УДК 338.436.33:336.14 ББК 65.9(2)32-5 М-22
Мамиёк Людмила Алиевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «Майкопксий государственный технологический университет»; e-mail: fin_i_k@mail. ru;
Докумова Мулиэт Аслановна, старший преподаватель кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «Майкопксий государственный технологический университет», e-mail: fin_i_k@mail. ru.
ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ АПК РЕГИОНА
(рецензирована)
В данной статье рассматриваются проблемы финансирования АПК на региональном уровне; способы мобилизации дополнительных кредитно-финан-совыхресурсов, ориентированные на развитие производства в регионе, а также обеспечение непрерывности сельскохозяйственного производства посредством кредитования.
Ключевые слова: сельскохозяйственное производство, финансовые ресурсы, механизм субсидирования кредита, инвестиции, агропромышленная интеграция.
Mamiek Lyudmila Alievna, Candidate of Economics, assistant professor of the Department of Finance and Credit of FSBEIHPE “Maikop State Technological University”; e-mail: fm_i_k@mail.ru;
Dokumova Muliet Aslanovna, senior lecturer of the Department of Finance and Credit of FSBEI HPE “Maikop State Technological University”, e-mail: fin i k@mail.ru.
PROBLEMS OF FINANCING OF THE AIC OF THE REGION
(reviewed)
This article discusses the problems of financing agribusiness at the regional level, ways to mobilize additional credit - financial resources, focus on the development of production in the region, as well as ensuring the continuity of agricultural production through lending.
Keywords: agricultural production, financial resources, loan mechanism, investment, agroindustrial integration.
Основной целью современных экономических преобразований, проводимых в России, является создание такой системы производственных отношений, которая в наибольшей степени способна обеспечить максимально возможный уровень потребления жизненных благ членами общества. Среди тех областей деятельности, которые обеспечивают удовлетворение этих потребностей, находится агропромышленный комплекс и его основа - сельское хозяйство. При этом экономически оправданным направлением развития сельского хозяйства должно быть обеспечение потребности в натуральных продуктах питания в количестве, необходимом для активной жизнедеятельности различных слоев общества.
Одним из основных инструментов (факторов) для создания такой экономической модели является экономический механизм регулирования финансовых отношений в сельском хозяйстве.
Для решения проблемы финансирования развития сельскохозяйственного производства одним из важнейших элементов организационно-экономического механизма являются кредиты. В сельском хозяйстве, в силу ряда причин, вопрос о кредитах всегда стоял очень остро. В разные годы и в разных странах он решался по разному. Существует несколько подходов к решению этого вопроса. Основой финансового обеспечения сельхозпредприятий при рыночных отношениях становятся их собственные ресурсы. Однако хозяйства не могут осуществить финансирование производственно-хозяйственной деятельности по следующим причинам:
- многие сельхозпредприятия убыточны, следовательно, не имеют источников накопления;
- уставный и резервный капиталы не предназначены для текущего финансирования производственных операций;
- практически отсутствуют частные инвестиции в сельское хозяйство.
Немаловажное значение для развития сельскохозяйственного производства имеет другой источник финансового обеспечения отрасли - государственная бюджетная поддержка. Основная ее форма - дотирование, осуществляемое в настоящее время, как из федерального, так и местного бюджетов. Этот вид поддержки особенно важен для аграрного сектора, имеющего сезонный характер производства и получения дохода [1].
Механизм субсидирования кредита из средств спецфонда приводит к тому, что кредитные ресурсы нередко по льготной ставке попадают не в сельское хозяйство, а в другие отрасли, искажаются конкурентные условия на финансовом рынке услуг, поскольку число банков, работающих с сельским хозяйством, часто ограничиваются лишь теми, которые имеют доступ к бюджет- ным ресурсам, возрастают затраты на контроль за целевым использованием кредитов и др.
В то же время очень остро стоит проблема возврата выданных кредитных ресурсов, поскольку фонд формируется в основном за счет возвратных средств.
Учитывая, что сельское хозяйство в условиях свободной конкуренции не в состоянии достичь рентабельности, сравнимой с вложениями в сферы торговли, финансов, услуг, промышленности, нельзя рассчитывать на интенсивные инвестиции в данную отрасль. К тому же и оборачиваемость средств в сельскохозяйственном производстве очень медленная.
Достаточно серьезным фактором, так же ограничивающим кредитование сельского хозяйства, являются специфические риски, с которыми банки сталкиваются при кредитовании данной отрасли.
Понятие кредитного риска напрямую связано с оценкой кредитоспособности заемщика. Сейчас сложилась ситуация, при которой практически все сельскохозяйственные предприятия являются неблагонадежными заемщиками. Это привело к тому, что оборотные средства пополняются, прежде всего, за счет собственных средств предприятий и краткосрочных (до года) банковских кредитов, выдаваемых в большей части из фонда льготного кредитования АПК. При этом доля банковских кредитов постоянно снижается, да и количество банков, участвующих в кредитовании сельского хозяйства, тоже сокращается [2].
Еще один способ мобилизации дополнительных кредитно-финансовых ресурсов заключается в создании специализированных сельскохозяйственных институтов. Все эти кредитные учреждения ориентированы на развитие производства в регионе.
Государство в лице региональных органов власти выступает гарантом их операций и через организационно-экономический механизм влияет на развитие производства в регионе, в том числе и сельскохозяйственного.
В различных областях, начиная с 1997 года, были созданы Территориальные фонды финансовой поддержки АПК. Которые позволили в основном решить проблему стабилизации сельскохозяйственного производства, не допустить его обвала.
Другой метод решения проблемы - создание агрофирмы. Основной задачей агрофирмы является контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов своих участников, а главы администрации РА - поддержка внешних отношений, прежде всего с финансовыми структурами и поставщиками материально-технических ресурсов.
Одной из самых сложных форм агропромышленной интеграции является финансовоагропромышленная группа (ФАПГ). Финансово-агропромышленная группа - это объединение сельскохозяйственных, перерабатывающих, промышленных предприятий, финансово-банковских и научных институтов для скоординированной деятельности, направленной на продовольственное обеспечения населения, повышение эффективности производства, науки и капитала, решение социальных проблем. Она создается на основе объединения капитала, взаимное переплетение
капитала участников не допускается. Ее отличает доминирующая роль банковского капитала [3].
В настоящее время учеными обоснована и всеми признана роль регионов и местных органов власти в экономическом развитии. Теоретически и методологически развиваются отдельные элементы экономического механизма государственного регулирования территориального развития, внедряемые в практику.
Рыночные реформы не улучшили положение дел в сельском хозяйстве Республики Адыгея.
Уникальные природно-климатические условия республики позволяют осуществлять структурную перестройку сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в относительно короткие сроки, направленные на повышение эффективности АПК РА.
В последние годы в Республике Адыгея собственные и привлеченные средства коммерческих банков практически не используются для кредитования сельскохозяйственных предприятий, за исключением случаев предоставления Адыгейским банком Сберегательного банка России вексельного кредита для проведения комплекса весенне-полевых работ под встречные поставки продовольственной пшеницы в региональный фонд зерна.
Определенную роль в обеспечении непрерывности сельскохозяйствен- ного нужно отметить, что распределение централизованных кредитных ресурсов, как и в условиях плановой системы хозяйствования, которое осуществляется органами государственного управления, неадекватно рыночным отношениям, так как сковывает инициативу сельхозпредприятий в маневрировании заемны- ми оборотными средствами для их эффективного использования; происходит предоставление централизованных кредитов не непосредственно сельхозтоваропроизводителям, а через переработчиков сельскохозяйственной продукции, что нередко имеет место, которое тоже приводит к трансформации денежной формы кредита в товарную, часто на невыгодных для сельхозпредприятий условиях. производства, как мы не раз подчёркивали, играет кредит. Вместе с тем резкое снижение в последние годы на сельхозпредприятиях доли кредита в источниках формирования оборотных средств и преобладание в них кредиторской задолженности, в том числе просроченной, свидетельствует о нерациональности структуры формирования оборотных средств этих предприятий, что не способствует росту эффективности производства в аграрном секторе экономики. В связи с этим роль кредита в источниках формирования оборотного капитала сельскохозяйственных предприятий в современных условиях является недостаточной и не соответствует требованиям рынка [4].
Усиление роли кредита в формировании оборотных средств сельхозпредприятий не может быть осуществлено без создания условий для восстановления, утраченного этими предприятиями собственного оборотного капитала, а также без снижения платы за сельскохозяйственный кредит до уровня 7-8 % годовых, как это вытекает из условий предоставления кредитов из средств фондов поддержки кредитования организаций АПК на льготных условиях.
В условиях, когда сельскохозяйственные предприятия ввиду сложившегося не в их пользу диспаритета цен, объективно не могут возмещать производственные затраты поступающими доходами, представляется целесообразным сохранение и увеличение размера специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях, а также сохранение других льгот, предусмотренных федеральным законом «О государственном регулировании агропромышленного производства».
В Республике Адыгея, кроме того, следует сохранить и усилить государственную поддержку сельскохозяйственным предприятиям, предусмотренную республиканским законом «О государственном регулировании агропромышленного производства Республики Адыгея».
Важным аспектом оздоровления ситуации в агропромышленном комплексе республики остается реализация национального проекта «Развитие АПК».
За 9 месяцев текущего года в рамках Государственной программы из федерального бюджета выделено 92,2 млн. рублей, из которых освоено 88,2 млн. рублей. Из республиканского бюджета предоставлено 47,3 млн. рублей.
В рамках оказания поддержки малым формам хозяйствования на селе 2012 году кредитными организациями выделены кредиты на сумму 426,3 млн. рублей. Из них 179,1 млн. рублей предоставлено гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, 208,3 млн. рублей - крестьянским (фермерским) хозяйствам и 38,9 млн. рублей - кредитным кооперативам [5].
Необходимо отметить, что в Республике Адыгея действует Агентство по содействию развития малого предпринимательства.
Автономное учреждение Республики Адыгея «Агентство развития малого предпринимательства» (АУ РА «АРМП») является некоммерческой организацией, созданной в 2007 году Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея.
Основной целью деятельности АУ РА «АРМП» является содействие занятости населения путем создания условий для развития малого предпринимательства в Республике Адыгея.
В рамках Агентства действует гарантийный фонд, предоставляющий поручительства предпринимателям, реализующим перспективные проекты на территории Республики. С агентством тесно сотрудничает Российский Банк Развития Лизинг (РосБР Лизинг).
РосБР Лизинг является оператором государственной программы финансирования предприятий малого и среднего бизнеса на всей территории страны.
Финансирование покупки легкового и грузового автотранспорта, спецтехники, производственного и технологического оборудования осуществляется лизинговой компанией на срок до 7 лет, при авансе лизингополучателя - от 15% и ставке лизинга, которая в среднем эквивалента кредиту под 8,1% годовых в рублях.
Экономическая потребность в лизинге вызвана необходимостью замены средств производства на более современное оборудование, внедрения инновационных технологий.
Несмотря на очевидные экономические преимущества лизинга, этот перспективный способ инвестирования, позволяющий обеспечить производителя средствами производства в условиях дефицита бюджетных средств, до сих пор не получил достаточно широкого распространения в нашей республике. Вместе с тем от этого зависит и инновационное развитие экономики РА и в целом страны.
Перечисленные проблемы свидетельствуют о том, что совершенствование лизинговой деятельности, способствующей инновационному развитию экономики в Республике Адыгея, приобретает особую актуальность.
Лизинг как альтернативная форма кредитования способствует усилению конкуренции между банками и лизинговыми компаниями, оказывает понижающее влияние на кредитный процент. Все это стимулирует приток капиталов в сферу производства, что, в свою очередь, дает возможность использовать гибкие формы финансирования. Не каждый банк может позволить себе долгосрочное кредитование. Лизинговые компании вынуждены искать кредит не менее чем на три года, т.к. закупаемое ими лизинговое оборудование обычно стоит довольно дорого. Коммерческие же банки предпочтение отдают не средне- и долгосрочным, а краткосрочным кредитам.
Таким образом, попытки выхода из кризиса, опираясь преимущественно на товарные, льготные кредиты или иную материально-финансовую поддержку предприятий АПК, как показал опыт, малоэффективны. Необходимо создавать новые формы финансирования сельхозпредприятий, учитывающие особенности отдельно взятого региона. Выбор той или иной формы зависит от хозяйственно-экономического положения в регионе, форм объединения капитала и его участия в управлении, а главное, от позиции административных органов.
Литература:
1. Добрынин А. Проблемы выхода АПК из кризиса//Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. - 2012, №5.
2. Мухина Е. Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного производства / Экономист, 2010, №4.
3. Лысенко Е. Совершенствование форм хозяйствования в аграрном секторе / Экономист, 2009, №10.
4. Солодкина, Л.А. Анализ системы долгосрочного кредитования агропредприятий / Л.А. Солодкина // Вестн. ЧГАУ. 2008, №39. - С. 136-139.
5. Емельянов А. Финансово-экономическое положение сельского хозяйства: пути
оздоровления. /Экономист. 2011, №8.
6.Конституция Российской Федерации. - М.: "Юр. литература", 1993.
7. Лексин В. Программные методы регулирования территориального развития.//Российский экономический журнал. - 2009, №2. - С. 62.
8.Беспахотный Г., Барышников Н. Возможности финансирования сельского хозяйства / Экономист, 2010, №10.
9. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.
10. Беспахотный Г., Барышников Н. Возможности финансирования сельского хозяйства / Экономист, 2010, №10.
References:
1. Dobrynin A. Problems of withdrawal of the AICfrom the crisis // Economy of agriculture and processing industry. 2012. № 5.
2. Mukhina E. Evaluation of the effectiveness of state support of agricultural production / Economist, 2010. № 4.
3. Lysenko E. Improving the industrial forms in the agricultural sector / The Economist, 2009. №
10.
4. Solodkina L.A. Analysis of the system of long-term lending to agribusiness // Bulletin of ChSAU. 2008. № 39. P. 136-139.
5. Emelyanov A. Financial and economic situation in agriculture: ways of improvement / The Economist. 2011. № 8.
6. The Constitution of the Russian Federation. M. : Jur. literature, 1993.
7. Lexin B. Programme methods of territorial development management // Russian Economic magazine. 2009. № 2. P. 62.
8. Bespakhotny G., Baryshnikov N. Opportunities of agriculture funding / The Economist. 2010.
№ 10.
9. Concepts of a long-term socio -economic development of the Russian Federation for the period till 2020, approved by the Federal Government on November 17, 2008 № 1662-r, sectoral and regional development strategies and concepts.
10. Bespakhotny G., Baryshnikov N. Opportunities of agriculture funding / The Economist. 2010.