Научная статья на тему 'Проблемы экспериментального, массового и индивидуального деревянного жилища в странах Европы в первой половине ХХ века'

Проблемы экспериментального, массового и индивидуального деревянного жилища в странах Европы в первой половине ХХ века Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
410
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЖИЛИЩЕ / МАССОВОЕ ЖИЛЬЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЖИЛОЙ ДОМ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ДЕРЕВЯННЫЕ КОНСТРУКЦИИ / КАРКАСНАЯ СИСТЕМА / EXPERIMENTAL HOUSING / MASS HOUSING / INDIVIDUAL HOUSE / STANDARDIZATION / WOODEN CONSTRUCTIONS / FRAME SYSTEM

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Красилова Л.А.

Статья посвящена изучению экспериментального, массового и индивидуального деревянного жилища в странах Европы в первой половине ХХ века на примерах построек архитекторов-экспериментаторов, в том числе В. Гропиуса, Р. Нейтры, Ле Корбюзье, которые серьезно занимались проблемами жилищного строительства. В 1927 году в Германии был возведен экспериментальный поселок Вайсенхоф, где проводились эксперименты с новыми материалами и новыми методами строительства жилья. В постройках широко применяли несколько экспериментальных конструкций, а так же принципы экономии пространства. Финские архитекторы-экспериментаторы В. Ревелл и А. Бломстедт внесли большой вклад в проектирование и строительство типовых домов с применением дерева. Проекты такого рода талантливых архитекторов позволяют определить тенденции развития жилищно-гражданского строительства этого периода времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of experiment, mass and individual wooden housing in European countries in the first part of the XX century

The article is dedicated to the studies of experimental, mass and individual wooden housing in the countries of Europe in the first part of the ХХ century at the examples of constructions, created by architects experimentalists, particularly V.Gropius, R.Neitra, Le Korbiuzie, who seriously investigated the problems of residential development. In 1927 in Germany there was constructed an experimental village Waisenhoff, where there were executed experiments with new materials and new methods of residential construction. In these building several experimental constructions and principles of space economy in experiment housing were widely used. Finnish architects experimentalists V.Revell and A. Blomstedt greatly contributed into the design and development of typical houses with the use of wood. Projects of this type of talented architects allow to define the tendencies of development of a residential and civil building of this period.

Текст научной работы на тему «Проблемы экспериментального, массового и индивидуального деревянного жилища в странах Европы в первой половине ХХ века»

УДК 728.84

DOI: 10.21285/2227-2917-2016-2-244-253

ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО, МАССОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДЕРЕВЯННОГО ЖИЛИЩА В СТРАНАХ ЕВРОПЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ

ХХ ВЕКА

© Л.А. Красилова

Статья посвящена изучению экспериментального, массового и индивидуального деревянного жилища в странах Европы в первой половине ХХ века на примерах построек архитекторов-экспериментаторов, в том числе В. Гропиуса, Р. Нейтры, Ле Корбюзье, которые серьезно занимались проблемами жилищного строительства. В 1927 году в Германии был возведен экспериментальный поселок - Вайсенхоф, где проводились эксперименты с новыми материалами и новыми методами строительства жилья. В постройках широко применяли несколько экспериментальных конструкций, а так же принципы экономии пространства. Финские архитекторы-экспериментаторы В. Ревелл и А. Бломстедт внесли большой вклад в проектирование и строительство типовых домов с применением дерева. Проекты такого рода талантливых архитекторов позволяют определить тенденции развития жилищно-гражданского строительства этого периода времени.

Ключевые слова: экспериментальное жилище, массовое жилье, индивидуальный жилой дом, стандартизация, деревянные конструкции, каркасная система.

PROBLEMS OF EXPERIMENT, MASS AND INDIVIDUAL WOODEN HOUSING

IN EUROPEAN COUNTRIES IN THE FIRST PART OF THE XX CENTURY

© L.A. Krasilova

The article is dedicated to the studies of experimental, mass and individual wooden housing in the countries of Europe in the first part of the ХХ century at the examples of constructions, created by architects - experimentalists, particularly V.Gropius, R.Neitra, Le Korbiuzie, who seriously investigated the problems of residential development. In 1927 in Germany there was constructed an experimental village Waisenhoff, where there were executed experiments with new materials and new methods of residential construction. In these building several experimental constructions and principles of space economy in experiment housing were widely used. Finnish architects - experimentalists V.Revell and A. Blomstedt greatly contributed into the design and development of typical houses with the use of wood. Projects of this type of talented architects allow to define the tendencies of development of a residential and civil building of this period.

Keywords: experimental housing, mass housing, individual house, standardization, wooden constructions, frame system

Представлено авторское исследование проблемы экспериментального, массового и индивидуального деревянного жилища в странах Европы в первой половине ХХ века. Исследование выявило, что во многих из данных государств задачи реконструкции и перестройки городов, разрушенных Первой мировой войной, стояли особенно остро. Значительно сократился объем строительства жилищ. Высокая стоимость строительных материалов стала одной из главных проблем соответствующей индустрии. Например, в Англии в 1921 году по сравнению с 1924 годом цены на строительный лес превысили 300 %. Соответственно, постройка деревянного дома с учетом прочих возросших расходов была на 250 % дороже. Подобная ситуация наблюдалась в Бельгии, Франции, Италии, в скандинавских странах и ряде других.

В этот исторический отрезок времени сложные политические обстоятельства, экономические факторы, а также национальные традиции стран Европы и США оказывали значительное влияние на передовую архитектурную мысль. Однако старые формы, оправдавшие себя в прошлом, казались вполне пригодными и в настоящем.

Несмотря на то, что в послевоенный период предпочтение отдавалось строительству по традиции и старыми способами, проблема недостатка высококвалифицированных рабочих, дороговизна строительных материалов, необходимость в ускорении строительного процесса побудили архитекторов экспериментировать с новыми материалами и новыми методами строительства жилья. Значительного увеличения темпов строительства оказалось возможным достичь применением более крупных деталей, частично собранных в условиях заводского производства. Стандартизация и массовое изготовление продукта, увеличение объема работ, проводимых не на строительном участке, а непосредственно на заводе, привели к значительной экономии затрат при строительстве. Например, одним из новаторских методов, применявшихся в Европе в период с 1919 по1924 годы, было возведение домов с деревянным каркасом. При их строительстве использовали несколько экспериментальных конструкций, которые подразделялись на два основных типа каркасных конструкций: во-первых, конструкция, в которой доски крепились к деревянному каркасу, во-вторых, панельная конструкция с бескаркасными стенами. При каркасной конструкции обычно применялись пустотелые стены с каркасом, расположенным в воздушном промежутке стены, что открывало широкие возможности для изготовления больших секций стен в условиях заводского производства.

К 1920-м годам в Европе в процессе исторического развития стали появляться новации в объемно-пространственной композиции индивидуального жилища. Наметился постепенный переход к свободной планировке, разнообразию планировки каждого этажа и максимальной гибкости внутреннего пространства. В предыдущий период в большинстве случаев жилые дома имели прямоугольную форму плана. Встречались тем не менее дома с планом усложненной формы, в тех случаях, когда того требовала особая форма участка или ориентация помещений по сторонам света.

Политические и социально-экономические изменения в жизни европейского общества не могли не сказаться на развитии отрасли жилищного строительства.

В книге «К архитектуре» в 1923 году Ле Корбюзье (1887-1965 гг.) писал о стандартизации и массовом изготовлении жилья в заводских условиях: « ...мы придем к идее «дома-машины», и к идее жилища массового производства, здорового (и вместе с тем морального) и красивого той же красотой, какой красивы орудия производства и инструменты, сопровождающие наше существование» [2].

По мнению А. Уиттика, «.в странах, менее пострадавших от Первой мировой войны, вопрос о традициях вызывает меньше сомнений. В побежденных же странах такое почитание традиций угасает, т.к. традиционный быт потерпел крушение, традиции подвергаются сомнениям, и побеждает интерес к новой жизни, к новым формам, к новой архитектуре. Поэтому в Германии в этот период времени создавалась наиболее прогрессивная архитектура» [14].

В 1925 году немецким Веркбундом было решено организовать выставку жилого строительства недалеко от Штутгарта. Работу возглавил Л. Мис ван дер Роэ.

В Германии возникла потребность в исследовании накопившегося инженерного опыта и собранного обширного материала. Профессиональный архитектурный круг, совместно с союзом производственных организаций, был заинтересован в планомерном и максимально дешевом проектировании и строительстве. В связи с этим в 1927 году на специально отведенном земельном участке недалеко от Штутгарта был возведен экспериментальный поселок - Вайсенхоф, где наиболее прогрессивные архитекторы различных стран Европы спроектировали и построили около тридцати уникальных жилых домов (рис. 1).

Рис. 1. Штутгардская выставка. Дом Ле Корбюзье и П. Жаннере. 1927 г.

Требования были жесткие. Постройки для массового жилья должны были быть экономными: быстро возводиться с минимальными затратами на строительные материалы и рабочую силу. Приветствовалась стандартизация и механизация строительства. Строительные работы требовали строгой рационализации процесса.

Одна из основных проблем первой половины XX в. - нехватка жилья, связанная с быстрым темпом роста населения стран Европы. Одна из главных производственных проблем этого периода - ускорение темпов строительства, решению которой способствовала сборка жилья из стандартных частей.

Эта задача не нашла своего полного разрешения в Вайсенхофе. Тем не менее наметился путь к дальнейшему решению проблемы темпов строительства, чему способствовало развитие строительной промышленности, в том числе: стандартизация, механизация, а также рационализация сложных процессов строительного производства.

Другой важной проблемой, решаемой в процессе создания поселка Вайсенхоф, была проблема экономии строительных материалов. При этом необходимо было добиться минимальной теплопроводности стен, уменьшения затрат на отопление и будущий ремонт вновь возведенных построек.

Применение новейших строительных материалов дало новые интересные качества жилой архитектуре. Одним из изобретений в процессе проектирования и строительства, например, стало использование Х. Пельцигом материала фонитрам, который представлял собой древесно-бетонные плиты, деревянный каркас которых немного отличался от общеизвестного плотничьего фахверка. Применение нового материала значительно упростило сборку дома. Имеющий низкий удельный вес, каркас, произведенный на заводе, собирался на участке за несколько часов малоквалифицированными рабочими. И это решало вопрос экономии рабочей силы и повышения производительности труда при строительстве домов.

Следующая интересная задача, над решением которой ломали головы архитекторы -это экономия пространства в экспериментальном жилье. Данная проблема была вызвана сложностью жизни, предполагающей значительное количество движений и, соответственно, затрат человеческой энергии. Интересные объемно-пространственные решения в планировке жилья освобождали человека от излишних перемещений внутри пространства квартиры. По мнению проектировщиков, это достигалось рациональным распределением различных помещений в доме, продуманным размещением оборудования в кухонной и ванной зоне, а также целесообразным использованием света, тепла и воды (рис. 2).

Некоторые элементы поселка Вайсенхоф напоминают претворенные в жизнь попытки американских архитекторов решить жилищные проблемы в США. В отличие от предыдущего опыта многие здания поселка Вайсенхоф имеют глубинные связи с национальными традициями немецкой архитектуры.

Рис. 2. Штутгардская выставка. Дом В. Гропиуса. 1928 г.

В период между войнами Штутгартская выставка была важнейшим событием в области жилищного строительства. Проекты носили экспериментальный характер, были оригинальны, часто остроумны и стали образцами для подражания последующим поколениям архитекторов. В этот период времени передовыми архитекторами, например, проблема ориентации дома по солнцу, соответствие планировки жилища пожеланиям семьи ставятся во главу угла.

В. Гропиус после ухода из Баухауза в 1927 году серьезно занялся проблемами жилищного строительства. Создав чрезвычайно дешевые планировочные схемы домов, реализованные в 1920-х годах в Дессау, Карлсруэ и Берлине, он призывал к государственному обеспечению населения жильем и приступил к теоретической разработке стандартов массового жилища. «Применение обезличенных элементов массового изготовления позволяет свободно приспособить планировку жилого помещения к изменяющимся потребностям отдельной семьи», - писал архитектор [7].

Ярким примером подобного опыта могут служить загородные дома, построенные в 1940 году по проектам В. Гропиуса совместно с М. Брейером. Эти постройки значительно отличаются от того, что архитектор построил в Европе, отражая его желание учитывать местные условия и традиции. Например, дом Чемберлена в Вейланде буквально срастается с окружающей его лесистой местностью (рис. 3).

Рис. 3. В. Гропиус. Дом Чемберлена, 1940 г. Вейланд, Массачусетс

Это небольшой прямоугольный в плане объем, приподнятый на столбчатом фундаменте над землей. Входная терраса составляет почти 1/3 часть площади дома и становится его продолжением и связью с окружающей средой. Единое центральное помещение - гостиная с

камином и столовая - отделено от входной зоны раздвижной перегородкой и имеет выход в сад. Конструкция дома - деревянные щиты, облицованные деревянной вертикальной вагонкой.

После 1942 года В. Гропиус вместе с К. Ваксманом разработал систему массовых сборных деревянных домов на основе трансформируемых объемных блоков. Проект был реализован в 1943 году для американских рабочих военного времени в Алюминиум-Сити близ Питтсбурга. Поселок Нью-Кенсингтон в Пенсильвании, США, стал вехой в творчестве В. Гропиуса. Архитектор, отказавшись от приема строчной застройки, которая была непопулярна в США и практически применялась, как правило, для беднейших негритянских поселков, живописно расположил дома на территории, привязав планы к сложному рельефу участка (рис. 4).

Рис. 4. В. Гропиус. Жилой поселок Алюминиум-Сити. 1943 г. Нью-Кенсингтон.

Пенсильвания

Р. Нейтра активно участвовал в экспериментальном строительстве, используя новые строительные материалы и конструкции, создавая свои постройки из фанерных панелей, например, как в новаторском доме 1931 г., или покрытие алюминием легких ограждений, прикрепленных к каркасу, как в доме Штернберга, 1936 г. Архитектор решает задачи сборного домостроения и гибкой планировки в жилье. В годы Второй мировой войны Р. Нейтра построил поселок Ченнел-Хейтс близ Сан-Педро в Калифорнии. «Центральной темой творчества Нейтра и его печатных работ было благотворное влияние хорошо спроектированного окружения на общее состояние нервной системы человека, и если его так называемый «биореализм» основывался по преимуществу на недоказанных предположениях, связывающих архитектурную форму со здоровьем человека, то исключительную гибкость и функциональность его подхода трудно отрицать», - писал К. Фремптон [15].

Ле Корбюзье, называвший бетон искусственным камнем, построил из этого материала практически все свои здания. Однако во время Второй мировой войны архитектор предложил проекты хижин для молодежного летнего лагеря из неотесанных бревен. «Ни куска дерева без формы и силы, ни веревки без совершенно определенной функции. Человек мыслит экономически. Разве эта хижина не станет однажды Пантеоном, посвященным римским богам?» - писал он в 1928 г. [2].

И однажды архитектор построил хижину, которая стала пантеоном. Тем самым он воплотил свои мысли на практике.

В 1949-1952 гг. во Франции, в курортном городке Рокебрюн-Кап-Мартен, расположенном на берегу Средиземного моря, Ле Корбюзье спроектировал экспериментальную минимальную деревянную хижину, квадратную в плане (рис. 5). Дом расположен на крутом

склоне горы. Проект базировался на модулере. В основе хижины лежит квадрат со стороной 3,66 м и высотой 2,26 м - две первые величины т.н. синего ряда модулера. Ле Корбюзье считал, что данные пропорции находятся в полной гармонии с человеческими измерениями и, таким образом, могут укреплять здоровье.

Рис. 5. Ле Корбюзье. Хижина. Рокебрюн-Кап-Мартен. Франция. 1949-1952 гг.

Дом представляет собой единый объем, разделенный на несколько функциональных, пространственно эффективных зон и, несмотря на его небольшой размер, вполне уютен и комфортабелен. Строя эту «скудную лачугу», Ле Корбюзье применил прием сужения и расширения пространства. Входя в дом, попадаешь в узкий коридор - прихожую (0,7 м шириной) с потайной дверью и вешалкой, после чего основная комната кажется вполне просторной. В интерьере все продумано до мелочей, мебель функциональна. Слева от входа -спальная зона с двумя кроватями со встроенными ящиками для белья, низкий квадратный столик и туалет. Справа - обеденная зона со столом, двумя табуретками, полками и умывальником. Местоположение и размер каждого окна тщательно продуманы [11].

Дом выстроен из стандартных деревянных конструкций и обшит обычной необрезной доской - горбылем, прибитым с наклоном, чтобы препятствовать проникновению воды. Горбыль сосновый, наличники окон выполнены из дуба. Внутренние поверхности стен и потолок - фанерованные панели из тонированной березы. Полы дощатые из каштана. Предметы мебели, спроектированные автором, тоже деревянные. Обеденный стол с фанеровкой из грецкого ореха - самый роскошный предмет мебели в доме.

Для хижины был изобретен и применен ряд новшеств, например аэраторы, а также использованы устройства для рационального использования солнечных лучей, которые обеспечивали поступление морского воздуха в помещение и надежную защиту от насекомых.

Во время Второй мировой войны в странах Северной Европы началось возрождение бревенчатого строительства. Проблемы послевоенного восстановления, например элементарное отсутствие гвоздей, повлекли за собой возврат к традиционным технологиям строительства из бревен, даже несмотря на преимущества каркасного строительства, успешно освоенного в предыдущий период. В профессиональных кругах велась полемика по поводу прочности и надежности бревенчатых построек, которым противостояла экономичность, быстрота сборки и легкость каркасной системы.

Несмотря на то, что Вторая мировая война нарушила обычные жизненные устои, она тем не менее ускорила разработку архитектурных проектов деревянных домов, а также отдельных элементов конструкций и узлов. Большую помощь другим странам оказывала Швеция, поставлявшая с 1940-х годов сборные деревянные элементы для строительства домов.

Финские архитекторы В. Ревелл и А. Бломстедт внесли большой вклад в проектирование и строительство типовых домов с применением дерева. Деятельность А. Аалто в это время имела, в первую очередь, стратегическое значение [17].

Несмотря на то, что крупномасштабное строительство базировалось на кирпиче и бетоне, интерес к дереву стал возрастать с опорой на опыт довоенного строительства и реализаций идей 1930-х годов. Идеи типизации, индустриализации и социальной ориентации имели государственную поддержку.

Развитие каркасной системы в металле и бетоне, предоставившее широкие возможности для современной архитектуры, привело к множеству инноваций в сфере проектирования жилых домов, которые можно было тиражировать в массовом строительстве. В эти же годы интерес к модульным системам распространялся и на деревянные конструкции.

После возвращения в Финляндию из США А. Аалто столкнулся с реальными проблемами послевоенной разрухи и острой нехватки жилья. Архитектор предлагал решить проблему жилья с помощью гибкой стандартизации и производства массовой продукции, которое предполагает стандартизацию частей зданий, а не самих зданий, что создает необходимую гибкость, рост и изменение пространств, традиционно свойственных архитектуре Карелии. Спроектированная Аалто система АА House (1940 г.) предполагала базисный тип дома с 69 вариантами. «Гибкость» стала краеугольным камнем аалтовской архитектуры и для общественных зданий, и для односемейных домов.

Сотни его домов были построены в различных частях Финляндии, в основном для поселков при деревообрабатывающей промышленности. Многие подобные строения были выполнены из бревен и имели скатные крыши, т.к. дерево решало в этот момент проблему нехватки материалов. Аалто писал: «Мы должны создавать такие стандарты, которые не только повышали бы материальный уровень жизни, но и обогащали бы ее духовное содержание. Было бы огромным достижением, если бы нам удалось прийти к гибкой стандартизации, не такой, какая управляет нами, а такой, которая бы была в нашем подчинении» [3].

Новые проекты базировались на создании модульных открытых систем и серийной продукции с опорой на исторические традиции и опыт пионеров архитектуры ХХ века. В 1960-е гг. архитекторы снова обратились к древней японской традиции жилища с его универсальными возможностями гибкого, прямоугольного пространства и к грамматике современных открытых структур.

В Финляндии одним из инициаторов таких систем был А. Бломстедт, исследовавший также их пропорциональные возможности. Его прямыми последователями в области применения деревянных структур стали К. Гулликсен, К. Миккола и Ю. Палласмаа, работавшие вместе. Они нашли достойный эквивалент металлу и бетону в дереве, соединив открытость строительной системы с требованиями финского климата и особенностями ландшафта, указав на возможность стандартизации.

Создание строительных систем из деревянных конструкций стало одним из направлений экспериментального проектирования, которое в скором времени показало, что дерево способно адаптироваться к движению от бревенчатого дома к каркасно-рамной конструкции, изготавливаемой на заводе из клееного дерева.

Главными требованиями ко всем разрабатываемым системам были: экономичность, универсальность, быстрота возведения, качество оборудования и отделки домов. А главной задачей - гибкость системы и свобода вариаций. Лучшие образцы, обладающие этими качествами, должны были перейти в массовое производство [18].

Экспериментальная система «Модуль 225», разработанная К. Гулликсеном и Ю. Палласмаа, обладала всеми этими качествами (рис. 6). Базисным конструктивным элементом домов по системе «Модуль 225» служит куб, образованный стойками и балками одинаковой длины - 225 см, которые соединяются между собой с помощью алюминиевых закладных элементов. Пространства между конструктивными элементами заполняются деревянными панелями - 75 на 225 см. Все конструкции опираются на столбчатые бетонные фундаменты.

Рис. 6. К. Гулликсен, Ю. Палласмаа. Система «Модуль 225», Финляндия.

1968-1972 гг.

Было реализовано всего несколько экспериментальных проектов - в Наантали, 1969 г., в Савонранто, 1971 г, и в Нормаркку, 1973 г. Эти дома учитывают финские традиции и прекрасно функционируют, сливаясь с местным ландшафтом.

«В этих простых по геометрии деревянных постройках, рассчитанных на массового потребителя, заключены архитектурные достоинства, позволяющие одному из исследователей современной финской архитектуры сказать: «Безусловно, главные успехи финского строительного искусства связываются с крупными постройками из кирпича и бетона, но то, что было достигнуто в дереве, стало важным дополнением к целому» [11].

В экспериментальном, массовом и индивидуальном жилище, строящемся в те годы, проверялись новые объемно-пространственные решения, приемы архитектурной планировки, конструктивные и технологические системы, а также новые методы и формы организации управления строительным процессом.

Разработанные в разных странах во многом экспериментальные проектные решения в дальнейшем реализовались в уникальных, образцовых или массовых постройках. Проекты такого рода талантливых архитекторов позволяют определить тенденции развития жилищно-гражданского строительства данного периода времени.

Применение новых решений во многом обеспечило достижение высокого уровня индустриализации, сокращения сроков, снижение стоимости, повышение эксплуатационных и архитектурных качеств сооружений, строившихся в первой половине XX в.

Исследование показало, что на инновационное изменение всей отрасли жилищно-гражданского строительства в рассматриваемый период главным образом оказали влияние изменения в политической и социально-экономической жизни общества. Это, в свою очередь, мотивировало передовых архитекторов и специалистов на разработку уникальных зданий, принципов функционально-планировочной организации, типов конструкций, нового инженерного оборудования, локально или комплексно решающих задачи улучшения качества жизни общества.

Статья поступила 04.03.2016 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вегман Г. Бруно Таут «Новое жилище». 1925 // Современная архитектура. 1928. № 1. С. 18-23.

2. Гидион З. Пространство, время, архитектура. М.: Стройиздат, 1984. 455 с.

3. Гозак А.П. Алвар Аалто. Архитектура и гуманизм. М.: Прогресс, 1978. 232 с.

4. Гропиус В. Walter Adolph Georg Gropius [Электронный ресурс]. URL: arx.novosibdom.ru (09.12.2015).

5. Гропиус В. Дом на выставке жилья в Штутгарте // Современная архитектура. 1928. № 1. С. 34-35.

6. Гуревич И. Современное жилье - выставка жилья в поселке Weissenhof около Штутгарта // Современная архитектура. 1928. № 1. С. 28-36.

7. Ёдике Ю. История современной архитектуры. М.: Искусство, 1972. 248 с.

8. Иконников А.В. Всеобщая история архитектуры: в 12 т. / под ред. А.В. Иконникова (отв. ред.), Ю.Ю. Савицкого, Н.П. Былинкина, С.О. Хан-Магомедова, Ю.С. Яралова, Н.Ф. Гуляницкого. М.: Изд-во литературы по строительству, 1973. Т. 11: Архитектура капиталистических стран XX в. 870 с.

9. Информационное агентство союза архитекторов [Электронный ресурс]. URL: www.architektor.ru (10.12.2015).

10. Келлер Б.Б., Мачульский Г.К. Глава XXIII // Архитектура США / под ред. А.В. Иконникова. М.: Изд-во литературы по строительству, 1966-1977. С. 479.

11. Красилова Л.А. Деревянные дома: учеб. пособие. М.: Изд-во «Архитектура-С», 2011. 136 с.

12. Красилова Л.А. Эволюция объемно-пространственной композиции индивидуального деревянного жилого дома: конец XIX в. - начало XXI в.: дис. ... кандидата архитектуры: 05.23.20. М., 2012.

13. Сапрыкина Н.А. Принципы формирования эко-пространства в инновационных концепциях // Наука, образование и экспериментальное проектирование: мат-лы междунар. науч.-практ. конференции. М.: МАРХИ, 2013. С. 284-290.

14. Уиттик А. Европейская архитектура ХХ века. М.: Изд-во литературы по строительству, 1964. Т. 2. 204 с.

15. Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития / пер. с англ. Е.А. Дубченко; под ред. В.Л. Хайта. М.: Стройиздат, 1990. 535 с.

16. Die Meisterhauser von Walter Gropius (1925-26) [Электронный ресурс]. URL: www.bauhaus-dessau.de/meisterhaeuser-3.html (18.10.2015).

17. Helander V., Rista S. Modern architecture in Finland. Helsinki, Kirjayhtyma, 1987.

208 p.

18. Pallasmaa J. Architecture in miniature. Helsinki, 1997. 52 p.

REFERENCES

1. Vegman G. Bruno Taut "Novoe zhilishche". 1925 [Bruno Taut "New house". 1925]. Sovremennaya arkhitektura - Modern architecture, 1928, no. 1, pp. 18-23 (in Russian).

2. Gidion Z. Prostranstvo, vremya, arkhitektura [Space, time, architecture]. Moscow, Stroiizdat Publ., 1984. 455 p.

3. Gozak A.P. Alvar Aalto. Arkhitektura i gumanizm [Architecture and humanism]. Moscow, Progress Publ., 1978. 232 p.

4. Gropius V. Walter Adolph Georg Gropius. Available at: arx.novosibdom.ru (accessed 9.12.2015).

5. Gropius V. Dom na vystavke zhil'ya v Shtutgarte [House at the residential exposition in Stuttgart]. Sovremennaya arkhitektura - Modern architecture, 1928, no. 1, pp. 34-35 (in Russian).

6. Gurevich I. Sovremennoe zhil'e - vystavka zhil'ya v poselke Weissenhof okolo Shtutgarta [Modern residence - residential exposition in the village of Weissenhof near Stuttgart]. Sovremennaya arkhitektura - Modern architecture, 1928, no. 1, pp. 28-36 (in Russian).

7. Edike Yu. Istoriya sovremennoi arkhitektury [History of modern architecture]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1972. 248 p.

8. Ikonnikov A.V. Vseobshchaya istoriya arkhitektury [Universal history of architecture]. Moscow, Izd-vo literatury po stroitel'stvu Publ., 1973, vol. 11. 870 p.

9. Informatsionnoe agentstvo soyuza arkhitektorov [Informational agency of the union of architects]. Available at: www.architektor.ru (accessed 10.12.2015).

10. Keller B.B., Machul'skii G.K. Glava XXIII [Chapter XXIII]. Arkhitektura SShA [Architecture of the USA]. Moscow, Izd-vo literatury po stroitel'stvu Publ., 1966-1977. P. 479.

11. Krasilova L.A. Derevyannye doma [Wooden houses: training manual]. Moscow, Izd-vo «Arkhitektura-S» Publ., 2011. 136 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Krasilova L.A. Evolyutsiya ob"emno-prostranstvennoi kompozitsii individual'nogo der-evyannogo zhilogo doma: konets XIX v. - nachalo XXI v. Diss. kandidata arkhitektury [Evolution of volume and space composition of individual wooden residential house: end of XIX - beginning of XXI. Diss. candidate of architecture]. Moscow, 2012.

13. Saprykina N.A. Printsipy formirovaniya eko-prostranstva v innovatsionnykh kontseptsi-yakh [Principles of formation of eco space in innovative concepts]. Mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konferentsii "Nauka, obrazovanie i eksperimental'noe proektirovanie" [Science, education and experiment design]. Moscow, MARKhI Publ., 2013, pp. 284-290 (in Russian).

14. Uittik A. Evropeiskaya arkhitektura KhKh veka [Europe architecture of ХХ century]. Moscow, Izd-vo literatury po stroitel'stvu Publ., 1964, vol. 2. 204 p.

15. Frampton K. Modern architecture: a critical history. London, Thames and Hudson, 1985. (Russ ed.: Frempton K. Sovremennaia arkhitektura: kriticheskii vzgliad na istoriiu razvitiia. Moscow, Stroiizdat Publ., 1990. 535 p.).

16. Die Meisterhduser von Walter Gropius (1925-26). Available at: www.bauhaus-dessau.de/meisterhaeuser-3.html (accessed 18.10.2015).

17. Helander V., Rista S. Modern architecture in Finland. Helsinki, Kirjayhtyma, 1987.

208 p.

18. Pallasmaa J. Architecture in miniature. Helsinki, 1997. 52 p.

Информация об авторе

Красилова Людмила Альбертовна, кандидат архитектуры, доцент кафедры основ архитектурного проектирования, e-mail: Lkrasilova@yandex.ru, Московский архитектурный институт, Россия, 107031, Москва, ул. Рождественка, дом 11/4, корпус 1, стр. 4.

Information about the author

Krasilova L.A., candidate of architecture, associate professor, Department of Basis of architectural design, e-mail: Lkrasilova@yandex.ru, Moscow Architectural Institute, 11/4 Rozhdest-venka St., housing 1, building 4, Moscow, 107031, Russia.

УДК 711.1

DOI: 10.21285/2227-2917-2016-2-253-269

ПРИВАТНОСТЬ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ КАК МОТИВАЦИЯ ПРИГОРОДНОГО

РАССЕЛЕНИЯ

© М.Е. Матвейшина

В исследовании рассматривается пояс субурбанизированных поселений, сформировавшийся вокруг ядра агломерации - города Белгорода. Проведен социологический опрос населения с целью выявления удовлетворенности проживанием в пригороде. Полученные данные отражают основную ценность населения субурбанизированных территорий - приватность. На примере поселка Дубовое Белгородского района проанализированы индивидуальные участки по уровню их приватности в жилом массиве. В основе анализа лежит оценка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.