Научная статья на тему 'Проблемы формирования и реализации промышленной политики депрессивного региона'

Проблемы формирования и реализации промышленной политики депрессивного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
505
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОМПЛЕКС / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дохолян С.В., Петросянц В.З.

Авторами предложена модель формирования и реализации промышленной политики, ее цели, задачи, этапы проведения, приоритетные направления, а также предпосылки реализации и развития инновационного потенциала региона. Механизм формирования и реализация промышленной политики региона рассматривается на примере Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования и реализации промышленной политики депрессивного региона»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА

с. в.дохолян,

доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом структурных преобразований экономики региона

E-mail:sergsvd@mail. ru В. 3. ПЕТРОСЯНЦ доктор экономических наук, профессор, заведующий лабораторией информационного обеспечения

E-mail: pvzgaak@dinet. ru Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН

Предложены модель формирования и реализации промышленной политики, ее цели, задачи, этапы проведения, приоритетные направления, а также предпосылки реализации и развития инновационного потенциала региона. Механизм формирования и реализация промышленной политики региона рассматривается на примере Республики Дагестан.

Ключевые слова: промышленная политика, инновационный потенциал, регион, государственное регулирование, комплекс, предприятие.

Наиболее важным компонентом экономического развития страны является промышленная деятельность. Промышленная активность в XXI в. будет оставаться важнейшим фактором экономического развития Российской Федерации, в связи с чем важны качественный уровень промышленности, ее конкурентоспособность, высокоэффективное функционирование отраслевых комплексов. Затянувшийся структурный кризис отечественной экономики требует реализации долгосрочной программы структурных преобразований, направленных на формирование конкурентоспособной промышленности.

Определяющую роль в создании отраслевой структуры промышленности нового типа играет промышленная политика, реализующая приоритеты общегосударственной значимости с учетом

особенностей потенциала многообразных регионов Российской Федерации.

На федеральном уровне «национальная промышленная политика (далее — промышленная политика) — система правовых и экономических мер и действий субъектов промышленной политики, исходящих из приоритетного обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, стабильного и инновационного социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» 1.

В настоящее время основной формой прямого участия государства в регулировании регионального развития являются государственные региональные программы, финансируемые за счет регионального бюджета и государственных внебюджетных фондов, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов, привязанных к тому или иному региону. Однако в современной сложной экономической и финансовой ситуации государство не может брать на себя прямой контроль над всеми аспектами развития регионов. В связи с этим считается, что такие программы должны разрабатываться только для регионов с особо сложными (критическими) социально-эко-

1 См.: Проект Федерального закона № 98281-5 «О национальной промышленной политике в Российской Федерации».

номическими и экологическими проблемами или для регионов, способных при государственной поддержке совершить быстрый рывок в своем развитии, ускоряющий общий экономический рост. По мере сокращения поступления средств из федерального бюджета основными источниками финансирования региональных экономических и социальных программ должны стать собственные средства предприятий и организаций, банковские кредиты и средстварегиональных бюджетов [3].

Сегодня приоритеты развития производственной сферы в регионе во многом определяются на местах. При поддержке федерального правительства, направленной на обеспечение единых жизненных стандартов, одинаковых стартовых условий, местные органы власти, используя широкий спектр инструментов, способны самостоятельно создавать предпосылки экономического роста на территории конкретного региона. Однако, несмотря на, казалось бы, единую для всех цель создания конкурентоспособного производства и условий для устойчивого развития территорий и страны в целом, механизм и инструменты реализации промышленной политики могут варьироваться в отдельных субъектах Российской Федерации в зависимости от уровня регионального развития экономики и социального положения.

По мере становления рыночных отношений все в большей степени обнажаются просчеты прошлых лет, связанные с развитием и размещением производительных сил. Одни регионы Российской Федерации, имея большие возможности в силу различных обстоятельств, оказались индустриально развитыми территориями, другие, сохраняя преобладание аграрного сектора в хозяйстве, — экономически отсталыми (депрессивными). Республика Дагестан практически по всем экономическим, демографическим и социальным параметрам относится к последней группе субъектов Федерации. Придать импульс, толчок, обеспечивающий длительный экономический рост, весьма сложная и трудно реализуемая задача, поскольку региональная экономическая политика, стратегия развития должны выстраиваться с позиций системного подхода, учитывать многообразие факторов и условий хозяйствования на той или иной территории [2].

В настоящее время многие промышленно развитые субъекты Российской Федерации самостоятельно формируют государственную промышленную политику в регионах. В целом ряде субъектов Российской Федерации разработаны

концепции промышленной политики, приняты соответствующие законы2.

Промышленная политика региона, по мнению авторов, это система отношений между органами власти субъекта Федерации и хозяйствующими структурами по поводу обеспечения эффективного функционирования предприятий региона и формирования конкурентоспособного промышленного комплекса.

Сущность промышленной политики региона заключается в обоснованном выборе правительственными органами субъекта Федерации приоритетных отраслей и предприятий региона и в оказании им эффективной государственной поддержки.

При разработке промышленной политики в конкретном субъекте Федерации необходимо учитывать имеющийся в мировой и отечественной практике опыт ее формирования и реализации. При выборе рационального варианта промышленной политики должны быть проведены:

• изучение и анализ реального сектора экономики;

• оценка способов достижения конкурентоспособности продукции промышленности территориальных образований как основы ее прочного положения;

• анализ потребности в ресурсах для реализации различных вариантов промышленной политики;

• определение возможных экономических последствий выбора различных вариантов промышленной политики.

Такой подход позволит дифференцировать меры промышленной политики во времени, учесть этапы экономического реформирования, выявить реальные возможности осуществления действенной промышленной политики.

Моделирование служит предпосылкой и средством анализа экономики и обоснования принимаемых решений, прогнозирования, управления экономическими процессами и

2 См., например: областные законы «О региональной государственной промышленной политике в Тюменской области», «О промышленной политике Калужской области», «О промышленной политике Орловской области», «О промышленной политике в Брянской области», «О промышленной политике в Тульской области», «Об основах промышленной политики Тверской области», «Об основах промышленной политики Владимирской области», «Об основах промышленной политики Ярославской области» и т. д. Кроме того, в ряде регионов разработаны концепции: «Концепция промышленной политики Республики Бурятия на 2006—2015 годы», «Концепция промышленной политики в Республике Адыгея» и т.д.

объектами [1]. Модель формирования и реализации промышленной политики региона можно представить в виде схемы, которая может быть использована как типовая схема промышленной политики применительно к условиям Республики Дагестан (рис. 1).

Каковы цели и задачи должны быть отражены в промышленной политике территориальных об-

разований? Они отражены в концепции промышленной политики:

• основные цели, задачи и принципы формирования промышленной политики территории;

• приоритетные направления развития промышленности территориальных образований;

• критерии выбора приоритетов промышленной политики;

Тенденции научно-технического и

технологического развития

Государственная промышленная политика

м 3

о 5

н я

и й

(и а

[О и

ю ч

Диагностика состояния промышленности региона

й а Я

я я

I й

О 2

® 1П

м ю

я и

то М

8 8

о й

к &

я :Я

I В

^ £

Я °

■в я я я

о и а й ^ о

я (3

нЧ н

¡а §

& я

О щ

Я о & о & о (и н

Цели, задачи, принципы промышленной политики Республики Дагестан

Систематизация предложений отраслевых союзов

Систематизация отечественного и зарубежного опыта проведения государственной промышленной политики

Методическое обеспечение выбора критерия селективной поддержки промышленных предприятий

ФОРМЫ

Индикативные планы и программы преобразования кризисных отраслей (подотраслей) и производств. Программы реструктуризации промышленных предприятий.

Программы развития наукоемких отраслей, целевые специальные программы, являющиеся формой компенсационного механизма

Реализация промышленной политики через механизмы

Развития наукоемких отраслей Реструктуризация кризисных отраслей Компенсационный

Объекты государственного

регулирования

Формирование конкурентоспособного промышленного комплекса региона, обеспечивающего улучшение социальных и экономических условий жизни населения территории

Количественная оценка эффективности проводимой промышленной политики

МЕТОДЫ

Институциональные:

■ развитие отношений собственности (в том числе интеллектуальной);

■ правовое регулирование;

• административно-экономическое регулирование (контроль над кредитной системой; контроль за работой собственника; государственные и муниципальные контракты; территориальные заказы; межрегиональные и межотраслевые и др.).

■ развитие новых организационно-правовых форм

Ресурсные:

■ прямое финансирование;

• экономическое регулирование (инструменты налоговой, кредитной, внешнеэкономической политики; государственное регулирование цен и тарифов и др.)

Рис. 1. Модель формирования и реализации промышленной политики

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛИ

• условия и механизм реализации промышленной политики.

Стратегической целью промышленной политики на ее долгосрочном этапе является создание конкурентоспособного промышленного комплекса региона, обеспечивающего усиление вклада промышленности в решение социально-экономических проблем территории. Ее достижение предопределяет необходимость решения следующих задач:

• формирование современной технологической структуры на основе активизации использования инновационного потенциала региона;

• становление оптимальной отраслевой и институциональной структур промышленного комплекса;

• обеспечение дифференцированного подхода к выбору приоритетов промышленной политики для различных территорий;

• ориентация на производство товаров и услуг конкурентоспособного качества;

• диверсификация производства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• активизация инвестиционного процесса, усиление инновационной направленности инвестиционной деятельности. Особенности сформировавшихся отраслевой

и институциональной структур промышленного комплекса индустриальных регионов, сложившаяся там экологическая ситуация, имеющиеся научно-технический и производственный потенциалы позволяют определить следующие стратегические направления промышленной политики:

• внедрение наукоемких, ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;

• освоение на территории региона конкурентоспособных производств, развитие уже существующих высокотехнологичных предприятий;

• внедрение современных методов и систем управления качеством, обеспечивающих повышение конкурентоспособности и технического уровня продукции, промышленного производства с достижением его экологической безопасности;

• укрепление кадрового потенциала промышленности;

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА

Система отношений между правительственными органами субъекта Федерации и субъектами хозяйствования по поводу обеспечения эффективного функционирования предприятий региона и формирования конкурентоспособного промышленного комплекса

СУЩНОСТЬ -> Обоснованный выбор приоритетных отраслей промышленности и оказание им эффективной государственной поддержки

ЭТАПЫ Стабилизационный Долгосрочный

1 <

■ Создание условий для восстановления и развития производства на наиболее социально и экономически значимых промышленных предприятиях региона.

■ Усиление координирующего воздействия государства на осуществление трансформации промышленного комплекса региона.

■ Наполнение бюджета территории в результате повышения налоговых поступлений и роста стоимости имущественного комплекса.

■ Сохранение и развитие инновационного потенциала региона.

■ Формирование институциональных предпосылок для решения стратегических задач региональной промышленной политики

Создание конкурентоспособного регионального промышленного комплекса, обеспечивающего решение социально-экономических проблем территории

Рис. 2. Этапы и цели промышленной политики

• формирование инфраструктуры (в том числе инновационной), адекватной целям и задачам промышленной политики;

• создание законодательной базы обеспечения конкурентоспособности промышленности. На стабилизационном этапе на основе анализа

факторов развития территории, анализа ключевых экономических субъектов и анализа кластеров и т.д. должны быть определены приоритеты промышленной политики региона; созданы условия для восстановления производства на наиболее перспективных предприятиях; сформирован необходимый стартовый капитал; созданы институциональные предпосылки для решения отмеченных выше стратегических задач промышленной политики.

Таким образом, условием осуществления долгосрочной промышленной политики является реализация стабилизационного этапа.

Дагестан — один из депрессивных регионов в составе Российской Федерации, представляющий собой территорию с относительно богатыми природными, трудовыми, водными ресурсами и др. Но эти ресурсы сами по себе не могут способствовать эффективному функционированию хозяйства региона в современных условиях. Они являются

Основные показатели работы добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды в Республике Дагестан*

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2007 к 2000, %

Число действующих предприятий (на конец года) ед. 227 247 262 242 235 955 972 987 435

Индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году 100,9 102,9 108,8 94,7 115,1 136,3 108,5 121,4 220

Среднегодовая численность работников организаций, тыс. чел. 60,2 59,2 51,6 47,9 41,9 50,5 46,6 47,4 78,7

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток, млн руб.) 954,3 697,7 1 246,2 1 197,6 1 029,4 1 103,4 -756,4 1 557,5 160

Уровень рентабельности продукции, % 115,4 24,3 30,9 35,6 26,8 27,5 25,2 7,6 6,6

* Источник: территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РеспубликеДагестан. ** Крупные и средние предприятия.

лишь важной предпосылкой для этого. Объективно на сегодняшний день применительно к кризисной ситуации в Республике Дагестан возникает необходимость в эффективном управлении национальным богатством региона, т. е. в эффективной государственной политике с четко определенными целями и методами их реализации [3].

Дагестан является регионом с достаточным промышленным потенциалом. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан на 01.01.2008, количество предприятий и производств по выпуску промышленной продукции, выполнению работ и услуг промышленного характера, учтенных в Статрегистре Росстата, составило 2,9тыс. ед., что на 3,6 % больше соответствующего периода предыдущего года. Доля крупных и средних предприятий в общем количестве — 33,8% (см. таблицу).

В Республике Дагестан промышленность является структурообразующей отраслью. Доля промышленности в ВРП составляет 16,4%, доля в налоговых поступлениях достигала в 2000 г. 59,6 %. Ведущее место занимают топливно-энергетическая, машиностроительная и пищевая промышленности, они дают вместе более 60 % от производимой промышленной продукции. Помимо ведущих отраслевых комплексов в промышленности неплохо развиты индустрия строительных материалов, деревообработка, химическая промышленность.

Индекс промышленного производства за 2007 г. характеризуется следующими данными3: по отношению к 2005 г. в Республике Дагестан он со-

3 Источник: территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан.

ставил 131,7 %, в Российской Федерации 110,4 %, к 2006 г.: Республика Дагестан — 121,4%, Российская Федерация — 106,3%.

Примечание: в 2007 г. по отношению к 2000 г. рост промышленного производства в Республике Дагестан — в 2,2 раза, в Российской Федерации — в1,43.

Положительную роль в обеспечении товарами и услугами населения играет малое предпринимательство. Заметное развитие оно получило в металлообработке, деревообрабатывающей промышленности, промышленности стройматериалов, легкой, пищевой промышленности, мукомольно-крупяной, полиграфии и ювелирной промышленности.

Поступательное развитие дагестанской промышленности начало замедляться с 1985 г., а после 1990 г. ее рост по существу прекратился. Экономический кризис, начавшийся в стране, наиболее сильно ударил прежде всего по этой сфере народного хозяйства. Падение уровня производства здесь по сравнению с 1990 г. составило почти 70 %. Наиболее глубокий спад произошел в машиностроении, промышленности строительных материалов и особенно в легкой промышленности.

Кризисная ситуация была обусловлена целым рядом факторов:

• разрывом хозяйственных связей, расстройством финансово-кредитной системы;

• падением спроса на продукцию, конверсией предприятий оборонного комплекса;

• незначительной ориентированностью производимой продукции на внутренний рынок;

• слабой внутриреспубликанской интеграцией предприятий;

• высокой долей дорогого привозного сырья;

• сильной степенью физической и моральной изношенности основных фондов;

• высокими налоговыми ставками и издержками

проводимой реформы.

Позитивные тенденции, наметившиеся после дефолта 1998 г., со второй половины 1999 г. сохранились и продолжились в течение последних лет. Очевидно, что чем дальше от того периода, когда республика находилась в длительной экономической блокаде, от войны 1999 г. и разрушительных природных стихий, тем сложнее добиваться высоких темпов социально-экономического развития.

Начавшийся в 2008 г. мировой финансовый кризис отразился на экономике Республики Дагестан. И хотя индекс промышленного производства4 в сентябре 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 114,3%, а в январе — сентябре 2009 г. — 112,3 %5, для текущего года характерно снижение темпов роста промышленного производства. Это обусловлено снижением объемов производства по следующим видам экономической деятельности: производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, машин и оборудования; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; обработка древесины и производство изделий из дерева; добыча топливно-энергетических полезных ископаемых и производство кокса, нефтепродуктов.

С начала 2009 г. в Республике Дагестан наблюдается снижение темпов производства по виду деятельности «добыча топливно-энергетических полезных ископаемых», что обусловлено снижением объемов добычи нефти. За январь — сентябрь 2009 г. объем добычи нефти, включая газовый конденсат, составил 148,1 тыс. т, что на 13,6% ниже уровня января — сентября 2008 г.

Одним из главных факторов, сдерживающих дальнейшее развитие промышленного производства, является нехватка квалифицированных рабочих кадров. Потребность в рабочих и инженерных высококвалифицированных кадрах в машиностроении на сегодняшний день составляет более 1100 чел.

Дагестанские промышленные предприятия, обладая определенным производственным и техно-

4 Индекс промышленного производства исчисляется по видам деятельности: «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» на основе динамики производства важнейших товаров-представителей (в натуральном или стоимостном выражении). В качестве весов используется структура валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности за базисный (2002) год.

5 Источник: территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан.

логическим потенциалом в современных условиях хозяйствования, не вполне адаптировались к внешней окружающей среде и не смогли создать себе конкурентных преимуществ.

Однако последствия экономического кризиса — это не только спад в некоторых отраслях дагестанской экономики. Самым главным направлением произошедших в экономике в последние годы перемен можно считать десоциализацию экономики. Современная экономика Республики Дагестан становится все менее гуманной и рассчитывается исключительно на извлечение прибыли.

Тяжелая ситуация сложилась с обеспечением занятости. Уровень общей безработицы в Дагестане в настоящее время почти в два с половиной раза превышает ее среднюю величину по Российской Федерации.

Республика Дагестан имеет более низкий уровень экономического развития, чем другие регионы, и как следствие, весьма сложную, даже кризисную ситуацию в социальной сфере. До 40 % всего населения имеетдоходы ниже прожиточного минимума.

Сегодня Дагестан как республика с длительной социальной депрессией не может преодолеть сложившееся отставание за счет собственных средств. Необходим поиск скорейшего выхода из сложившейся ситуации, так как длительное пребывание в таком состоянии может еще в большей степени усилить социальную напряженность и вызвать социальные конфликты и еще более осложнить обстановку в этом взрывоопасном регионе, имеющем исключительное значение для национальной безопасности Российской Федерации.

Всем этим объясняется важность стабилизационного этапа промышленной политики в регионе. Поэтому важнейшими задачами стабилизационного этапа являются:

• сохранение и развитие промышленного потенциала региона, достижение высокой степени экономической и энергетической независимости;

• оптимизация структуры промышленности территории посредством формирования устойчивых технологических цепочек, создание интегрированных корпоративных структур (например, в пищевой и перерабатывающей промышленности, судостроении и т.д.) с вовлечением в этот процесс технологически связанных предприятий, поощрения создания и производства конкурентоспособной продукции, содействия разработке и внедрению импортозамещающих наукоемких и ресур-

сосберегающих технологий, соответствующих мировым стандартам качества;

• расширение участия государства в управлении хозяйственной и инвестиционной деятельностью государственных и контролируемых государством предприятий;

• стимулирование размещения на промышленных предприятиях региона заказов для территориальных и государственных нужд, защита интересов местных товаропроизводителей и расширение их связей на международном, федеральном и региональном рынках товаров и услуг, развитие потребительского рынка товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения;

• создание организационных, экономических и социальных условий, способствующих внедрению на предприятиях систем управления качеством на базе международных стандартов ИСО 9000 и ИСО 14000;

• создание условий для обеспечения максимальной занятости населения;

• рациональное использование природных ресурсов;

• поддержка становления малого (прежде всего инновационного) бизнеса;

• предупреждение негативных социальных последствий трансформации промышленного комплекса и смягчение их воздействия на население региона в ходе осуществления промышленной политики.

Для решения указанных задач, в частности формирования в регионе устойчивых технологических цепочек, необходимо развитие внутрирегиональной кооперации (оптимальной кооперационной связи с предприятиями-смежниками, формирования условий и стимулов для расширения производственной, технологической и инновационной кооперации малого предпринимательства с крупным производством).

Особенности социально-экономической ситуации накладывают отпечаток на формирование приоритетов в конкретный период. В стабилизационный период критерии, в соответствии с которыми могут быть выделены приоритеты государственной поддержки промышленного производства в регионе, следующие:

1) наличие и перспектива роста платежеспособного спроса (внутреннего и внешнего) на определенные виды продукции и услуг;

2) наличие конкурентных преимуществ того или иного вида производства. Анализ ресурсных

возможностей, в частности в Республике Дагестан, для реализации промышленной политики показал, что на стабилизационном этапе целесообразно ориентироваться на такие источники развития, как собственные природные ресурсы.

Республика Дагестан имеет определенные конкурентные преимущества, способные оказать воздействие на улучшение экономического положения. От эффективности использования имеющегося позитивного потенциала при реализации экономически обоснованного сценария развития будут зависеть темпы социально-экономического развития региона, выход его на траекторию устойчивого роста.

Конкурентные преимущества Республики Дагестан (геостратегическое положение региона, природно-сырьевая база), обеспечивая инвестиционную привлекательность региона, могут служить основой роста экономики.

Однако местное сырье и материалы, дешевая рабочая сила, минимальные затраты экологического характера — это конкурентные преимущества низкого порядка. Они отличаются малой устойчивостью и не способны обеспечить долговременных преимуществ. Республике Дагестан необходимо обладать, помимо указанных источников, конкурентными преимуществами высокого порядка, позволяющими определять стратегический путь развития промышленности — уникальными технологиями и продукцией, высоким научным потенциалом, высококвалифицированными специалистами, современным менеджментом, т. е. тем, что позволит формировать высокотехнологичное наукоемкое производство.

Необходимо проанализировать, выявить и обосновать возможности применения перспективных технологических решений, критических технологий и технологий двойного назначения (что свидетельствует о развитии элементов современного технологического уклада) на предприятиях Республики Дагестан. Ядром механизма реализации новой научно-промышленной политики должна стать система мер, обеспечивающих прогрессивные структурно-технологические сдвиги в продвижении самого передового, в наших условиях, пятого технологического уклада.

Помимо конкурентных преимуществ низкого и высокого порядков необходимо учитывать конкурентоспособность территории. Необходима диагностика не только состояния ее промышленного комплекса (специализация, диверсифици-рованность, темпы роста и др.), но и состояние

экономической среды (все виды инфраструктуры, экологическое состояние, качество трудовых ресурсов и т.д.). Следовательно, необходимо при разработке конкретных мер, механизмов реализации промышленной политики учитывать специфику каждого субъекта Российской Федерации, в частности:

1) рентабельность объектов государственной поддержки, которая обеспечивает самофинансирование их расширенного воспроизводства и улучшение качественных параметров производственной базы. Это особенно важно в начальный период после кризисного возрождения индустрии, для которого характерен острейший инвестиционный дефицит. Однако с оживлением производства расширяется круг рентабельных предприятий и отраслей, что увеличивает масштабы перераспределения финансовых ресурсов как важнейшего рычага селективной промышленной политики;

2) комплексность оценки состояния предприятий с учетом их социальной значимости. Для определения конкретных объектов государственной поддержки необходимо применять методику рейтинговой оценки, позволяющую классифицировать предприятия не только по финансово-экономическим параметрам, но и учитывать роль предприятий в экономическом комплексе региона, социальную нагрузку на предприятия, их вклад в создание валового регионального продукта, в формирование регионального бюджета и внебюджетных фондов;

3) структурообразующий характер поддерживаемого вида производства, развитие которого за счет мультипликативного воздействия позволит вывести из кризиса другие виды. Выявление структурообразующих предприятий, создание стратегии их развития и формирование на этой базе структурообразующих схем, реализующих корпоративную стратегию — реальная основа для принятия региональной администрацией положительного решения по поддержке таких промышленных предприятий. Подобного рода мультипликативные эффекты через подъем основного производства и технологически связанных с ним сопряженных видов деятельности ведут к оживлению хозяйственного комплекса в целом.

Указанные критерии по мере улучшения экономической ситуации в стране и ее регионах могут и должны быть изменены с акцентированием внимания на критерии и ориентиры развития, связанные с научно-техническим прогрессом, формированием современного технологическо-

го уклада и с более характерными социальными предпочтениями.

С учетом отмеченных критериев в промышленной политике на стабилизационном этапе в Республике Дагестан нужно выделить следующие приоритетные направления:

• повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, обеспечение выхода инновационной продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынки, импортозамещение и перевод на этой основе инновационно активного промышленного производства в стадию устойчивого роста;

• изменение промышленной структуры в сторону увеличения доли перерабатывающих отраслей за счет наращивания объемов производства в отраслях, ориентированных на внутренний рынок, продукция и услуги которых пользуются спросом (пищевая, легкая промышленность, машиностроение, промышленность строительных материалов), при сохранении темпов роста предприятий топливно-энергетического комплекса;

• восстановление отраслей промышленности, ранее динамично развивающихся, но за годы реформ утративших свои позиции в экономике региона, для развития которых в регионе имеется необходимая сырьевая и технологическая базы (легкая, рыбная, стекольная отрасли и др.);

• техническое перевооружение действующих промышленных предприятий через реализацию инвестиционных проектов, направленных на внедрение новейших технологий. Исходя из этого, первоочередными задачами

промышленной политики на долгосрочном этапе становятся:

• стимулирование экономического роста через создание благоприятного инвестиционного и налогового климата, поддержка реализации инвестиционных проектов, направленных на использование новейших технологий;

• повышение инновационной активности и поощрение развития высокотехнологичных секторов экономики, эффективное использование производственного и научно-технического потенциала;

• повышение доли добавленной стоимости, создаваемой в промышленности путем увеличения объемов продукции с глубокой переработкой сырья;

стимулирование промышленных предприятий к использованию получаемой прибыли и амортизационных отчислений на техническое перевооружение своих мощностей с вовлечением в этот процесс региональных машиностроительных предприятий; развитие межотраслевой и внутрирегиональной кооперации;

стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности;

организация продвижения продукции производителей Республики Дагестан на внешние по отношению к региону рынки; развитие информационной и консалтинговой инфраструктур;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

окончательное снятие с предприятий бремени содержания объектов социальной инфраструктуры.

совершенствование и развитие межотраслевых ценовых соглашений;

развитие взаимовыгодного сотрудничества и скоординированных действий на внешних рынках, прежде всего на рынке СНГ. На долгосрочном этапе промышленной политики стратегическими приоритетами являются наукоемкие отрасли, способные производить продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке.

Условием развития этих отраслей является инновационный потенциал территории. Свертыванию или ликвидации подлежат предприятия, не обладающие потенциалом для производства конкурентоспособной продукции даже в результате реструктуризации, при условии, что этот процесс не создаст существенных социальных проблем и не окажет негативного влияния на национальные, региональные интересы и безопасность.

Конкурентоспособность промышленности субъектов Федерации в значительной степени зависит от ускорения инновационного процесса. Его обеспечение возможно при условии повышения инновационной восприимчивости промышленности региона и роста инновационной активности в промышленном комплексе региона. Эти задачи решаются в ходе реализации инновационной политики, являющейся средством достижения стратегической цели промышленной политики.

Реализация инновационной политики и повышение конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей в ближайшие годы в Республике Дагестан:

• внедрение ресурсосберегающих технологий, которые позволят существенно снизить уровень материальных затрат предприятий и в конечном итоге повлияют на ценовую конкурентоспособность продукции местных товаропроизводителей;

• увеличение доли продукции высокой степени переработки, при которой обеспечиваются высокие потребительские свойства продукции и создается основная добавленная стоимость;

• обеспечение необходимой динамики обновления технологий;

• расширение сырьевой базы производства путем вовлечения в хозяйственный оборот новых видов сырья;

• обеспечение гибкости производства и способности промышленных предприятий к быстрому обновлению номенклатуры выпускаемой продукции;

• восстановление на новой технической основе традиционных для региона отраслей промышленности.

Таким образом, под механизмом реализации промышленной политики понимается система правовых, экономических и организационных мер, содействующих формированию конкурентоспособного промышленного комплекса, обеспечению его эффективного функционирования и решению социальных проблем населения региона.

Важнейшими элементами реализации промышленной политики являются:

• механизм реструктуризации кризисных отраслей (подотраслей),

• механизм развития наукоемких отраслей;

• компенсационный механизм, который призван не только снизить негативные социальные последствия процесса трансформации промышленного комплекса территории, но и решить проблемы, являющиеся общими как для кризисных, так и для наукоемких отраслей (проблемы структурной безработицы, инфраструктурного обеспечения структурной перестройки промышленности субъекта Федерации, повышения «инновационноемкости» промышленного комплекса). Основными формами механизма реализации

промышленной политики регионаявляются (рис. 3):

• индикативные планы преобразования кризисных отраслей (подотраслей) и производств и разработанные на их основе соответствующие программы реструктуризации;

• программы развития наукоемких отраслей;

ЦЕЛЬ

ФОРМА

МЕТОДЫ

• программы реструктуризации промышленных предприятий;

• прогнозы и программы социально-экономического развития проблемных территорий региона, выбранных в качестве стратегических объектов регулирования.

Назовем целевые специальные программы, направленные на решение конкретных проблем структурной перестройки промышленности территориальных образований:

• программа трансформации кадрового потенциала, обеспечивающая сокращение безработицы, повышение качества кадрового потенциала региона;

• программа развития инфраструктуры, соответствующей целям и задачам промышленной политики;

• комплекс территориальных инновационных программ. Грамотное формирование и проведение промышленной политики позволяют стимулировать экономический рост и структурные изменения в пользу видов производств, отобранных по критериям развития конкурентоспособного производства. При этом совокупность инструментов промышленной политики должна соответствовать конкретному этапу рыночной трансформации реального сектора экономики и не может не меняться по мере смены этапов кризиса, стабилизации, постстабилизационного восстановления, активной структурной перестройки и экономического роста, включения страны в процессы мирохозяйственной глобализации.

Список литературы 1. Дохолян С. В. Модель программной реализации стратегии социально-экономического развития

Становление конкурентоспособной промышленности

Развитие конкурентоспособных высокотехнологичных отраслей

Преобразование кризисных отраслей на основе нового технологического уровня

Снижение негативных последствий структурной перестройки

Механизм развития наукоемких отраслей

Механизм реструктуризации кризисных отраслей (подотраслей)

Компенсационный

механизм

■ Индикативные планы и программы преобразования кризисных отраслей (подотраслей) и производств

■ Программы реструктуризации промышленных предприятий

■ Программы развития наукоемких отраслей

■ Целевые специальные программы, являющиеся формой компенсационного механизма

Институциональные методы:

• развитие отношений собственности (в том числе интеллектуальной);

• правовое регулирование;

• административно-экономическое регулирование (контроль над кредитной системой, контроль за работой собственника; государственные и муниципальные контракты, территориальные заказы, межрегиональные и межотраслевые, в том числе ценовые соглашения и др.);

• административное регулирование;

• развитие новых организационно-правовых форм. Ресурсные (обеспечивающие) методы:

прямое финансирование;

экономическое регулирование (инструменты налоговой, кредитной, внешнеэкономической политик; государственное регулирование цен и тарифов и др.); информационное регулирование

Рис. 3. Механизм реализации промышленной политики

региона// Республиканская научно-практическая конференция «Стратегия экономического развития Республики Дагестан до 2020 г.». Махачкала. 2008. С. 171-184.

2. Петросянц В. 3., Дохолян С. В. Региональное развитие и факторы экономического роста // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 18. С. 10-17.

3. Петросянц В.З., Дохолян C.B. Формы и методы реализации инвестиционных процессов в депрессивном регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 26. С. 36—43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.