Научная статья на тему 'Проблемы адаптации системы профессионального образования к потребностям рынка труда в условиях социальной трансформации'

Проблемы адаптации системы профессионального образования к потребностям рынка труда в условиях социальной трансформации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КАДРОВЫЙ ДЕФИЦИТ / КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОК ТРУДА / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / COMPETITIVE ADVANTAGES / HUMAN CAPITAL / STAFF SHORTAGE / HUMAN CAPITAL QUALITY / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM / LABOR MARKET / EDUCATIONAL SERVICES MARKET / HUMAN CAPITAL ASSETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вега Анна Юрьевна, Нечупей Екатерина Евгеньевна

Рассмотрены вопросы изменения роли человеческого капитала в современных экономических отношениях, повышения значимости научных знаний, образования и профессиональной подготовки в обеспечении конкурентных преимуществ перед другими странами, излагаются основные проблемы качества человеческого капитала в Российской Федерации, особое внимание уделено образовательной составляющей человеческого капитала и проблемам адаптации системы высшего профессионального образования к условиям современного рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вега Анна Юрьевна, Нечупей Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES OF ADAPTATION OF VOCATIONAL EDUCATION TO LABOUR MARKET NEEDS IN SOCIAL TRANSFORMATION

In this paper we present an overview of human capital responsibility changes in contemporary conditions, increase of scientific knowledge, education and vocational training significance in providing competitive advantages of other countries. We summarize existing problems of human capital quality in the Russian Federation, pay special attention to educational component of human capital and problems of matching higher professional education system and modern labor market requirements.

Текст научной работы на тему «Проблемы адаптации системы профессионального образования к потребностям рынка труда в условиях социальной трансформации»

ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

ВЕГАА. Ю, НЕЧУПЕЙЕ. Е.

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Рассмотрены вопросы изменения роли человеческого капитала в современных экономических отношениях, повышения значимости научных знаний, образования и профессиональной подготовки в обеспечении конкурентных преимуществ перед другими странами, излагаются основные проблемы качества человеческого капитала в Российской Федерации, особое внимание уделено образовательной составляющей человеческого капитала и проблемам адаптации системы высшего профессионального образования к условиям современногорынка труда.

VEGA A. YU., NECHUPEY E. E.

CHALLENGES OF ADAPTATION OF VOCATIONAL EDUCATION TO LABOUR MARKET NEEDS IN SOCIAL TRANSFORMATION

In this paper we present an overview of human capital responsibility changes in contemporary conditions, increase of scientific knowledge, education and vocational training significance in providing competitive advantages of other countries. We summarize existing problems of human capital quality in the Russian Federation, pay special attention to educational component of human capital and problems of matching higher professional education system and modern labor market requirements.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, человеческий капитал, кадровый дефицит, качество человеческого капитала, система высшего профессионального образования, рынок труда, рынок образовательных услуг. Keywords: competitive advantages, human capital, human capital assets, staff shortage, human capital quality, higher professional education system, labor market, educational services market.

Несмотря на возрастающую интернационализацию хозяйственной жизни, в современном мире господствует жесткая конкуренция между странами. Российская продукция обладает очень высокой энергоемкостью, к которой нужно добавить высокую стоимость капитального строительства и дорогую, по мировым меркам, рабочую силу. В табл. 1 приведены оценки конкурентных преимуществ России и других стран, а также ограничения их развития [1].

Как видно из табл. 1, Россия, как и Европа, имеет ограничение роста по

трудовым ресурсам. Развитие Китая и Индии этим фактором не ограничивается, зато у России есть конкурентное преимущество по природным ресурсам. Капитал сегодня ни для кого не является ограничением — рынки капитала доступны. Китай, Индия, располагая рабочей силой, привлекают прямые иностранные инвестиции. Европа является крупным экспортером капитала из-за дороговизны его вложений у себя. Россия в свою очередь, предъявляя высокий спрос на инвестиции для модернизации, имеет собственные инвестиционные ресурсы и может привлекать капиталы с мировых рынков. Однако возможности их полноценного использования и обращения в высокие стабильные темпы роста ограничены таким фактором развития, как трудовые ресурсы: предпочтение должно отдаваться только тем проектам, которые обеспечивают высокую производительность труда. Имеющиеся же ресурсы, в том числе от экспорта нефти и газа, трудно использовать в стране из-за ограничений в институтах и культуре: сравнительно низка деловая активность, бизнес избегает масштабных долгосрочных проектов.

Таблица 1

Факторы развития и конкурентные преимущества России и других стран

Факторы развития Россия Китай Индия Европа

Трудовые ресурсы - + + -

Природные ресурсы + - - -

Капитал V + + V

Институты - V V +

Примечание: «+» — конкурентное преимущество; «—» — ограничение; V — не конкурентное преимущество, но и не ограничение.

Согласно прогнозам, Россия в ближайшие десятилетия не сможет преодолеть ограничения по трудовым ресурсам, поэтому не способна будет конкурировать ни с Китаем, ни с Индией. Она уже прошла фазу индустриализации и урбанизации, ресурс модели догоняющего развития израсходован. Не имея пятого технологического уклада, Российская Федерация должна сразу попасть в шестой, где основными технологиями будут новая медицина, нано- и биотехнологии, высокие гуманитарные технологии. Итак, хотя за последний год затраты на рабочую силу и выросли в Китае на 10 %, а в Индии на 20 %(Китай и Индия теряют конкурентные преимущества из-за роста зарплат (Е. Кузнецова, И. Парфентьева «Коммерсант», 15 ноября 2010 г.)), что связано с демографическими и рыночными изменениями, происходящими в этих странах (рабочая сила постепенно повышает свою квалификацию, вследствие чего растут затраты на нее), в условиях глобализации все преимущества в индустриальном секторе оказываются на их стороне. Из сказанного следует вывод, что для России остаются два варианта: доиндустриальное и постиндустриальное производство, первый из которых — это эксплуатация природных богатств, лишающая страну возможности сохранить суверенитет в современном мире. Таким образом, единственный выход — постиндустриальное развитие, сектор высоких технологий, сильная прикладная наука, развитые опытно-конструкторские разработки и сегмент фундаментальных исследований, а основной ресурс России в настоящем и

обозримом будущем — образование и наука. Обладая 30 % мировых богатств и внося вклад в мировой продукт на уровне 3 %, в области инноваций сегодня Россия даёт лишь 0,5 %, и, в отличие от Китая и Индии, у неё нет времени: по сути, всё решится в ближайшие 5-7 лет. Национальная безопасность, возможность сохранения самобытного развития и успехи стран и целых регионов в борьбе за лидерство определяются уровнем развития людских ресурсов. По данным Всемирного банка, в среднем во всех странах мира человеческий капитал составляет 66,4 % национального богатства. В странах Европейского союза его доля особенно высока — 78,2 %, в России же эта величина составляет 50 % национального богатства.

В настоящее время Россия столкнулась с проблемой обесценивания человеческого капитала. Главная особенность глобализации — новые требования к человеческому капиталу — на практике мало принимается в расчёт. Россия занимает 57-е место среди стран мира по качеству человеческого капитала [2], которое определяется следующими компонентами: уровень доходов населения, состояние здоровья и продолжительность жизни людей, качество системы образования. В течение продолжительного периода времени в нашей стране наблюдаются тенденции к снижению названных параметров, в то время как в государствах Юго-Восточной Азии, Китае, Индии есть тенденция к их повышению. Эти страны становятся лидерами глобализации и серьезно опережают нас и по количеству, и по качеству человеческого капитала. С 1992 года естественная убыль населения носит устойчивый характер и сохраняется, несмотря на рост рождаемости в последние годы. Вероятно, почти повсеместный рост численности новорожденных, которому способствовали шаги, предпринятые в рамках проекта «Материнский (семейный) капитал», носит временный характер и связан с тем, что женщины, намеревавшиеся родить второго (третьего) ребенка, перенесли рождение с неопределенного будущего на период реализации проекта. Невысока и средняя ожидаемая продолжительность жизни россиян — 68,7 года (по материалам сайта Росстата). В результате в ближайшее время наиболее дефицитным и, следовательно, дорогим ресурсом станет человеческий труд. Впервые российская промышленность столкнулась с кадровым дефицитом в 2000 году. Наиболее распространенным последствием кадрового голода является снижение качества выпускаемой продукции. Кадровый дефицит оказывает и более серьезное негативное влияние на выпуск промышленной продукции: из-за нехватки кадров четверть российских промышленных предприятий вынуждена сокращать объемы производства. Активно противодействовать дефициту кадров могут лишь 19 % предприятий, что не способствует созданию конкурентоспособной инновационной экономики [4-6].

Кроме того, система профессионального образования в последние годы не удовлетворяет на должном уровне потребности работодателей в квалификации подготавливаемых кадров. Всё острее становится вопрос о необходимости ее увязывания с рынком труда. Руководители предприятий невысоко оценивают профессиональные знания и навыки выпускников учебных заведений. Помимо этого, недовольны работодатели и личностными качествами подготовленных кадров. Тот факт, что значительная часть выпускников высшей школы трудоустраивается не по полученной в вузе специальности, красноречиво говорит о неэффективности функционирования сферы образования. Более того, социологические исследования показывают, что молодые специалисты, независимо от того, какой вуз они закончили, в основной своей массе на работу устраиваются через родственников и знакомых.

Хотя в последнее время акценты всё более явно смещаются с задачи обеспечения доступности высшего образования на задачу повышения его качества, однако при резком росте безработицы в условиях кризиса приоритеты могут вновь измениться. Система высшего и послевузовского образования в такие периоды становится своеобразным «социальным сейфом», который призван помочь демпфировать массовую молодежную безработицу. Так, в 2008 г. президент страны и профильные министерства озаботились проблемой трудоустройства выпускников, и вузам было рекомендовано решить вопрос продления студенческой жизни для старшекурсников путем увеличения числа мест в магистратурах и аспирантурах. Тогда и сложилась уникальная ситуация, при которой выпускники-специалисты могли поступить на бюджетные места в магистратуру. По состоянию на начало 2011 г. больше всего столичный рынок труда нуждался в рабочих профессиях и медиках, тогда как предложение превышало спрос, в том числе по профессиям бухгалтеров и экономистов. Эти тенденции отмечают также в Федеральной службе по труду и занятости.

Работодатели видят в кадровой проблеме одно из главных препятствий развитию бизнеса в России и предъявляют серьезные и небезосновательные претензии ко всем уровням профессионального образования. Даже когда речь идет о том, что в России переизбыток юристов, экономистов, менеджеров, психологов на рынке труда, следует понимать, что с учетом низкого качества образования специалистов, подготовленных для названных сфер, квалифицированные кадры и в этих областях остаются в недостатке.

Из-за низкого уровня подготовки и компетенции специалисты этого профиля, попадая на рынок труда, не могут устроиться по полученной специальности, многие из них со временем вынуждены переквалифицироваться. Хотя специалисты по рекрутингу отмечают, что опыт работы чаще ценится больше, чем профильное образование (например, по данным рекрутингового портала Superjob.ru, на образование кандидата обращают внимание только 11 % работодателей), по прогнозам Департамента труда и занятости города Москвы, через пять лет спрос на специалистов, получивших образование не по профилю вуза, на столичном рынке труда упадет. Тенденция создания юридических и экономических факультетов на базе технических учебных заведений, к сожалению, носит массовый характер.

Последствия претворения в жизнь прогнозов Департамента труда и занятости города Москвы могут быть весьма далеко идущими. Например, безработным юношам и девушкам придется отложить создание семьи, и тогда через несколько лет будет провалена федеральная программа повышения рождаемости в России. Хотя в целом тенденцию сокращения бюджетных мест в столичных вузах эксперты оценивают отрицательно, в Москве, как и по всей России, проблема сокращения «избыточных специальностей» решается путем изменения количества бюджетных мест в вузах. По оценкам Всероссийского фонда образования, число бюджетных мест ежегодно сокращается на 6-8 %. Так, в 2010 г. контрольные цифры приема студентов уменьшились по трем укрупненным группам специальностей: «Гуманитарные науки», «Образование и педагогика», «Экономика и управление». Выход из сложившейся ситуации видится в закрытии специальности в непрофильных учебных заведениях при увеличении количества бюджетных мест в профильных вузах. Стоит упомянуть, что с 2010 г. Федеральная служба по труду и занятости по договоренности с Министерством образования и науки начала фиксировать и анализировать информацию о том, выпускники каких вузов и по каким специальностям становятся после учебы безработными. По окончании этого

мониторинга Минобрнауки будет принимать решение, как поступить с вузами, поставляющими на рынок труда безработных.

Названные меры мотивируют учебные заведения активно содействовать трудоустройству своих выпускников. В некоторых вузах действуют специальные консультационные пункты, которые выполняют главным образом информационную функцию и помогают работодателям и студентам быстрее найти друг друга, специальные координационные центры по согласованию работы вузов, кадровых агентств и работодателей, выполняющие задачи, аналогичные ярмаркам вакансий. Решение задачи по сопряжению подготовки специалистов с потребностями рынка труда осложняется тем, что большинство предприятий может планировать развитие кадрового потенциала на 1-3 года, то есть существует ощутимое расхождение в сроках подготовки специалистов и определения потребности в них. Система высшего профессионального образования не может обеспечивать подготовку нужных кадров, ориентируясь на существующий спрос предприятий. Стремясь решить эту проблему, учреждения профессионального образования уменьшают сроки подготовки. Переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования в том числе направлен и на сокращение времени обучения с целью догнать сформировавшийся спрос. Но ресурс этот весьма ограничен.

Ныне действующая система профессионального образования смогла в известной мере адаптироваться к сложным условиям социальной трансформации. В целом стабилизируется преподавательский состав, разрабатываются и вводятся в действие новые образовательные стандарты, создается база для дальнейшего развития. Вместе с тем существующий уровень социально-экономической адаптации к рынку труда выпускников профессиональных заведений не в должной степени отвечает его потребностям. В отличие от рынка труда, рынок образовательных услуг инерционен. В прошедшее десятилетие темпы развития рынка образовательных услуг существенно отставали от темпов развития рынка труда. В результате структура подготовки выпускников в профессиональных учебных заведениях оказалась не вполне соответствующей структуре потребностей рынка труда, в ряде отраслей экономики наблюдается нехватка рабочих массовых профессий и специалистов среднего звена, а качество их продолжает оставаться невысоким. Основная масса студентов, которая останавливается на бакалавриате, не имеет широкого образования, широкого кругозора. Компетентностный подход является частью проводимой сегодня политики подготовки узких специалистов, нацеленных на решение небольшого комплекса конкретных задач. Студентам же необходим багаж фундаментальных знаний и представление о прикладном значении и вариантах практического применения получаемой ими учебной информации в различных предметных областях. Чем теснее и эффективнее взаимоотношение рынков труда и образовательных услуг, тем интенсивнее происходит процесс развития общества. В связи с этим проблема управления функционированием этих рынков, согласование происходящих в них процессов выступает в качестве приоритетной функции государства и местных органов власти. При этом наращивание профессионализма как показателя качества человеческого капитала должно стать важнейшей задачей реформирования высшей школы.

Литература

1. Подготовлено на основе доклада доктора экономических наук, профессора, научного руководителя ГУ-ВШЭ Е. Ясина на VIII Международной научной конференции ГУ-ВШЭ «Модернизация экономики и общественное развитие».

2. Доклад о развитии человека // Реальное богатство народов: Пути к развитию человека. — 20-е, юбилейное, издание, 2010. — С. 144.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

4. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / А. Абрамов, Е. Апевалова, Е. Астафьева и др.; науч. ред. Е.Т. Гайдар. — М.: Проспект, 2010. — 656 с.

5. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала: учеб. пособие / Под ред. д-ра психол. наук проф. А. И. Юрьева. — СПб.: Logos, 2006. — 512 с.

6. Супрун В.А. Интеллектуальный капитал: Главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке. — 2-е изд. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.