Научная статья на тему 'Проблемы формирования и перспектива увеличения доходной базы бюджета дотационного региона'

Проблемы формирования и перспектива увеличения доходной базы бюджета дотационного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
365
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ РЕГИОНА / BUDGET OF THE REGION / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL POLICY / ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ / TAXATION INCOME / ECONOMIC INDUSTRIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиева А.Г.

Цель. В статье рассмотрена доходная часть бюджета Республики Дагестан. Структура доходов регионального бюджета. Возможные пути приращения собственных доходов Республики Дагестан в современных условиях. Метод. В работе проанализированы основные налоги, формирующие доходную часть регионального бюджета, работа базировалась на методах эмпирического исследования. Использованы методы системного и статистического анализа, а также экспертных оценок. Результаты. В результате исследования выявлены основные проблемы собираемости налогов в Республике Дагестан. Произведена оценка эффективности исполнения бюджета по доходам. Предложены основные пути приращения налоговых доходов региона. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при прогнозировании доходов регионального бюджета. Выводы. Анализ современного состояния бюджета Республики Дагестан показал его высокую финансовую зависимость от бюджетов других уровней. Оценка эффективности исполнения доходной части регионального бюджета также выявила основные проблемы, сдерживающие формирование доходной части регионального бюджета в полной мере. Увеличение налоговых доходов региона, на наш взгляд, возможно двумя путями. Во-первых, совершенствование системы сбора налогов. Второй метод направлен на развитие отраслей экономики, востребованных с налоговой точки зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гаджиева А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMING AND THE PROSPECTS OF INCREASING THE INCOME BASIS OF THE BUDGET OF A SUBSIDIZED REGION

Goal. The manuscript discusses the income side of the budget of the Republic of Dagestan. The structure of income of the regional budget. Possible ways for the Republic of Dagestan to increase its own income in the modern conditions. The method. This study analyzed the main taxes forming the income side of the regional budget, and the study was based on methods of empirical research. We have used the methods of system and statistical analysis, as well as expert evaluations. The results. As a result of the study we have found the main problems of collecting taxes in the Republic of Dagestan. We have evaluated the effectiveness of fulfilling the budget in terms of income. We have suggested the main ways of increasing the taxation income of the region. The area of application of the results. The results of the study completed may be used when forecasting the income of the regional budget. The conclusions. The analysis of the modern state of the budget of the Republic of Dagestan showed its high financial dependence on budgets of other levels. The evaluation of effectiveness of fulfilling the income side of the regional budget also showed the main problems limiting the formation of the income side of the regional budget in full. The increase in taxation income of the region is possible through two options, in our pinion. First of all, through perfecting the system of tax collection. The second method is directed towards developing those economic industries that are compelling from the taxation point of view.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования и перспектива увеличения доходной базы бюджета дотационного региона»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

УДК 332.1 ГАДЖИЕВА АИША ТГАМЗА ТОВНА

к.э.н., старший научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»,

e-mail: aishat86.86@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВА УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ БАЗЫ БЮДЖЕТА ДОТАЦИОННОГО РЕГИОНА

Аннотация. Цель. В статье рассмотрена доходная часть бюджета Республики Дагестан. Структура доходов регионального бюджета. Возможные пути приращения собственных доходов Республики Дагестан в современных условиях. Метод. В работе проанализированы основные налоги, формирующие доходную часть регионального бюджета, работа базировалась на методах эмпирического исследования. Использованы методы системного и статистического анализа, а также экспертных оценок. Результаты. В результате исследования выявлены основные проблемы собираемости налогов в Республике Дагестан. Произведена оценка эффективности исполнения бюджета по доходам. Предложены основные пути приращения налоговых доходов региона. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при прогнозировании доходов регионального бюджета. Выводы. Анализ современного состояния бюджета Республики Дагестан показал его высокую финансовую зависимость от бюджетов других уровней. Оценка эффективности исполнения доходной части регионального бюджета также выявила основные проблемы, сдерживающие формирование доходной части регионального бюджета в полной мере. Увеличение налоговых доходов региона, на наш взгляд, возможно двумя путями. Во-первых, совершенствование системы сбора налогов. Второй метод направлен на развитие отраслей экономики, востребованных с налоговой точки зрения.

Ключевые слова: бюджет региона, налоговые доходы, региональная политика, отрасли экономики.

GADJIEVA AYSHATGAMZATOVNA

Candidate of Economic Sciences, Senior Research Associate of FSBIS "Institute of Social-Economic Studies of DSC of the RAS",

e-mail: aishat86.86@mail.ru

PROBLEMS OF FORMING AND THE PROSPECTS OF INCREASING THE INCOME BASIS OF THE BUDGET OF A SUBSIDIZED REGION

Abstract. Goal. The manuscript discusses the income side of the budget of the Republic of Dagestan. The structure of income of the regional budget. Possible ways for the Republic of Dagestan to increase its own income in the modern conditions. The method. This study analyzed the main taxes forming the income side of the regional budget, and the study was based on methods of empirical research. We have used the methods of system and statistical analysis, as well as expert evaluations. The results. As a result of the study we have found the main problems of collecting taxes in the Republic of Dagestan. We have evaluated the effectiveness of fulfilling the budget in terms of income. We have suggested the main ways of increasing the taxation income of the region. The area of application of the results. The results of the study completed may be used when forecasting the income of the regional budget. The conclusions. The analysis of the modern state of the budget of the Republic of Dagestan showed its high financial dependence on budgets of other levels. The evaluation of effectiveness of fulfilling the income side of the regional budget also showed the main problems limiting the formation of the income side of the regional budget in full. The increase in taxation income of the region is possible through two options, in our pinion. First of all, through perfecting the system of tax collection. The second method is directed towards developing those economic industries that are compelling from the taxation point of view.

Keywords: the budget of the region, taxation income, the regional policy, economic industries.

Введение. Отнесение региона к определенному типу социально-экономического развития показало, что большая часть регионов России зависима от внешних источников финансирования. Опасением в данной ситуации выступает тот факт, что при условии подпадании под кризисное влияние центра периферия лишается возможности гарантированного финансового обеспечения своих основных социально-экономических блоков. Финансовая зависимость регионов России может обернуться для них плачевным, особенно это касается регионов, социально-экономическое развитие которых находится на среднероссийском уровне [8, с. 94].

Методы исследования. Регионы СКФО в большей степени зависимы от внешних источников финансирования, нежели регионы других федеральных округов. Так, в первую десятку по объему выделяемых средств на бюджетное выравнивание в 2017 г. попали три субъекта Северо -Кавказского федерального округа: Республика Дагестан, Чеченская Республика и Ставропольский край (см. табл. 1) [3].

Таблица 1

Объем дотаций из федерального бюджета на 2017 г.*

Регионы Млрд руб. На душу населения (тыс. руб.)

Ставропольский край 17 377 6

Республика Крым 18 481 7

Алтайский край 22 607 9

Чеченская Республика 24 005 16

Республика Дагестан 52 419 17

Республика Бурятия 17 904 18

Республика Саха (Якутия) 36 620 38

Республика Тыва 14 544 45

Камчатский край 37 155 117

^Источник: составлено автором на основе данных Федерального закона от 19.12.2016 г. № 415 «О Федеральном бюджете на 2017г. и на плановый период 2018 и 2019 гг.»

Для Республики Дагестан проблема финансовой зависимости от федерального бюджета стоит очень остро. В 2017 г. регион занимал первое место в стране по объему выделяемых дотаций на бюджетное выравнивание. Если сравнивать объем выделяемых средств на душу населения с другими регионами, то мы уступаем таким регионам, как Камчатский край, Республика Тыва, Якутия.

За последние десять лет объем безвозмездных поступлений региону с каждым годом увеличивался, в 2017 г. данная цифра составляла 74872 млн руб., что на 6 млрд руб. больше, чем в 2016 г.

До 2015 г. наблюдалась тенденция снижения показателя зависимости от бюджетов других уровней, с 2015 г. увеличивается уровень безвозмездных поступлений региональному бюджету, и в 2017 г. он достиг 76% (см. рис. 1).

■ дотации ■ собственный ДйхоДы

IIIIIIIII

2005 2007 2009 2010 2012 2014 2015 2016 2017 Рис. 1. Доходы консолидированного бюджета Республики Дагестан

Согласно Бюджетному кодексу РФ, распределение доходов по уровням бюджетной системы выглядит следующим образом (см. табл. 2). Как мы видим, большая часть собираемых налогов на территории Республики Дагестан остается в регионе [4].

Таблица 2

Распределение налоговых доходов по уровням бюджетной системы*

Наименование налога Фед. бюджет (%) Рег. бюджет (%) Мест. бюджет (%)

Федеральные налоги

Налог на доходы физических лиц - 85 15

НДС 100 - -

Налог на прибыль организации 25 75 -

Акцизы 50 50

Налог на добычу полезных ископаемых 95 5 -

Государственная пошлина - - 100

Региональные налоги

Налог на имущество юридических лиц - 100 -

Транспортный налог - 100 -

Налог на игорный бизнес - 100 -

Местные налоги

Земельный налог - - 100

Налог на имущество физ. лиц - - 100

ЕСХН - 50 50

*Источник: составлено автором на основе данных Бюджетного кодекса Российской Федерации

Доходы консолидированного бюджета региона в 2017 г. составили 98977,5 млн руб., что на 9 млрд руб. больше, чем в 2016 г. Собственные доходы региона на 99% состоят из налоговых отчислений. За 2017 г. налоговые доходы по Республике Дагестан составили 33015 млн руб., из них в федеральный бюджет поступило 8062 млн руб., в консолидированный бюджет РД 24926 млн руб., что на 1,1 млрд руб. больше, чем в 2016 г. (см. табл. 3) [15].

Таблица 3

Налоговые доходы в бюджет Республики Дагестан в 2017 г. (по данным ФНС по РД), млн руб.

Наименование налога ВСЕГО Распределение налоговых доходов по уровням бюджетной системы

Федер. бюджет Консолидир. бюджет субъекта

Налоговые доходы 33 015 8 062 24 926

Налог на доходы физических лиц 12 486 12 486

НДС 5 530 5 530 -

Налог на прибыль 4501 255 4 246

Налог на имущество юридических лиц 3 225 - 3 225

Акцизы 2933 1 273 1 660

Земельный налог 1 102 - 1 102

Налоги по спец. режимам 1318 - 1 318

Транспортный налог 613 - 613

Налог на имущество физ. лиц 164 - 164

Прочие налоги и сборы 159 - 159

Государственная пошлина 87 - 87

ЕСХН 37 - 37

Налог на добычу полез. ископаемых 954 942 17

*Источник: составлено автором на основе данных УФНС по РД.

Особую роль в исполнении бюджета по доходам отводится соответствию фактических сборов устанавливаемым плановым заданиям.

Сравнивая фактические и плановые показатели собираемости налогов, можно сказать, что за последние 7 лет перевыполнение плана по сбору налогов на территории Республики Дагестан наблюдается в 2013 г. и в 2017 г. (см. рис. 2) [14].

1111111

2011 2012 2013 2014 2015 2016 201Г

«факт 13дб 15,3 19,2 22,2 2М 23, Я ПА

и ПЛАН 11,4 1(5,9 lfi.fi 22,2 25,2 24,5 22,6

Рис.2. Динамика налоговых доходов Республики Дагестан (млрд руб.)

Представители налоговых органов ссылаются на завышенные планы по сбору налогов, апеллируя тем, что планы, установленные по собираемости налогов в федеральный бюджет, ежегодно перевыполняются.

Три из основных налогов, формирующих львиную долю собственных доходов регионального бюджета, - это федеральные налоги, и один налог является региональным. В суммарном виде эти налоги составляют 85% налоговых доходов региона. Рассмотрим более детально данные налоги.

При расчете доли налога в доходах бюджета Республики Дагестан наибольший удельный вес отводится налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) (50%). Он относится к основному виду прямых налогов и обеспечивает половину суммы в формировании собственных доходов бюджета региона.

Сравнивая показатели поступлений НДФЛ с 2010 г., его объем увеличился с 6 млрд руб. до 12 млрд руб. Несмотря на то что за период с 2010 по 2016 гг. численность занятого населения не подвергалась особым изменениям, поступления по налогу на доходы физических лиц возросло более чем на 50%, что связано с увеличением в два раза средней заработной платы за аналогичный период. Суммы собираемых налогов по НДФЛ на 72% состоят из отчислений работников государственного сектора (8,8 млрд руб.), оставшиеся 28% (3,3 млрд руб.) приходятся на коммерческие организации.

В структуре поступлений НДФЛ от коммерческих организаций по отраслям экономики наибольший удельный вес поступлений приходится на оптово-розничную торговлю - 17%, транспорт и связь - 17%, обрабатывающие производства - 16%, обеспечение электрической энергией и газом - 15%.

По данным Росстата, численность рабочей силы составляет 1,3 млн человек, из которых в экономике заняты 1,06 млн человек. Количество физических лиц, получивших доход, согласно данным налоговой службы составляет 522 тыс. человек, при разнице этих показателей мы получаем 544 тыс. физических лиц [13, с. 183]. Как можно объяснить данный парадокс? Ошибкой статистических данных, или на самом деле с их доходов не удерживается НДФЛ?

В данных показателях следует учесть тот факт, что данные Росстата основываются не только на балансах трудовых ресурсов, но и выборочных обследованиях, что может приводить к погрешностям.

Второе место в доходах бюджета занимает налог на прибыль организаций (НПО), его доля составляет 17% от общей суммы налоговых доходов региона. Поступления от данного вида налога в значительной мере формируют собственные доходы региона, так как 75% отчислений от налога идут в бюджет субъекта. На начало 2017 г. количество зарегистрированных юридических лиц составило 4681, из которых осуществили налоговые отчисления по НПО 2138.

Отчисления по НПО условно можно разделить на две категории организаций. Первая включает в себя «консолидированную группу налогоплательщиков» т. е. крупные организа-

ции, осуществляющие свою деятельность на территории РД. Вторая включает в себя все остальные юридические лица, в т. ч. и обособленные подразделения.

Динамика поступлений от НПО в региональный бюджет неравномерная. Если в 2015 г. поступления составляли 2,7 млрд руб., то в 2017 г. 4,2 млрд руб. (см. рис. 3). Данный прогресс мы можем связывать с выявлением предприятий, завышающих свои расходы с целью уменьшения налога на прибыль, а также проектом «Обеление экономики» [9].

» »

2010 2011 2012 2013 20 М 2015 2016 20П

-♦^МЛН.р^'б. V V 4=2

Рис. 3. Динамика поступлений от НПО (млрд руб.).

Как налоговый резерв по налогу на прибыль можно рассматривать задолженность организаций, которая в 2017 г. составила 354,7 млн руб.

Динамика поступления налога на имущество юридических лиц выглядит следующим образом: в общей доле суммарного налогового дохода в бюджете региона данному налогу отводится 12%.

Проблема сбора налога на имущество наблюдается в сфере капитального строительства. В силу отсутствия инвентаризационной стоимости объекта не осуществляют уплату налога свыше 150 тыс. объектов недвижимости. Также присутствуют проблемы в выгрузке данных по объектам недвижимости между Росреестром и ФНС. В 2016 г. в данном направлении была проведена работа, которая, в свою очередь, позволила внести в систему сведения о более чем 143 тыс. объектах недвижимости.

Значимую роль в пополнении регионального бюджета играет налог на акциз на алкогольную продукцию, который занимает 6% в общей структуре налоговых доходов бюджета. Из 2,9 млрд руб. налогов, поступивших по акцизам в 2017 г., в федеральный бюджет поступило 1,2 млрд руб., в республиканский бюджет - 1,6 млрд руб. В Республике Дагестан поступление налоговых доходов по акцизам на 98% складывается из производства алкогольной продукции, а именно, 15 предприятий, производящих алкогольную продукцию на территории региона.

Мы рассмотрели четыре основных налога, формирующих собственную доходную часть регионального бюджета. Доля региональных и местных налогов в общей структуре бюджета варьируется от 0,1 до 3%. В данную категорию подпадают: земельный налог - 4%, транспортный налог - 2%, налог на имущество физических лиц - 0,6% [15].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существенное увеличение поступлений в бюджет среди региональных налогов с 2015 по 2017 гг. наблюдается по транспортному налогу. Так, поступления от транспортного налога по сравнению с 2015 г. возросли более чем на 300 млн руб.

Основной проблемой собираемости транспортного налога выступает несовершенство формирования баз данных по данному виду налога и отсутствие системы реального взаимодействия ГИБДД МВД по РД с УФНС РФ по РД. База данных транспортных средств подлежит детальной проверке и сортировке. Вследствие совместной работы указанных структур был достигнут положительный результат, что привело к увеличению поступлений по транспортному налогу более чем на 50% по сравнению с 2015 г.

Большую часть налоговых поступлений в регионе обеспечивают предприятия обрабатывающих отраслей промышленности - 45%. Оптовая и розничная торговля обеспечивает поступление налогов на 13%. Несмотря на то что в регионе наблюдается строительный бум, налоговые поступления в данной сфере составляют 11%. Остальные отрасли можно охарактеризовать небольшим вкладом в сфере поступления налоговых платежей в региональный бюджет.

Помимо налоговых, собственные доходы регионального бюджета пополняют и неналоговые доходы, которым отводится 1% в общей доле собственных доходов. В 2016 г. неналоговые поступления составили 840,9 млн руб., что на 2,3% больше, чем в 2015 г. [14].

Увеличение доходной части бюджета можно добиться двумя путями:

- Совершенствование системы сбора налогов

Сравнивая показатели поступлений налогов за последние годы, наблюдается скачкообразное увеличение по тем или иным налогам, что свидетельствует о наличии своевременно упущенной «налоговой базы» в предыдущие годы, которое привело к недопоступлению в бюджет сумм налогов, что косвенно служит доказательством присутствия теневой экономики в регионе. В сфере налоговых доходов борьба с теневой экономикой сводится к контрольной проверке существующих баз данных объектов налогообложения на фактическое осуществление деятельности, подлежащей налогообложению. При этом надо учитывать, будут ли эти поступления пополнять бюджет на постоянной основе, или же носят разовый характер поступлений. Как налоговый резерв можно рассматривать задолженность по налогам и сборам, которая в 2017 г. составила по региональным налогам и сборам более 5 млрд руб., по федеральным налогам - более 2,5 млрд руб.

Второй способ направлен на стратегическое развитие

- Оптимизация отраслей структуры экономики

На сегодняшний день для сокращения дотационности недостаточно полагаться только на увеличение налоговых доходов региона, где бюджет собственных доходов практически формируют три федеральных и один региональный налоги, в которых НДФЛ отводится 50% поступлений. Более того, 72% поступлений по НДФЛ обеспечивают сотрудники бюджетных организаций. Анализ поступлений налогов по отраслям экономики показал, что 45% поступлений обеспечивают предприятия обрабатывающих производств. Совершенствование экономической политики региона должно основываться на необходимости изменения отраслевой структуры экономики. То есть необходимо развивать те отрасли, которые обеспечивают значительные налоговые поступления в бюджет региона.

Несомненно, реализация данного направления требует значительных финансовых вложений, а также переориентировку региональной экономики, но именно они позволят обеспечить гарантированное увеличение доходной части бюджета на регулярной основе.

Литература

1. Carlin, W., Mayer, C. Finance, Investment, and Growth // Journal of Financial Economies. 2003. Vol. 69. No. 1. P. 191-225.

2. Grassetti, F., Hunanyan, G. On the economic growth theory with Kadiyala production function // Communications in Nonlinear Science and Numerical Simulation Journal. 2016. Vol. 58. P. 220-231.

3. Федеральный закон от 19.12.2016 г. № 415 «О Федеральном бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг.». - URL : http://www.consultant.ru.

4. Бюджетный кодекс РФ. - URL : http://www.consultant.ru.

5. Алексейчева, Е. Ю., Магомедов, М. Д., Костин, И. Б. Экономика организации (предприятия) : учебник для бакалавров. - 2-е изд., перераб. и доп. -М., 2014.

6. Арсланов, Ш. Д., Арсланова, X Д. Информационные проблемы анализа развития контрактных форм совместной предпринимательской деятельности в РФ // Вопросы структуризации экономики. 2006. № 3. С. 81.

7. Гаджиева, А. Г. Проблемы функционирования рыночной инфраструктуры в Республике Дагестан // Вопросы структуризации экономики. 2011. № 3. С. 37-41.

8. Гаджиева, А. Г., Керимов, С. Г. Оценка эффективности исполнения регионального бюджета по доходам //Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 6 (80). С. 91-97.

9. Круглый стол по «Проблемам формирования доходов бюджета Республики Дагестан». - URL : http://www. iseiran. ru/konferenczii.

10. Кутаев, Ш. К. Ах, вы, тени, мои тени... Теневая занятость как способ выживания // Российское предпринимательство. 2007. № 9-1. С. 172-176.

11. Мавричева, Л. С. Формирование доходов региональных бюджетов // Юность и Знания - Гарантия Успеха - 2015 : сб. научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции : В 2-х т. ; отв. редактор Горохов А.А. - М., 2015. С. 118-123.

12. Ниналалова, Л. Г. Государственная поддержка народных художественных промыслов как основа их возрождения //Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3 (37). С. 114-117.

13. Регионы России : социально-экономические показатели. 2017 г. -М., 2017 г. С.183-200.

14. URL: http://budget.gov.ru.

15. URL: https://www.nalog.ru/rn05/.

References:

1. Carlin, W., Mayer, C. Finance, Investment, and Growth // Journal of Financial Economics. 2003. Vol. 69.

No. 1. P. 191-225.

2. Grassetti, F., Hunanyan, G. On the economic growth theory with Kadiyala production function // Communications in Nonlinear Science and Numerical Simulation Journal. 2016. Vol. 58. P. 220-231.

3. The Federal Law of December 19, 2016. No. 415 On the Federal Budget for 2017 y., and for the planning period2018 and2019"

4. Budget Code of the Russian Federation.

5. Alexeycheva, E. Yu., Magomedov, M. D, Kostin, I. B. Economics of organization (enterprise) : Textbook for undergraduate students. - 2nd ed., revised and enlarged. - M., 2014.

6. Arslanov, Sh. D., Arslanova, H. D. Information problems of the analysis of the development of contractual forms ofjoint entrepreneurial activity in the Russian Federation // Issues of structuring the economy. 2006. No. 3. P. 81.

7. Gadzhieva, A. G. Problems offunctioning of market infrastructure in the Republic of Dagestan // Issues of structuring the economy. 2011. No. 3. P. 37-41.

8. Gadzhieva, A. G., Kerimov, S. G. Evaluation of the effectiveness of the regional budget revenue // Regional problems of economic transformation. 2017. No. 6 (80). P. 91-97.

9. Round table on Problems of formation of budget revenues of the Republic of Dagestan" - URL: http:// www. iseiran. ru/konferenczii.

10. Kutayev, Sh. K. Oh, you, shadows, my shadows ... Shadow employment as a way of survival // Russian Entrepreneurship. 2007. No. 9-1. P. 172-176.

11. Mauricheva, L.S. Formation of incomes of regional budgets // Youth and Knowledge - Guarantee of Success - 2015 : Collection of scientific papers of the 2nd International Scientific and Practical Conference : In 2 vol. ; Responsible editor Gorokhov A. A. -M., 2015. P. 118-123.

12. Ninalalova, L. G. State support of folk arts and crafts as the basis of their revival // Regional problems of economic transformation. 2013. No. 3 (37). P. 114-117.

13. Regions of Russia : socio-economic indicators. 2017y. - M., 2017. P. 183-200.

14. URL: http://budget.gov.ru.

15. URL: https://www.nalog.ru/rn05/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.