Научная статья на тему 'Проблемы деятельности гражданского общества, РПЦ и молодежных православных организаций по формированию системы традиционных ценностей у Российской студенческой молодежи'

Проблемы деятельности гражданского общества, РПЦ и молодежных православных организаций по формированию системы традиционных ценностей у Российской студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
128
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА / ПРАВОСЛАВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / TRADITIONAL VALUES / CULTURE / ORTHODOX ORGANIZATIONS / YOUTH / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Старостенков Н. В.

В статье автором представлены результаты комплексного анализа проблемы формирования традиционных ценностей современного российского общества, молодежи, духовной культуры человека. Автор рассматривает и определяет направления решения данной задачи, где важную роль могут сыграть Русская Православная Церковь и молодежные православные объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Старостенков Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы деятельности гражданского общества, РПЦ и молодежных православных организаций по формированию системы традиционных ценностей у Российской студенческой молодежи»

Старостенков Н.В. ©

Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Отечества,

Российский государственный социальный университет

ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, РПЦ И МОЛОДЕЖНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЕЖИ

Аннотация

В статье автором представлены результаты комплексного анализа проблемы формирования традиционных ценностей современного российского общества, молодежи, духовной культуры человека. Автор рассматривает и определяет направления решения данной задачи, где важную роль могут сыграть Русская Православная Церковь и молодежные православные объединения.

Ключевые слова: традиционные ценности, культура, православные организации, молодежь, Русская Православная Церковь.

Keywords: traditional values, culture, Orthodox organizations, the youth, the Russian Orthodox Church.

Духовно-нравственный кризис, в котором перманентно находится наше общество на протяжении последних лет, усугубленный международным экономическим кризисом, вызвал целый ряд крайне негативных последствий.

На наш взгляд наибольшую опасность представляет бескомпромиссная борьба различных систем ценностей. Сегодня происходит ожесточенное столкновение

традиционных ценностей, носителями которых является наша культура, и ценностей чуждых им, которые не исключают возможность добиваться своих целей путем убийств невинных, разрушения памятников культуры, отрицания права других на свое мнение. Крайним и наиболее последовательным воплощением такой системы является терроризм, который вовлекает в свою орбиту все большее количество молодых людей.

Поэтому нашей важнейшей задачей становится формирование духовной культуры человека, основанной на системе традиционных ценностей, изначально присущих нашему обществу.

В решении этой задачи важную роль могут сыграть Русская Православная Церковь и молодежные православные объединения.

Кризис, о котором идет речь, удивительно наглядно показал нам, что только вложения в человека, в его образование и духовное совершенствование могут быть действительно эффективны и не подвержены девальвации.

Однако эффективность работы по увеличению интеллектуального потенциала нации напрямую зависит от того, в какой степени будут учитываться реалии сегодняшнего дня.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что, по мнению некоторых специалистов, цикл обновления производства, появления новых технологий и изменения спроса составляет около пяти-семи лет. Столько же занимает время обучения специалиста в вузе. В связи с этим, переход на двухуровневую модель обучения - мера вполне назревшая.

Однако переход на двухуровневую систему образования таит в себе много «подводных камней». Прежде всего, специалистов тревожит возможность формирования так

© Старостенков Н.В., 2015 г.

называемой мозаичной культуры и прежде всего у тех, кто будет осваивать программу бакалавриата.

Как специально отмечает известный ученый и публицист С.Г. Кара-Мурза: «Мозаичная культура и сконструированная для ее воспроизводства новая школа ("фабрика субъектов") произвели нового человека - "человека массы". Это полуобразованный человек, наполненный сведениями, нужными для выполнения контролируемых операций. Человек самодовольный, считающий себя образованным, но образованным именно чтобы быть винтиком - "специалист"» [1, с. 274].

Это серьезнейшая проблема, решение которой нам, гражданскому обществу следует искать совместно с РПЦ и молодежными православными объединения, так как, по мнению некоторых специалистов «человек массы» не только не способен быть высококлассным специалистом, но и его религиозное сознание будет базироваться на эклектическом мировоззрении, сочетающем «логически и генетически не связанные между собой элементы, почерпнутые из различных традиционных религий, квазинаучных и, наоборот, примитивных фольклорных представлений, переосмысленных образов массовой культуры» [2]. Именно поэтому определенная часть молодежи начинает искать источники духовности не в храмах традиционных религий, а в различных, в том числе и тоталитарных сектах.

Исключительную важность для повышения эффективности воспитательной работы играет деятельность государственных и общественных организаций страны по формированию мировоззрения молодого поколения своих граждан.

Однако процессы, под влиянием которых происходит сегодня формирование мировоззрения, внутреннего мира и культуры нашей молодежи не могут не вызывать у нас тревоги.

Финансовый и социально-политический кризис, который сильнее всего ударил по социально-незащищенным слоям нашего общества и, прежде всего, молодежи; чрезмерная социальная дифференциация; девальвация системы традиционных духовных ценностей; резкое снижение воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования; ослабление контроля со стороны семьи, школы и государства за воспитанием, обучением и образованием молодых граждан нашей страны привели к тому, что сегодня значительную часть молодежи охватил кризис духовно-нравственных идеалов. И это стало следствием того, что молодежь в поисках опоры и в процессе формирования сознания, социализации, как правило, попадает под влияние различных организаций, зачастую базирующихся на манипулятивных методах работы [3, с. 206].

И без того безрадостное положение усугубляется ведущейся рядом средств массовой информации пропагандой аморальных, асоциальных, антироссийских и

антипатриотических разрушающих личность и общество псевдоценностей.

Что же нужно, на наш взгляд, предпринять для того, чтобы из молодого человека, воспитанного на культе возведенного в абсолют либерального индивидуализма и эгоцентризма, презирающего слабого и неудачливого, считающего основным способом решения всех проблем силу, воспитать гражданина России, способного самоотверженно выполнять миссию социального служения?

Как и в прошлые годы, магистральным путем решения этого весьма непростого комплекса задач является создание эффективной системы взаимодействия Русской Православной Церкви, научно-педагогического сообщества и молодежных православных объединений.

В первую очередь мы должны стремиться создать условия, благоприятные для распространения в молодежной среде этических, культурных и воспитательных ценностей русской православной культуры. Условия, в которых будет происходить формирование у молодых граждан России стиля поведения и образа жизни, соответствующих этим идеалам и ценностям.

Добиться этого можно только в том случае, если мы будем неустанно изучать и своевременно реагировать на вызовы нашему государству, обществу, нашим культурным

ценностям, порожденные всемирным кризисом, процессами глобализации, переходом к информационному обществу.

Формирование информационного общества привело к серьезным изменениям в массовом сознании. Благодаря современным средствам массовой коммуникации люди, и в первую очередь - молодежь, усваивают одни и те же стандарты поведения и образа жизни, поклоняются одним и тем же идолам индустрии развлечений и т. д. То есть происходит очевидная унификация массового сознания [4, с. 232].

Более того, как отмечают в связи с этим некоторые специалисты [5], изменения характера отношений между людьми, вызванные ростом неравенства и усилением конкуренции, насаждение индивидуалистической модели поведения, ведут к такому уровню индивидуализации и атомизации общества, при котором идеалы социальной солидарности, братства, коллективизма, умение жить для других и трудиться на благо общества превращаются в балласт, который мешает выжить.

При этом информационно-технологическое отставание России от экономически развитых стран создает невиданно благоприятные условия для глобальной экспансии американской массовой культуры и подрыва традиционных культур народов нашей страны.

В результате происходящих процессов серьезным испытаниям подвергается система традиционных, свойственных нашему обществу культурных ценностей. Наш язык все более и более засоряется неоправданными иноязычными заимствованиями. Картина исторического развития нашей страны грубо искажается. Россияне все более отрываются от духовных источников, питавших многие поколения наших предшественников.

Однако согласно расчетам российского экономиста М. Хазина, целью которых было выявление секторов американской экономики, имеющих дополнительные, находящийся вне рамок межотраслевого кругооборота ресурсов, источники, получается, что «сектор «новой» экономики, в который были включены отрасли, связанные с информационной экономикой, а также оптовая и розничная торговля, занимая примерно 25% экономики США по потребляемым ресурсам, «выдает» обратно в экономику всего около 15%» [6].

Следовательно «значительная часть экономики США существует лишь постольку, поскольку есть внеэкономическое, эмиссионное стимулирование спроса».

Таким образом, в условиях кризиса и, возможно, вынужденного сокращения в странах Запада ассигнований на развитие информационных технологий, могут появиться благоприятные возможности для освобождения сознания наших людей от диктата западной культуры, западных ценностей, западной идеологии.

Разумеется, Запад не сдаст без боя однажды завоеванные им позиции. Уменьшение выделяемых ресурсов он попытается компенсировать разработкой новых, еще более изощренных информационных технологий, имеющих своей целью модификацию поведения, мышления и восприятия окружающей действительности нашей молодежью.

Очень важно не пропустить этот момент, подойти к нему объединив свои усилия гражданского общества, Русской Православной Церкви и молодежных православных организаций и имея разработанную, научно-обоснованную программу воспитания граждан нашей страны на системе традиционных, исторически присущих нашему обществу, ценностей.

Изучение происходящих процессов, выработка конкретных рекомендаций государственным органам, политическим партиям и общественным организациям по преодолению негативных последствий влияния западной культуры, а возможно и разработка системы ценностных ориентаций, которая бы позволила людям успешно и достойно существовать в новых условиях - вот еще одна точка приложения научного потенциала гражданского общества, священнослужителей РПЦ и молодежных православных организаций.

Говоря о вызовах безопасности нашего государства, не следует забывать, что правительства так называемых экономически развитых стран для выхода из периодически сотрясавших их кризисов, уже неоднократно прибегали к мерам, с использованием которых

несовместимы такие понятия, как гуманизм, человеколюбие, забота об общем благе, права человека. Именно поэтому сотрясали мир до основания мировые войны в ХХ веке. Этот же рецепт был использован уже в ХХ1 веке, о чем свидетельствует развязывание под надуманными предлогами военных действий в Ираке, Афганистане, Ливии.

Вряд ли кто-либо поручится, что и сегодня, пытаясь вырваться из тисков жесточайшего кризиса, это хорошо известное средство кому-то не захочется использовать вновь, тем более что в мире существует множество «горячих точек». При неблагоприятном развитии событий возможно не только размораживание тлеющих конфликтов на территории нашей страны, но и возникновение региональных войн вблизи ее границ.

Поэтому формирование патриотического сознания, готовности отдать всего себя служению своей Родине, своему народу, сохранение единства общества - вот еще одна важнейшая точка приложения совместных усилий гражданского общества, РПЦ и православных молодежных объединений.

Сегодня в нашем обществе еще имеются определенные социальные ресурсы, наличие которых может способствовать сохранению социальной стабильности.

Поэтому важной задачей гражданского общества, РПЦ и молодежных православных объединений становится оказание помощи государству в сбережении имеющихся ресурсов, использование всех форм своего влияния для поддержания и укрепления стабильности российского общества.

По мнению некоторых специалистов, глобализация, во многом способствуя секуляризации в отношении традиционных религий, «содействует распространению в Европе ислама». Более того, «:.. .создаётся впечатление, что стоит глобализации задеть какие-то корневые, глубинные стороны жизни мусульманских обществ, как в них закипает реакция отторжения, заложенная в самом генетическом коде их культуры. .В существе мусульманского сознания и мусульманской религиозности есть нечто, принципиально противоречащее глобализации, утверждаемым ей ценностям и институтам» [2].

В связи с этим, на мой взгляд, важной задачей научно-педагогического сообщества, специалистов-теологов становится изучение причин устойчивости ислама к процессам глобализации, поиск тех резервов, которые могли бы быть, в случае необходимости, мобилизованы и другими конфессиями.

Судя по всему, очень серьезные проблемы ждут наше общество, Русскую Православную Церковь уже в недалеком будущем. Глобальные изменения, которые под влиянием общемирового кризиса, неминуемо грядут уже в не столь отдаленное время, могут вызвать к жизни, как это уже было на Руси не один раз, разнообразные формы религиозногражданской жизни. Вспомним, стригольчество, движения жидовствующих, духоборов, молокан и др. возникали именно в переломные моменты нашей истории. Сегодня особую опасность представляют так называемые тоталитарные секты.

Изучать условия возникновения различных форм религиозно-гражданской жизни, вырабатывать социально-приемлемые формы работы с ними - вот еще одно важное направление работы гражданского общества, Русской Православной Церкви и молодежных православных объединений.

Таким образом, потенциал совместных действий гражданского общества, Русской Православной Церкви и молодежных православных объединений значителен. Его практическая реализация будет способствовать дальнейшему сплочению нашего общества, благу и процветанию нашего Отечества.

Литература

1. Кара-Мурза С.Г. Потерянный разум. - М., 2005. - С. 274.

2. Филатов С. Религиозная жизнь Евразии: реакция на глобализацию // Русский архипелаг. URL: http://www.archipelag.ru/geoculture/religions/Eurasia/reaction/ (дата обращения: 18.02.2015)

3. Копичникова А.П. Роль политических технологий в формировании сознания молодежи в современной России. - Человеческий капитал, № 10(22), 2010. - С. 206.

4. Рудницкая А.П., Плетнева Н.С., Беслекоева Э.М. Государственная информационная политика: механизмы, тенденции развития, специфика, терминология. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11-2. - С. 231.

5. Глобализация информационного пространства: вызовы и новые возможности для России. - 13 апреля 2000 года / Стенограмма семинара. - М.: Центр стратегических разработок, 2000.

6. Хазин М. Теория кризиса // Профиль. - 08.09.2008. - № 33 (588) URL: http://www.profile.ru/items/ ?item=26923 (дата обращения: 18.02.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.