Научная статья на тему 'Проблемы экстремизма в молодежной среде'

Проблемы экстремизма в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5790
435
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ТЕРРОРИСТА / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / EXTREMISM / TERRORISM / TERRORIST'S PSYCHOLOGICAL PORTRAIT / PREVENTION OF EXTREMISM IN THE YOUTH ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / EXTREMISM CONFRONTING / CITIZENSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Третьякова Н.Н., Божина М.М.

Противодействие экстремизму и терроризму не может быть эффективным без взаимодействия между социальными структурами и властью во всех государствах. Только партнерские отношения могут противостоять угрозе, нависшей над миром. Особая роль отводится семье, всем учебным заведениям, СМИ, традиционным религиозным организациям, деятелям культуры, науки и т.д. Необходимо создать единое образовательное пространство, приоритетом которого станет информационное противодействие экстремизму и терроризму в процессе воспитания молодежи. Существующие методы работы с молодежью, направленные на профилактику экстремизма и терроризма недостаточно эффективны. Необходимы новые психолого-педагогические технологии выявления экстремистских наклонностей личности. Проведенный анализ результатов опроса показал, что потенциальными террористами могут оказаться выходцы из всех слоев общества. Наиболее опасными оказываются люди умные, образованные, склонные к идеализации действительности, как следствие, принимающие на себя миссию спасения общества, а может быть, и всего человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTREMISM IN THE YOUTH ENVIRONMENT

Counteracting extremism and terrorism cannot be effective without interaction between social structures and power in all countries. Only this partnership can confront the menace hanging over the world. A special role is given to the family, all educational institutions, the media, traditional religious organizations, artists, scientists, etc. It is necessary to create a unified educational space in which information countermeasures against extremism and terrorism would be the priority in the process of education of young people. Existing methods of working with young people, aimed at the prevention of extremism and terrorism, are not sufficiently effective. There is a demand for new psychological and pedagogical technologies to identify extremist tendencies of the individual. The analysis of the survey results showed that potential terrorists can be representatives of any walks of life. The most dangerous people turn out to be smart, educated, and prone to idealize reality. As a result they accept the mission of saving society and perhaps the whole humanity.

Текст научной работы на тему «Проблемы экстремизма в молодежной среде»

УДК 316.624-053.81

Н.Н. Третьякова, М.М. Божина ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Противодействие экстремизму и терроризму не может быть эффективным без взаимодействия между социальными структурами и властью во всех государствах. Только партнерские отношения могут противостоять угрозе, нависшей над миром. Особая роль отводится семье, всем учебным заведениям, СМИ, традиционным религиозным организациям, деятелям культуры, науки и т.д. Необходимо создать единое образовательное пространство, приоритетом которого станет информационное противодействие экстремизму и терроризму в процессе воспитания молодежи. Существующие методы работы с молодежью, направленные на профилактику экстремизма и терроризма недостаточно эффективны. Необходимы новые психолого-педагогические технологии выявления экстремистских наклонностей личности. Проведенный анализ результатов опроса показал, что потенциальными террористами могут оказаться выходцы из всех слоев общества. Наиболее опасными оказываются люди умные, образованные, склонные к идеализации действительности, как следствие, принимающие на себя миссию спасения общества, а может быть, и всего человечества.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, психологический портрет террориста, профилактика экстремизма в молодежной среде, психолого-педагогические технологии, противостояние экстремизму, гражданственность.

Человечество вступает в очередную фазу своего развития, которая характеризуется обострением большого количества противоречий, оставшихся от предыдущей эпохи. В предыдущие столетия мир был европоцентричен. В настоящее время появились новые центры цивилизации. Это тихоокеанская цивилизация и ближневосточная. Происходит перераспределение влияния на процессы, происходящие в мире. Это перераспределение влияния не может осуществляться без международной борьбы. Одной из наихудших форм этой борьбы является терроризм [1]. Однако терроризм не может восприниматься как позитивное общественное явление. Он представляет социальную угрозу для всего человечества, поскольку подрывает основы и общественных отношений, и института государственности. От проявлений терроризма страдают как страны, против которых он направлен, так и страны, которые якобы защищают террористы. Поэтому в настоящее время терроризм стал глобальной проблемой человечества. Борьба с экстремизмом и его крайним проявлением - терроризмом должна стать приоритетной задачей всех государств. Терроризм является врагом государственности, поэтому почти все страны мира объявили ему войну.

© Третьякова Н.Н., Божина М.М., 2016

Третьякова Наталья Николаевна - канд. пед. наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, замдиректора по учебной работе ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (Лысьвенский филиал), e-mail: Lysvnatasha@yandex.ru.

Божина Марина Михайловна - студентка группы ЗГМУ-11.1.1 ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (Лысьвенский филиал), e-mail: bozhina-marina@yandex.ru.

Тема противостояния терроризму и экстремизму в наши дни является одной из самых актуальных в мире и России в частности. Активизация радикального сепаратизма, обострение межнациональных и межконфессиональных противоречий оказывает серьезное влияние на общественные процессы, протекающие во многих государствах.

Терроризм становится привычной составляющей общественной жизни, и мы можем наблюдать, как он принимает форму антигосударственного образования в международном масштабе. Деяния террористов демонстрируют противостояние политическому строю государств, их агрессивные методы вызывают не только ужас и страх в обществе, но и имеют более широкие последствия. Террор - это индикатор нарастающих проблем в обществе, а также инструмент давления на геополитических конкурентов.

Для борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма необходимо разработать комплекс мероприятий, включающий в себя организацию и проведение социальных исследований, проведение мониторинга сложившейся ситуации, анализ полученных результатов по состоянию проблем, прогнозирование и моделирование программ и мероприятий по нивелированию существующих рисков.

Прежде чем принимать меры, направленные на противодействие экстремизму и терроризму, необходимо дать определение понятию «терроризм».

Ученый Н.В. Жданов определяет экстремизм как «приверженность отдельных физических лиц, больших и малых социальных групп, общественно-политических организаций, движений и т.п. к радикальным политическим, национальным, религиозным и другим взглядам, позицию и поведению, нелегитимно реализуемым в практике социальной, общечеловеческой деятельности и общении, в целях реформирования, изменения или устранения существующего конституционного строя, устоявшихся общественных отношений (межнациональных, межрелигиозных, религиозных и иных)» [2].

По данным, опубликованным на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации (рис. 1), мы видим четко отрицательную динамику в виде возрастания количества правонарушений экстремистского характера. Так, в 2010 году по всей РФ было совершено 118 правонарушений, связанных с проявлениями экстремизма; в 2011 году - 122; в 2012 году - 230; в 2013 году -869 преступлений с проявлениями экстремизма, а в 2014 году (за 8 месяцев) -1135. Направлено в суд 485 дел, обвиняемыми по которым проходили 594 человека. Больше всего уголовных дел по таким категориям было в Свердловской области (38 уголовных дел) и в Татарстане (33 уголовных дела). Самым распространенным преступлением является «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (ст. 282 УК РФ) [3].

Полагаем, что возрастающие цифры отчетности по преступлениям экстремистской направленности зависят в первую очередь от того, что правоох-

ранительные органы значительно эффективней занимаются мониторингом социальных сетей на предмет наличия в них статей, картинок, высказываний, видеороликов, запрещенных российским законодательством. Данные правонарушения, совершаемые в социальных сетях, выявляются достаточно быстро за счет того, что при входе на какой-либо сайт необходима регистрация, где пользователи указывают личные данные. Также существуют 1Р-адреса и система доменных имен, с помощью которых есть возможность в кратчайшие сроки обнаружить местонахождение правонарушителя.

Рис. 1. Количество зарегистрированных преступлений экстремистского характера в РФ

Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении в Совете безопасности РФ 20 ноября 2014 года заявил: «Экстремизм несет угрозу национальной безопасности, способен кардинально разбалансировать политическую, экономическую и социальную системы. Наиболее опасен для общества и государства такой вид экстремизма, как национализм, религиозная нетерпимость, политический экстремизм» (http://www.putin-today.ru/archives/7016). Президент отметил, что во Всемирной паутине активно развивается молодежный экстремизм, и подчеркнул, что работа с молодежью является одним из главных приоритетов государственной политики, поэтому необходимо обратить серьезное внимание на профилактику экстремизма [5]. Одним из основных нормативных актов, регулирующих борьбу с экстремизмом, явилась «Стратегия противодействия экстремизму до 2025 года», утвержденная Президентом РФ 28.11.2014 г., она содержит целый комплекс задач, направленных на организацию досуга молодежи, воспитание чувств патриотизма, умение противостоять социально опасному поведению.

Как говорилось выше, основным методом распространения экстремистских идей является Интернет, в частности социальные сети.

Для определения степени информированности населения по проблеме распространения экстремизма в Пермском крае авторами было проведено социологическое исследование в социальной сети ВКонтакте. В период с 6 по 26 октября 2015 года было опрошено 100 респондентов.

02230201020102010102010201000002

Как распределились ответы респондентов на вопрос «Насколько остро стоит проблема экстремизма в Пермском крае и в целом по стране?», показано на рис. 2.

Вариант «остро по стране» выбрали 33 % респондентов, что свидетельствует о высокой степени информированности и обеспокоенности данной проблемой. Вариант «остро по Пермскому краю» выбрали 6 % из общего числа опрошенных. Можно сделать вывод, что ситуация, связанная с проблемой экстремизма, остро не выражена. Но можно предположить, что данные респонденты сталкивались с проявлениями экстремизма лично, либо были свидетелями данных правонарушений.

Вариант «ситуация находится под контролем» выбрали 31 %. Данная часть опрошенных уверена в стабильности ситуации, меры профилактики проявлений экстремизма, предпринятые властью, считает эффективными. Надо указать, что Пермский край исторически не является территорией процветания экстремизма различного рода, поэтому население имеет опыт мирного сосуществования с различными национальностями.

Выбравшие вариант «затрудняюсь ответить» (30 % респондентов) имеют возраст от 17 до 25 лет. В молодом возрасте человеческий мозг сильно подвержен различным влияниям и внушениям. Полученный результат говорит о слабой информированности молодежного населения о проблеме терроризма, следовательно, есть риск вовлечения данной категории граждан в экстремистские организации.

Распределение ответов на вопрос «Сталкивались ли Вы с проявлениями экстремизма?» отражено на рис. 3.

Проведенное исследование показало, что 31 % респондентов выбрали вариант «сталкивался, но не часто, в частности, по национальному и религиозному признаку». Этот результат говорит о том, что проявления экстремизма в Пермском крае имеют место, именно по национальному и религиозному признаку. Не сталкивались с проявлениями экстремизма 28 % из числа опрошенных респондентов, 41 % опрошенных затруднились ответить. Проведенное исследование показывает, что проблема терроризма все же является акту-

■ остро по стране

■ остро по Пермскому краю

ситуация находится под контролем

■ затруднились ответить

Рис. 2. Распределение ответов о ситуации, связанной с проявлениями экстремизма в РФ и Пермском крае

альной в нашей стране и регионе. Поэтому существует необходимость борьбы с данным явлением. Одним из главных методов борьбы с экстремизмом является профилактика террористических проявлений. Нас интересовало мнение населения по качеству профилактических мероприятий, направленных на борьбу с экстремизмом (рис. 4).

■ сталкивался не часто, в частности по национальному и религиозному признаку

■ не сталкивался затруднились ответить

Рис. 3. Распределение респондентов, сталкивавшихся с проявлениями экстремизма

■ эффективно

■ недостаточно эффективно затруднились ответить

Рис. 4. Распределение опрошенных по вопросу качества профилактических мероприятий, направленных на борьбу с экстремизмом

На вопрос «Насколько эффективно проводится профилактика экстремизма в РФ?» большинство респондентов (46 %) ответили, что профилактические мероприятия осуществляются недостаточно эффективно. Следовательно, существует угроза роста количества экстремистских организаций и их последователей, что крайне негативно может отразиться на стабильности общественной ситуации в государстве.

Проведенное исследование позволило нам выявить ряд проблем.

Во-первых, население, особенно молодое поколение до 25 лет, мало информировано об опасности такого явления, как экстремизм, что влечет за собой отрицательные социальные последствия.

Во-вторых, определилась проблема нетерпимости к различным национальностям и религиозным конфессиям. В нашей многонациональной стране экстремизм явление крайне опасное, поэтому ни в коем случае нельзя допустить разжигание вражды между народами, которая может угрожать территориальной целостности государства.

Третья проблема - недостаточно эффективная профилактика проявлений экстремизма.

Анализ этих проблем позволил определить слабые места в общественном сознании. Одним из проявлений неблагополучия в обществе предстает наблюдаемая тенденция потери в молодежной среде основ патриотизма и гражданственности. Это является следствием недостаточной пропаганды идеалов гуманизма, несовершенства системы духовно-нравственного воспитания молодежи. Под влиянием западных фильмов, где «супермен» спасает мир без помощи посторонних лиц, молодому поколению нашей страны прививается осознание правдоподобности такой ситуации. Представление о том, что «герой-одиночка» способен самостоятельно решить судьбу государства, дает право судить ему «всех и вся». Под воздействием навязанных взглядов на почве юношеского максимализма формируется мнение о себе самом как о весьма значимой личности. Об этом в свое время писал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» («тварь я дрожащая или право имею?»). Людей с подобным гипертрофированным сознанием сравнительно просто можно завлечь в террористическую организацию.

Молодой человек в возрасте от 17 до 25 лет наиболее подвержен внушению и внешнему влиянию, чем пользуются вербовщики в различные экстремистские и террористические организации. Первоначально общение сводится к обсуждению вроде бы безобидных вопросов, связанных с исламом. Практически всем интересно познакомиться с новыми обычаями, окунуться в непривычную среду. Но при правильной психологической обработке человек все больше и больше подпадает под влияние новых друзей и незаметно для самого себя втягивается в террористическую группу.

В настоящее время в России отмечаются случаи создания центров вербовки и «зомбирования» молодежи организациями с радикальными взглядами, запрещенными законодательством РФ. Членами экстремистских организаций являются выпускники зарубежных теологических центров, где они получают знания в области религии, в частности радикального ислама. Вербовщики в террористические организации приезжают в РФ под видом трудовых мигрантов, поэтапно создают ячейки из своих земляков, а позже вовлекают в свою команду молодых людей других национальностей.

Так что же может подтолкнуть человека встать на путь экстремизма? Кто более всего предрасположен к данным преступлениям? В ответе на эти актуальные вопросы нам поможет психологический портрет члена радикальной организации.

Психолог М.В. Вершинин в своей статье «Психологические особенности членов деструктивных и террористических (радикальных) групп» утверждает, что «существуют следующие социальные и характерологические особенности индивидов, склонных к индоктринации ("скачок", резкие изменения происходят при вступлении в террористическую организацию, поскольку человек отказывается от принадлежности к определенной социальной группе,

порывает с обществом и принужден вести подпольное существование)», это лица - истероды, психастеники, люди из семей, где имеет место гиперопека, лица из асоциальных семей [4].

Молодой человек до 25 лет наиболее подвержен различного рода внушениям, причем, чем младше, тем он уязвимее перед индоктринирующими влияниями. В период раннего полового созревания возникает повышенная нужда в лидере, наставнике, поэтому в этом возрасте резко возрастает значение «символических родительских фигур, которые проективно разыскиваются во вне» [5].

В возрасте от 17 до 19 лет молодой человек самоутверждается в обществе, но при этом ему необходима поддержка покровителя, изначально более образованного и сильного [6]. В силу моральной и умственной незрелости, склонности идеализировать молодежь легко принимает радикальные националистические, социалистические или религиозные идеи.

Чаще всего молодежь вовлекают в тоталитарные (террористические) организации, такие как ИГИЛ, идеологические секты типа «Аум Синрике» или религиозные радикальные организации, например «Джабхат а - Нусра». Длительное пребывание в террористических либо религиозно-сектантских организациях ведет к изменению сознания за счет интенсивной психологической обработки. Человек, находясь в атмосфере ненавязчивого, но постоянного психологического давления, проникаясь идеологией организации, ее целями, становится послушным инструментом организации [7, 8].

Однако приведенные выше рассуждения справедливы далеко не всегда. Показательный пример вербовки произошел сравнительно недавно со студенткой Московского государственного университета Варварой Карауловой, примкнувшей к террористам организации «Исламское государство Ирака и Леванта». Караулова с осени 2014 года изучала арабский язык и, увлекшись исламом, познакомилась через социальную сеть с молодым человеком, а в мае 2015 года оказалась завербованной в вышеуказанную террористическую организацию. Ни один взрослый человек не захочет оказаться на месте ее родителей.

Естественно, возникает вопрос - как бороться с терроризмом. Руководство государств умеет защищаться от внешних врагов. Для этого создаются армия и флот. Но каким образом бороться с невидимым врагом? По внешнему виду террориста практически невозможно отличить от законопослушного гражданина. Варвара Караулова отлично училась, характеризовалась всеми только положительно. Следовательно, мероприятия, направленные на выявление лиц, склонных к экстремистским действиям, кажутся малоэффективными. Существует необходимость формирования принципиально новых методик по обнаружению представителей террористических организаций. Традиционные методы борьбы с преступностью, по отношению к террористам, к сожалению, не эффективны. Для определения круга лиц, потенциально способных к совершению террористических действий, нужно создать социально-

психологический портрет террориста. Поскольку традиционные психологические подходы малоэффективны, возникла потребность по-иному взглянуть на проблему. Вероятно, для нахождения нетривиального способа решения проблемы целесообразно воспользоваться методом «мозгового штурма» и в качестве рецепта решения проблемы исходить от противного. Возможно, наиболее опасными террористами нужно считать людей умных, образованных, самоотверженных, честных.

История терроризма в России подтверждает высказанную мысль. В XIX - начале XX века это были революционеры, действовавшие из благих побуждений и уверенные в том, что спасают страну от тирании. Первый из террористов Д. Каракозов, когда народ начал его вязать после попытки убийства царя Александра II воскликнул: «Дурачье! Ведь я для вас же, а вы не понимаете!». Следующий террорист А. Березовский на вопрос царя ответил: «Я сознаюсь, что выстрелил сегодня в императора во время его возвращения со смотра, две недели тому назад у меня родилась мысль цареубийства, впрочем, вернее, я питал эту мысль с тех пор, как начал себя сознавать, имея в виду освобождение родины». Среди самых видных террористов можно выделить таких известных личностей, как писатель Б.В. Савинков, один из руководителей партии эсеров Е.Ф. Азеф, А.И. Желябов и С.Л. Перовская, организовавшие убийство Александра II. Поэтому зону поиска потенциальных террористов необходимо расширить. Целесообразно отказаться от универсального психологического портрета террориста и составить несколько независимых. Нужна комплексная социально-психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах. Характеристика должна состоять из описания темперамента, акцентуаций характера, способностей, направленности личности, эмоционально-волевых качеств, коммуникабельности, уровня самооценки и самоконтроля личности.

В России недостаточно социальной рекламы, посвященной борьбе с экстремизмом [9]. Сегодня проникновение из различных государств радикальных течений ислама уже вызывает беспокойство в обществе. Последователи данной религиозной направленности проповедуют силовые методы, с помощью которых экстремисты пытаются добиться необходимых им результатов. Следует уточнить, что манипулятивные психотехнологии действуют не на каждого человека. Чем выше уровень духовного, интеллектуального развития, чем больше у человека морально-нравственных качеств, тем он менее подвержен психологическому влиянию различных манипуляторов. Необходимо как можно чаще, начиная со школьного возраста, разговаривать с детьми, рассказывать им о пагубности такого явления, как экстремизм, прививать любовь к родным и своей Родине.

Кроме гражданско-патриотического воспитания молодежи, для минимизации количества случаев вербовки граждан РФ, обществу и государству необходимо осуществить ряд мероприятий:

1. Организация и проведение социальных исследований по проблемам экстремизма.

2. Обеспечение постоянного мониторинга состояния проблем.

3. Определение уровня готовности к управлению проблемными процессами.

4. Подготовка аналитических материалов по состоянию проблем.

5. Социальное прогнозирование и моделирование программ и мероприятий по нивелированию существующих рисков.

В настоящее время в постоянно меняющихся условиях необходимы новые правила взаимодействия между социальными структурами и властью, только партнерские отношения могут противостоять проявлениям экстремизма. Особая роль отводится семье, всем учебным заведениям, СМИ, традиционным религиозным организациям, деятелям культуры, науки и т.д. Необходимо создать единое образовательное пространство, приоритетом которого станет информационное противодействие экстремизму и терроризму в процессе обучения и воспитания молодежи. Образовательный процесс должен быть направлен на перестройку общественного сознания, восстановление жизненных ориентиров у молодых людей. Сегодня, к сожалению, существующие методы работы с молодежью, направленные на профилактику экстремизма и терроризма, недостаточно эффективны. Необходимо разработать и внедрять новые психолого-педагогические технологии, с помощью которых можно выявить экстремистские наклонности личности у ребенка и в ранней стадии развития принять меры профилактики деструкции личности. При этом необходимо иметь в виду, что потенциальными террористами могут оказаться выходцы из всех слоев общества. Существует необходимость применения для каждой страты общества адаптированных к ним психолого-педагогических технологий.

Список литературы

1. Похилько А.А. Экстремизм и радикализм как политологические категории: понятийно-терминологический аппарат // Молодой ученый. - 2013. -№ 11. - С. 738-742.

2. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. - М.: Международные отношения, 1991. - 216 с.

3. Официальная статистика правонарушений, связанных с экстремизмом // Офиц. сайт Генеральной прокуратуры РФ. - URL: http://genproc.gov.ru (дата обращения: 20.01.2016).

4. Вершинин М.В. Психологические особенности членов деструктивных и террористических (радикальных) групп» [Электронный ресурс]. - URL: http://bookap.info/socio-psy/verhi-nin/gl3.shtm (дата обращения: 20.01.2016).

5. Верхоглядов Я.Е. К вопросу о возможности информационного противодействия экстремизму в молодежной среде [Электронный ресурс] // Алтайский юридический вестник. - 2015. - № 11. - URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id=239028041 (дата обращения: 20.01.2016).

6. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.

7. Сиоридзе А.Т. Групповой молодежный экстремизм (криминологическое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. - 22 с.

8. Фридинский С.Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности [Электронный ресурс] // Интернет-журнал. Обзор. НЦПТИ. - 2015. - № 5. - URL: http://cyberleninka.ru/article (дата обращения: 20.01.2016).

9. De Conspiratione / О Заговоре: сб. моногр. / А.И. Фурсов, С.А. Горяинов, В.И. Карпенко [и др.]. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2015. -3-е изд. - 522 с.

References

1. Pokhil'ko A.A. Ekstremizm i radikalizm kak politologicheskie kategorii: poniatiino-terminologicheskii apparat [Extremism and radicalism as a political science category: conceptual and terminological apparatus]. Molodoi uchenyi, 2013, no.11,pp.738-742.

2. Zhdanov N.V. Islamskaia kontseptsiia miroporiadka [The Islamic concept of world order]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniia Publ., 1991. 216 p.

3. Ofitsial'naia statistika pravonarushenii, sviazannykh s ekstremizmom [The official statistics of offenses related to extremism]. Available at: http://genproc.gov.ru (accessed: 1.02.2016).

4. Vershinin M.V. Psikhologicheskie osobennosti chlenov destruktivnykh i terroristicheskikh (radikal'nykh) grupp [Psychological peculiarities of the members of destructive and terrorist (radical) groups]. Available at: http://bookap.info/socio-psy/verhi-nin/gl3.shtm (accessed: 1.02.2016).

5. Verkhogliadov Ia.E. K voprosu o vozmozhnosti informatsionnogo pro-tivodeistviia ekstremizmu v molodezhnoi srede [On the possibility of information counteraction to extremism in the youth environment]. Altaiskii iuridicheskii vestnik, 2015, no. 11. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=239028041 (accessed: 1.02.2016).

6. Ol'shanskii D.V. Psikhologiia terrorizma [Psychology of Terrorism]. Saint-Petersburg, 2002. 288 p.

7. Sioridze A.T. Gruppovoi molodezhnyi ekstremizm (kriminologicheskoe issledovanie) [Group youth extremism (criminological research)]. Abstract of the thesis of the Candidate of Jurisprudence. Moscow, 2007. 22 p.

8. Fridinskii S.N. Molodezhnyi ekstremizm kak osobo opasnaia forma proiavleniia ekstremistskoi deiatel'nosti [Youth extremism as a particularly dangerous form of extremism manifestation]. Internet-zhurnal. Obzor. NTsPTI, 2015, no. 5. Available at: http://cyberleninka.ru/article (accessed: 1.02.2016).

9. Fursov A.I., Gorianov S.A., Karpenko V.I. [et al.] Sbornik monografii [The collection of monographs]. Moscow, Tovarishchestvo nauchnykh izdanii KMK, 2015. 3rd ed. 522 p.

Получено 10.02.2016

N.N. Tretyakova, M.M. Bozhina EXTREMISM IN THE YOUTH ENVIRONMENT

Counteracting extremism and terrorism cannot be effective without interaction between social structures and power in all countries. Only this partnership can confront the menace hanging over the world. A special role is given to the family, all educational institutions, the media, traditional religious organizations, artists, scientists, etc. It is necessary to create a unified educational space in which information countermeasures against extremism and terrorism would be the priority in the process of education of young people. Existing methods of working with young people, aimed at the prevention of extremism and terrorism, are not sufficiently effective. There is a demand for new psychological and pedagogical technologies to identify extremist tendencies of the individual. The analysis of the survey results showed that potential terrorists can be representatives of any walks of life. The most dangerous people turn out to be smart, educated, and prone to idealize reality. As a result they accept the mission of saving society and perhaps the whole humanity.

Keywords: extremism, terrorism, terrorist's psychological portrait, prevention of extremism in the youth environment, psychological and pedagogical technologies, extremism confronting, citizenship.

Tretyakova Natalya Nikolaevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dept. of Humanitarian and Socio-economic Sciences, Deputy Director of Educational Work, Perm National Research Polytechnic University (Lysva branch), e-mail: Lysvnatasha@yandex.ru.

Bojinov Marina Mikhailovna - Student, group no. SGMU-11.1.1, Perm National Research Polytechnic University (Lysva branch), e-mail: bozhina-marina@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.