Научная статья на тему 'Проблемы формирования и реализации муниципальной инвестиционной политики в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним'

Проблемы формирования и реализации муниципальной инвестиционной политики в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЙОНЫ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И МЕСТНОСТИ / ПРИРАВНЕННЫЕ К НИМ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОВРЕМЕННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / FAR NORTH REGIONS AND TERRITORIES PERTAINING TO THEM / MUNICIPAL INVESTMENT POLICY / MUNICIPAL AND PRIVATE PARTNERSHIP / MODERN MARKETING TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шеркунов Сергей Александрович

В настоящей статье определена роль районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним в решении проблем обеспечения экономической и национальной безопасности страны, сохранения самобытности российского государства. Выявлены основные противоречия, возникающие в управлении развитием «северных» территорий и предложены пути их разрешения посредством активизации муниципальной инвестиционной политики и использования современных маркетинговых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION AND REALIZATION OF MUNICIPAL INVESTMENT POLICY IN REGIONS OF FAR NORTH AND TERRITORIES PERTAINING TO THEM

In the article, the role of Far North regions and territories pertaining to them is defined in solving problems of ensuring economic and national security of the country, preservation of Russian government identity. Basic contradictions arising in the development management of "north" territories are identified and ways of resolving them by activating municipal investment policy and the use of modern marketing techniques are offered.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования и реализации муниципальной инвестиционной политики в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И МЕСТНОСТЯХ, ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ

Шеркунов Сергей Александрович

канд. экон. наук, докторант Института проблем управления имени

В.А. Трапезникова РАН, РФ, г. Москва E-mail: scherckunov@yandex. ru

PROBLEMS OF FORMATION AND REALIZATION OF MUNICIPAL INVESTMENT POLICY IN REGIONS OF FAR NORTH AND TERRITORIES PERTAINING TO THEM

Sergey Sherkunov

candidate of Economic Sciences, Postdoctoral Student of V.A. Trapeznikov Institute of Control Sciences of Russian Academy of Sciences, Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье определена роль районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним в решении проблем обеспечения экономической и национальной безопасности страны, сохранения самобытности российского государства. Выявлены основные противоречия, возникающие в управлении развитием «северных» территорий и предложены пути их разрешения посредством активизации муниципальной инвестиционной политики и использования современных маркетинговых технологий.

ABSTRACT

In the article, the role of Far North regions and territories pertaining to them is defined in solving problems of ensuring economic and national security of the country, preservation of Russian government identity. Basic contradictions arising in the development management of "north" territories are identified and ways of resolving them by activating municipal investment policy and the use of modern marketing techniques are offered.

Ключевые слова: Районы Крайнего Севера и местности ; приравненные к ним; муниципальная инновационная политика; муниципально-частное партнерство; современные маркетинговые технологии.

Keywords: Far North regions and territories pertaining to them; municipal investment policy; municipal and private partnership; modern marketing techniques.

Перспективы социально-экономического развития Российской Федерации, сохранение ее роли в системе геополитических отношений и мирохозяйственных связей, обеспечение экономической и национальной безопасности страны в значительной степени зависят от того, насколько эффективно будет использован природно-ресурсный потенциал районов Крайнего Севера и Дальнего Востока.

К районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, полностью отнесены территории Республики Карелия, Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Камчатский край, Архангельская область, включая Ненецкий автономный округ, Магаданская, Мурманская и Сахалинская области, территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа в составе Тюменской области, а также Чукотский автономный округ. Частично к районам с экстремальными природно -климатическими условиями отнесены Республика Алтай, Республика Бурятия, Забайкальский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская, Иркутская и Томская области. Численность населения, проживающего в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним составила на 1 января 2014 года 10 млн 039,1 тыс. человек [1, с. 16]. Проблемы, связанные с обеспечением надлежащего функционирования социально-хозяйственного комплекса данного природного региона разберем на примере Ямало-Ненецкого автономного округа.

Ямало-Ненецкий автономный округ, входящий в состав Тюменской области, занимает площадь территории, равную 769,3 тыс. кв. км и физико-географически относится к зоне Крайнего Севера с чрезвычайно суровыми природно-климатическими условиями, притом, что бóльшей частью своей территории пролегает за Полярным кругом. Численность населения автономного округа по официальным данным Федеральной службы государственной статистики составила на 1 января 2014 года 539,7 тыс. человек [1, с. 16].

^ created by free version of

è DociFreezer

В соответствии с Федеральным Законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Ямало-Ненецкого автономного округа сформировано 54 муниципальных образования, в том числе 6 городских округов, 7 муниципальных районов, объединяющих 7 городских и 34 сельских поселения.

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа, располагающего мощной минерально-сырьевой базой, осуществляют свою производственную деятельность крупные предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК), продукция которых на современном этапе развития является основой экспортного потенциала страны. С вводом в эксплуатацию новых разведанных нефтегазовых месторождений, в последние годы значительно увеличились показатели отгруженной продукции (главным образом, углеводородного сырья), производимой предприятиями отрасли. Автономный округ имеет положительное сальдо в межбюджетных отношениях с Федеральным центром.

На примере Ямало-Ненецкого автономного округа можно выявить специфические особенности зоны Крайнего Севера России:

1. Минерально-сырьевая база характеризуется богатыми запасами углеводородного сырья (главным образом, нефти и природного газа) и других полезных ископаемых, что закладывает основу для устойчивого роста производительных сил на долгосрочную перспективу;

2. Освоение месторождений полезных ископаемых в значительной степени осложнено экстремальными природно-климатическими условиями;

3. Территории, относящиеся к зоне Крайнего Севера, имеют неблагоприятные условия для жизнедеятельности людей;

4. Более масштабное развитие отрасли невозможно ввиду отсутствия активности в вопросах внедрения передовых инновационных технологий добычи и эксплуатации месторождений полезных ископаемых и их переработки, так как использование традиционных способов производства приводит к трансформации естественных экосистем.

Как нам представляется, пути решения имеющихся противоречий должны быть выработаны в процессе совместной деятельности Федерального центра, регионов — субъектов Российской Федерации, физико-географически относящихся к зоне Крайнего Севера, и органов местного самоуправления.

Роль органов местного самоуправления в разрешении сложившейся ситуации заключается в формировании и реализации муниципальной инвестиционной политики, направленной на развитие объектов социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, строительство комфортного и доступного жилья для населения, используя при этом материалы и технологии с учетом экстремальности природно-климатических условий, так как «главная цель местной инвестиционной политики структурируется в разрезе отдельных проблем социально-экономического развития местного сообщества, решение которых не обеспечено инвестиционными ресурсами» [2, с. 23].

Ямало-Ненецкий автономный округ располагает значительным инвестиционным потенциалом. На его долю приходится около 4 % инвестиций, ежегодно осваиваемых в нашей стране. Инвестиционная привлекательность округа обеспечена положительной динамикой производства валового регионального продукта (ВРП), относительно высокими показателями уровня реальных доходов на душу населения, обусловленных ростом номинальной заработной платы. На протяжении целого ряда лет автономный округ занимает лидирующее положение по аккумулированию инвестиций в производственные виды деятельности.

Однако в целях обеспечения комплексного развития районов Крайнего Севера, создания более приемлемых условий для жизнедеятельности населения муниципальных образований, крайне важно усилить приток инвестиционных средств в непроизводственную сферу территорий с крайне неблагоприятными природно-климатическими условиями. Такого рода вложения не приносят экономического эффекта в краткосрочном периоде, а, следовательно, не являются приоритетными для бизнес-структур.

Основное бремя ответственности по выработке гибких механизмов взаимодействия с потенциальными инвесторами с целью привлечения их к реализации социально-ориентированных программ и проектов всецело ложится на государство и органы местного самоуправления.

В процессе разработки муниципальных инвестиционных программ необходимо сформировать комплекс мер, обеспечивающих защиту интересов инвесторов, предоставляющих гарантии и предусматривающих разделение рисков и ответственности сторон, а также направленных на стимулирование инвестиционных инициатив предпринимателей. На наш взгляд, следует более активно использовать инструменты муниципально-частного партнерства при реализации совместных инвестиционных программ и проектов.

Залогом успешного претворения в жизнь муниципальной инвестиционной политики является наличие качественной стратегии социально-экономического развития муниципального образования [3, с. 250]. Следует учитывать, что перед принятием положительного решения по поводу участия в реализации муниципальных инвестиционных программ и проектов, потенциальный инвестор, как правило, проводит анализ содержащихся в документе основных положений, сопоставляет свои ожидания с реальными возможностями муниципального образования, ориентируясь на его конкурентные преимущества и ресурсную базу, наличие системы менеджмента качества, в последнее время внедряемую в практику муниципального управления и хозяйствования.

Привлечению интереса потенциальных инвесторов к участию в деятельности по развитию районов Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним способствует использование местными властями и органами управления современных маркетинговых технологий:

1. Формирование инвестиционного портфеля муниципального образования, содержащего документы как стратегического, так и тактического характера, определяющие основные направления, способы и методы, механизмы реализации инвестиционных программ и проектов;

2. Составление инвестиционного паспорта муниципального образования, характеризующего инвестиционный климат территории, включающего данные рейтинговых агентств, проводящих мониторинг инвестиционной активности в разноуровневых социально-экономических системах, содержащего базы данных по успешно реализованным инвестиционным проектам, экспортные карты предприятий;

3. Создание системы информационных ресурсов для потенциального инвестора с задействованием доступных средств связи;

4. Формирование привлекательного инвестиционного имиджа муниципального образования посредством активизации деятельности в области организации и проведения различного рода мероприятий, включая экономические форумы и конференции, рекламные акции, распространение пресс-релизов и т. д.;

5. Создание и обеспечение управления официальным сайтом муниципального образования в сети Интернет.

Список литературы:

1. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года: стат. сборник / Федеральная служба государственной статистики (РОССТАТ). М.: РОССТАТ, 2014. — 564 с.

2. Рохчин В.Е. Местные власти и инвесторы: механизм партнерства // ЕВРОГРАД. — 1996. — № 7. — С. 23—28.

3. Шеркунов С.А. Приёмы и методы стратегического управления развитием региональных социально-экономических систем // Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности: материалы II Международной научно-практической конференции (21 марта 2014 года); Министерство образования Московской области, ГОУ ВПО «Московский государственный областной гуманитарный институт» (МГОГИ). Орехово-Зуево: Издательство МГОГИ, 2014. — С. 245—250.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.