Научная статья на тему 'Проблемы бедности в средствах массовой информации: современный аспект'

Проблемы бедности в средствах массовой информации: современный аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3514
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕДНОСТИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / МОНИТОРИНГ СМИ / POVERTY REDUCTION STRATEGY / PUBLIC OPINION / MASS MEDIA MONITORING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Теодорович Михаил Леонидович

Статья посвящена изучению картины бедности, формируемой СМИ. На основе зарубежного опыта разработана российская методика и представлены ее результаты. Полученные данные позволяют выявить специфику российского информационного пространства освещения бедности и разработать рекомендации, направленные на формирование социального механизма ее преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issue of poverty representation in contemporary mass media discourse. On the basis of international experience the author develops methods to specify poverty description in Russian mass media and puts forward several recommendations to overcome poverty by means of some social mechanisms.

Текст научной работы на тему «Проблемы бедности в средствах массовой информации: современный аспект»

© М.Л. Теодорович, 2009

УДК 364.22(100):323 ББК 66.3(0)3

ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ

М.Л. Теодорович

Статья посвящена изучению картины бедности, формируемой СМИ. На основе зарубежного опыта разработана российская методика и представлены ее результаты. Полученные данные позволяют выявить специфику российского информационного пространства освещения бедности и разработать рекомендации, направленные на формирование социального механизма ее преодоления.

Ключевые слова: стратегия преодоления бедности, общественное мнение, мониторинг СМИ.

Проблемы снижения и предотвращения бедности продолжают оставаться ключевыми вопросами государственного управления. Тем не менее регулирование неравенства в материальном положении не может осуществляться эффективно, находясь в зоне ответственности лишь государственных структур. Эффективность реализации стратегий преодоления бедности достигается только в результате создания социально-экономического механизма, состоящего из трех основных частей: общественного мнения, представленного третьим сектором; государственных органов разных уровней, объединенных в рамках исполнения единого национального проекта, и социально ответственного бизнеса, заинтересованного в развитии среды своей жизнедеятельности.

Одним из направлений запуска подобного механизма преодоления бедности является создание особого общественно-политического дискурса, активизирующего общественное сознание. Ни замалчивание проблем, ни деструктивная критика существующего положения дел в социальной сфере не позволяют эффективно решать проблемы повышения

уровня жизни населения. Необходимо создать такую социально-политическую ситуацию, в которой обсуждение социальных проблем бедности способствовало бы активизации социальной работы и благотворительности, повышало социальную значимость и престижность социальной помощи, создавало такую новую социальную ценность, как забота об обществе и его наиболее нуждающихся членах. Важную роль в создании социально-экономического механизма преодоления бедности играют средства массовой информации. Несмотря на то что общественные отношения не могут быть прямым следствием воздействия СМИ, тем не менее средства массовой информации формируют представление о бедности в общественном мнении и могут либо активизировать общественный контроль над действиями государственных структуру и бизнеса, либо снижать его значимость.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА СМИ

Международное научное сообщество имеет наработки в сфере изучения влияния СМИ на формирование общественного мнения о бедности [2-7]. В сентябре 2008 г. британскими учеными было проведено исследо-

вание «Медиа, бедность и общественное мнение в Великобритании» [8]. В рамках исследовательского проекта анализировались статьи и передачи ведущих СМИ Великобритании, а также проводились интервью с экспертами, представляющими различные СМИ -журналистами, редакторами и менеджерами.

На базе исследования были сделаны следующие выводы:

- Освещение проблем бедности находится на периферии информационного пространства СМИ, они явно уступают по информационной представленности основным сюжетным линиям. Причины и последствия бедности исследуются редко.

- Новостные, тематические передачи и публикации о бедности как социальном явлении упоминают редко, фокусируясь в большей степени на демонстрации образа жизни конкретных людей, испытывающих лишения. Основной тенденцией является показ чрезвычайных ситуаций с выдвижением на первый план персональных недостатков бедных людей. Некоторые документальные фильмы были посвящены освещению несправедливости бедности и сложных жизненных обстоятельств бедных семей, но, как правило, эти материалы предназначались ограниченной аудитории зрителей.

- В средствах массовой информации бедности в развивающемся мире уделялось значительно больше внимания, чем бедности в Великобритании. Представление о бедности в общественном сознании англичан формируется в первую очередь на базе описания чрезвычайной бедности вне пределов Великобритании.

В заключение отмечается, что СМИ могли бы повлиять на процессы формирования общественного мнения с целью повышения эффективности и расширения социальной базы поддержки инициатив, направленных на борьбу с бедностью.

Крупномасштабное российское исследование, посвященное отражению бедности в СМИ, было проведено в марте 2006 г. [1, с. 68]. Контент-анализ, проведенный с использованием электронной базы данных «Интег-рум», включал 2 549 изданий за период с 1995

по 2005 год. В основе проведенного анализа лежит методика построения семантических кластеров, позволяющих выявить основные словосочетания. Основным выводом, сделанным авторами, является взаимосвязь между интенсивностью использования понятия бедность и политическими событиями предвыборного характера [1, с. 72].

Проведенное нами осенью 2008 г. исследование методически не является аналогом британского, тем не менее качественное сопоставление полученных выводов позволяет более глубоко исследовать проблему отражения бедности в СМИ. Для анализа контекстов освещения бедности в центральных российских средствах массовой информации были отобраны по одному представителю центральных российских источников: телевидение -телеканал «Вести РТР», радио - «Радио России», печатные СМИ - «Комсомольская правда». Анализу был повергнут поток информации в период с 15 мая по 15 ноября 2008 года. Основным критерием отбора статьи для включения в контент-анализ стало упоминание в ней терминов, входящих в тезаурус описания бедности. В результате было отобрано 294 материала СМИ, что составляет примерно 1,2 % от всего объема информации, прошедшей за рассматриваемый период по данным источникам.

Метод многомерного контент-анализа в отличие от построения семантических кластеров позволяет не только провести расчет частоты встречаемости терминов и словосочетаний, но и выделить сюжетные линии, образуемые устойчивыми паттернами слов, собираемыми на основе применения факторного анализа к массиву частот встречаемости семантических рядов [там же, с. 68]. Применение многомерного контент-анализа позволило выделить 15 факторов, соответствующих 15 сюжетным линиям, формирующим информационное пространство освещения бедности для российского читателя. В свою очередь, факторы по тесноте связей объединяются в три основных направления (см. рисунок).

Наиболее дифференцированным подходом к освещению проблем бедности в СМИ является социально-гуманитарный, объединяющий описание состояния социальной сферы с этическими мотивами и социологической

рефлексией. Среди потока информации о бедности материалы подобной направленности составили 83 %. Экономические аспекты бедности поднимались в 63 % публикаций и передач. Экономический ракурс реализовывался в широких рамках от обсуждения бедности в контексте мирового кризиса до анализа проблем сельского хозяйства и бюджетов домохозяйств.

Наименее выражен в российском информационном пространстве политико-управленческий контекст решения проблем бедности, ему посвящены 44 % материалов. В одном и том же материале могут затрагиваться несколько направлений одновременно, поэтому сумма указанных процентов превышает сто.

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД

Традиционной культурно-гуманитарной рамкой обсуждения бедности в России является работа социальной сферы, общественная

функция которой видится в смягчении последствий материального расслоения общества.

Тем не менее следствием ориентации СМИ на «горячий», привлекающий внимание материал является более частый показ бедности в контексте преступности. Преступность в России рассматривается и как причина, и как следствие бедности. Бедность как причина преступности тесно взаимосвязана с криминальным миром и бытовой преступностью, отягощенной алкоголизмом и наркотиками. Тон большинства публикаций носит негативный характер, способствующий маргинализации представителей социального дна и формированию скорее неприятия бедности и бедных, чем социального механизма помощи.

Попытки создания низового механизма саморегуляции социальных взаимоотношений и активизации сетей взаимопомощи просматривается в сюжетах о семьях и детях. Трудное положение бедных детей однозначно подается как проблема родителей, злоупотребляющих алкоголем и прибегающих к наркоти-

к

н

О

О

к

ч

и

ю

те

к

к

и

&

и

и

о

о

3

н

о

*

и

н

к

о

и

к

*

о

и

ст

к

2

о

к

о

*

о

6

и

к

н

к

ч

о

с

Проблемы семьи, детей и молодежи

Гуманитарные Проблемы образования

Проблемы пенсионной системы, пенсионеров, пожилых

Преступность

Освещение мира богатых как антипода мира бедности

Социологическая рефлексия проблем бедности

Влияние мирового финансового кризиса на благосостояние семей

Расходы бюджета на социальные программы

Проблема питания и обеспечения продуктами

Проблема инфляции и роста цен

Состояние дел в традиционно дотационном секторе - сельском хозяйстве

Проблема благосостояния регионов: взаимоотношения регионов и федерального центра

Деятельность высшего руководства России, направленная на преодоление бедности

Ситуация с бедностью на постсоветском пространстве

Влияние благосостояния избирателей на результаты выборов Президента США

Факторная структура информационного пространства освещения бедности

кам. Соответственно, материалы, посвященные детской бедности, носят скорее морально-этическую направленность, демонстрируя эксклюзию бедных подростков из молодежной среды и стратегии формирования девиантного поведения в раннем возрасте.

Однако сложности возникают не только в бедных семьях. Наличие в семье двух и более детей приближает семью со среднестатистическими доходами к зоне риска вхождения в бедность вследствие возникновения чрезвычайной ситуации - болезнь взрослого или ребенка дестабилизирует материальное положение семьи. Рассказ СМИ о подобных историях зачастую сопровождается просьбой оказания помощи героям публикаций, информацией о способах оказания такой помощи, приводятся контактные данные, номера счетов для перечисления средств. В этом случае СМИ выполняют информационную и координационную роль в низовой самоорганизации граждан для социальной помощи.

С вопросами воспитания детей тесно связаны проблемы российской системы образования как социального лифта выхода из бедности. Проблемы образовательной системы освещаются в двух тесно взаимосвязанных плоскостях: доступности и дифференциации образовательных услуг. С одной стороны, отмечается ограничение доступности образования для бедного населения, а с другой - деградация самих образовательных учреждений, расположенных в депрессивных районах. Образуется замкнутый круг: резкое расслоение учебных заведений по уровню привлекаемых ресурсов способствует ухудшению доступности качественного образования для малоимущих слоев населения. При этом, как правило, депрессивный характер территории, наличие комплекса проблем бедности в образовательной сфере и семьях лишь констатируются, описываются проявления и следствия этого комплекса, но не причины самой бедности.

На современном этапе в России доля бедного населения среди пенсионеров практически полностью зависит от размера государственных пенсионных выплат, поэтому освещение проблем работы пенсионной системы во многом является отображением разработки государственной стратегии преодоления бедности в этой среде. Тем не менее

ключевым моментом освещения этой проблемы является практически полное отсутствие участия общественного мнения в принятии решений. Освещение связанных с бедностью проблем старшего поколения, пенсионеров, носит формальный характер. Основное внимание уделяется деятельности государства по реформе пенсионной системы и информированию граждан о существующих и новых возможностях формирования собственных пенсионных накоплений. Тональность большинства публикаций о пенсионной реформе положительна, однако в СМИ встречаются и критические отзывы экспертов о начинающейся реформе. Тем не менее СМИ слабо выполняют функции формирования механизма обратной связи между принимающими решения и получающими эффект от этих решений. Такая задача практически не ставится.

Одним из примеров попыток формирования общественной дискуссии по проблематике социальной защиты малообеспеченных, в частности, пожилых людей, являлась идея введения государством карточек на некоторые виды продовольствия. Как и в случае с работой пенсионной системы, в СМИ доминировали оценки государственных чиновников и экспертов и практически отсутствовали мнения общественных организаций, способных контролировать распределительный процесс и самих потенциальных получателей карточек. Наряду с обсуждением общих вопросов пенсионного обеспечения и проектов реформ федерального уровня некоторое внимание СМИ уделяется и отражению повседневной жизни пенсионеров. В таких публикациях описываются трудности, с которыми сталкиваются пенсионеры и дается информация о возможностях, открывающихся для пожилых жителей на городском уровне. Как правило, публикации, посвященные проблемам, концентрируются именно на местном или региональном уровне, и ответственность за неурядицы возлагается на городские или региональные власти.

Специфически российским контекстом отражения бедности, значительно реже встречающимся в зарубежных СМИ, является сопоставление жизни богатых и бедных россиян. При этом мир богатства, как правило, отражается в форме описания богемы. Тема

социальной справедливости получаемых доходов в российской прессе и общественном сознании имеет явный нисходящий тренд, но продолжает оставаться актуальной и активизирующейся в кризисные моменты развития социально-экономических процессов.

Функцию аналитико-рефлексивного контекста выполняют социологические материалы, которые являются одной из главных форм привлечения общественного мнения к бедности и ее причинам, что практически не просматривается в экономическом и политикоуправленческом направлениях.

Несмотря на ограниченные возможности массовых СМИ по трансляции социологических данных, выводов и теорий, их присутствие в информационном пространстве позволяет заметно повысить как уровень объяснений происходящих процессов, так и критичность восприятия социальной реальности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Простейшая форма присутствия социологии в информационном поле освещения бедности - предъявление результатов социологических исследований в виде процентных показателей. Тем не менее предъявляемые социологические данные, получаемые с применением различных методик, дают широкий разброс, что позволяет по-разному трактовать актуальность процессов бедности в России. Социологическое сообщество пока редко выполняет функции инициатора программ, направленных на борьбу с бедностью.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ОСВЕЩЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕДНОСТИ

Среди экономических материалов непосредственно тема бедности обсуждается достаточно редко. Как правило, бедность рассматривается как следствие тех или иных экономических процессов. В течение анализируемого периода основное внимание СМИ уделялось описанию мирового финансового кризиса и его последствий - увеличению уровня бедности во многих странах, участию России в помощи пострадавшим от кризиса государствам. Преодоление бедности не выделяется в качестве отдельной проблемы. Она рассматривается в контексте освещения таких государственных программ, как измене-

ние в структуре расходов бюджета, финансовые вливания в российскую экономику с целью предотвращения последствий кризиса, снижение уровня доходов населения в целом, а не только бедных слоев.

Наибольшее внимание печатных и телевизионных СМИ привлекает реальная или потенциальная бедность в различных странах, усиливающаяся в результате развивающегося кризиса. Подробное рассмотрение возникающих в результате кризиса проблем в странах Запада, констатация снижения уровня жизни и повышения уровня бедности происходит на фоне почти полного отсутствия публикаций о ситуации в России.

На основе имеющихся в российских центральных СМИ публикаций создается картина, согласно которой мировой финансовый кризис, довольно существенно отразившийся на ситуации в других странах, практически не затронул благополучную ситуацию в России, почти не повлиял на уровень жизни ее граждан, в том числе малообеспеченных слоев населения. Проблема бедности согласно публикациям СМИ в связи с этим не стала актуальной проблемой.

Часть публикаций центральных российских СМИ посвящена проблеме питания, обеспечения продовольствием. Но опять же данная проблема рассматривается отстраненно: подавляющее большинство подобных репортажей телевизионных СМИ, а также публикаций печатных СМИ посвящены подробному рассмотрению этой проблемы, попыток ее решения в других странах, в ЕС.

Отдельные публикации все же рассматривают сложившуюся в стране ситуацию, выделяя положение России по сравнению с другими странами как выгодное (в России продовольствия достаточно). Главный вывод позитивно настроенных СМИ - дефицит продовольствия в результате мирового финансового кризиса стране не грозит.

Проблема недостаточного питания малообеспеченных слоев населения России в публикациях центральных российских СМИ практически не упоминается. Немногочисленные материалы, посвященные качеству питания малообеспеченных слоев населения, говорят о предполагаемых мерах со стороны государства по недопущению ухудшения существующего

положения. При этом «существующее положение» не детализируется.

Проблема инфляции и продолжающегося роста цен, влияние этих процессов на положение малообеспеченных слоев - одна из немногих тем, когда имеющиеся публикации посвящены в большинстве своем ситуации внутри страны, а не только за ее пределами. Тема инфляции обсуждается в СМИ наиболее разносторонне. Помимо официальной успокаивающей точки зрения, представлена и противоположная точка зрения экспертов, причем в некоторых публикациях приводятся аналитические выводы, объяснения причин этого явления. Инфляция, постоянный рост цен, в том числе на продукты первой необходимости - одна из немногих тем, при обсуждении которой средства массовой информации (причем не только печатные СМИ, но и телевидение) затрагивают проблему бедности напрямую, используя данные статистики. Публикуется информация о возможном увеличении числа бедных в стране в связи с ростом цен на социально значимые товары, продукты, при этом внимание акцентируется на том, что для этой категории населения такой рост цен наиболее заметен, существенен.

В немногочисленных публикациях, посвященных уровню оплаты услуг ЖКХ, поднимается, но не находит значимого ответа проблема постоянного роста тарифов на подобные услуги. Вариант помощи малоимущим в решении данного вопроса в виде получения субсидии упоминается, но не расценивается как действенная мера по решению проблемы.

Таким образом, внимание СМИ к положению малообеспеченных в России в основном ограничивается публикацией количественных статистических показателей, тогда как ситуация в других странах, особенно в странах с более низким уровнем жизни, описывается более подробно.

ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ОСВЕЩЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕДНОСТИ

В период с середины мая до середины ноября 2008 г. политико-управленческий контекст формировали четыре сюжета: два из них относятся к области внешней политики и

два затрагивают российскую внутриполитическую проблематику.

Внутриполитическая составляющая информационного поля освещения проблем благосостояния бедности имеет два основных аспекта: региональный и центральный. Освещение в СМИ деятельности Президента Д. Медведева и премьер-министра В. Путина сочетает в себе как внутриполитические, так и внешнеполитические сюжеты. Одним из основных внутреннеполитических сюжетов, связанных с руководителями государства, стало обсуждение итогов первых 100 дней их пребывания в должностях.

Комментируя итоги первых 100 дней Д. Медведева на посту Президента, СМИ уделяли преимущественное внимание политико-административным и кадровым решениям нового президента, его действиям во время конфликта с Грузией. Большинство упоминаний Д. Медведева при обсуждении проблем бедности связано с международным контекстом.

Важнейшим документом, утвержденным правительством за анализируемый период, является концепция развития страны, содержащая задачи по преодолению бедности. В концепции предусмотрено достижение поставленных результатов за счет качественных изменений как в экономической, так и в социальной структуре российского общества. В экономике планируется избавление от нефтегазовой зависимости, а в социальной сфере - преодоление бедности, гармонизация социальной структуры. Деятельность Президента и главы правительства в контексте бедности не анализируется, упоминаясь лишь при сообщении о принятии решений, направленных на исправление ситуации в будущем.

На региональном уровне достаточно распространенным способом обсуждения проблематики бедности является анализ экономического положения регионов и благосостояния их жителей. Глубина этого анализа варьируется от простого сопоставления различных показателей и предъявления рейтингов до анализа факторов и причин экономического положения в регионах. Показатели экономического развития регионов обсуждаются и в связи с возможностью принятия Президентом решения о продлении или прекращении полномочий глав регионов.

Еще одно измерение сравнительного анализа положения дел в регионах - обсуждение уровня зарплат. Сопоставление доходов населения в региональном разрезе сопровождается информацией о заработных платах чиновников, в косвенной форме ставя вопрос о справедливости распределения государственных средств. При этом подчеркивается, что в рамках существующей схемы разделения бюджетных уровней у федерального центра нет прямых возможностей повлиять на зарплаты региональных чиновников, даже если они диспропорционально высоки по сравнению с доходами основной массы населения тех или иных регионов.

Вместе с тем существует и сфера, где именно бюджетная политика федерального центра определяет уровень доходов работников вне прямой зависимости от их регионального местоположения - это зарплаты сотрудников бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета. Отказ от Единой тарифной сетки и переход с 1 декабря 2008 г. на новую систему оплаты труда бюджетников федерального подчинения наиболее активно и подробно обсуждался в эфире Радио России.

В региональном контексте особое место занимают сюжеты, связанные с северокавказскими регионами России, в частности, Дагестаном и Ингушетией. Тональность сообщений СМИ из этих регионов весьма близка к той, что характерна для публикаций из конфликтных зон постсоветского пространства. Здесь бедность, социально-экономическое неблагополучие являются спутниками коррупции, острого политического и кланового противостояния, вооруженного насилия и терроризма. При этом бедность и социально-политическое неблагополучие формируют порочный круг, взаимно усиливая и подпитывая друг друга.

Внешнеполитическая тематика представлена в информационном поле освещения бедности несколько менее широко, чем внутренне политическая. Наиболее острой и значимой темой во взаимоотношениях на постсоветском пространстве в течение анализируемого периода был российско-грузинский конфликт. Тема бедности в описании этого конфликта освещается в ходе описания реалий жизни Грузии до и во время президентства Саакашвили. Социальная неоднород-

ность грузинского общества описывается как важный фактор, определяющий позицию граждан Грузии относительно России. По мнению журналиста «КП», сторонниками Саакашвили являются наиболее богатые жители Грузии, в то время как симпатии основной массы населения (более бедного) находятся на стороне России.

Российско-грузинский конфликт активизировал внимание прессы и к другим зонам противостояния на постсоветском пространстве, связанным с проблемой непризнанных самопровозглашенных государств. В качестве примера журналисты «КП» приводят Нагорный Карабах, где многие города так и не восстановлены после войны, а жители, не находя работы, уезжают на заработки в Россию. Искать заработков в России вынуждены и многие граждане Таджикистана, Узбекистана, Молдавии.

Несомненно, заметным внешнеполитическим событием второй половины 2008 г. стали выборы президента США. В связи с предвыборной кампанией социальное и имущественное расслоение упоминались в качестве факторов, влияющих на поведение избирателей.

Проведенный анализ показывает, что освещение бедности как социальной проблемы имеет много общего в различных странах. Во-первых, это попытки СМИ сдвинуть акцент и актуальность проблемы за пределы страны, заместить образ бедного местного населения образом бедного населения других стран, выдвинув на первый план вопросы абсолютной, а не относительной бедности. Для развитой Европейской территории близким и понятным примером является жизнь населения в развивающихся странах, по уровню комфортности значительно уступающая европейским. Для населения России в качестве бедных подаются жители стран, входивших ранее в Советский Союз, а сегодня находящихся в зонах различного военного противостояния. И в том и в другом случае бедность подается как социально «чужое» явление, резко контрастирующее с общим положением внутри страны. Такой подход СМИ, с одной стороны, вносит свой вклад в повышение социального самочувствия и оптимизма, а с другой - не способствует формированию социального механизма преодоления

бедности в стране за счет социальной активности и интеграции.

Во-вторых, бедность плотно вписана в социальную политику государства и во многом замыкается на рассмотрении решения этой задачи преимущественно государством без участия бизнеса и общественности. В Великобритании за счет более высокой развитости третьего сектора общественность активнее влияет на формирование локальных программ преодоления бедности. Однако, как отмечают эксперты, в периоды кризиса наблюдается сокращение подобной деятельности и тенденции к централизации. В России уровень развития третьего сектора практически не позволяет ему эффективно влиять на государственные программы преодоления бедности. Для России более характерен пока несистемный подход включения бизнеса в решение отдельных локальных проблем.

В третьих, и в британских, и в российских СМИ затрагивается проблема социальной справедливости. Однако если в Великобритании она подается преимущественно в форме противопоставления поведения людей, заслуженно и не заслужено получающих социальную помощь, что способствует созданию общественной поддержки адресности социальной политики, то в России обсуждение социальной справедливости порой замыкается на противопоставление жизни богатых, незаслуженно получающих высокие доходы, и бедных, опустившихся на дно вследствие неэффективной государственной политики. Однако и в российских СМИ создаются механизмы смягчения этого противостояния путем выдвижения на первый план жизни богемы в качестве элемента, вызывающего общественное осуждение.

Подводя итог мониторингу СМИ, необходимо отметить, что в российском информационном пространстве присутствует множество элементов, которые могут быть включены в социальный механизм, способствующий преодолению бедности, но для реализации этого потенциала необходима целенаправленная работа по координации их взаимодействия и сознательному вовлечению в информационное поле всех элементов: государства, бизнеса, общественности и самих представителей малоимущих и неимущих групп.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ярмиев, М. З. Репрезентация бедности как социальной проблемы российских СМИ / М. З. Ярмиев // Социологические исследования. -2008.- J№4.

2. Bell, A. The Language of News Media / А. Bell. -Oxford : Blackwell, 1991.

3. Castell, S. Understanding Attitudes to Poverty in the UK Getting the Public’s Attention / S. Castell, J. Thompson. - York : Joseph Rowntree Foundation, 2006.

4. Coughlin, R. M. Ideology, Public Opinion and Welfare Policy: Attitudes towards Taxes and Spending in Industrialised Societies / R. M. Coughlin. - Berkeley, CA : University of California Press, 1980.

5. Fowler, R. Language in the News: Discourse and Ideology in the Press / R. Fowler. - L. : Routledge, 1991.

6. Golding, P. Images of Welfare: Press and Public Attitudes to Poverty / P. Golding, S. Middleton. -Oxford : Martin Robertson, 1982.

7. Howitt, D. The Mass Media and Social Problems / D. Howitt. - Oxford : Pergamon, 1982.

8. McKendrick, J. H. The media, poverty and public opinion in the UK / J. H. McKendrick, S. Sinclair, A. Irwin [et al.]. - Glasgow Caledonian University, 2008.

ON THE POVERTY ISSUE IN MASS MEDIA: CONTEMPORARY APPROACH

M.L. Teodorovich

The article is devoted to the issue of poverty representation in contemporary mass media discourse. On the basis of international experience the author develops methods to specify poverty description in Russian mass media and puts forward several recommendations to overcome poverty by means of some social mechanisms.

Key words: poverty reduction strategy, public opinion, mass media monitoring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.