Научная статья на тему 'Проблемные вопросы выработки универсального алгоритма оценки потенциала гуманитарнопедагогических вузов'

Проблемные вопросы выработки универсального алгоритма оценки потенциала гуманитарнопедагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ВУЗОВ / ПОТЕНЦИАЛ УНИВЕРСИТЕТА / РЕЙТИНГ УНИВЕРСИТЕТОВ / ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / CRITERIA OF ASSESSING HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS / POTENTIAL OF A UNIVERSITY / RATING OF UNIVERSITIES / HUMANITARIAN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябчук Павел Георгиевич, Гнатышина Екатерина Викторовна, Евплова Екатерина Викторовна, Рябинина Екатерина Владимировна

В процессе мониторинга вузов, проводимого Министерством образования и науки РФ, возникла вполне объяснимая проблема, связанная с невозможностью оценить едиными критериями профильные вузы. В частности, с этой проблемой столкнулись педагогические и гуманитарно-педагогические вузы. Для осуществления корректного мониторинга необходима сопоставимая база сравнения, учитывающая специфику деятельности гуманитарно-педагогического вуза подготовку профессионально-педагогических кадров для системы образования. В статье выделены критерии оценки потенциала гуманитарно-педагогического вуза. Предложен алгоритм комплексной оценки вышеупомянутых вузов. Предлагаемый подход производит сопоставимую оценку факторов внешнего окружения и внутренних процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябчук Павел Георгиевич, Гнатышина Екатерина Викторовна, Евплова Екатерина Викторовна, Рябинина Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ASPECTS OF WORKING OUT A UNIVERSAL ALGORITHM OF ASSESSING POTENTIAL OF HUMANITARIAN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

In the proved of monitoring higher educational establishments held by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation there arose a quite explicable problem connected with impossibility to assess specialized higher educational establishments with the help of unique criteria. To make a correct monitoring a base of comparison taking into account peculiarities of humanitarian pedagogical university activity training professional pedagogical staff for the system of education is necessary. The author points out criteria of assessing potential of a humanitarian pedagogical university and suggests the algorithm for complex assessing the above stated higher educational establishments. The suggested approach makes a comparable assessment of the factors of external environment and internal processes.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы выработки универсального алгоритма оценки потенциала гуманитарнопедагогических вузов»

УДК 378

проблемные вопросы выработки универсального алгоритма оценки потенциала

гуманитарно-педагогических вузов

Рябчук Павел Георгиевич,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, кандидат экономических наук, доцент, г. Челябинск, Россия. E-mail: ryabchuk78@mail.ru

Гнатышина Екатерина Викторовна,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, кандидат педагогических наук, доцент, г. Челябинск, Россия. E-mail: gnatishina@mail.ru

Евплова Екатерина Викторовна,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, кандидат педагогических наук, доцент, г. Челябинск, Россия. E-mail: ekaterina@evplova.ru

Рябинина Екатерина Владимировна,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, кандидат педагогических наук, доцент, г. Челябинск, Россия. E-mail: shishanya84@mail.ru

Аннотация

В процессе мониторинга вузов, проводимого Министерством образования и науки РФ, возникла вполне объяснимая проблема, связанная с невозможностью оценить едиными критериями профильные вузы. В частности, с этой проблемой столкнулись педагогические и гуманитарно-педагогические вузы.

Для осуществления корректного мониторинга необходима сопоставимая база сравнения, учитывающая специфику деятельности гуманитарно-педагогического вуза - подготовку профессионально-педагогических кадров для системы образования. В статье выделены критерии оценки потенциала гуманитарно-педагогического вуза. Предложен алгоритм комплексной оценки вышеупомянутых вузов. Предлагаемый подход производит сопоставимую оценку факторов внешнего окружения и внутренних

процессов.

Ключевые понятия: критерии оценивания потенциала вузов, потенциал университета, рейтинг университетов, гуманитарно-педагогические вузы.

В настоящее время число гуманитарно-педагогических вузов в стране существенно снизилось. Причиной тому стала общая тенденция к сокращению числа вузов на фоне оптимизации бюджетных расходов, отрицательная демографическая ситуация, сократившая численность студентов, а также слияние педагогических вузов с классическими и техническими университетами.

Данный тезис подтвержден официальными статистическими данными. В частности, если в 2013 году в стране было 2300 вузов, то к концу 2016 года их осталось менее полутора тысяч.

Ко всему прочему, в стране наметилась тенденция к проведению мониторинга вузов, направленного на концентрацию ресурсов высшей школы и повышение конкурентоспособности как самих образовательных организаций, так и их выпускников. Данное обстоятельство обуславливает необходимость наличия взвешенного теоретико-методологического обоснования оценки деятельности образовательных организаций, позволяющего оценить эффективность их деятельности. Однако в процессе мониторинга вузов, проводимого Министерством образования и науки РФ, возникла вполне объяснимая проблема, связанная с невозможностью оценить едиными критериями профильные вузы. В частности, с этой проблемой столкнулись педагогические и гуманитарно-педагогические вузы, поскольку для осуществления корректного мониторинга профильных вузов необходима сопоставимая база сравнения, учитывающая специфику деятельности гуманитарно-педагогического вуза.

Возможность оценки потенциала гуманитарно-педагогических вузов и прогнозирования основных направлений развития открывает перед менеджментом вузов новые горизонты стратегического планирования, а перед государственными органами власти - вектор развития высшего образования и новые возможности для взвешенных управленческих решений на среднюю и долгосрочную перспективу. Использование данного подхода позволит расширить возможности Министерства образования и науки РФ по проведению мониторинга вузов страны, в том числе и гуманитарно-педагогических вузов.

В современной науке накопился большой опыт по оценке потенциала как зарубежных, так и российских университетов [6; 8; 12; 21]. Современные исследования потенциала университетов направлены на его инновационную [1, 5, 8, 10, 12, 16, 21-24], кадровую [2, 7, 20] или научно-исследовательскую составляющие [8, 26].

Однако имеющиеся на сегодняшний день методические подходы к оценке потенциала образовательных организаций имеют, на наш взгляд, следующие недостатки: 1) использование ограниченного спектра критериев оценки потенциала современных университетов, что приводит к снижению достоверности оценки; 2) использование метода экспертных оценок, что придает методическим подходам высокую степень субъективности; 3) отсутствие динамической оценки показателя потенциала, что придает статичность результатам исследования и не способствует формированию прогнозов развития образовательной организации; 4) отсутствие учета факторов внешней среды (национальный и региональный уровень).

При этом несмотря на то, что существующие отечественные подходы к оценке потенциала высших учебных заведений в значительной степени отличаются друг от друга, в итоге они нацелены на получение конечного показателя, определяющего ранг вуза в рейтинге [23]. Рейтинговая оценка на основе комплексной оценки потенциала университета содержит в себе как сильные, так и слабые стороны. С одной стороны, этот инструмент позволяет рассчитать рейтинг университетов и найти вузы-лидеры, а с другой стороны, не имеет возможности оценить внутреннюю и внешнюю среду каждой образовательной организации. Обладая

своей уникальной моделью и стратегией развития, каждый университет образует предпосылки формирования своего потенциала. Вышесказанное свидетельствует о необходимости разработки объективной оценки потенциала гуманитарно-педагогических вузов на основе совокупности индикаторов внутренней, внешней среды и показателей деятельности, позволяющей учесть вектор развития образовательной организации и его уникальность. Спецификой нашего исследования является его направленность на педагогические вузы, цель деятельности которых в существенной степени отличается от цели научно-исследовательских, профильных и классических университетов.

В связи с этим перед нами встает задача разработки методики оценки потенциала гуманитарно-педагогических университетов, отличающаяся динамическим учетом факторов внешней и внутренней среды.

Ключевым показателем оценки потенциала предлагаем рассматривать комплексную оценку потенциала гуманитарно-педагогического университета (RКОП). Для повышения степени адекватности предлагаемого показателя необходим комплексный подход, не ограничивающийся на анализе текущих показателей деятельности вуза (рис. 1).

Существенное влияние факторов внешней среды (RВНEШ|j) на величину и динамику потенциала сложно переоценить: демографическая ситуация в регионе влияет

Комплексная оценка потенциала гуманитарно-педагогического университета

ВНЕШНЯЯ СРЕДА КВШШ1]

Демографическая ситуация Формы государственной поддержки

Уровень оплаты труда педагогов в системе среднего образования Уровень финансирования системы образования

бюджетами всех уровней Отраслевой и региональный тренд развития Экономико-политическая стабильность региона. Стабильность (преемственность) нормативно-законодательной базы Прочие существенные

факторы

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА К

Показатели внутренней среды Квн.СРЕДч

Масштаб и структура вуза Степень эффективности по результатам мониторинга Министерства образования и науки РФ

Наличие положительного имиджа в регионе Уровень системы

менеджмента в вузе Наличие непрерывности обучения (школа-СПО-вуз) Наличие сетевого

взаимодействия Прочие существенные

показатели

Показатели деятельности учебного заведения Кщ^

Показатели учебной

деятельности

Показатели уровня

квалификации НПР Показатели наличия

учебной инфраструктуры Показатели научно-

исследовательской деятельности Показатели трудоустройства выпускников

Показатели финансово-хозяйственной деятельности Прочие существенные

показатели

Рис. 1. Критерии комплексной оценки потенциала гуманитарно-педагогических вузов

на возможный контингент обучающихся в университете, на потребность региона в педагогических кадрах; уровень оплаты труда научно-педагогических работников привлекает кадры в вуз или наоборот «вымывает» квалифицированные кадры из системы высшего профессионального образования; объем текущего и дополнительного финансирования учредителем педагогических университетов сказывается на всех аспектах их жизнедеятельности: материально-техническая база, научная и учебная инфраструктура, кадровая составляющая; общее состояние экономии региона сказывается на возможностях и качестве финансирования бюджетом региональной системы общего и среднего специального образования и, как следствие, на всей системе образования региона, включая университеты федерального уровня и многое другое.

Сильное влияние на потенциал гуманитарно-педагогического университета оказывают и факторы внутренней среды

ЯВН СРЕДЬ

1. Масштаб и структура вуза. Размер учебного заведения, наличие в его организационной структуре широкого спектра факультетов и институтов, лабораторий и научных центров свидетельствует о степени концентрации ресурсов на выполнение поставленных перед вузом задач по подготовке педагогических кадров.

2. Степень эффективности по результатам мониторинга Министерства образования и науки РФ. Степень эффективности по итогам мониторинга, проводимого Министерством образования и науки РФ, говорит об адекватности ресурсов и потенциала учебного заведения к выполнению поставленных учредителем перед ним задач, свидетельствует о слабых сторонах потенциала, с необходимостью разработки соответствующих управленческих решений.

3. Наличие положительного имиджа в регионе. Имидж университета в регионе оказывает влияние как на успех в наборе абитуриентов, так и на отношение к нему со стороны организаций, работодателей, выпускников и органов региональной и федеральной власти.

4. Уровень системы менеджмента в вузе. Наличие сертифицированных систем менеджмента качества, непрерывная работа по улучшению и оптимизации процессов, протекающих в гуманитарно-педагогических университетах, свидетельствует о повышении величины потенциала вуза в части его управленческих и организационных составляющих.

5. Наличие непрерывности обучения (школа-СПО-вуз). Наличие системы непре-

рывного образования в университетском комплексе указывает на комплексность деятельности образовательной организации, на наличие базы для апробации педагогических новаций и научных исследований.

6. Наличие сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие университета с другими высшими учебными заведениями дает положительный эффект, выраженный в отраслевом объединении, концентрации финансовых ресурсов на реализацию масштабных проектов и научно-исследовательских работ. Сетевое взаимодействие со школами и дошкольными образовательными организациями помогает успешно решать задачи предоставления баз педагогических и технологических практик для студентов университета и т.д.

7. Прочие существенные показатели.

Конвертирование внешней среды и ее

факторов, при всем их разнообразии, в измеримые количественные оценки затруднительно и не всегда рационально. Каждый отдельно взятый фактор внешней среды в одних и тех же условиях для различных пользователей, при принятии управленческих решений, принимает разное значение, что говорит о невозможности какой-либо градации. Указанное свидетельствует о том, что необходимо использовать оценку в виде приемлемости каждого отдельного фактора ЯВНЕШ1] из общего их перечня для каждого пользователя, имеющего два состояния: «приемлемо» или «неприемлемо». Аналогично, бинарным образом предлагается оценивать факторы внутренней среды педагогического вуза ЯВН СРЕд..

Показатели деятельности образовательной организации ЯПд. представлены широким спектром относительных и абсолютных показателей, характеризующих деятельность образовательной организации с позиции различных аспектов (табл. 1). Все показатели, определяющие качество деятельности образовательного учреждения, делятся на две группы [19]: показатели собственно потенциала и показатели результативности (включающие в себя также показатели процесса). В таблице 1 представлены показатели деятельности образовательной организации.

Результирующий критерий ЯКОП является базой для формирования рейтинга гуманитарно-педагогических университетов Я пед. универ.

Существенными достоинствами предлагаемого методологического подхода является возможность отслеживать изменения динамики потенциала гуманитарно-педагогического вуза, что важно для реализации стратегических задач по управлению образо-

Таблица 1

Показатели деятельности образовательной организации Rпд¡¡

Характеристика Элементы характеристики (группа показателей) Показатели деятельности

Показатель остепененности научно-педагогических работников (НПР), %

Число штатных кандидатов наук на 100 приведенных студентов

ш го ^ I Число штатных докторов наук на 100 приведенных студентов

Показатели уровня квалификации НПР Среднее число повышений квалификации за 5 лет на одного штатного НПР

ш ср Среднее число штатных НПР, имеющих государственные награды

о Средний возраст кандидатов наук, лет

п: .0 Средний возраст докторов наук, лет

с; ш ь Доля НПР в общем составе численности работников вуза, %

ш т О го ш Доля научно-педагогических работников возрастом до 40 лет, %

ср ю Общая площадь помещений учебного заведения, м. кв.

ш с; Общая площадь учебных аудиторий, м. кв.

ш Общая площадь учебных лабораторий, м. кв.

I ш Показатели наличия учебной и научной инфраструктуры Общая площадь спортивных и тренировочных залов, м. кв.

о с о Обеспеченность общежитиями для иногородних студентов, %

л ш т I- Общая площадь пунктов обеспечения горячим питанием студентов, м. кв.

Ю О и Общая площадь помещений на одного приведенного студента, м. кв. / чел.

ш ь ш Общая площадь учебных и лабораторий на одного приведенного студента, м. кв. / чел.

ш ^ О с Материально-техническое Остаточная стоимость основных фондов на одного НПР на последнюю отчетную дату, тыс. руб.

обеспечение учебно- Коэффициент обновления основных фондов, %

Количество мультимедийных аудиторий, ед.

и научного Библиотечный фонд вуза, тыс. ед.

процесса Количество компьютеров на 100 приведенных студентов, ед.

Общая средняя успеваемость студентов, %

Средняя качественная успеваемость студентов, %

Коэффициент сохранности контингента студентов, %

Показатели учебной Общая численность студентов, чел.

Численность приведенного контингента, чел.

деятельности Средний балл ЕГЭ поступающих

Численность студентов, принятых на первый курс на условиях целевого приема, чел.

Численность студентов-победителей олимпиад, принятых на первый курс вне конкурса, чел.

Показатели процесса образовательной организации Показатели научно-исследовательской деятельности Количество цитирований публикаций, изданных за последние пять лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Science в расчете на 100 НПР, ед.

Количество цитирований публикаций, изданных за последние пять лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus в расчете на 100 НПР, ед.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество цитирований публикаций, изданных за последние пять лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования РИНЦ в расчете на 100 НПР, ед.

Число публикаций, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus в расчете на 100 НПР, ед.

Число публикаций, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования РИНЦ в расчете на 100 НПР, ед.

Объем НИОКР, тыс. руб.

Доля доходов от НИОКР в структуре доходов учреждения, %

Количество научных журналов, издаваемых вузом, ед.

Количество диссертационных советов вуза, ед.

Количество полученных грантов на 100 НПР, ед.

Доходы от НИОКР на одного НПР, тыс. руб./чел.

Число аспирантов и докторантов, чел.

Среднее значение индекса Хирша на одного НПР

Показатели трудоустройства выпускников Процент трудоустроившихся выпускников в течение первого года после выпуска, %

Процент трудоустроившихся выпускников в течение первого года после выпуска по профилю специальности, %

Показатели финансово-хозяйственной деятельности Доходы от образовательной деятельности на одного НПР, тыс. руб./чел.

Отношение внебюджетных доходов из всех источников и бюджетного финансирования, %

Среднемесячная заработная плата НПР, руб.

Совокупные доходы в перерасчете на одного приведенного студента, тыс. руб./чел.

Отношение средней заработной платы НПР и средней заработной платы по региону, %

вательной организацией. Несмотря на сложность или невозможность измерения ряда показателей внешней и внутренней среды, нами предложен подход по их оцениванию бинарным путем. Ко всему прочему, предлагаемый методический подход по оценке комплексного потенциала педагогических университетов позволяет в текущем времени учесть уникальные формы всех сфер их деятельности на основе ресурсного обеспечения в условиях меняющихся факторов внутренней и внешней среды. Положенный в основу реализации системного подхода метод комплексной оценки через последовательное построение логических умозаключений позволяет сформировать итоговую оценку состоянию уровня потенциала гуманитарно-педагогических вузов.

1. Белоусов И.В. Методические основы оценки научно-инновационного потенциала вуза и стратегия активизации его развития: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. СПб., 2011. 22 с.

2. Гальдикас В.А. Оценка реализации кадрового потенциала в системе управления образовательными услугами вуза: дисс. ... канд. экон. наук. СПб., 2012. 206 с.

3. Емельянов С.Г., Борисоглебская Л.Н., Цуканова Н.Е. Интегрированная оценка инновационного потенциала вуза // Инновации. 2006. № 6. С. 93-98.

4. Карамурзов Б.С. Потенциал классического университета // Аккредитация в образовании. 2014. № 6 (74). С. 55.

5. Кириллов А.В. Развитие научно-педагогического кадрового потенциала военных вузов: автореферат дисс. ... канд. пед. наук. Рязань, 2007. 26 с.

6. Кортов С.В. Инновационный потенциал и инновационная активность вузов УрФО // Уни-

верситетское управление: практика и анализ. 2004. № 1. С. 61-68.

7. Краковецкая И.В. Оценка инновационного потенциала университетского комплекса региона: автореферат дисс. ... канд. экон. наук. Красноярск, 2009. 24 с.

8. Максимов Ю., Митяков С., Митякова О. Методика оценки инновационного потенциала УНИК многопрофильного технического университета // Образование и инновации. 2004. № 2. С. 28.

9. Начаркин В.А. Оценка инновационного потенциала высшей школы и анализ его соответствия потребностям экономики: автореферат дисс. ... канд. экон. наук. Саратов, 2005. 20 с.

10. Ризен Ю.С., Захарова А.А. Функционалы оценки показателей потенциала вуза // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 5-12.

11. Ходакевич А.Н. Формирование и развитие кадрового потенциала организации: дисс. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 227 с.

12. Чванова М. Инновационный потенциал классического регионального университета // Высшее образование в России. 2004. № 12. С. 86-88.

13. Чистякова Н.О., Краковецкая И.В., Воробьева Е.С. Оценка потенциала университета как элемента инновационной среды региона // Креативная экономика. 2013. № 9(81). С. 105-113.

14. Шукшунов В.Е., Нырков Е.А., Варюха А.М. Инновационный потенциал высшей школы России. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002. 43 с.

References

1. Belousov I.V. (2011) Methodological bases of scientific and innovative potential of the University and strategy of boosting its development. Saint Petersburg, 22 p. [in Rus].

2. Galdikas V.A. (2012) Evaluation of the implementation of human resource capacity in the management of the education services of the University. Saint Petersburg, 206 p. [in Rus].

3. Emelyanov S.G. (2006) Innovacii, no. 6, pp. 9398 [in Rus].

4. Karamurzov B.S. (2014) Akkreditacija v obrazovanii, no. 6 (74), p. 55 [in Rus].

5. Kirillov A.V. (2007) The Development of scientific and pedagogical personnel potential of military schools. Ryazan, 26 p. [in Rus].

6. Courts S.V. (2004) Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, no. 1, pp. 61-68 [in Rus].

7. Krakovets'ka I.V. (2009) Estimation of the innovation potential of the University complex of the region. Krasnoyarsk, 24 p. [in Rus].

8. Maksimov Y.A. (2004) Obrazovanie i innovacii, no. 2, p. 28 [in Rus].

9. Nazarkin V.A. (2005) Estimation of innovative potential of higher education and analysis of its conformity with the needs of the economy. Saratov, 20 p. [in Rus].

10. Risen J.S. (2014) Problemy sovremennoj nauki i obrazovanija, no. 11 (29), pp. 5-12 [in Rus].

11. Khodakevich A.N. (2007) The formation and development of personnel potential of the organization. Saint Petersburg, 227 p. [in Rus].

12. Chvanova M. (2004) Vysshee obrazovanie v Rossii, no. 12, pp. 86-88 [in Rus].

13. Chistyakova N. (2013) Kreativnaja jekonomika, no. 9 (81), pp. 105-113 [in Rus].

14. Shukshunov E.V. (2002) The Innovative potential of the higher school of Russia. Novocherkassk, 43 p. [in Rus].

UDC 378

problematic aspects of working out a universal algorithm of assessing potential of humanitarian pedagogical universities

Ryabchuk Pavel Georgievich,

South Ural State Humanitarian

Pedagogical University,

Cand. Sc. (Economics), Associate Professor,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: ryabchuk78@mail.ru

Gnatyshina Ekaterina Viktorovna,

South Ural State Humanitarian

Pedagogical University,

Cand. Sc. (Education), Associate Professor,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: gnatishina@mail.ru

Evplova Ekaterina Viktorovna,

South Ural State Humanitarian

Pedagogical University,

Cand. Sc. (Education), Associate Professor,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: ekaterina@evplova.ru

Ryabinina Ekaterina Vladimirovna,

South Ural State Humanitarian

Pedagogical University,

Cand. Sc. (Education), Associate Professor,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: shishanya84@mail.ru

Annotation

In the proved of monitoring higher educational establishments held by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation there arose a quite explicable problem connected with impossibility to assess specialized higher educational establishments with the help of unique criteria. To make a correct monitoring a base of comparison taking into account peculiarities of humanitarian pedagogical university activity - training professional pedagogical staff for the system of education is necessary. The author points out criteria of assessing potential of a humanitarian pedagogical university and suggests the algorithm for complex assessing the above stated higher educational establishments. The suggested approach makes a comparable assessment of the factors of external environment and internal processes.

Key concepts:

criteria of assessing higher educational

establishments,

potential of a university,

rating of universities,

humanitarian pedagogical universities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.