами, обучение преподавателей на базе предприятия. Помимо этого, использование методических пособий, электронных учебников, презентаций, вовлечение студентов к подобной работе является немаловажным педагогическим элементом для образования современного специалиста [9, с. 4].

Постановка и организация работы всех преподавателей по формированию и социально, и профессионально востребованного выпускника предполагает улучшение его конкурентоспособности и компетентности, а также профессионально-технологического развития студента, формируя готовность к будущей самостоятельной жизни, оказывая ему помощь в благополучном освоении выбранной профессии, специальности [10, с. 5].

Таким образом, профессиональная компетенция -это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Структура включает общие профессиональные и специальные профессиональные компетенции.

Современное прогрессивное общество предъявляет высокие требования к личности педагога, его культуре, духовным потребностям и нравственному уровню наряду с его профессиональной, педагогической и психологической подготовленностью.

Актуальность задачи формирования информационной компетентности студента обусловлена самой жизнью. Цивилизация постоянно движется к построению нового информационного общества. Системе образования необходимо подготовить человека к жизни в меняющихся условиях эпохи современных технологий. Возникла потребность в новой грамотности для информационного общества, которая позволила бы человеку активно использовать доступные ему средства информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности и в обычной жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреев К.Е. Роль метода проектов в формировании профессиональных компетенций: Специалист 2012. № 2. С. 18-19.

2. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: приказ от 11.02.2002 г.

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Курбанов Тагир Курбанович ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ...

№393. Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс».

3. Краснова Л.А., Шурыгин В.Ю. Содержание и пути формирования информационной компетентности педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 200-203.

4. Замара Е.В. Общеметодологические аспекты стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студента в системе среднего профессионального образования // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 159-162.

5. Богданова А.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с применением технологии учебных полей как научная проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 46-50.

6. Винтер Е.И., Вопросы организационно-стимули-рующего сопровождения профессионально-творческой подготовки будущих специалистов: Высшее образование сегодня. - 2008. - № 8., 4 с.

7. Об образовании в Российской Федерации: пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».

8. Белотелова Л.Н., Методическое сопровождение преподавателя колледжа как одно из условий обеспечения качества среднего профессионального образования: Среднее профессиональное образование, 2009. 2 с.

9. Зимняя И.А., Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. -М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Издательский центр Академия, 2004.

Статья поступила в редакцию 05.05.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.