Научная статья на тему 'Проблемы формирования безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями'

Проблемы формирования безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3708
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / MUNICIPAL PROGRAM / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / BARRIER-FREE ENVIRONMENT / PUBLIC ORGANIZATION / LOCAL GOVERNMENT / MANAGEMENT DECISION / PEOPLE WITH DISABILITIES / PEOPLE WITH LIMITED MOBILITY / SOCIOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Седых Ольга Геннадьевна, Ковтун Виктория Алексеевна

В статье обосновывается необходимость разработки муниципальных целевых программ с учетом потребностей граждан с ограниченными возможностями. Рассматривается муниципальная целевая программа как эффективный управленческий инструмент, показаны особенности ее разработки. Проанализированы наиболее существенные потребности инвалидов и маломобильных групп населения по формированию доступной среды в Иркутской области. Описаны уровни разработки и принятия управленческого решения по вопросу формирования безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями. Представлен анализ социологического исследования, выявляющего проблемы в подготовке муниципальной целевой программы «Доступная среда» г. Иркутска. Данное исследование позволило систематизировать проблемы, свойственные структурным подразделениям города, по формированию доступной среды для инвалидов. Разработка муниципальных программ является значимым механизмом в реализации государственной политики по формированию безбарьерной среды для граждан с ограниченными возможностями, позволяющим учесть интересы данной социально уязвимой группы населения и максимально привлечь материальные, финансовые и трудовые ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of forming barrier-free environment for people with disabilities

The article substantiates the need for developing municipal target-oriented programs in view of the needs of people with disabilities. It considers a municipal target-oriented program as an effective management tool, shows the features of its development. It analyzes the most essential needs of disabled people and people with limited mobility to build an accessible environment in Irkutsk Oblast. It describes the levels of development and management decision-making in the context of forming a barrier-free environment for individual with disabilities. It presents an analysis of the sociological research identifies problems in preparation of the municipal target-oriented program «Accessible Environment» in Irkutsk. This study has allowed to systematize the problems inherent in the structural subdivisions of the city, in building an accessible environment for people with disabilities. Development of municipal programs is an important mechanism in implementing governmental policy of forming a barrier-free environment for people with disabilities, thus allowing to take into account the interests of the socially vulnerable population groups and attracting to the maximum material, financial and labor resources.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями»

УДК 364.4-056.24

О. Г. Седых

Байкальский государственный университет экономики и права,

г. Иркутск, Российская Федерация В. А. Ковтун

Байкальский государственный университет экономики и права,

г. Иркутск, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

АННОТАЦИЯ. В статье обосновывается необходимость разработки муниципальных целевых программ с учетом потребностей граждан с ограниченными возможностями. Рассматривается муниципальная целевая программа как эффективный управленческий инструмент, показаны особенности ее разработки. Проанализированы наиболее существенные потребности инвалидов и маломобильных групп населения по формированию доступной среды в Иркутской области. Описаны уровни разработки и принятия управленческого решения по вопросу формирования безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями. Представлен анализ социологического исследования, выявляющего проблемы в подготовке муниципальной целевой программы «Доступная среда» г. Иркутска. Данное исследование позволило систематизировать проблемы, свойственные структурным подразделениям города, по формированию доступной среды для инвалидов. Разработка муниципальных программ является значимым механизмом в реализации государственной политики по формированию безбарьерной среды для граждан с ограниченными возможностями, позволяющим учесть интересы данной социально уязвимой группы населения и максимально привлечь материальные, финансовые и трудовые ресурсы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Муниципальная программа; доступная среда; безбарьерная среда; общественные организации; местное самоуправление; управленческое решение; люди с ограниченными возможностями; маломобильные группы населения; социологическое исследование.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 23 июня 2015 г.; дата принятия к печати 3 июля 2015 г.; дата онлайн-размещения 22 июля 2015 г.

O. G. Sedykh

Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation V. A. Kovtun

Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation

PROBLEMS OF FORMING BARRIER-FREE ENVIRONMENT FOR PEOPLE WITH DISABILITIES

ABSTRACT. The article substantiates the need for developing municipal target-oriented programs in view of the needs of people with disabilities. It considers a municipal target-oriented program as an effective management tool, shows the features of its development. It analyzes the most essential needs of disabled people and people with limited mobility to build an accessible environment in Irkutsk Oblast. It describes the levels of development and management decision-making in the context of forming a barrier-free environment for individual with disabilities. It presents an analysis of the sociological research identifies problems in preparation of the municipal target-oriented program «Accessible Environment» in Irkutsk. This study has allowed to systematize the problems inherent in the structural subdivisions of the city, in building an accessible environment for people with disabilities. Development of municipal programs is an important mechanism in implementing governmental policy of forming a barrier-free environment for people with disabilities, thus allowing to take into account the interests of the socially vulnerable population groups and attracting to the maximum material, financial and labor resources.

© О. Г. Седых, В. А. Ковтун

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета экономики и права

KEYWORDS. Municipal program; accessible environment; barrier-free environment; public organization; local government; management decision; people with disabilities; people with limited mobility; sociological research.

ARTICLE INFO. Received June 23, 2015; accepted July 3, 2015; available online July 22, 2015.

Создание безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения является сложной комплексной задачей. Опыт зарубежных стран ссвидетельстует, что создание комфортных условий для инвалидов проводилось на протяжении значительного промежутка времени. Наиболее значительные результаты достигают муниципалитеты, в которых данная работа проводится планомерно в соответствии с муниципальными целевыми программами «Доступная среда». Программы, как вид управленческого решения, направленные на решение социальных вопросов, позволяют определить круг участников и исполнителей программы, ресурсы, контрольные параметры программы, включающие, в том числе и удовлетворенность ее результатами граждан [6, с. 195; 7, с. 128].

Разработка муниципальной программы необходима, так как именно через органы местного самоуправления осуществляется наиболее тесная обратная связь государства со своими гражданами и возможен индивидуальных подход к решению вопросов. В Иркутской области и г. Иркутске реализуется большое количество мероприятий, запланированных в федеральной и региональной программах «Доступная среда». Участие в реализации мероприятий программ принимают и структурные подразделения администрации г. Иркутска. Однако главные адресаты (инвалиды) указанных программ не видят качественных улучшений своей жизни. По мнению инвалидов, необходимо создание таких условий, чтобы человек с ограниченными возможностями был в повседневной жизни на равных с неинвалидами [11, с. 128].

Для формирования доступной среды в городе поэтому предлагается создание комплексной целевой муниципальной программы «Доступная среда», которая позволит учесть особенности потребностей инвалидов и маломобильных групп. Без планирования формирование безбарьерной среды жизнедеятельности в городе превращается в реагирование на изменения внешних и внутренних факторов (действующего федерального и регионального законодательства). Кроме того, программа позволит органам местного самоуправления сделать акцент на индивидуальных потребностях, а не только на общих целях, т. е. не на исполнение запланированных мероприятиях в региональной программе, а на результатах и их оценке горожанами.

С 70-х гг. XX в. формируется новая концепция независимой, активной жизни инвалидов при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку со стороны государства и общества. Данная концепция основывается на социальной модели инвалидности, которая причиной ограничения возможностей инвалидов принимает не недуг, а отношение людей, барьеры общественного устройства. Мировым сообществом были выработаны новые принципы формирования политики в отношении инвалидов, по которым государство выступает гарантом сохранения здоровья граждан и решает вопросы, связанные с последствиями инвалидности, обеспечивает возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, формирует условия независимой жизни людей с ограниченными возможностями (самообеспечение, самодостаточность в повседневной жизни, безбарьерная среда). В компетенции государства также находятся способы признания, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества с учетом специфики заболевания [2, с. 176; 9, с. 92; 12, с. 265].

Столь значительные изменения, произошедшие в мировом сообществе по отношению к людям с ограниченными возможностями, отразились на государственной политике России в отношении инвалидов. Тем самым российское законодательство было максимально приближено к международным нормативам и приобрело прогрессивную методологическую основу. К этому моменту в зарубежных странах сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования политики в отношении инвалидов, разработаны подходы к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета экономики и права

Л

государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованной данной категории населения. В России внедрение новых принципов политики в отношении социально уязвимых категорий населения было не подкреплено реальными механизмами, поэтому положение инвалидов в обществе не улучшилось. Несмотря на то, что инвалиды юридически имели прав больше, реальных возможностей для их реализации было недостаточно.

Основной задачей государства в сфере социальной работы с инвалидами является объединение усилий государственных органов, общественных организаций, инициативных групп граждан, некоммерческих организаций для наиболее полного удовлетворения потребностей людей с ограниченными возможностями и их самореализации в обществе. Государство как основной гарант соблюдения прав граждан утверждает приоритеты государственной политики, проводит работу по законодательному закреплению прав, формирует механизмы реализации новых принципов политики в отношении инвалидов [1, с. 156; 8, с. 74]. Для практического решения проблем людей с ограниченными возможностями наиболее передовым методом является разработка и реализация муниципальных целевых программ. Требования к разработке целевых программ позволяют оценивать риски, контролировать основные этапы исполнения, своевременного корректировать ход работы1. В программах, разработанных и принятых на федеральном уровне власти, формулируются основные проблемы на основании анализа статистических данных, результатов социологических исследований и делается прогноз их развития. Федеральная программа определяет общий стандарт для всех территорий страны, где проживают граждане с ограниченными возможностями.

Вторым уровнем разработки и принятия управленческого решения по вопросу формирования безбарьерной среды для инвалидов служит региональный уровень. Региональная программа как вид управленческого решения формируется уже с учетом особенностей территории и потребностями граждан с ограниченными возможностями, на ней проживающих. Основная задача региональных властей — это совершенствование нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в области (регионе).

Два этих уровня характеризуют готовность государства выполнять свои обязанности в отношении граждан с инвалидностью. В целевых программах предлагают меры государственного регулирования для обеспечения равенства инвалидов с другими лицами. В программах предусмотрено взаимодействие с общественными объединениями инвалидов, гражданским обществом. Для того чтобы намеченные мероприятия были успешны, необходима обратная связь с гражданами, в чьих интересах реализуется государственная политика.

Следует отметить, что не во всех субъектах Российской Федерации региональные власти и местное самоуправление готовы к принципиально новому программно-целевому методу работы. Утверждена и реализуется региональная программа «Доступная среда» и в Иркутской области. Однако до настоящего времени муниципальная программа не разработана. На сегодняшний день подготовлен паспорт муниципальной программы «Доступная среда для инвалидов и маломобильных групп населения г. Иркутска на 2016-2018 гг.». Отсутствие на региональном и муниципальном уровнях целевых программ не способствует объединению усилий различных министерств, ведомств, структур администрации муниципалитетов и гражданского общества по решению проблем граждан. Отсутствует система, обеспечивающая специализацию, ответственность, оперативность и результативность взаимодействия между участниками.

По опыту зарубежных стран большая часть работы по обеспечению доступной среды для инвалидов находится в ведении муниципальных властей. Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач совре-

1 Методические указания о разработке и реализации государственных программ Российской Федерации : утв. Министерством экономического развития РФ от 22 дек. 2010 г. № 670.

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета экономики и права

менности — соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового социального государства, высшая ценность которого — человек, его права и свободы.

Муниципальная программа по организации безбарьерной среды для граждан с ограниченными возможностями — эффективный управленческий инструмент при его качественной подготовке. Отсутствие муниципальных программ говорит об отсутствии системной работы по формированию доступной среды для инвалидов. Мероприятия, проводимые в рамках иных целевых программ города, направлены на исполнение обязательных государственных гарантий, но не позволяют планомерно осуществлять формирование доступной среды с учетом потребностей граждан.

Затруднения в подготовке муниципальных программ «Доступная среда» вызваны отсутствием информации от инвалидов. Большинство инвалидов в силу ограничений по состоянию здоровья, столкнувшихся с трудностями в реализации своих прав, не могут справиться в одиночку. В связи с чем важна степень участия людей с ограниченными возможностями в общественных объединениях, общественных движениях инвалидов, способных максимально учесть индивидуальные потребности и возможности отдельного человека с ограниченными возможностями и стать связывающим звеном между органами муниципальной власти и инвалидами. Главной целью общественных объединений инвалидов является представление, защита, согласование интересов инвалидов с интересами других граждан, проживающих на одной территории, через органы местного самоуправления. Именно поэтому важна организация работы муниципальной власти с общественными организациями, которые аккумулируют проблемы своих членов, формируют общие требования и в тоже время могут осуществить контроль выполнения работ в интересах каждого инвалида, что повышает адресность услуг.

Как правило, не все муниципальные образования имеют достаточное количество бюджетных средств для нужд муниципалитета. Реализация мероприятий по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в рамках программы позволяет привлечь дополнительные источники финансирования. На мероприятия, отнесенные только к ведению муниципального образования по формированию доступной среды для инвалидов, может быть привлечено дополнительное финансирование за счет средств федерального и регионального бюджетов [3; 4, с. 51]. Кроме того, в случае недостаточности или отсутствия собственных средств муниципалитета на реализацию программы разрешено привлекать дополнительные внебюджетные средства.

В реализации государственной политики по формированию доступной среды для граждан с ограниченными возможностями разработка муниципальных программ является важным механизмом, позволяющим учесть интересы граждан, проживающих на конкретной территории, и максимально привлечь материальные, финансовые и человеческие ресурсы [5, с. 29]. Повысить эффективность реализации муниципальных программ можно за счет качественных управленческих решений, которые могут быть сформированы на основании обоснованных аналитических данных, учета мнений граждан, выраженных через общественные организации, и оценки эффективности мероприятий программы по итогам социологических опросов целевых групп граждан. В связи с чем повышение взаимодействия между общественными организациями инвалидов, некоммерческими организациями и местными органами управления позволит обеспечить формирование полноценной безбарьерной среды [10, с. 236].

При взаимодействии общественных организаций с органами государственной и муниципальной власти возникают проблемы, препятствующие плодотворному сотрудничеству, выявление и устранение которых позволит наладить полноценную работу. Для определения уровня взаимопонимания между специалистами органов местного самоуправления и руководителями общественных организаций города авторами было

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета экономики и права

л

проведено социологическое исследование в апреле-мае 2014 г. Данное исследование было нацелено на получение конкретной и разносторонней информации о проблемах организации эффективного взаимодействия между специалистами органов местного самоуправления, руководителями общественных организаций и участниками общественных организаций по вопросам организации безбарьерной среды для инвалидов в г. Иркутске.

Первым полем, на котором проводился отбор экспертов, явились сотрудники администрации города, представляющие основные виды профессиональной деятельности по оказанию социальной помощи гражданам г. Иркутска и руководители иркутских общественных организаций инвалидов. Привлечение к участию в исследовании именно специалистов-практиков обусловлено тем, что они непосредственно работают в системе оказания социальной помощи населению г. Иркутска и являются одним из основных субъектов социальной работы.

Вторым полем, на котором проводился отбор, явились руководители социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки, оказываемой администрацией г. Иркутска, а также организации, не включенные в этот реестр.

Основной задачей при выборе экспертов было получение наиболее полных сведений о существующих на сегодняшний день проблемах во взаимодействии между специалистами Департамента здравоохранения и руководителями общественных организаций г. Иркутска по обеспечению доступной среды жизнедеятельности гражданам города с ограниченными возможностями. Экспертам предлагалось оценить уровень взаимодействия между общественными организациями инвалидов и специалистами администрации г. Иркутска.

По данным экспертов Департамента здравоохранения, взаимодействие осуществляется в основном с областными общественными организациями инвалидов и оценивается от тесного взаимодействия до недостаточного, при этом отмечается актуальность этого вопроса на сегодняшний день. По мнению членов общественных организаций, расположенных на территории г. Иркутска, взаимодействие недостаточное (или отсутствует, в зависимости от профиля общественной организации), вопрос налаживание такого взаимодействия очень актуален.

Таким образом, одинаковая точка зрения высказана респондентами только в части актуальности вопроса взаимодействия. Различная оценка уровня взаимодействия может быть обусловлена тем, что работа специалистов департамента осуществляется с «традиционными» общественными организациями инвалидов (например, Куйбышевская районная организация Иркутской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» и т. д.) и по «традиционным» направлениям (субсидии на оплату помещений, льготы на оплату помещений, проведение торжественных мероприятий и памятных дат, спортивных мероприятий). Взаимодействие с локальными общественными организациями почти не отмечается. Так, в реестре социально ориентированных некоммерческих организаций-получателей поддержки, оказываемой администрацией г. Иркутска, имеется информация о двух организациях (Иркутская областная общественная организация инвалидов «Семейная усадьба», Иркутская областная общественная организация инвалидов детства «Надежда»)1. Кроме того, недостаточное внимание уделяется таким видам поддержки, как гранты, проведение консультаций на постоянной основе с руководителями общественных организаций по насущным вопросам и результатам их решения.

Эксперты департамента в качестве недостатков и проблем взаимодействия с общественными организациями инвалидов отмечают ограниченность осуществляемых подразделением полномочий. В связи с чем их функция сводится к роли посредника между обществами инвалидов и структурными подразделениями администрации г. Иркутска, в чьих полномочиях имеется возможность решить конкретные задачи.

1 Город для жизни: некоммерческие организации. URL : http://www.admirk.ru/Pages/nekomercheskie-organizacii.aspx.

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета экономики и права

С точки зрения экспертов было бы правильно, если бы общества инвалидов напрямую обращались с конкретными предложениями в те структурные подразделения администрации города, в полномочиях которых решения указанных предложений предусмотрено. Однако все предложения обществ инвалидов направляются в комитет по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска, а не в профильные комитеты. По мнению членов общественных организаций инвалидов, переадресация их обращений в профильные структурные подразделения не решает вопроса, так как по имеющемуся опыту ответ следует однотипный: «ничего нельзя сделать для решения вопроса, потому что это не предусмотрено действующим законодательством, а также в связи с недостаточным финансированием».

Как мы видим, обе стороны респондентов одной из проблем недостаточного уровня взаимодействия отмечают несовершенство законодательства, в том числе муниципального, ограничивающего полномочия структурных подразделений. По мнению представителей общественных организаций, никаких мер со стороны администрации города не предпринимается, хотя имеются возможности для совершенствования муниципального законодательства.

Рекомендации специалистов департамента по вопросу прямого обращения общественных организаций инвалидов в профильные структурные подразделения нельзя считать рациональными, так как часто для решения вопросов необходимы усилия нескольких структурных подразделений. Разобраться в организационной структуре и функциональных обязанностях каждого подразделения для граждан, имеющих ограничения по здоровью, достаточно проблематично. Письменные запросы часто удлиняют сроки рассмотрения и решение первостепенных для инвалидов вопросов. По мнению членов общественных организаций, необходимо информирование общественных организаций об объеме полномочий структурных подразделений администрации г. Иркутска в вопросах, относящихся к их компетенции. Наиболее оптимальным вариантом может быть организация работы в администрации города по форме «единого окна». В данном случае компетентными специалистами администрации определяется круг подразделений, которые должны быть задействованы для решения проблемы.

Все эксперты отметили недостаточность проработанности муниципальной нормативной правовой базы по вопросам взаимодействия структурных подразделений города с общественными организациями инвалидов, в том числе и по вопросам формирования доступной среды в г. Иркутске, а также и необходимость ее совершенствования.

Исходя из сложившейся ситуации с правовым обеспечением вопросов взаимодействия структурных подразделений администрации г. Иркутска, экспертами департамента для решения вопросов по формированию доступной среды предложено было включать в действующие или вновь принимаемые целевые муниципальные программы конкретные мероприятия по обеспечению доступной среды. Такой подход возможен как промежуточный этап перед выработкой комплексной программы по формированию доступной среды в городе. При отсутствии муниципальной программы данный подход позволит решать определенные вопросы, чаще всего обозначенные в федеральной и региональной программах по доступной среде.

Для формирования качественной безбарьерной среды необходимо объединение мероприятий в одной программе, исполнение которой контролируется ответственным структурным подразделением. Мероприятия должны разрабатываться на основе достоверной аналитической информации, социологических исследованиях и в конечном итоге удовлетворять потребности граждан, в чьих интересах они реализуются.

Члены общественных организаций отмечают хороший опыт работы со структурным подразделением администрации по связям с общественностью, Общественной палатой Иркутской области, народным фронтом, мэрии Иркутска. Однако взаимодействие осуществляется на уровне обмена информацией, проведением круглых столов, достижением определенных договоренностей, чего недостаточно для кардинального изменения ситуации по доступности среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета экономики и права

Л

Проблемами общественных организаций также является недостаточное лоббирование интересов инвалидов и маломобильных групп населения. Члены общественных организаций решение указанных проблем видят в смене формата работы структурных подразделений города — от формального подхода к практическому решению насущных вопросов.

Таким образом, общими проблемами взаимоотношения общественных организаций города со структурными подразделениями администрации г. Иркутска являются:

- несовершенство федерального, регионального, муниципального законодательства;

- плохое финансирование на региональном и муниципальном уровнях;

- недостаточный профессионализм, инициативность и компетентность представителей общественных организаций и чиновников;

- ведомственность при решении проблем инвалидов;

- значительное отставание стратегии социальной политики от реалий экономической жизни населения города;

- непостоянный характер работы;

- отсутствие тесных деловых (или отлаженных) контактов;

-отношения носят официальный характер;

- органы муниципалитета нередко стремятся избежать контактов.

Кроме того, представители как государственного, муниципального сектора, так и общественные организации по-разному осознают собственную ответственность в решении проблем, имеют разные возможности и ресурсы.

Общественные организации в качестве трудностей при осуществлении своей деятельности отмечают, прежде всего, недостаток финансовых средств. Далее это проблемы аренды помещений; несовершенство налогообложения; малое количество активистов, добровольных помощников. Важно подчеркнуть и такую проблему общественных организаций, как «недоверие со стороны органов государственной власти и местного самоуправления». Причинами недоверия могут быть инерционность госаппарата, его косность, традиционность и стереотипность мышления, нежелание менять стиль работы, взаимодействовать тем или иным образом с общественными организациями.

Со стороны органов государственной власти и местного самоуправления недоверие к общественным организациям обосновывается возможностью использования последних с целью наживы, одним из способов уклонения от налогов и использования государственных субсидий не на официально заявленные цели организации. В тоже время большинство общественных организаций зарекомендовали себя в качестве равноправного с государством субъекта социальной работы.

Несмотря на значительные успехи по исполнению региональной программы «Доступная среда», отмечается большое количество обращений от инвалидов в органы власти. Акцентируется внимание на проблемах, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями в сфере получения образования, трудоустройства, обеспечения жилыми помещениями, создания безбарьерной среды. Инвалиды отмечают как позитивные изменения, произошедшие в рамках программы, так и обращают внимание на инертность специалистов, непосредственно участвующих в реализации программы, на сохранении формального исполнения некоторых мероприятий программы без учета удовлетворенности качеством исполненных мероприятий непосредственными их потребителями.

Необходимо отметить, что г. Иркутском, в рамках региональной программы «Доступная среда», и ряда мероприятий, включенных в иные муниципальные целевые программы, успешно решаются поставленные задачи по формированию доступной среды для инвалидов. Муниципалитетом на практике все большее внимание уделяется решению текущих проблем. Однако отсутствие заинтересованности муниципалитета в создании собственной муниципальной целевой программы «Доступная среда» не решает стратегических задач по формированию в городе безбарьерной среды, не закладывает основы дальнейшего развития города в этом направлении, что в будущем существенно осложнит создание доступной среды для людей с ограниченными возможностями.

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета экономики и права

л

Список использованной литературы

1. Качество жизни населения крупного сибирского города: оценка современного состояния и возможные пути его повышения (по результатам социологических исследований в городе Иркутске) / под науч. ред. Н. Н. Даниленко, И. С. Карпиковой. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — 236 с.

2. Карпикова И. С. Показатели функционирования системы социальной защиты в аспекте оценки качества жизни населения / И. С. Карпикова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2011. — № 3 (77). — С. 175-178.

3. Карпова Т. Ю. Совершенствование управления развитием муниципального образования : монография / Т. Ю. Карпова. — URL : http://www.rae.ru/monographs/93-3169.

4. Лукин В. А. О соблюдении прав и свобод людей с ограниченными возможностями в Иркутской области: специальный доклад / В. А. Лукин. — Иркутск : Оттиск, 2012. — 64 с.

5. Маркова К. А. Проблемы сопряжения нормативных правовых документов системы стратегического планирования Иркутской области / К. А. Маркова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2013. — № 3 (89). — С. 35-39.

6. Модернизация социальной сферы муниципальных образований Сибирского региона как основы повышения качества жизни населения / В. И. Самаруха, А. В. Самаруха, Т. В. Сорокина [и др.]. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 270 с.

7. Стратегия социальной защиты населения крупного сибирского города (на основе социо-лого-статистических исследований системы социальной защиты населения г. Иркутска) / под науч. ред. В. И. Самарухи, Б. Л. Токарского. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. — 205 с.

8. Теоретико-методические аспекты исследования качества жизни населения / под ред. Н. М. Токарской, Л. В. Саниной. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 180 с.

9. Токарская Н. М. Стратегические направления регулирования уровня жизни населения / Н. М. Токарская, А. А. Марасанова ; под ред. В. И. Самарухи. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — 165 с.

10. Храпылина Л. П. Основы реабилитации инвалидов : учеб.-метод. пособие / Л. П. Хра-пылина. — М., 2010. — 415 с.

11. Чуксина В. В. Дискриминация по признаку инвалидности в трудовых отношениях / В. В. Чуксина, Н. Н. Комиссаров // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 1. — С. 126-134. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(1).126-134.

12. Ярская-Смирнова Е. А. Социальная работа с инвалидами : учеб. пособие для вузов / Е. А. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. — 2-е изд. перераб. — СПб. : Питер, 2005. — 315 с.

References

1. Danilenko N. N., Karpikova I. S. (eds) Kachestvo zhizni naseleniya krupnogo sibirskogo goroda: otsenka sovremennogo sostoyaniya i vozmozhnye puti ego povysheniya (po rezul'tatam sotsiolog-icheskikh issledovanii v gorode Irkutske) [Public living standard of a major Siberian city: assessment of current state and possible ways of its increasing (according to results of sociological investigation in Irkutsk) Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2014. 236 p.

2. Karpikova I.S. Indices of social protection system functioning in terms of living standard assessment. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2011, no. 3 (77), pp. 175-178. (InRussian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Karpova T. Yu. Sovershenstvovanie upravlenie razvitiem munitsipal'nogo obrazovaniya. Improving management for municipal entity development]. Available at: http://www.rae.ru/mono-graphs/93-3169.

4. Lukin V. A. O soblyudeniiprav i svobod lyudei s ogranichennymi vozmozhnostyami v Irkutskoi oblasti [On observance of rights and freedom of people with disabilities in Irkutsk Oblast]. Irkutsk, Ottisk Publ., 2012. 64 p.

5. Markova K. A. Correlation of legal documents of Irkutsk Oblast's strategic planning system. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2013, no. 3 (89), pp. 35-39. (InRussian).

6. Samarukha V. I. Samarukha A. V. , Sorokina T. V. et al. Modernizatsiya sotsial'noi sfery munitsipal'nykh obrazovanii Sibirskogo regiona kak osnovy povysheniya kachestva zhizni naseleniya [Modernization of social sphere of municipal entities of the Siberian Region as a basis of increasing public living standards]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013.270 p.

7. Samarukha V. I., Tokarskii B. L. (eds) Strategiya sotsialnoi zashchity naseleniya krupnogo sibirskogo goroda (na osnove sotsiologostatisticheskikh issledovanii sistemy sotsialnoi zashchity naseleniya g. Irkutska) [Strategy of social security of population in a major Siberian city (on the ba-

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета экономики и права

sis of sociostatistic investigations of the social security system for population of Irkutsk)]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2011. 205 p.

8. Tokarskaya N. M., Sanina L. V. (eds) Teoretikometodicheskie aspekty issledovaniya kachestva zhizni naseleniya [Theoretical and methodical aspects of investigating living standards of population]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 180 p.

9. Tokarskaya N. M., Marasanova A. A. Strategicheskie napravleniya regulirovaniya urovnya zhizni naseleniya [Strategic ways of living standard regulation]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law, 2010. 165 p.

10. Khrapylina L. P. Osnovy reabilitatsii invalidov [Basics of rehabilitation of disabled people]. Moscow, 2010. 415 p.

11. Chuksina V. V., Komissarov N. N. Discrimination on the basis of disability in employment relations. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 1, pp. 126-134. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(1).126-134. (In Russian).

12. Yarskaya-Smirnova E. A., Naberushkina E. K. Sotsial'naya rabota s invalidami [Social work with disabled people].2nd ed. St. Petersburg, Piter Publ., 2005. 315 p.

Информация об авторах

Седых Ольга Геннадьевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра социологии и социальной работы, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: sedyholga@yandex.ru.

Ковтун Виктория Алексеевна — магистр социальной работы, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: vkowtyn@mail.ru.

Authors

Olga G. Sedykh — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Sociology and Social Work, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: sedyholga@yandex.ru.

Viktoriya A. Kovtun — Master's Degree Student in Social Work, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: vkowtyn@mail.ru.

Библиографическое описание статьи

Седых О. Г. Проблемы формирования безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями / О. Г. Седых, В. А. Ковтун // Baikal Research Journal. — 2015. — Т. 6, № 4. — DOI : 10.17150/2411-6262.2015.6(4).23.

Reference to article

Sedykh O. G., Kovtun V. A. Problems of forming barrier-free environment for people with disabilities. Baikal Research Journal, 2015, vol. 6, no. 4. DOI: 10.17150/2411-6262.2015.6(4).23. (In Russian).

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета экономики и права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.