Научная статья на тему 'Проблемы финансирования высшего профессионального образования в РФ с учетом зарубежного опыта'

Проблемы финансирования высшего профессионального образования в РФ с учетом зарубежного опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПЛАТА ЗА ОБУЧЕНИЕ / ВАУЧЕРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ / ОПЛАТА / АССОЦИАЦИЯМИ / СУБСИДИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КРЕДИТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева А.М., Якушина Н.В.

статья посвящена вопросам организационного финансирования высших учебных заведений в РФ. Авторы рассматривают изменения, происходившие с выделяемыми объемами финансирования начиная с 1988 г. и до настоящего времени и анализируют последствия сокращения бюджетного финансирования. Особое внимание уделено изучению зарубежного опыта по данному вопросу и возможностям его применения в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы финансирования высшего профессионального образования в РФ с учетом зарубежного опыта»

Литература

1. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»;

2. Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 «Положение о признании международных стандартов на территории РФ»;

3. Постановление Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 № 179 «Правила представления годовой консолидированной финансовой отчетности»;

4. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 "Объединения бизнеса" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н);

5. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 31 "Участие в совместном предпринимательстве" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н);

6. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные предприятия" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н). \

А.М. Ковалева Н.В. Якушина

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ С УЧЕТОМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

THE PROBLEMS OF FINANCING HIGHER EDUCATION IN RUSSIA, TAKING INTO ACCOUNT INTERNATIONAL EXPERIENCE

Аннотация: статья посвящена вопросам организационного финансирования высших учебных заведений в РФ. Авторы рассматривают изменения, происходившие с выделяемыми объемами финансирования начиная с 1988 г. и до настоящего времени и анализируют последствия сокращения бюджетного финансирования. Особое внимание уделено изучению зарубежного опыта по данному вопросу и возможностям его применения в РФ.

Ключевые слова: институциональное финансирование, индивидуальное финансирование, плата за обучение, ваучеры, образовательные сбережения, оплата, ассоциациями, субсидии, образовательные кредиты.

Abstract: he article is devoted to the institutional funding of higher education institutions in Russia. The authors examine the changes that have taken place with the volume of funding allocated since 1988 to the present and analyzes the effects of budget cuts. Particular attention is paid to the study of international experience on the subject and its applicability in the Russian Federation.

Keywords: institutional financing, personal finance, tuition fee, vouchers, educational savings, payment, associations, subsidies, educational loans.

Финансирование высших учебных заведений осуществляется в соответствии с конституционными гарантиями в области образования, предоставляемыми гражданам. Согласно ФЗ № 125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: «Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в

© А.М. Ковалева, Н.В. Якушина, 2012

государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований» [3].

Выполнение государством взятых на себя обязательств в области высшего образования требует расходов, размеры которых определяются двумя основными группами факторов:

- принятым порядком определения размеров средств, направляемых в систему высшего образования, и их распределения между образовательными учреждениями;

- количественными параметрами системы высшего образования и, соответственно, потребностью в средствах для обеспечения ее нормального функционирования.

В период перехода от плановой экономики к рыночной финансирование образовательных учреждений осуществлялось по остаточному принципу, что привело к крайне негативным последствиям. Как отмечают авторы «Белой книги российского образования»: «Сокращение бюджетного финансирования повлекло за собой прямые и косвенные последствия. Большая часть образовательной системы выживала за счет своих резервов. Прямым следствием этой ситуации стало материальное обнищание большинства учебных заведений, старение и сверхурочная работа педагогов, устаревание содержания преподаваемых знаний, снижение успеваемости учащихся, обусловленное недостаточным питанием и медицинским обслуживанием и т.п. Косвенным следствием нехватки бюджетных средств стал процесс не столько децентрализации, сколько дерегулирования. Этот процесс способствовал изменению структуры образовательной системы и во многом обусловил потерю государственными органами управления образованием способности на долгосрочной основе в качественном и количественном отношении направлять и контролировать российское образование именно как систему» [2].

Решение проблем финансирования образования, в том числе высших учебных заведений потребовало системного подхода, и как следствие, проведение реформы образования.

Источниками финансирования высшего образования традиционно являлись средства федерального бюджета (до 1988 г. вуз считался бюджетной организацией и финансировался по утвержденным сметам, а оплата труда производилась по твердым ставкам). С 1989 г. стала преобладать стратегия самофинансирования за счет бюджетных средств. В условиях сокращения государственного финансирования вузы вынуждены были искать дополнительные источники от предоставления платных образовательных услуг, добровольных пожертвований юридических и физических лиц и т.д. По уровню бюджетного финансирования образования Россия в последние 20 лет заметно отстает от индустриально развитых стран. При наличии государственных и негосударственных высших учебных заведений бюджетные ассигнования направляются в основном государственным бюджетным заведениям.

Прием на обучение в образовательные учреждения высшего профессионального образования (государственные, муниципальные и негосударственные) за счет бюджетов всех уровней в 2011 г. составил 1207,4 тыс. человек и сократился по сравнению с 2010 г. на 192,1 тыс. человек, или на 13,7%. Численность принятых с полным возмещением стоимости обучения сократилась до 696,6 тыс. человек и составила 57,7% от их общего числа. Доля принятых в негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования в общем числе принятых в 2011г. осталась на уровне 2010г. и составила 4,7%.

В 2011 г. финансирование обучающихся в ВУЗах имело следующую структуру:

- за счет средств федерального бюджета - 46,58%,

- за счет средств бюджетов субъектов РФ - 1,63%,

- за счет средств местных (муниципальных) бюджетов - 0,06%,

- с полным возмещением затрат на обучение - 51,73%.

В рамках проведения реформы образования 7 мая 2012 г. подписан указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», предусматривающий:

- «повышение до конца июня 2012 г. размера стипендий до величины прожиточного минимума нуждающимся студентам первого и второго курсов, обучающимся по очной форме обучения за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично»;

- разработку к июню 2012 г. комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей и молодёжи;

- осуществление к июню 2013 г. перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования, а также повышение нормативов финансирования ведущих университетов, осуществляющих подготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественно-научным направлениям (специальностям), предусмотрев при этом, что расчёт нормативов осуществляется с учётом особенностей реализации образовательных программ» [4].

При проведении реформы высшего образования в Российской Федерации целесообразно изучить международный опыт финансирования образования. Начиная с середины 90-х годов 20 века во многих зарубежных странах проводилась реформа финансирования образования, направленная на сокращение или оптимизацию государственных расходов.

Финансирование вузов включает в себя институциональное финансирование образовательного учреждения и индивидуальное финансирование затрат студента на обучение (и проживание).

Институциональное финансирование складывается из следующих источников:

- общественное (государственный и/или региональный и/или местный бюджет);

- научно-техническая деятельность образовательных учреждений и коммерческая реализация ее результатов;

- предпринимательская деятельность образовательных учреждений, не связанная с образованием и научно-технической деятельностью;

- поступления от платных образовательных услуг (курсу);

- спонсорская помощь.

Индивидуальное финансирование затрат студента на обучение (и проживание) складывается из:

- общественных средств (государственный и/или региональный и/или местный бюджет);

- частного дохода (оплата обучения студентом и/или его родителями);

- финансирования, поступающего из общественных фондов или ассоциаций.

В зарубежных странах практикуются различные формы бюджетного и частного

(негосударственного) высшего образования. Объемы и структура финансирования существенно различаются по странам. В Западной Европе продолжают преобладать государственные высшие учебные заведения - в них учатся 95% студентов. Несмотря на то, что наиболее известными американскими университетами являются частные, более 80% студентов учатся в государственных. Зато в странах Азии (кроме Китая) 80% студентов обучаются в частных высших учебных заведениях.

Западные эксперты уделяют большое внимание определению оптимального соотношения государственного и частного финансирования высшей школы. Поскольку

частная профессиональная подготовка приносит выпускникам определенные выгоды, они должны участвовать в ее финансировании. Студенты, оплачивающие свое обучение, как правило, более успешно учатся. Кроме того, они могут настаивать на реализации соответствующей их запросам учебной программы. Высказываются и другие доводы в пользу увеличения частного финансирования высшего образования: введение платы за обучение увеличивает автономию и перспективы для вузов. Появляется возможность привлечения средств частных фирм, которые могут оплачивать подготовку в вузах нужных им специалистов.

Рассмотрим различные механизмы финансирования образования в зарубежных странах.

Институциональное финансирование

Финансирование образования осуществляется как национальным правительством, так и из средств региональных бюджетов и муниципалитетов. Расходы правительства на образование формируются из ассигнований на содержание национальных образовательных учреждений и субсидий, выделяемых на поддержание образования на местном уровне и для частных учебных заведений. Объем финансирования образовательных расходов на местном уровне определяется непосредственно администрациями муниципалитетов из собранных налогов и других доходов.

Доходы от платной образовательной деятельности

Государственные учреждения образования имеют право оказывать дополнительные платные услуги. К дополнительным платным услугам населению относятся: обучение по дополнительным образовательным программам и платным специальностям, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение отдельных предметов и т.д. Например, общеобразовательная школа по существующему законодательству имеет право:

- привлекать дополнительные средства за счет организации платных факультативных курсов по углубленному изучению отдельных предметов, специальных лекций и консультаций с приглашением высококвалифицированных специалистов из других организаций, дополнительных занятий физической культурой и спортом;

- предоставлять населению за дополнительную плату образовательные услуги повышенного качества путем снижения наполняемости классов ниже нормативного уровня;

- реализовывать изделия и услуги, полученные в процессе воспитания учеников при выполнении ими заказов предприятий и организаций;

- сдавать в аренду школьные помещения и т.д.

Для негосударственного образовательного учреждения платная образовательная деятельность является основным источником финансирования. Она не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса.

Доходы от научно-технической деятельности и коммерческой реализации ее продукта

Образовательное учреждение может получать доходы от выполнения заказов на научно-техническую продукцию как от органов государственной власти, так и коммерческих структур. Доход может быть получен также от реализации учебных изданий, обучающих компакт-дисков, словарей и т.п.

Доходы от предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность образовательного учреждения - это сдача в аренду основных фондов и принадлежащего ему другого имущества, торговля покупными товарами, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других предприятий и организаций, приобретение акций, облигаций и других ценных

бумаг и получение доходов по ним, ведение иных операций, приносящих доход. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не должно повлечь за собой снижения бюджетного финансирования.

Индивидуальное финансирование затрат студента на обучение

Плата за обучение

Оплата за обучение осуществляется путем полного или частичного покрытия затрат учащимися или их родителями, с учетом различий в оплате между регионами, образовательными учреждениями, курсами, профессиями. Оплата перечисляется образовательному учреждению и идет на конкретные цели (например, курс обучения, виза, лицензия и т. д.). Стоимость обучения рассчитывается с учетом расходов на образовательный процесс, административные расходы и формирование резервного фонда. Введение оплаты - очень важный и ответственный вопрос. В перспективе это не должно привести к уменьшению государственного финансирования. Введение системы платного образования исключительно за счет личных средств студентов или их родителей в перспективе может привести к ограничению доступности высшего образования для малообеспеченных слоев населения. К настоящему времени разработаны и внедрены следующие механизмы индивидуальной оплаты для студентов высших учебных заведений, позволяющие полностью или частично снизить финансовую нагрузку непосредственно на обучающихся.

Ваучеры

Ваучерная система финансирования образования отличается от централизованной способом распределения госбюджетных средств. Средства равномерно распределяются не на учебное заведение, а непосредственно ученикам (студентам) в виде ваучера. Основная идея ваучера заключается в том, что студенты, успешно прошедшие зачисление, получают ваучер на определенную сумму и сами размещают свой ваучер в выбранное учебное заведение. Учебное заведение формирует свой внутренний бюджет в зависимости от количества поступивших ваучеров.

Применение ваучеров создает больше возможностей у студентов для выбора и принятия решения. Такой способ финансирования образования создает определенную конкуренцию внутри системы образования. При этом отменяется жесткий территориальный способ набора контингента учащихся и основным оценщиком качества образования становится не вышестоящий орган управления образования, а сам потребитель образовательных услуг. Учебные заведения вынуждены повышать качество образования, проводить рекламную работу, чтобы привлечь больше учеников. Такие ваучеры сами по себе не создают дополнительных денег для образования и не являются дополнительным источником финансирования. При использовании ваучеров государственное финансирование распределяется не через образовательное учреждение, а через физических лиц (США, Дания).

Образовательные сбережения

Поскольку образование рассматривается как инвестирование в человеческий капитал, идея о специальных сберегательных программах для образовательных целей вполне естественна. Сейчас предполагается запустить такие же сберегательные программы для образовательных целей, таким образом направляя в образование больше частных денег. Такие сберегательные программы будут связаны с программами кредитования и с введением индивидуальных образовательных счетов, на которые будут переводиться сбережения, кредиты и возможные государственные бонусы, а также вклады третьих сторон. Образовательный счет может быть открыт при рождении физического лица.

Оплата ассоциациями (для одаренных студентов)

Учащиеся могут иметь финансовую помощь от многочисленных организаций, которые получают поддержку от различных государственных учреждений и общественных организаций. Эти фонды широко практикуют систему различных студенческих займов, как беспроцентных, так и кредитование с низким процентом.

Субсидии

С 1990 г. в Дании была введена "таксиметрическая система", которая включает государственное финансирование на основе поголовного финансирования студентов. Субсидии предоставляются на основе реального уровня успеваемости (деятельности, количества) студентов, который измеряется по полным семестрам или годам. Всем образовательным учреждениям присваивается категория, которая определяется политическими (образовательными) критериями и ежегодно публикуется правительством (в проекте бюджета, представляемом парламенту).

Введение такой системы требовало наличия значительных менеджерских навыков и знаний на уровне образовательных учреждений. Еще одним условием было желание и намерение педагогического персонала и администраторов принять на себя новые сложные задачи и ответственность. Правительство, со своей стороны, должно было быть готовым к тому, чтобы пожертвовать частью своей исполнительной власти и ограничить свою деятельностью мониторингом, информированием, наблюдением и поддержкой.

Образовательные кредиты

Налаженная и широко распространенная система кредитования образования имеет огромный потенциал и в масштабе всего государства. Применение механизмов образовательных кредитов в значительной степени снижает финансовую нагрузку на бюджеты различных уровней по финансированию высшего образования. Одновременно, повышая доступность образования, государство получает лучших специалистов, не только более талантливых, но и более мотивированных на достижение высоких результатов. Будущий доход выпускников является источником и базой этих кредитов, хотя поддержка и вклад государства имеют важное значение, в особенности если речь идет о ценных бумагах (государственных гарантиях), государственном продвижении, условиях амортизации и возможностях для выпускников с низким доходом, безработных или социально незащищенных.

Образовательный кредит - это кредитное решение, направленное на достижение целей молодого поколения в области образования. Условия образовательного кредита учитывают социально-экономические особенности молодежи. Некоторые банки специально специализируются на образовательных кредитах. Отличительная особенность льготного кредитования в том, что заемщиком по образовательному кредиту является сам абитуриент, который подписывает три договора: с вузом - на оплату обучения, с банком - об открытии кредитной линии, с определенной компанией - о предоставлении поручительства. Участие в договорных отношениях формирует в студентах-заемщиках по образовательному кредиту чувство ответственности, что уже является сильной мотивацией на достижение высоких результатов обучения и профессиональное развитие.

Кредиты на получение образования - неизбежный этап развития событий в современных условиях, когда количество бюджетных мест в вузах имеет постоянную тенденцию к сокращению с одновременным ростом платы за обучение. Видимо, только образовательный кредит может сделать качественное образование доступным любому человеку, вне зависимости от его материального положения и социального статуса. Взяв кредит, студенты показывают, что они, во-первых, верят в свои силы - в то, что они найдут хорошую работу и смогут вернуть деньги, во-вторых, понимают важность инвестиций в собственные знания и, в-третьих, не хотят перегружать родителей столь

большими расходами, поскольку кредит выдается самому студенту. Таким образом, решение о том, чтобы учиться в кредит, принимают люди целеустремленные, дальновидные и самостоятельные. Система образовательных кредитов выгодна и полезна не только студенту, но и вузу, в который он приносит деньги - вуз может быть уверен, что плата за обучение будет поступать регулярно и в полном объеме и что студент сделает все, чтобы вовремя сдать сессию.

В итоге следует отметить, что в условиях бюджетной экономии, свойственной сегодня большинству стран, в них продолжаются реформирование и модернизация систем финансирования образования, направленные на поиск наиболее эффективных моделей и механизмов осуществления этого процесса. В настоящее время, в целом преобладают различные типы и варианты децентрализованного финансирования образования. Однако считает, что главную роль в обеспечении публичного высшего образования играет государственный бюджет.

Литература

1. Вольфганг Ройтер «Финансирование образования: международные модели, пути, опыт и мышление» // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 4(15).

2. Белая книга российского образования. Москва: 2000, серия "Проект Тасис "Управление образованием"".

3. ФЗ № 125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изменениями и дополнениями в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10.07.2000 N 92-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 25.06.2002 № 71-ФЗ, от 24.12.2002 № 176-ФЗ, от 10.01.2003 № 11-ФЗ, от 05.04.2003 № 41-ФЗ, от 07.07.2003 № 119-ФЗ, от 23.12.2003 № 186-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-Ф3, от 21.04.2005 № 35-Ф3, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 06.07.2006 № 104-ФЗ, от 18.07.2006 № 113-Ф3, от 16.10.2006 № 161-ФЗ, от 03.11.2006 № 175-ФЗ, от

29.12.2006 № 258-ФЗ, от 06.01.2007 № 1-ФЗ, 09.02.2007 № 17-ФЗ, от 20.04.2007 № 56-ФЗ, от 13.07.2007 № 131-ФЗ, от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 24.10.2007 № 232-ФЗ, от

01.12.2007 № 307-ФЗ, от 01.12.2007 № 308-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 01.12.2007 № 313-ФЗ, от 28.02.2008 № 14-ФЗ, от 24.04.2008 № 50-ФЗ, от 15.07.2008 № 119-ФЗ, от

23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 25.12.2008 № 286-ФЗ, от 10.02.2009 № 18-ФЗ, от 13.02.2009 № 19-ФЗ, от 18.07.2009 № 184-ФЗ, от 02.08.2009 № 217-ФЗ).

4. Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки от 07 мая 2012 г.

В.В. Полякова

ФИНАНСОВЫЕ ИННОВАЦИИ КАК СТИМУЛ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РФ

FINANCIAL INNOVATIONS AS A STIMUL FOR THE DEVELOPMENT OF THE FINANCIAL MARKET

OF RUSSIA

Аннотация: сегодня одним из наиболее перспективных источников роста экономики может служить процесс модернизации. В развитых странах финансовые инновации являются одним из элементов развития организации, ведущим к положительному эффекту деятельности. Статья посвящена изложению основных

© В.В. Полякова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.