1 2 ©
Индутенко А.Н. , Битюкова А.Ф.
1Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансы и кредит;
2бакалавр кафедры финансы и кредит,
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА
ПЕРИОД С 2011 ПО 2013 ГОДА
Аннотация
Федеральный бюджет является ведущим звеном бюджетной системы любой страны. При помощи бюджета происходит аккумулирование фондов денежных средств для дальнейшего расходования их в целях финансового обеспечения государства и местного самоуправления.
Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы, налоги.
Keyword: federal budget, revenues, taxes.
Как все виды бюджета федеральный бюджет состоит из доходной и расходной частей. К доходам федерального бюджета относятся налоговые и неналоговые поступления, а также безвозмездные платежи [1]. Изменение поступлений по отдельным источникам доходов может оказать огромное влияние на поступление доходов в целом. Поэтому органы государственного финансового контроля следят за полным и своевременным поступлением доходов в бюджет. Тем не менее, объемы поступлений доходов в бюджет зависят не только от определенной финансовой политики государства, но и от изменения норматива. Например, налог на добычу полезных ископаемых поступает в доход федерального бюджета по нормативу - 40%, следовательно, 60 % поступает в доход бюджета субъекта РФ. При увеличении норматива от 40 % до 45 % произойдет увеличение доходов в федеральном бюджете за счет НДПИ. Таким образом, данные о будущих доходах позволяют спланировать предстоящие расходы.
Проблемами формирования доходов федерального бюджета в настоящее время являются следующие группы:
Первая группа проблем - отсутствие достоверной информации об объемах поступлений денежных средств в бюджет, а именно
• Налога на прибыль организаций;
• Г осударственной пошлины.
Вторая группа проблем - уклонение от уплаты налогов.
• Использование корпорацией трансфертных цен в целях минимизации налогов;
• Регистрация фирм - «однодневок»;
• Не отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности организации;
• Сокрытие объекта налога, позволяющее уменьшить налоговую базу.
Третья группа проблем - «теневая» экономика
• Неуплата налогов категориями лиц, которые занимаются нелегальной деятельностью (без лицензии);
• Выплата «черной» заработной платы работнику.
Наиболее полное представление о доходах федерального бюджета представлено в таблице 1.
Таблица 1
Доходы федерального бюджета по отношению к ВВП за период с 2011 по 2013 г.г., млрд. руб.
Наименование 2011 год 2012 год 2013 год
Нефтегазовые доходы 5 641,8 6 453,2 6 534,0
В % к ВВП 10,1 10,4 9,8
© Индутенко А.Н., Битюкова А.Ф., 2015 г.
Ненефтегазовые доходы 5 725,9 6 402,4 6 485,9
В % к ВВП 10,2 10,3 9,7
Доходы 11 367,7 12 855,5 13 019,9
В % к ВВП 20,3 20,7 19,5
Источник[3]
Уменьшение нефтегазовых доходов по отношению к ВВП скорее всего связано с уменьшение цен на нефть марки «Юралс» на 2,6 долл. США/баррель, а также с уменьшением экспорта сырой нефти на 7,2 млрд. долл. США за период с 2012 по 2013 год.
Касаемо уменьшения ненефтегазовых доходов следует отметить, что это обусловлено уменьшением поступления НДС, а также уменьшением таможенных пошлин при ввозе товаров на таможенную границу. Из вышесказанного следует, что существует высокая степень зависимости экономики России от сложившейся конъюнктуры мирового рынка. Изменение поступлений нефтегазовых доходов связано с колебаниями цен на газ и на нефть, а изменение поступлений ненефтегазовых доходов связано с изменениями законодательства в области налогообложения, а также таможенного законодательства [3].
Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета можно увидеть на рисунке 1.
Рис.1. Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета за период с 2011 по 2013 года
Источник[3]
Анализ структуры доходов федерального бюджета показал, что наибольшая доля в структуре доходов бюджета принадлежит доходам от внешнеэкономической деятельности в 2011 году - 41,04 %, в 2012 году - 38,60 %, а в 2013 году - 38,49 %. Большая часть этих поступлений приходится на вывозные таможенные пошлины.
На втором месте по удельному весу в общем объеме доходов - налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, в 2011 году данное значение составило - 18,01 %, в 2012 году - 19,00 %, в 2013 году - 19,62 %.
Третье место по удельному весу в общей структуре доходов федерального бюджета заняли - налоги на товары, реализуемые на территории РФ. В 2013 году данные налоги составили - 17,89 % от общего объема доходов.
Задолженность и пересчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам в 2013 году составили наименьшую долю (0,01 %).
Подводя итог всему сказанному предлагаю следующие пути решения поставленных проблем.
1. Отсутствие достоверной информации об объемах поступлений денежных средств связано с тем, что российская экономика, находясь в фазе кризиса, характеризовалась банкротством предприятий и увеличением числа безработных. Такая ситуация затруднила
планирование и прогнозирование доходов, поступающих в федеральный бюджет. Следовательно, данная проблема в ближайшее время останется нерешенной.
2. Проблема, связанная с уклонением от уплаты налогов, в настоящее время является ключевой. Статья 198 НК РФ предусматривает наказание за совершенное деяние в виде:
• Штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей;
• Размера заработной платы или другого дохода за период от 1 года до 2-х лет; [2]
• Принудительной работы на срок 1-го года;
• Лишения свободы на срок до 1-го года;
• Ареста на срок до 6-ти месяцев [2].
Решение данной проблемы осуществляется путем ужесточения наказания за уклонение от уплаты налогов.
3. Решение проблем, связанных с теневой экономикой может проходить по двум сценариям:
• Совершенствование законодательства, направленного на борьбу с теневой экономикой;
• Легализация теневых предприятий за счет создания государством благоприятных условий для развития бизнеса. Таким образом, со временем данная проблема будет практически ликвидирована.
В заключение хочется сказать, что в каждой стране независимо от уровня ее экономического развития будут существовать проблемы формирования доходов бюджета. И способы решения данных проблем в каждом государстве будут свои.
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст.- М.: КноРус, 2014.-288 с.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст.- М.: Эксмо, 2014.- 208 с.
3. Федеральный бюджет // Министерство Финансов РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.minfin.ru