Научная статья на тему 'Проблемы этнотолерантности в общеобразовательных школах'

Проблемы этнотолерантности в общеобразовательных школах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / НАЦИОНАЛИЗМ / КУЛЬТУРА / ЯКУТИЯ / ШКОЛА / TOLERANCE / SOCIETY / NATIONALISM / CULTURE / YAKUTIA / SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухоплева Т. М.

В статье ставится проблема этнотолерантности, противоречие между ростом национального самосознания, вытекающее в попытку возрождения национальных культур, и фактической неготовностью общества к позитивному восприятию всего национального многообразия нашего обществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETNOTOLERANTNOSTI PROBLEMS IN SECONDARY SCHOOLS

The article raises the issue etnotolerantnosti, the contradiction between the growth of national consciousness, resulting in an attempt to revival of national cultures, and the actual unwillingness of society to a positive perception of ethnic diversity of our societies.

Текст научной работы на тему «Проблемы этнотолерантности в общеобразовательных школах»

Мухоплева Т.М.

«Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова» педагогический институт г. Якутск ПРОБЛЕМЫ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Аннотация

В статье ставится проблема этнотолерантности, противоречие между ростом национального самосознания, вытекающее в попытку возрождения национальных культур, и фактической неготовностью общества к позитивному восприятию всего национального многообразия нашего обществ.

Ключевые слова: толерантность, общество, национализм, культура, Якутия, школа.

Muhopleva T. M.

"North-Eastern Federal University "Pedagogical Institute, Yakutsk ETNOTOLERANTNOSTI PROBLEMS IN SECONDARY SCHOOLS

The article raises the issue etnotolerantnosti, the contradiction between the growth of national consciousness, resulting in an attempt to revival of national cultures, and the actual unwillingness of society to a positive perception of ethnic diversity of our societies.

Keywords: tolerance, society, nationalism, culture, Yakutia, school.

Республика Саха (Якутия) - многонациональная и интернациональная республика. Внешняя экономическая благополучность, наличие богатых ископаемых, некоторая финансовая и сложившаяся этническая стабильность делает республику привлекательным не только для российских и международных инвестиций, но и привлекательным для мигрантов. В своей работе «Этнокультурная ситуация в Якутске», В.Б. Игнатьева подчеркивает, что в структуре миграционного обмена, как и прежде, численно преобладают регионы Российской Федерации, в основном из сопредельных с Республикой Саха территорий Восточной Сибири, Дальнего Востока, а также Западной Сибири и Урала. Кроме российских регионов, традиционными миграционными партнерами Якутии остаются бывшие республики СССР - Украина, Белоруссия, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Армения, Азербайджан и др. Другой особенностью миграционного движения является рост миграции народов зарубежных стран, прежде всего, китайцев, корейцев и монголов.

Острота этой проблемы обусловлена теми процессами, которые тревожат не только нашу республику, но и мировую общественность: рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Установка общества и государства на расширение и углубление деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по воспитанию веротерпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобрела в Якутию особую важность и смысл.

Термин "толерантность" определяется от латинского tolerantia - терпение (снисходительность к чему-либо). В психологии под толерантностью принимают отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его бездействию, повышение порога национального реагирования на угрожающую ситуацию. [2,с143].

С точки зрения философии толерантность - это мировоззренческая жизненная позиция "за" или "против" принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этического, духовного опыта личности.

В этике понятие "толерантность" отождествляют с понятием "терпимость" - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается как стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признание за ним права на собственные убеждения, на то , чтобы быть иным чем я. [1,с197].

При встрече с представителем другой культуры у человека появляется, как правило, несколько типов реакций: неприятие; защита идеи собственного культурного превосходства; признание инокультурных ценностей, норм и форм поведения; наконец, адаптация к новой культуре. Первая реакция сугубо негативная, но возможна интеграция человека в иную культуру. Отсюда задача - помочь принять непривычное, снять возможные отрицательные эмоции, смягчить процесс адаптации к новым ценностям. Лишь в этом случае незнакомая культура будет принята и усвоена. Такое усвоение может происходить через личностный опыт, приобщение к нравственным ценностям, особенностям этнического мировоззрения, мировому искусству и литературе.

При рассмотрении вопроса этнической толерантности заслуживают внимания выделяемые отечественными исследователями признаки, свидетельствующие о сформированности данного качества личности, а также основные этапы его формирования. Итак, этнотолерантность характеризуется: 1) уважительным отношением к языкам взаимодействующих; отсутствием обидных замечаний при допущении ошибок в речи; попытками выучить некоторые слова из другого языка; 2) четким представлением и умением объяснить то, что не существует плохих народов, могут встречаться только плохие люди; 3) деликатным отношением взаимодействующих друг к другу, при котором каждый прислушивается к желаниям другого, может высказать свое мнение; отсутствием «изгоев»; 4) стремлением и четкой мотивацией в изучении своей и других национальных культур; использованием в обыденной жизни элементов своей и чужой культуры; желанием участвовать в праздниках различных национальностей; 5) отсутствием любого вида подавления (насилия); предоставлением возможности (при наличии желания) объяснять свои обычаи и веру, без насаждения с любой стороны; 6) отношение между меньшинством и большинством характеризуется участием всех взаимодействующих во всех делах [3,с214-215].

Процесс формирования этнотолерантности включает три этапа. На первом - мотивационном - этапе основной целью служит создание положительного эмоционального настроя на общечеловеческие ценности (терпимость, обычаи, традиции различных народов, вероисповедание, атеизм, права человека и т.д.). На втором - познавательном - этапе педагогу и учащимся предстоит решение следующих задач:1) знакомство школьников с общечеловеческими ценностями; 2) совместный критический анализ материалов из средств массовой информации, демонстрирующий реальные этнические проблемы в обществе и поиск возможных путей решения этих проблем с точки зрения общечеловеческих ценностей; 3) развитие способности ценить исторический опыт, экономические, культурные, социальные и другие достижения народов, населяющих страну; 4) направить учащихся на выработку у себя качеств, необходимых для положительного взаимодействия с лицами различных национальностей. В итоге педагог должен получить от учащихся осознанное отношение к данной проблеме, уважительное отношение к различным этносам и религиям, умение общаться с людьми различных национальностей и вероисповеданий. [3,с220].

Формирование этнотолерантности следует начинать с раскрытия понятия "быть отличным от:". Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Очень удобно, эффективно показывать это с помощью этнопедагогических средств через природу, игру, традиции, быт, искусство, фольклор.

Эффективным этнопедагогическим средством являются сказки. Небольшие постановки сказок разных народов знакомят детей не только с фольклором, но и дают представление о добре и зле, в какой-то степени, соотносимые с мировоззрением этносов. [4,с78].

Какой же вывод должны сделать дети, прослушав сказки, пословицы, вместе посмеявшись над чем-то, чему-то удивившись. А вывод очень простой. В детстве интерес к природе. Так и мудрые сказки, которые у разных народов мира разные, но по смыслу

27

они очень похожи. Поучительные и познавательные пословицы, загадки заставляют думать и развивать мышление, смекалку, образное восприятие. И все это есть у каждой национальности.

Организованный процесс воспитания культуры межнационального общения требует соблюдения основного правила -толерантности по отношению к людям различных вероисповеданий и этнической принадлежности. В наше конфликтное время воспитание толерантного отношения к другим народам и культурам - одна из важнейших социальных задач школы. Решить ее -значит во многом решить проблему межнационального согласия.

Литература

1. Гусейнов А.А., Кон И.С. Словарь по этике.

2. Политова Ю.М. Этническая толерантность как мировоззренческий нравственный принцип. //Реальность этноса. СПб.,

2002

3. Борисов Е.А.. К проблеме этнотолерантности [Текст] / Е. А. Борисов/ZOpen. —2013. — № 11. — С. 16-17

Панова Н.В.,

Доцент, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования ЛИЧНОСТНО- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ СЕТЕВЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Аннотация

В статье изложены вопросы личностно-профессионального развития педагога средствами сетевого взаимодействия как фактора непрерывного образования. Готовность к личностному образованию развития индивидуальных возможностей педагога становится в условиях модернизации образования.

Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие педагога.

Panova N.V.

Associate Professor, St-Petersburg Academy of a postdegree pedagogical education PERSONALITY - YOUR PROFESSIONAL DEVELOPMENT BY MEANS OF NETWORK FORMS OF ORGANIZATION

OF METHODICAL WORK

Abstract

The article considers the issues of personal and professional development of a teacher with network interaction as a factor of continuous education. A commitment to personal development of individual education opportunities teacher becomes in the conditions of modernization of education.

Keywords: personality-your professional development.

Личностный подход в психологии человека рассматривается наукой как методологический принцип, без реализации которого невозможно представить личностно-профессиональное развитие педагога, которое включает содержательные: социально-психологическое, педагогическое, дидактическое направление развития.

Социально-психологическая система профессионального развития предусматривает достигнутый и проектируемый уровень межличностного общения, которая анализирует включенность механизмов профессионального развития в систему готовности педагога к изменениям и профессиональному росту. М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович трактуют феномен готовности личностно-профессионального развития через:

• положительное отношение к деятельности;

• необходимые знания, компетенции и компетентности;

• устойчивые особенности восприятия, внимания, мышления.

Возникновение подобной готовности определяет продуктивность в конкретных обстоятельствах [1].

Г отовность к личностному развитию играет важную роль в непрерывном образовании, когда изменяется позиция педагога с позиции «потребителя» на позицию активного творческого участника педагогического процесса. Совершенствование социально- психологической системы развития педагога становится эффективным в настоящем через реализацию сетевого взаимодействия. Роль профессионального сетевого сообщества становится мощным стимулом в развитии коммуникатиной компетенции педагога, благодаря гибкой, подвижной формы ее функционирования. Она предполагает обмен значимой, востребованной информацией, когда возникает создание профессионально востребованного, значимого продукта. Профессиональное сетевое сообщество воздействием информационных технологий становится мощным стимулом личностнопрофессионального развития через социальную организацию за счет использования новых средств коммуникации, характеризующихся преобладанием неиерархических «горизонтальных» коммуникаций, возможностью общения «всех со всеми»

[5].

Первый вектор - реализация развития индивидуальных возможностей педагога, который можно интерпретировать как увеличение человеческого капитала, когда возникает переход к новому качеству образования.

Второй вектор - реализация организационно-педагогических условий практико-ориентированной деятельности. Организация сетевого взаимодействия решает ряд задач:

• расширение диапазона форм сетевого участия в образовательном процессе;

• объединение творческих сил учителей, учащихся и родителей для решения актуальных проблем формирования активной

жизненной позиции [2].

Для личности в системе сетевой организации образования преимущество остается за формированием навыков обеспечения «качества жизни» как комплексной характеристики, готовность обеспечить высокое качество образования, сохранения своего «Я» [3].

Таким образом, готовность к управлению развитием личности протекает на основе процессов социализации, в первую очередь в рамках управлением качеством среды жизни.

Профессиональное развитие формируется в пространстве субъективной активности педагога и предусматривает движение от целостности профессиональной идентичности с одной стороны, когда в ходе развития происходит углубление самопознания, расширение профессиональной Я-концепции, с другой стороны - развития профессиональной самореализации, самоактуализации.

Выдвигая требования повышения качества образования, ученые указывают на возможности использования инновационных подходов в собственной профессиональной деятельности педагогов, развитии творческого потенциала, готовности к непрерывному личностно-профессиональному развитию (Концепция модернизации образования, 2002; Петренко А.А., 2007; Бахтиярова В.Ф., 2009; Лызь Н.А.,2009; Ильясова О.А., 2010 и др.). Рядом ученых, развитие организационной культуры становится условием для развития личностных и профессиональных качеств, обеспечивающих успех деятельности учреждения в сетевом взаимодействии. Мотивационная направленность при этом формирует ценностные ориентации педагогов, создает условия формирования коммуникативности и др. Именно различные виды совместной деятельности в сетевом взаимодействии создают профессиональное сообщество, способное к педагогической рефлексии, совместному творчеству, новым образцам

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.