Указанные особенности транспортной полиции, равно как и форменная одежда сотрудников с элементами государственной символики, обусловливают отличие транспортной полиции от других государственных органов, положительно влияя на организационную культуру через самоидентификацию.
Таким образом, автор настоящей статьи приходит к выводу о том, что организационная культура органов внутренних дел на транспорте (транспортной полиции) на сегодняшний день сложилась на достаточно высоком уровне и проявляется, прежде всего, в поверхностном видимом слое.
И пусть поверхностный слой организационной культуры - не самый главный, однако, он имеет чрезвычайно важное, определяющее значение при формировании организационной культуры в целом.
Список литературы:
1. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. - СПб., 2002. -336 с.
2. Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: учеб. пособ. -М., 2007. - 291 с.
3. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. - 2011, 14 февраля. -№ 7. - Ст. 900.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
© Сидельникова К.Н.*, Перова М.В.*
Южно-Российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону
В статье рассматривается такая проблема, как формирование информационной компетентности государственных служащих в РФ. Приводятся статистические данные, выдвигаются возможные проблемы формирования ИКК у госслужащих, также предлагается разрешение этих проблем.
Ключевые слова компетентность, государственный служащий, информационно-коммуникативный.
* Студент.
* Доцент кафедры Информационных технологий, к.п.н., доцент.
Изменения, которые динамично протекают в последние годы в Российской Федерации, требуют существенного повышения роли системы государственной службы. В настоящее время реализуется программа реформы государственной гражданской службы РФ, которая нацелена на модернизацию всей системы государственного управления и повышения стабильности социально экономического развития российского общества и государства.
По данным МЭРТ, ежегодно на обеспечение информатизации органов государственной власти из бюджета тратится почти 60 млрд. руб. на одного чиновника в год. Сейчас почти у каждого российского чиновника на рабочем столе есть компьютер, доступ в глобальную сеть Интернет и т.д., а показатели эффективности государственного управления существенно не меняются.
Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ проводила исследования на протяжении нескольких лет, которые показали, что за последние четыре года почти в два раза выросло число государственных служащих, имеющих «нулевой» уровень знаний и умений в области информационных технологий. Значит профессиональное обучение и переподготовка госслужащих в области информационно-коммуникативных технологий, проведенные за последние годы в структурах государственной власти, практически не дали желаемого результата [1].
Анализируя исследование, давайте же разберемся, а что является причинами такого, можно сказать, отрицательного результата в этой сфере? Возможно, причинами некомпетентности являются отсутствие мотивации к использованию информационных технологий; использование стандартных вузовских программ по информатике и отсутствие при обучении учета личностных особенностей обучаемых.
Существует Приказ Мининформсвязи РФ от 27.12.2005 № 147 «Об утверждении квалификационных требований к федеральным государственным гражданским служащим и государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации в области использования информационных технологий», в котором прописаны квалификационные требования. Основные квалификационные требования уровня «Базовый» обязательны для всех категорий государственных служащих. Уровень «Базовый» разбит на модули, компетентность в этих модулях обязательна для всех категорий госслужащих. Это модули - «Аппаратного и программного обеспечения», «Компьютерные сети и Интернет», «Общие понятия об информационной безопасности», «Навыки работы в операционной системе», «Основы офисных технологий».
Квалификационные требования позволяют не только повысить общий уровень квалификации госслужащих в области информационных технологий, но и построить кадровую работу в госорганах с учетом информации об уровне квалификации служащих в области ИКТ, также повысить производительность труда госслужащих, снизить и без того огромные затраты на
поддержку пользователей информационных систем в органах государственной власти.
Динамика и масштабность внедрения в государственное управление информационно-коммуникативных технологий сделали очевидными факт их высокой социальной значимости. Поэтому необходимость диагностики информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих просто необходима. В вопросе компетентности госслужащих в области ИКТ нам помогут разобраться статистические данные.
Федеральная служба государственной статистики с 2010 по 2012гг. проводила мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации, включая ОГВ и ОМС, мы рассмотрим интересующий нас пункт из этого статистического исследования - «Использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) среди ОГВ и ОМС». Итак, ссылаясь на источник, доля ОГВ и ОМС, использовавших Интернет, в общем числе обследованных за 2011 год составила 90,5 %, за 2012 год составила 93,0 %. Из статистического исследования можно увидеть положительный рост, хоть и не значительный, доли органов государственной власти, использовавших Интерент, в общем числе обследованных к 2012 году.
Также, электронный журнал «Современные исследования социальных проблем» провел опрос за 2013 год, который был направлен, главным образом, на анализ состояния информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих научным сообществом и управленцами. Экспертам был задан вопрос, о том существуют ли проблемы формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих и в какой степени, по их мнению, они проявляются.
По итогам проведенного опроса можно сделать вывод, что эксперты придерживаются мнения о том, что проблемы действительно есть. Однако половина экспертов придерживаются мнения, что эти проблемы проявляются незначительно. Четверть опрошенных считают явным наличие вышеперечисленных проблем. И только пятая часть считает, что проблемы не проявляются.
Характеризуя современный уровень информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих, экспертные мнения разделились практически поровну: 48 % считают, что ИКК госслужащих соответствует нормативному уровню, здесь подразумевается наличие у государственных служащих минимальных навыков и знаний в этой области. Вторая половина опрошенных - это 44 % считают, что ИКК государственных служащих соответствует среднему уровню и всего лишь 8 % отметили низкий уровень информационно-коммуникативной компетентности госслужащих. Ни один эксперт не считает, что информационно-коммуникативная компетентность находится на высоком уровне [2]. Если есть проблема, значит должно быть и решение этой проблемы.
Итак, можно предложить стимулировать государственных служащих для повышения уровня информационно-коммуникативной компетентности повышением заработной платы, поощрением в виде премий, возможностью самосовершенствоваться, похвалой от руководства. В меньшей мере это может быть личное желание госслужащего быть компетентнее других сотрудников и страх потерять занимаемую должность.
Реализация задачи обеспечения высокого уровня информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих затруднена из-за ряда проблем, главными из которых являются: отсутствие у государственных служащих внутренней мотивации получения систематических знаний в области ИКТ и необходимого развития себя как личности, как субъекта процесса информатизации гос. управления; недостаточная выраженность в организационно-управленческой среде государственной службы норм, стандартов поведения, стимулирующих и поддерживающих процессы развития специалистов-управленцев в области ИКТ; противоречие между традиционным сложившимся подходом к профессиональному обучению в области ИКТ, который построен на усвоении определенной суммы знаний, умений и навыков.
Наряду с разрешением этих проблем необходимо создать психологические, педагогические и организационные условия для эффективной самореализации профессионалов в рамках государственной службы на базе широкого использования новых информационных технологий. Решение этих прикладных задач невозможно без основательного научного осмысления всего комплекса перечисленных выше проблем и создания концепции развития информационно-технологической компетенции госслужащего.
Активную роль в повышении ИТ-компетенции госслужащих могут сыграть высшие учебные заведения. Отвечая современным требованиям, многие вузы разрабатывают различные программы повышения квалификации в данной сфере. Южно-Российский институт управления РАНХиГС проводит обучение госслужащих по многим программам. В частности, в целях освоения профессиональных навыков в процессе реализации информационных процессов был разработан учебно-методический комплекс дистанционного обучения «Компьютерная грамотность для госслужащих». По заказу Правительства Ростовской области был создан учебно-методический комплекс, направленный на практическую подготовку государственных и муниципальных служащих в области проведения административной реформы и формирования электронного правительства. В рамках курсов повышения квалификации разработана и реализуется программа «Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении». Цель данной программы - совершенствование знаний в области современных возможностей информационно-коммуникационных технологий в целях повышения качества принятия управленческих решений; развитие навыков поиска ин-
формации о наиболее эффективных и перспективных путях использования управленческого потенциала информационно-аналитических ресурсов и технологий. В целях освоения новых компетенций в области работы с электронными документами, в процессе перехода к безбумажному документообороту и реализации масштабных проектов МЭДО и СМЭВ разработана и реализуется программа обучения по теме «Организация работы с электронными документами. Системы электронного документооборота».
Таким образом, запрос на высокий профессионализм в государственной службе выражается сегодня и в том, что от госслужащего ожидают эффективного использования информационно-коммуникативных технологий в своей профессиональной деятельности. Ведь знания в этой области характеризует степень зрелости личности человека, в эпоху формирующегося информационного общества. Усиление ответственности управленческого персонала и, естественно, личный пример руководства, играет большую роль в формировании имиджа современного государственного служащего.
Список литературы:
1. Беспалов П.В. Психология развития, акмеология. - М., 2010.
2. Волохатых Д.С. Экспертные оценки госслужащих в области ИКК // Электронный журнал. - 2012.
3. Короткое Э.М. Исследование систем управления. - М.: ДЕКЛ, 2003.