ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ' по специальности 'Народное образование. Педагогика' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика
  • ВАК РФ: 13.00.00
  • УДK: 37

Статистика по статье
  • 6
    читатели
  • 1
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика" из научного журнала "Сибирский торгово-экономический журнал", ГАРАФУТДИНОВА Н.Я., КРЫЛОВ А.Н., КОРЕШЕВА С.Г.

 
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по народному образованию и педагогике , автор научной работы — ГАРАФУТДИНОВА Н.Я., КРЫЛОВ А.Н., КОРЕШЕВА С.Г.

Текст
научной работы
на тему "ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ". Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика"

- получать оборотные ведомости по счетам, синтетические и аналитические отчеты, кассовую книгу, баланс, отчет о финансовых результатах и другие формы отчетности.
Таким образом, информационно-технические средства обучения являются неотъемлемой составной частью учебного процесса вуза, в особенности при заочной форме обучения и позволяют четко и оперативно решать задачи бухгалтерского и налогового учета.
Обобщая изложенный материал, отметим, что преподавание дисциплины «Бухгалтерский учет» предусматривает формирование основных педагогических целей, которые определяют направленность педагогического процесса.
В результате выполнения педагогических целей достигается конечная цель преподавания дисциплины «Бухгалтерский учет» - формирование у будущих специалистов твердых теоретических знаний и практических навыков: по организации бухгалтерского учета предпринимательской деятельности; подготовке и представлению финансовой
информации различными пользователями для выработки, обоснования и принятия управленческих решений.
Литература:
1. Актуальные проблемы повышения качества образования и воспитания в системе образования Российской Федерации. - Орел: ООО Полиграфическая фирма «Картуш», 2006. - 140 с.
2. Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева. - М., 1997. - 512 с.
3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 1995.
4. Специфика организации учебного процесса в заочном вузе (из опыта подготовки специалистов экономического профиля) / Под ред. к.ф.н., проф. В. П. Матвеева, к.и.н. В.В. Востриковой, к.п.н. С. Н. Леоновой, к.ф. - м.н. Е.С. Филоновой. - Орел: Издатель Александр Воробьев, 2008. - 304 с.
5. Якушин В.А. Психология учебно-познавательной деятельности студентов. - М., 1994.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
ГАРАФУТДИНОВА Н.Я.,
к.э.н, доцент, Омский государственный педагогический университет, КРЫЛОВ А.Н.,
к.э.н., доцент, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), КОРЕШЕВА С.Г.,
зам. директора, НОУ ДПО «Северо-Западный учебный центр»
Становление российского общества неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном обновлении знаний, повышении квалификации, освоении новых видов деятельности. Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении парадигмы образования.
Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену устоявшегося девиза «образование на всю жизнь» новым девизом -«образование в течение всей жизни». Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к многоукладной и вариативной.
Неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является система дополнительного образования. Дополнительное образование - особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» [1]. Дополнительное образование - целена-
правленный процесс обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
В соответствии с законодательством, дополнительное образование в своей большей части становиться на рельсы внебюджетной деятельности, поэтому напрямую связано с потребностями работодателей, по заявкам и в соответствии с потребностями которых и проходит формирование программ дополнительного образования и конечно напрямую связано с рынком труда и взаимодействует с ним для оказания дополнительных навыков и профессиональных квалификаций тем, кто оказался в трудной ситуации со сменой или нахождением работы.
В качестве примера в первой части статьи рассмотрим один из подвидов дополнительного образования - дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО).
Рисунок 1. Типовая схема взаимодействия субъектов на рынках труда и образовательных услуг
На рисунке 1 представлена типовая схема взаимодействия субъектов на рынках труда и образовательных услуг.
На рынке образовательных услуг условно выделен сегмент, относящийся к системе ДПО.
Данная схема работает давно и успешно, а последние значительные изменения в работе произошли с 1 сентября 2013 года и касались они в основном системы ДПО в связи вводом Закона «Об образовании в Российской Федерации» и ряда других нормативных правовых актов.
По имеющимся данным на март 2015 г в автоматизированной системе собраны статистические данные по форме ФСН №1-ПК более чем от 4000 организаций из всех (85) субъектов РФ, проводивших в течение 2014 года обучение по ДПП и имеющих соответствующую лицензию. Кроме того, всего по всем ДПП обучено примерно 350 000 человек [2].
Другой источник говорит, что «рынок переподготовки и повышения квалификации отечественных инженерных кадров очень велик: наши компании тратят на эти цели около 500 млрд. рублей» [3].
Очевидно, что взаимодействие в цифрах выглядит весьма достойно.
В ближайшее время на рынке труда и рынке образовательных услуг должны произойти масштабные изменения в связи с массовым вводом в действие профессиональных стандартов (далее - ПС).
Согласно Федеральному закону от 02.05.2015 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (начало действия документа - 01.07.2016г.) применение работодателями профессиональных
стандартов станет обязательным в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, если Трудовым Кодексом РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ установлены такие требования [4].
Основание об обязательности применения профессиональных стандартов - Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 (ред. от 23.09.2014) «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» [5], где указано, что ПС должны применяться:
1) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
2) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
3) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Тогда типовая схема взаимодействия субъектов на рынках труда и образовательных услуг с учетом ввода ПС с 1 июля 2016 года может быть представлена следующим образом (рисунок 2). Здесь пунктирными линиями обозначена обязательность применения требований ПС одновременно 3-мя субъектами рыночных отношений (предприятиями, трудовыми ресурсами и образовательными организациями).
Рисунок 2. Типовая схема взаимодействия субъектов на рынках труда и образовательных услуг с учетом ввода профессиональных стандартов с 1 июля 2016 года
Представленная таким образом схема наглядно показывает сложность взаимодействия субъектов с 01.07.2016 г. на рынке труда и рынке образовательных услуг с учетом ввода ПС, точнее требований (ограничений), прописанных в профессиональных стандартах.
Далее, рассматривая взаимодействие системы дополнительного образования с работодателями -учредителями предприятий и организаций различных форм собственности, безусловно, необходимо понимать какие сложности могут возникнуть во время этого перехода.
Так, например 13 января 2016 года на базе «Альпийской деревни» Горьковского района Омской области было проведено совещание учреждений дополнительного образования, работающих под патронажем Министерства образования Омской области, на котором в рамках 4 открытого Фестиваля детско-юношеского спорта Омской области по лыжным гонкам на призы МСМК М.А. Долганова присутствовали руководители, тренеры, методисты организаций дополнительного образования - детских спортивных школ лыжного мастерства всех муниципальных районов Омской области и других регионов Сибирского Федерального Округа, а так же руководители организаций дополнительного образования Омской области, которые находятся в ведении Министерства Образования Омской области. Руководители и специалисты Министерства образования, курирующие вопросы работы организаций дополнительного образования Омской области, участвовали в проведении совещания, оценивая представленный коллективом ДО «ОблДЮСШ»
образовательный проект «Развитие лыжных гонок в системе образования Омской области на период 201602018 годы», в рамках которого раздел по кадровому обеспечению организаций дополнительного образования и их соответствию новым профессиональным стандартам вызвал самую оживленную дискуссию. В соответствии с Приказом Минтруда России № 294 от 4 июля 2013 г. [6] определены следующие ПС в области физической культуры и спорта:
- Инструктор-методист;
- Инструктор-методист по адаптивной физической культуре;
- Тренер;
- Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре;
- Спортсмен.
В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2015 № 308-ФЗ «О внесении изменения в статью 34-3 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации внесены в часть 2 статьи 34.3 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2011, N 50, ст. 7354; 2013, N 27, ст. 3477) были приняты изменения, дополнив ее пунктом 2.1 следующего содержания:
«2.1) обеспечивать не реже одного раза в четыре года повышение квалификации тренеров, осуществляющих руководство прохождением лицами спортивной подготовки». Кроме того, из 8-ми профессиональных стандартов в области физической
культуры и спорта - 5 проф. стандартов были запланированы изначально, при утверждении плана написания проф. стандартов, а 3 проф. стандарта были дописаны за 2014-1015 годы. Это новые профессиональные стандарты:
- Сопровождающий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних;
- Спортивный судья;
- Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта.
Соответственно вводимые изменения коснутся всех категорий работающего персонала детских спортивных школ организаций дополнительного образования. Так, например, в соответствии с Приказом от 7 апреля 2014 г. N 193н «Об утверждении профессионального стандарта «ТРЕНЕР» - определена Основная цель вида профессиональной деятельности: проведение со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов [7].
Соответственно, исходя из данного ПС «Образовательные организации должны привести в соответствие с профессиональным стандартом «Тренер» должностные инструкции и трудовые договоры с работниками, занимающими должности «тренер-преподаватель», «Старший тренер-преподаватель»[8]. ПС «Тренер», один из немногих профессиональных стандартов, в котором имеется самый высокий уровень квалификации- 9-ый, кроме того, раз в ПС «Тренер» есть должности, относящиеся к педагогическим работникам: Тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель - т.к. эти должности имеются в Номенклатуре педагогических должностей, поэтому руководителям образовательных организаций необходимо в отведенные сроки провести детальную проработку действующего штатного расписания, должностных инструкций всех работников и привести их в соответствие. Особенностью ПС «Тренер» является то, что должности с одинаковым названием «Тренер-преподаватель» и «Старший тренер-преподаватель» могут занимать лица, имеющие:
—► или «Среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта и Допускается среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам - программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта»,
—► или «Высшее образование - программы бакалавриата в области физической культуры и спорта» и уже появляется требование к наличию стажа -«Не менее трех лет в должности: тренер, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель»,
—► и «Лица, не имеющие стажа работы для проведения занятий на этапе спортивной подготовки, но имеющие спортивный разряд не ниже кандидата в мастера спорта по соответствующему виду спорта, могут назначаться на должность по рекомендации руководства физкультурно-спортивной организации».
Таким образом, после анализа данного ПС, можно сделать один из выводов, что ни в одной из
16-ти Обобщенных трудовых функций в разделе «Требования к обучению и образованию» нет ДПО, поэтому необходимо провести комплексный анализ уровня образования всех сотрудников и по каждому исследовать возможные пути доведения его до необходимых требований либо через систему дополнительного образования, либо через уточнение трудовых функций.
Итак, нами рассмотрен только один пример сложности изучения и анализа содержания ПС, который затрагивает достаточно большое число граждан РФ при его внедрении с 01.07.2016г. Также с большой долей вероятности можно предположить, что и в других ПС могут быть такие же сложности при их изучении и анализе.
Литература:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2012, «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598, «Российская газета», N 303, 31.12.2012.
2. Из презентации Шмельковой Ларисы Витальевны, начальника отдела развития и нормативного регулирования в сфере дополнительного профессионального образования 19 марта 2015 г. Тема презентации - «О приоритетах государственной политики, законодательном и методическом обеспечении в сфере дополнительного профессионального образования» (материалы семинара « Совершенствование нормативного правового и методического обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования 19-21 марта 2015 г. Санкт-Петербург, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Учебный центр подготовки руководителей).
3. Отрывок из ответа Ливанова Дмитрия Викторовича, Министра образования и науки Российской Федерации, корреспонденту газеты «Московский комсомолец» Марине Лемуткиной 03 апреля 2015 г.
4. Режим доступа: http://www.mk.ru/social/2015/04/03/ schetnaya-palata-inzhenerov-gotovyat-v-nikuda.html
5. Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ «О внесении изменений Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.05.2015, «Собрание законодательства РФ», 04.05.2015, N 18, ст. 2625, «Российская газета», N 95, 06.05.2015.
6. Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 (ред. от 23.09.2014) «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». «Собрание законодательства РФ», 28.01.2013, N 4, ст. 293.
7. Приказ Минтруда России от 08.05.2013 N 200 (ред. от 22.10.2013) «Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013 - 2014 годах за счет средств федерального бюджета» «Бюллетень трудового и социального законодательства РФ», N 7, 2013.
8. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=EXP;n=571255.
9. Приказ Минтруда России от 07.04.2014 N 193н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер». «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 41, 13.10.2014.
10. Письмо Минспорта России от 21.12.2015 г. № ВМ-04-07/8492 «О проведении мероприятий по переводу ДЮСШ и СДЮСШОР из учреждений дополнительного образования в учреждения спортивной подготовки».
11. http://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/ 27679/
12. Метелев С.Е. Современное образование (конфликтологический аспект). Информационные технологии в науке, социологии, экономике и бизнесе: Материалы XXXIV Международной конференции и дискуссионного научного клуба, Майская сессия, Украина, Крым, Ялта-Гурзуф, 2007. С.282-283.
13. Липатов С.П., Метелев С.Е. Вузы России и научно-техническая разведка. Вестник Сибирского отделения академии военных наук. Омск. - 2011. - №11.
14. Метелев С.Е. Современный менеджмент вузовской организации. Сборник статей V Международной научно-практической конференции «Научное творчество XXI века» Изд-во Научный инновационный центр, 2012. С. 252-256.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх