Научная статья на тему 'Проблемы формирования эффективной пенсионной системы России'

Проблемы формирования эффективной пенсионной системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2250
488
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / PENSION SYSTEM / PROVISION OF PENSIONS OF CITIZENS / PENSION FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трунова Наталья Николаевнаu, Бакуменко Борис Михайлович

В статье рассмотрены основные проблемы формирования эффективной пенсионной системы. Авторы анализируют проблемы новой модели пенсионной системы, выделяют положительные и отрицательные стороны данного аспекта. Также в статье рассмотрены современные направления развития и совершенствования системы пенсионного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF EFFECTIVE PENSION SYSTEM OF RUSSIA

In article the main problems of formation of effective pension system are considered. Authors analyze problems of new model of pension system, allocates positive and negative sides of this aspect. In article the modern directions of development and improvement of system of provision of pensions are also considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования эффективной пенсионной системы России»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Н. Н. ТРУНОВА, Б. М. БАКУМЕНКО

В статье рассмотрены основные проблемы формирования эффективной пенсионной системы. Авторы анализируют проблемы новой модели пенсионной системы, выделяют положительные и отрицательные стороны данного аспекта. Также в статье рассмотрены современные направления развития и совершенствования системы пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсионное обеспечение граждан, Пенсионный фонд.

Одним из главных факторов социальноэкономической безопасности любого государства является эффективная система пенсионного обеспечения. Трудоспособное население должны быть уверены в том, что при достижении пенсионного возраста уровень пенсионных выплат будет достаточным для поддержания достойного уровня жизни. В настоящее время демографическая ситуация в России характеризуется достаточно низким уровнем рождаемости и высокими показателями старения населения, что приводит к смещению в соотношении лиц трудоспособного возраста и пенсионеров в сторону последних [9].

Поставленные проблемы - это проблемы объективного характера и обуславливаются они современным типом демографической ориентации большинства экономически развитых стран. Сохраняя данную тенденцию развития, в ближайшее время Россия столкнется с тем, что существенная доля экономически активного населения будет состоять из лиц пенсионного возраста, а успешное функционирование экономики России будет зависеть от платежеспособного спроса данной категории граждан [1]. В результате получается, что формирование адекватной и реально работающей системы пенсионного обеспечения - залог экономической безопасности России. На современном этапе выделяют две основные проблемы функционирования пенсионной системы - прогрессивно растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) и низкий уровень пенсионного обеспечения.

Проблему дефицита бюджета можно решить за счет человеческого фактора или повышая возрастной пенсионный порог [8]. При этом повышение пенсионного возраста обостряет социальную на-

пряженность в обществе, которую можно решить лишь в условиях запуска мотивационного механизма в виде более высокой пенсии. Подобные меры в нашей стране невозможны по двум причинам: во-первых, они не имеют большой популярности среди населения с социально-политической точки зрения; во-вторых, в России показатель уровня жизни гораздо ниже, чем в развитых странах. Поэтому реализация данной меры возможна лишь в совокупности с серьезными реформами.

Низкий уровень пенсионного обеспечения подразумевает крайне низкий коэффициент замещения - соотношение средней пенсии к средней заработной плате. В соответствии с данными мониторинга Министерства экономического развития России коэффициент замещения составил 2 в 2009 г. - 8,3 %, в 2010 г. - 38 %, в 2011 г. -37,8 % [7]. Необходимо обратить внимание, что данный показатель основываются на статистических данных, учитывающих лишь официальную заработную плату, поэтому значение реального коэффициента замещения в России будет как минимум вдвое ниже [6].

Необходимость восполнения дефицита бюджета Пенсионный фонд России дает колоссальную нагрузку на федеральный бюджет. Вопрос этот становится с каждым годом острее и усугубляется растущими обязательствами Правительства по повышению пенсий гражданам.

С 1 января 2009 г. действует государственная программа софинансирования пенсионных накоплений, суть которой заключается в предоставлении любому гражданину возможности осуществить дополнительные добровольные взносы на накопительную часть трудовой пенсии, - получая при этом аналогичную сумму взносов по итогам года от го-

сударства. Участником данной программы может быть и работодатель. Причем участие в этой программе предполагает следующие стимулирующие меры: граждане получают налоговый вычет на сумму, уплаченных взносов, предприятия имеют возможность понизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму уплаченных взносов [1].

Суть программы государственного софинан-сирования пенсионных накоплений в том, чтобы вырабатывать у населения привычку откладывать себе на пенсию, а не стопроцентно полагаться на государственное решение вопроса.

Пенсионное обеспечение не является исключительно государственной монополией. В экономически развитых странах государство гарантирует гражданину лишь определенный уровень обеспеченности, поддерживающий достаточный размер замещения утраченной заработной платы. При этом негосударственный сектор выполняет две основные функции - обеспечивает повышение уровня жизни лиц пенсионного возраста и аккумулирует средства пенсионных накоплений для инвестирования их в экономику страны. Система НПО может охватывать негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, банки, пенсионные программы предприятий без создания юридического лица и т. д.

С помощью негосударственного пенсионного обеспечения можно решить две проблемы - увеличить величину пенсии для молодой возрастной категории населения и обеспечить приток денежной массы на внутренний финансовый рынок. В данной ситуации Пенсионный фонд мог бы закрепить за собой только функцию осуществления социальных выплат гражданам пенсионного возраста с помощью собственного текущего бюджета, при этом не привлекая средства из федерального бюджета [4].

Все-таки на данный период времени многие эксперты пенсионного рынка считают реформу провалившейся, так как только 7 % граждан, которые располагают накопительной частью трудовой пенсии воспользовались правом выбора НПФ или УК. К программе государственного софинансиро-вания пенсии приняли участие 2,3 млн чел., общая сумма взносов составила 3,02 млрд руб. Физические лица составляют лишь 18 % в формировании негосударственной пенсии, остальную часть составляют участники корпоративных пенсионных программ [11]. В результате немногие НПФ и УК могут качественно осуществлять свою деятельность ввиду нехватки средств на уставную деятельность, размер которых зависит от дохода, полученного в результате инвестирования пенсионных накоплений. Задача поддержки крупных оте-

чественных эмитентов ценных бумаг также не выполнена, так как значительно меньший объем пенсионных средств был инвестирован в облигации и акции хозяйствующих обществ, муниципальные облигации, размещен в депозиты. Однако самым важным видится момент непринятия основной частью населения новой модели пенсионной системы, неактивное использование ее возможностей и, как следствие этого, появление низкой вероятности того, что в будущем можно будет решить пенсионные проблемы.

Многие эксперты считают, что основной причиной низкой активности населения в вопросе самостоятельного участия в формировании будущей пенсии состоит в недоверии к пенсионной системе в целом и к ее элементам в виде НПФ и УК (в частности, это обусловлено предшествующим негативным опытом) [7].

Основное направление развития и совершенствования системы пенсионного обеспечения видится в принятии мер, которые направлены на активное вовлечение граждан в пенсионные программы, повышение степени доверия таким финансовым институтам, как НПФ и УК, а также к российской пенсионной системе в целом. В ближайшее время величина коэффициента замещения составит не более 15-17 % от средней заработной платы, а к 2020 г. - 10 % (согласно данным ПФР), если не будут предприняты меры, направленные на стимулирование добровольных пенсионных накоплений.

Низкая степень участия граждан в процессе самостоятельного формирования пенсии обусловлена прежде всего отсутствием четких гарантий сохранности средств пенсионных накоплений и резервов, а также отсутствием понимания необходимости проявления активности в данном вопросе с упованием на государственную ответственность и заботу.

В процессе своей деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию НПФ и УК аккумулируют соответственно средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений. Негосударственные пенсионные фонды осуществляют размещение средств пенсионных резервов самостоятельно и через управляющие компании, средства пенсионных накоплений передаются в целях инвестирования исключительно управляющим компаниям, допущенным к данной деятельности регулятором рынка. Инвестирование пенсионных средств управляющими компаниями осуществляется на основании договора доверительного управления в соответствии с требованиями Гражданского кодек-

са РФ, Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

До последнего времени в случае получения убытков от инвестирования средств пенсионных накоплений отрицательный финансовый результат следовало отражать на пенсионных счетах, т. е. накопительная часть пенсии могла уменьшаться в результате ее инвестирования.

Даже в случае, если НПФ обяжут компенсировать убытки, средств на это, скорее всего, не найдется, поскольку фонды могут осуществить такую компенсацию только за счет имущества для обеспечения уставной деятельности, а его размер зачастую несоизмерим с размером пенсионных обязательств [6].

Анализ долгосрочных перспектив пенсионного обеспечения граждан показывает, что необходимо принимать дальнейшие действия по развитию пенсионной системы.

Поэтому Правительство в рамках подготовки Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. с учетом бюджетных посланий Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 9 марта 2011 г. и от 17 января 2012 г. предложило целевые ориентиры развития пенсионной системы и конкретные механизмы их достижения. Для решения задач развития пенсионной системы и формирования механизмов достижения целевых ориентиров, а также механизмов устойчивого функционирования пенсионной системы предлагается следующий комплекс мер:

1) повышение уровня пенсионного обеспечения лиц старшего поколения и ликвидация бедности среди пенсионеров;

2) усиление страховых принципов предоставления трудовых пенсий;

3) изменение источников финансирования системы обязательного пенсионного страхования и создание условий для формирования пенсионных прав застрахованных лиц в необходимом объеме;

4) совершенствование накопительной составляющей пенсионной системы.

Реализация предлагаемых мер позволит обеспечить требуемый достаточно высокий рост уровня пенсионного обеспечения старшего поколения и создаст предпосылки для достойных пенсий в отношении ныне работающего поколения.

При этом основной задачей Правительства РФ по совершенствованию функционирования пенси-

онной системы страны на среднесрочный период должно стать формирование законодательной и нормативной основы пенсионного законодательства. Это позволит сформировать институциональные предпосылки эффективной реализации пенсионной реформы в России.

Литература

1. Аброскин А. С. Оценка ожидаемой продолжительности жизни пенсионеров // Пенсия. 2012. № 5. С. 35-40.

2. Волков А. Ф. Объективная необходимость пенсионной реформы: первые итоги // Власть и управление на Востоке России. 2009. № 1.

3. Косенкова Ю. Ю., Зобова Е. В. Анализ основных проблем системы пенсионного страхования в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 12.

4. Круглова О. Совершенствование правовой базы пенсионной системы // Пенсионные фонды и инвестиции. 2012. № 5. С. 21.

5. Роик В. Д. Пенсионная реформа: результаты и перспективы // Страховое дело. 2009. № 7.

6. Роик В. Д. Пенсионная система России. История, проблемы и пути совершенствования. М., 2009.

7. Рыжановская Л. Ю. Развитие пенсионной реформы в России, создание и размещение пенсионных резервов // Финансы и кредит. 2010. № 7.

8. Соловьев А. К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. 2010.

9. Тучкова Э. Г. Формирование системы пенсионного обеспечения России (правовые проблемы) // Пенсионная реформа в России: Оценка специалистов. М., 2011.

10. Ярбилова С. М. Оценка современного состояния Пенсионной системы России // Финансы и кредит. 2010. №10.

11. URL: http://www.minfin.ru

* * *

PROBLEMS OF FORMATION OF EFFECTIVE PENSION SYSTEM OF RUSSIA

N. N. Trunova, B. M. Bakumenko

In article the main problems of formation of effective pension system are considered. Authors analyze problems of new model of pension system, allocates positive and negative sides of this aspect. In article the modern directions of development and improvement of system of provision of pensions are also considered.

Key words: pension system, provision of pensions of citizens, Pension fund.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.