Научная статья на тему 'Проблемы детско-юношеского туризма в современной России'

Проблемы детско-юношеского туризма в современной России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1099
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / детско-юношеский туризм / воспитание молодежи / экологическое просвещение / Tourism / children and youth tourism / youth upbringing / ecologic enlightenment

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Садкова И. Е.

Автор рассматривает проблему детской занятости, способа воспитания, досуга, социализации, перемены учебного труда, формирования коммуникабельности, уважения к природе и культурным ценностям с точки зрения детско-юношеского туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author discusses the issue of children's occupation, ways of upbringing, leisure, socialization, formation of communicability, respect towards nature and cultural values from the point of view of children and youth tourism.

Текст научной работы на тему «Проблемы детско-юношеского туризма в современной России»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

/

ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

И.Е. Садкова,

аспирант кафедры менеджмента и маркетинга Уфимского государственного авиационного технического университета

[email protected]

Автор рассматривает проблему детской занятости, способа воспитания, досуга, социализации, перемены учебного труда, формирования коммуникабельности, уважения к природе и культурным ценностям с точки зрения детско-юношеского туризма.

Ключевые слова: туризм, детско-юношеский туризм, воспитание молодежи, экологическое просвещение УДК 316

Кризисное состояние российского общества выражается, в частности, в отсутствии интересов у большой части общества к экологии, эстетике, этике, здоровью, духовному развитию подрастающего поколения. Это состояние общества можно охарактеризовать следующими противоречиями.

Во-первых, Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а также программы, концепции по развитию туризма не затрагивают конкретно такую социальную общность как дети, которые нуждаются не только в нормативно-правовом регулировании, но и в социальной защите. Нормативно-правовая база в сфере детско-юношеского туризма не представлена в виде Федерального закона, где закреплялись бы: доступность детско-юношеского туризма, права детей на отдых, на организацию досуга.

Во-вторых, детско-юношеский туризм для государства является средством дохода, а не средством организации досуга, развития детей. Детско-юношеский туризм стал внутри страны элитарным. Родители школьников вынуждены тратить непосильные в большинстве случаев средства. В стране отсутствует регулируемый рынок в сфере детских поездок, цены раздуты, поездки осуществляются только в период высокого сезона. Ими могут воспользоваться лишь 1-3% школьников.

Ситуация на рынке детского туризма в России за последнее десятилетие следующая: из 17,6 млн детей в возрасте от 7 до 15 лет могут позволить себе отдохнуть в оздоровительных учреждениях чуть больше 6 млн, что говорит о существовании потенциально неохваченного сектора этого рынка. По сравнению с 1995 г. сократилась численность туристских баз — на 60%, баз отдыха и других организаций отдыха — на 12%, домов и пансионатов отдыха — 11%. Количество детских санаториев и пансионатов с лечением к 2000 г. уменьшилось на 10%. Из приведенных данных видно, что общее число санаторно-курортных организаций, организаций отдыха и туристских баз постоянно уменьшается. В 2002 г. их количество сократилось относительно 1995 г. на 435 предприятий, что составило 89% от уровня 1995 г.1

В-третьих — это коммерциализация детско-юношеского туризма. Последнее изменяет ценностное восприятие туристической культуры у многих детей. Из-за дороговизны туристических услуг не многие родители способны отправить детей на отдых. Дети все больше посвящают свой досуг домашним посиделкам, общению с соседями, переписке с друзьями по интернету, компьютерным играм, что приводит к ослаблению культурных запросов и к росту агрессивности. Реальный объем доступных туристических услуг, предоставляемых школьникам и студентам не обеспечивает полноценного и гармоничного физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Все вышеизложенное не способствует формированию культуры и бережного отношения к природе. Результат — большое количество мусора, оставленного после отдыха на природе, непотушенные костры, испорченные транспортом лесные массивы.

Яркий тому пример — природный комплекс Ольхона. На многих прибрежных участках автотранспорт и толпы людей уничтожили травяной покров, разрушили тонкий почвенный слой. По вине туристов оголяются все новые участки древних, закрепленных растительностью песчаных массивов, увеличивается площадь подвижных песков. Страдает все большее

количество охраняемых видов растений. По вине туристов возникают практически все лесные пожары. Самый обширный бушевал на склонах священной горы Жима. Здесь сгорел, а вскоре был повален ветром, уникальный реликтовый ельник, единственный на Ольхоне. Борясь с пожарами, лесная охрана Прибайкальского национального парка делала все возможное, но ущерб был нанесен огромный. Общая площадь сгоревших лесов превысила 1500 га2.

В-пятых, это отсутствие экологического, эстетического воспитания подрастающего поколения. В школах недостаточно уделяется внимания таким учебным гуманитарным дисциплинам как экология, эстетика, этика, а это формирует в сознании детей пренебрежительное отношение к природе, чистоте, порядку. Телевизионные же программы, показывающие большое количество фильмов ужасов, боевиков, а также многочисленные компьютерные игры откладывает в сознании детей агрессивность ко всему окружающему. Институт семьи, являясь, агентом социализации не в полной мере, выполняет функции в области привития туристической активности. Отсюда увеличивается число детей, имеющих отклонения, как в состоянии здоровья, так и в поведении.

В-шестых, школьные программы не обеспечивают систематического общения детей с природой, что не позволяет формировать опыт поведения в природной среде на основе соблюдения правовых и этических норм, а следовательно, полноценно воспитывать такое важнейшее гражданское свойство личности, как способность активно действовать по защите, уходу, улучшению окружающей среды.

Экологическому образованию в школе уделяется внимание, но у него есть существенные недостатки: оторванность от жизни, невозможность применять полученные вербальным путем знания, овладеть практическими умениями и навыками и, наконец, применять все это на практике. Кроме того, выезды на природу требуют определенных финансовых затрат, которые не предусматриваются школьной программой, а личный бюджет учителя недостаточен. Сказывается также чрезвычайная занятость учителей основной работой. Ездить с детьми в туристические поездки приходится в свое личное время, которого у учителя всегда не хватает.

В-седьмых, средства массовой информации (особенно телевидение) практически не пропагандируют здоровый образ жизни и ценности туризма для детей. Туристическая литература из-за недостатка финансовых средств также не поступает в массовые школьные библиотеки.

Проблема взаимодействия человека с природой — одна из основополагающих в развитии человеческой цивилизации. К середине ХХ в. уровень производственной деятельности поставил под угрозу разрушения саму среду его обитания, предопределил разрушение основополагающих форм общественной морали, семьи, взаимоотношения поколений. Одним из важнейших и, безусловно, необходимых условий преодоления человечеством объективной экологической угрозы, является распространение взвешенных, правдивых и систематизированных знаний о ее причинах и возможных последствиях. Детско-юношеский туризм призван содействовать решению этой задачи.

В настоящее время развитие детско-юношеского туризма является актуальной темой для общества и как социальный феномен играет как никогда важную роль непосредственно в

43 1

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

жизни и здоровье детей. Именно подрастающее поколение является центром внимания, тем «ядрышком», которое формирует общество, закладывает фундамент будущего.

Детско-юношеский туризм традиционно считается одной из наиболее действенных форм экологического воспитания. Десятки километров, пройденных живописными просторами родного края, романтика жизни среди природы — казалось бы, что может быть благоприятнее для единения человека с окружающей средой. Еще К.Д. Ушинский, и Н.И. Пирогов, а на Западе Д. Дъюн и П. Наторн учитывали значение среды и использовали ее возможности в развитии личности. Важнейшим фактором оздоровления окружающей среды считается совершенствование культуры природопользования, т.е. воспитание населения в духе бережного отношения к природе, развитие многообразия форм его участия в природоохранном деле. Население не может быть безучастным в мероприятиях по охране окружающей среды, поскольку природа является не только источником его жизни и материального богатства, но и служит гарантом здоровья, радости и счастья, притом не только нынешнего, но и последующих поколений. Именно, детско-юношеский туризм будет являться связующим звеном между обществом, природой, человеком и его жизненной средой (окружением) в контексте глобальных проблем человечества с целью не только сохранения, но и совершенствования среды обитания человека как природного и общественного существа. Человек физически и духовно неразрывно связан с природой. Чтобы сохранить свою жизнь, он должен находиться в процессе постоянного обмена с нею.

Среда, в которой живет человек, — это биосфера, но он привносит в нее многочисленные противоестественные факторы, что имеет глубокие последствия для его психики. Еще недавно человек был собеседником и главным толкователем природы. Сейчас природа становится все более искусственной, человек живет, окунувшись в свое собственное созидание, в свое дело, которое было его целью, но может стать причиной его гибели. Поэтому особое значение приобретает целенаправленное распространение социально-экологических знаний через детско-юношеский туризм.

В России, обладающей колоссальными туристскими ресурсами, детско-юношеский туризм еще не достиг уровня развития, адекватного своим потенциальным возможностям. Растущее поколение остается вне поля зрения со стороны государства вследствие неразвитости инфраструктуры туристских услуг, несовершенства механизмов государственного регулирования на различных уровнях власти, отсутствия мотивации для частных инвестиций в туристские рынки и

эффективных методов экономического анализа туристского комплекса регионов.

Сейчас опасность деградации окружающей среды и судьба будущих поколений, детей и подростков превращается в проблему номер один для человечества. Изменяется мир ценностей детей, обостряются многие проблемы, такие как небрежное отношение к природе, подростковая преступность, наркомания среди малолетних и другие, которые все больше превращаются в общесоциальные. Поэтому обращение к проблемам развития детско-юношеского туризма сейчас как никогда актуально, так как сегодняшние подростки — завтрашние активные участники общественной жизни и от того, какие в них заложены идеалы, во многом зависит характер общественных отношений и социальная структура России, а также экологическая ситуация в стране.

Существовавшая система детско-юношеского туризма во многом решала эти вопросы, однако, снижение за последние годы государственного финансирования сказалось на формировании здорового образа жизни, нравственной устойчивости детей и подростков.

До 90-х гг. ХХ в. организация детского отдыха была на хорошем уровне. Практически каждый ребенок, даже из необеспеченной семьи, мог поехать в пионерский или оздоровительный лагерь. В течение многих лет существования государства создавался и развивался туризм, который обеспечивал равное положение детей. Дотации государства и предприятий были существенными, зачастую путевки предоставлялись бесплатно. В 1990 г. в стране функционировало около 5 тыс. лагерей. К 2001 г. их число снизилось до 3342. За последние четыре года потеряны еще 242 объекта. В последующие годы должен открыться 3001 лагерь.

Переход к новому этапу развития общества изменил существовавшие представления о положении детей. Нестабильная экономическая обстановка, и, как следствие, снижение жизненного уровня многих семей, наличие значительных слоев населения, находящихся на грани или за чертой бедности, ослабление институтов здравоохранения, образования, культуры заметно ухудшили положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению и социализации. Образ жизни, дефицит интереса, также является одним из ключевых факторов, негативно сказывающихся на психологическом равновесии и мироощущении ребенка. А между тем, потребности, нравственные установки и ценности, сформированные в процессе занятия детско-юношеским туризмом, представляют собой основополагающие моменты в становлении полноценной личности, способной достойно жить в обществе.

1 Российский туристский бюллетень. Туризм: информация, статистика, анализ. ТИСА. — М.: «Он-Лайн», 2002. — Ш3.

2 Рябцев В.В. Туризм и его воздействие на природу в Прибайкальском национальном парке. http://www.enwl.net.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.