Научная статья на тему 'Проблемы борьбы с лесными пожарами в России и всех лесообильных странах мира (кто виноват и что делать?)'

Проблемы борьбы с лесными пожарами в России и всех лесообильных странах мира (кто виноват и что делать?) Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
1213
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ КОДЕКС / ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ / ТУШЕНИЕ / ВЕРТОЛЕТЫ / ЛОГИСТИКА / ДИСЛОКАЦИЯ ПЛОЩАДОК БАЗИРОВАНИЯ / FOREST CODE / FOREST FIRES / SUPPRESSION / HELICOPTERS / LOGISTICS / DISLOCATION OF BASING PLATFORMS

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Абдурагимов И. М.

Предпринята очередная попытка выяснить причины резкого роста крупных лесных пожаров в России в последние годы и доказать кардинальное повышение эффективности борьбы с лесными пожарами совмещением тактики применения "крылатых пожарных" с технологией тушения лесных пожаров методом подачи воды в режиме висения вертолета. Приведены расчеты, обосновывающие требуемое количество вертолетов для защиты всех лесных массивов России. Показано, что применение принципа логистики маршрутов забора воды в режиме висения, зон тушения и площадок базирования вертолетов позволяет сократить требуемое количество вертолетов на 20-25 %. Приведен расчет численности авиаотряда для обеспечения эффективного тушения лесных пожаров в Московской области в самой ранней (начальной) стадии их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of Fight Against Forest Fires in Russia and All Rich-in-Forests Countries of the World (Who Is Guilty and What to Do?)

Another attempt to find out the reason of sharp growth of majorforest fires in Russia in recent years and to prove cardinal increase of efficiency of fight against forest fires by combination of tactics of application "winged firefighters" with technology of suppression of forest fires by method of water supply in a mode of hovering helicopter is undertaken. The calculations proving a number of helicopters required for protection of all forests of Russia are given. It is shown that application of a principle of logistics of routes of water intake in hovering mode, logistics of suppression zones and basing platforms of helicopters allows reducing required number of helicopters on 20-25 %. Calculation of the number of flight formation to ensure the effective extinguishing of forest fires in Moscow region in the earliest (initial) stage is given.

Текст научной работы на тему «Проблемы борьбы с лесными пожарами в России и всех лесообильных странах мира (кто виноват и что делать?)»

И. М. АБДУРАГИМОВ, д-р техн. наук, профессор, академик НАНПБ, профессор МГТУ им. Н. Э. Баумана, г. Москва, Россия

УДК 614.841.42

ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ЛЕСНЫМИ ПОЖАРАМИ В РОССИИ И ВСЕХ ЛЕСООБИЛЬНЫХ СТРАНАХ МИРА (КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?)

Предпринята очередная попытка выяснить причины резкого роста крупных лесных пожаров в России в последние годы и доказать кардинальное повышение эффективности борьбы с лесными пожарами совмещением тактики применения "крылатых пожарных" с технологией тушения лесных пожаров методом подачи воды в режиме висения вертолета. Приведены расчеты, обосновывающие требуемое количество вертолетов для защиты всех лесных массивов России. Показано, что применение принципа логистики маршрутов забора воды в режиме висения, зон тушения и площадок базирования вертолетов позволяет сократить требуемое количество вертолетов на 20—25 %. Приведен расчет численности авиаотряда для обеспечения эффективного тушения лесных пожаров в Московской области в самой ранней (начальной) стадии их развития.

Ключевые слова: Лесной кодекс; лесные пожары; тушение; вертолеты; логистика; дислокация площадок базирования.

Аномальная (по температуре и продолжительности) жара 2010 г. в России обнажила все явные признаки системного кризиса в законотворчестве современной России вообще и в законах об охране лесов в частности. И хотя уже нет в России такой жары, многочисленные пожары бушуют на Дальнем Востоке, Алтае, в Сибири (особенно в Томской обл., Красноярском крае, Якутии) и других регионах! Но это "там", где-то далеко. Там легче скрыть, сгладить масштабы бедствия, в том числе миллионы гектаров выгоревшего леса. И вот уже, как обычно в России, поднимается волна "наказания невиновных и поощрения и даже награждения непричастных". Но, наверное, пора уже спокойно, профессионально (и публично) обсудить эту проблему без оглядки "на чины и звания" виновных.

К сожалению, за последние 20-30 лет разве что только ленивый не поглумился по поводу двух "проклятых" вопросов, вынесенных в подзаголовок статьи, — кто виноват и что делать. Но никто из острословов не признал, что за последние 150-200 лет Российской истории эти вопросы стали главными, жизнеопределяющими для судеб России и что без ответа на них население "самой богатой страны мира" будет продолжать бедствовать и страдать больше, чем народы других цивилизованных (и даже не очень цивилизованных) стран мира.

Безусловно, "пожарные трагедии" сотен тысяч (даже миллионов) россиян в 2010 г. в значительной степени были обусловлены аномально жарким летом (и неважно, за последние 150 или 500 лет, как утверждают синоптики). Важнее то, что с абсолют© Абдурагимов И. М., 2012

ной закономерностью сработало неотвратимое правило сопромата: где тонко — там и рвется! И в первую очередь это коснулось сферы обеспечения защиты "народного достояния" россиян — лесного богатства страны.

Специалистам давно известно, что лесные пожары (как и торфяные) случались за тысячи и даже за миллионы лет до появления на Земле человека. Но они стихийно возникали и так же стихийно прекращались. Однако с появлением человека (особенно современного) эти пожары стали масштабнее, опаснее и возникают в тысячи раз чаще: срабатывает пресловутый "человеческий фактор", который во всей своей многогранности, включая "бездумную" законотворческую деятельность и беспредельную коррупцию в России последних лет, и обусловил масштаб проблемы лесных пожаров 2010 г, и всех последующих лет. И эта проблема будет существовать до тех пор, пока не будет устранена ошибка, признанная большинством специалистов, — принятие Лесного кодекса 2007 г.

О том, что именно так в ближайшие годы будут обстоять дела с лесными пожарами в России, я писал еще в 2009 г., анализируя причины проблем лесных пожаров в Австралии, Греции, Калифорнии [1]. Но никто из тех, "кому следует" это знать, от кого что-то зависит, не услышал моих предупреждений. Правда, тогда я и представить себе не мог, что в России все это случится так скоро, уже в 2010 г. Отчетливо сознаю, что и из этой моей статьи, как и из всех предыдущих, не будут сделаны соответствующие выводы.

В выступлениях сотен специалистов и дилетантов практически во всех видах средств массовой информации (включая даже "гламурный" журнал ТВ-Парк, опубликовавший в№3 5за сентябрь 2010 г. очень содержательную и информативную статью А. Волкова "Лес горит" в основном о мерах профилактики лесных пожаров) невозможно было найти и трех общих точек зрения на проблему борьбы с лесными, и особенно с торфяными, пожарами. Наряду с весьма разумными высказываниями, в этих публикациях содержалась масса досадных ошибок и очевидных нелепостей. Трудно найти правых, а тем более виноватых, поэтому не могу не высказать и свои соображения по этому поводу. Дело в том, что проблема защиты лесов в России, в том числе от лесных пожаров, совершенно неудовлетворительно решалась по крайней мере последние 50-100 лет. Для примера (и из соображений краткости) приведу только несколько показательных цифр. В "нехудшие", как оказалось, времена для нашей страны — в 80-е годы прошлого века — ассигнования на охрану лесов были ничтожны, вероятно, поэтому масштабы и количество лесных пожаров непрерывно и устойчиво росли. Например, интересна и характерна динамика изменения масштабов регистрируемых официальной статистикой лесных пожаров в СССР. Площадь подлежащего регистрации среднестатистического пожара в 80-х годах менялась следующим образом: 1980 г. — 9 га, 1985 г. — 32 га, 1989 г. — 59 га, т. е. за 9-10 лет размер регистрируемой (учитываемой) площади среднестатистического пожара увеличился более чем в 5-6 раз! А средства, выделяемые в СССР в эти годы на все виды охраны и защиты лесных богатств страны, составляли всего 12 коп. на 1 га леса в год, из них на противопожарную защиту приходилось всего 2-4 коп. [2].

Не могу обойти и то безобразие (а точнее государственное преступление!), которое было введено в ранг закона. Речь идет о принятии нового Лесного кодекса в 2007 г., что окончательно подорвало все основы обеспечения сохранности и безопасности российского лесного фонда. С введением этого закона были размыты границы ответственности между различными министерствами, ведомствами и органами власти в центре и на местах; спутаны каналы, формы и потоки финансирования и материально-технического обеспечения органов и служб пожарной охраны лесов. Кроме всего прочего, принятие этого кодекса привело к сокращению численности работников "низшего" звена, обеспечивающих охрану лесов, в 4 раза (примерно с 200 тыс. до 50 тыс. чел.!). В результате на пожаротушение лесного массива г. Москвы "Лосиный остров" лесхоз смог выделить всего 6 чел. с шестью лопатами и двумя мотопомпами. И это в Москве! А что произошло с

обеспечением пожарной безопасности лесов по всей огромной территории России? Страшно видеть! По моему твердому убеждению, принятию такого закона обязательно должна быть дана оценка. И не в Басманном или Тверском судах, ставших в России нарицательными, почти как приснопамятный "Шемякин суд", а в суде самой высокой категории. Рассмотрение этого вопроса в судебном порядке на самом высоком уровне необходимо для раскрытия того механизма, той пагубной и преступной системы, которые позволили разработать и принять такой закон. В качестве образца того, как следует принимать законы такого уровня, можно посмотреть, как Римский сенат принимал закон о строительстве Апи-евой дороги. Очень поучительная история, сохраненная в документах. Необходимо персонально и достоверно указать (как было принято в Римском сенате), кто и по каким мотивам инициировал разработку данного Лесного кодекса и его принятие; кто составлял и кто корректировал текст; кто принимал участие в обсуждении и с каких позиций; кто возражал (и по каким позициям) и не был услышан; кто лоббировал принятие Кодекса именно в таком его окончательном варианте. Кто сулил прогресс и благополучие после принятия этого Лесного кодекса, а кто возражал и предостерегал (в чем и почему). Кто в итоге, по прошествии всего 3 лет, оказался прав, а кто виноват и в чем именно. Благо, оба верховных руководителя современной России — настоящие юристы, знающие древнюю заповедь юстиции: ищи, кому выгодно. Только строгое, объективное, компетентное и всестороннее изучение вопроса о подготовке и принятии данного закона, приведшего к трагедиям и катастрофам лесных пожаров 2010 г. в России, может быть, поможет нам раскрыть внутренние механизмы большинства наших государственных бед. Позволит хотя бы частично понять, почему мы в самой богатой стране мира живем не как в Швеции, Дании или Австралии, а хуже, чем в Греции и Португалии (которые горят так же, как и мы).

Если мы не ответим на важнейший вопрос "кто виноват? ", мы так и не будем знать, "что делать", и будем по-прежнему бороться с периодическими бедами и несчастьями и перманентной (не проходящей) бедностью и нищетой, мечтая догнать и "перегнать" уже не Америку (вспомните ДИП-100, ДИП-200, ДИП-500), а Португалию. Потому что масштабы ущерба от пожаров 2010 г. не в силах подсчитать никто не только в России, но и в мире! Нет такой методики, нет такой системы и такого способа. Даже число человеческих жертв, озвученное в официальных сообщениях, вызывает больше сомнений и подозрений в укрывательстве и грубой подтасовке, чем доверия. А уж миллиарды рублей при оценке сгоревшего леса, десятков тысяч сгоревших домов

и пр. вообще представляются сплошной "липой". А где миллиарды, которые должны были пойти на обводнение торфяных полей, на создание системы пожарного водоснабжения в лесных массивах России (наивный, безграмотный и нелепый бред, даже если это высказывают специалисты высокого ранга, занимающие большие должности и имеющие ученые степени и звания)? Общей суммы этих "расходов" не знает никто. Но можно не сомневаться, что миллиарды, выделенные из бюджета, т. е. изъятые у нас с вами, на восстановление жилого фонда (и частично хозяйства) многотысячной армии погорельцев, безусловно, будут "израсходованы" (и весьма успешно), несмотря на все "системы контроля и видеонаблюдения"! Это единственное, в чем можно быть твердо уверенным.

А теперь несколько слов о том, "что делать" в очень узком аспекте — только в части тушения лесных пожаров. Повторюсь еще раз. Лесные пожары всегда были, есть и будут [3], и никакой, даже самый совершенный, Лесной кодекс исключить их не может. Вопрос в другом: 1 — в количестве пожаров; 2 — в их масштабе, размерах и тяжести их последствий. А это в очень сильной степени зависит от уровня совершенства организационных и технических решений в деле обеспечения пожарной безопасности лесных богатств любой страны мира (и особенно России!). В первую очередь, от уровня профилактики возникновения лесных и торфяных или степных пожаров во всех ее аспектах, а во вторую — от успешной борьбы с уже возникшими пожарами. Этот вопрос имеет две важнейшие составляющие. Его решение зависит от эффективности и достоверности надзора за возникновением очагов возгорания на территории лесных массивов и от своевременности и эффективности действий по их ликвидации на самой ранней стадии их возникновения.

В современном мире, в эпоху технического (почти "бытового") освоения космоса и огромного прогресса систем видеонаблюдения из космоса (когда можно разглядеть и зафиксировать даже номера автомобилей, движущихся по дорогам в любой стране мира), задача контроля за возникновением очагов лесных (торфяных и многих других видов) пожаров значительно упростилась. Системы типа ГЛОНАСС и совершенно безынерционные системы коммуникаций и компьютерной обработки данных позволяют регистрировать очаги лесных, степных, торфяных пожаров практически своевременно, на самой ранней стадии их возникновения. Это теперь, как принято говорить, "дело техники" и не столь больших материальных затрат.

Вторая половина проблемы (своевременное и эффективное воздействие на эти "ранние" очаги заго-

рания с целью их локализации и подавления) — задача чрезвычайно сложная, и не только практически. И эта половина проблемы, в свою очередь, состоит из двух частей:

1) как своевременно (за очень малый период времени, исчисляемый минутами или десятками минут) добраться до очага лесного пожара, который находится в непроходимых лесах (или болотах), часто в десятках (а иногда в сотнях) километров от служб охраны леса и тем более служб пожаротушения. Поэтому однозначных суждений (и тем более решений), как это наиболее целесообразно сделать в реальных условиях, нет;

2) каким образом эффективно воздействовать на быстроразвивающийся очаг лесного (торфяного, степного) пожара, даже если удалось до него своевременно добраться; как эффективно потушить пожар без соответствующих технических средств пожаротушения, пожар-но-технического снаряжения и требуемого запаса огнетушащих средств. Это большая и почти главная проблема в составе общей проблемы тушения лесных пожаров.

При этом очень важно учитывать обстоятельство чрезвычайной важности, на первый взгляд очевидное для каждого, даже не специалиста. Это влияние фактора времени на успех решения задачи эффективного тушения лесных пожаров!

В то же время даже специалистам пожаротушения не всем известно или не все с этим согласны, что масштаб проблемы тушения пожара твердых горючих материалов (ТГМ) зависит от площади пожара и режима горения (т. е. какой пожар — низовой, верховой или комбинированный — застает команда по прибытии к очагу пожара). Площадь же пожара чаще всего (если нет сильного "направленного" ветра) зависит от времени его свободного развития в квадрате (т р), т. е. площадь пожара пропорциональна величине т р. Иначе говоря, при прочих равных условиях площадь пожара через 20 мин после его возникновения будет в 4 раза больше, чем через 10 мин; через 30 мин — в 9-10 раз больше, чем на 10-й минуте его развития (т. е. через полчаса масштаб проблемы тушения пожара удесятеряется). А всего через час она становится в 35-40 раз сложнее, чем была на начальной стадии развития пожара, т. е. в первые 10 мин. Большинство специалистов пожарной охраны это знают. Не считаются с этим должным образом те, от кого зависит организация службы пожаротушения и материальные ассигнования на организацию этой службы.

Еще хуже обстоит дело со вторым параметром, являющимся залогом успешного тушения пожара твердых горючих материалов, — требуемым коли-

чеством огнетушащих средств для тушения пожара в зависимости от его площади. Эту зависимость, как правило, не знает (или не хочет признавать) подавляющее большинство даже опытных специалистов пожаротушения. И лишь очень небольшой процент знает, что требуемый запас воды на тушение пожара твердых горючих материалов (лесов, торфяных полей и пр.) зависит от площади пожара Гп тоже в квадрате, но с коэффициентом 0,5. Заранее оговоримся, что для тушения лесных, торфяных, степных и прочих видов пожаров ТГМ самым лучшим огне-тушащим средством является вода. И ничего лучше воды для тушения реальных, особенно крупных, пожаров, к сожалению, пока не придумано. А вот от способа и режима ее подачи в очаг пожара зависит очень многое. При определенных условиях подачи воды ее эффективность в деле тушения пожара возрастает в 2-3 раза! Но коэффициент ее полезного действия при тушении крупных пожаров редко достигает 4-5 % (т. е. 95 % подаваемой в очаг пожара воды тратится зря, пропадает "впустую"), особенно при подаче воды с самолета или даже зависающего над очагом пожара вертолета. Поэтому потери воды при тушении лесных пожаров увеличиваются пропорционально квадрату площади пожара (площади тушения). Площадь пожара, в свою очередь, возрастает пропорционально квадрату времени его свободного развития (распространения), да еще со множителем 1,5-3. Значит, запас воды, требуемый для успешного тушения пожара ТГМ, зависит тоже от времени его свободного развития, но уже в четвертой степени!

Следовательно, если тушить лесной пожар через 20 мин после его возникновения, воды потребуется в 15-16 раз больше, чем на 10-й минуте его развития, а через час — в 1300 раз больше! Другими словами, если на 10-й минуте пожар еще можно потушить 50-60 л воды (объем запаса воды в 2-3 заплечных ранцах лесных пожарных), то через 20 мин на тушение возросшего очага пожара потребуется порядка 800-1000 л, а через час —100-130 т воды! Где взять такое количество воды в недоступной лесной чаще, да еще без специальной пожарной техники?

Вот таково значение фактора времени в борьбе с лесными пожарами. Масштаб проблемы эффективного тушения возрастает с потерей времени в четвертой степени! Поэтому в качестве одного из возможных и наиболее рациональных вариантов успешного решения проблемы эффективного тушения лесных пожаров стоит рассмотреть новый способ, представляющий собой комбинацию способа борьбы с лесными пожарами, широко применявшегося в советское время (использование "крылатых пожарных"), с современными попытками тушения лесных пожаров нерегулируемым сбросом воды с пожарных

вертолетов. Эффективность этих способов каждого в отдельности практически ничтожна [4,5], а вот их совмещение может дать качественно иной результат

Используемые с этой целью советские вертолеты типа Ми или Ка любой модели, несущие до 3 т воды на подвеске, следует дооборудовать системой тросового (или фалового) десантирования 4-6 (а то и 8 -10) бойцов пожарной охраны, что позволит высаживать их в режиме висения на безопасном от очага пожара расстоянии (100-200 м) с тыльной стороны очага пожара (зоны горения). При этом запас воды в бадье придется сократить на 600-700 л (учитывая общий вес бойцов пожарной охраны и систем механической высадки их в районе пожара — 600-700 кг). Подачу воды в очаг пожара следует организовывать из резервуара по пожарному рукаву диаметром йу = 50^60 мм через распределительную муфту на 4-6 малых рукавов с йу = 15^20 мм с запорными устройствами на конце каждого из них.

Учитывая авиационные лимиты по весу, пожарные рукава следует брать облегченные, из современных синтетических материалов, например латекс-ные, длиной 20 м. Тогда подача воды из резервуара (бадьи) в режиме висения с высоты 30-50 м обеспечит требуемый напор воды (3-5 атм), а два тонких рукава суммарной длиной 40 м позволят команде из 4-6 бойцов обеспечить свободный маневр вокруг очага пожара и регулируемую подачу воды в очаг с нормативной интенсивностью 0,1 л/(м2-с) (оптимальной, отработанной опытом тушения пожаров в течение многих десятилетий). Воду в очаг пожара подают в течение требуемого времени (10-15 мин) в зависимости от режима горения, вида и состояния горючего материала и эффективности процесса тушения. При этом у каждого бойца имеется запас воды на тушение порядка 200-250 л (т. е.в 10-12раз больше по сравнению с советскими "крылатыми пожарными"). А главное, после тушения очага пожара отряд бойцов также с помощью фала поднимается на борт вертолета и может лететь к другому очагу пожара после заправки бадьи водой, которая производится также в режиме висения в течение нескольких минут.

Из практически реальных вариантов борьбы с лесными пожарами эта разработка представляется наиболее эффективной и перспективной, тем более если для оборудования под пожарный вертолет с десантом взять модели вертолетов типа Ми или Ка с грузоподъемностью порядка 15-20 т. В этом случае запас воды можно увеличить до 13-18 т, а отряд пожарных— до 12-14 чел. (что эквивалентно численности личного состава двух отделений пожарного караула). Тогда это будет очень большая и "скорая" помощь в борьбе с лесными пожарами. При правильной организации таких подразделений, достаточном

их количестве и разумной дислокации с учетом логистической оптимизации районов обслуживания, возможно, удастся даже на огромной территории России с ее бескрайними лесными массивами свести к минимуму (а может быть, и вообще исключить) вероятность возникновения самых страшных (верховых и комбинированных) пожаров.

Верховой пожар редко возникает сам по себе и сразу. Обычно он развивается из низового пожара в течение некоторого времени. И если оперативное время обнаружения первичного очага пожара (а это не проблема), доставки подразделения пожарных к очагу пожара (это уже проблема) и своевременного тушения (это большая проблема, но решаемая) будет меньше времени развития низового пожара в верховой, то можно добиться очень больших успехов. Таким образом, вероятность верховых пожаров можно свести к минимуму, а в идеале — исключить вообще!

Вот таким может быть ответ на частный вопрос "что делать?" в части тушения лесных пожаров. В комплексе с другими методами профилактики пожаров (с усилением мер надзора и охраны лесных массивов и ужесточением режима контроля за поведением людей в лесу) решение этой задачи можно довести до уровня таких образцовых в этом плане стран, как наш северный сосед Финляндия. В очень богатой лесами стране и с очень небольшой численностью населения крупные лесные пожары случаются гораздо реже, чем в России. Правда, как говорят финские специалисты лесной пожарной охраны, они добиваются этого главным образом за счет усиленной профилактики лесных пожаров и высокой культуры поведения в лесу граждан. Финские пожарные (то ли в шутку, то ли всерьез) говорили мне, что в борьбе с лесными пожарами они не только очищают лес от естественного лесного "мусора" (опавшей листвы, сучков), но и регулярно подметают все лесные дорожки и тропинки. Таким образом, профилактика лесных пожаров — это главный залог успеха в борьбе с лесными пожарами, в том числе в России, в борьбе за сохранение нашего народного достояния — бесценных лесов России.

Еще более перспективным представляется ответ на вопрос "что делать?", если для решения общей проблемы привлечь законы логистики к оптимизации схемы размещения вертолетных авиаотрядов, обеспеченных новым ПТВ и использующих новую тактику тушения лесных пожаров на территории России, и в частности Московской обл. Эта тактика была предложена новому губернатору области С. К. Шойгу, который в связи с переходом лесов в Московскую обл. заявил: "Сегодня у нас праздник, но вместе с тем и большая ответственность: леса переходят в Московскую область, и теперь мы будем отвечать за пожары в лесу, следить за состоянием лесов, за их

здоровьем" [6]. Использование методов логистики при решении задач оптимального размещения авиабаз лесопожарной охраны на территории лесных массивов России позволит сократить требуемое количество вертолетов до 150-200, а для обеспечения эффективного тушения лесных пожаров в Московской обл. — до 15-17.

В случае принятия новой стратегии и тактики тушения лесных пожаров в начальной стадии их развития [4,5,7] с использованием вертолетов и бойцов авиапожарной охраны, осуществляющих подачу воды по рукавным линиям в режиме висения, появляются новые кардинальные методы расчета сил и средств для борьбы с лесными пожарами. Не секрет, что крупные лесные пожары являются проблемой для большинствалесообильныхстран мира [4,5,7]: России, Америки, Канады, Австралии и др. В последние 10-15 лет эта проблема стала чрезвычайно актуальной и для многих лесодефицитных стран мира — Греции, Италии, Израиля [4,5,7] и др. Причем характерно то, что за этот период изменились не только масштабы (размеры, площади) самих пожаров и частота их возникновения в течение года, изменилась и периодичность их возникновения по годам. Они возникают во многих странах мира, в частности в России, с периодичностью, трудно объяснимой только климатическими условиями, о чем я писал уже неоднократно [4]. Если раньше (50-60 лет назад) крупные катастрофичные пожары в каждой конкретной стране возникали с среднем через 7-11 лет, то в последние десятилетия они принимают катастрофические масштабы в одной и той же стране в среднем через каждые 2-3 года (в крайнем случае через 4).

В России решение проблем, связанных с эффективной борьбой с уже возникшими пожарами, защитой леса, населения и сельских и городских объектов от уничтожения огнем, в значительной степени лежит на специалистах Рослесхоза (см. Лесной кодекс 2007 г.), в том числе на специалистах по тушению пожаров.

Одно из наиболее радикальных решений этой глобальной проблемы современного мира до обидного просто и тривиально: изыскание средств и методов локализации и тушения лесных пожаров (особенно низовых, с которых начинается более 90 % всех пожаров на Земле) в начальной стадии их развития (т. е. в течение первых 10-20 (30!) мин с момента их возникновения, точнее с момента их обнаружения и регистрации). Такое решение проблемы современных лесных пожаров сопряжено с успешным решением нескольких важных проблем, входящих в состав основной проблемы:

1) своевременное (в течение первых 3-5 мин) обнаружение перехода процесса локального

горения (очага) в пожар, т. е. когда размеры очага горения лесного горючего материала превысят 3-4 м или площадь горения достигнет нескольких квадратных метров и локальное загорание перейдет в пожар;

2) своевременная (в первые 10-15 (30!) мин) доставка к обнаруженному очагу пожара огне-тушащих средств для его локализации и подавления (тушения), лучше всего воды в расчете 5-10 л на 1 м2 площади пожара;

3) своевременная (за те же 10-15 (30) мин) доставка к месту тушения первичного очага лесного пожара бойцов подразделения лесной пожарной охраны (в количестве 8-12 чел.) и технических средств для управляемой, регулируемый подачи воды в очаг пожара (пожарных рукавов, распределительных устройств, комбинированных ручных пожарных стволов и пр.).

Решение второй и третьей проблем — дело значительно более сложное, чем своевременное обнаружение первичного очага лесного пожара. Во-первых, потому, что этот очаг может быть расположен на очень большом расстоянии от мест дислокации подразделений пожарной охраны (по данным сегодняшнего их размещения это могут быть многие десятки и даже сотни километров непроходимых, недоступных, бездорожных и безлюдных регионов!). Во-вторых, потому, что доставка требуемого количества воды (от нескольких сотен литров до нескольких тонн) и одновременно подразделения бойцов пожарной охраны (10-12 чел.) на указанные расстояния в таких условиях не более чем за 10-30 мин — задача технически и организационно чрезвычайно сложная. Сегодня задача доставки "крылатых пожарных" к обнаруженному очагу лесного пожара в лучшем случае решается за 2-3 ч, а иногда и за сутки, а доставка огнетушащих средств и технических средств пожаротушения в лесную глухомань не решается вообще! Даже несмотря на многочисленные публикации, посвященные довольно простому и в то же время кардинальному решению этой проблемы [2, 4, 5, 8, 9].

Это предложение, сделанное впервые более 15-20 лет назад [8, 9], состоит в совмещении двух идей (о чем я уже писал выше):

• применения вертолетов для экстренной доставки воды к первичному очагу лесного пожара;

• реализации управляемой, регулируемой подачи

воды в очаг лесного пожара.

Такую подачу правильнее всего осуществлять с участием пожарных специалистов, обладающих навыками тушения такого вида пожаров и достаточным запасом воды на тушение лесного пожара — 200-300 л на каждого бойца-ствольщика, обеспе-

ченного ручным регулируемым стволом с напором 3 -4 атм (как при тушении от пожарного автомобиля). Удельный расход воды при этом должен составлять порядка 5-10 л/м2; интенсивность подачи воды в очаг пожара — 0,1 л/(м2 с); фактическое время регулируемой, управляемой подачи по зонам горения — 1,5-2 мин (с последующим локальным дотуши-ванием и проливкой оставшихся локальных очагов тления еще в течение 1-2 мин в случае необходимости) [2, 4, 5, 10].

Все это вполне достижимо, если вертолеты типа Ми-8, Ми-17, Ка-32 или Ка-36 оборудованы подвесным баком вместимостью порядка 3 м3 и вантовы-ми лестницами для экстренного десантирования снаряженных 8-12 бойцов лесной пожарной охраны и если подачу воды на тушение пожара в управляемом ручном режиме осуществлять в режиме висения вертолета на высоте около 40-50 м недалеко от зоны тушения пожара.

Тогда оперативное время до начала тушения пожара (с момента его обнаружения) в густонаселенных регионах России, например в Московской обл., можно сократить до топер «(10 ± 2) мин, а в глухих малонаселенных лесных массивах (типа Сибирской тайги) принять топер «(30 ± 5) мин! Такая разница в значении оперативного времени до начала тушения лесного пожара диктуется не только соображениями технического характера и масштабами зон обеспечения пожарной безопасности, но и тесной корреляцией числа очагов лесных пожаров в единицу времени (и на единице площади Г (км2) охраняемой лесной территории) с количеством жителей N (чел.) в охраняемом регионе, т. е. с плотностью населения в регионе: п = ^Г.

Как показывает многолетняя статистика лесных пожаров в России (в разных странах она различна, в зависимости от плотности населения и его менталитета!), более 90-95 % всех лесных пожаров за год (или за пожароопасный период года) возникает по причине "человеческого фактора"! Это и неправильное ведение лесного и сельского хозяйства, и весенние палы травы и сжигание мусора, и небрежное обращение с огнем туристов, охотников или рыбаков, и просто варварское отношение к природе и обычное хулиганство. Поэтому чем больше плотность населения в регионе, тем больше очагов лесных пожаров и, соответственно, больше требуется вылетов на тушение лесных пожаров, на ликвидацию их очагов на ранней стадии развития, поскольку сильно запущенные пожары (на 10-20 ч и более) в засушливый пожароопасный период вообще не поддаются тушению.

Возможный путь решения этой общечеловеческой проблемы началаXXI в., описанный выше, указан и в ряде других работ [2, 4, 5, 8-10].

Оценим количественно, что необходимо для реализации решения этой проблемы. Главное для ее решения в России уже есть! Есть отличные вертолеты типа Ми и Ка. Одни из них оборудованы подвесными водяными емкостями вместимостью 3 и 5 м3, приспособленными к забору воды в режиме висе-ния вертолета в течение 1-3 мин, другие — системами "веревочного" или "трапового" экстренного десантирования отряда пожарных в требуемом количестве (8-12 чел.) за 1-2 мин. И главное, есть уже более 3000 отважных, опытных "крылатых пожарных" в отрядах Авиалесоохраны (чего нет, пожалуй, ни в одной другой стране мира!).

Им нужно всего лишь освоить подачу воды в пожарные рукава и к пожарным стволам из той же подвесной емкости, но непрерывно, в режиме висения и без слива воды в промежуточную емкость. Благо, на территории всей России масса открытых и естественных (и даже искусственных) водоемов, пригодных для забора воды в емкости в режиме висения, которые расположены друг от друга на расстоянии не более 10-15 км в густонаселенных регионах (в 3-5 мин лета пожарных вертолетов) и не более 25-30 км в самых "глухих" безлюдных регионах (в 6-12 мин лета пожарного вертолета!). Если учесть крейсерскую скорость полета любого из указанных выше вертолетов укр » 240 км/ч (4 км/мин), то за время порядка 5-6 мин в густонаселенных регионах и 10-15 мин в самых "глухих" и безлюдных, труднодоступных (и вообще недоступных) регионах может быть организована повторная доставка воды (если пожар не удалось потушить "с первого захода"). При наличии 2-3 таких вертолетов в составе звена (при тушении более сложного пожара) этим способом можно обеспечить практически бесперебойное водоснабжение бойцов для тушения пожара в течение любого требуемого времени боевой работы с последующей эвакуацией и возвращением их к месту постоянной (или сезонной) дислокации тем же вертолетом (или переброской их для продолжения боевой работы на другой очаг пожара).

Задавшись оперативным временем Топер, равным примерно (10±2) или (30+5) мин в зависимости от плотности населения в регионе, и крейсерской скоростью полета вертолетов порядка 240 км/ч, можно рассчитать площадь, обслуживаемую одним вертолетом в особый пожароопасный сезон в регионе: • в густонаселенных регионах (типа Московской обл.) — 5обсл «(6,3^6,4)-103 км2, т. е. радиус облета территории в полном боевом снаряжении (с требуемым запасом воды и боевым расчетом

"крылатых пожарных") Я

обсл

40^50 км;

в "глухих" таежных регионах — 5обсл -(42^43)х х-103 км2, т. е. Яобсл « 100^140 км.

Если предположить, что площадь густонаселенных регионов России £гн составляет не более 15-20 % всей ее территории, а доля "глухих", непроходимых, малонаселенных регионов России 5сл н — 80-85 %, то средняя площадь, подконтрольная одному снаряженному вертолету, будет порядка 5ср = 0,2£гн + + 0,85сл н « 35000 км2! А если учесть, что вся площадь лесных массивов России порядка 5л - 8865000 км2 (по статистическим данным 1993-2000 гг.), а коэффициент сплошности крупных лесных массивов принять Кспл « 0,9 (что также соответствует статистическим данным 2000 г.), то требуемое суммарное количество вертолетов п, оснащенных указанным выше образом, можно оценить по формуле п = ксБлл /£ , откуда п = 8865000-0,9/35000 - 228^230.

Иными словами, для обеспечения эффективного тушения лесных пожаров на самой ранней (начальной) стадии ихразвития (т. е. в первые 10-30 мин их свободного развития), что практически исключает опасность их перехода в неконтролируемые масштабы, потребуется всего 220-230 вертолетов. Однако, по данным МЧС РФ и Авиалесоохраны, у нас на сегодня есть чуть более 100 таких вертолетов! Таким образом, не хватает еще порядка 100-120 вертолетов! Если бы МЧС вместо самолетов Бе-200 закупило недостающее количество вертолетов [2, 4, 5, 7-11], то в значительной степени (если не полностью!) была бы решена проблема борьбы с лесными пожарами!

Что дает основание это предполагать? Из практики изучения статистики лесных пожаров и динамики развития низовых пожаров, с которых, как правило, начинаются лесные пожары в России, скорость их развития (распространения на смежные участки леса) от первичного очага загорания размером обычно не менее 1x1 м (площадью 1 м2) редко превышает ур - 1^3 м/мин.

Если учесть, что на начальной стадии свободного развития пожара скорость его распространения, как правило, составляет половину ее табличного значения [12] (у 0 - 0,5^1,5 м/мин), то даже при самой опасной круговой форме развития низового лесного пожара его площадь будет лежать в пределах от 5тт «Фртт Те)2 - 75^80 м2 до 5тах -фртт т,,)2 -- 700 м2 (где т0 — время начальной стадии развития пожара, т. е. первые 10 мин). Первый пожар (площадью 75-80 м2) без особых проблем можно потушить отрядом из 8-10 чел. с запасом воды порядка 2-2,5 м3 за 5-10 мин. А второй пожар (700 м2) при периметре его площади £пер = 2пЯ = 2пу%т -» 90^100 м и глубине тушения 5 м вполне можно локализовать, а затем и дотушить при необходимости таким же численным составом и запасом воды 2,5-3 м3.

Несколько сложнее обстоит дело с тушением пожара в глухой таежной глубинке, где оперативное

время прибытия пожарного подразделения и доставки средств тушения к очагу пожара может достигать (30±5) мин. В этом случае при тех же начальных условиях минимальная площадь лесного пожара составит порядка 1900-2000 м2, а максимальная — 17000-20000 м2. При этом периметр распространения "малого" пожара будет ЬтП « 150^160 м. При глубине тушения этого пожара на стадии его локализации 4-5 м площадь тушения Г будет порядка 500 -700 м , т. е. даже этот пожар вполне может быть локализован силами одного подразделения (8-10 чел.) при запасе воды 2,5-3 м3. Кроме того, "внутренняя" часть площади пожара через 30-40 мин выгорит почти полностью, и дотушивать ее будет значительно легче. В случае распространения пожара с максимальной скоростью (ур « 3 м/мин) площадь пожара может развиться до 5тах « 17000^20000 м2! Даже площадь протушивания по периметру такого пожара будет слишком велика (£пер « 500 м), а площадь тушения пожара по периметру с целью локализации составит 5лок « 2000^2500 м2. При такой большой площади лесного пожара силами 8-10 чел. с запасом воды 2,5-3 м3 почти ничего сделать невозможно.

Однако при этом следует учесть, что плотность населения в глубинке не менее чем в 5-10 раз меньше, чем в центральных густонаселенных регионах, поэтому частота возникновения пожаров и количество одновременно возникающих лесных пожаров на охраняемой территории, соответственно, значительно меньше. На тушение такого пожара может быть направлено одновременно 2-3 (и даже 4) вертолета с близлежащих участков лесного массива. Отряд из 30-40 бойцов с запасом воды 8-12 м3 даже на такой большой площади пожара смогут обеспечить его локализацию с последующим дотушива-нием. Если на тушение прибудет больше двух вертолетов, то даже в условиях непроходимой таежной глуши они смогут организовать практически непрерывную бесперебойную подачу воды на тушение пожара из окрестных открытых природных водоемов, находящихся в радиусе 20-25 км, из которых можно забирать воду в режиме висения вертолета.

Таким образом, при числе вертолетов типа Ми и Ка всего 200-230, оборудованных системой забора

воды и подачи ее на тушение в режиме висения, и существующей на сегодня численности "крылатых пожарных" более 3000 чел. практически любой низовой пожар (с каких обычно начинаются все лесные пожары России) на всей территории лесных массивов страны может быть потушен на ранней (начальной) стадии его развития. А стало быть, вероятность возникновения крупных неуправляемых пожаров будет сведена к минимуму.

Случаи, когда лесной пожар большой интенсивности начинается с верхового пожара, чрезвычайно редки. Для этого необходима определенная плотность, густота лесного массива, засушливый период жаркого лета и мощный верховой источник поджигания (мощный грозовой разряд, удар молнии, мощное короткое замыкание высоковольтных проводов в бурю и высоко над пологом леса, падение на густой лес горящего самолета или вертолета). Это, конечно, возможно, но по сравнению со среднестатистическим количеством лесных пожаров в России число таких пожаров ничтожно мало. И это другая проблема, для решения которой нужны, соответственно, другие, более эффективные методы и способы тушения интенсивных верховых пожаров, другая пожарная техника и тем более иная тактика тушения [8, 9]. При применении современных логистических методов решения задач оптимальной дислокации вертолетных авиаотрядов по борьбе с лесными пожарами с учетом частоты возникновения и интенсивности развития пожаров в каждом конкретном регионе, топографии размещения открытых водоемов и других определяющих факторов проблему эффективного тушения лесных пожаров на ранней стадии их развития на всей территории лесных массивов России можно решить и меньшим количеством боевых пожарных вертолетов, сократив их количество до 150-200. Так, например, для обеспечения наиболее эффективного тушения лесных пожаров на всей территории Московской области, при успешном решении логистической задачи их размещения, по нашим расчетам достаточно всего 16-17 боевых пожарных вертолетов типа Ми-8 или Ка-36 и 300 -350 "крылатых пожарных". А последних, по данным МЧС и Рослесхоза, в Московской обл. гораздо больше.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдурагимов И. М. Проблемы тушения крупных лесных пожаров // Пожарное дело: Интернет-журнал. — Март 2009 г. URL: http://www.pozhdelo.ru.

2. Абдурагимов И. М.Еще раз о государственной проблеме тушения крупных лесных пожаров (в России и во все мире) // Пожаровзрывобезопасность. — 2011. — Т. 20, № 2. — С. 5-13.

3. Абдурагимов И. М. Сборник статей по физике и химии горения и взрыва. —М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2012.

4. ЛбдурагимовИ. М. Новый эффективный способ тушения лесных пожаров // Пожаровзрывобез-опасность. — 2011. — Т. 20, № 5. — С. 41-52.

5. Абдурагимов И. М.Новая стратегия и тактика тушения лесных пожаров // Пожаровзрывобез-опасность. — 2011. — Т. 20, № 11. — С. 44-52.

6. Фадеева А. Подмосковные чиновники убрались в лесу // МК. —2012. — 2 июля. —№ 141(25977).

7. Абдурагимов И. М. Закупка новой партии Бе-200 — очередная ошибка МЧС РФ // Пожаровзрыво-безопасность. — 2012. — Т. 21, № 1. — С. 75-78.

8. Абдурагимов И., Однолько А. Опасности лесных пожаров // Наука и жизнь. — 1993. — № 2.

9. Абдурагимов И. М. Новая концепция борьбы с лесными пожарами // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. — 1991. — Вып. 2. — С. 22-54.

10. Абдурагимов И. М. Проблема тушения крупных лесных пожаров и крупномасштабных пожаров твердых горючих материалов в зданиях // Пожаровзрывобезопасность. — 2012. — Т. 21, № 2. — С. 69-74.

11. КалининаЮ. Пожарные живут по законам Аристотеля // МК.-2011.—29июня.—№ 141(25679).

12. Абдурагимов И. М. и др. Физико-химические основы развития и тушения пожаров. — М. : ВИПТШ МВД СССР, 1980.

Материал поступил в редакцию 12 июня 2012 г.

Электронный адрес автора: niipx@yandex.ru.

Издательство «П0ЖНАУКА»

А. А. Антоненко, Т. А. Буцынская, А. Н. Членов. ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ КОМПЛЕКСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ : учебно-справочное пособие / Под общ. ред. д-ра техн. наук А. Н. Членова. -М.: 000 "Издательство "Пожнаука", 2010. - 210 с.

В учебно-справочном пособии изложены основы современного подхода к проблеме комплексного обеспечения безопасности объектов хозяйствования с помощью технических средств и систем; приведены сведения о технической эксплуатации комплексных систем безопасности, а также справочно-методическая информация для решения практических задач по эксплуатации. Дано основное содержание эксклюзивной разработки — ГОСТ Р 53704-2009 "Системы безопасности комплексные и интегрированные", входящего в отраслевой комплект нормативно-технической документации по данной проблеме.

Книга предназначена для практических работников в области систем безопасности и может быть использована как учебное пособие для подготовки и повышения квалификации специалистов соответствующего профиля.

121352, г. Москва, а/я 43;

тел./факс: (495) 228-09-03; е-таИ: mail@firepress.ru

Представляет книгу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.