Научная статья на тему 'Проблемы архивации образцов якутского музыкального фольклора'

Проблемы архивации образцов якутского музыкального фольклора Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
281
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИВАЦИЯ / МУЗЫКА / ПЕСНЯ / ФОЛЬКЛОР / НОТНЫЕ РАСШИФРОВКИ / СТИЛЬ / ЖАНР / КЛАССИФИКАЦИЯ / ARCHIVING / MUSIC / SONG / FOLKLORE / MUSIC INTERPRETATIONS / STYLE / GENRE CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ларионова Анна Семеновна

В статье ставится проблема оцифровки аудиозаписей традиционной музыки народа саха. Для архивации аудиозаписей якутского музыкального фольклора необходимо классифицировать не только напевы, но и инструментальную музыку. Для проведения подобной работы требуются исследование стилей и жанров якутской фольклорной музыки и их нотные расшифровки, сделанные на современном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems archiving of samples of the Yakut musical folklore

The article put the digitization's problem of recordings in traditional music of the Sakha people. To archive recordings of the Yakut musical folklore should be classified not only songs, but also to instrumental music. To perform such an operation requires a study of styles and genres of the Yakut folklore music and their music interpretations made on the modern level.

Текст научной работы на тему «Проблемы архивации образцов якутского музыкального фольклора»

УДК 784:398(571.56) ББК 32.974:85.312(2Рос.Яку)

Ларионова Анна Семеновна

доктор искусствоведения сектор якутского фольклора Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук

г.Якутск Larionova Anna Semenovna Doctor of Art Sector of Yakut folklore Institute of Humanities and Problems of Minorites of the North Siberian Branch of the

Russian Academy of Science Yakutsk

Проблемы архивации образцов якутского музыкального фольклора Problems archiving of samples of the Yakut musical folklore

В статье ставится проблема оцифровки аудиозаписей традиционной музыки народа саха. Для архивации аудиозаписей якутского музыкального фольклора необходимо классифицировать не только напевы, но и инструментальную музыку. Для проведения подобной работы требуются исследование стилей и жанров якутской фольклорной музыки и их нотные расшифровки, сделанные на современном уровне.

The article put the digitization's problem of recordings in traditional music of the Sakha people. To archive recordings of the Yakut musical folklore should be classified not only songs, but also to instrumental music. To perform such an operation requires a study of styles and genres of the Yakut folklore music and their music interpretations made on the modern level.

Ключевые слова: архивация, музыка, песня, фольклор, нотные расшифровки, стиль, жанр, классификация.

Key words: archiving, music, song, folklore, music interpretations, style, genre classification.

Архивация - это самостоятельная область знаний, которой занимаются специалисты этой сферы. За всю историю существования Якутского ИЯЛИ СО АН СССР, позже ИГИ АН РС(Я) и ныне ИГИПМНС СО РАН , созданного в 1935 г., исследователями собрано большое количество фольклорного материала, который требует серьезной современной архивации. В связи с этим возникают разнообразные проблемы, особенно в области архивации музыкальных образцов в аудиозаписях, хранящихся в секторе якутского фольклора. Конечно, требует своего продолжения работа по сбору фольклорных материалов традиционной музыки якутов. Сейчас насущной задачей стало перенесение записей,

хранящихся преимущественно на устаревших магнитных лентах, на современные носители, начало которой положено с 2005 г. Это связано с провозглашением ЮНЕСКО якутского героического эпоса олонхо Шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества. Поэтому оцифровка якутского фольклора с аудиозаписей производится только образцов эпического жанра народа саха. К переводу же на современные носители других жанров фольклора, в том числе музыкальных, еще не приступили.

Важной проблемой является систематика аудиоархива якутского фольклора, соответствующая ее классификация и оформление картотеки. Наиболее сложной задачей при оформлении картотеки является систематика таких музыкальных жанров, как песни и инструментальные наигрыши, так как многие вопросы классификации жанров традиционной музыки якутов вплоть по настоящее время остаются открытыми.

Кроме того, необходимо при систематизации якутской традиционной музыки иметь четкое представление о стилях и жанрах музыкального фольклора народа саха, хотя сейчас в этом отношении даже стили якутского пения еще не до конца изучены. Наиболее исследованной областью являются стили дьиэрэ-тии ырыа (плавная, цветистая песня с гортанными призвуками, именуемыми кы-лысахами) и дэгэрэн ырыа (мелодически развитое ритмически четкое пение, подразумевающее широкий диапазон мелодий, в структурном отношении строже дьиэрэтии ырыа). Пение в стиле дьиэрэтии ырыа достаточно легко поддается определению при прослушивании песни, так как напев открывается традиционным зачином дьэ буо. Также несложно классифицировать такие жанры якутской традиционной песенности, как тойук и алгыс. Алгысы как и тойуки поются высоким стилем - дьиэрэтии ырыа. Бытовые же песни якутов систематизируются по функциональному признаку, например, колыбельные. По содержательному признаку их можно подразделить на шуточные, любовные, песни о природе и т.д. К дэгэрэн ырыа примыкают песни со специфическим звукоизвлечением: тангалай

ырыата (нёбные песни), мурунг ырыата (назальные песни), хабар5а ырыата (горловое пение с хрипом).

Что касается напевов других жанров якутского фольклора, таких как олонхо, сказки с поющимися разделами, то здесь систематика усложняется. Например, олонхо включает в себя все богатство традиционной песенной культуры саха. Песни в олонхо играют огромную выразительную и драматургическую роль, постоянно чередуясь со словесным рядом. Г. М. Кривошапко, принимавшая участие в первой в истории грамзаписи олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» в исполнении Г. Г. Колесова, пишет: «В действительности олонхо - это песенное творчество олонхосута <...>. Продолжительность полного исполнения олонхо "Нюргун Боотур Стремительный" П. А. Ойунского (из среднего расчета 40 стихотворных строк речитатива и 12 строк песни за одну минуту по грамзаписи) составила бы 28 часов 27 минут, причем пение звучит 18 часов 46 минут, речитативы -9 часов 41 минуту» [3, с. 12]. В данном сказании песенные фрагменты явно преобладают над словесной частью. Песенные разделы олонхо подразумевают два основных типа якутского пения: дьиэрэтии ырыа и дэгэрэн ырыа. В олонхо, в отличие от других жанров якутского фольклора, стили пения строго закреплены за каждым героем сказания. В манере дьиэрэтии ырыа исполняются песни положительных персонажей олонхо, а дэгэрэн ырыа пользуются, кроме положительных героев, также трикстеры-слуги.

Если представленные стили и жанры хорошо изучены и при составлении картотеки не представят особой сложности, то проблема возникает при определении стилистики пения героев Нижнего мира, так как в этномузыкознании этот вопрос еще не до конца решен. Так, Г. Г. Алексеева охарактеризовала тип пения представителей Нижнего мира, т.е. отрицательных героев, как пародийное пение [1, с. 79]. А. П. Решетникова, опираясь на тембровое оформление напевов персонажей Нижнего мира, считает, что их стиль пения близок к шаманскому пению кутуруу [7, с. 60]. Э. Е. Алексеев предполагает, что песни абаасы занимают промежуточное положение между тойуком и дэгэрэн ырыа [8, с. 53]. Таким образом,

определение стиля пения, характерного для героев Нижнего мира, представляет собой самостоятельную проблему, требующую дальнейшего изучения.

В якутском шаманском пении доминирует стилистика кутуруу ырыата. Она представляет собой пение, основанное на возгласных интонациях, изложенных в высокой, напряженной тесситуре с выдержанными длительностями, сменяющимися речитацией в низком регистре. Помимо кутуруу ырыата, шаманы поют песни, основанные на интонационном строе народных напевов. Напевы неразрывно входят в шаманское камлание и играют в данном обряде большую роль. Сложным является определение стилистики пения мэнэрик ырыата, тююл ырыата и другие напевы самоуглубленного пения. Так, Э. Е. Алексеев относит их к камерному пласту дьиэрэтии ырыа, Н. Н. Николаева - к третьему самостоятельному стилевому направлению традиционной песенности якутов.

ГТЧ С /-"

Такой же автономной проблемой является, помимо определения стилистики якутского пения, также и дефиниция жанров якутских народных песен. В целом, деление на жанры, типы, манеры и стили в якутском музыкальном фольклоре достаточно условно. Так, термином дьиэрэтии ырыа в якутском музыкознании принято именовать стиль, тип и манеру пения. Иногда применяется и термин тойуко-вость, представляющий собой производное слово от термина тойук, который означает песенный жанр. Особенно наглядно размытость дефиниций жанров отражает термин дэгэрэн ырыа. Он имеет несколько смыслов. С одной стороны, подразумевается пение, представляющее собой мелодизированный способ свободно-импровизационного поэтического творчества, а с другой - жанр песни, который появился как структурно оформившийся результат развития стиля дэгэрэн ырыа. В нем индивидуализированный напев существует с закрепленными, минимально варьируемыми словами. К дэгэрэн ырыа относят также песни дэгэрэн ырыа, ритмически и динамически передающие быстрый топот коня. Кроме того трактовка музыкальных терминов в этномузыкознании зачастую не совпадает с народной, хотя многие из них имеют один и тот же смысл, например, тойук, алгыс, осуохай, олонхо, чабыргах обозначают жанр, а дьиэрэтии ырыа - стиль, тип и манеру пе-

ния. Таким образом, при архивации музыкальных образцов требуют самостоятельного решения вопросы систематики стилей и жанров якутских фольклорных напевов.

Помимо жанрово-стилевой систематизации записей народного творчества существует также классификация архивных напевов по звукорядной структуре, по метроритмике и типам мелодического рисунка. В якутской народной песне важным выразительным средством является также и тембр. Для составления подобной систематики требуются нотные расшифровки напевов фольклорных образцов. Расшифровок же записей якутского фольклора очень мало. Первые нотные записи якутских традиционных напевов появились в XIX веке в виде единичных записей, не более одной нотной строки, у А. Ф. Миддендорфа [4, с. 808] и В. Л. Серошевского [5, с. 571]. Так, музыкальный фрагмент, приведенный А. Ф. Миддендорфом, отражает мелодию, интонируемую в стиле дьиэрэтии ырыа. У В. Л. Серошевского впервые представлена нотная запись напева в манере дэгэрэн ырыа. В XX веке уже появляются сборники якутских народных песен А. В. Скрябина [6] и Ф. Г. Корнилова [2]. Наиболее полные публикации олонхо с нотографией напевов даются в 60-томной серии «Памятников фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» [7; 8]. Так, в 1996 году выходит олонхо «Могучий Эр Соготох», в котором представлены 15 нотных расшифровок. Вот собственно и все. Большой массив фольклорных записей еще ждет своего переложения на ноты. Без этих нотаций невозможно проводить систематизацию архивных записей и составить их картотеку.

Помимо проблемы нотации записей фольклора встает вопрос: кто будет весь этот массив расшифровывать? Не каждый профессиональный музыкант с высшим даже теоретическим образованием способен расшифровать фольклорный напев, подобный, например песням стиля дьиэрэтии ырыа. В Якутии из достаточно большого числа музыковедов расшифровкой фольклорных напевов народов республики занимаются единицы.

Помимо вышеизложенных проблем, существует вопрос сбора и нотных расшифровок якутских инструментальных наигрышей. Наигрыши на якутских традиционных музыкальных инструментах являются совершенно неизученной областью. Отсутствуют также их записи. Подобные аудиозаписи имеются только в НВК Саха - это исполнение известных якутских хомусистов и наигрыши на кы-рыымпе (якутская скрипка) И. Неустроева-Ырыа Ылдьаа, если они еще сохранились. Эти записи практически недоступны исследователям музыкального фольклора, поэтому традиционная инструментальная музыка до сих пор остается вне поля научных изысканий.

Кроме того музыкальные фольклорные записи имеются в личных архивах, а также в других государственных учреждениях. Известно, что записи, произведенные исследователем фольклора Г. Г. Алексеевой, находятся в секторе якутского фольклора ИГИиПМНС СО РАН. Записи на магнитных носителях Э. Е. Алексеева находятся в «Доме Арчы». Большое количество аудиозаписей якутского фольклора находятся также в «Пушкинском доме» в г. Санкт Петербург. Необходимо обратить внимание исследователей и всех заинтересованных лиц на эту проблему. Все поставленные в данной статье вопросы по каталогизации якутской традиционной музыки можно решить, но только тогда, когда у научных исследователей появиться возможность работать с этими записями. Думается, что сегодня нужно инициировать создание единой структуры по архивации аудио- и видеозаписей по фольклору якутов, в которой должны храниться фольклорные материалы личных исследователей, государственных, республиканских, муниципальных организаций.

Библиографический список

1. Алексеева, Г.Г. От фольклора до профессиональной музыки: Монография [Текст] / Г.Г. Алексеева. - Якутск : Нац. кн. изд-во «Бичик», 1994. - 160 с.

2. Корнилов, Ф.Г. Сборник якутских песен. Для голоса без сопровождения. - М. : Музгиз, 1936. - 121 с.

3. Кривошапко, Г.М. Музыкальная культура якутского народа: Монография [Текст] / Г.М. Кривошапко. - Якутск : Кн. изд-во, 1982. - 184 с.

4. Миддендорф, А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири. Север и Восток Сибири в естественно-историческом отношении. - СПб, 1878, Ч. 2. Отд. 6. - 835 с.

5. Серошевский, В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд. - М. : Российская политическая энциклопедия, 1993. - 736 с.

6. Скрябин, А.В. Саха ырыаларын ноталара. - М.: Музгиз, 1927. - 28 с.

7. Якутский героический эпос «Кыыс Дэбэлийэ». - Новосибирск : Наука, 1993. -330 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).

8. Якутский героический эпос «Могучий Эр Соготох». - Новосибирск : Наука, 1996. - 440 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 10).

Bibliography

1. Alekseeva, G.G. Ot folklore do professionalnoy muzyki: Monografiya [Tekst] / G.G. Alekseeva. - Yakutsk : Nats. kn. izd-vo «Bichik», 1994. - 160 с.

2. Kornilov, F.G. Sbornik yakutskikh pesen. Dlya golosa bez soprovojdeniya. - M. : Muzgiz, 1936. - 121 с.

3. Krivoshapko, G.M. Muzykalnaya kultura yakutskogo naroda: Monografiya [Tekst] / G.M. Krivoshapko. - Yakutsk : Kn. izd-vo, 1982. - 184 с.

4. Middendorf, A.F. Puteshestvie na sever i vostok Sibiri. Sever i Vostok Sibiri v estestvenno-istoricheskom otnoshenii. - SPb, 1878, Ч. 2. Отд. 6. - 835 с.

5. Seroshevskiy, V.L. Yakuty. Opyt etnograficheskogo issledovaniya. 2-e izd. - M. : Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya, 1993. - 736 с.

6. Skryabin, A.V. Sakha yryalaryn notalara. - M.: Muzgiz, 1927. - 28 с.

7. Yakutskiy geroicheskiy epos «Kyys Debiliyie». - Novosibirsk : Nauka, 1993. - 330 с. (Pamyatniki folklore narodov Sibiri i Dalnego Vostoka).

8. Yakutskiy geroicheskiy epos «Moguchiy Er Sogotokh». - Novosibirsk : Nauka, 1996. - 440 с. (Pamyatniki folklore narodov Sibiri i Dalnego Vostoka).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.