6. Временные методические рекомендации субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений (протокол №5-мф от 22-23 июня 2000г.) // http://www.minfin.ru/
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
© Кулакова С.А.
Казанский государственный финансово-экономический институт,
г. Казань
В настоящее время продолжается процесс формирования муниципальной собственности в органах местного самоуправления, сопровождаемый вовлечением в экономический оборот различных категорий муниципального имущества. В этой связи возникают проблемы, связанные с учетом муниципального имущество, которые требуют устранения.
Местное самоуправление создается для обеспечения защиты интересов населения, проживающего на определенной территории. Успешное решение вопросов местного значения напрямую зависит от ряда факторов. Среди них, в числе основных, можно выделить эффективное экономическое развитие территории. Финансовая составляющая местного самоуправления в России и ее значение неуклонно возрастает. Однако, до сих пор остаются нерешенными вопросы рационального формирования состава объектов муниципальной собственности и эффективного управление муниципальным хозяйством.
К муниципальной собственности в Российской Федерации относится имущество, перечисленное в статье 50 Федерального закона № 131-ФЗ. В качестве носителя прав муниципальной собственности выступает население, проживающее на территории поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления.
От имени соответствующего муниципального образования его правомочия могут осуществлять в соответствии со ст. 125 и ч. 2 ст. 215 ГК РФ органы местного самоуправления. При осуществлении ими правомочий собственника - муниципального образования - они получают возможность распоряжаться имуществом этого муниципального образования с
целью максимально эффективного использования муниципальной собственности.
Сложившаяся практика оценки эффективности использования муниципального собственности основывается на анализе состояния и тенденций изменения ее вклада в формирование базы неналоговых доходов местного бюджета. Доходы от использования муниципального имущества в муниципальном образовании г. Казань составляют заметный удельный вес в доходах бюджета города. В 2005 г. доходы от использования муниципального имущества составили 5,06 % от доходов бюджета, в 2006 г. доходы от использования муниципального имущества были максимальны и составили 6,14 % от доходов бюджета или 772 877 тыс. руб. В 2007 г. наблюдается снижение до 5,8 % от доходов бюджета. В основном это поступления от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности. Удельный вес доходов, таких как проценты от предоставления бюджетных кредитов и платежи от муниципальных унитарных предприятий составляет доли процентов (максимальный удельный вес поступлений платежей от государственных и муниципальных унитарных предприятий составлял в 2006 г. 0,28 % от доходов бюджета муниципального образования). Соответственно, необходимо обеспечить лучшее управление муниципальными унитарными предприятиями с целью повышения их доходности.
Более существенен удельный вес поступлений в доход бюджета муниципального образования г. Казань от продажи материальных и нематериальных активов. В 2005 г. он составил 10,48 % в доходах бюджета, в 2005 г. наблюдалось резкое снижение до 3,87 % в доходах бюджета, однако, в 2007 г. поступления опять возросли до 15,41 % в доходах бюджета или 1947993,1 тыс. руб. На наш взгляд, данная тенденция вызывает опасения, так как активная продажа муниципального имущества принесет однократный доход, тогда как более эффективное управление ей - ежегодно.
В муниципальных районах РТ доходы от использования имущества практически не играют никакой роли в доходах бюджетов, так, например, в Апастовском муниципальном районе РТ общая доля доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности составляет 0,77 %, доходы от сдачи в аренду муниципального имущества 0,004 %. В остальных муниципальных районах РТ ситуация не отличается коренным образом от приведенного примера, то есть доходы от использования муниципального имущества в РТ невысоки. Как основную причину, приведшую к такому факту, можно выделить отсутствие полного и своевременного учета муниципальной собственности и всех проводимых с ней операций. В РТ до сих пор не сформирована единая база для учета имущества. Из этого вытекает и следующая проблема: невысокая доля посту-
плений от налога на имущество физических лиц, так как много объектов имущества до сих пор не зарегистрировано.
На наш взгляд, политика местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом с целью увеличения поступлений доходов в бюджет должна быть направлена на:
- обеспечение максимальной эффективности использования муниципального имущества в интересах местного самоуправления;
- совершенствование системы управления муниципальной собственностью.
Для реализации указанных целей органам местного самоуправления необходимо:
- провести полную инвентаризацию объектов муниципальной собственности, что предполагает формирование по функциональному назначению Реестра недвижимости, находящейся в муниципальной собственности, содержащий количественные, технические показатели, оценочную стоимость объектов, и правовые основы объектов недвижимости, разработку классификации всех объектов по функциональным группам, которая станет основой для выработки политики управления муниципальной собственностью, разработать и утвердить основы финансовой политики по отношению к каждой группе;
- завершить с уполномоченными государственными органами оформление прав на муниципальное имущество;
- разработать механизмы, направленные на повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом, с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детально закрепить правовую регламентацию процессов управления и распоряжения объектами муниципальной собственности;
- обеспечить регистрацию предприятий и учреждений, переданных из государственной в муниципальную собственность и не прошедших процедуру регистрации;
- обеспечить контроль за использованием и сохранностью муниципального имущества и деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;
- обеспечить максимально простой и удобный доступ предпринимателей к объектам, недвижимости, находящихся в муниципальной собственности;
- вовлечь в хозяйственный оборот объекты незавершенного строительства, находящиеся в муниципальной собственности;
- обеспечить прозрачность информационной базы для органов ФНС;
- сформировать муниципальный земельный рынок и его инфраструктуру.
В результате осуществления указанных мероприятий ожидается:
- повышение уровня доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
- увеличение количества объектов государственной недвижимости, переданных в пользование экономическим субъектам;
- рост налоговых поступлений в местный бюджет от земельного налога и налога на имущество Физических лиц.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Решение Казанского Совета народных депутатов от 10 декабря 2004 г. № 21-21 «О бюджете муниципального образования - г. Казань на 2005 год».
3. Решение Представительного органа муниципального образования города Казани от 24 декабря 2005 г. №19-5 «О бюджете муниципального образования города Казани на 2006 год».
4. Решение Казанской городской Думы от 11 декабря 2006 г. № 19-14 «О бюджете муниципального образования города Казани на 2007 год».
5. Решение Совета Апастовского муниципального района Республики Татарстан от 19 декабря 2006 г. № 115 «О районном бюджете на 2007 год Апастовского муниципального района Республики Татарстан».
ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
© Кушнарёва О.С.
Филиал Тихоокеанского государственного экономического университета, г. Находка
Социально-экономическая система современного государства характеризуется рядом параметров, в основе которых - обеспечение высокого уровня экономического развития и социального благополучия. Структурное изменение социально-экономической системы страны и региона может быть осуществлено постепенно с изменением ряда экономических и политических принципов построения общества.