Научная статья на тему 'Проблемы формирования художественных умений у студентов-архитекторов посредством освоения формообразования'

Проблемы формирования художественных умений у студентов-архитекторов посредством освоения формообразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМА / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / РИСУНОК / КОНСТРУКЦИЯ / ФАКТУРА / ТОН / ОБЪЁМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанов Н.К., Степанова-Третьякова Н.С., Бондарев Ю.И.

В статье рассматриваются проблемы освоения формообразования как основы дисциплин «Проектирование» и «Рисунок». Формообразование является одним из основополагающих компонентов во многих видах искусства, таких как скульптура, дизайн и непосредственно архитектура. Именно оно решает задачи закономерностей создания формы, причём не только в процессе трёхмерного моделирования, но и непосредственно начиная с этапов поискового эскизирования. Освоение такого параметра закономерностей графического изображения, как «форма», помогает обучающимся приобщиться к процессу формообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабанов Н.К., Степанова-Третьякова Н.С., Бондарев Ю.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования художественных умений у студентов-архитекторов посредством освоения формообразования»

УДК 378

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ-АРХИТЕКТОРОВ ПОСРЕДСТВОМ ОСВОЕНИЯ

ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

© 2017 Н. К. Шабанов 1, Н. С. Степанова-Третьякова 2, Ю. И. Бондарев3

1 докт. пед. наук, профессор, завкафедрой художественного образования и

истории искусств e-mail: shabanovk@gmail.com 2 аспирант 4 года обучения e-mail: natalia.stepanova-tretyackova@yandex.ru 3 доцент кафедры рисунка, живописи и скульптуры БГИИК e-mail: bondarev.design@mail.ru

Курский государственный университет

В статье рассматриваются проблемы освоения формообразования как основы дисциплин «Проектирование» и «Рисунок». Формообразование является одним из основополагающих компонентов во многих видах искусства, таких как скульптура, дизайн и непосредственно архитектура. Именно оно решает задачи закономерностей создания формы, причём не только в процессе трёхмерного моделирования, но и непосредственно начиная с этапов поискового эскизирования. Освоение такого параметра закономерностей графического изображения, как «форма», помогает обучающимся приобщиться к процессу формообразования.

Ключевые слова: форма, формообразование, проектирование, рисунок, конструкция, фактура, тон, объём.

Освоение закономерностей формообразования как одного из этапов единого целостного процесса формирования художественных умений будущих архитекторов является значимым в системе технического образования в высших учебных заведениях. Это связано с тем, что данное направление есть симбиоз науки и искусства. Доказательством служат слова профессора А.В. Степанова: «Архитектура - это соединение искусства, науки и производства» [Степанов 2004: 7]. Она ориентирована на приобретение знаний освоения закономерностей формы в рамках дисциплин «Архитектурное проектирование» и «Рисунок». Взаимное дополнение занятий по спецкурсу и художественного цикла непосредственно оказывает влияние на всестороннее формирование будущих архитекторов, а также приобщает студентов данного направления к постижению законов окружающей действительности.

С древнейших времён существуют одни и те же технологии, художественные приемы и принципы формы в проектировании зданий различного функционального назначения. Зачастую опытный архитектор не задумывается о мотиве и процессе создания проектируемого объекта, так как сама творческая деятельность осуществляется на интуитивном уровне.

Определённая структурная организация в проектировании архитектурной формы представляет собой особую организованность создаваемого объекта, возникающую как результат деятельности по достижению взаимосвязанного единства всех его свойств -конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности и пр. А также позволяет выявить, отвечает ли объект проектирования нормам и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и художественно-эстетическим требованиям.

Проектирование формы представляет собой выявление и фиксацию в

создаваемом объекте его начальных свойств и качеств, то есть её базового содержания. Форма имеет качественные характеристики, которые находятся в зависимости от содержания. Эта мысль продуктивна для понимания отношений между формой и содержанием. Рассматривая исторический опыт современного проектирования, можно выделить демонстрацию многообразия различных архитектурных форм, отражающих как рациональное начало, так и фантазийный замысел зодчего, где имеют место субъективные предложения в архитектурных объектах, комплексах, ландшафте. Ярким примером служит архитектура классицизма и стиля модерн.

Формообразование (Гогш§е8сЬ1а11;ип§ (§еЬип§) - нем.) - процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов [Миневрин и др. 2004]. Формообразование в проектировании включает пространственную организацию элементов изделия (комплекса, среды), определяемую его структурой, компоновкой, технологией производства, а также эстетической концепцией. Оно является решающей стадией творчества, на которой закрепляются как функциональные характеристики объекта проектирования, так и его художественно-образное решение.

В соответствии со своим назначением конкретная предметно-пространственная среда обладает специфическими функциональными и информационными качествами, которые определяются эмоциональным содержанием отдельных процессов деятельности.

Ощущая различия в эмоциональном воздействии формы сооружений, ландшафта человек обычно не осознает и не дифференцирует его источников. Специалист же обязан профессионально разбираться в этом механизме. Это обусловлено воздействием специфики объекта (его типологией и конкретными особенностями) или особенностями его организации (формообразования) и восприятия. И здесь важно не отождествлять такие термины, как проектирование, формообразование и композиция, что ведет к теоретической неточности изложения вопросов формообразования. Проектирование следует понимать как процесс создания чего-либо нового, к которому относятся новые формальные решения. Они в свою очередь, могут быть индивидуальными или типовыми. Под формообразованием подразумевается смысл этого процесса, который заключается в создании новой содержательной внешней конструкции, тогда как композиция есть процесс (часть процесса) проектирования и итог, в котором фиксируется результат организации оболочки как бы изнутри, путем специфического структурирования материала объекта проектной деятельности.

Если форму понимать в широком смысле, как определенное строение проектируемых объектов, то понятие «формообразование» может распространяться на различные уровни проектной деятельности. Естественно, что формообразование комплекса (ансамбля) существенно отличается от формообразования отдельного объекта. Точно так же существуют различия в формообразовании объектов, выступающих преимущественно как материальные блага, и тех, которые имеют статус вида искусства.

Однако для теоретического анализа формообразования как явления существенно не только различие, но и сходство объектов. Несмотря на очевидные различия целей и методов проектирования в разных областях деятельности и отличия творческих концепций, можно говорить о существовании некоторых общих принципов создания формы.

Одни теоретики рассматривают формообразование в основном как

проектирование художественной формы. Другие утверждают, что формы структурируют прежде всего реальную среду жизненных процессов и поэтому тесно взаимосвязаны с учетом всего комплекса социально-экономических, функциональных, инженерно-технических и других объективных факторов. В первом случае формообразование предстает как некое формотворчество. Однако по отношению к проектированию большинства объектов следует говорить о создании искусственной среды, где форма объекта - результирующее звено, которое аккумулирует в себе свойства, обусловленные характеристиками процессов деятельности и поведения людей, рациональными принципами организации конструктивных систем и другими факторами. Художественно-эстетическая организация объекта при таком подходе составляет только определенный аспект формообразования, который выражается в поиске свойств внешней составляющей, наиболее существенной для восприятия определённой информации и содержащей в себе понятие красоты.

Формообразование не может рассматриваться как создание только художественной или эстетически значимой формы вне объективной ее обусловленности другими факторами и требованиями, которые предстают взаимодополняющими способами организации жизнедеятельности людей посредством реальной предметно-пространственной структуры.

Выразительность формы - это проявление одних уровней бытия невидимого в видимом, внутреннего во внешнем. В этом смысле рассматриваются все предметы -как произведения природы, так и создание человека. Они обладают выразительностью, ибо все состоят из молекул, атомов, элементарных частиц, которые невидимы, чувственно не воспринимаемы. Их связи проявляются во внешнем виде, свойствах, таких как цвет, запах, вкус, плотность. Однако ощущения - это всего лишь образ мира, поэтому выразительность неотделима от субъективной человеческой чувственности. Чувства человека - это продукт природного, исторического и социального развития. Поэтому выразительность объекта или предмета не обусловлена его природными свойствами. Одно и то же явление, свойство может вызывать у разных людей совершенно противоположные чувства, то есть различные значения. Например, у европейцев белый цвет - символ чистоты, непорочности, а в восточной культуре белый - цвет смерти.

Принцип художественно-эстетической выразительности выражается в выявлении и воплощении в воспринимаемом чувственно материале богатство духовной жизни, которое должно вызывать эстетическое чувство приобщения к неведомым ранее мирам. Она представляет собой проявление закона единства и борьбы противоположностей. Для её достижения в такой области как архитектура имеют значение и способы формообразования как внешней, так и внутренней конструкции, тектоники, пластики, декоративности.

Принцип художественно-эстетического формообразования в архитектуре объединяется в единое целое через композицию. Принцип художественной выразительности есть выражение целостности и гармонии.

Художественно-эстетическая деятельность - это выявление многомерности какого-либо предмета, перенесение его в мономерное существование через преодоление уже существующей формы и создание некой новой структуры организованности, которая характеризуется целостностью, гармоничностью, эстетической целесообразностью и художественной выразительностью. Объективной основой гармонии в живой природе и архитектуре является взаимодействие функции и формы. Проблема их сочетания в утилитарном плане в контексте архитектуры заключается в том, чтобы найти такое соответствие формы (технических средств формообразования), которое бы наиболее полно обеспечивало функционирование

проектируемого объекта. Одним словом, удовлетворение определенных социальных потребностей человека.

Но, для того чтобы создать функциональную, красивую, художественную форму, необходимо научиться её передавать, воспроизводить на начальных этапах обучения в рисунке и проектировании [Шабанова О.П., Шабанова М.Н. 2014] Современное архитектурное образование подразумевает обучение студентов созданию функциональных, конструктивных и красивых объектов. Поэтому освоение художественных и профессионально-технических дисциплин быть равнозначным и взаимодополняющим.

В историческом прочтении реалистический рисунок как главный компонент академической системы представляет собой огромный пласт развития отечественного и мирового изобразительного искусства. «Становление подлинно реалистической школы рисунка проходило в условиях столкновения идеалистических и материалистических взглядов на задачи и сущность школы и искусства, на отжившие и новые формы обучения, на догматические и прогрессивные тенденции в педагогических методов обучения» [Шабанов 2010]. Именно академическая система содержит многовековой сложившийся опыт в прочтении реальной действительности. В результате сложились компоненты закономерностей графического изображения. Они включают в себя композицию, линейную перспективу, параметры тона и форму. Последняе является главной составляющей передачи формообразования рисуемого предмета или объекта.

Таким образом, формообразование состоит из конструктивной составляющей, объёма, фактуры, тональных характеристик, передачи пространства любого изображаемого или проектируемого предмета или объекта. А для студентов такой области, как архитектура, передача её в рисунках является значимым фактором. В результате изображения формообразования у студентов развиваются: конструктивное, пространственное мышление, её целостное графическое восприятие, художественные умения, которые являются необходимыми условиями для профессионального становления будущих архитекторов. Это подтверждают слова Ю.В. Чернышева: «В решении одной из важнейших и наиболее сложных проблем подготовки будущих специалистов - развитие конструктивно-пространственного мышления и творческого воображения, что, в свою очередь, является базой для комплексного обучения в процессе графической и проектной подготовки» [Чернышев 2010]. Осваивая строение изображаемого предмета в процессе изучения реалистического рисунка, студенты понимают сущность формообразования в проекте.

Изучением формообразования в проектной деятельности и рисунке занимались Г. Баммес, А.О. Барщ, Е. Барчаи, А.А. Дейнека, Д.Н. Кардовский, Н.Г. Ли, П.П. Чистяков, Н.Э. Радлов, Н.П. Ростовцев, А.П. Сапожников, А.М. Соловьёв, А.В. Степанов, С.В. Тихонов, В.А. Фаворский, Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова и др.

Процесс понимания и передача формы является процессом создания формообразования на картинной плоскости. Так формообразование представляет собой целостную систему (см. табл. 1).

Таблица 1

Структура формообразования

Формообразование

Конструкция Объём Фактура Тон предмета Пространство

Внутреннее строение, содержание формы предмета /объекта Передача светотеневой моделировки на форме предмета Передача материальной поверхности формы предмета/объекта Окрашенность внешней формы предмета/объекта Взаимодействие формы со средой

контурно- блик, свет, материальность светотень, удалённость метод

схематический, полутень, предметов предметов загораживания,

геометрально- тень, краевой от источника линейная

математический, рефлекс, освещения, воздушная перспектива,

конструктивно- падающая перспектива, характер, воздушная

пространственный, тень направленность перспектива

пространственно- освещения, светлота,

пластический насыщенность и качественные характеристики художественных материалов: тон, фактура бумаги, качество графита

Некоторые педагоги с различных позиций рассматривали понятие формообразования.

Н.В. Ефремичева считает, что формообразование является результатом взаимодействия фантазии, вкуса и мастерства автора, его компетентности, которая помогает уйти от стандартных приёмов в проектировании.

Ю.В. Чернышёв рассматривает сочетание конструктивно-пространственного мышления и творческого воображения в проектной деятельности как основополагающие факторы создания формы, то есть формообразования [Чернышев 2010].

Н.К. Шабанов рассматривает формообразование как систему сочетания различных способов трактовки формы: контур, пропорции, объём, геометральную составляющую, положение конструкции относительно пространства [Шабанов, Степанова-Третьякова 2015].

Мысль, объединяющая мнения этих педагогов, заключается в том, что формообразование представляет собой сложный творческий процесс как в проектировании, так и в рисунке.

Таким образом, освоение, передача и проектирование формы объекта, предмета в системе академической школы рисования и проектирования позволит будущим архитекторам не только качественно выполнить постановку, но и выведет на высокий уровень проектную работу, тем самым окажет непосредственное влияние на профессиональный и художественный рост.

В данном исследовании были рассмотрены уровни передачи компонентов формообразования как в проектной работе, так и в реалистическом рисунке (см. табл. 1). Процесс освоения формы является наиболее трудоёмким в архитектурном образовании, так как именно от качества его проведения зависит становление студента как профессионала в данной области. Бесспорно, рисунок и проектирование должны дополнять друг друга, более того, именно реалистическое изображение помогает студентам понять сущность любой формы предмета и подготавливает их непосредственно к собственному сочинению любого предмета или объекта со сложным внешним и внутренним содержанием. Существенным различием между такими дисциплинами, как проектирование и рисунок, является то, что в первом случае студент сам придумывает различные конфигурации и внутреннюю конструкцию предмета или объекта. А в процессе освоения рисунка будущие дизайнеры воспроизводят готовую натуру, изучают закономерности изображения.

Поэтому на процесс освоения реалистического рисунка следует обратить особое внимание, создать такие условия в учебном процессе, чтобы студентам не составляло большого труда понять и изображать форму любого проявления окружающей

действительности. Ведь именно рисунок является основой развития не только восприятия формы предметов (объектов), художественных умений, но и формирования культуры будущего архитектора.

Студенты направления подготовки «Архитектура» БГТУ им. В.Г. Шухова имеют благоприятные условия для реализации создания формообразования как в проектной деятельности, так и непосредственно в рисунке, так как университет имеет хорошую базу. Она состоит из методического и натурного фондов, компьютерных классов, специальных оснащённых аудиторий для проектирования и рисунка, достаточного количества литературы по данной теме. Так как многие вузы осуществили переход на двухуровневую систему обучения, в результате которой сократились аудиторные часы и, как следствие, возникает недостаток времени, единственным условием для успешного освоения процесса формообразования является создание поэтапного изучения основ проектирования и реалистического рисунка в аудитории и выполнение индивидуальных заданий самостоятельно.

В связи с этим необходимо в основных темах дифференцировать задания, ориентированные на изучение формы. С каждым последующим занятием происходит суммирование изученных ранее закономерностей изучения формы с новыми полученными знаниями. Так, например, в проектировании студенты направления «Архитектура» сначала учатся создавать внешнюю конфигурацию по средствам линейной графики, а затем переходят к постижению азов передачи формы по средствам техники отмывки. В рисунке, к примеру, студенты на начальных этапах обучения осваивают азы конструктивного построения, которое является одним из компонентов формообразования в построении простых каркасных фигур, затем постигают закономерности передачи объёма и т. д. Приобретённые на первых курсах знания помогут обучающимся в более краткие сроки качественно осуществить проектную и графическую работы.

Одна из приоритетных задач в обучении будущего архитектора - не только создание конструктивно-функциональных проектов, но и насыщение их художественным содержанием, смыслом. Взаимное дополнение графической и проектной подготовки позволит студентам более осознанно подойти к обучению, к творческому осмыслению понятия формообразования. Поэтому процесс обучения студентов направления «Архитектура» необходимо осуществлять систематически и дифференцированно от простых упражнений к более сложным заданиям. Ведь от уровня подготовки будущих специалистов в данной области в дальнейшем зависит и качество жизнедеятельности человека.

Результаты исследования особенностей освоения закономерностей формообразования студентами в обучении проектированию и рисунку выявили тесную взаимосвязь между двумя этими дисциплинами. В исследовании приняли участие студенты 1-х и 2-х курсов кафедры архитектуры Архитектурно-строительного института БГТУ им. В. Г. Шухова. Контрольную группу составили студенты направления «Архитектура» - группа АР-11 (25 чел.), экспериментальную - студенты группы АР-12 (25 чел.). Исследования в области освоения закономерностей формообразования делилось на три этапа. Констатирующий этап проводился на первом курсе, формирующий этап - на первом и втором курсах, контрольный - на втором курсе в тех же группах.

В процессе исследования были организованы занятия, основанные на принципе поэтапного дифференцированного обучения освоения закономерностей формообразования в процессе изучения дисциплин «Проектирование» и «Рисунок».

На первых этапах обучения студенты знакомятся с основными закономерностями, составляющими сложную систему формообразования -

конструкцию (понятие пропорциональных отношений, индивидуальных характеристик формы), передачу объёма, азы построения в компоновке и в передаче элементарных пространственных закономерностей. В процессе анализа проектных и художественных работ, а также проведения результатов анкетирования и опроса у студентов было выявлено осознание цели действия и способов его исполнения, опирающихся на ранее приобретённый опыт. В работах обучающихся ярко выражен характер проб и ошибок.

В процессе констатирующего этапа было выявлено, что у студентов двух групп отсутствует полное представление о системе формообразования. Они не могли рассказать, что представляет собой форма. В начальных работах были допущены ошибки в передаче пропорциональных отношений, передан не точно объём, тон, были нарушения в передаче пространства. В результате констатирующего этапа контрольная группа АР-11 имела почти такие же результаты, как АР-12 (см. табл. 2).

Таблица 2

Показатели уровня наличия закономерностей формообразования

Группы Уровни I этап - начальный (констатирующий) январь-декабрь 2013 г.

Высокий Средний Низкий

Контрольная группа (АР-11) 6% 52% 42%

Экспериментальная группа (АР-12) 6% 53% 41%

Формирующий этап (январь - декабрь 2014 г.) в экспериментальной группе АР-12 заключался в проведении занятий по дифференцированному обучению, которое представляло собой несколько занятий с постепенным освоением закономерностей формообразования. Контрольная группа АР-11 выполняла задания по установленной кафедрой типовой программе.

В итоге группа АР-12 показала преимущество в своих результатах (высокий -45%, средний - 40%, низкий - 15%) в отличие от студентов группы АР-11 (высокий -30%, средний - 40%, низкий - 30%). Это объясняется тем, что экспериментальная группа более углубленно и планомерно осваивала систему формообразования. Студенты, входившие в контрольную группу, имели неполные знания в области создания формы.

На заключительном - контрольном этапе (январь-май 2015 г.), студенты обеих групп, в конце обучения, выполняли итоговую курсовую работу в рамках дисциплин «Проектирование» и «Рисунок». Как видно из таблицы, экспериментальная группа показала высокие показатели освоения закономерностей формообразования в сравнении с контрольной группой (см. табл. 3).

Таблица 3

Динамика освоения закономерностей формообразования на контрольном этапе

Группа Формообразование

Конструкция Объём Фактура Тон предмета Пространство

В С Н В С Н В С Н В С Н В С Н

АР-11 40% 53% 7 % 45% 49% 6 % 42% 51% 7 % 50% 45% 5 % 55% 42% 3 %

АР-12 52% 43% 5 % 57% 40% 3 % 50% 45% 5 % 55% 42% 3 % 65% 32% 3 %

В рамках рисунка студенты имеют чёткое представление о закономерностях конструктивного способа трактовки изображаемой натуры, объёма, фактуры, тона

предмета, взаимодействия плоскости и пространства. Именно постигая особенности реалистического изображения в системе рисования, будущий архитектор имеет чёткое представление о формообразовании и его существовании в окружающей действительности. В рамках дисциплины «Проектирование» должны закрепляться ранее полученные знания, что является по своей сути рефлексией на приобретенные знания в русле реалистического рисунка.

Система дифференцированного метода в процессе освоения формообразования в дисциплинах художественного цикла оказывает положительное влияние на сам ход проектирования, так как студенты приобретают сумму знаний в данной области, развивают свои знания, умения и навыки, а следовательно, могут ими качественно оперировать. В результате будущие архитекторы более сознательно подходят к пониманию формы: конструктивно-пространственному построению, созданию единого стилистического решения, а так же к получению определённого, задуманного образа. [Кузнецов, Степанова-Третьякова 2015]

Благодаря знанию и использованию принципов формообразования на практике архитектор может добиться наилучших результатов в своей деятельности, мысленно проверить, соотнести, переосмыслить форму, так как она - самый первый и основополагающий аспект в эмоциональном восприятии в целом. Форма является первым этапом в постижении действительности. Только после восприятия формы человек обращает внимание на цвет, фактуру и пр. Форма имеет большое эмоциональное воздействие на человека, и если цвет в разных культурах может символизировать кардинально противоположные смыслы, то та или иная форма несет в себе вполне определенную эмоцию. Принципы и законы формообразования являются неотъемлемой частью этапов освоения таких дисциплин, как проектирование и рисунок. Пренебрегать ими не следует, так как от этого зависит не только эстетическая сторона архитектурной среды, но и жизнедеятельность человека в целом.

Библиографический список

Степанов А.В. Объёмно-пространственная композиция. М.: Архитектура-С, 2004. 255 с., ил.

Миневрин Г.Б., .Т. Шмитко, А.В. Ефимов и др. Дизайн: Иллюстрированный словарь справочник. М.: Архитектура-С, 2004. 288 с., ил.

Шабанова О.П., Шабанова М.Н. Модель преодоления низкого уровня графической культуры студентов и школьников // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. Курск, 2014. № 1 (29). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/034-025.pdf №0420800068 (дата обращения: 24.05.2017).

Шабанов Н.К. Экскурс в область истории подготовки учителей изобразительного искусства в России // Художественная педагогика XXI века. Курск, 2010. С. 3-18.

Чернышев Ю.В. Исторический аспект развития архитектурного рисунка как дисциплины художественного цикла в архитектурном образовании // Вестник Белгород. гос. технолог. ун-та им. В.Г. Шухова. 2010. № 2. С. 190-193.

Шабанов Н.К., Степанова-Третьякова Н.С. Формирование у будущих архитекторов и дизайнеров художественных умений в процессе выполнения набросков // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова. М., 2015. № 3. С. 295-300.

Кузнецов Р.А., Степанова-Третьякова Н.С. Проблемы освоения конструктивно-пространственного изображения, как научной основы творческой деятельности в архитектуре // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. Белгород, 2015. № 5. С. 106-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.