ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
© Тюнина Е.А.
Новосибирский государственный технический университет,
г. Новосибирск
В статье рассматриваются основные проблемы и трудности, с которыми можно столкнуться при проведении финансового анализа компании. Описаны основные принципы формирования индивидуальной методики по анализу финансового состояния отдельно взятого предприятия с учетом его отраслевой специфики и позиции заинтересованных лиц.
Финансовое состояние - важнейшая характеристика экономической и финансовой деятельности предприятия. От качества финансового состояния зависит степень экономической привлекательности предприятия для лиц, заинтересованных в функционировании данной организации.
Анализ финансового состояния предприятия дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции компании. Результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности. Но главной целью анализа является своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, а также поиск резервов укрепления финансового состояния предприятия.
В настоящее время в России проблема оценки финансового состояния предприятия является крайне актуальной, причем как для стейкхолдеров, так и для менеджмента самого предприятия.
Российские организации вынуждены работать в условиях повышенных рисков. Они чаще, чем их зарубежные коллеги, оказываются в кризисных ситуациях. Причем большинство таких случаев, по мнению многих экономистов, связано с неадекватной оценкой хозяйствующими субъектами собственного финансового положения, а также надежности и устойчивости их основных партнеров по бизнесу.
Для выявления глубинных причин изменения финансового положения необходимо изучать многочисленные показатели, характеризующие все стороны деятельности предприятия (производство, его потенциал, организацию, реализацию, финансовые операции, движение денежных потоков и т.п.). Применение многостороннего комплексного анализа финансового состояния предприятия создает реальные предпосылки для управления
отдельными показателями, и соответственно для усиления их воздействия на улучшение финансового климата.
Вся проблема оценки финансового состояния для руководителей и прочих заинтересованных лиц в деятельности организации заключается в том, что в современной российской науке до сих пор так и не выработано единого подхода к проведению такого рода анализа.
Большинство существующих в настоящее время методик анализа деятельности предприятия, его финансового состояния повторяют и дополняют друг друга. Различные авторы предлагают проводить финансовый анализ деятельности предприятий по различным схемам, использовать при этом различные индикаторы.
Кроме того, в настоящее время предлагается множество методик, основанных, как правило, на применении аналогичного зарубежного опыта оценки финансового состояния предприятий. При этом некоторые авторы методик, пытаются напрямую перенести его на российскую действительность. Далеко не всегда это правомерно. Например, во многих случаях неверно в качестве нормативной базы финансовых коэффициентов принимать критические значения, используемые на Западе.
Для аналитической работы особое значение имеет выбор системы показателей, поскольку они являются основой для оценки деятельности предприятия внешними и внутренними пользователями отчетности. К сожалению, в современной науке наблюдается следующая тенденция: один и тот же показатель может иметь более десятка различных названий, толкований, а также методов расчета. Многие авторы предлагают целый ряд нормативных значений для показателей, причем они одинаковые для всех отраслей, хотя, по сути, у каждой отрасли должны быть свои границы допустимых значений показателей ликвидности, рентабельности, оборачиваемости и др., изменяющихся в соответствии с реалиями современной экономики.
Однако следует отметить, что попытки систематизировать подход к финансовому анализу существуют. Например, «Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций» и, разработанные Федеральной службой по финансовому оздоровлению и «Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса», утвержденные распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве). Но предлагаемые методики, по мнению многих специалистов, не позволяет получить реальной картины финансового состояния предприятия. Например, иногда возникают такие ситуации, что многих из хозяйствующих субъектов в России, которые, достаточно успешно функционируют, получают прибыль и исправно выплачивают заработную пла-
ту работникам и налоги государству, согласно этим методикам можно было бы отнести к предприятиям-банкротам.
Таким образом, надо отметить, что встречаются очень много противоречий не только на уровне авторов различных методик по финансовому анализу, но и в методических и нормативных документах. Именно поэтому для отечественных предприятий в современной экономической ситуации весьма актуальным становится вопрос разработки и применения собственных эффективных методов анализа их финансового состояния, соответствующих условиям местного рынка и отраслевой принадлежности.
На первом этапе, методику по анализу финансового состояния отдельно взятого предприятия можно построить, опираясь на основные схемы проведения подобного рода исследований. Так, например, несмотря на все имеющиеся различия и противоречия в имеющихся методиках, представляется возможным выделить факторы, значимость которых для целей финансового анализа признают все исследователи:
- оценка и анализ имущественного потенциала: сумма хозяйственных средств, находящихся на балансе предприятия, стоимость чистых активов предприятия, доля активной части основных средств, коэффициент износа, коэффициент обновления;
- оценка и анализ ликвидности и платежеспособности: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности;
- оценка и анализ финансовой устойчивости: коэффициент концентрации собственного капитала;
- оценка и анализ деловой активности: коэффициент фондоотдачи, оборачиваемость запасов;
- анализ рентабельности: рентабельность собственного капитала.
Далее в процессе работы компании и анализа ее деятельности, необходимо сформировать индивидуальный набор показателей, подобрать формулу их расчета, нормативные значения и их интерпретацию, соответствующую реальному положению дел.
Рассмотрим основные факторы, оказывающие влияние на принятие решения в пользу того или иного показателя.
Прежде всего, необходимо проанализировать стратегию компании и цели, которые она хочет достичь. Также определить круг заинтересованных лиц (стейкхолдеров) в результатах проводимого анализа.
Так, например, если рассматривать позицию собственников компании, которые заинтересованы, прежде всего, в повышение стоимости их бизнеса, то им важен следующий набор показателей:
- во-первых, показатель, оценивающий реальную стоимость фирмы,
- во-вторых, набор факторов (как положительно, так и отрицательно) влияющих на изменение текущей стоимости фирмы.
В таблице 1 представлена зависимость системы финансовых показателей от требований субъектов, заинтересованных в получении подробной информации о положении предприятия и его деятельности.
Вторым наиболее важным фактором, который надо учитывать при формировании методики анализа финансового состояния, является отраслевая принадлежность рассматриваемой компании. Именно этот фактор, обычно не учитывается при определении нормативной базы многих финансовых показателей.
Так, например, несоответствие показателей ликвидности и оборачиваемости активов для предприятий энергетического комплекса общепринятым нормативам, можно объяснить наличием больших капиталовложений, высоким уровнем специализации производства и большой материалоемкостью. Кроме того, для энергокомпаний важным фактором является сезонность: несоответствие времени получения доходов и несения расходов.
Что касается других отраслей, то для предприятий торговли наиболее важными показателями являются коэффициенты оборачиваемости активов; для строительных компаний - «болезненным» вопросом является большая величина незавершенного производства, для транспортных компаний также характерна высокая фондоемкость, а для сельского хозяйства большую роль играет сезонность.
Для учета всех этих отраслевых особенностей, при формировании системы показателей для предприятия, необходимы следующие действия:
- сравнение состояния и результатов деятельности за несколько исследуемых периодов работы предприятия и выявление различных тенденций изменения показателей;
- сопоставление итогов деятельности данной организации с результатами работы других организаций, имеющих туже отраслевую специфику.
Еще одним фактором, оказывающим влияние на качество проводимого финансового анализа и на выбор методики его проведения, является информационная база, которая служит основой для расчета финансовых показателей.
Основным источником информации, как правило, считается бухгалтерская отчетность. Однако, финансовая отчетность является важным инструментом финансового анализа в том случае, если она отвечает следующим требованиям: полнота, существенность, нейтральность, сравнимость, сопоставимость и полезность для принятия решений внутренними и внешними пользователями
Системы финансовых показателей, соответствующие интересам стейкхолдеров
Наименование стейкхолдера Характер заинтересованности Система показателей
1 2 3
Основные группы
Кредиторы Временно предоставляют предприятию заем в обмен на некоторый заранее установленный доход, и заинтересованные в информации, позволяющие им определить, будут ли своевременно осуществлены выплаты по кредиту По степени важности: 1. Показатели ликвидности (способности фирмы создавать деньги и вовремя выплачивать свои обязательства. Здесь интересует детальный разбор качества и характера движения краткосрочных активов и краткосрочных обязательств. 2. Показатели платежеспособности (если анализ ликвидности вызывает сомнения). 3. Кредитоспособности. 4. Показатели рентабельности. 5. Кредиторы, предоставляющие долгосрочные кредиты, проводят дополнительно анализ-прогноз будущей финансовой деятельности фирмы, оценивают стабильность денежных потоков и ожидаемых доходов компании вплоть до срока выполнения долгосрочных обязательств.
Поставщики Заинтересованы в информации, позволяющей им определить, будут ли своевременно выплачены полагающиеся им суммы
Инвесторы Вкладывают в компанию свой капитал с определенной долей риска в целях получения дохода на него Показатели: - Ликвидности краткосрочных обязательств, - Платежеспособности по долгосрочным задолженностям, - Отношения будущих прибылей и cash flow (денежного потока, движения денежных средств) к долгосрочным обязательствам - (долгам), - Прогноз оценки будущих доходов от собственного капитала.
Наименование стейкхолдера Характер заинтересованности Система показателей
Менеджеры предприятия Финансовая информация позволяет сделать наиболее достоверную оценку эффективности управления предприятием Руководство фирмы должно понимать точки зрения других стейкхолдеров, поэтому интересующий их перечень показателей наиболее полный и включает все вышеперечисленные плюс показатели конкурентоспособности выпускаемой продукции (работ, услуг), и оборачиваемость средств. Таким образом, для менеджеров необходим комплексный анализ - анализ системы показателей, позволяющий всесторонне оценить результаты финансовой деятельности организации.
Другие заинтересованные лица
Работники предприятия Заинтересованы в получении информации о способности предприятия своевременно выплачивать зарплату, производить пенсионные и прочие выплаты - Показатели ликвидности, - Показатели платежеспособности, - Показатели рентабельности.
Потребители (клиенты предприятия) Заинтересованы в стабильности поставок, как следствие финансовой респектабельности предприятия Показатели финансовой устойчивости предприятия
Общественные и государственные организации Заинтересованы в успешном функционировании предприятия, поскольку от этого зависит благосостояние экономической инфраструктуры региона. - Показатели финансовой устойчивости предприятия. - Надежность предприятия как налогоплательщика, его способность обеспечить новые рабочие места.
Кроме того, чтобы дать оценку финансового состояния коммерческой структуры и определить перспективы его развития, необходимо проанализировать не только баланс и другие отчетные материалы самого предприятия, но и охарактеризовать экономическое положение его деловых партнеров, оценить конкурентов, провести маркетинговое исследование конъюнктуры рынка и т. д.
Таким образом, полезную информацию, необходимую для проведения анализа, можно классифицировать следующим образом:
- бухгалтерская и финансовая отчетности, принятые на предприятии;
- информация в средствах массовой информации: рейтинги, аналитические и деловые статьи;
- информация, полученная у третьей стороны: мнение экспертных групп, специалистов, заключение специализированных агентств, отзывы покупателей и поставщиков.
Завершающим этапом формирования методики финансового анализа является обобщение полученных результатов и формирование набора показателей, которые адекватно отражают финансовое состояние компании. Этот набор показателей является надежной информационной базой для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности компании. Кроме того, он позволит менеджменту компании обосновано представить внешним стейкхолдерам сильные стороны предприятия.
Список литературы:
1. Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций (утвержденные Приказом №16 ФСФО от 23 января 2001).
2. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (утв. распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. N 31-р).
3. Гончаров Д. С. // Финансовые показатели, актуальные анализа фи-
нансовой устойчивости предприятия // Журнал СЮ Опубликовано 10 февраля 2004 года, режим доступа: http://pda.cio-
world.ru/bsolutions/analytics/32012/
4. Бженникова Д. Г. // Роль финансового анализа организации и методы его проведения // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика», 2005, №1.
5. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента.-М.: Финансы и статистика, 2000.
6. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта.-М.: Финансы и статистика, 2000.
7. Ефимова О.В. Анализ платежеспособности предприятия // Бухгалтерский учет. -2001. - №7.-с.52-59.
8. Ефимова О.В. Финансовый анализ.-М.: бухгалтерский учет, 2002.
9. Ковалев А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы.-М.: Ин-фра-М, 2003.
10. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры.-М.: Финансы и статистика, 2001.
11. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа.-М.: Инфра-М, 2000.
12. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Методика финансового анализа.-М.: Инфра-М, 1999.