Научная статья на тему 'Проблемы формирования имиджа государственной службы'

Проблемы формирования имиджа государственной службы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2588
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА / ЧАСТНЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / CIVIL SERVICE / FORMING THE IMAGE / PRIVATE SECTOR / CIVIL SERVICES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нуртазин Мирбулат Суйеуович

Анализируются основные тенденции и проблемы развития государственной службы в Казахстане. Проводится сопоставительный анализ проблем формирования имиджа структур публичного и частного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of Forming the Image of Civil Service

The basic tendencies and problems of development of civil service in Kazakhstan are analyzed. The comparative analysis of the problems of forming the image of public and private sector structures is carried out.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования имиджа государственной службы»

M.S. Nurtazin

The Problems of Forming

the Image of Civil Service

The basic tendencies and problems of development of civil service in Kazakhstan are analyzed. The comparative analysis of the problems of forming the image of public and private sector structures is carried out.

Key words and word-combinations: civil service, forming the image, private sector, civil services.

Анализируются основные тенденции и проблемы развития государственной службы в Казахстане. Проводится сопоставительный анализ проблем формирования имиджа структур публичного и частного сектора.

Ключевые слова и словосочетания: государственная служба, формирование имиджа, частный сектор, государственные услуги.

УДК 331.101.264.24(574)

ББК 67.401

М.С. Нуртазин ПРОБЛЕМЫ

ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СЛУЖБЫ

^^еномен имиджа исследуется во многих областях науки - философии, политологии, психологии, социологии, экономики. Понятие «имидж» (англ. image - образ) трактуется как целостный, качественно определенный образ какого-либо объекта, устойчиво живущего и воспроизводящегося в массовом и / или индивидуальном сознании [1], как совокупность свойств, приписываемых объекту рекламой, пропагандой [2], а также как «определенные черты, качества лидера, взятые в единстве политических, мировоззренческих, нравственных, психологических, биографических, внешних качеств, резонирующих в предпочтениях электората» [3, с. 11].

Развитие рыночной экономики обусловило появление субъектов, заинтересованных в систематическом, правильном и действенном формировании собственного имиджа. В первую очередь данная потребность стала ощущаться в бизнес-секторе, но вскоре стало ясно, что властные структуры также нуждаются в создании определенного восприятия своего собственного образа в глазах общества.

Устойчивый позитивный имидж государственной службы является одним из необходимых составных элементов, обеспечивающих стабильность различных сфер общественной жизни, устойчивость системы власти и предсказуемость государственного управления. Применительно к сфере государственного управления анализ тематики имиджа предполагает комплексное исследование образа государственного органа, государственного

служащего или должностного лица, который возник у общественности или потребителей государственных услуг. Под образом имеется в виду не только визуальный, зрительный, но и образ деятельности. Иначе говоря, в данном случае, само понятие имидж / образ должно употребляться в широком смысле - как представление об организации.

Многие западные РР-специалисты считают, что имидж организации, будь то государственный орган или производственная / коммерческая корпорация, должен строиться на следующих трех основаниях:

- во-первых, организацию следует подавать в образе некой личности, то есть необходимо как можно лучше показать людям то, чем она занимается; тогда важнейшим направлением формирования имиджа государственной службы становится объективное информирование граждан по различным аспектам деятельности законодательных, судебных и исполнительных институтов;

- во-вторых, государственному органу, как и корпорации, требуется иметь собственную «репутацию», то есть постоянно позиционировать положительные черты своего имиджа;

- в-третьих, необходимо показать свои преимущества перед другими организациями.

В отличие от государственных, бизнес-организации формируют свой позитивный имидж, используя специфические методы, такие как реклама и коммерческие информационные технологии. Частные компании разрабатывают специальные планы с учетом определения их репутации на перспективу. Государственным структурам в силу определенных обстоятельств и специфики деятельности не всегда возможно применять РР-технологии, апробированные бизнес-сектором. Однако исследование имеющегося опыта и его использование в процессе создания позитивного восприятия гражданами и негосударственными организациями властных структур представляется нам вполне актуальным.

Кроме того, государственная служба в продвижении привлекательного имиджа имеет некоторые очевидные преимущества перед частным сектором. В распоряжении государственных органов находится так называемый «административный ресурс», выражающийся, например, в распорядительных полномочиях, обеспечении контроля исполнительной власти над средствами массовой информации и общественными объединениями, организации публичной гражданской поддержки инициативам власти и нейтрализации реальных или потенциальных центров оппозиции в регионах.

Формирование положительного имиджа государственной службы - неотъемлемая задача проводимой административной реформы. В данном вопросе государственные органы опираются на лучшее из международного опыта. Вместе с тем нельзя не отметить наличие ряда внутренних проблем, негативно влияющих на положительное восприятие государственных органов общественностью. К ним относятся: административные барьеры и низкое качество оказываемых государственных услуг; раздутость государственного аппарата и дублирование функций; недостаточно высокая управленческая культура и бюрократизм чиновников; текучесть кадров и частная их сменяемость при смене политического руководства; слабая мотивация служащих на добросовестную и

беспристрастную службу; недостаточная квалифицированность и нарушение профессиональной этики государственными служащими; более низкая по сравнению с частным сектором оплата труда государственного служащего. Клановость и коррупция, имеющиеся в государственном управлении, приводят к тому, что ценятся не профессиональные качества сотрудника, а его преданность руководству, вышестоящему лицу.

Все это оказывает негативное воздействие и снижает доверие общества к власти, что, безусловно, отражается на имидже всей государственной службы. Существование подобных проблем объясняет необходимость целенаправленного формирования имиджа государственных органов и государственной службы. Имидж государственных органов и государственной власти в целом должен создаваться, исходя из нескольких методологических по своему характеру установок: процесс обязан носить демократический характер, укладываться в требования действующего законодательства Республики Казахстан, способствовать внутриполитической стабильности государства и консолидации общества.

Одним из институтов, оказывающих существенное влияние на процессы формирования имиджа государственной службы, является Агентство по делам государственной службы Республики Казахстан. В структуре Агентства действуют региональные Дисциплинарные советы по делам государственной службы. Все эти органы призваны укреплять государственную дисциплину, обеспечивать соблюдение антикоррупционного законодательства и Кодекса чести государственных служащих Республики Казахстан.

Кроме того, Агентством и Дисциплинарными советами проводятся социологические исследования, результаты которых становятся эмпирической базой, позволяющей провести мониторинг и корректировку действий государственных органов и служащих в целях создания позитивного образа власти в глазах населения. Так, было проведено исследование, посвященное диагностике административных барьеров при оказании государственных услуг. Его результаты были следующие: «Среди основных барьеров 27% респондентов указали на недоброжелательность персонала, 38% - на оказание услуг по знакомству, 20% - на плохо организованный персонал. В своих ответах на вопросы анкеты респонденты предлагают необходимость максимального увеличения количества электронных услуг и снижения до минимума контактов чиновников с потребителем, особенно в налоговых органах, автоинспекции, земельных отделах и таможенных постах» [4, с. 20].

В январе 2008 г. в соответствии с планом подготовки к проведению «круглого стола» на тему «Пути повышения имиджа государственного служащего» Дисциплинарным советом Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы в Западно-Казахстанской области в течение месяца было проведено анкетирование 150 граждан и лиц, поступающих на государственную службу на конкурсной основе.

Результаты опроса показывают, что в восприятии респондентов в целом формируется положительный образ государственного служащего, которому присущи такие черты, как профессионализм, компетентность, добросовестное исполнение служебного долга. Однако в оценках опрошенных проявляется устойчи-

вое мнение о наличии препятствий, затрудняющих позитивное восприятие государственных служащих. В качестве основных негативных факторов указываются коррупция, злоупотребление служебным положением, протекционизм, существующие в государственных органах. Без преодоления этих пороков вряд ли можно рассчитывать на позитивный имидж государственного служащего в общественном мнении.

В современном социуме государственная служба превращается в особую форму публично-правовых взаимоотношений государства и граждан. Профессиональная деятельность государственных служащих признается качественной только тогда, когда осознание и оценка результата своей деятельности самим субъектом адекватны осознанию и положительной оценке результатов его деятельности гражданами. Проведенные исследовательским центром «Сандж» социологические замеры позволили получить необходимые данные, свидетельствующие о понимании населением и самими государственными служащими открытости и доступности работы государственных учреждений.

Так, 35,8% граждан связывают открытость и доступность государственных органов в первую очередь с отчетностью о деятельности и результатах работы. Для 17,6% респондентов открытость и доступность - это возможность беспрепятственно получить любую информацию о государственных органах. Остальная часть граждан определяла открытость как пояснение к принятым решениям, понятность целей и задач, простоту процедуры обращения граждан в государственный орган. Определяя доступность и открытость государственных органов, 19% государственных служащих указали возможность для населения просто обратиться в орган, 15% добавили, что это есть возможность обратиться в любое рабочее время, 30% затруднились дать какое-либо определение доступности и открытости [5, с. 23]. Таким образом, результаты опроса показывают, что, в целом в государственном секторе происходят положительные изменения в сторону более открытой и доступной системы оказания услуг населению.

Имидж государственной службы в его социально-психологическом измерении тесным образом связан с соблюдением государственными служащими Кодекса чести государственных служащих Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 г. В его преамбуле указывается, что «несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику государственных служащих» [6].

В формировании позитивного имиджа государственных служащих большую роль играют средства массовой информации, выполняющие в последнее время не только информационную, но и оценочную функцию. При этом масс-медиа могут внести как положительный, так и отрицательный вклад. Например, в погоне за сенсацией ими громко объявляется о коррупционных преступлениях и взятках чиновников, а потом выясняется, что вина не доказана. В таком случае получается, что хотя юридически никакого преступления не совершено, в массовом сознании его факт устойчиво зафиксирован. Это не может не сказаться на ухудшении имиджа государственных служащих.

Как видно, в процессе создания имиджа государственного органа действуют

такие факторы, которые не оказывают существенного влияния в случае с коммерческим предприятием. Например, в отличие от частных организаций, большинство государственных органов не продают результаты своей деятельности. Поэтому информация и причины, действующие на экономических рынках, в сфере публичного управления работают слабее или вообще отсутствуют. Некоторые ученые (как и многие граждане) полагают, что это ослабляет стимулы к снижению затрат, экономичности в работе и повышению эффективности деятельности. В результате государственные институты (законодательная, исполнительная и судебные ветви власти) используют правовые и формальные ограничения, чтобы установить более жесткий внешний государственный контроль над процедурами, сферами деятельности и стратегическими целями. Объяснение различий двух секторов можно найти у американского ученого Х.Дж. Рэйни: «Правительство отличается большей степенью монополизации, нежели частный сектор, и последствия его действий широки, а поэтому требуют контроля. Отсюда пристальное внимание общественности к его функционированию и ее ожидание в отношении его справедливости, открытости, подотчетности и честности» [7, с. 75-76].

Преследуя примерно схожие цели, и государственные структуры, и негосударственные организации стремятся достичь результатов своими определенными и специфическими методами. Изучение и обобщение положительного опыта формирования имиджа, выявление основных тенденций и противоречий в государственном и частном секторе, осмысление позитивных и негативных сторон проблемы позволит использовать полученные данные для успешного становления института государственной службы.

Формирование положительного имиджа государственной службы в глазах общества даст результаты, если наряду с повышенными требованиями и ограничениями, связанными с государственной службой, ее объективные неудобства и издержки будут компенсироваться жалованием и другими выплатами, гарантиями, обеспечивающими стабильность рабочего места, продвижение по службе, а также достойный уровень жизни. Полагаем, что политика центральных и местных властей в формировании имиджа государственной службы никоим образом не может строиться по единому шаблону, поэтому необходимо дифференцированное применение методов и адаптация их к местным условиям.

Библиографический список

1. Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов [и др.]. 2003. ийЬ: http://www.voluntary.ru

2. Большой словарь по социологии, проект. ийЬ: www.rusword.com.ua

3. Имидж лидера / под ред. Е.В. Егоровой-Гантман. М.; Л., 1994.

4. Административные барьеры как источник коррупционных правонарушений / под ред. 3. Турисбекова. Алматы, 2007.

5. Исследовательский центр «САНДЖ» совместно с Агентством РК по делам государственной службы: аналитический отчет по исследованию «Открытость и эффективность работы государственных органов». Алматы, 2004.

6. Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан: Указ Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 г. № 1567. ЦВ.Ь: www.supcourt.kz/codex/

7. Рэйни Х.Дж. Анализ и управление в государственных организациях / пер. с англ. 2-е изд. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.