Научная статья на тему 'Проблемныеаспекты формирования стратегии социально-экономического развития региона'

Проблемныеаспекты формирования стратегии социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
466
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗ / СТРАТЕГИЯ / РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / УПРАВЛЕНИЕ / МЕХАНИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Смоляков Ю.И., Резвяков А.В.

В условиях кризиса, охватившего мировую экономику, в том числе и российскую, особую актуальность приобретают эффективно действующие системы стратегического, в том числе, индикативного, планирования регионального социально-экономического развития. Рассмотрен ряд проблем, затрудняющих на практике реализацию процесса регионального индикативного планирования. Обосновывается и предлагается схема разработки системы индикативных планов социально-экономического развития регионов, а также классификация элементов системы государственного регулирования экономики, позволяющей сформировать эффективно действующий экономико-правовой механизм территориального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Смоляков Ю.И., Резвяков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемныеаспекты формирования стратегии социально-экономического развития региона»

7 (142) - 2010

ПОИСК. ПРОБЛЕМЫ. РЕШЕНИЯ

ПРОБЛЕМНЫЕАСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

ю. и. смоляков,

кандидат экономических наук,доцент, профессор кафедры «Менеджмент и управление народным хозяйством» Тел. : (4862) 71-49-13 Орловская региональная академия государственной службы

А. В. РЕЗВЯКОВ, научный сотрудниклаборатории социально-производственной инфраструктурыидемографии E-mail: Hanter1984@yandex.ru ВНИИ социального развития села ФГОУВПО «Орловский государственный аграрный университет»

В условиях кризиса, охватившего мировую экономику, в том числе и российскую, особую актуальность приобретают эффективно действующие системы стратегического, в том числе индикативного, планирования регионального социально-экономического развития. Рассмотрен ряд проблем, затрудняющих на практике реализацию процесса регионального индикативного планирования. Обосновывается и предлагается схема разработки системы индикативных планов социально-экономического развития регионов, а также классификация элементов системы государственного регулирования экономики, позволяющей сформировать эффективно действующий экономико-правовой механизм территориального развития.

Ключевые слова: индикативное планирование, прогноз, стратегия, развитие, регион, управление, механизм, государственное регулирование.

В настоящее время активно обсуждается вопрос разработки стратегии регионального развития, которая бы учитывала как многообразие региональных особенностей, так и изменившиеся современ-

ные условия, требующие соответствующего реагирования для обеспечения динамичного повышения жизненного уровня населения страны. Такая необходимость была вызвана обострением целого ряда проблем, так как существующим порядком вещей сегодня являются: инфляция, коррупция, научно-техническая отсталость, значительно превосходящее западные пропорции крайнее имущественное расслоение общества, неразвитость транспортной, информационной и рыночной инфраструктур, неэффективность многих программных мероприятий правительства. И, несмотря на тактические успехи, становится очевидным, что в сложившейся ситуации нам не преодолеть отсталости и не перейти на инновационный путь развития.

Неэффективность проводимой экономической политики, как нам представляется, во многом может быть объяснена значительным сокращением государственного регулирования экономики. Об отсутствии механизмов саморегулирования свидетельствует наблюдаемое в настоящее время падение

общественного производства, регулярные кризисы денежной, финансовой и банковской систем, рост безработицы. В то же время рыночные структуры, реализовывая эффективное размещение производственных ресурсов в рамках рынка, не создают тем самым необходимой и достаточной основы для экономического роста.

Очевидно, необходима смешанная экономика, поскольку именно государство способно принимать действенные долгосрочные, стратегические решения в условиях экономической нестабильности. При этом мировая практика показывает, что адекватная система государственного регулирования позволяет эффективным образом реализовы-вать функции, возложенные на государство.

Пытаясь наглядно представить элементы, их взаимосвязи и последовательность реализации эффективной системы государственного регулиро-

Система государственного регулирования

Общие и локальные цели

Формы реализации целей

Перспективное регулирование Текущее регулирование

Средства воздействия

I Экономическое воздействие ■

| Административно-I экономическое воздействие

Административное воздействие

Информационное воздействие

Хозяйственное законодательство и инспекция

Ресурсы государственного регулирования

Государственный сектор в общественном хозяйстве

Государственные финансы

! Право государства быть | законодателем

Прогнозы, индикативное планирование

Рис. 1. Классификация элементов системы государственного регулирования экономики

вания, авторы исходят из того, что данная система должна опираться на множество инструментов, сочетающих экономические, организационные, правовые и прочие методы государственного регулирования для достижения регионом поставленных экономических и социальных целей (рис. 1).

При этом общими целями могут стать стабилизация, стимулирование, рост и поддержание сбалансированности общественного производства. Локальными целями могут быть: реструктуризация производства, модернизация производственного аппарата, ограничение роста цен и денежной инфляции, сокращение безработицы, и др.

Конкретное содержание мероприятий государственного регулирования определяется задачами по развитию экономики с учетом четко выстроенной стратегии развития и продолжительностью осуществления экономических преобразований. Для нашей страны региональный аспект стратегии имеет особо важное значение в силузначительнойдифференциации субъектов РФ. Поэтому в настоящее время, в связи с переносом центра тяжести в решении стратегических задач на региональный уровень, возникает необходимость создания эффективно действующей системы стратегического планирования регионального социально-экономического развития, способной консолидировать усилия администрации, руководителей предприятий и общества в решении проблем реформирования в регионе.

Это требует внедрения, по сути, нового механизма построения их плановой деятельности, все большую роль в котором должны занимать процессы, связанные с индикативным планированием, позволяющим косвенно регулировать социально-экономическую деятельность региона посредством определения приоритетных направлений его развития. При этом эффективность данного механизма во многом определяется способностью учитывать качество, сложность и высокую подвижность процессов, происходящих как внутри, так и вне региональной социально-экономической системы.

Государственные и хозяйственные структуры все в большей степени осознают необходимость использования в процессе регионального управления системы стратегического индикативного планирования, главное содержание которого сводится к обоснованию целей, задач, направлений и методов реализации государственной политики.

Данная ситуация требует формирования и реализации эффективных стратегий социально-экономического развития регионов, одной из ко-торыхявляется принятый в 1997 г. стратегический план Санкт-Петербурга, являющийся отправной точкой в практике регионального стратегического планирования [2].

В настоящее время на региональном уровне не менее 70 % субъектов Федерации имеют документы долгосрочного планирования — концепции или стратегии развития. Доля городов, разрабатывающих стратегии развития, близка к 50%, при этом среди центров субъектов Федерации эта доля существенно выше — более 70 %.

В то же время требует значительного улучшения качество разрабатываемых стратегических документов. Нельзя не согласиться с мнением академика А. Г. Гранберга, о том, что в региональных стратегиях и стратегиях федеральных округов Российской Федерации, подготовленных в начале первого десятилетия XXIв. «... особенно неровно раскрывается позиция по экономическим механизмам регионального развития, финансовым источникам осуществления стратегий, экономическим отношениям региона и центра; по-разному оценивают в регионах и возможные темпы роста, в том числе и задачу удвоения ВВП России к 2010 году» [6]. От темпов роста ВВП во многом зависит возможность ликвидации экономической отсталости, накопленной с начала 1990-хгг., а также ликвидации бедности значительной части населения. По мнению президента Торгово-промышленной палаты РФ, академика РАН Е. Примакова, поставленная Президентом РФ задача удвоения ВВП — далеко не формальная. Однако сегодня стоит вопрос о качестве роста ВВП. Академик Примаков подчеркнул, что «... если этот рост будет обеспечен за счет наращивания мощностей экспортно-энергетического комплекса — это самоубийство национальной экономики...» [4]. В конечном счете, по его мнению, не исключено, что, добившись удвоения ВВП таким образом, Россия будет иметь «...перекошенное народное хозяйство с абсолютным доминированием сырьевого сектора и окончательно подорванной обрабатывающей и наукоемкой

промышленностью...», и это в условиях, когда вся мировая экономика движется в обратном направлении. В связи с этим обеспечить рациональное удвоение ВВП невозможно без прогнозирования и элементов планирования в отраслевом разрезе.

Несмотря на то, что система стратегического планирования, по существу, является исходным и наиболее важным звеном в системе непрерывного управления регионом, в настоящее время она оказалась наименее разработанной и низкоэффективной на практике.

По данным Министерства регионального развития РФ, в результате анализа в 2006г. более чем в 50 региональных стратегических документах отмечается недостаточно высокий уровень качества разработки стратегий, который больше определяется компетенцией управленческих специалистов, чем уровнем экономического развития региона. Об этом также свидетельствуют результаты оценки качества разработки стратегических планов, представленные вработахведущихэкономистов [1—3,5].

Разработка стратегии экономического развития региона немыслима без учета социальных, демографических, географических, политических и других аспектов. Следовательно, должна предусматриваться взаимообусловленность и взаимозависимость всех перечисленных аспектов. Но без четко сформулированного, выстроенного по уровням иерархии дерева целей формирование стратегии развития экономики региона невозможно.

Вместе с тем применительно к рыночным условиям недостаточно решена проблема управления процессом индикативного стратегического планирования. Не отрегулирован механизм взаимодействия различных уровней экономической системы по вопросам планирования, и нет ясного видения, в каком направлении оно будет развиваться. Это не позволяет на практике обеспечить эффективное управление этими процессами. Таким образом, вопрос повышения эффективности процессов стратегического индикативного планирования является крайне актуальным и требует дальнейшей концептуальной разработки.

Важно подчеркнуть, что авторы видят в индикативном планировании эффективное средство развития взаимодействия федеральных и региональных органов власти в интересах совершенствования экономической системы и отдельных ее звеньев в соответствии со стратегией и концепцией социально-экономического развития региона.

Следует также иметь в виду, что проект стратегического индикативного плана, разработанный про-

фессионалами, должен быть результатом соглашения власти, бизнеса и общества, он отрабатывается через механизм публичных дискуссий и обсуждения. Любая крайность в механизме разработки стратегического индикативного плана может отрицательно сказаться на качестве и эффективности документа. Осуществляемое периодически, раз в 2—3 года, сравнение разработанного и принятого с участием общественности стратегического плана с реальным ходом социально-экономических процессов в области и стране в целом должно приводить к его периодической корректировке и уточнению.

Определение системы целей социально-экономического развития

Анализ социально-экономического состояния региона

Варианты внешних сценарных условий социально-экономического развития территории (варианты стратегий)

Системы агрегированных и частных показателей

Оценка динамики социально-экономического развития территории

Модель социально- —► Прогнозирование социально-

экономического развития экономических процессов

территории

Конкретизация выбранных сценариев и уточнение системы целей

Отбор наиболее оптимальных сценариев социально-экономического развития территории

1--------------------г-----------------г-----------

Публичное обсуждение и доработка проекта стратегического индикативного плана

Разработка и реализация единой системы мониторинга хода выполнения

плана

Рис. 2. Схема разработки системы индикативных планов социально-экономического развития территории

На основании изложенного авторы предлагают схему разработки системы индикативных планов и программ социально-экономического развития территории, учитывающую изменяющиеся сценарные условия социально-экономического развития территории (рис. 2).

Система целей социально-экономического развития территории должна определяться с учетом перспективных целей и задач, которые ставят перед социально-экономическим развитием всей страны высшие органы власти (Президент, Правительство и Федеральное Собрание Российской Федерации).

__Эта система неизбежно в

том или ином виде должна включать цель обеспечения устойчивого роста экономики и качества жизни населения территории, например, удвоение объема валового регионального продукта к2010 г.

В дальнейшем, на основе проведенного анализа социально-экономического состояния региона и выделенных в его ходе проблем, факторов развития, «точек роста» экспертами формулируются наиболее приемлемые социально-экономические стратегии с учетом возможных действий территориальной администрации. Варианты разработки прогнозов и стратегий администрации преобразуются в соответствующие системы агрегированных и частных показателей, которые используются для дальнейшей оценки динамики социально-экономического развития территории. В рамках каждого сценария развития получается своя динамика показателей качества жизни, региональной безопасности, валового регионального продукта и других показателей социально-экономического состояния территории. Полученные результаты дают возможность отобрать наиболее оптималь-

Конкретизация стратегии в рамках индикативного плана

ные сценарии социально-экономического развития территории для дальнейшей их конкретизации в рамках стратегического индикативного плана. Следует заметить, что вторичную разработку стратегических планов и основанных на них среднесрочных и краткосрочных планов можно рассматривать как следующую итерацию в планировании, которая позволяет периодически уточнять все параметры и формулы для расчета основного показателя уровня социально-экономического развития территории — качества жизни ее населения.

Учитывая теоретический и практический опыт, накопленный в условиях централизованно-плановой системы ведения хозяйства и изучив зарубежный опыт индикативного планирования, авторы приходят к выводу о целесообразности внедрения в России элементов, а при благоприятном исходе и всей системы регионального индикативного планирования, целью которого будет являться создание экономико-правового механизма территориального развития и регулирования, обеспечивающего с учетом взаимодействий с внешней средой максимальное использование внутренних возможностей и ресурсов региона для его социально-экономического развития и роста.

Резюмируя сказанное, отметим, что стратегическое индикативное планирование устойчивого развития региона необходимо рассматривать как разработку и реализацию комплекса мероприятий во всех сферах жизнедеятельности человека для оптимального взаимодействия всех компонентов региональной системы на основе региональных интересов. Однако механизм взаимодействия различных уровней экономической системы по вопросам планирования остается далеко несовершенным и неясно, получит ли он развитие в будущем. Таким образом, возникает необходимость в дальнейшей

разработке и научном обосновании теоретико-методических подходов к формированию и реализации эффективной системы регионального индикативного планирования социально-экономического развития региона с учетом его особенностей.

Список литературы

1. Анимица Е.Г., Власова Н.Ю. Градоведение // Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та. 2006. 417с.

2. Жихаревич Б. С. Территориальное стратегическое планирование в России: семь лет побед? // Территориальное стратегическое планирование на новом витке реформ. Доклады участников Третьего общероссийского форума лидеров стратегического планирования 20—21 октября 2004 г. Научный редактор — д. э. н. Б. С. Жихаревич. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Ле-онтьевский центр». 2005. 128 с.

3. Кузык Б.Н., Кушлин В. И., Яковец Ю.Л. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование // М.: Экономика. 2008. 575 с.

4. Примаков ^.«Удвоение ВВП невозможно без элементов планирования и прогнозирования». 18.11.2004г. Материалы интернет-портала Правительства Российской Федерации. URL: www.government.ru.

5. Силин Я. П. Город и политика: проблемы формирования и развития //Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та. 2005. 199 с.

6. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / под ред. академика А. Г. Гранберга. М.: Наука. 2004. 720 с.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

А. Ч. КОКОВ, кандидат экономических наук, докторант Института информатики и проблем регионального управления

E-mail: miha-soisaf@mail. ru Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук

В связи с проведенными преобразованиями в электроэнергетическом комплексе России проблема создания действенного механизма функционирования регионального электроэнергетического комплекса приобрела в последнее время еще большую актуальность. Проведена комплексная оценка современного состояния электроэнергетического комплекса северокавказских республик и принятых программ по ее развитию, определены основные цели, задачи отрасли и проблемы ее развития. Даны рекомендации по решению обозначенных проблем. Сделан вывод о том, что в условиях северокавказских республик за счет реализации мероприятий по энергосбережению полезный объем электропотребления республик может быть увеличен более чем на 400 млнкВтч без создания новых генерирующих мощностей.

Ключевые слова: регион, электроэнергетический комплекс, проблема, решение, развитие.

Сложное экономическое положение региональной электроэнергетики обусловлено не только общими проблемами российской экономики, но и рядом специфических факторов. Происходят большие преобразования в региональной электроэнергетике. Кризис неплатежей порождает нехватку оборотных средств у электроэнергетических компаний и существенно снижает их финансовую устойчивость. На регулировании тарифов сказывается влияние политических аспектов в ущерб экономическим принципам регулирования. Проводимая жесткая тарифная политика в регионах нередко не обеспечивает компенсации затрат на производство и транспорт электроэнергии, восстановление и развитие основ-

ных производственных фондов электроэнергетических компаний, что влечет за собой их ускоренный износ. К падению привлекательности отрасли для инвестиций приводит отсутствие продуманных и обязательных для исполнения программ развития отрасли. Такие тенденции в развитии региональных электроэнергетических компаний способствуют снижению надежности, безопасности и эффективности энергоснабжения, кроме того, недостаточность средств, необходимых для развития электрогене-рирующих мощностей, может стать тормозом и в развитии других отраслей экономики. В этой связи выявление организационно-экономических проблем управления предприятиями регионального электроэнергетического комплекса и разработка механизма их преодоления резко актуализировались.

Большинство республик Северного Кавказа являются дотационными и имеют депрессивную экономику. Число безработных доходит в отдельных районах до 70 % трудоспособного населения. Социально-экономическая обстановка усугубляется нерешенностью таких проблем, как повышение уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Северокавказского региона, восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики, обеспечение жильем граждан, лишившихся его в результате разрешения кризисов и конфликтов [5].

Предполагается что проведенная на территории северокавказских республик реструктуризация естественных энергетических монополий, входив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.