Научная статья на тему 'Проблемы автомобильного транспорта в России'

Проблемы автомобильного транспорта в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28670
1421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ПРОБЛЕМА / ДОРОЖНАЯ СЕТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ЭКОЛОГИЯ / ГРУЗЫ / ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / VEHICLE / PROBLEM / ROAD NETWORK / ROAD TRAFFIC SAFETY / ECOLOGY / TRAFFIC / ROLLING STOCK / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хегай Юрий Александрович

В статье рассмотрены наиболее важные проблемы автомобильного транспорта: плохое состояние дорожной сети, безопасность дорожного движения, неблагоприятное воздействие на окружающую среду, большой износ транспортных средств, недоступность транспортных услуг в удаленных районах и др. Отмечено, что экономика страны, связанная с проблемами автомобильного транспорта, несет огромные потери. Для решения проблем необходимо финансирование, в частности привлечение частных инвестиций и формирование дорожных фондов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF THE MOTOR TRANSPORT IN RUSSIA

The article deals with the most important issues of the motor vehicle transport, such as: bad condition of the highway network, road traffic safety, adverse environmental impact, large depreciation of the vehicles, unavailability of transport services in the outlying districts, etc. It is noted, that the economy of the country suffers heavily due to the problems in transportation sector. For resolution of these problems it is necessary to develop the financing, in particular, to attract the private investment and to form the traffic funds.

Текст научной работы на тему «Проблемы автомобильного транспорта в России»

УДК 629.331 (470+571)

Хегай Юрий Александрович

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры экономики и организации предприятий энергетического и транспортного комплексов Сибирского федерального университета

ПРОБЛЕМЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ

Khegay Yury Aleksandrovich

PhD in Technical Sciences, Assistant Professor, Department for Economics and Management of the Energetic and Transport Complexes Enterprises, Siberian Federal University

THE PROBLEMS OF THE MOTOR TRANSPORT IN RUSSIA

Аннотация:

В статье рассмотрены наиболее важные проблемы автомобильного транспорта: плохое состояние дорожной сети, безопасность дорожного движения, неблагоприятное воздействие на окружающую среду, большой износ транспортных средств, недоступность транспортных услуг в удаленных районах и др. Отмечено, что экономика страны, связанная с проблемами автомобильного транспорта, несет огромные потери. Для решения проблем необходимо финансирование, в частности привлечение частных инвестиций и формирование дорожных фондов.

Ключевые слова:

транспорт, проблема, дорожная сеть, безопасность дорожного движения, экология, грузы, подвижной состав, эффективность.

Summary:

The article deals with the most important issues of the motor vehicle transport, such as: bad condition of the highway network, road traffic safety, adverse environmental impact, large depreciation of the vehicles, unavailability of transport services in the outlying districts, etc. It is noted, that the economy of the country suffers heavily due to the problems in transportation sector. For resolution of these problems it is necessary to develop the financing, in particular, to attract the private investment and to form the traffic funds.

Keywords:

vehicle, problem, road network, road traffic safety, ecology, traffic, rolling stock, efficiency.

Роль транспорта заключается не только в перевозке грузов и пассажиров - он служит своего рода двигателем экономики. С помощью транспорта устанавливаются связи между регионами государства и между странами. Он способствует развитию различных ветвей науки и появлению новых.

Правильно продуманные способы доставки грузов и пассажиров, способы складирования и хорошо сконструированные терминалы способствуют улучшению показателей работы транспорта и предприятий, к которым они прикреплены.

Эффективная транспортная работа является одним из факторов уменьшения затрат, позволяющих найти скрытые резервы для дальнейшего роста. Кроме того, она влияет на принятие решений руководством организации по вопросам использования современных научных подходов к возникающим проблемам и покупке современной техники и технологий.

Т ранспорт является связующим звеном всех отраслей народного хозяйства. Сегодня предприятию поставляется сырье - завтра перевозится готовый товар непосредственно потребителю или в различные места продажи, будь то рынки, магазины, дилерские центры и др.

Транспорт способствует мобильности рабочей силы. Это проявляется в доставке рабочих и служащих на места работы и обратно, в миграции населения, а именно в процессах урбанизации и рурализации (процесс, обратный урбанизации, проявляется в развитых странах).

Миграция населения отражается на экономической деятельности и рынке труда регионов. Отток населения из деревень способствует развитию промышленности, строительства, торговли. Приток населения в города снижает показатели развития сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства, вследствие уменьшения рабочей силы в сельской местности.

Кроме этой проблемы, которая косвенно задевает транспорт, существуют и другие, непосредственно связанные с ним. Эти проблемы всегда будут актуальными. Решения их сегодня наиболее эффективными способами приводят завтра к нахождению новых приемов преодоления возникших трудностей. Это можно сравнить с техникой: современная техника, отвечающая всем требованиям сегодня, завтра - устаревшая техника с устаревшими требованиями.

Для каждого вида транспорта характерны свои специфические проблемы и общие проблемы, затрагивающие все виды сразу. Например, для воздушного транспорта на сегодняшний день одной из специфических проблем является сокращение числа аэропортов и аэродромов в 2,5 раза, что повлекло за собой закрытие авиалиний.

Проблемой, относящейся ко всем видам транспорта, является низкий уровень технической производственной базы, постоянно растущая стоимость горючесмазочных материалов.

Проблем, связанных с автомобильным транспортом Российской Федерации, достаточно много, но можно выделить наиболее важные:

- низкий уровень развития дорожной сети;

- безопасность дорожного движения;

- высокий уровень вредного воздействия на экологию;

- недоступность транспортных услуг в удаленных регионах;

- низкий технический уровень производственной базы и др.

Низкий уровень развития дорожной сети связан в основном с северными и аграрными районами страны. Из-за климатических условий в осенний и весенний периоды невозможно добраться к населенным пунктам на автомобильном транспорте. Связь с ними осуществляется с помощью воздушного или водного транспорта. Только в зимний период, когда сформируются зимники, возможна доставка грузов и пассажиров на эти отдаленные территории по земле. Для круглогодичной связи с северными районами Крайнего Севера, республикой Якутия, Магаданской области и другими районами запланировано строительство меридиональных и широтных автодорожных направлений [1].

На сегодняшний день вся сеть дорог развита недостаточно. Это отражается на быстром ее износе из-за неспособности дорожных сетей с твердым покрытием справиться с увеличивающимся потоком автомобилей. Эта проблема затрагивает дороги как федерального значения, так и регионального.

Низкое качество покрытия дорог увеличивает износ автомобиля, то есть уменьшается срок службы шин, амортизаторов, двигателя и других частей, что влечет за собой увеличение затрат по статье переменных расходов калькуляции себестоимости: затраты на топливо, смазочные и прочие эксплуатационные материалы, расходы на восстановление износа и ремонта шин и др. Увеличение затрат приводит к росту себестоимости, а следовательно, к росту стоимости предлагаемых услуг.

Чтобы компенсировать износ дорожного покрытия и собрать денежные средства на постройку новых дорог правительство приняло постановление № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». В постановлении предусматривается выплата за каждый километр пробега 3,5 руб. владельцами грузовых автомобилей, масса которых превышает 12 тонн.

На недавно прошедшем заседании Коллегии Министерства транспорта РФ заместитель министра А. Цыденов отметил, что одной из целей «Транспортной стратегии» является формирование единого транспортного пространства путем проектирования и строительства скоростных автомобильных дорог, ликвидации «узких» мест на железнодорожной инфраструктуре общественного пользования, что позволит повысить не только мобильность населения, но и загрузку грузовых линий и обеспечить движение ускоренных поездов [2].

Строительство новых автомобильных дорог с твердым покрытием в отдаленных регионах способствует развитию автомобильной инфраструктуры, что приведет к увеличению рабочих мест. Помимо этого, наладится круглогодичная связь не только с отдаленными регионами, но и с территориями сельской местности, где из-за климатических условий отсутствует связь с внешним миром.

Уровень развития дорожной сети и безопасность дорожного движения тесно связаны между собой. Качество дорожного покрытия влияет не только на износ автомобиля, но и на безопасность дорожного движения. Для повышения уровня транспортной безопасности в некоторых регионах страны внедрена глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, позволяющая следить за передвижением подвижного состава.

Помимо навигационной системы существует система слежения усталости водителя. Она предназначена для сравнения поведения водителя и траектории движения автомобиля с момента начала движения на протяжении всей поездки. Даная система способствует понижению количества аварий, связанных со снижением реакции водителя из-за долгого управления транспортным средством.

Эти системы должны быть установлены на всех городских и междугородних автобусах и на всем грузовом транспорте.

На таксомоторные перевозки действуют такие же законы, как и на все остальные виды перевозок. Однако, организации занимающиеся данным видом перевозок, должны устанавливать

в свои автомобили специальные удерживающие детские кресла или должны оснащать их специальными удерживающими устройствами. За несоблюдение правил к ответственности привлекается не только водитель автомобиля, но и организация.

Кроме соблюдения правил дорожного движения положено также следить за состоянием транспортных средств. Физически устаревшие и отработавшие свой нормативный срок службы транспортные средства должны быть утилизированы, то есть предприятия должны ужесточить контроль за выполнением нормативных требований эксплуатации подвижного состава.

На безопасность влияет и террористическая угроза. С целью нивелирования данного риска с 2010 г. начали реализовываться «Комплексные программы обеспечения безопасности населения на транспорте», в рамках которых предусмотрены мероприятия, заканчивающиеся в 2013 г., по повышению антитеррористической защищенности на всех видах транспорта. Предполагается, что данная программа будет пролонгирована до 2016 г. [3].

Одной из важнейших проблем автомобильного транспорта является загрязнение экологии. Выхлопные газы представляют собой смесь компонентов, в которых содержатся полностью не переработанные углеводороды. Большая концентрация этих веществ наблюдается в городах из-за пробок в часы пик, что способствует появлению над городом смога, влияющего на здоровье жителей и окружающую среду.

Еще одной проблемой, связанной с автомобильным транспортом, является неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Для эффективного решения экологической проблемы государство и автотранспортные предприятия должны скоординировать свои действия.

С 1 января 2014 г. вступил в действие запрет, связанный с постановкой транспортных средств на учет. Автомобили, экологический класс которых ниже пятого класса, запрещено ставить на учет. Однако это не распространяется на транспортные средства, поставленные на учет до 1 января 2014 г. Данный запрет снизит уровень загрязнения окружающей среды автомобильными выхлопами и продлит полезный срок эксплуатации автомобилей.

Запрет постановки автомобилей низкого класса на учет повлечет за собой проблемы импорта транспортных средств на территорию страны, класс которых ниже ЕВРО-5. Целью предприятий должно быть понижение энергоемкости транспорта путем своевременного и качественного проведения ремонта, замены подвижного состава новым.

Следующей проблемой является недоступность транспортных услуг в удаленных регионах. Имеется множество факторов, в связи с которыми автотранспортным предприятиям невыгодно предоставлять услуги в некоторые населенные пункты. Компаниям не под силу совершать доставку в удаленные регионы на протяжении всего года в связи с погодно-климатическими условиями. По этой причине грузоотправители в некоторые населенные пункты могут отправлять грузы только несколько раз в год и при наличии специальной техники.

В удаленных регионах плохо развиты дорожные сети, на протяжении которых отсутствуют или расположены далеко друг от друга различные СТО и может отсутствовать телефонная связь, что в случае поломки техники увеличивает риск оставаться на протяжении длительного времени без помощи. Это может стать причиной значительной задержки доставки груза в назначенные сроки.

Более того, существуют грузы различной сложности: ценные, тяжеловесные, опасные и др. Проблема заключается в том, что не всегда можно доставить груз в целости и сохранности от отправителя к получателю по причине неусовершенствованного дорожного полотна, а удаленность этих территорий увеличивает затраты на доставку груза.

Вследствие этого потребитель выбирает наиболее дешевый вид транспорта, такой как воздушный или морской, поскольку они могут перевезти большее количество груза по наименьшей цене.

При осуществлении транспортировки грузов не всегда используется один вид подвижного состава, что является экономически невыгодным фактором для автотранспортных предприятий.

Очень актуальной является проблема низкого технического уровня производственной базы на автотранспортных предприятиях. В настоящее время на каждом автотранспортном предприятии имеется достаточное количество различных типов подвижного состава с различными сроками эксплуатации. В процессе эксплуатации автомобиль подвергается выходу из строя по различным причинам. Это ведет к полной замене подвижного состава, что требует немалого количества затрат. По этой причине предприятия по возможности осуществляют частичную замену отдельных частей автомобиля.

Поскольку в настоящее время совершенствуются автомобили, условия перевозок, тип подвижного состава и т. п., необходима полная замена парка с целью повышения комфорта, которая в свою очередь влияет на качество оказываемых услуг. Для того чтобы улучшить условия эксплуатации, необходимо поочередно ввести сокращение по возрасту эксплуатации подвижного состава с использованием разных механизмов. Вследствие этого возраст автомобилей снизится с 9 до 8 лет к 2015 г., и с 6 до 5 лет - к 2030 г.

Необходимо создавать новые сети логистических центров на уровне регионов.

С помощью усовершенствованных технологий эффективность функционирования автотранспортных предприятий увеличится при улучшении эксплуатационных показателей. Внедрение электронного бронирования билетов и внедрение системы, при которой оплата билетов осуществляется бесконтактно, повысит эффективность автотранспортных предприятий.

Важными факторами являются введение систем контроля движения, ограничителей скорости, модернизация и совершенствование дорожных сетей, внедрение систем диспетчирования и др. Кроме того, на эффективность работы транспорта влияет занятость населения.

Рост числа конкурентов на рынке требует от предприятий повышения уровня качества, который предполагает собой обновление и модернизацию подвижного состава, регулярное и безопасное оказание услуг. Повышения уровня качества перевозчики могут достичь с трудом, поскольку сложность и безопасность движения и частичная замена парка только ухудшает ситуацию.

Для того чтобы шло увеличение пассажирооборота, необходимо иметь преимущества перед предприятиями-конкурентами, такие как скорость, пропускная способность, надежность подвижного состава и др. Все эти вышеперечисленные проблемы влияют на качество оказываемых транспортных услуг.

Экономика страны, связанная с проблемами автомобильного транспорта, несет огромные потери. Не справляющиеся с растущим автомобильным потоком федеральные, региональные и местные дорожные сети резко ограничивают доступ к отдаленным территориям, что в свою очередь влияет на пассажирооборот и грузооборот.

Одним из недостатков существующей транспортной системы является ее моноцентриче-ская структура, замкнутая на Москву. Из-за этого сдерживается развитие Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Низкий уровень технического состояния подвижного состава увеличивает расходы на топливо, способствует росту затрат, направленных на восстановление или замену деталей. Устаревшая техника отрицательно влияет на окружающую среду. Вредные выбросы в атмосферу пагубно сказываются на здоровье человека. Помимо снижения грузооборота и пассажирооборота по причине устаревания транспортных единиц растет вероятность возникновения аварийных ситуаций на дороге.

Увеличивающийся автомобильный поток и устаревший подвижной состав негативно отражается на внимании водителя, что повышает возможность столкновений транспортных средств. Для снижения аварийности в грузовых автомобилях и автобусах как городских, так и междугородних направлений должны быть установлены специальные системы слежения.

На сегодняшний день все перечисленные проблемы в большей степени связаны с недофинансированием. Рост инвестиционных вложений в развитие автомобильного транспорта должен базироваться на привлечении частных инвестиций и формировании дорожных фондов.

В условиях стабильного развития экономики к 2016 г. объем инвестиций должен составить 771 млрд руб. за счет привлечения внебюджетных источников финансирования. Однако из-за формирования неблагоприятной ситуации в экономике объем финансирования может резко снизиться. Решение проблем на транспорте позволит повысить эффективность его работы.

Ссылки:

1. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.evrogruz.ru/info/transportnaya-strategiya-rossiiskoi-federatsii-na-period-do-2030-goda (дата обращения: 01.06.2014).

2. Автомобильный транспорт. 2014. № 1.

3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130924_5 (дата обращения: 01.06.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.