Научная статья на тему 'Проблемы эффективного налогообложения инновационной деятельности в РФ'

Проблемы эффективного налогообложения инновационной деятельности в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1418
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / INNOVATIONS / TAX PRIVILEGES / STIMULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рюмина Юлия Александровна

Анализируются актуальные проблемы налогообложения инновационной деятельности в РФ. Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы. Основным рычагом косвенного регулирования инновационной деятельности, способствующим развитию страны, является налоговая система, которая в настоящий момент не способна на должном уровне обеспечивать стимулирование инноваций. В этих условиях необходимо пересмотреть существующую налоговую систему с целью повышения ее стимулирующей роли, тем самым скорректировав развитие инновационной деятельности в нужном для государства направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the current problems of taxation of innovation activity in the Russian Federation. The Innovative type of economic development requires the creation of favorable conditions for entrepreneurial initiatives. The basic lever of indirect regulation of the innovation activities, contributing to the development of the country is the tax system, which is not currently able to provide the appropriate level incentives for innovation. In these circumstances it is necessary to revise the existing tax system to enhance its catalytic role, thereby adjusting the development of innovative activity in the right direction for the state.

Текст научной работы на тему «Проблемы эффективного налогообложения инновационной деятельности в РФ»

2011 Экономика №3(15)

УДК 336.221.4

Ю.А. Рюмина

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

Анализируются актуальные проблемы налогообложения инновационной деятельности в РФ. Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы. Основным рычагом косвенного регулирования инновационной деятельности, способствующим развитию страны, является налоговая система, которая в настоящий момент не способна на должном уровне обеспечивать стимулирование инноваций. В этих условиях необходимо пересмотреть существующую налоговую систему с целью повышения ее стимулирующей роли, тем самым скорректировав развитие инновационной деятельности в нужном для государства направлении.

Ключевые слова: инновации, налоговые льготы, стимулирование.

В решении задач выхода страны из кризиса, обеспечения динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновационной деятельности, способной обеспечить непрерывное обновление технической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. Это требует реформирования всех сфер общественной жизни и прежде всего экономики.

В настоящий момент в российской экономике наблюдается диспропорция между наличием инновационных возможностей и их реальным воплощением на практике.

Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, а стимулирование развития технологий, как показывает мировой опыт, невозможно без государственного вмешательства.

Мощным рычагом косвенного регулирования инновационной деятельности, способствующим инновационному развитию страны, является налоговая система, которая в настоящий момент не способна на должном уровне обеспечивать стимулирование инноваций, поскольку в РФ доминирует доктрина прямой поддержки прикладных исследований и разработок.

Существующее налоговое законодательство имеет ряд проблем и недостатков, которые препятствуют эффективному функционированию инновационных организаций России. Налоговое законодательство недостаточно ориентировано на создание стимулов у собственников предприятий к стратегическому планированию и к проведению своих собственных исследований и разработок. Поэтому необходимо выявить и устранить существующие проблемы налогообложения инновационной деятельности, скорректировав тем самым направление и темп развития РФ.

Наиболее сложной проблемой налогообложения инновационных организаций является высокий уровень страховых взносов.

В отличие от основной массы предприятий, в расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес (от 50 до 80%) занимают расходы на оплату труда, а следовательно, и на уплату страховых взносов, а поскольку с 2011 г. увеличена ставка страховых платежей в социальные фонды с 26 до 34%, это является очень тяжелым моментом для инновационных компаний [1].

Помимо проблемы с уровнем ставок страховых взносов существует необходимость завершения реформы системы начислений налоговой амортизации (т. е. формирование амортизационных групп в соответствии с международным подходом).

Амортизация основных средств является универсальным механизмом налогового стимулирования инновационной деятельности организаций, признанным во всем мире, так как ее начисление создает важный источник финансирования инноваций для организаций, заинтересованных в дальнейшем росте, модернизации и техническом перевооружении своего производства.

Дальнейшее совершенствование амортизационной политики в ближайшие годы необходимо согласовать с пересмотром подходов к Классификации основных средств на группы и определению для этих групп норм амортизации, основанных не только на физических сроках службы объектов основных средств, но и иных факторах, которые влияют на процесс начисления амортизации, в частности скорости развития технологий, заставляющей обновлять основные средства до истечения физического срока их службы [2].

Также необходимо повышать эффективность системы налогового учета и расходов на НИОКР и в уже введенных льготах доработать порядок учета, чтобы облегчить применение льгот с коэффициентом 1,5.

В 2009 г. в качестве дополнительной меры была установлена возможность использования повышающего коэффициента (1,5) в целях ускоренного учета текущих затрат на научные исследования и разработки (в том числе не давшие положительного результата) по Перечню, установленному Правительством РФ. Однако данный Перечень требует уточнения с точки зрения возможности его администрирования налоговыми органами.

Оценивая всю совокупность существующих в РФ льгот по налоговому стимулированию инновационной деятельности, к сожалению, приходится сделать вывод о том, что они не носят системного характера, отличаются непостоянством, малочисленностью, не охватывают всей совокупности институтов и отношений, присущих инновационной деятельности, и лишь отчасти компенсируют предпринимательский риск, связанный с ведением инновационной деятельности.

Уровень налоговых льгот в РФ существенно не дотягивает до уровня зарубежных стран ни по количественным, ни по качественным показателям. Существенным отличием является и тот факт, что в РФ большинство льгот предоставляется организациям, только если они являются резидентами особых экономических зон (ОЭЗ), т.е. практически эти льготы носят точечный локальный характер.

Если рассматривать проблемы налогообложения, то необходимо помнить, что в мировой практике наблюдаются некоторые различия между ОЭЗ,

создаваемыми в развитых и в развивающихся странах. В развитых странах при их создании ставится целью, прежде всего, техническое переоснащение производства на базе новых технологий, а потому предоставляются в основном налоговые льготы. В развивающихся же странах помимо модернизации экономики приоритетными являются цели привлечения зарубежного капитала и передового управленческого опыта, а потому и льготы предоставляются не только в системе налогообложения, но и по аренде земли, использованию рабочей силы. Имея в виду, что в числе основных инструментов государственного регулирования ОЭЗ в России налоговые и таможенные преференции стоят на третьем месте (после государственной поддержки создания инфраструктуры на территориях ОЭЗ и введения упрощенного режима администрирования), можно сделать вывод о том, что мы пошли по пути развивающихся стран [3].

Поэтому помимо налогового стимулирования инновационной деятельности большое значение имеют вопросы и проблемы административного и правового характера.

Серьезным недостатком в законодательстве РФ является отсутствие единого закона об инновационной деятельности, законодательства в области патентования, лицензионного права, законов о промышленных образцах, охраны объектов интеллектуальной собственности и прав собственности на них.

Поскольку четкое правовое регулирование интеллектуальной собственности создает экономическую заинтересованность у субъектов инновационной деятельности, необходимо учитывать, что развитие инновационной деятельности, повышение инновационной активности в стране будут зависеть прежде всего от благоприятного правового обеспечения, формирующегося как на региональном, так и на федеральном уровне посредством действенной законодательной базы.

Все это требует как принятия законодательства, способствующего развитию инноваций, так и формирования эффективных механизмов по их реализации на практике [4].

Необходимо отметить, что инновационные проекты нуждаются в долгосрочных инвестициях, так как доходы, получаемые от данных проектов, предполагают доходы будущих периодов, поэтому немаловажным недостатком российской налоговой системы является еще и то, что постоянные реформы (не всегда последовательные) и изменения налогового законодательства не гарантируют стабильности налогообложения на весь срок реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

Перспективы создания и дальнейшего развития инновационной деятельности в российской экономике во многом зависят от формирования и развития в сравнительно сжатые сроки эффективного законодательства, рассматривающего данные вопросы.

Радикальным решением проблем стимулирования развития инноваций может стать введение специального налогового режима. Специальные режимы установлены для различных видов организаций, которые в силу специфики осуществляемой ими деятельности требуют специальных подходов при налогообложении. Такой спецификой, несомненно, обладают научные и инновационные организации. Основным результатом введения нового специ-

ального налогового режима могло бы стать в первую очередь снижение общего налогового бремени на организации инновационной сферы [5].

В целях стимулирования взаимодействия инновационных структур друг с другом, в частности, можно ввести льготы, поощряющие эффективное использование в отношении научно-технических комплексов принципа «консолидированного налогоплательщика», когда инновационные затраты и связанные с нововведениями убытки одних участников могут покрываться за счет доходов других системообразующих организаций. Льготы должны быть согласованы между собой таким образом, чтобы обеспечить системное развитие научно-технического комплекса.

В условиях существующей налоговой модели основная доля бюджетных, в том числе налоговых доходов приходится на федеральный уровень. Поскольку стимулирование инновационной деятельности носит, как правило, рискованный характер, то власти соответствующего уровня не заинтересованы в расходовании бюджетных средств на проекты, эффективность которых не поддается точному определению и в большинстве случаев носит вероятностный характер. В данной ситуации возможно использование налогового стимулирования, в том числе и на межбюджетном уровне, когда бюджет более высокого уровня выделяет в той или иной форме средства для их использования в системе налоговых стимулов инновационной деятельности на региональном уровне.

Кроме того, механизмы налоговой политики страны и налогового администрирования должны предусматривать упрощение всей налоговой системы РФ, снижение издержек налогоплательщиков, которые возникают вследствие соблюдения и исполнения их налоговых обязательств.

Сегодня можно сказать, что в России постепенно формируются новая структура государственного управления и законодательная база, создающая условия для функционирования всей инновационной сферы в рыночных условиях. В связи с этим основными целями современной налоговой системы Российской Федерации должны быть формирование стимулов развития рыночных институтов и механизмов хозяйствования, создание благоприятных условий для повышения эффективности производства и обновления основных фондов предприятий, снижение общей налоговой нагрузки на экономику и бизнес. Налоговая политика должна выступать рычагом государственного воздействия на экономику, способствовать выравниванию налогового бремени по отдельным экономическим регионам и отраслям, отражать инвестиционный потенциал и развитие экономики в целом.

Литература

1. Стенографический отчёт о заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. ИЯЬ: http://www.kremlin.ru/transcripts/68442

2. Полежарова Л.В. О налоговых льготах и будущем налога на прибыль // Налоговый вестник. 2009. № 8.

3. Гордеева О.В. Особые экономические зоны: налоговый аспект // Финансы. 2009. № 7.

4. Мамедов А.А. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования // Налоги. 2009. № 5.

5. Васильев С.В. Специальный налоговый режим как инструмент налогового стимулирования инновационной деятельности // Финансовое право. 2008. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.